Икона пресвятой богородицы «ярославская» — православные молитвы

Ярославская икона Божией Матери

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному в виде младенца. Ярославская икона Божией Матери не является исключением.

Это одна из икон, которые обязательно должны быть у вас дома. Она будет оберегать вас и станет отличным образом для молитв. Словом, Ярославская икона Богородицы подойдет любой семье. Ставить ее можно где угодно — в спальне или на кухне над обеденным столом. Главное, чтобы вы верили в ее великую силу и благодать, ибо без веры нет спасения.

История иконы

Ярославская икона Богородицы нераздельно связана с Ярославской землей. В далеком 13 веке в Ярославском уезде был построен храм Успения Богородицы. По сей день этот храм является главным во всей области.

Практически с самого начала в этом соборе находилась икона «Умиление», на которой изображена Богородица с Иисусом Христом, который тянется к Матери и касается ее щеки своей.

Этот образ был немного изменен, но сама суть его сохранилась. Эта икона стала неким счастливым талисманом Ярославля и его земель, его святым, чудотворным знаменем. В этой иконе выражена любовь Матери к Сыну.

Это очень красивый образ, олицетворяющий собой любовь ко всем людям.

Прибытие иконы в Ярославль было осуществлено в тяжелый для Руси период — во время Татаро-монгольского нашествия. Она хранила наш народ от бед еще больших, нежели он видел тогда. Вражеские войска разоряли города и оставляли после себя только реки крови и страданий. Ярославская икона оберегала жителей Ярославля и в финальные стадии этого ужасного периода стала символом борьбы со злом.

Откуда появилась икона — остается тайной, несмотря на мнения ученых о владимирском или киевском происхождении образа. Сейчас древнейший список с этой иконы до сих пор пребывает на своем исконном месте — в Ярославском Успенском соборе.

День почитания иконы

День празднования иконы — 21 июня. Каждый год во всех храмах вспоминают благоверных князей Василия и Константина, благодаря которым Русь увидела эту икону и прониклась к ней любовью.

В чем помогает Ярославская икона

Икона не раз исцеляла людей от слепоты и тяжких недугов, за что получила особый статус. Ее всегда бережно хранили, ею всегда восхищались. Ярославская икона по сей день считается хранительницей домашнего очага и здоровья людей, живущих в доме.

Чаще всего икону ставят на кухне, над обеденным столом. Именно этой иконе люди молятся перед приемом пищи, после него и для просьбы об исцелении.

Священнослужители отмечают, что не всегда имеет смысл читать полноценные молитвы. Достаточно бывает просто искренне попросить Владычицу и Младенца Иисуса о том, что вам необходимо больше всего.

Этой иконе молятся на Успение, на Благовещение и в другие праздники, связанные непосредственно с Божьей Матерью. Из молитв следует выделить «Богородица, дево, радуйся» и «Символ веры».

Это главные молитвы, которые следует читать перед Ярославским образом Божией Матери, хотя строгих правил в этом плане нет.

Икона поможет вам сохранять хорошее самочувствие и реже болеть. Помните, что самое главное — это вера и чистота души.

Молитва перед Ярославской иконой Богородицы

«Избранной Воеводе победительная, избавляющая нас ото всякого зла, благодарственная, восхваляем Тебя, Богородица, за то, что делаешь людей твоих непобедимыми, от всяких бед свободными, да зовем Тебя: радуйся, Царица Небесная. Преславная Приснодево, Мать Христа Бога.

Принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наши. Все упование мое на Тебя возлагаю, Матерь Божья, сохрани меня под кровом своим.

Богородице Дево, не бросай меня грешного, требующего Твоей помощи и Твоего заступления, на Тебя моя надеется душа моя, милости ждет от Тебя».

Старайтесь молиться иконе не только в периоды трудные и темные, но и в светлые, когда у вас все хорошо, ведь истинная молитва — та, которая посвящена благодарению, ибо друг только тот, ко остается с нами в теплые и светлые времена, а не приходит за помощью в непроглядную тьму. Помните всегда о том, что благодарность и прощение являются олицетворением веры. Помощи от Бога и Божьей Матери можно ожидать и без молитв, ведь хорошим людям Господь помогает всегда и воздает всем по их делам и мыслям.

