Храм воздвижения креста господня в алтуфьеве города москвы — православные молитвы

Расписание богослужений | Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

1 сентября, суббота Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников (284-305 гг.).Донской иконы Божией Матери 8:00 Исповедь. Часы о.Сергий
9:00 Литургия
17:00 Всенощное бдение Все
2 сентября, воскресенье Неделя 14-я по Пятидесятнице.Пророка Самуила (XI век до Р.Х.). Собор Московских святых 7:40 Молебен о.Сергий
8:00 Исповедь. Часы Все
9:00 Литургия
Молебен на начало учебного года
4 сентября, вторник служба в больничном храме о.Сергий
5 сентября, среда Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы 8:00 Исповедь. Часы о.Сергий
9:00 Литургия
6 сентября, четверг служба в больничном храме о.Димитрий
7 сентября, пятница 17:00 Всенощное бдение о.Сергий
8 сентября, суббота Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 8:00 Исповедь. Часы о.Сергий
9:00 Литургия
17:00 Всенощное бдение Все
9 сентября, воскресенье Неделя 15-я по Пятидесятнице.Преподобного Пимена Великого            (ок. 450 г.) 7:40 Молебен о.Сергий
8:00 Исповедь. Часы Все
9:00 Литургия
10 сентября, понедельник 17:00 Всенощное бдение Все
11 сентября, вторник Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 8:00 Исповедь. Часы Все
9:00 Литургия
12 сентября, среда Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724 г.). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652 г.) 8:00 Исповедь. Часы о.Сергий
9:00 Литургия
13 сентября, четверг служба в больничном храме о.Сергий
15 сентября, суббота Преподобных Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.) Печерских 8:00 Исповедь. Часы о.Сергий
9:00 Литургия
Служение в Иверской часовне у Воскресенских ворот 10:00 Молебен с акафистом о.Димитрий
17:00 Всенощное бдение Все
16 сентября, воскресенье Неделя 16-я по Пятидесятнице.Перенесение мощей благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1992 г.) 7:40 Молебен о.Сергий
8:00 Исповедь. Часы Все
9:00 Литургия
17:00 Всенощное бдение о.Сергий
17 сентября, понедельник Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911 г.) 8:00 Исповедь. Часы о.Сергий
9:00 Литургия
Служение в Иверской часовне у Воскресенских ворот 12:00 Молебен с акафистом
18 сентября, вторник служба в больничном храме о.Димитрий
19 сентября, среда Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV век) 8:00 Исповедь. Часы о.Вадим
9:00 Литургия
20 сентября, четверг служба в больничном храме о.Сергий
17:00 Всенощное бдение Все
21 сентября, пятница РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ 8:00 Исповедь. Часы Все
9:00 Литургия
17:00 Вечерня. Утреня о.Сергий
22 сентября, суббота Праведных Богоотец Иоакима и Анны 8:00 Исповедь. Часы о.Вадим
9:00 Литургия
17:00 Всенощное бдение Все
23 сентября, воскресенье Неделя 17-я по Пятидесятнице.Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305-311 гг.) 7:40 Молебен о.Вадим
8:00 Исповедь. Часы Все
9:00 Литургия
24 сентября, понедельник Преподобного Силуана Афонского (1938 г.) 8:00 Исповедь. Часы о.Сергий
9:00 Литургия
25 сентября, вторник Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8:00 Исповедь. Часы о.Вадим
9:00 Литургия
и служба в больничном храме о.Димитрий
26 сентября, среда Совершается изнесение Креста и поклонение ему 17:00 Всенощное бдение Все
27 сентября, четверг ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК 7:40 Водосвятный молебен Все
8:00 Исповедь. Часы
9:00 Литургия
Крестный ход
28 сентября, пятница служба в больничном храме о.Сергий
17:00 Вечерня. Утреня
29 сентября, суббота Перенесение мощей праведного Алексия Московского (2001 г.) 8:00 Исповедь. Часы о.Вадим
9:00 Литургия
17:00 Всенощное бдение Все
30 сентября, воскресенье Неделя 18-я по Пятидесятнице.Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137 г.) 7:40 Молебен о.Вадим
8:00 Исповедь. Часы Все
9:00 Литургия

