Можно ли православным ходить в церкви других религий — православные молитвы

Можно ли православным ходить в церкви других религий

Можно ли православным ходить в церкви других религий - православные молитвы

Многие православные верующие задаются вопросом, можно ли посещать церкви, принадлежащие иным религиям. С данной ситуацией можно столкнуться на экскурсионных программах других стран, может вынудить какая-то другая нужда на посещение Божиих домов других конфессий.

Можно ли православным посещать католические храмы

Большинство православных священнослужителей высказывают положительное мнение по поводу нахождения православных верующих в католическом храме.

В экскурсионных целях православным допускается посещать католические храмы

Ничего плохого нет в том, чтобы войти в христианский дом католической конфессии, если визит совершен не с целью молитвы и исповедания, а вызван интересом. К тому же, многие католические церкви хранят среди своих стен общехристианские святыни, которым можно поклоняться и обращаться к ним за помощью, независимо от того, где они находятся.

Для сведения! Католическая вера признает причастие и апостольскую преемственность за православной церковью.

Для расширения своего кругозора, в экскурсионных целях можно посещать церкви других верований, особенно если они принадлежат христианским конфессиям.

Что касается отношений Православных церквей к молитве католиков в своих церквях, то тут позиция сложнее. РПЦ МП католику в совершении таинства причастия, скорее всего, откажет из-за того, что причащение означает полное согласие с церковью во всем, а у ортодоксов с католиками раскол до сих пор.

А вот в КПЦ (Константинопольский патриархат) это вполне возможно в крайних случаях. Несмотря на то, что Православные церкви признают за католиками их преемство апостольское и Таинства (правда, в случае принятие католиком православия), не существует четкой позиции по вопросу молитв и участия православного человека в католических таинствах.

В большинстве случаев это запрещено, но в виде исключения все возможно.

Можно ли православным посещать мечеть

Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:

  • заходить в мечеть иноверцу можно только на определенных условиях;
  • важно соблюдать принятые обычаи внутри мечети;
  • во время совершения молитвы нельзя посещать мечеть;
  • нельзя посещать Запретную мечеть в Мекке.В мусульманском храме важно соблюдать строгие правила посещения

Важно! Никто не может запретить входить человеку в дом Божий, к какой бы религии он ни принадлежал. Важно соблюдать законы, принятые в этой вере. Бывать в храмах других конфессий желательно устоявшемуся в своей вере человеку, который не будет сравнивать обычая своей церкви с другими.

Правила посещения католического храма

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением таинства причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих.

Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Исповедальня в католической церкви

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

Мусульманство очень многим отличается от Христианства, но вход туда людям с иной верой не воспрещен. Важно соблюдать строгие правила посещения мусульманского храма:

  • воспрещено посещать намаз, лучше выбрать время захода в мечеть между молитвой;
  • плечи, колени обязательно должны быть закрыты, женщинам необходимо покрыть голову;
  • ходят в мечети босиком, перед входом нужно снять обувь;
  • запрещено пить и вкушать пищу внутри здания;
  • необходимо выключить звук у телефонов;
  • фотографировать можно вне времени молитвы;
  • пожертвования также не возбраняются.

Женщинам запрещено посещать мечеть во время менструации и молитвы.

Важно! Многие мечети имеют два входа: для женщин и для мужчин. Чаще всего для молитвы женщинам выделяется отдельное место на балконе.

Видео о том, можно ли православным заходить в католические храмы, мечети

Май 28, 2018 01:32Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mozhno-li-pravoslavnym-hodit-v-tserkvi-drugih-religij.html

Протоиерей Петр Перекрестов. Можно ли молиться вместе с католиками? / Православие.Ru

Многие православные люди участвуют в общих мероприятиях с католиками: обсуждают актуальные проблемы общества, обмениваются опытом социальной работы. Такие межконфессиональные мероприятия часто начинаются и заканчиваются общей молитвой.

Но ведь церковные правила запрещают молиться с инославными! В чем смысл такого запрета, не устарел ли он? На эти вопросы корреспонденту «Нескучного сада» ответил клирик кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов.

– Отец Петр, канонический запрет молиться с инославными относится только к молитвам на богослужении?

– Церковные каноны запрещают не только молиться с еретиками, но и входить в их храмы, трапезничать с ними, вместе мыться в бане и даже лечиться у них. Надо учесть, что в первые века, когда эти каноны были приняты, все еретики были людьми знающими, убежденными, шли против христианского учения не по невежеству, а из гордости.

И врачи не только осматривали пациента и назначали лечение, но и молились и долго беседовали, тема веры была в то время актуальна. То есть на приеме у врача-еретика пациент неизбежно познакомился бы с его ересью. Для неискушенного в богословии человека это соблазн. То же самое в бане – там не только мылись, но много времени проводили в беседах.

Каноническое правило актуально и в наши дни, просто жизнь изменилась. В секулярном мире мало говорят о религии, вероятность религиозных диспутов в бане или на приеме у врача почти нулевая.

Но если применить этот запрет к сегодняшней жизни, то я убежден, что неподготовленному человеку, плохо знающему нашу веру, нельзя долго беседовать с сектантами, тем более впускать их в дом на чашку чая (а многие сектанты – иеговисты, мормоны – ходят с проповедью по домам). Соблазнительно это, неполезно и опасно для души.

Некоторые считают, что запрет на совместную молитву относится только к богослужению, а в начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так не думаю. «Литургия» с древнегреческого переводится как «общее дело».

Молитва на литургии – не частная молитва каждого прихожанина, это молитва общая, когда все молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой. И для православного любая общая молитва имеет какой-то литургический смысл. Иначе в ней нет силы.

Как можно молиться с человеком, если он не почитает Божию Матерь и святых?

– В современном секулярном мире представители не только других конфессий, но и других религий воспринимаются скорее как союзники по отношению к абортам, эвтаназии, другим явлениям. Казалось бы, что плохого, если они вместе помолятся?

