Исаакиевский собор в городе санкт-петербург — православные молитвы

Православные путешествия — Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор – это один из памятников архитектуры, который стоит посмотреть, если оказались в северной столице России. Он считается основным памятником Санкт-Петербурга. Размещен он на Исаакиевской площади и обладает положение галерии. Архитектором проекта стал француз, который недавно приехал в Россию, Огюст Монфферан.

Крупнейший в Санкт-Петербурге православный храм, Исаакиевский собор, помимо всего остального, входит в десятку самых больших зданий страны. Его внутреннее убранство настолько великолепно, что некоторое называют собор музеем цветного камня, что вполне справедливо – при отделке использовались многочисленные ценные минералы:

  •  — яшма;
  •  — порфира;
  •  — мрамор сразу нескольких оттенков (жёлтый, зелёный и белый).

Всё это выгодно отличает Исаакиевский собор от других русских храмов.

История создания Исаакиевского собора

Построен собор был в первой половине девятнадцатого века по заказу российского императора Николая Первого. Данный храм был наречен в память об Исаакии Доматском, известного в России святым.

Он был освящен тридцатого мая (одиннадцатого июня) 1858 года, именно в этот день проходят его святки, и был заложен город, в котором храм находится.

Богослужение происходило в присутствии сына, умершего тогда Николая Первого, Александра Второго и членов его семьи.

Строительство будущего Исаакиевского собора началось в XVIII веке по личному распоряжению тогдашнего императора России, Петра Великого.

Уже в 1712 году он смог обвенчаться с будущей императрицей Екатериной в I в деревянной церквушке, освящённой именем Исаакия Далматского. Церковь вскоре стала каменной, но на нынешний Исаакиевский собор всё ещё не была похожа.

Лишь во второй половине этого же века императорский двор принял решение о возведении крупного храма, однако готовое здание встретило резкое неприятие властей.

Новый этап Исаакиевского собора пришёлся на правление Александра I, объявившего конкурс на реставрацию собора. Молодой архитектор из Франции, Огюст Монферран, смог удивить императора своей задумкой, и тот дал добро. На возведение будущего архитектурного шедевра ушло более сорока лет, но результат того стоил – монументальность итоговой версии храма превосходила все ожидания.

В прекрасном состоянии он дожил до революции, которая его не пощадила – большевики вынесли из собора почти всё золото и серебро. В конце 20-х годов были прекращены все богослужения, а во время войны подвалы храма использовались для хранения произведений искусства, эвакуированных из Эрмитажа и других музеев.

Чтобы здание не пострадало, его покрыли серой краской, хотя это не очень помогло – по сей день на стенах Исаакиевского собора можно заметить шрамы от обстрелов.

Правда, гитлеровцы не планировали полное уничтожение замаскированного храма – его огромные размеры служили для Люфтваффе воздушным ориентиром на местности.

После войны собор получил статус музея, но, несмотря на возрождения Русской православной церкви, молитвы там не раздавались ещё очень долго. Лишь в 90-е годы там была проведена первая за несколько десятилетий торжественная служба.

В 2017 году собор был отдан русской православной церкви, но при этом он остался музеем, который посещают миллионы туристов каждый день.

Описание Исаакиевского собора

Не секрет, что строительство собора было сопряжено с рядом трудностей – помимо возведения непосредственно здания, предстояло решить вопрос с его отделкой.

Для этого Монферран использовал более сорока видов минералов – от гранита, использованного для облицовки цоколя, до мрамора, которым покрыли стены.

Отдельной статьёй шло оформление барабанного купола – для этого было использовано червонное золото.

Собор достаточно велик, высота его составляет почти сто два метра, а площадь – более четырех тысяч квадратных метров. Длинна более ста одиннадцати метра, ширина – почти девяносто восемь метров. Это памятник позднего классицизма, который включает в себя и новые тогда направления архитектуры.

Нынешний Исаакиевский собор вытянулся вверх на более чем стометровую высоту, лишь немного уступаю московскому Храму Христа Спасителя. Одновременно в нём могут находиться до двенадцати тысяч человек.

На северной стороне написана высказывание, которое отражает основную скульптуры фасада. В ландшафте северного прохода – это рельефная экспозиция «Воскресение Христа». В середине структуры находится Христос, а слева и справа от него находятся херувимы.

Эта скульптура посвящена одному из главных общехристианских православных празднеств, Пасхе. На уголках и венцах фронтов предрасположены двенадцать апостолов Христа, а на вершинах можно увидеть четверых евангелистов.

Слева композиции изображен апостол Петр с ключами, справа – апостол Павел с мячом, в середине можно увидеть евангелиста Иоанна с орлом.

На западной стороне можно увидеть барельеф «Встреча Исаакия Далмацкого с императором Феодосием». Здесь речь идет о соединении двух ветвей сената и синода, которые учредил Петр Первый. Слева от владыки стоит его жена.

В первой части скульптуры изображены воины, а в левом фрагменте можно увидеть маленькую полуобнаженную личность с образцом данного святилища, это архитектор данного памятника. Можно также заметить надпись, которая выражает основную идею данного фасада.

С этой же стороны стоит апостол Фома с угольником, Варфоломей с крестом и скребком и евангелист Марк со львом.

Южная сторона Исаакиевского собора посвящена Поклонению волхвов. В середине представлена Мария с малюткой, справа от нее остановился Иосиф, в левой части барельефчика представлен старец.

Надпись, которая сделана на стороне, отражает суть явлений показанных на нем.

Также здесь можно увидеть фигуры: апостола Андрея (очень знаменит в России), Филлип (самый скромный из учеников Христа), евангелист Матфей в процессе работы.

Восточный барельеф посвящен, тому как Исаакий Даалмацкий загораживает колею повелителю Валенту, тем самым предсказывая его скорую смерть. Надпись на фасаде очень четко отражает суть данной композиции. Здесь также можно заметить апостола Иакова (брат евангелиста Иоанна), Симон с пилой и евангелист Лука с тельцом.