Источник: http://www.hramkresta.ru/?p=399

Храм Торжества Православия в Алтуфьево — Патриаршее подворье

Подробнее

Подробнее

В Великую субботу, 7 апреля 2018 года, с 12-00 до 15-00  в цокольном этаже храма Торжества Православия в Алтуфьево  будут организованы  мастер-классы для детей и благотворительная Пасхальная ярмарка   Все собранные средства пойдут   на детскую воскресную школу и   иконостас храма.  Рады видеть вас в нашем храме!

Подробнее

Подробнее

В субботу, 10 февраля, в день памяти преподобного Феодосия Тотемского, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, совершил Божественную Литургию в храме Торжества Православия Патриаршего Подворья в Алтуфьево г. Москвы, нижний придел которого освящен в честь преподобного Феодосия Тотемского. Епископу Иоанну сослужили: протоиерей Андрей Кожевников, настоятель храма Торжества Православия Патриаршего…

Подробнее

24 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Торжества Православия ― Патриаршего подворья в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;…

Подробнее

5 октября 2017 года группа прихожан нашего храма совершила паломническую поездку в Переславль-Залесский и посетила там Феодоровский, Даниловский, Никольский и Никитский монастыри. Для паломников были проведены экскурсии по истории обителей и почитаемых в них святынь. Феодоровский монастырь Обитель стоит на самом въезде в город. Здесь, в соборе вмч. Феодора Стратилата,…

Подробнее

В день города прихожане и преподаватели воскресной школы храма Торжества Православия в Алтуфьево приняли активное участие в праздничной программе, посвященной 870-летию столицы, организованной управой района Алтуфьево. Праздник прошел на площадках возле школы  №1370 и территории «Аллеи Победы». Силами наших прихожан был подготовлены и проведены мастер-классы по рукоделию и лепке на…

Подробнее

В воскресенье, 28 августа, в храме Торжества Православия состоялся молебен перед началом нового учебного года. Взрослые и дети собрались, чтобы помолиться Господу и преподобному Сергию Радонежскому о даровании разумения, терпения и успехов в учебе и преподавании. В конце молебна батюшка окропил каждого святой водой. Детям раздали книжечки с рассказами о…

Подробнее

В программе нашей поездки было посещение трех монашеских обителей. В Стефано-Махрищском монастыре одна из сестер женской общины подробно познакомила нас с историей обители, в частности рассказала, как прп. Сергий Радонежский по причине возмущения братии смиренно покинул Маковец и пришел к прп. Стефану на Махру и как тот утешил и поддержал…

Подробнее

Источник: http://hramtprav.ru/

Москва. Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  29 августа 2014

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

Построена она в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, с колокольней над западной пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687г. (ее предшественница известна с 1564 г.). В конце XVIII в. перестроена (внутри укреплен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Coopужена трапезная.

Внутреннее убранство, глава и крест — XIX в.

https://www.youtube.com/watch?v=EaSEJjrv65s

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Перестроен в 1986 г. (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев.

и юг, пол покрыт мрамором, coopужено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов). В 1989— 90 гг.

построено новое здание крестильного храма, освященного в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освящена вместе с колокольней в 1995 г.).

Главный престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Приделы освящены в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной престол (освящен в 1980 г.

для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии) — святого мученика Трифона.

Читайте также:  Молитва святому николаю чудотворцу о замужестве - православные молитвы

Святыни храма — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

http://hramaltuf.prihod.ru/abouthram

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  29 августа 2014

Церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «… издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…».

Однако неясно, была ли при сооружении ныне существующего здания использована старая церковь, и в какой степени.

Строительная практика той эпохи показывает, что лишь в исключительно редких случаях прежнюю постройку разбирали до основания, обычно её предпочитали реконструировать. Кроме того, еще одна дата, относящаяся к предыдущей алтуфьевской церкви — 1750 г.

