Почему православных верующих называют «раб божий», а не «сын божий» — православные молитвы

Христианин — раб Божий?

Протоиерей Владимир Башкиров

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание. Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия.

Между хозяевами и подчиненными не было бездны.Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae), а вещами (res).

Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными.

Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.

Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу.

Одна несла за барыней веер (flabelliferae), другая шла за ней по пятам (pedissquae), третья впереди (anteambulatrices).

Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones), одевания (ornatrices), ношения зонтика за госпожой (umbelliferae), хранения обуви и гардероба (vestiplices).

В доме были также пряхи (quasilliriae), швеи (sarcinatrices), ткачихи (textrices), кормилицы (nutrices), няньки, акушерки (obstetrices). Немало было и мужской челяди.

По дому сновали лакеи (cursores), кучера (rhedarii), носильщики паланк`инов (lectarii), карлики, карлицы (nani, nanae), дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae).

Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.

Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки. Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием.

Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения. Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу (contubernium) «для приплода». Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.

Беглого раба (fugitivus) бросали в пищу хищным рыбам, вешали или распинали.

Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20, 10; Втор. 5. 14.).

Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6).

Святитель Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй.

Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет». Но если раб был бесправным и безгласным рабочим скотом, то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий, хотя греческое слово «doulos» можно переводить по-разному.

У него, ведь, три значения: раб, слуга, подданный.

Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sl`uga по-польски.

Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант – раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha – пахать, работать в чужом доме. Отсюда – раб, работник. Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа.

Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).

Это значит, что Сын Божий оставил пребывание во славе, приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в страданиях и смерти.

И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением.

Отсюда – естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом.

«Все рабы Божии по природе, – говорит свят. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу». По его мнению, рабы Божии – люди богобоязненные, богоугодные.

Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится. А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел – раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).

Такое бы рабство каждому из нас!..

Исчтоник: Православный журнал «Истина»

С Православного форума АЗБУКА ВЕРЫ:
Раб Божий. Почему «раб»? (от 07.11.2006, 09:05)

1) Слово «раб» в Иудее (в отличие от античного мира) имело не уничижительное современное значение «бесправное, унижаемое господином существо», а просто «работник».

Слово “раб” в настоящее время говорит о порабощенности; но в древности «рабом» часто называли свободного человека, который свою волю и свою жизнь добровольно отдавал другому (любящий сын, верный друг).
2) Зная, что Господь ведёт нас к совершенству и желает нам только блага, т.е.

счастья и добра, то в подчинении Его воле нет ничего унизительного.
3) Использование этого эмоционального слова акцентирует наше внимание именно на необходимую степень нашего доверия и верности Творцу. Господь не должен быть в нашей жизни лишь «помощником в кризисных ситуациях».

4) Глубокое понимание Библии предполагает необходимость учитывать исторический, событийный, лингвистический контексты. В противном случае, фразой «Кесарю кесарево, а Богу Богово» можно оправдать что угодно…

5) Личные взаимоотношения человека с Богом проходят три последовательные стадии — раб, наемник и сын. Источником этой классификации является Евангельская Притча о блудном сыне

Все эти термины обозначают полноту причастности человека к Богу.

«Прочтите у аввы Дорофея то, что он говорит об отношении раба, наемника и сына: раб трудится из страха, наемник — ради оплаты; это все — договор. Сын — на других началах; за любовь не заплатишь, отношения между людьми не выкупишь ничем, не только деньгами». митрополит Антоний Сурожский

Кстати, на сайте «Азбука Веры» есть статья по заданному вопросу<\p>

>> Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его атрибутику. Но с тех пор минуло две тысячи лет…

Читать полностью >

Источник: http://www.apmd.kz/node/386

Вопрос священнику. Новые ответы

Вопрос священнику. Новые ответы

Просмотров: 1444     Комментариев: 0

Отвечает иеромонах Петр (Бородулин)

— Здравствуйте! Почему во всех христианских молитвах употребляется словосочетание «раб Божий»? Не «сын Божий» или «дочь Божья», а именно «раб»? Можно ли при чтении молитв менять словосочетание «раб Божий» на «сын Божий»? Никита

— Здравствуйте, Никита!