– На Западе сейчас доминирует идея, что нет ничего важного, непреодолимого. То есть у вас своя вера, у меня своя, и лишь бы мы друг другу не мешали. Мешать, конечно, не надо, и мы должны любить всех людей, уважать их чувства.

Мне приходилось бывать на отпеваниях католиков – родственников наших прихожан. Я там присутствовал из уважения к покойнику и его семье, но не молился за богослужением. О каждом из этих людей я могу помолиться келейно, как молюсь каждый день о моей бабушке-католичке: «Господи, помилуй рабу Твою».

А потом уже «Упокой, Господи…» и по-православному поминаю всех моих православных родственников. Но по этой бабушке я не могу служить панихиду, вынимать за нее частички на проскомидии. Церковная молитва – молитва за членов Церкви.

Бабушка знала о Православии, сделала свой выбор, надо его уважать, а не притворяться, что она была православной. Молитва – это любовь, но любовь должна помогать. Допустим на минуту, что наша церковная молитва об упокоении инославных, иноверцев и неверующих услышана Богом.

Тогда по логике все они должны предстать перед Судом Божьим как православные. А они не понимали или не хотели понимать Православия. Мы им только навредим такой «любовью».

Пример подлинно христианской любви к неправославным людям показал святитель Иоанн (Максимович) – я составил книгу о нем, недавно вышедшую в Москве. Он часто посещал больницы, в которых лежали инославные и иноверные. Владыка вставал на колени и молился за каждого больного. Не знаю, может быть, кто-то из них молился вместе с ним.

Это была действенная молитва – исцелялись евреи, мусульмане, китайцы. Но это не называется, что он молился с инославными. А когда на приходе он увидел, что в метрическую книгу вписали одним из крестных католика, издал указ, чтобы из всех метрических книг вычеркнули имена инославных восприемников.

Потому что это нонсенс – как может ручаться за воспитание крещаемого в православной вере неправославный человек?

– Но разве плохо перед общей трапезой с католиком вместе прочитать «Отче наш»?

– Это, наверное, иногда допустимо. В любом случае я должен помолиться перед едой. Если собираются разные люди, обычно читаю молитву про себя, крещусь. Но если кто-то другой предложит помолиться, православный человек может предложить: давайте прочитаем «Отче наш». Если все христиане разных конфессий – прочитают про себя каждый по-своему.

В этом не будет измены Богу. А экуменические молитвы на больших собраниях, на мой взгляд, сродни супружеской измене. Такое сравнение мне кажется уместным, поскольку в Евангелии отношения Христа и Его Церкви описываются как отношения Жениха (Агнца) и его жены-Невесты (Церкви).

Вот и давайте рассмотрим проблему не с позиции политкорректности (тут мы точно не найдем ответа), а в контексте семьи. В семье есть свои правила. Семью связывает любовь, а с понятием любви тесно связано понятие о верности. Понятно, что в миру всем приходится общаться со многими людьми другого пола.

С ними можно иметь деловые отношения, дружить, но если мужчина вступает с другой женщиной в связь, это измена и законное (для его жены) основание для развода. Так и молитва… Вопрос о молитве с инославными обычно ставится либо людьми душевными, для которых главное – хорошие отношения, либо, чаще всего, апологетами экуменизма.

Да, главное – любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина. Нет истины без любви, но и любви без истины. Экуменические молитвы как раз размывают истину. «Пусть Бог у нас разный, но мы верим в Бога, и это главное» – в этом суть экуменизма. Понижение высокого. В восьмидесятые годы в экуменическое движение активно влились православные.

Ответьте мне, пожалуйста, благодаря свидетельству Православия на экуменических собраниях хоть один человек перешел в Православие? Мне такие случаи неизвестны.

Если и были отдельные случаи (реально всех приводит к вере Сам Господь, а для Него все возможно), они замалчивались хотя бы потому, что они не соответствуют экуменическому духу – толерантности и терпимости ко всем и вся. Я знаю случаи, когда люди приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и переходили в Православие.

Или ездили в монастыри, видели старцев и переходили в Православие. Но чтобы кого-то экуменические ассамблеи привели к истине, я не слышал. То есть плодов такая совместная молитва не приносит, а по плодам мы познаем правильность наших действий. Следовательно, в общей экуменической молитве нет смысла. И я считаю, что сегодня запрет на молитву с еретиками актуален как раз применительно к экуменическим собраниям.

– Вместе заседаем, обсуждаем вопросы, обмениваемся опытом социальной работы и одновременно считаем их еретиками?

– Конечно, мы сегодня стараемся не называть никого еретиками. Это не только некорректно, но и неэффективно. Я же начал с того, что в первые века каждый еретик сознательно шел против единой Церкви.

Сегодня, в секулярном мире, большинство приходит к вере в сознательном возрасте, и, как правило, люди начинают с религии или конфессии, традиционной для их страны, семьи. При этом многие интересуются другими религиями, хотят больше о них узнать. В том числе и о Православии.

«Здравствуйте! Вы – еретик!» – начнем мы разговор с таким человеком? Его интерес к Православию исчезнет. Наша же задача противоположная – помочь людям прийти к истине.

Если человек искренне интересуется Православием, хочет разобраться, читает книги, общается с православными священниками и богословами, в какой-то момент он сам осознает, что его религиозные взгляды по определению Православной Церкви – ересь. И сделает свой выбор.

В США последние годы идет быстрый рост православных общин, и в основном за счет коренных американцев. Почему американцы переходят в Православие? Они видят традицию, неизменность Христовой веры. Видят, что другие Церкви идут на уступки миру в вопросах женского священства, однополых браков, а Православие хранит верность заповедям. Вы в России это не так ощущаете, а для нас это реальная проблема – в Сан-Франциско в каждом квартале есть храмы разных конфессий.

Читайте также:  Церковь святителя николая чудотворца в хамовниках - православные молитвы

Надо разделять сотрудничество и совместную молитву. Это разные вещи. Нам есть чему поучиться у инославных: у протестантов – знанию Писания, миссионерской напористости, у католиков – социальной деятельности. И мы не говорим, что все они погибшие и пропавшие. Мы только стоим на том, что Христос основал одну Церковь и только одна Церковь имеет полноту благодати и истины.