показывает, что тогда в ней проводились какие-то строительные работы, Сомнительно, чтобы за десять лет прошедших после них церковь совсем уж «расселась» и потребовалась ее стопроцентная замена.

Основной объем храма — четверик с сильно скругленными углами перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. На него опирается верхний ярус, в котором первоначально находились полуциркульные проемы звона. К основному объему первоначально примыкали три притвора и апсида.

Благодаря их криволинейно выпуклым фасадам план церкви сочетает элементы кресчатой и лепестковой композиций. Наружные стены обработаны типичной для барокко плоскостной деталировкой: рустом, филенками и нишами, наличники окон первого этажа с гнутыми сандриками; на втором ярусе окна-обманки, т.е. ложные.

Цоколь, выложенный из белого камня, ныне заштукатурен.

Судя по метрике 1887 г., составленной для Императорского Московского археологического общества священником церкви в Алтуфьеве С.Н. Буравцовым, её внутреннее убранство в основном относилось к XIX в., видимо, к периоду после Отечественной войны 1812 г.

: «Иконостас деревянный, окрашенный белою лаковою краскою в виде четырех плоских и продолговатых колонн, местами вызолоченный и с резьбою по местам, о трех малых ярусах. Царские двери местами резные, насквозь из дерева, местами с накладною на них резьбою.

Позлащенные; форма верхушек царских дверей дугообразная Солея пред алтарем устроена из белой лещади, возвышена от помоста храма на одну ступень и отделена от последнего решеткою. Клиросы отделяются решеткою из дерева. Затем – малым иконостасом. Колокольни нет, колокола висят на церкви, четыре колокола новейшего времени.

В церкви на стенах нет никакого росписания, снаружи стены никаких иконных изображений не имеют». (М.А. Александровский, очевидно, ошибочно считал, что «тело иконостаса старое, но верхние ярусы новые, потому, что их отрезал гладкий потолок» при устройстве звона).

В алтаре храма, по крайней мере до 1908 г., хранился крест 1704 г. из церкви подмосковного села Сергиевское-Комягино (Богородский уезд), которое, как и Алтуфьево, было вотчиной Акинфовых.

В него были крестообразно вделаны «часть Животворящего Креста Господня, ветвь Страстей Господних, камень Гроба Господня, персть горы Голгофы, персть горы, где обретается крест Господний и Животворящий Крест Господний в честь и славу во Святой Троице Славному Богу Господу нашему Иисусу Христу и в радость вечную православным построил ближний окольничий Никита Иванович Акинфов и благослови сына своего стольника Канбара Никитича на вечное благословение и детям его и потомку и в благословенный род наш Акинфовых и на вечную радость и поставлен в церкви Преподобного отца нашего Сергия Радонежского в подмосковной вотчине в селе Сергиеве на отгнание всяких страстей и болезней и на исцеление душ и телес наших 1704 году февраля в 8 день». Перенос в Алтуфьево креста из Сергиевского-Комягино, очевидно, связан с его покупкой в 1729 г. у Никиты Канбаровича Акинфова Василием Авраамовичем Лопухиным – братом владельца усадьбы Ясенево Федора Лопухина.

Незадолго до Февральской революции в алтуфьевской церкви Императорской археологической комиссией было «разрешено промыть иконостас, возобновить позолоту, но не ярко и не трогая икон, переложить голландские печи, с условием сохранения старых изразцов, если таковые имеются, окрасить снаружи и внутри стены клеевыми красками, крыши – масляными красками, в прежние цвета, с условием не закрашивать».
Церковь была открыта почти все время советской власти за исключением небольшого перерыва в 1941 г., оставаясь единственным действующим храмом в этом районе. Поэтому в нее были частично перенесены иконы из закрытого храма в Бибиреве (обратно они были возвращены не все). В 1980 г. в церкви был освящен приставной престол Трифона. Храм в Алтуфьеве значительно пострадал уже в постсоветскую эпоху.