Во всех христианских молитвах употребляется словосочетание «раб Божий», потому что так называют себя сами христиане по отношению к Богу — рабами Божиими. Бог хочет всех привести к вечному блаженству. Человек, имеющий поврежденную грехом природу, чтобы обрести это блаженство в Царстве Небесном, должен не только верить в Бога, но и всецело следовать Его воле.

И рабы Божии — это те, кто совлекся своей греховной воли и со смирением и благоговением добровольно предал себя всеблагой и спасительной воле Бога. А почему не «сын Божий» и не «дочь Божия», а именно «раб Божий» — потому что эти слова очень ярко выражают смиренное осознание нашего недостоинства и ничтожности перед Богом, безгранично любящим нас, грешных.

Сам Спаситель, Сын Божий, почти всегда — за редким исключением — по Своему смирению называл Себя не «Сыном Божиим», а «Сыном Человеческим», пришедшим на землю, чтобы исполнить волю Отца Своего. Он, Сын Божий, безгрешный, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.

2, 7­8). Нам ли, грешным, называть себя «сынами» или «дочерьми» Божиими?

В смирении и сознании своего окаянства и недостоинства, по причине множества содеянных нами грехов, мы по-другому и не смеем, не дерзаем называть себя перед Богом иначе как рабами.

Вспомните притчу о блудном сыне, где любящий отец олицетворяет собой Бога, а блудный сын — всякого грешника.

Как обращается к отцу блудный сын, согрешивший против любви отчей, а затем раскаявшийся и вернувшийся домой?

Придя же в себя, сказал… встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих… И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 17­21).

Все мы, кающиеся грешники, по отношению к Богу всегда как блудные сыновья, которые недостойны называться Его сыновьями, поскольку своими грехами удаляемся от Него, постоянно преступаем Его заповеди. Сыновьями же Божиими мы сможем называться лишь по благодати, если после нашего исхода из этой жизни Господь сподобит нас Царствия Своего Небесного.

Поэтому при чтении молитв менять словосочетание «раб Божий» на «сын Божий» не следует, так как это будет проявлением гордости и несмирения перед Богом. Помимо того, наименование «Сын Божий» в православных молитвах усваивается только по отношению ко Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Сыну Божьему, Господу нашему Иисусу Христу.

— Здравствуйте, батюшка! Мне нужен совет. Но сначала расскажу о себе: мне 52 года, шесть лет назад я пришла в Церковь, с тех пор веду церковную жизнь, регулярно причащаюсь. Встреча с Богом была очень яркой, три месяца «летала на крыльях», всего нельзя передать словами. До этого моя жизнь была в греховной тьме.

К сожалению, мой супруг не хочет изменить жизнь вместе со мной. Он выпивает почти ежедневно (этим грехом я и сама раньше страдала). Идти в храм отказывается. Хотя он добрый и отзывчивый человек… Теперь о главном: еще в самом начале воцерковления я начала думать о монастыре, мне очень хотелось уйти, но я не решалась.

Сейчас прошло время, то пламенное состояние прошло, но вера не угасла. Я знаю и уверена, что спасение во Христе. Желание уйти в монастырь осталось, останавливает долг перед семьей (у меня есть взрослая дочь, у нее трое детей). Душа рвется, не знаю, что делать.

Может, поехать в монастырь на недельку-две, попробовать потрудиться? Может, после этого пойму, нужно мне это или нет? Дайте мне совет. Елена

— Здравствуйте, Елена! Да, поехать в монастырь потрудиться недельку-другую — мысль хорошая (если, конечно, отпустит муж). А вот уход в монастырь для Вас, 52-­летней замужней женщины, всего лишь шесть лет назад пришедшей в Церковь,— идея не очень удачная.

Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам пишет: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20).

То есть в каком семейном положении, в каком звании и состоянии ты уверовал, в том и оставайся (под призванием здесь имеется в виду приход в Церковь). И далее апостол пишет: Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Кор. 7, 27).

То же самое можно сказать и жене: соединена ли ты с мужем? не ищи развода. Естественно, без достаточной на то причины.

Вы сами пишете, что Ваш муж человек добрый, отзывчивый.

Вот и слава Богу! Ежедневно выпивает? Но не оставлять же его одного! На то и жена у него есть, чтобы не бросала его в беде, а молилась дома и в церкви об избавлении его от недуга пьянства.