Конечно, есть очень набожные, благочестивые католики, которые ежедневно причащаются на своих мессах. Особенно простые люди в Италии или Испании – там благочестие сохранилось. В Америке же католики стараются адаптироваться к духу времени. И вопрос о совместной молитве тоже этого духа, новый вопрос.

Люди оскорбляются, когда объясняешь им, что не можешь участвовать в совместной с ними молитве. Особенно на официальных мероприятиях, когда на молитву все облачаются, протестанты тоже надевают специальные одежды. Для них это уже литургическое действо, пожалуй, единственное, так как у них нет Евхаристии. И всех, кто в этом действе участвует, они воспринимают как единомышленников.

Это большой соблазн. В Зарубежной Церкви почти половина духовенства – люди, перешедшие в Православие из католичества или из англиканской церкви. Они очень чувствительны к таким явлениям, понимают, что компромисс в вопросах общей молитвы приведет к нежелательным последствиям.

Поэтому еретиками мы никого не называем, со всеми стараемся сохранить добрососедские отношения, но стоим на истинности своей веры. А экуменические молитвы делают человека равнодушным к истине.

– Православные люди в России очень любят произведения Клайва Стейплза Льюиса. Англиканина. Его книги продаются во многих православных храмах, и они, действительно, по духу очень близки Православию. Неужели, если бы сегодня Льюис был жив и приехал в Россию, православные отказали бы ему в совместной молитве?

– Я сам очень люблю Льюиса, а у моей матушки это просто любимый писатель. Его книги – замечательный мостик от чисто земного, секулярного восприятия жизни к духовному. Нельзя сразу давать неподготовленным людям – духовным младенцам – твердую пищу. Без подготовки они святых отцов просто не поймут. И трудно представить для новоначальных литературу лучше книг Льюиса.

Но мы с матушкой убеждены, что, живи Льюис в наше время, он бы перешел в Православие (в его время в Англии это было очень сложно, означало отказ от своих предков, семьи). Если бы ему с любовью объяснили, почему не могут вместе с ним молиться.

А если бы сказали, что никакой разницы нет, он почти православный, можно молиться, зачем ему было бы переходить в Православие?

Замечательный пример есть в Евангелии – беседа Христа с самарянкой. Он ее спрашивал, она отвечала, наверное, Спаситель молился и до встречи, и во время беседы, не знаю, молилась ли она, но общей молитвы не было.

А после беседы она обратилась, побежала рассказывать всем, что встретила Мессию! Самаряне тогда для евреев были еретики.

Надо открывать свою веру, ее красоту, истинность, можно и нужно молиться за каждого человека, но общая молитва с человеком другой веры только введет этого человека в заблуждение. Именно поэтому от нее надо воздерживаться.

Беседовал Леонид Виноградов

Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ родился в 1956 году в Монреале. Отец его был сыном белого офицера, мать эмигрировала из СССР. С детства прислуживал в храме, учился в церковно-приходской школе.

Окончил Троицкую семинарию в Джорданвиле, в магистратуре занимался русским языком и литературой, служил диаконом в Торонто. В 1980 году рукоположен во священники и переехал в Сан-Франциско.

Клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/37286.html

Можно ли православным заходить в мечеть

У каждой религии есть свои религиозные сооружения. Бывает такое, что мы находимся в поездке в другой стране и стараемся совершить экскурсии в различные места. Тогда мы и сталкиваемся с вопросом о том, можно ли посещать православным мечеть, синагоги или прочие молитвенные сооружения.

Православие и религиозные сооружения

Однозначной точки зрения на данный вопрос у священнослужителей нет:

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи.

Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

  • одни считают, что запрещено посещать храмы других религий и совершать в них молитвы,
  • вторые же считают, что Бог един для всех и нет никаких препятствий в сотворении данных действий.

Церковные каноны запрещают проводить молитвы христианам совместно  другими иноверцами или даже последователями прочих христианских конфессии. Суть заключается в том, что такая молитва может говорить о том, что Вы не веруете в истинность и спасительность Церкви Христа.

Именно с такой точки зрения стоит понимать данный запрет. Однако если Ваше посещение религиозных храмов несет лишь ознакомительный характер, то это под запрет не попадает. Необходимо также обращать внимание на гостеприимство стороны представителей исповедуемой религии. Нужно соблюдать некоторые правила для того, чтобы не вызвать у них негативной реакции.

Посещение мечети

Можно православному заходить в мечеть? Уже было сказано, что если посещение несет ознакомительный характер, то можно. Самое главное – соблюдение определенных правил. Так например перед посещением мечети необходимо знать некоторые тонкости:

  • не желательно входить в мечеть во время молитвы,
  • одежда должна быть скромной. Плечи и колени стоит закрыть. В некоторых мечетях даже предлагают накидки.
  • волосы на голове у женщин должны быть покрыты косынкой,
  • перед входом всем необходимо снять обувь,
  • запрещено в мечети кушать и пить,
  • не разрешается нарушать покой молящихся: проходить перед ними или близко стоять к ним,
  • мобильный телефон стоит выключить,
  • в основном в мечете разрешается делать снимки вне часов молитвы. Под запретом фотографирование людей во время их омовения или чтения молитвы,
  • зайти в мечеть можно бесплатно, но никто не откажется от пожертвований.

Если у Вас есть какие-либо сомнения, то спросите у священника. Но можете также смотреть по своему состоянию, если Вы заставляете себя через силу идти в храм другой религии, то может не стоит этого делать?

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/mozhno-li-pravoslavnym-zaxodit-v-mechet/

Разница религии христианства и вероисповедания православия

Христианство относится к одной из мировых религий наравне с буддизмом и иудаизмом. За тысячелетнюю историю оно претерпевало изменения, которые привели к ответвлениям от единого вероисповедания.