Пусть этот образ Ярославской Божьей Матери станет для вас избранным. Если вы хотите, чтобы ваше жилище было наполнено удачей, счастьем и светом, то не забывайте молиться на сон грядущий и с утра, а также ставить дома иконы, которые оберегали людей на протяжении долгих веков. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Пресвятая Богородица не раз являла чудеса, давая знаки Свыше посредством икон. И святыня «Призри на …

За всю историю православия было обретено множество икон. Одной из самых известных является икона «Умиление». …

Икона Божией Матери «Галатская» является чудотворной. К ней обращаются с молитвами те, кому нужна поддержка …

Чудотворный образ Девы Марии является одним из самых почитаемых в православном мире. Леснинская икона Богоматери …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/yaroslavskaya-ikona-bozhiej-materi/

Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси

Автор: Епископ Балашихинский Николай

Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды.

(Лк. 1:47-48)

Предание относит первые изображения Богоматери к раннехристианскому времени, называя первым автором Ее икон апостола и евангелиста Луку, однако написанные им иконы до нашего времени не дошли, и можно достоверно говорить лишь о позднейших списках первописанных икон Пречистой Девы, с большей или меньшей точностью воспроизводящих древние иконографические типы, создан-ные врачом возлюбленным (Кол. 4:14) и сотрудником (Флм. 1:24) апостола Павла. Л. А. Успенский так говорит об иконах, приписываемых евангелисту Луке: «Авторство святого евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы являются списками (вернее, списками со списков) с икон, написанных когда-то евангелистом» [Успенский, с. 29].

Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. — они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Как отмечал Н. П.

Кондаков, «главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед по-клоняющимися волхвами» [Кондаков, с.

14].

Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь — в Палестине, но уже в первые десятилетия существования Константинополя все главные святыни, связанные с Нею, перемещаются в этот город — новую столицу империи, принявшей Христа [Квливидзе, с. 501].

В Византии складывается почитание Матери Божией как Покровительницы столицы: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая; в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение… В словах Богородична 9-й песни Великого канона содержится напоминание о том, что почитание Пресвятой Богородицы в Константинополе многократно проходило испытание на верность: по горячей молитве жителей перед чтимыми иконами Пречистой Девы сохранялся град. Большая часть святынь, связанных с Богородицей, находилась в посвященной Ей церкви во Влахерне — предместье столицы. В числе тех, кто подвергал град искушениям, были и древние славяне; их походы — как «удачные» (завершавшиеся разграблением города), так и неудачные — были, по-видимому, первыми контактами наших предков с верой и почитанием Той, Которая изберет позднее землю Русскую одним из Своих земных уделов.

После III Вселенского Собора (431 г.), догматически закрепившего именование Пресвятой Девы Богородицей, почитание Её получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в.

почитание Божией Матери не мыслилось уже без Её святых икон.

Основные типы икон Богородицы сложились в доиконоборческий период и, вероятно, представляли собой творческое развитие первописанных образов, созданных апостолом Лукой.

Первые сюжеты с изображением Богородицы («Рождество Христово» и «Поклонение волхвов») в римских катакомбах Присциллы (II-IV вв.

) носили исторический характер; они иллюстрировали события священной Истории, но по сути своей еще не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве.

Кондаков так говорил о развитии иконографии Божией Матери: «Икона Божией Матери, помимо характера и типа, в ней изображенного, приобретает постепенно, вместе с ходом христианского искусства и развитием в нем своей роли (приблизительно уже с V века), особую черту, проводимую на ней тем самым отношением к ней молебщика, по которому она становится «моленной» иконой. Начавши с безразлично холодного представления исторического характера, икона вообще, а икона Богородицы в особенности, меняется, как бы по требованию и нуждам того, кто ей молится» [Кондаков, с. 5].

Вероятно, «гранью», разделяющей иллюстративно-исторические изображения Божией Матери и иконы моленные, является иконографический тип «Богородица на престоле», появившийся уже в катакомбах Присциллы в IV в.

В несохранившейся росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) сидящая на престоле Богородица с Младенцем Христом была представлена в конхе апсиды — этот храм был первым, сооруженным после Собора 431 г.

, — и Церковь, преодолевшая ересь Нестория, молилась в нем Пречистой Деве Марии уже как Матери Божией [Лазарев, с. 32].

С середины V в. изображения Богородицы на престоле, а затем и Её изображения с Богомладенцем Христом, становятся типичными для росписи алтарной части храмов: собор Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553 гг.

); церковь Панагии Канакариас в Литрангоми, Кипр (2-я четверть VI в.); базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне; церковь вмч. Димитрия в Фессалонике (обе VI в.). В VI в. такое изображение появляется на иконах (монастырь вмц.

Екатерины на Синае) [Квливидзе, с. 502].

Другой известный с раннехристианских времен тип изображения Богоматери называется Оранта. Пречистая Дева изображается в этом случае без Богомладенца, с воздетыми в молении руками.