Внутри Исаакиевского собора можно увидеть уникальный и неповторимый убранство. Святилище состоит из трех жертвенников.

Самый важный предназначен Исаакую Даалмацкому, второй – Екатерине Великомученице, и третий – Александру Невскому.

Стены собора обработаны мраморным камнем, лазуритом, мозаикой, малахитом и позолоченной бронзой. Над сценографии святилища работали известные художники того времени.

Одним из самых интересных мест собора является колоннада, куда сегодня можно попасть за небольшую плату. Отсюда можно насладиться великолепным видом на Неву и Петербург в целом.

Посмотрите видео экскурсию по Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге

Источник: http://boguslava.ru/pravoslavnye-puteshestviya-isaakievskij-sobor-v-sankt-peterburge/

«Храм Мой храм молитвы наречется»

«Храм Мой храм молитвы наречется». Эта надпись начертана на фронтоне Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Полтора года назад (3 сентября 2015 […]

Просмотров публикации 3 563

«Храм Мой храм молитвы наречется». Эта надпись начертана на фронтоне Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Полтора года назад (3 сентября 2015 года) я писал в ФБ о конфликтной ситуации между музеем и собором – тогда городские власти, вопреки российскому законодательству, приняли решение о том, что из-за финансовых проблем они не могут передать собор в пользование епархии.

Вчера в СМИ прошло сообщение, что «губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поручил передать Исаакиевский собор в ведение Русской православной церкви к декабрю 2017 года».

Скорее всего, это новое решение стало результатом прошлогоднего обращения митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия о передаче епархии Исаакиевского собора (а также храма Спаса на крови и здания Смольного монастыря) к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.

История с Исаакиевским собором вскрыла много вопросов, которые можно разделить на несколько аспектов:

  1. Юридический,
  2. Исторический,
  3. Финансовый,
  4. Административный,
  5. Нравственный.

Мое мнение – есть противостояние двух сил, которое ни городу, ни его жителям, ни Церкви не нужно.

Казалось бы, в таких вопросах единственное решение – это судебное состязание, которое бы могло взвесить все адекватные доводы и вынести единственно правильный вердикт. Но и здесь не все так просто.

Суд, скорее всего, не выгоден ни той, ни другой стороне – победа одной стороны ставит ее в положение общественно-политической мишени.

Северо-Западный федеральный округ с его центром – прекрасным Санкт-Петербургом – остается единственным во всей стране, где взаимоотношения государственных органов с Церковью сохранили традиции советского периода, во времена которого если некоторые храмы и не взрывали, то превращали их в музеи, в том числе, и атеистические, общины рассеивали, церковную утварь разграбляли.

Я насчитал около 10 религиозных объектов в северной столице, в которых чтобы помолиться, нужно заплатить деньги. Например, билет в храм Михаила Архангела в Инженерном замке стоит 550 рублей.

А ведь когда-то прихожанами его были будущий святитель Игнатий Брянчанинов, писатели Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, физиолог И.М. Сеченов, художник К.А. Трутовский, композитор Ц.А. Кюи, здесь венчался М.

И. Глинка.

Ну, ведь, как ни крути, именно городские чиновники сталкивают Церковь и учреждения культуры.
Узел за эти годы завязался так крепко, что скоро его так просто не развяжешь.

Пора искать компромиссы.

Фейсбук протоиерея Владимира Вигилянского

Источник: https://pravoslavie.fm/opinion/khram-moy-khram-molitvy-narechetsya/

Исаакиевский собор в Санкт Петербурге — история создания и расписание богослужений

1001molitva.ru > Святые места > Исаакиевский собор в Санкт Петербурге — история создания и расписание богослужений

Для Санкт-Петербурга Исаакиевский собор является особым памятником. Дело в том, что его история неразрывно связана со строительством города.

Поэтому собор является не только культовым сооружением, но и узнаваемым символом северной столицы, имеющим статус государственного музея-памятника.

Где находится и как добраться?

Золотой купол собора поднимается на высоту 101 м, хорошо виден из разных точек города и является ориентиром для туристов.

Исаакиевский собор расположен на одноимённой площади в Адмиралтейском округе, в зоне пешей доступности от памятника Петру I. Желающим полюбоваться красотами собора, удобнее всего доехать до станции метро «Адмиралтейская», а затем немного прогуляться пешком (примерно два квартала).

Можно доехать и до станций «Невский Проспект» или «Площадь Восстания», но они расположены дальше, поэтому придётся пересесть на автобусы 7, 24, 191 и доехать до остановки «Адмиралтейский проспект», а затем также продолжить путь пешком (благо оставшаяся часть маршрута пролегает по исторической части Санкт-Петербурга).

Часы работы смотровой площадки и цена билета

Музей-памятник «Исаакиевский собор» открыт для посетителей с 10.30 утра до 18.00 во все дни недели, кроме среды. Весенне-летний период гостям также предлагаются вечерние программы с 18.00 до 22.30 ч.

Примите к сведению: касса закрывается за полчаса до конца рабочего дня, тогда же посетителей перестают пускать внутрь музея.

Да и что можно успеть посмотреть за тридцать минут? Если вы желаете не спеша насладиться красотами музея, лучше планировать его посещение с запасом по времени.

Полная стоимость билета в музей- памятник составляет 250 рублей.

Льготные билеты можно приобрести для следующих категорий:

  • молодёжь (от 7 до 18 лет включительно) – 50 руб.;
  • пенсионеры — 50 руб.;
  • студенты (аспиранты, курсанты и т.п. образовательных учреждений) — 50 руб.;
  • владельцы международных карт ISIC – 150 руб.

Отдельно можно посетить Колоннаду собора (с услугами аудиогида). В этом случае стоимость билета составляет 150 рублей. Для удобства посетителей билеты можно купить онлайн на сайте музея.