Вы ведь были оба неверующими, когда вступили в брак. А теперь Вы, придя в Церковь, начинаете думать о том, чтобы оставить его, потому что он стал Вам чужим по духу и продолжает пить? Это уж как-то совсем не по-христиански.

Читайте также:  Церковь святого великомученика феодора тирона в ялте - православные молитвы

«Желание уйти в монастырь осталось, останавливает долг перед семьей». Совершенно верно. Еще раз обратимся к апостолу Павлу: жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (1 Кор. 7, 13­14, 16). Постарайтесь приложить все усилия, чтобы помочь мужу.

Станьте для него добрым примером и помогите ему избавиться от его страсти: может быть, у Вас и получится с Божией помощью исправить его. Помоги Вам Господь.

— Батюшка, очень нужен совет. Нужна помощь. Вот уже год, как я читаю акафист Неупиваемой Чаше за свою маму и мужа. Мама пьет всю жизнь, лечилась в наркологии, кодировалась. На какое­то время это помогало. Но потом все повторялось.

Чуть больше года назад я стала воцерковляться и почти сразу стала читать этот акафист. И поначалу очень сильно действовало, а спустя год она вновь ударилась в длительный запой. Что делать, подскажите? Где моя ошибка? Я только увидела путь спасения, и вот его потеряла.

Очень нужна помощь! Наталья

— Здравствуйте, Наталья! Вы не потеряли путь спасения; Вы просто впали в уныние оттого, что после года Ваших молитв и обнадеживающих результатов все снова повторилось. Никакой ошибки Вы не сделали. Не отчаивайтесь и не отступайте.

Иногда враг-диавол, чувствуя, что его власть над человеком ослабевает, с особой силой нападает на страждущих, за которых кто-то молится, с тем чтобы расстроить и тех и других, разбить их надежду и таким образом остановить молитву.

Не поддавайтесь на его уловки, не сдавайтесь и не опускайте руки! Искоренение страсти винопития требует огромного труда: необходима сугубая молитва как самих страждущих, так и их родственников и Церкви. Продолжайте читать акафист и за маму, и за мужа.

То, что произошло с Вашей мамой, произошло, конечно же, по Божиему попущению, ради укрепления вашей с ней веры, ради воспитания в Вас непоколебимой надежды на Господа и доверия к Нему.

Почему еще и доверия? Да потому, что жизнь показывает, что исцеления от страсти может и не произойти. По всеблагому Промыслу Божию страждущие пьянством могут всю жизнь нести тяжкий крест своего недуга. А вместе с ними этот крест придется нести и их родственникам. Будьте готовы к этому.

То, что Ваши близкие страдают несмотря на Ваши за них молитвы, не значит, что Бог не слышит Вас. Гос­подь может оставить им этот недуг как крест, которым спасаются и они сами — страждущие, и Вы — те, кто за них молится. Если они пребудут в молитве и борьбе со страстью, то Господь даст им возможность покаяться перед смертью и примет их. Укрепи Вас Господь.

— Здравствуйте! У меня такой вопрос: что сказал бы священник в беседе с набожной 84­летней бабушкой, которая искренне считает, что все ее недуги из-за того, что ее заколдовала уже покойная соседка? При этом бабушка постоянно обвиняет одного своего родственника, что все это произошло из-за него, потому что он чем-то обидел соседку. В этом бабушка постоянно убеждает своих родственников. Афанасий

— Здравствуйте, Афанасий! Думаю, что священник постарался бы найти подход к старушке, которая, будучи ребенком, пережила страшную войну, а затем почти всю жизнь прожила при безбожной советской власти и только под 60 лет, уже на закате жизни, получила возможность безбоязненно ходить в храм, глубже узнавать и исповедовать свою веру. Лучше, если этот священник будет ненамного младше ее — он легче поймет то, что она пережила. Хорошо, если это будет пожилой, опытный священник; он будет иметь больший авторитет в ее глазах, и она быстрее с ним согласится.

У людей ее поколения может быть очень сильна вера в колдунов, домовых и во всякие приметы (что является суеверием). Они могут очень ревностно относиться к разным народным обычаям, которые также являются суевериями. Людям, которым несколько десятилетий запрещали верить в Бога, а потом пришедшим в Церковь, это очень трудно изживать.

Эти суеверия, возможно, были для них единственной «святыней», которой они боялись, в которую они верили и которую незыблемо хранили на протяжении всех этих лет. Переубедить их бывает очень сложно. Некоторые из них вообще не поддаются увещаниям.