Основные из них — православие, протестантизм и католицизм. Также христианство имеет и другие течения, но обычно они относятся к сектантским и осуждаются представителями общепризнанных направлений.

Отличия православия и христианства

В чём разница между этими двумя понятиями? Всё очень просто. Все православные — христиане, но не все христиане — православные.

Последователи, объединённые исповеданием этой мировой религии, разделяются принадлежностью к отдельному её направлению, одним из которых является православие.

Чтобы понять, чем отличается православие от христианства, нужно обратиться к истории возникновения мировой религии.

Истоки религий

Считается, что христианство возникло в I в. от рождества Христова в Палестине, хотя некоторые источники утверждают, что оно стало известно за два века до этого. Люди, проповедовавшие верование, находились в ожидании прихода Бога на землю. Учение впитало в себя основы иудаизма и философские направления того времени, на него сильно повлияла политическая обстановка.

Распространению этой религии очень способствовали проповеди апостолов, особенно Павла. Множество язычников было обращено в новую веру, и этот процесс продолжался долгое время. В настоящий момент христианство насчитывает самое большое количество последователей по сравнению с другими мировыми религиями.

Православное христианство стало выделяться только в Риме X в. нашей эры, а официально было утверждено в 1054 г. Хотя его зарождение можно отнести уже к I в. от рождества Христова. Православные считают, что история их религии началась сразу после распятия и воскресения Иисуса, когда апостолы проповедовали новое вероучение и привлекали к религии всё большее количество людей.

Ко II—III вв. православие противостояло гностицизму, отвергавшему подлинность истории Ветхого Завета и трактующему Новый Завет на другой лад, не отвечающий общепринятому.

Также противостояние наблюдалось в отношениях с последователями пресвитера Ария, образовавшими новое течение — арианство.

По их представлениям, Христос не обладал божественной природой и был лишь посредником между Богом и людьми.

На вероучение зарождающегося православия большое влияние оказали Вселенские соборы, поддерживаемые рядом византийских императоров.

Семь Соборов, созванные в течение пяти веков, установили основные аксиомы, принятые впоследствии в современном православии, в частности, подтвердили божественное происхождение Иисуса, оспариваемое в ряде учений.

Это укрепило православное вероисповедание и позволило присоединять к нему всё большее количество людей.

Помимо православия и небольших еретических учений, быстро затухающих в процессе развития более сильных направлений, из христианства выделился католицизм. Этому способствовал раскол Римской Империи на Западную и Восточную.

Огромные различия в социальных, политических и религиозных взглядах привели к распаду единой религии на Римско-католическую и православную, которая первое время носила название Восточно-католической. Главой первой церкви являлся Папа Римский, второй — патриарх.

Их взаимное отлучение друг друга от единой веры привело к расколу христианства. Процесс начался в 1054 году и завершился в 1204 при падении Константинополя.

Хотя христианство на Руси было принято ещё в 988 году, его не коснулся процесс раскола. Официальное разделение церкви произошло только спустя несколько десятков лет, но при крещении Руси сразу вводились православные обычаи, сформированные в Византии и заимствованные оттуда.

Строго говоря, в древних источниках практически не встречался термин православие, вместо него употреблялось слово правоверие.

Как утверждает ряд исследователей, раньше этим понятиям придавалось разное значение (правоверие означало одно из христианских направлений, а православие едва ли не языческую веру).

Впоследствии им стали придавать аналогичное значение, сделали синонимами и заменили одно другим.

Основы православия

Вера в православии является сутью всего божественного учения. Никео-цареградский Символ Веры, составленный во время созыва Второго Вселенского собора, является основой вероучения. Запрет на изменение каких-либо положений в этой системе догматов действует со времён четвёртого Собора.

Исходя из Символа Веры, православие основывается на следующих догмах:

  • Спасение ожидает всех искренне верующих в единого Бога.
  • Бог тройственен в лицах Отца, Сына и Святого Духа, и одинаковое поклонение подобает каждому из Них.
  • Иисус всегда был единороден Богу и существовал до времени, хотя на землю пришёл через рождение от Девы Марии.
  • Бог принимает образ и подобие человека.
  • История воскресения истинна, теперь следует быть благодарными за принятие мук Сыном Божьим и ожидать второго пришествия Христа, которое должно закончиться вечной жизнью для всех.
  • Святой Дух равен Богу, исходит от Него и связывает Отца с Сыном.
  • Главой единственно верной православной Церкви принимается Иисус Христос.
  • Крещение необходимо для прощения грехов.

Стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти является основной целью исповедующих рассматриваемую религию.

Истинный православный христианин должен всю жизнь следовать заповедям, переданным Моисею и подтверждённым Христом. Согласно им нужно быть добрым и милосердным, любить Бога и ближних.

В заповедях указано, что все тяготы и лишения должны переноситься безропотно и даже радостно, уныние — один из смертных грехов.

Отличия от других христианских направлений

Сравнить православие с христианством можно путём сопоставления его главных направлений. Они тесно связаны между собой, поскольку объединены в одной мировой религии. Тем не менее между ними существуют огромные различия по ряду вопросов:

  1. Взаимодействие с властью. Отношения православного учения со светской властью претерпевали множество изменений. Периоды подчинения или даже изгнания сменялись плодотворным сотрудничеством. Глава католической церкви, в свою очередь, в полной мере обладает как религиозной властью, так и государственной. Протестанты стремятся к сотрудничеству с властями.
  2. Отношение к Богородице. В православии Дева Мария — женщина, обладающая полностью человеческой природой и не лишённая первородного греха, в то время как католики превозносят её непорочность. Протестантству вообще не свойственен культ поклонения святым. К ним относятся, как к обычным людям.
  3. Происхождение Святого Духа. В православии Дух исходит от Бога Отца и передаётся Сыну, в то время как в католицизме и протестантстве Он исходит от обеих божественных сущностей в одинаковой мере.
  4. Судьба души после смерти. Православные христиане верят, что судьба души в загробном мире полностью зависит от дел, совершённых на земле, пребывание на которой является испытанием перед вечной жизнью. В католическом учении душа очищается прохождением через чистилище. Протестантство вообще не придаёт большого значения прижизненным нравственным подвигам человека, поскольку считается, что их в полной мере совершил Господь во время событий на Голгофе, чем уже обеспечил всеобщее спасение.
  5. Положение Священного Писания и Священного Предания. Священное Предание в православии — основной источник веры, а Писание — это его часть. У католиков они обладают равным значением, а протестанты отвергают авторитет этих источников.
  6. Обряд крещения. Православные крестятся тройным погружением в купель со святой водой. После этого следуют причащение и миропомазание. Обряд можно проводить как над младенцами, так и над взрослыми людьми. Католики не крестят детей младше 7 лет. Обряд ограничивается обливанием или даже окроплением водой. В протестантстве крещение принимают только взрослые люди по примеру библейской истории, в которой Иисус крестился во взрослом возрасте. Шаг должен быть осознанным.
  7. Крест. Православный крест имеет 8 концов. К четырёхконечному основанию добавлены горизонтальная верхняя и нижняя перекладина под углом. Ноги изображённого Бога прибиты двумя гвоздями. Католический крест имеет 4 конца, а ноги, расположенные одна над другой, прибиты одним гвоздём. Положение тела при этом мученическое, посмертное, в то время как на православном кресте Иисус будто Сам расправляет руки, чтобы обнять мир. Протестанты вообще не признают такой символ и не поклоняются никаким рукотворным изображениям или иконам.
  8. Отношение к ближним. У православных все люди — братья и сёстры. Католики подчёркивают индивидуальность человека. Протестанты не вмешиваются в дела ближних, не отпевают мертвецов и не пропагандируют помощь друг другу.
  9. Проведение служб. Православные не наделяют священников божественной природой, считается, что в храме присутствует Господь. Католики же видят божественную силу, переданную священнослужителям от Бога. Протестанты не нуждаются в особом месте для службы, она может проводиться в любом месте, пастор не имеет существенных отличий от мирян и живёт обычной жизнью.
  10. Хлеб для таинств. Совсем небольшим различием между течениями считается вид хлеба, используемого при Причастии. Православный хлеб изготавливается с дрожжами, а католический — без. Протестанты не придают этому значения и используют любые виды теста.
Читайте также:  Церковь покрова божией матери в нижней ореанде, ялта - православные молитвы

Таким образом, различия между направлениями не всегда носят противоречивый характер. Сходств между католичеством и протестантством больше, поскольку последнее появилось в результате раскола Римско-католической церкви в XVI веке. При желании течения могли бы примириться. Но этого не происходит уже в течение множества лет и не предвидится в будущем.

Отношение к другим религиям

Православие терпимо относится к исповедникам иных религий. Однако, не осуждая и мирно сосуществуя с ними, это течение признаёт их еретическими. Считается, что из всех религий только одна верная, её исповедование ведёт к унаследованию Царствия Божьего.

Эта догма заключена в самом названии направления, указывающем, что это вероисповедание правильное, противоположное другим течениям.

Тем не менее православие признаёт, что католики и протестанты тоже не лишены благодати Бога, поскольку, хоть и славят Его иначе, суть веры у них едина.

Для сравнения католики считают единственной возможностью спасения исповедание их религии, в то время как другие, в том числе православие, являются ложными. Задача этой церкви — переубедить всех инакомыслящих. Папа Римский является главой христианской церкви, хотя в православии этот тезис опровергается.

Современное положение православной церкви

Поддержка православной церкви светской властью и их тесное сотрудничество привели к росту числа последователей религии и её развитию. В ряде стран православие исповедует большая часть населения. К ним относятся:

  • Россия;
  • Беларусь;
  • Болгария;
  • Греция;
  • Грузия;
  • Кипр;
  • Македония;
  • Молдавия;
  • Румыния;
  • Сербия;
  • Украина;
  • Черногория.

В этих странах строится большое количество храмов, воскресных школ, в светских общеобразовательных учреждениях вводятся предметы, посвящённые изучению православия. Популяризация имеет и обратную сторону: зачастую люди, считающие себя православными, поверхностно относятся к совершению обрядов и не соблюдают предписанные нравственные устои.

Можно по-разному совершать обряды и относиться к святыням, иметь различные взгляды на цель собственного пребывания на земле, но в конечном счёте все, кто исповедует христианство, объединены верой в одного Бога. Понятие христианство не тождественно православию, но включает его. Хранить нравственные устои и быть искренним в своих отношениях с Высшими Силами — основа любой религии.

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/raznitsa-religii-hristianstva-i-veroispovedaniya-pravoslaviya.html

Ответы@Mail.Ru: А может ли православный ходить в католическую церковь?

На самом деле разница между православием и католичеством- существенная. Если вы считаете себя православной, то вы можете ходить в католический храм только на экскурсию.

А если Вам без разницы в какой храм ходить молиться- католический или православный, то скорее всего Вам для начала следует поближе ознакомиться с той верой, в которой вы крещены, почитать соосветствующую литературу или задать этот вопрос православному священнику, и исходя из полученной информации сделать соответствующие выводы. Священник сможет Вам более точно сказать, что следует делать в случае, если вам, как вы пишете ближе католичество

думаю, для Бога это не «некрасиво»

Не слушайте никаго, кто говорит что Бог только в моей церкви, глупец.

Разницы для Бога нет, куда Вы ходите-лишь-бы людей любили.

нет православному человеку нельзя молиться в католических храмах, а вера то одна вот только учения сохранили разную чистоту

Насколько я понял это не приветствуется. Православная церковь еретическая а потому против того чтоб ее прихожане к другим захаживали. Боятся наверное что отобьют у них католики и протестанты паству.

Христианство едино, церкви разные, надо менять крещение.