История создания

История памятника ведёт своё начало еще с XVIII в., когда государь Пётр I повелел построить храм в честь св. Исаакия Далматского, которого считал своим покровителем.

Храм возвели за несколько месяцев, и открыли в 1707 г. Второй Исаакиевский собор был отстроен взамен устаревшего в 1727 г. Однако, через восемь лет он выгорел. Причиной пожара послужил удар молнии. Восстановительные работы длились практически до середины XVIII века и не принесли успеха.

После чего императрица Екатерина II отдала приказ о строительстве нового собора по проекту А. Ринальди. Оно завершилось в 1802 г. Однако, результат императора не впечатлил, и он был вынужден вновь объявить конкурс архитектурных проектов.

Интересные факты об архитекторе и строительстве собора

Победителем стал молодой французский архитектор – О. Монферран.

Первоначальный проект О. Монферрана содержал ошибки и молодому человеку понадобилось некоторое время чтобы их исправить и продолжить строительство. Работы завершились. И в день Исаакия Далматского в 1858 г. собор был освещён и вплоть до 1929 г. являлся кафедральным собором Русской Православной церкви.

Из чего сделаны колонны

Колонны собора, украшающие портики, выполнены из гранита, который доставляли в Петербург из каменоломен под Выборгом.

Интересно, что колонны также украшают и интерьер храма. Так главный алтарь украшают колонны, облицованные малахитом и источающие запах мирры.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "ярославская" - православные молитвы

Масло этого дерева входило в специальный состав, которым пластинки прикрепляли к основанию.

Сколько лет строился

Строительство храма велось 40 лет. В связи с таким долгим сроком даже возникла легенда, что архитектору предсказана смерть по окончании работ и тот намерено затягивал строительство.

Купол собора

Диаметр купола снаружи составляет 25м, а внутри – 22,1 м. Для его позолоты потребовалось 100 кг золота.

Внутри купол украшен росписью К. Брюллова. Под ним, на тросе, парит голубь – символ святого духа.

Сколько ступенек в соборе ведёт на колоннаду?

На верхнюю колоннаду, с которой открывается панорамный вид на город, ведут 562 ступени.

Среднее время подъёма по этой лестнице составляет 15 минут. Эта смотровая площадка стала доступной для посетителей в середине XX в. Сегодня подняться туда, благодаря специальным лифтам, могут все желающие.

Стиль архитектуры

Исаакиевский собор выстроен в духе позднего классицизма, для которого характерен монументализм, упорядоченность, пропорциональность и гармоничное включение памятника в окружающий архитектурный ансамбль.

Расписание богослужений

Актуальное расписание богослужений размещается на официальном сайте музейного комплекса. Собираясь посетить службу в соборе святого преподобного Исаакия Далматского, не лишним будет уточнить её дату и время начала.

Как правило, в рабочие дни утренние службы начинаются с 8.00 часов, а в субботу и воскресение с 9.00 утра. Начало вечерних служб – в 16.00 во все дни недели.

Источник: https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/isaakievskij-sobor.html

5 вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви

Немало вопросов возникает у людей в дискуссии вокруг возможности передачи Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. На наиболее частые из этих вопросов ответила руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова.

Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас?

Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви.

Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед – Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых.

Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек.

А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП «Исаакиевский собор»), посвященного настоятелям Исаакиевского собора:

Стоит обратить внимание на все эти факты, особенно тем, кто заявляет, что собор никогда не принадлежал Церкви и никогда не был приходским.

В 2012 году храм-памятник Исаакиевский собор перешел из федеральной собственности в собственность города.

В 2014 году у Санкт-Петербургской епархии сменился руководитель, и владыка Варсонофий среди приоритетов своей деятельности, безусловно, ставит возвращение Церкви храмовых зданий, которым необходимо выполнять их прямое богослужебное назначение.

Поэтому обращение главы епархии к руководству города с просьбой о передаче в безвозмездное пользование Исаакиевского собора вполне логично.

Что касается Исаакиевского собора, то ответа на запрос еще нет, и  рано говорить о каких-то конкретных шагах и решениях.

«Опять все передается в собственность РПЦ?!»

Церковь не просила о передаче Исаакиевского собора в собственность! Было направлено обращение о передаче в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви в лице Санкт-Петербургской епархии здания Исаакиевского собора на основании действующего законодательства. Собор-памятник останется  в государственной собственности.

Если службы в Исаакиевском соборе совершаются, то чем епархию не устраивает нынешнее положение дел?

Сейчас богослужения совершаются только в левом приделе Исаакиевского собора, в небольшом пространстве, по всему храму в этот момент идут экскурсии… В главном приделе разрешают богослужения только на большие праздники – престольный, Пасхальную вечерню и еще несколько дней – по особой договоренности.

Немногие знают, что у Исаакиевского собора есть свой приход. Даже многие петербуржцы удивляются, что в храме, оказывается, проводят регулярные богослужения, а не только по выходным и главным церковным праздникам. Кстати, только этой весной дирекция музея разрешила сопровождать вечерние и утренние богослужения колокольным звоном.

Богослужения «в гостях у музея» совершаются по графику в строго отведенное время, в таких условиях организовать полноценную приходскую жизнь просто невозможно. А ведь исторически при соборе существовало братство, известное своей просветительской и благотворительной деятельностью.

Тем, кто заявляет, что в случае передачи собора в пользование епархии он не заполнится прихожанами, отвечаем: как только люди привыкнут, что храм это храм, а не музей, он заполнится. Сейчас многие до сих пор сомневаются не надо ли заплатить за вход, чтобы попасть на службу.

Когда храм будет передан Церкви, поток туристов ограничат? И нельзя будет кому угодно зайти?

Думаю, что все аргументы о печальном будущем храма  в случае его возвращения Церкви разбиваются о реальный опыт. Казанский кафедральный собор, святителя Николая Чудотворца (Николаевский) Морской собор в Кронштадте, Троицкий собор Александро-Невской лавры, да и собственно абсолютно все переданные епархии соборы и храмы не стали менее доступны.