Ведь они почти всю свою жизнь верили в это, и в 80-летнем возрасте им бывает очень тяжело менять свои убеждения и отказываться от своих предрассудков. Не будем судить их строго.

Если не получается их переубедить так, чтобы они отказались от своих заблуждений, то того, что они верят, как могут, в Бога, молятся и ходят в церковь, будет достаточно для их спасения. Уверен, что и Бог их не будет судить строго. Помоги им, Господи.

Рубрика «Вопросы священнику»

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku-novye-otvety-08-2015

Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I

04:17 pm — Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I
Оригинал взят у iov75 в Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I

Написано специально для справочно-информационного портала «Возглас» vozglas.ru

И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.Подумалось, а почему называя себя «рабами Божьими», в молитве «Отце наш», мы обращаемся к Богу как к Отцу?Странно? Так мы — это рабы хозяина мира — Бога или все же Его …дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

Я в постах Кому нужны рабы… и Кому нужны рабы… Ч II уже рассматривал этот вопрос, но скорее, как альтернативный взгляд на традиционное понимание этих сакральных взаимоотношений (человека и Бога).

По сути, сегодня вопрос ставится в принципиально иной плоскости и иной исторической ретроспекции.

Итак, попробую разобраться (хотя не претендую на окончательность решения этой проблемы, тем паче, что древняя традиция (имеющая под собой вполне рациональное объяснение) — намного сильнее здравого и смысла ), тем более, что некоторые древние словосочетания Церкви, становятся настолько аутентичными для их «носителей» (инсталлируются в ментальность), что просто теряют свою историческую ретроспективность (а в действительности, просто теряют смысл того, что они означали в прошлом).

Дело в том, что слово «раб Божий» восходит ко временам так называемого рабовладельческого строя (периода) человеческой истории.

Действительно, правы те исследователи говорящие о том, что в те далекие времена слово «раб» просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло в Новой истории человечества (Эпоха Просвещения + гуманистическая движуха эпохи Ренессанса).

Замечу, что Ренессанс был возвращением к «корням» (все любимые возрожденческие антитезы между «темнотой» и «светом», «сном» и «пробуждением», «слепотой» и ведением», которые служили для отграничения «Нового века» от средневекового, были заимствованы, как это не странно, из Священного Писания.

Да и сам термин «Возрождение», по аналогии с рождением, просвещением, пробуждением, — мыслители того времени выводили из евангельской беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится (по одной из версий «возродится» свыше), не может увидеть Царствие Божие». (Ин. 3;3)

Понятно, что в силу элементарного консерватизма и определенной архаичности религиозных форм божественного ведения + культовой практике, возникло интеллектуальной противостояние между мыслителями Просвещения и клерикалами.

Нужно чётко осознавать, что тогда было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО клерикальное общество + мировоззрение, определяющая абсолютно все формы и смыслы человеческой жизнедеятельности, элементарного быта.

Закономерно, что князья Церкви (как правило, самые могущественные и богатые люди того времени), увидели в этом движении не только посягательство на «богоустановленный», многовековой миропорядок + личный кошелёк, но и интеллектуальный соблазн в поднятие Человека на «олимпийский» пьедестал. Над второй темой, задумывались наиболее мощные интеллектуалы Церкви. Исторически их опасения сбылись с …

абсолютной точностью (но это, другая тема).

Вернусь. Не будем забывать, что в те времена при светско-феодальной раздробленности стержнем, цементирующим Западную Империю, явилась католическая Церковь. Впоследствии, именно благодаря этому факту возникла мощнейшая церковная сила, родившая папство = наместничество Бога на земле (в рабовладельческий период) как институт Церкви.

Если позволите, эта была уникальная модель власти над людьми и абсолютном социальном отношении — раб и полновластный Хозяин (эдакий земной божок, обладающий полной властью казнить и миловать). Одна фигура Григория VII (хотя, я к его персоне отношусь с известным уважением), его реформы (целибат, уничтожение симонии, централизация власти и т.д.

) и борьба за инвеституру с императором Генрихом IV, закончившаяся поражением последнего (Генрих IV принес покаяние в Канносе в рубище), не может не вызвать изумление перед этим удивительным, но по духу, антагонистическим явлением — вхождение Церкви во всем ее объеме в мир. По мановению папы, целые народы, принимая меч и крест, сражаются против тех, на кого укажет папа.