Так Богородица изображена на ампулах из сокровищницы собора Боббио (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме (ок. 430 г.), на миниатюре из Евангелия Раввулы (586 г.), на фресках апсиды монастыря преподобного Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок.

642 г.), а также на донышках стеклянных сосудов [Квливидзе, с. 502, Кондаков, с. 76-81]. Богоматерь Оранта в храмовой росписи появляется в доиконоборческую эпоху часто — обычно в композиции Вознесения Господня — и надолго остается одним из излюбленных изображений (церковь св.

Апостолов в Константинополе, церковь Успения в Никее, церковь св. Софии в Фессалониках, собор св. Марка в Венеции).

Именно такой тип изображения в числе первых появляется и на Руси: в Преображенском храме псковского Мирожского монастыря, в церкви св. Георгия в Старой Ладоге и новгородской церкви Преображения Господня (Спаса на Нередице) [Лазарев, с. 63].

Читайте также:  Молитва серафиму саровскому на успешную торговлю - православные молитвы

Самыми ранними из дошедших до нас изображений Богоматери в храмовой росписи являются мозаики собора Киевского Софийского собора. Об основании этого величественного храма сообщает Ипатьевская летопись под 1037 г.: «Заложи Ярослав город великий Киев… заложи же и церковь Святыя София, Премудрость Божию митрополью».

Другая летопись, Густынская, говорит о том, что «церковь прекрасная Св. Софии» украшена была «всякою красотою, златом и каменеем многоценным, иконами и кресты…» [цит. по: Этингоф, с. 71-72]. Мозаики Софии Киевской были созданы в 1043-1046 гг. византийскими мастерами.

Храм был задуман как кафедральный собор Митрополита и полностью соответствовал своему предназначению — был главным храмом Святой Руси.

Пятиметровое изображение Богоматери в Софии Киевской получило название «Нерушимая Стена». По краю апсиды, в которой изображена Богоматерь, сделана надпись: Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра (Пс. 45:6).

Русский народ, делавший первые шаги в своей христианской истории, воспринимал Богоматерь как свою Небесную Покровительницу. Молящаяся с воздетыми руками Богоматерь Оранта воспринималась как олицетворение Церкви Земной — и в то же время как Небесная ходатаица и молитвенница за Церковь Земную.

Изображения Богоматери в убранстве Софии Киевской встречаются неоднократно [Лазарев, с. 64].

Название Оранты носит и еще одно древнее изображение Богоматери — это икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ). Этот иконографический тип был известен в Константинополе как Влахернитисса. Название Оранты было дано этой иконе ошибочно одним из ее первых исследователей А. И. Анисимовым. Икона была найдена в «рухлядной» кладовой Спасского монастыря в Ярославле.

Такой тип в литературе по византийской иконографии именуется Великой Панагией [Кондаков, т. 2, с. 63-84; 114]. В Древней Руси такое изображение называлось Богородица Воплощение [Антонова, с. 52]. Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном подножии с воздетыми руками; на Ее груди помещен золотой диск с поясным изображением Спаса Еммануила.

Богомладенец обеими руками благословляет именословным благословением. В верхних углах иконы расположены круглые клейма с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, держащих в руках зерцала с изображением креста. В литературе существуют разные мнения о времени и месте написания иконы: от начала XII в. (Киев) до первой трети XIII в. (Владимирская Русь) [Антонова, т. 1, с.

51-53; Древнерусское иск., с. 68-70].

Кондаков указывает, что этот иконографический тип с изображением Богоматери с воздетыми руками и Предвечного Младенца в круге у Нее на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве VI-VII вв., а затем вновь широко распространился в X-XII вв. [Кондаков, т. 2, с. 110-111]. На Руси такое изображение встречалось в несохранившейся росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.).

Одной из самых известных и, несомненно, самой почитаемой в центральной Руси была икона Богоматери, именуемая Владимирской, привезенная на Русь в первой трети XIII в. Судьба ее складывалась драматично. В 1155 г.

князь Андрей Боголюбский перенес ее из Вышгорода во Владимир, украсил дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в середине XII в. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 г. князь Ярополк снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у князя Глеба Рязанского.

Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея Боголюбского, над Ярополком Глеб вернул икону и оклад во Владимир. При взятии Владимира татарами, во время пожара Успенского собора в 1237 г. собор был разграблен, и с иконы Богоматери вновь содрали оклад. В 1395 г.

, во время нашествия Тамерлана, икона была привезена в Москву, и в тот же день (26 августа) Тамерлан отступил от Москвы и покинул пределы русского государства. Позднее икона пребывала в иконостасе главного храма страны — Успенского собора Московского Кремля. В 1812 г.