Вход в знаменитые европейские католические соборы Святого Петра в Риме и Нотр Дам де Пари – бесплатный. Представляя собой выдающиеся памятники архитектуры, истории и искусства, эти храмы остаются действующими католическими церквями, где проходят регулярные службы, при этом туристический поток в них не иссякает.

Если собор будет возвращен Церкви, то не только не возникнет ограничений доступа всех желающих в храм, но и вход будет бесплатным – не нужно будет платить за входной билет, как это происходит сейчас. Посмотрите, в Казанском соборе сейчас совершаются регулярные богослужения, доступ для всех желающих открыт все время.

И во время богослужения можно беспрепятственно пройти по всему храму. Есть и европейский опыт организации доступа в храм, когда огораживается место для молящихся. В соборах во время католической мессы молящиеся заходят за ограждение, а туристы могут спокойно ходить вокруг.

Каждый волен прийти в храм со своей задачей: кто-то помолиться, а кто-то — с познавательными целями.

В то же время доступ в храмы, находящиеся в ведении музеев (и речь не только об Исаакиевском соборе, а и о Благовещенской церкви, где расположен до сих пор музей городской скульптуры) оказывается ограничен.

Плата за вход не такая уж низкая. Далеко не каждый горожанин и турист в состоянии позволить себе оплатить вход и полюбоваться  творениями известных зодчих.

Не говоря уже о том, что для иностранных туристов плата за вход выше, нежели для российских посетителей.

Кроме того, в Церкви имеется опыт создания при храмах, имеющих особый историко-культурный статус, церковных музеев в форме частных негосударственных учреждений культуры, на которые возлагаются экскурсионно-просветительские функции.

После передачи Церкви Исаакиевского собора возникнут проблемы с обеспечением сохранности здания?

– В нашей епархии десятки примеров храмов, которые возвращались в плачевном состоянии и реставрировались силами прихода и благотворителей на высочайшем уровне.

Например, Феодоровский Государев собор в Царском Селе.

  Настоятель собора Епископ Царскосельский Маркелл всегда с гордостью показывает пещерную (нижнюю) церковь в честь преподобного Серафима Саровского, которую восстановили очень скрупулезно: если храм был расписан фресками, то воссоздавали их узор в узор, точно восстанавливали обитый басмой иконостас, ткани для обивки стен заказывались на мануфактуре и т.

д. А храм был передан в чудовищном состоянии. Таких примеров много – Александро-Невская Лавра, храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский»), Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе, храм святого пророка Илии на Пороховых, Благовещенская церковь на Приморском проспекте и другие.

Важно отметить, что никто не собирается отказываться от помощи профессионалов. В Церкви понимают, что Исаакиевский собор – это уникальный памятник архитектуры, что там присутствуют самые разные образцы пластического искусства, требуется особое внимание специалистов.

Кроме того, в епархии имеется должность древлехранителя, профессионала со штатом сотрудников, отвечающих за реставрацию и сохранение памятников.

При необходимости будут привлекаться организации, специализирующиеся на тех или иных вопросах, связанных с сохранением и использованием собора как объекта культурного наследия.

И, безусловно, высококлассные специалисты и музейные работники, которые посвятили свою жизнь Исаакиевскому собору, будут востребованы и в условиях действующего храма.

Помимо древлехранителя, за всеми процессами реставрации тщательно наблюдают сотрудники соответствующих комитетов города.

Если речь будет идти о передаче собора в безвозмездное пользование, то будет составлен договор между городом и епархией, где будут учтены все вопросы по реставрации и сохранности здания.

При внимательном соблюдении всех договоренностей и нюансов договора никаких вольностей допущено не будет.

Вместо послесловия

Церковь просит вернуть ей не театр или оперный зал, а храм Божий. Это великолепное здание строилось и предназначалось, прежде всего, для молитвы. Все – формы, структура, интерьеры храмового здания содержат глубокий смысл и подчинены именно этой главной цели.

Церковь в императорский период Российского государства управлялась Священным Синодом и Государем. Противопоставить их друг другу было невозможно. Государство в лице трех императоров – Александра I, Николая I и Александра II, курировавших строительство Исаакиевского собора,  – помыслить не могло, что здание будет не храмом, а лишь музеем.

Исаакиевский собор сразу после своего освящения в 1858 году стал не только кафедральным собором северной столицы, но и главным собором империи. И оставался храмом, где постоянно звучала молитва, до конца 20-х годов 20 века.

На южном фасаде собора, обращенном к Законодательному собранию Санкт-Петербурга, на фризе под барельефом Поклонения волхвов позолоченными большими буквами выбита надпись на церковно-славянском: “Храм мой храмом молитвы наречется”.

Прочесть ее доступно каждому – и верующему, и атеисту.

Оригинал: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР

Источник: http://xn—-7sbabc5ab5bq1ac6ad.xn--p1ai/blog/5_voprosov_o_peredache_isaakievskogo_sobora_cerkvi/2015-08-20-58

Практические вопросы касательно дальнейшей судьбы Исаакиевского собора

                             

В Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви —

http://www.patriarchia.ru/db/text/4763363.html

Цитирую В.Легойду:

«Деятельность музея будет продолжаться, и Церковь в этом заинтересована. Входная плата будет отменена, и в храм смогут свободно заходить люди любых вероисповеданий и убеждений. Экскурсионное обслуживание сохранится и останется платным. Отвечая на опасения, «справится ли Церковь» с заботой о соборе, В.Р. Легойда посоветовал выйти из «гипотетического поля» и обратиться к опыту совместной церковно-музейной деятельности: «Функционирование музеев Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря в Москве говорят о том, что мы справляемся. Это не значит, что сложностей не бывает, но все проблемы относятся к категории решаемых».

______________________

Человек я простой, практический, поэтому буду рассуждать как практик. Приземлённо и прямо.