В 1991-1995 гг. в ходе реконструкции по проекту архитектора Н.В. Надеждина площадь здания увеличилась более чем вдвое, но оно лишилось своих пропорций и внутреннего убранства XIX в. и «задавило» находящийся рядом господский дом усадьбы, утратив большую часть своей ценности в качестве памятника архитектуры.

В ходе реконструкции был уничтожен «звон», превращенный в световой барабан: для этого пробили свод церкви, срезали перекладины, на которых висели колокола, застеклили проемы звона, превратив их в окна, свод бывшего «звона», ставший сводом храма расписали.

Таким образом, церковь в Алтуфьеве перестала являться храмом «иже под колоколы». Церковная главка начала XIX в. (согласно метрике 1887 г.

она была покрыта железом и окрашена в синий цвет, крест на главе был деревянным, обшитым железом, окрашен желто-золотистой краской) и ее высокий трибун, напоминающий ампирное надгробие, были заменены главой и трибуном, выполненными совсем в других формах… Небольшая кирпичная трапезная 1986 г.

с полуциркульными окнами, заменившая ветхую деревянную и примыкающий к ней притвор были разобраны и заменены новой большой трапезной над входом в которую была сооружена колокольня (она стоит не на отдельном фундаменте, а на перекрытиях первого этажа).

Старый алтарь был снесен и заменен новым, большей площади (новые элементы комплекса стилизованы под старое церковное здание). Оставшуюся часть церкви усилили стальными поясами.

В довершение всего декоративные элементы комплекса были окрашены в красный цвет, что нехарактерно для построек середины XVIII в.: «…был выбран нестандартный вариант оформления – умышленное искажение».

В этом виде алтуфьевская церковь запечатлена на гербе района Лианозово (СВАО).

http://wikimapia.org/1380124/ru/Церковь-Собор-Воздвижения-Честнаго-и-Животворящего-Креста-Господня-в-Алтуфьеве

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  29 августа 2014

От Дмитровского шоссе отходит Алтуфьевское. Деревня Алтуфьево (Олтуфьево) известна с 1585г., когда она принадлежала ключнику Хлебенного дворца Неупокою Дмитриевичу Мякишеву. Возможно, что название ее произошло от фамилии владельца, но точно это не установлено.

Долгое время эти места на реке Самотышке были пустошью. Первая Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьево была построена около 1678г. при Акинфовых. А в 1760-е гг. Алтуфьево перешло во владение И.И.

Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами.

Тогда же храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве был перестроен в камне, так как «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…»

В последней трети XVIII века усадьба несколько раз перешла из рук в руки и была вновь перестроена при Куракиных в 1790-х гг. Современный вид главный дом приобрел, вероятно, при авторе сочинений по истории России Николае Арсеньевиче Жеребцове в 1849-1861 гг. Отметим, что книги Жеребцова были раскритикованы Добролюбовым за невежество и громкоголосый патриотизм.

Читайте также:  Псалом давида 22: «великий пастырь» - православные молитвы

Последним владельцем Алтуфьева до 1917г. был нефтяной промышленник Г.М.Лианозов. Его именем до сих пор называется район, где расположена усадьба. Как ни странно, во время советской власти эти места не переименовывали.

В 1960 году Алтуфьево вошло в черту города, и вскоре рядом со старинной усадьбой и церковью вырос жилой микрорайон — современное Лианозово — но усадьба осталась нетронутой.

Главный усадебный дом сохранился, но находится в практически руинированном состоянии. Это сооружение, как бы составленное из нескольких объемов и обильно украшенное наличниками, карнизами и кокошниками в стиле древнерусской архитектуры, часть из которых сохранилась. Считается, что дом был построен в 1851году. Но авторство пока не установлено.

Равно как и не известно, кто был заказчиком постройки. На южном фасаде сохранился фамильный герб, но пока не удалось установить его принадлежность. В советское время в усадьбе Алтуфьева размещалась больница, потом здание долго пустовало. Позже дом стали сдавать в аренду, что довело его до аварийного состояния.

Сейчас постройки усадьбы переданы Крестовоздвиженскому храму.