перед древней святыней, увезенной в Муром, молились об избавлении от нашествия двудесяти языков. В 1918 г. икону из Успенского собора забрали; сейчас она в Третьяковской галерее. В 1993 г. перед Владимирской иконой возносил горячие молитвы святейший Патриарх Алексий II — стране грозила опасность быть ввергнутой в пучину новой гражданской войны.

Владимирская икона относится к иконографическому типу Умиление (Елеуса). Композиция, известная с раннехристианских времен, широкое распространения получила в XI в. Вместе с Владимирской в Киев была привезена другая икона Богоматери, названная Пирогощей (для нее была построена церковь).

Ипатьевская летопись под 1132 говорит: «В се лето заложена бысть каменна святая Богородица, рекомая Пирогоща». Образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., в монастыре вмц.

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.), распространяются в послеиконоборческий период.

Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца [Квливидзе, с. 503].

Еще один известный — и столь же чтимый в западных пределах Руси, как Владимирская в центральной ее части, — образ Богородицы Одигитрии, или Путеводительницы. Название свое она получила по имени константинопольского храма Одигон, где была одной из почитаемых святынь.

По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима императрицей Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы (лист 289 — в рост). На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к нему в молитвенном обращении [Квливидзе, с. 503].

Одним из чтимых образов Новгородской земли была икона Благовещения Пресвятой Богородицы, именуемая Устюжской (30-е г. XII в., ГТГ).

Название связано с преданием о том, что икона, находившаяся в Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря, происходит из Великого Устюга и именно перед нею молился в 1290 г. блаженный Прокопий Устюжский об избавлении города «от тучи каменной».

Вместе с другими новгородскими святынями икона Благовещения была привезена в Москву Иваном Грозным [Древнерусское иск., с. 47-50].

Иконописный подлинник сообщает об Устюжском Благовещении: «Сын в персех у Пречистыя вообразися», т. е. на иконе изображается Боговоплощение. Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная Багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем (преподобный Андрей Критский).

Иконы Богоматери, наглядно иллюстрирующие догмат о Боговоплощении, пользовались благоговейным молитвенным почитанием с древнейшего времени. Назовем здесь фреску середины XII в.

в алтаре Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, а также излюбленный иконографический тип новгородцев — иконы Божией Матери Знамение, прославленные многими чудотворениями. Выносная икона Знамения (1169 г.), находящаяся в Новгородском музее, относится к иконографическому типу Богоматери Великой Панагии.

Утвердившееся на Руси наименование иконы «Знамение» восходит к летописно засвидетельствованному чуду, бывшему в 1170 г. от чтимой новгородской иконы при осаде Великого Новгорода суздальцами. Благодаря Ее заступничеству Господин Великий Новгород был избавлен от беды.

К этой же иконографической традиции относится и киевская икона второй половины XIII в. — Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием. Находилась икона в Свенском монастыре недалеко от Брянска, где, по преданию, был в 1288 г.

исцелен от слепоты черниговский князь Роман Михайлович, основавший в том месте обитель. То же предание говорит, что икона была принесена в новый монастырь из Киевского Успенского Печерского монастыря, где была написана в начале XII в. преподобным Алипием Печерским.

Надо отметить, что Свенская икона является древнейшим изображением основоположников русского монашества.

Текст на довольно хорошо сохранившемся свитке, который держит в руках преподобный Антоний, гласит: «Молю вас так, чада: держимся воздержания и не ленимся, имея в сем Господа помощником» [Древнерусское иск., с. 70-72].

Один из ранних исследователей русской иконописи, Иван Михайлович Снегирев, в письме к основателю отечественной археологии графу А. С. Уварову писал: «История иконописи у нас неразрывно связана с историей нашего христианства. На Русь она вошла из Византии рука об руку с Крестом и Евангелием».

Русь в древние времена не знала иконоборческой ереси — ей пришлось пережить эту трагедию в ХХ столетии. Лишь немногие из тех древних святынь, которые пришли на Русь из Византии или были созданы уже на русской земле, дошли до наших дней.

И тем ценнее для нас, христиан третьего тысячелетия, знание об этих святынях, память и благоговейное почитание их.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература: Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. Древнерусское искусство Х — начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Т. 1. М., 1995. Иоанн Дамаскин, св.

Три защитительных слова против отвергающих святые иконы. Полное собрание творений. Т. 1. СПб., 1913. Квливидзе Н. В. Богородица: Иконография. ПЭ. Т. 5. С. 501-504. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Т. 1-2. СПб., 2004. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. I-II. СПб., 1914-1915. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986. Лившиц Л.

И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. СПб., 2004. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.

Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

Источник: www.mepar.ru

Иконография детства Спасителя
О почитании икон
Рождественский цикл в памятниках иконографии

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Читайте также:  Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек - православные молитвы

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/ikonografija_presvjatoj_bogorodicy_o_rannikh_ikonakh_bogomateri_na_rusi/9-1-0-1487

Иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы :

Какую меру горя и страданий способна вынести земная женщина? Раннее сиротство, жизнь при храме, подозрения супруга об измене – это начало жизненного пути Пресвятой Богородицы.

Много горя и страданий перенесла Дева Мария… Издевательства толпы над Сыном, его мученическая смерть и долгие годы жизни без Него свидетельствуют о страданиях Матери.

Ее жертвенная любовь и бесконечное терпение помогли подняться на высшую духовную ступень.

Сияющими и смиренными кажутся иконы Пресвятой Богородицы.Ее переживания, лишения, страдания сменились Небесной славой и радостью воссоединения Матери с Сыном. Чудотворные иконы Богоматери почитаемы во многих городах и странах.

Они облегчают скорбь и приносят веру, исцеляют от болезней и награждают прощением. Молитвы у образа Богородицы помогают воинам на полях сражений, избавляют от врагов. Вместе с тем даруют простые семейные радости и утешение в бедах.

Четыре вида икон Богородицы

В православном календаре много дней отмечено почитанием чудотворных икон Богоматери. Через свой лик она творит добрые дела, изменяет судьбы людей, спасает падших. Иконы Пресвятой Богородицыотличаются друг от друга. Существует 4 основных вида таких икон.

Одигитрия (в переводе с греческого – Путеводительница). На иконе этого вида Богородица держит Младенца Христа, указывая на него рукой. В ее глазах отражен весь жизненный путь христианина. Наиболее известные образы этого вида – Смоленская, Грузинская и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Елеуса (в переводе с греческого – Милующая). Здесь Богородица прильнула к Младенцу, они обнимают друг друга. Этот образ – символ любви Матери и Сына, их единения. Самые известные иконы Елеуса – Владимирская, Донская Божья Матерь.

Оранта (в переводе с греческого – Знамение). В иконографии этого вида Богородица воздела руки к небу в молитвенном порыве. Младенец еще не рожден, но уже присутствует на медальоне, символизируя божественное и человеческое начала. Наиболее известные иконы – «Неупиваемая Чаша», «Ярославская Оранта».

Акафистный вид иконы – собирательный образ. Он создается в иконографии под впечатлением от евангельских текстов. Это больше похоже на иллюстрацию действий Богородицы, участие ее в судьбе Сына. Яркие иконы этого вида – «Нечаянная радость», «Неопалимая Купина», «О тебе радуется обрадованная вся тварь».

Покровительство икон

Иконы Богородицы на Руси имели самое широкое распространение. Этим и объясняется такое обилие образов Божьей Матери. Ее лик любим и почитаем в народе. Она считается защитницей, утешительницей и заступницей. Образ Богородицы несет в себе любовь, прощение всем грешным и покаявшимся.

К Святому образу обращаются в скорби и болезни, просят защитить от врагов и недоброжелателей. Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы помогают женщинам при беременности, даруют легкие роды и здоровье детям. Мужчины приходят за покровительством и утешением. Каждая из чудотворных икон Богородицы способна помочь после искренней молитвы.

Перед образом «Взыскание погибших» молятся при головных, зубных болях, о погибающих детях, благодатном браке, об отвращении от алкогольной зависимости.

Перед иконой Феодоровской Божьей Матери просят об облегчении трудных родов. Острабрамская Богородица защитит брак от злых сил, сделает его благополучным. «Неопалимая Купина» убережет дом от пожаров.Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает от общенародных бед, ограждает от опасности, помогает матерям, дарует счастье их детям.

Образ Владимирской Божьей Матери принес победу русским войскам над Тамерланом в 1395 году. Говорят, что чудотворная икона устрашила врага, и полчища хана просто бежали.

Образ Донской Богородицы помог в день Куликовской битвы в 1380 году. А в 1558-м Иван Грозный долго молился перед походом на Казань. Икона даровала победу русским войскам и взятие города.

Как молиться перед иконой Богородицы

Существует множество уже готовых молитв, которые читаются перед ликом Богородицы. Это просьбы о помощи, прославление Матери во время церковных праздников, Акафисты. Они настолько просты, что при постоянном чтении их легко выучить наизусть.