В Новодевичьем монастыре никогда не была, а вот в Лавре была неоднократно. Лавра и Исаакий — это небо  и земля. В Лавре целый комплекс храмов и зданий, поэтому проблем с организацией экскурсий и нет. Часть экскурсии экскурсовод проводит на улице, потом заводит туристов внутрь храма. Если идёт служба, то экскурсовод молча проводит туристов по храму.

Выйдя на улицу, завершает экскурсию. Сравнивать прихрамовые территории тоже невозможно. На территории Лавры — тишина, поэтому каждое слово экскурсовода слышно и уличная экскурсия возможна. Около Исаакия городской шум, грохот большого города, а на ступенях и около —  гвалт туристов. Ещё и ветер. Так что, экскурсия на улице там практически невозможна.

Разбираем пресс-конференцию далее.

Председатель Патриаршего совета по культуре, руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом епископ Егорьевский Тихон напомнил, что первый храм преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге был заложен еще императором Петром I, все последующие русские цари принимали участие в строительстве собора, его строили тысячи людей. «Все они хотели, чтобы здесь был храм, — отметил владыка. — Есть такое положение в римском праве — воля завещателя должна уважаться. Для нас храм — это храм. На одном из его фасадов написано «Дом Мой домом молитвы наречется» (Ис. 56:7), это наше кредо, то, от чего мы не можем отказаться. При этом мы не отказываемся и от музея: в музее Троице-Сергиевой лавры немало сотрудников, которые трудились там до возрождения монастырской жизни. Такая же ситуация в Ипатьевском монастыре Костромы. С удивлением приходится читать, что люди опасаются прекращения культурно-просветительской деятельности в соборе: разумеется, в нем будут и экскурсии, и выставки, и иная просветительская деятельность».

Читайте также:  Икона святого праведного симеона верхотурского - православные молитвы

________________________

Конечно, храм должен быть храмом. Но нужно понимать, что совмещение  храма с музеем крайне затруднительно. Сравнение с Лаврой и нашим костромским Ипатьевским монастырём  опять-таки некорректно.  И в Лавре, и в нашем Ипатии не одно здание, а комплекс зданий.

Это существенная разница, господа! В нашем Ипатии Троицкий собор туристы обходят достаточно быстро. Основные экскурсии приходятся на Романовские палаты и Музей деревянного зодчества.

 И снова замечу, что территория большая и тихая, что располагает к проведению экускурсий на улице, особенно в летнее время, в которое и наблюдается пик туризма. (Моя мама была экскурсоводом 13 лет, по Ипатию в том числе, так что…)

Не надо сравнивать храмовые комплексы с единичным храмовым зданием. Это некорректно.

Из материалов по пресс-конференции:

«Епископ Тихон также затронул вопрос содержания храма, упомянув, что главный храм Сретенского ставропигиального мужского монастыря, объект культурного наследия, обитель содержит за свой счет, и только один раз государство оказало помощь монастырю в реставрации.»

______________________

Сретенский монастырь не ровня Исаакиевскому собору. Последний потребует регулярных финансовых вливаний. И он вообще другой объект. Сретенский монастырь стал приходским храмом со своей приходской жизнью. И со своей территорией. Монастырь трудами владыки Тихона финансово независим. И он более камерный, а не туристический. Разве его атакуют десятки автобусов в день? А Исаакий атакуют.

Исаакиевский собор занимает третье место в России по посещаемости среди музеев.
В связи с опасениями, что вход в собор для неправославных будет закрыт, владыка Тихон продолжил приведенную выше цитату: «Дом Мой дом молитвы наречется для всех народов».

Он подчеркнул, что в православные храмы всех пускают свободно и бесплатно.

Могут быть ограничения в передвижении во время богослужений — например, отгороженное пространство для молящихся или просьба не подходить к алтарю, но подобные требования есть во многих храмах, и не только православных.

____________________________

Хорошо. Допустим, на время совершения богослужения экскурсии запретят. Ведь не будет же идти Литургия и Причастие под галдёж иностранцев-туристов?

Скоро Великий Пост. Утренние службы будут идти более 4-х часов (плюс великопостные панихиды, плюс требы). Понятно, что служба и экскурсия плохо совместимы.

Далее ещё интересней. После Литургии в храмах идут требы: крещения, отпевания, венчания. Полагаю, что немалое количество петербуржцев (и не только петербуржцев)  захочет креститься-венчаться именно во вновь открытом, великолепном храме.

Вряд ли крещаемые или венчающиеся захотят креститься-венчаться под пристальными взглядами туристов, под щёлканье фотоаппаратов. Стать «героем» Ютюба не каждому охота…Скорее всего, эти требы будут проходить без присутствия туристов. Этого будут просить и жертвователи (крещаемые, венчающиеся и т.д.), т.к.

они оплачивают данные требы.На вопрос, почему потребовалась передача храма епархии, не лучше ли было просто урегулировать договор о совместном использовании собора Церковью и музеем, В.Р.

Легойда ответил, что данный договор определял режим совершения богослужений в соборе, что само по себе ненормально: «Раньше были богослужения при музее, а теперь будет музейная деятельность при храме».

Владыка Тихон добавил, что после передачи в соборе возможна полноценная приходская жизнь: организация воскресной школы, катехизаторских курсов. На вопрос, изменится ли содержание экскурсий, владыка ответил, что сохранятся экскурсии искусствоведческие и исторические, а к ним прибавятся катехизаторские и миссионерские.

____________________________

«Богу Богови, а экскурсии — музею».

Да не получится совместить несовместимое в данном конкретном случае. Надо выбирать: храм или музей? Приходская полновесная жизнь или экускурсии и туристы?

Положим, что Исаакий становится приходским храмом. Количество экскурсий падает.  А они платные, приносят доход.

Падает количество туристов — падает уровень доходов от торговли дорогими сувенирами.