Без проблем. Это христианские конфессии. Причем круглосуточно. А вот католику, также как и православному, в церковь можно попасть только согласно графику ее работы, то есть днем. Как-то это не по-Божески

Патриарх порнославный же ходит) ) Ещё и руки папе римскому целует)))

Раз сомневаетесь, сто раз подумайте, нужно ли Вам переходить в католичество…

только если православный не заявится в костел где нибудь в Вильнюсе в парадной форме русского десантника..

Да, не то, чтобы не красиво…, но не должно. Если вы не воцерковлены по-настоящему, вам, вероятно все равно куда ходить, поэтому в формате этих ответов трудно объяснить. Но католичество, это все-таки не православие. Хоть и христианство.

Та же дырка только с боку..

Не.. . За это статья уголовная. ))

А кто сказал, что Бог в православной церкви или католическом костёле, в лютеранской кирхе или протестантском молебном доме, в буддийской пагоде или вайшнавском ашраме?? ? Что же вы все так беспокоитесь о Его прописке? ? Он же ни в какие людские и конфессиональные рамки не вместится всё равно. Господь повсюду и дорог к Нему множество. НО только Путь один- Путь Служения и Любви!!!

Разово зайти в Католический храм православному человеку разрешено, но посещать Католические храмы для молитвы категорически запрещено, потому что католичество несет на себе ересь, то тесть изменение догматов, а молясь в церкви человек становится единым целым в молитве со всей церковью в данный момент с католической, и таким образом вы становитесь виновны в ереси. а это непрощаемый грех.

Ради интереса, или на концерт классической органной музыки пару раз в год зайти можно, но вот в вашем случае, речь о вероятном браке с католиком и практически переход в католичество-это плохо. В католичестве много отступлений от истины. И надо помнить что «Преподобный Пафнутий Боровский видел в аду князя литовского Витовта, попавшего туда ради ложной католической веры».

только если предохраняться будете: 0))

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/56532502

Взаимоотношения с инославными и сектантами

Можно ли молиться в Церкви, заказывать Сорокоуст, подавать записки за людей другой веры, сектантов, или за православных, но крещеных второй раз в секте?
О.Александр:
В Церкви молятся только за православных христиан.

О людях другой веры, сектантах можно молиться самому, но Церковной молитвы за неправославных людей в православной Церкви быть не может. Что касается православных, крещенных второй раз в секте, то, по строгости, если человек от Церкви отпал, то нельзя.

Однако сейчас такая жизнь, что, думаю, можно.

Вступать ли в дискуссии о вере и религии с людьми другой веры, сектантами, стоит ли им доказывать свою точку зрения? Как себя вести, если тебе навязывают свою точку зрения иноверцы и сектанты?

О.Александр:
Я на этот вопрос отвечу так. Есть рассказ про одного замечательного православного человека, прошедшего Вторую Мировую войну. Он был верующим. Когда он пошел на войну, молился только об одном, чтобы ему людей не пришлось убивать. Направили его в санитарную роту, где он выносил раненых с поля боя.

Однажды на них напали Эсэсовцы, и тут, делать нечего, – пришлось ему в руки взять автомат, чтобы спасти этих раненых. Немцы кинули в воронку, где они лежали, гранату, а он ее успел обратно выбросить. За это его представили к ордену. Вот такой герой! Как-то шел он по позициям и видит лежит немец убитый, молоденький паренек и лицо хорошее.

Стало нашему герою жалко немца, вырыл он могилку и закопал его. А потом вызывают его в политотдел. “Как же ты его закопал?” – “Закопал”, – “А ты его что пожалел?” – “Пожалел, он же тоже Божья тварь”.

– “Как, ты верующий?” “Да, конечно, верующий”, – “Ах, ты такой-сякой, в Бога веруешь” – “Товарищ начальник, мы здесь все на фронте под Богом ходим” – “Ну ладно, тогда мы тебя ордена лишим”. Пошел он расстроенный. Но пришлось ему смириться. Как–то раз видит он: видит стоят солдатики и один из них хулит Божию Матерь.

Услышал это наш герой: “Чего? Ты как против Божией Матери? Ты что!” И как даст ему в морду! Вот такой способ беседы, исконно русский. Как показывает мой опыт, сектанты – люди зомбированные, причем до такой степени, что даже священнику пытаются что-то разъяснить. С ними ни до чего не договоришься.

Но, что надо стараться тех, кого они пытаются обработать – нормальных людей, предостеречь, объяснить, что это не православные и никакого отношения к нашей вере не имеют. Вот это нужно. А полемизировать с ними бесполезно.

Как общаться с друзьями-иноверцами, сектантами? Затрагивать ли тему религии? Агитировать ли в свою веру?
Ответ о.Александра:
Веру не рассказывают и не навязывают, а показывают.

Глядя на вашу жизнь, люди понимают, что – да, действительно, это жизнь настоящая, полноценная жизнь с Богом. Господь всех призывает. И их привлечет. А если мы своими грехами от веры отталкиваем, тогда никакие слова тем более не помогут.

Проповедь должна быть своей жизнью.

Возможна ли общая молитва с друзьями-иноверцами?
О.Александр:
Возможна. Правда, причащаться православному человеку можно только в православном храме. У католиков нельзя причащаться, и католиков мы не причащаем, хотя и они готовы, Папа им разрешил …

Однако если речь идет о людях, которые не верят во Христа, об иудеях или, например, буддистах, то, конечно, нет. Хотя они тоже могут обижаться. Такие вопросы очень зависят от духовности.

Например, Владыка Стефан Никитин, он умер в начале шестидесятых годов ХХ века – совершенно святой человек. Фотографии сохранили его необыкновенное радостное-радостное лицо. Он и сидел за веру.

После войны, в 1950-х годах, его отправили в Таджикистан. На службы к нему приходили в основном мусульмане, и он молился за Ибрагимов, Абдурахманов. Приносили записочки и он поминал мусульман – а те его очень любили.

И ему было очень дорого, что его звали поп-Мулла.

Это, пример – удивительного смирения. Смиренный человек может делать то, что, а другим нельзя.