Существуют молитвы:

  • при голоде;
  • в скорби и недуге;
  • при опасности потопления;
  • при увечьях и болях;
  • при глазных болезнях и слепоте;
  • при защите дома от пожара;
  • при болезнях слуха и глухоте;
  • при раковых заболеваниях;
  • о недуге пьянства;
  • о даровании терпения;
  • об избавлении от мыслей о самоубийстве.

Это только малая часть молитв, с которыми народ обращается к образу. Иконы Пресвятой Богородицынедаром считаются чудотворными. Известны факты, когда образ помогал в излечении от тяжелых болезней, дарил веру, терпение.

Богородица — защитница и заступница. Если к образу подойти с чистым сердцем, светлыми помыслами, то и вознаграждение не заставит себя ждать. Молитвы можно читать дома, перед домашним иконостасом. Или в церкви, после службы. Формальное произнесение слов текста не дарует чуда. Только искренняя вера в силу Божью поможет исполнению просьбы.

Священнослужители уверяют, что если текст молитвы выучить сложно, то его можно читать в записанном виде. Или излагать просьбу своими словами. Не следует забывать о том, что после исполнения желания необходимо прийти к иконе, поблагодарить.

Чудотворные иконы

Икона олицетворяет собой связь между Богом и человеком. Это возможность приобщиться к Благодати и получить ее. Это вера в счастливое избавление от мук и греховности. Это понимание, что только страдание способно очистить душу, принести успокоение в сердце, научить терпению и всепрощению.

Чудотворная икона – концентрация Божественной силы. Не все образы сохранились до наших дней. И не все иконы, будучи чудотворными, признавались церковной администрацией.

Должны существовать неоспоримые факты исцеления, свидетельства силы для того, чтобы образ был официально признан. Только после этого икона получает статус чудотворной.

В основном такие свидетельства повествуют об исцелении во время эпидемии, о спасении государства от врагов или излечении от различных болезней.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицыможно найти в разных городах и странах мира. К ним приходят с просьбами, молитвами, надеждами. Объединяет их сила образа, который способен в обычную человеческую жизнь внести чудо.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Свидетельства об Успении (телесном переселении) Богородицы можно найти в разных источниках. Однако в Священном Писании об этом ничего не сказано. Известны лишь факты, что во время VI Вселенского собора было принято решение о вскрытии гробницы. В ней увидели только погребальные одежды и святой пояс. Последний можно и сейчас найти на святой горе Афон (Греция) в обители Ватопед.

Перед смертью к Богородице явился Архангел Гавриил с вестью о том, что ее жизненный путь окончится через 3 дня. После Господь заберет ее к себе. Похороны Богородицы состоялись в Гефсиманском саду. Больные, прикоснувшись к ее одру, исцелялись. А через 3 дня после похорон апостолы не нашли ее тела в пещере, там остались только погребальные одежды.

28 августа происходит празднование образа «Успение Пресвятой Богородицы». Икона выставляется в храмах Москвы, Киева.

Образ помогает справиться со страхом смерти. Можно просить об укреплении веры, смирении. Избавление от болезней также дарует «Успение Пресвятой Богородицы». Икона, кроме всего прочего,помогает осмыслить свои деяния, укрепиться в добродетелях, достойно пройти свой жизненный путь.

«Знамение Пресвятой Богородицы»

Такое название образа связано с событиями 1170 года. Войска осадили Великий Новгород. Горожане непрестанно молились о спасении. Архиепископ Новгородский во время просьбы о помощи услышал повеление Богородицы, чтобы икону ее вознесли на городские стены.

Лик доставили на стену, повернули к неприятельским войскам. Одна из стрел попала в образ. Чудотворная икона отворотилась от нападавших, лишив тех света и Благодати. Повернулась к осажденным, даровав им чудо спасения.

В тот же миг в стане неприятеля произошло смятение, их обуял страх, и враги были побеждены.

Празднование иконы совершается 10 декабря. Ее можно найти в храмах следующих городов:

  • Великий Новгород;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Барнаул;
  • Муром;
  • Белгород;
  • Северодвинск;
  • Нижний Тагил;
  • Курск.

Чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает солдат и население в военных конфликтах. Помогает путешествующим, примиряет враждующих. Спасает от болезней во время эпидемий, исцеляет при заболеваниях глаз, слепоте.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Благовещение – благая весть. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии о том, что ее посетила Благодать. Она родит Сына Божьего и наречет его Иисусом. День празднования этой чудотворной иконы приходятся на 7 апреля.

Существует предание, по которому на стене одной из кремлевских башен при правлении Ивана Грозного было явление иконы «Благовещение». Именно в эту башню был заключен несправедливо обвиненный воевода. Он молился и просил о чуде. В подтверждение его невиновности и было явление лика Божьей Матери.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»уцелела при пожаре в 1737 году. Тогда сгорела Благовещенская церковь и Царь-колокол. Но икона осталась нетронута пламенем. Ее можно найти в храмах таких городов:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Переславль-Залесский;
  • Нижний Новгород;
  • Казань.