Конечно, из-за совершения треб в храме кардинально поменяется время экскурсий. Требы в соборах обычно идут до 12-13 часов. Так что, реально  двери для туристов будут открыты примерно с 14 — до 17 часов ( до вечерней службы ).  И вот тут опять проблема.

Все турфирмы отводят для таких больших экскурсий утреннее время с 10 — 14 часов. Далее гостей города везут на обед (он обычно в 14- 14.

30, а заказывается заранее), после обеда всегда планируют что-то менее грандиозное и масштабное, что-то  типа посещения Музея кукол, катания по каналам, похода за сувенирами, свободное время и т.д.  После небольшой прогулки везут на ужин, да в гостиницу.

Вот этот привычный  и сложившийся туристический режим придётся менять и ломать. Или изначально не включать Исаакиевский собор в программу.

Или пускать ограниченное количество интуристов, потому что они больше россиян оставляют денег в сувенирных киосках?..

Экскурсии и туристы приносят большую прибыль городу. Одних только налоговых перечислений в бюджет города поступает что-то около 100 млн.р. в год.

Готов ли городской бюджет отказатся от этих денег и взять на баланс Исаакий? Игуменья Ксения (Чернега) прямым текстом сказала, что на содержание храма в должном состоянии потребуются субсидии от города.

Из чего складывается высокий доход музея?

Это:

1) Билеты за вход в храм-музей

2) Плата за экскурсии

3) Доход от торговли сувенирами

4) Плата за вход на колоннаду.

Если в соборе закипит приходская жизнь, доход будет иной.

1) Билетов не будет, вход бесплатный

2) Плата за экскурсии уменьшиться вдвое, т.е. пропорционально уменьшению количества экскурсий

3) Доход от продажи сувениров упадёт также вдвое.

4) Плата за вход на колоннаду — ??? Об этом я напишу чуть ниже.

Конечно, прибавится доход Исаакия как действующего храма. Повторюсь, что доходов от служб на содержание такой махины точно не хватит, о чём сразу сказала игуменья Ксения (Чернега).

Сейчас храм-музей стараниями директора Н.В. Бурова самодостаточен, высокодоходен. Директора можно смело назвать эффективным менеджером. Русская Церковь по ряду вышеперечисленных причин потерпит экономическое фиаско. И только в случае 100% помощи государства возможен этот проект.

Надо осозновать, что  этот архитектурный объект, действующий как храм — это одно, действующий как музей — это другое.

Население города, испытывающего  множество проблем, уже сейчас кипит из-за того, что средства бюджета будут выделяться на РПЦ, а не на больницы, школы, детсады и иной социально-бюджетный сектор.

К тому же, повторюсь, доходная часть бюджета недополучит финансы от музея. Сейчас музей является донором городского бюджета, помогая тем самым всем петербуржцам. На этом Патриарх мог сделать отличное кредо на будущее.

Он мог отказаться от храма, чтобы в кризисное время город и его жители не лишились денег. Это был бы прекрасный пиар. Грамотный, реальный, дальновидный ход, не имеющий недостатков. Папа Борджия сделал бы так и не ошибся.Увы, но мы, церковники, имеем то, что заслужили, —  т.е.

очередные  репутационные потери :

Фото из твиттера журналиста радиостанции «Эхо Москвы» Арсения Веснина.

(Утащила здесь — http://philologist.livejournal.com/9013052.html)На данный день день музей — туристическая «мекка».  Приходская жизнь и турбизнес именно в Исаакиевском соборе не увязываются и не увяжутся никогда. В любом случае, придётся чем-то жертвовать. Что-то ставить во главу угла, а что-то урезать.

Вчера мне на глаза попалось чьё-то высказывание, что вон, мол, в соборе Парижской Богоматери и экскурсии и службы друг другу не мешают. Хочется сказать: да что же вы всё нас с католиками сравниваете? Их месса 50-60 минут и всё. Наши службы многочасовые. Крещения  там, насколько я знаю, проходят не в самом храме, а в баптистерии. Там же не один собор, а  целый комплекс зданий.

Не надо об этом забывать и сравнивать несравнимое: храм-одиночку и комплекс зданий.Ещё один момент. Сейчас в подвалах Исаакия располагается богатейшая «блокадная» экспозиция. А после передачи, наверное, будут химчистки, туалеты и т.д.

как в ХХС? Деньги ведь не пахнут…

В заключение перейду к самому интересному пункту о доходах — пункту № 5. Входная плата за вход на колоннаду. Сейчас церковные спикеры говорят, что плата за вход в храм отменится, а на колоннаду сохранится.

Вопрос знатокам: по канонам Церкви возможно ли то, что в храме будет идти Божественная Литургия, а над храмом, точнее на его крыше,  в это время будут ходить люди? Разве это не кощунство: внизу служится Евхаристия, а над молящимися и сакральным храмовым пространством снуют люди?

Ответ очевиден. На мой взгляд, по-хорошему, по-православному  вход на колоннаду должен быть закрыт. Никаких билетов. Никаких денег и точка. Всё. Это теперь действующий храм, а не музей. Нечего здесь шастать! :-)То есть, эта статья доходов от продажи билетов на колоннаду тоже отпадёт.

Подытожу свой пост.

 Так сложилось, что за советский период Исаакиевский собор приобрёл глобальное, уникальное туристическое значение для Санкт-Петербурга и всей России в целом. В отличие от многих храмов он не был разрушен, взорван, а трудами и заботой людей сохранился в отличном состоянии.

Храм стал объектом туризма и сейчас помогает городу пополнять бюджет.

Да, хочется чтобы в храме был храм, шла молитва. Храм ведь не просто здание, а Дом молитвы…В то же время, это здание из камня и мрамора, а оно требует ухода, вложений, ремонта, работы реставраторов. Данные заботы о храме дорогостоящие, а у Русской Церкви таких денег нет.