Сам храм в стиле барокко c колокольней сохранился (закрывался только на время Великой Отечественной войны), но был существенно увеличен при реставрации. Кроме того к зданию церкви примкнули различные пристройки, сильно исказившие ее облик и закрывшие усадьбу.

Все это, выкрашенное в нарядные красно-белые цвета, превратило домовую церковь в самостоятельный крупный храм. Как ни странно, но именно в таком искаженном виде церковь попала на эмблему района «Лианозово». При храме также действует воскресная школа и молодежный Центр православной культуры «Мое Отечество».

А недалеко от храма, около МКАД находится источник преподобного Макария Желтоводского, возле которого в 1996 году построили часовню.

http://liveinmsk.ru/places/a-341.html

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  12 ноября 2017

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, вернее та часть, что сохранилась со времени постройки, — типичный представитель позднего барокко. «Его основной объём — четверик с сильно скруглёнными углами и выступающими за его пределы ризалитами, один из которых служит алтарём, а остальные — входами.

Такого оригинального плана в настоящее время не имеет ни один московский храм. Стены обработаны рустом, филёнками и нишами, наличники окон с гнутыми сандриками на втором ярусе окна-обманки, то есть ложные», — писал о храме известный москвовед, историк Михаил Юрьевич Коробко в статье «Алтуфьево. Люди, памятники, дома».

В 1986 году в связи с увеличением числа прихожан к основному объёму была сделана пристройка, выполняющая роль трапезной. Но и она не смогла вместить всех верующих, особенно по большим праздникам. Поэтому в 1993 году началось строительство новой трапезной и колокольни (старую колокольню переделали в световой барабан, пробив свод четверика).

Площадь храма увеличилась вдвое, появились два новых придела — Преподобного Макария Желтоводского и Унженского и Святителя Ионы, митрополита Московского. Кроме того восточная апсида, в которой сейчас находится центральный алтарь, также была увеличена.

В настоящее время архитектурный ансамбль Крестовоздвиженского храма состоит из трёхъярусной колокольни, увенчанной высоким шпилем, просторной трапезной, основного объёма со световым барабаном и миниатюрной главкой. Апсида квадратная в плане, со скруглёнными углами, на её восьмигранном куполе находится миниатюрная главка на глухом барабане.

Фасады апсиды и трапезной украшают мозаичные панно с изображением икон. На территории храма находятся две часовни — Святого Мученика Уара, где происходит отпевание усопших, и церковная лавка. Кроме того, возведена часовня и над источником преподобного Макария Желтоводского, бьющего недалеко от храма.

В 1998 году на первом этаже дома причта был освящён в честь святых мучеников Веры, Надежды, Любови и матери их Софии крестильный храм. Трёхъярусная колокольня Крестовоздвиженского храм построена в 1995 году. На массивном высоком четверике покоится восьмигранный ярус звона, углы которого подчёркнуты рустовкой.

Следующий ярус также восьмигранный, имеющий, скорее. декоративное значение. На куполе имеются четыре круглые люкарны (оконные проёмы на крыше, закрытые по бокам и сверху). Венчает сооружение высокий шпиль с крестом. После постройки новой колокольни старую, над четвериком храма, переделали в световой барабан.

Проёмы на ярусе звона застеклили, превратив их в окна, над куполом вместо маленькой главки на длинной, тонкой «шее» возвели глухой барабан, украшенный мозаичными иконами с изображением святых, который завершается главкой в виде луковички, увенчанной массивным крестом.

Окна всего здания и проёмы на ярусе звона колокольни типичны для московского барокко и оформлены в одном стиле. Наличники имеют сандрики — декоративные архитектурные элементы в виде небольших карнизов.

Над вытянутыми в высоту окнами основного объёма расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна «второго света» (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные). Стены всего здания храма обработаны рустом.

Ранее это подразумевало облицовку здания правильно сложенными или плотно пригнанными один к другому необработанными камнями. В современной архитектуре этим словом называют декоративный элемент фасада, имитирующий кирпичную кладку или выделенный штукатуркой и цветом. В России рустовка появилась в ХVIII веке, в архитектуре петровского барокко. Обычно рустовку делают по углам здания, акцентируя на них внимание.