Молятся чудотворной иконе об избавления от тюремного заключения и несправедливых нападок, об исцелении болезней духовных и телесных, о скорбях и искушениях.

Иверская икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»

По легенде, этот образ был написан апостолом Лукой. Якобы еще при жизни Богородицы, с ее благословения, Лука создал от 3 до 70 ликов Матери.

Четыре удела было у Девы Марии – Иверия (Грузия), Афон, Киевская Русь, Дивеевская обитель. Туда она должна была нести слово Божие и проповеди. Не везде при жизни успела побывать Богородица. Но и после смерти она знамениями, видениями участвовала в распространении христианской веры.

Иверская икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»является символом защиты всех истинно верующих людей. Она предстает заступницей, хранительницей, утешительницей во всех бедах и напастях.

Иверская икона Пресвятой Богородицы находится в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Орле. Есть она и в церквях Новгородской, Курской, Псковской, Тамбовской областей. Дни празднования приходятся на 25 февраля, 26 октября и на вторник Светлой Седмицы.

Существует множество письменных и устных свидетельств об исцелении после молитвы. Икона помогает найти в себе силы для покаяния, очищения. К ней приходят грешники в поиске праведной дороги, с просьбами о защите и утешении. Икона избавляет от телесных и душевных болезней. Перед ней можно молиться о сохранении дома от пожаров, наводнений и других катастроф.

Читайте также:  Молитва божией матери о детях - православные молитвы

Икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»оставляет загадки и по сей день. В 1981 году греческим монахом был создан образ, списанный с оригинала. Икона оказалась мироточащей.

Ее 1982 году привез в Монреаль (Канада) Иосиф Муньос Кортес. После акафистов, молебнов перед образом исцелялись тяжелые, неизлечимые заболевания (лейкоз, паралич). Икона возвращала людей к духовной жизни, избавляла от неверия.

В 1997 году хранитель образа Кортес был убит. Икона исчезла.

«Умиление Пресвятой Богородицы»

Существует несколько известных чудотворных икон «Умиление». С них сделано множество списков, которые не теряют своей благодатной силы.

Смоленская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»явилась в 1103 году. Польские захватчики осаждали город. Целых 20 месяцев с помощью чудотворного образа смоленские войска удерживали Смоленск, не сдали его врагам.

Псково-Печорская икона славна своими чудесными исцелениями. В летописях Пскова и Великого Новгорода сохранились свидетельства, датированные 1524 годом.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»находилась в келье святого старца Серафима Саровского до самой смерти. После было сделано несколько списков, которые впоследствии тоже оказались чудотворными. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец Саровский мазал больных, и те излечивались.

Новгородская икона «Умиление» в 1337 году парила в воздухе над церковными дверями. Слезы капали из ее глаз. Позднее в этот же год началось в городе моровое поветрие. Горожане молитвами просили святой образ заступиться за них. Вскоре болезнь отступила.

Молитва перед иконой помогает в бедах и несчастьях. Избавляет от искушений, сохраняет брак. Дарует беременность и легкие роды. Этот образ считается женским и помогает во многих болезнях и печалях. Избавляет от болезней глаз, слепоты. Почти все чудотворные образы Девы способны исцелить телесные и душевные болезни после молитв и Акафистов.

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Пророчества о рождении Девы, которая станет матерью Мессии, звучат уже в Ветхом Завете. Она происходила из древнего рода, который насчитывал множество первосвященников, патриархов, царей.

Иокаим и Анна, родители Богородицы, долго не имели детей. Они истово молились, чтобы в семье появился ребенок.

Спустя 50 лет жизни в браке им была дарована счастливая весть о зачатии и рождении Царицы Небесной.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»повествует о радостном событии. Рождение и вся последующая жизнь Марии проникнуты верой, спокойствием, терпением. Недаром она считается заступницей, утешительницей всех христиан и заблудших душ. День празднования – 21 сентября.

Часто икона «Рождество Пресвятой Богородицы»даровала отчаявшимся родителям долгожданного ребенка. Любая молитва перед образом способна успокоить, исцелить душу от обид и несправедливости.

Особенно действенны просьбы о заблудших душах, возвращении веры, очищении от грехов, даровании духовно-нравственных устоев.

Молитвы о детях, воссоединение семьи, устранение обид и ссор между супругами также будут услышаны.