Цитирую вице-губернатора Петербурга М.П. Мокрецова:

«Собственник, то есть город, обязан содержать объект в надлежащем состоянии, нести все расходы, связанные с реставрацией. Вице-губернатор подчеркнул, что такая ответственность есть у города и по другим объектам. В качестве примера он привел завершающуюся реставрацию Свято-Троицкого Измайловского собора. Это касается не только православных храмов: город занимается реставрацией мечети и дацана. «Поэтому опасения, что Исаакиевский собор после передачи Церкви перестанут поддерживать в надлежащем состоянии, мы отбросим», — сказал М.П. Мокрецов.

Петербургский бюджет не испытывает дефицита, и в кризисное время настолько в порядке, что может регулярно выделять миллионы на один только храм?..Просто осенью 2015 года власти Петербурга отказали в передаче Исаакиевского собора РПЦ и мотивировали своё решение тем, что средств на содержание храма в казне нет.

Получается что по прошествии года, несмотря на финансовый кризис, что-то изменилось? Петербург за год научился зарабатывать на миллиард ( с лишним ) больше, и хочет направить эти деньги из казны именно на Исаакиевский собор? Бюджетные деньги хотят направить не на социалку, не на развитие города, его коммунальные и транспортные нужды, а только на один храм???

Источник: https://deltaplann.livejournal.com/390131.html

Исаакиевский собор: музеи нужны, но в церковь приходят к богу

Власти Санкт-Петербурга приняли решение передать РПЦ Исаакиевский собор в безвозмездное пользование с сохранением музейно-просветительских функций, однако часть общественности и некоторые государственные структуры не поддержали эту инициативу. За несколько дней дискуссия приобрела всероссийский масштаб.

Известно, что юридический статус Исаакия после передачи не изменится — его владельцем остается город. Представители патриархии заявили, что музейные функции собора будут расширены, а вход в собор станет бесплатным.

Тем не менее, это не удовлетворяет противников решения. Петицию против передачи собора в пользование Русской православной церкви подписали порядка 200 тысяч человек. Гендиректор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал приостановить процесс передачи, чтобы «остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение».

Историк философии, кандидат философских наук Алексей Козырев поделился с порталом Политаналитика своим видением путей решения проблемы:

– Вообще, сам факт того, что храм возвращаются к своему основному назначению, мне весьма импонирует. Я не вижу здесь ничего, противоречащего духу нашей истории. Но с оговоркой, что должны быть здесь учтены интересы сохранения и реставрации нашего культурного наследия, которое должно осуществляться профессионалами. Зелоты предлагают все иконы изъять из музеев и передать их Церкви.

Но мне такое решение кажется абсурдным и абсолютно неуместным, потому что икона – это такое же произведение искусства, как и картина, и скульптура, и архитектурное сооружение. «Троицу» Андрея Рублева спас 1918 год, когда эту икону освободили от золотых и серебряных окладов и ей стала заниматься специальная комиссия по изучению церковных ценностей под руководством И.Э.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "непроходимая дверь" - православные молитвы

Грабаря и графа Олсуфьева.

Негативную роль в ажиотаже вокруг Исаакиевского собора, на мой взгляд, во многом сыграли журналисты. Речь вовсе не идет о том, что он будет передан в собственность Русской православной церкви.

Все исторические здания, где есть действующие приходы и совершаются службы – находятся в собственности у государства, а церковь осуществляет свою деятельность в этих исторических и культурных памятниках на правах аренды, которая осуществляется на определенный период.

И здесь, по всей видимости, должна вестись техническая работа людьми, которые компетентны в этом – юристами, представителями муниципальной власти, – на какой срок Церкви будет передан в аренду Исаакиевский собор, на 49 лет или на другой срок.

Согласитесь, что передача в аренду отнюдь не означает подарок, возвращение или реституцию, это совсем иная форма использования исторического памятника.

Кроме того, следует заметить, что в Исаакиевском соборе уже давно идут церковные службы, и собор используется как место совершения православного богослужения.

Тот порядок, в котором это происходит, когда основной поток посетителей – это туристы, а верующие находятся в храме на правах «бедных родственников», очевидно не мог устраивать Церковь.

Так в современном Риме, на время богослужения, доступ в Пантеон для туристов прекращается.

Но я всё же сожалею, что в данном случае на слово «Музей» набрасывается некий одиум, оно становится чуть ли не синонимом чего-то отжившего, устаревшего, свойственного уходящей в прошлое атеистической эпохе. Поборником Музея как места хранения памяти об усопших предках был русский религиозный философ Николай Фёдоров.

И в советские времена именно работники музеев сохранили и донесли до нас многие выдающиеся памятники христианской культуры. Отождествлять музей с чем-то враждебным и чуждым Церкви совершенно неверно.

Считаю, что тот конфликт, который у нас сегодня возникает между Музеем и Церковью, свидетельствует о незрелости нашего гражданского общества, о явном недостатке культуры в обществе и в Церкви, которая в ее земном измерении также входит в гражданское общество.

Впрочем, вера и культура в истории чаще оказываются не в гармоничном единстве, но в антиномическом напряжении и даже противоречии. Противостояние Музея и Церкви – это ситуация ненормальная, она говорит в том числе и о том, что у нас пока не сложилась внятная модель светскости нашего государства.

Памятники искусства, культуры требуют определенного компетентного отношения к этому искусствоведов, реставраторов, людей, которые специально этому обучались и чей труд, чьи услуги стоят достаточно дорого. Поэтому я выступал за сохранение определенного паритета и цивилизованных отношений Церкви и Музея на территории Исаакиевского собора.

Конечно, сам этот факт «передачи» должен, наверное, каким-то образом изменить регламент совершения богослужений, допустим, не только в часы работы музея, но и в ночное время, на Пасху, на Рождество. Необходим свободный доступ верующих в литургическое пространство Собора.

И не в определенный час дня, но в течение всего времени. Люди могут опоздать к началу службы, привести к причастию грудных детей, с которыми затруднительно отстоять все богослужение, да и просто зайти в храм для молитвы и уединения.