Вот еще пример – чудный святой – святитель Спиридон Тримифунтский. В Греции его почитают наравне со святителем Николаем. Святитель Спиридон был строжайшим постником и чудотворцем. Вот, например, одно из чудес. Однажды крестьянин попросил у него денег в долг, но у святителя не было ни копейки. Он попросил крестьянина подождать.

Пошел в сад, видит змея ползет, помолился, благословил и она превратилась в колбаску золота, золотых монеток. Святитель отдал золото крестьянину. На следующий год тот пришел вернуть долг. Святитель взял золото, пошел в сад, бросил его на землю и оно снова превратилось в змею. Святитель Спиридон Великим постом почти ничего не ел. Однажды во время Великого поста постучался к нему в дом путник.

Ослабевший, ему было необходимо отдохнуть перед дальней дорогой.

Святитель велел дочери (до принятия монашества он состоял в браке) приготовить поесть, но поскольку во время Четыредесятницы в доме очень строго постились, то и запасов нужных не было сделано – “святитель вкушал пищу только в определенный день, а в другие оставался без пищи”.

На слова дочери, что в доме нет ни хлеба, ни муки, он велел ей поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив путника за стол, благослововил трапезу. Путник, христианин, отказался есть мясо в пост, но святитель Спиридон стал первым есть это мясо, сказав: “тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божией изрекло: “Для чистых все чисто”(Тит 1:15)”.

Путник вслед за ним тоже начал есть мясо, подкрепил свои силы и отправился дальше. Святитель Спиридон ел мясо для того, чтобы подкрепить силы этого путника. А если бы кто-нибудь из нас такой номер отколол, пришлось бы ему каяться. А Святитель – смиренный человек и его пример, его поступок можно ставить в пример всем нам.

Читайте также:  Молитвы кизическим мученикам о работе - православные молитвы

Это вошло в его житие, как свидетельство той власти, которую Господь дает смиренным людям. Такова власть святости. Казалось бы – пост, а он и мясо съел, и пост не нарушил. Потому что он смиренный.

Батюшка, а вот если друзья-протестанты предлагают прочитать совместную молитву своими словами. Может предложить им прочитать “Отче наш”?
О.Александр:
Да, можно вместе прочитать “Отче наш”.

А если они предлагают свою молитву, с ними можно ее прочитать?
О.Александр:
Молитвы протестантские: напиши молитву, вот и будет протестантская молитва. Православные молитвы составлялись святыми людьми, людьми смиренными, возвещавшими нам грешным то, что Господь им открывал. А когда молятся, да еще экспромтом, обыкновенные люди, довольно жалкое тогда зрелище получается…

Значит с ними не молится их молитвами?
О.Александр:
Присутствовать можно, а повторять – зачем?.

Как нужно молиться за сектанта?
О.Александр:
Человек, уклонившийся в секту, это, в духовном смысле, человек, сделавший неправильный выбор, совершающий тяжелую ошибку. Православная вера – спасительная. Мы не по своим заслугам в Церкви.

Недостойные быть избранными, мы избраны. Господь избрал нас, мы имеем неоценимый, благодатный дар быть православными христианами. А люди, которые по неведению или просто по неразумию обратились в секту, это люди несчастные, и надо за них молиться, как за больных.

Это духовное повреждение, не физическое. И за них нужно молиться.

Как вести беседу с друзьями-протестантами?
О.Александр:
Нужно стараться, чтобы эти беседы были содержательными, нужно стараться показывать им высоту православия, потому что и протестанты, и католики чувствуют превосходство православия. Конечно, есть среди них те, кто смотрит на православных сверху вниз.

Но большинство чувствует величие и правду, и красоту православия. Это величие, красоту и правду и надо стараться им открывать, чтобы они открыли для себя православную веру. Но многие люди, принадлежащие к другим религиям, считают христианство жестокой религией – постоянные войны, пролитие крови….

Те, кто склоняются к буддизму, ошибочно считают, что в подобных буддизму религиях такой жестокости не было.

Об этом прекрасно пишет диакон Андрей Кураев – он приводит текст одной буддистской молитвы: «Приносящие балин хувараки перед началом служения долженствуют прежде всего созерцать Чжамсарана и представить себе все пространство мира пустым.

В пространстве этой пустоты они должны представить себе безграничное море из человеческой и лошадиной крови, в котором треугольником волнуются волны; в самой середине этих волн – четырехугольную медную гору и на вершине ее – солнце, человеческий и конский труп, а на них Чжамсарана.

Лицо у него красное; в правой руке, испускающей пламя, он держит медный меч, упираясь им в небо; этим мечом он посекает жизнь нарушивших обеты. В левой руке он держит сердце и почки врагов веры; под левой мышкой прижал он кожаное красное знамя. Рот страшно открыт, 4 острых клыка обнажены; имеет три глаза и страшно гневный вид. Он коронован пятью человеческими черепами. Стоит он среди пламенеющего огня премудрости”.

Принеся этому и армии иных демонов чашу крови, их призывают уничтожать врагов, а особенно тех, кто ограничивает распространение веры и святости буддийской.

Вот вопль, к ним обращенный: “Призываю основавшего свое вечное местоприбывание в юго-западной стране трупов владыку жизни, великих красных палачей и шимнусов, не отступающих от повелений Чжамсарана, приидите по силе обещания…» (А. Кураев, диакон. Если Бог есть любовь. М., 1999.)

Так что буддизм – вовсе не мирная религия. И буддизм, к примеру, знал страшные междоусобные войны. Люди есть люди, грех есть грех и злоба есть злоба и они присутствуют в любом обществе.

Христиане действительно воевали. Но разве мусульмане не завоевывали Индию и не резали ее жителей? Даже в XXI веке Пакистан и Индия готовы перейти к военным действиям. Дело здесь не в христианстве.

О буддизме есть интересный отчет Цибикова, бурята по национальности, получившего образование в Петербургском Университете. В начале XX века. Императорское Географическое общество отправило его в Тибет, закрытый в те времена для европейцев. Поехал он с богомольцами, под видом паломника. Посетил храм богини Кали – богини коварства.