«Я сам император» — закончил свою речь в 1300 году папа Бонифаций VIII, явившийся на торжество в императорском облачении, где перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной. В XIII-ом столетии и позже, папы не только раздавали королевские короны тем, кого считали наиболее достойными, но вмешивались и во внутреннюю политику независимых государств, низлагали королей и императоров. И даже разрешали их подданных от присяги данной королям.

При этом, объективное противоречие, заложенное в самом христианстве, не могло не сказаться в этих исторических условиях со всей своей силой. Речь идет о «фундаментальной нестабильности между Церковью и миром, между царством Божиим и падшим человеком». Церковь входит в мир, исторически пребывает в нем, но Сама не от мира.

Церковь всегда говорит о будущей парусии (то есть, об Эсхатоне, глобальном освобождение человека от реального рабства), свидетельствует об обоженном, свободном во Христе человечестве. Церковь в мире, но преодолевает мир, что всегда чувствовали наиболее религиозно-чуткие души (старцы, духовники, мистики и аскеты).

Когда читаешь о том, как деятели эпох Возрождения и Просвещения, троллят по чем свет Католическую Церковь, понимаешь что для этого у них были весьма серьезные и реальные основания (хотя критика римского клира, началась значительно ранее).

«Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так, что приходилось неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все напрасно. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелетики как последствие этих оргий.

Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен.

Что уж говорить о монахах, когда такие люди как папа Александр VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей от римлянки Ванноци, а за год до своего вступления на папский престол, уже, будучи 60 летнем стариком, вступил в сожительство с 17-летней Джулией Фарнезе, от которой вскоре имел дочь Лауру.

Имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Павел III, и папа Инокентий VIII, и папа Юлий, и папа Павел III; причем, что интересно, что все они – папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи.

Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империи, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Нравственное развращение в это время доходило до ужасающих размеров. В 1490 г в Риме насчитывалось 6.800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. В Германии этим ремеслом начинали заниматься, начиная с 12 лет.

В это время пышным, цветом цветет хиромантия, физиогномика, колдовство, сатанизм, оккультизм, астрология. Когда в XVI веке Медичи восстановили свое господство во Флоренции (этой колыбели Ренессанса), вся их дальнейшая история ознаменовалась убийствами, заговорами, зверствами. Особенно прославился из них, каким – то абсолютным сатанизмом сын папы Цезарь Борджиа. На его совести огромное количество зверски замученных душ» (А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» М. 1998. «Мысль». С. 122-136)

«Раб Божий»

Библейско-текстологически слово «раб Божий» восходит ко временам исхода из Египта.

Как справедливо отмечает Андрей Охоцимский: «В книге Левита 25:55 Господь говорит о сынах Израилевых: «Они — Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только (я бы сказал не СТОЛЬКО — прим.

мое) о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян — теперь только Мои рабы».

Это принципиальный момент. Если позволите, Бог говорит с людьми того рабовладельческого времени, когда иная смысловая вербализация была бы просто не понята. Как не было бы понятно, обращение современного проповедника к современным же людям (предположим, не явившегося ещё миру Христа) со словами: «Слушайте меня! Рабы ..

.».  В этом есть рациональное зерно. Вспомните, как агрессивно (в мировоззренческом плане) были встречены простые Смыслы деятелей Эпох гуманизма и просвещения и вы все поймете.

Сейчас, это несколько трудно осознать, что над этими простыми и теперь уже самоочевидными словами: о значение и смысле человека, билось столько лбов

Да и потом, Христос распялся за человека! Человек — ценность в очах Божиих. Причем, настолько серьёзная, что не обошлось без пролития божественной крови.»Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем.

Читайте также:  Псалом давида 22: «великий пастырь» - православные молитвы

1:10), которая опять-таки посвящена освобождению — на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс.

115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «Ты — Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим.

1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим.

8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22). Для апостола Павла рабство Богу — это синоним освобождения от власти грехa и смерти», — продолжает Андрей Охоцимский (см. http://www.vladhram-uspenie.ru/ «Раб Божий — почему «раб»?»).

Интересно в этом смысле процитировать великого Свят. Феофана Затворника: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни.

Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» (Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М.

, 1893.)Итак, мы можем сделать несколько предварительных выводов (понятно, что зилотствующим, эти выводы весьма не понравятся, но я уже писал выше о фундаментальной неспособности некоторых человеков к здравому смыслу + увидеть …

Историю) о том, что:

а) словосочетание «раб Божий» — употреблялось в рабовладельческий перид (архаичный), как понятное для уха тогдашнего человека.

б) словосочетание «раб Божий» — аутентично только для рабовладельческого строя и его социально-правовой системы.в) сегодняшнее употребления словосочетание «раб Божий» — дань традиции не имеющей реальной социокультурной и государственно-правовой почвы. Это даже не символ, поскольку символ все же отражает скрытую за ним реальность.

г) поскольку в современном мире, рабство имеет крайне негативную, демоническо-смысловую коннотацию, его употребление (пусть и под «благочестивой» крышей «божественной» традиции) может быть: 1) аутентичным только для последователей рабовладельческой ментальности; 2) упразнено, за неимением социокультурной почвы + общесоциальной ментальной моделью современного человека.

(продолжение следует…)

http://vozglas.ru/blogs/Religion/rab-bozhiy-ili-syn-bozhiy-opyt-postroeniya-russkoy-teologii-osvobozhde.php

P/S.

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами.

Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков.

В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми.

Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов.

Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости.

И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе.

И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из — за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

PP/S.

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда.

И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф.

А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51). http://minds.by/article/91.html

Источник: https://doranson.livejournal.com/128545.html

Что значит раб Божий в православии

В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении.

Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство.

Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.

Почему говорят раб Божий

Для того, чтобы уйти от обид и оскорблений, не стоит заимствовать юридические или социальные понятия и переносить их на трактовок высшей реальности.

Наша духовность должна быть свободна от мирских представлений. Основная цель Господа – это привести всех к вечной жизни.

Если человеческая природа повреждена грехом, то он должен не только верить в Бога, но и полностью и всецело следовать его благой воле.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Именно в Священном Писании о таком человеке говорится, что если он отказался от своих греховных помыслов и поступков и предался спасительной воли Господа, то он именуется «рабом Божьим».

В библейских текстах такое название несет почетный характер.

Есть несколько толкований, что означает раба Божья или раб Божий:

  1. В Иудее слово «раб» не несло в своем контексте уничижительного значения. Оно просто означало работника.
  2. Главная задача Господа – это желание нам только благ и привести нас к совершенству. Именно подчинение его воли не имеет в себе ничего унизительного.
  3. Эмоциональная составляющая данной фразы должна обращать наше внимание на степень доверия к Господу и нашей верности ему. Мы не должны обращаться к нему только при необходимости и в тяжелые времена.
  4. Необходимо также вспоминать об исторических особенностях того времени, когда существовал рабовладельческий лад. Были только рабы и их наемники. Но в данном случае «раб» — это не бесправное существо.
  5. Почему раб Божий, а не сын Божий? Считают, что отношения Господа и человека должны пройти определенные стадии развития: раб, наемник и сын. Такая классификация встречается еще в притче о блудном сыне.

Как объясняет церковь 

Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.

Так что не нужно придавать особого значения таким изречениям. Самое важное – это вера в Господа и следование заповедям Господним.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-znachit-rab-bozhij-v-pravoslavii/

Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I | ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

Написано специально для справочно-информационного портала «Возглас» vozglas.ru

И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.

Подумалось, а почему называя себя «рабами Божьими», в молитве «Отце наш», мы обращаемся к Богу как к Отцу?

Странно? Так мы — это рабы хозяина мира — Бога или все же Его …дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

Я в постах Кому нужны рабы... и Кому нужны рабы… Ч II уже рассматривал этот вопрос, но скорее, как альтернативный взгляд на традиционное понимание этих сакральных взаимоотношений (человека и Бога).

По сути, сегодня вопрос ставится в принципиально иной плоскости и иной исторической ретроспекции.

Итак, попробую разобраться (хотя не претендую на окончательность решения этой проблемы, тем паче, что древняя традиция (имеющая под собой вполне рациональное объяснение) — намного сильнее здравого и смысла ), тем более, что некоторые древние словосочетания Церкви, становятся настолько аутентичными для их «носителей» (инсталлируются в ментальность), что просто теряют свою историческую ретроспективность (а в действительности, просто теряют смысл того, что они означали в прошлом).