Значение иконы

Иконы Пресвятой Богородицыолицетворяют единство Бога и человека. Как простая женщина она родила Спасителя, как святая Дева Мария встала рядом с ним на Небесах.

Это совмещение высшей духовности и понимания людских слабостей. Образ Богородицы является собирательным образом матери, умеющей простить своих детей, заступиться за них, понять их.

Поэтому так много икон, молитв, праздников, памятных дат, посвященных Божьей Матери.

Священники учат, что нет большего страдания на земле, нежели стоять рядом и видеть смерть собственного ребенка. К духовному преобразованию через муки жертвенности прошла Пресвятая Богородица. Икона, значениекоторой заключено не во внешнем блеске, а во внутренних добродетелях, учит мирян многому…

В смирении и терпении провела всю жизнь Богородица. Рано потеряла родителей. Вышла замуж за вдовца, чьи сыновья не любили ее, не верили в Божественную Благодать. Ее кротость, страдания стали удивительным сочетанием земной духовности и небесной святости.

Формальное чтение молитв, равнодушное посещение церкви не подарит благоволение Богородицы. Только покаянием, чистым сердцем, искренней любовью можно добиться заступничества Девы.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы учат человечности, умению оставаться добродетельным в любых жизненных ситуациях. Со смирением переносить трудности, испытания и знать, что даже в грехе можно покаяться и вернуть себе Благодать.

Источник: https://www.syl.ru/article/178657/new_ikonyi-presvyatoy-bogoroditsyi-chudotvornyie-ikonyi

Ярославская икона Божией Матери

Деревянная доска 33х27 см, левкас, темпера, резьба по левкасу, золочение, орнамент.

Празднование в честь Ярославской иконы Божией Матери совершается 8 июня (21 июня н.ст.) —  день обретения мощей живших в ХIII святых ярославских князей Василия и Константина, которым, по преданию, принадлежал чудотворный образ.

Молитвенная традиция:  перед Ярославской иконой Божией Матери молятся об избавлении от телесных болезней.

Иконографический тип — Умиление.

Существуют другие изводы этой  иконы:

  • Ярославская (Печерская) икона Божией Матери — день памяти:  14 мая (27 мая н. ст.). 
  • Ярославско-Смоленская икона Божией Матери — день памяти 12 октября (25 октября н.ст.).  
  • Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская — день памяти 8 июля (21 июля н. ст.).

Акафист всем иконам Божией Матери

Икона Божией Матери «Ярославская» стала первой чудотворной иконой, явленной Богородицей людям в эпоху татаро-монгольского ига. Она стала известной на Руси вскоре после нашествия Батыя.

Являя свой образ, Богоматерь как бы посетила Русскую Землю и утешила ее в наступившие времена скорби. И видно не случайно, что это оказался именно образ «Умиление», выражающий глубочайшую материнскую заботу Богоматери.

В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Об истории этого образа сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня.

По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя.

В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм.

Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV – XVI веках.

Особым почитанием образ Божией Матери «Ярославская» пользовался в периоды всенародных бедствий. Ярославцы молились пред иконой Богородицы во время сильнейшего пожара в городе 1501 года. В 1612 году пред этой иконой Богоматери молились Минин и князь Пожарский. О главной святыне Ярославля — иконе Божией Матери «Ярославская» вспомнили в 1918 году в период так называемого «ярославского мятежа».

Иконография Ярославской иконы Божией Матери

Иконография Ярославской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу, называемому в русской литературе «Умиление» и сложившемуся в ХIII веке. Она является прототипом для многих русских иконографических вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами.

Младенец Христос представлен на руках Богоматери с правой стороны. Голова Богоматери наклонена к Младенцу Христу, Их лики соприкасаются. Он сидит прямо и рукой держится за подбородок Богоматери. Ступни Его ножек близко сдвинуты.

Точный список с чудотворного образа, выполненный в 1500 году, был вложен в Троице-Сергиеву лавру Аграфеной Суцкой, вдовой последнего ярославского князя.

Наиболее ранним сохранившимся списком является икона первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи, икона происходит из церкви Успения на Апухтинке в Москве.

О распространении и известности икон этого типа свидетельствуют множество списков.

Что такое Богоматерь «Умиление»

Богоматерь «Умиление» — Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) — буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке.

По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в.

, прообразует крестную жертву Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом. Среди ранних прообразов Гликофилуссы — Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.).

Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии.

Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру пли полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Федоровской, Донской, Ярославской и др.).

Тропарь Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление. предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.

Припевы

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству. Призри благо-сердием, Всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.

Величание Пресвятой Богородице

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Источник: http://iconworld.ru/products/50

Ссылка на основную публикацию