Храм, полумрак, статуя богини Кали, мерцают лампады, все очень красиво. Но у этой богини – ожерелье из человеческих черепов. Богомольцы прикладываются к статуе, приносят ей свои дары – зернышки, растительное масло, но эти приношения – предназначающиеся для богини – никто не должен трогать. Поэтому там развелись мыши в диких количествах.

А раз они питаются дарами богине, значит они тоже неприкосновенные, и шкурки дохлых мышек продаются там как талисманы. В главе «Ниспускание чжой-чжонов», описывается как верующий народ Тибета приходит взять благословение, узнать как ему жить к прорицателю чжой-чжона. Чжой-чжоны – духи, в которых верят жители Тибета.

На помост восходит прорицатель чжой-чжонов, садится в ритуальное кресло, ученики начинают облачать прорицателя: на ноги – поножия и так далее. По мере облачения он начинает приходить в экстаз – облачают ноги – ноги начинают дрожать, руки, значит – руки вибрируют.

Под конец ему на голову надевают шлем, в одну руку вкладывают ритуальный меч, в другую – ритуальный щит, и вот он вскакивает – чжой-чжон на него снизошел – и начинает что-то кричать, изо рта идет пена, а ученики записывают эти выкрики. Ученики вытирают пену, идущую изо рта прорицателя и раздают эти тряпочки как особое благословение.

Потом он приходит в себя, обессиленный садится, к нему подходят богомольцы, задают вопросы, он что-то произносит, ученики записывают эти ответы, ему протягивают лоскуточки материи, на которые он плюет и это раздается людям как благословение.

Еще очень интересен у них обряд погребения. Тибет – местность каменистая. Иудея тоже каменистая страна и, тем не менее, там находили место для захоронения умерших – трещины, пещеры – или их высекали, и погребали людей.

В Тибете хоронят так: выносят тело умершего за город, в горы, на специальную площадку. Если человек был праведным, то его тело разрубают на мелкие кусочки, потом прилетают грифы и все сжирают.

Если же человек неправедный, то его не разрубают: грифы все сжирают, а скелет остается. Вот какие картины рисует тибетский буддизм.

Источник: https://www.pravmir.ru/vzaimootnosheniya-s-inoslavnymi-i-sektantami/

Можно ли верить в Бога, но не ходить в церковь?

26 января 2017 в 12:50

Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним из моих знакомых. Узнав что я православный христианин, он заметил: «Я в религию не верю, я в Бога верю в душе. Мне посредники между мной и Богом не нужны».

Мы расстались, каждый спешил по своим делам, но его фраза не выходила у меня из головы. Почему произошло так, что люди перестали отожествлять Бога с Церковью, и ставят между ними знак противоположности? Потом узнал что его мнение не единичное.

Так думают, и исповедуют очень многие из людей, поэтому с Божьей помощью попробуем разобраться.

Понятие о религии

Для начала выясним, что же кроется за понятием веры и религии. Религия в переводе с латинского означает связывать, или соединять. Она призвана соединять человека с Божеством. И средством связи служит обращение к Божеству, иными словами — молитва.

Без молитвы это уже не будет религия, а очередная философская система с безликим «Абсолютом», «Космосом» «Всемирным разумом» и т. д. Применительно к христианству отметим, что Христос и приходил в мир, чтобы восстановить связь, или союз Бога и человека. И что характерно, Он не оставлял после себя никакого письменного учения.

Задача Христа на земле была не очередное учение, а основание. Своей Церкви. Евангелие было написано учениками Христа спустя десятилетия после Его смерти. А апостол Павел вообще никогда не ходил с Ним вместе по земле. Люди заявляющие, что верят в душе, а религию и церковь не признают, немного лукавят.

Что они подразумевают под верой и религией? Под верой понимают признание факта что «Что-то есть», а иногда и личностного Бога, а под религией нашу православную церковь.

Роль обрядов в церковной жизни

«Зачем все эти обряды, свечки, поклоны, это все лишнее. Богу все это не нужно» — говорят они. Здесь можно согласиться. Действительно Богу свечки не нужны. Ему вообще ничего не нужно. Он ВСЕСОВЕРШЕНЫЙ ДУХ. И ни в чем не нуждается. Правильно, не поклоны, свечки, составляют суть религии. Это только обряд, оболочка.

Но заметим, что не бывает содержания без формы. Внешние упражнение в посте, бдении, поклонах в христианстве носит название аскетики что в переводе означает тренируюсь. Мы, грешные люди, состоим не только из духа, но и плоти. И эта плоть всегда старается руководить всем нашим существом, в том числе и духом.

Вот чтобы этого не произошло, мы держим тело в узде. Христос не основал новую религию. Он основал Церковь. Почему же люди не хотят верить в церковь, а верят в душе. Ответ прост. Корень всему эгоизм и греховное себялюбие.

Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения. Оно там, а мы здесь.

Церковь богочеловеческий организм с Христом во главе

Иное дело верить в церковь. Которой Глава Христос, и где Бог это Личность наделенная разумом, где Он Творец и Правитель всего. И Бог требует от меня исполнения определенных нравственных законов. Но и это не главное в христианстве.

Чтобы жить с Богом мне необходимо с Ним соединиться, в таинстве Евхаристии, и постоянно пребывать в его Церкви. Без церкви и Евхаристии спасение невозможно. Потому что Церковь это не Патриарх, не священник, не ворчливые старухи. Церковь, по меткому выражению Хомякова — «дух Божий живущих в разумных творениях».

Поэтому в Символе Веры и говориться о вере в «единую, святую соборную, и апостольскую церковь».

Себялюбие — корень всех страстей

Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное.

От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой», и «непонятный язык богослужений», и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан.

Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя. В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.

д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях. Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу.

Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?

В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

«Пыль на соломенных погонах» — книга о Церкви и обществе

О внутреннем христианстве или святые среди нас

С чем можно сравнить духовную жизнь?

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/mozhno-li-verit-v-boga-no-ne-hodit-v-tserkov.html

Ссылка на основную публикацию