Дело в том, что слово «раб Божий» восходит ко временам так называемого рабовладельческого строя (периода) человеческой истории.

Действительно, правы те исследователи говорящие о том, что в те далекие времена слово «раб» просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло в Новой истории человечества (Эпоха Просвещения + гуманистическая движуха эпохи Ренессанса).

Замечу, что Ренессанс был возвращением к «корням» (все любимые возрожденческие антитезы между «темнотой» и «светом», «сном» и «пробуждением», «слепотой» и ведением», которые служили для отграничения «Нового века» от средневекового, были заимствованы, как это не странно, из Священного Писания.

Да и сам термин «Возрождение», по аналогии с рождением, просвещением, пробуждением, — мыслители того времени выводили из евангельской беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится (по одной из версий «возродится» свыше), не может увидеть Царствие Божие». (Ин. 3;3)

Понятно, что в силу элементарного консерватизма и определенной архаичности религиозных форм божественного ведения + культовой практике, возникло интеллектуальной противостояние между мыслителями Просвещения и клерикалами.

Нужно чётко осознавать, что тогда было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО клерикальное общество + мировоззрение, определяющая абсолютно все формы и смыслы человеческой жизнедеятельности, элементарного быта.

Закономерно, что князья Церкви (как правило, самые могущественные и богатые люди того времени), увидели в этом движении не только посягательство на «богоустановленный», многовековой миропорядок + личный кошелёк, но и интеллектуальный соблазн в поднятие Человека на «олимпийский» пьедестал. Над второй темой, задумывались наиболее мощные интеллектуалы Церкви. Исторически их опасения сбылись с … абсолютной точностью (но это, другая тема).

Вернусь. Не будем забывать, что в те времена при светско-феодальной раздробленности стержнем, цементирующим Западную Империю, явилась католическая Церковь. Впоследствии, именно благодаря этому факту возникла мощнейшая церковная сила, родившая папство = наместничество Бога на земле (в рабовладельческий период) как институт Церкви.

Читайте также:  Почему служители тушат свечи в храме? - православные молитвы

Если позволите, эта была уникальная модель власти над людьми и абсолютном социальном отношении — раб и полновластный Хозяин (эдакий земной божок, обладающий полной властью казнить и миловать). Одна фигура Григория VII (хотя, я к его персоне отношусь с известным уважением), его реформы (целибат, уничтожение симонии, централизация власти и т.д.

) и борьба за инвеституру с императором Генрихом IV, закончившаяся поражением последнего (Генрих IV принес покаяние в Канносе в рубище), не может не вызвать изумление перед этим удивительным, но по духу, антагонистическим явлением — вхождение Церкви во всем ее объеме в мир. По мановению папы, целые народы, принимая меч и крест, сражаются против тех, на кого укажет папа.

«Я сам император» — закончил свою речь в 1300 году папа Бонифаций VIII, явившийся на торжество в императорском облачении, где перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной.

В XIII-ом столетии и позже, папы не только раздавали королевские короны тем, кого считали наиболее достойными, но вмешивались и во внутреннюю политику независимых государств, низлагали королей и императоров. И даже разрешали их подданных от присяги данной королям.

При этом, объективное противоречие, заложенное в самом христианстве, не могло не сказаться в этих исторических условиях со всей своей силой. Речь идет о «фундаментальной нестабильности между Церковью и миром, между царством Божиим и падшим человеком». Церковь входит в мир, исторически пребывает в нем, но Сама не от мира.

Церковь всегда говорит о будущей парусии (то есть, об Эсхатоне, глобальном освобождение человека от реального рабства), свидетельствует об обоженном, свободном во Христе человечестве. Церковь в мире, но преодолевает мир, что всегда чувствовали наиболее религиозно-чуткие души (старцы, духовники, мистики и аскеты).

Когда читаешь о том, как деятели эпох Возрождения и Просвещения, троллят по чем свет Католическую Церковь, понимаешь что для этого у них были весьма серьезные и реальные основания (хотя критика римского клира, началась значительно ранее).

«Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так, что приходилось неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все напрасно. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелетики как последствие этих оргий.

Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен.