Однако служба может не всегда осуществляться в главном алтаре, что в каждом большом храме существует несколько алтарей, несколько приделов. В церкви осуществляются и другие таинства, и требы.

Таинство исповеди, например, и заметим, что в больших католических соборах Европы – в Нотр-Даме или Соборе Святого Петра – можно исповедоваться в течение всего дня, а не только перед или во время мессы, кроме того существует возможность исповеди на нескольких европейских языках.

Но отсюда отнюдь не следует, что в самом соборе не может быть пространства, которое может функционировать как пространство музея, куда может осуществляться платный вход. Идея сделать Исаакий бесплатным и общедоступным для всех, включая туристов из-за рубежа, в любое время, кажется мне, мягко говоря, странной.

Я недавно был во Флоренции, за вход в каждый флорентийский собор платил от 6 до 15 евро. Причем в некоторые соборы, в Сан-Лоренцо, к примеру, надо заплатить дважды, потому что отдельно продается билет в Новую сакристию, которую создал Микеланджело, за 8 евро и отдельно за 6 евро продается билет в сам собор и его ризницу.

При этом Италия одна из тех стран Европы, где довольно много верующих и практикующих, а большая часть населения с уважением относится к католической церкви. Кстати, платя деньги за вход, я не задавал себе вопрос о том, кому принадлежит собор, как соотносятся интересы католической церкви и итальянского государства.

Хочешь видеть шедевры – плати!

Потерять туристические деньги – озвучивается цифра в 600 миллионов рублей в год, таков доход от экскурсионного посещения, — было бы ничем не оправдываемой глупостью.

Почему туристы не должны платить за посещение исторического памятника, на содержание которого кто-то – Церковь ли, государство ли, должны тратить огромные деньги? Понятно, что доступ на богослужение должен быть бесплатным, но, вероятно, должны быть и музеефицированные пространства памятника, вход в которые должен быть платным.

И эти деньги должны тратиться на реставрацию, на поддержание собора. Не вижу никаких разумных аргументов пользу того, что эти расходы надо переложить на городской или тем более государственный бюджет.

Кто будет бенефициаром этих денег – это вопрос дискуссионный. Либо Церковь, либо Город. Но, по всей видимости, тот, кто будет получать доход от платного посещения собора, должен заниматься его реставрацией и должен эти деньги направлять на восстановление, сохранение, поддержание культурного памятника.

Ситуация вокруг «передачи» Исаакия должна обсуждаться юристами, другими профессионалами и представителями Церкви, а не в публичных ток-шоу. Потому что здесь есть много вопросов с неочевидными ответами.

Собор, построенный для молитвы, в идеале должен быть местом молитвы. Но сегодня мы видим, что в Европе все больше и больше храмов перестают выполнять свои религиозные функции, и становятся музеями или светскими пространствами.

В «христианском мире» современной Европы мы видим упадок практики религиозной веры.

У нас происходит религиозное возрождение, так официальная риторика трактует этот процесс. Открываются новые храмы, и действительно, я не социолог религии, но как наблюдатель могу сказать, что число прихожан увеличивается. Новые храмы в Москве и Петербурге не пустуют.

И в Исаакиевском соборе на литургии тоже, несомненно, будут стоять люди.

Хотя практика показывает, что большее число прихожан как раз не в центре, а в спальных районах, где есть высокая потребность в новых храмах в шаговой доступности, а вот храмы, которые находятся в центре мегаполисов, далеко не всегда заполнены.

Передача Исаакия, на мой взгляд, вызвана, прежде всего, не острой потребностью в недостающих для отправления православного культа местах, она является символическим актом. Петербург – город особый, это не только бывшая имперская столица и нынешний город с рядом столичных функций.

В сознании жителей самого города это – «окно в Европу», город в гораздо меньшей степени русский чем Москва. «Душа Петербурга» тоже в большей степени европейская, а не русская, город является репликой Первого Рима, града Святого Петра, Венеции с ее каналами, Голландии (арка Ламота в Новой Голландии тому подтверждение).

Символический характер «передачи» Исаакия хорошо понимают и Церковь, и политики. Георгий Сергеевич Полтавченко, мэр Санкт-Петербурга, — позиционирует себя как православный политик.

Будучи полномочным представителем Президента в ЦФО, он был председателем попечительского совета Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. Мы один раз даже там с ним встречались, в Сергиевом Посаде. У него устойчивая репутация православного политика, который в своей деятельности отстаивает интересы Церкви.

Так что в данном случае его решение мне представляется логичным. Он здесь транслирует свою гражданскую позицию. Однако за бурными спорами сторонников и противников «передачи» Исаакия мы меньше всего можем расслышать голоса самих петербуржцев.

Источник: https://www.politanalitika.ru/actualcomments/isaakievskij-sobor-muzei-nuzhny-no-v-tserkov-prihodyat-k-bogu/

Исаакиевский собор — Православный журнал «Фома»

История Петербурга знает четыре Исааки­евских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I.

Император Петр Алексеевич  родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной.

А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.

Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды.

Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.

100 лет в лесах

Фото Alex Florstein Fedorov_Wikimedia Commons_CC-BY-SA-4.0

В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.

Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.

Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

Фото Untalented Guy/Flickr/CC BY-ND 2.0

На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.

Внутреннее убранство

Фото Ximeg/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В.

Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.

Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квад­ратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

Святыни

Тихвинская икона Божией Матери. Фото www.cathedral.ru

В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери.

Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг.

В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

XX век

С 1858 по 1924 год собор был главным, кафед­ральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

Фото маятника: Михаил Блохин и Николай Науменков /Фотохроника ТАСС

В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.

Как проехать:

Санкт-Петербург, м. Невский проспект

Подготовил Кирилл Баглай

Источник: https://foma.ru/isaakievskiy-sobor.html

Ссылка на основную публикацию