Что уж говорить о монахах, когда такие люди как папа Александр VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей от римлянки Ванноци, а за год до своего вступления на папский престол, уже, будучи 60 летнем стариком, вступил в сожительство с 17-летней Джулией Фарнезе, от которой вскоре имел дочь Лауру.

Имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Павел III, и папа Инокентий VIII, и папа Юлий, и папа Павел III; причем, что интересно, что все они – папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи.

Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империи, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Нравственное развращение в это время доходило до ужасающих размеров. В 1490 г в Риме насчитывалось 6.800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. В Германии этим ремеслом начинали заниматься, начиная с 12 лет.

В это время пышным, цветом цветет хиромантия, физиогномика, колдовство, сатанизм, оккультизм, астрология. Когда в XVI веке Медичи восстановили свое господство во Флоренции (этой колыбели Ренессанса), вся их дальнейшая история ознаменовалась убийствами, заговорами, зверствами. Особенно прославился из них, каким – то абсолютным сатанизмом сын папы Цезарь Борджиа. На его совести огромное количество зверски замученных душ» (А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» М. 1998. «Мысль». С. 122-136)<\p>

«Раб Божий»

Библейско-текстологически слово «раб Божий» восходит ко временам исхода из Египта. Как справедливо отмечает Андрей Охоцимский: «В книге Левита 25:55 Господь говорит о сынах Израилевых: «Они — Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только (я бы сказал не СТОЛЬКО — прим.

мое) о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян — теперь только Мои рабы».<\p>

Это принципиальный момент. Если позволите, Бог говорит с людьми того рабовладельческого времени, когда иная смысловая вербализация была бы просто не понята.

Как не было бы понятно, обращение современного проповедника к современным же людям (предположим, не явившегося ещё миру Христа) со словами: «Слушайте меня! Рабы …».  В этом есть рациональное зерно.

Вспомните, как агрессивно (в мировоззренческом плане) были встречены простые Смыслы деятелей Эпох гуманизма и просвещения и вы все поймете.

Сейчас, это несколько трудно осознать, что над этими простыми и теперь уже самоочевидными словами: о значение и смысле человека, билось столько лбов Да и потом, Христос распялся за человека! Человек — ценность в очах Божиих. Причем, настолько серьёзная, что не обошлось без пролития божественной крови.

«Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению — на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти.

Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «Ты — Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9). Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим.

1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22).

Для апостола Павла рабство Богу — это синоним освобождения от власти грехa и смерти», — продолжает Андрей Охоцимский (см. http://www.vladhram-uspenie.ru/  «Раб Божий — почему «раб»?»).

Интересно в этом смысле процитировать великого Свят. Феофана Затворника: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни.

Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» (Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св.

апостола Павла к Ефесянам. М., 1893.)

Итак, мы можем сделать несколько предварительных выводов (понятно, что зилотствующим, эти выводы весьма не понравятся, но я уже писал выше о фундаментальной неспособности некоторых человеков к здравому смыслу + увидеть … Историю) о том, что:

а) словосочетание «раб Божий» — употреблялось в рабовладельческий перид (архаичный), как понятное для уха тогдашнего человека.

б) словосочетание «раб Божий» — аутентично только для рабовладельческого строя и его социально-правовой системы.

в) сегодняшнее употребления словосочетание «раб Божий» — дань традиции не имеющей реальной социокультурной и государственно-правовой почвы. Это даже не символ, поскольку символ все же отражает скрытую за ним реальность.

г) поскольку в современном мире, рабство имеет крайне негативную, демоническо-смысловую коннотацию, его употребление (пусть и под «благочестивой» крышей «божественной» традиции) может быть: 1) аутентичным только для последователей рабовладельческой ментальности; 2) упразнено, за неимением социокультурной почвы + общесоциальной ментальной моделью современного человека.<\p>

(продолжение следует …)

http://vozglas.ru/blogs/Religion/rab-bozhiy-ili-syn-bozhiy-opyt-postroeniya-russkoy-teologii-​osvobozhde.php

P/S.

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами.

Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков.

В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей. Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми.

Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов. В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов.

Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости.

И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе.

И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия… На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога. Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из — за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

PP/S.

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства.

Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов. О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока.

Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке. Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт.

И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр.

рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia.

London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51). http://minds.by/article/91.html

Источник: http://maxpark.com/community/982/content/2168358

Ссылка на основную публикацию