После реконструкции 1991-1995 годов (работы велись по проекту архитектора Н. В. Надеждина) в Крестовоздвиженском храме стало гораздо прсторнее и светлее. В куполе «старой» церкви пробили отверстие, соединившее световой барабан с основным объёмом, своды расписали сценами на евангельские темы. В ходе реконструкции был заменён и иконостас.

О прежнем, есть сведения в метрике 1887 года, составленной для Императорского Московского археологического общества С.Н. Буравцевым, настоятелем храма: «Иконостас деревянный, окрашенный белою лаковою краскою в виде четырёх плоских и продолговатых колонн, местами вызолоченный и с резьбою по местам, о трёх малых ярусах.

Царские двери местами резные, насквозь из дерева, местами с накладною на них резьбою, позлащённые; формы верхушек царских дверей дугообразная… В церкви на стенах нет никакого росписания, снаружи стены никаких иконных изображений не имеют». Нынешний иконостас четырёхрядный, с позолоченными колоннами, украшенный резьбой.

от солеи его отделяет очень красивая резная металлическая решётка. В той же стилистике сделаны иконостасы в трапезной, а также в крестильном храме и часовне Мученика Уара. В проходе, ведущем из трапезной в предалтарное пространство, стены и полукруглая арка покрыты мозаичными фресками.

В новой просторной трапезной были устроены приделы Преподобного Макария Желтоводского и Унженского (слева) и Святителя Ионы, митрополита Московского (справа). Имеется также приставной престол Святого мученика Трифона, освящённый в 1980 году для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии.

В приделе Святителя Ионы находится ковчег с частицами его мощей, а также мощи свт. Митрофания Воронежского, прп. Макария Желтоводского и Унженского, свт. Феофана Затворника. В приделе Преподобного Макария находится главная святыня храма — икона преподобного с частицей его мощей.

В 1999 году в престольный праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня патриарх Алексий II освятил фактически новый храм, после чего совершил Божественную литургию и молебен совместно с архиепископом Истринским Арсением и митрополитом Астраханским и Енотаевским Ионой.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №265, 2017 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03373

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом (Пометном) Вражке

Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня на карте Москвы 1852 года.

Читайте также:  Молитвы, чтобы найти работу - православные молитвы

Пора наконец-таки рассказать о Храме, прихожанкой которого (правда, — увы!- малоусердной) являюсь. Это практически единственный уцелевший из храмов, находившихся некогда в Дорогомилове и окрестностях. Ничем особенным он не знаменит. Мало сохранилось старинных фотографий. Но все же…

Храм во имя Воздвижения Креста Господня был возведен в живописном месте на высоком берегу Москвы-реки.Восточным фасадом церковь обращена к 1-му Труженикову (бывшему Большому Воздвиженскому) переулку, по трассе которого в XVI—XVII вв. проходила Смоленская дорога, а северным — ко 2-му Вражскому переулку, проложенному по дну оврага, куда в XVII в.

свозили навоз из Новоконюшенного государева двора у Девичьего поля. Переулки у оврага назывались Вражскими. Позже овраг почистили и он получил новое имя –Чистый вражек. Названия Вражских переулков сохранились до наших дней, а рельеф спуска к Москве-реке полностью оправдывает это название.Название храма связано с нашей историей.

Середина ХVII века — это время раскола. Наши предки испытывали глубокое чувство горечи от смуты в Церкви, памятуя о недавней смуте в государстве, вследствие которой Россия чуть было не потеряла своей независимости. Крест являлся государственным символом Византийской империи, а оттуда перешел в качестве такового в Москву, «Третий Рим».

Именно в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября по новому стилю) православные просили в своих молитвах о даровании побед в битвах с иноверными и сохранении в сени Креста своего государства и народа.Первоначально храм был деревянным. Каменный храм строился 18 лет, начиная с 1640 года.

В 1658 году был освящен главный престол, но уже в 1701 году церковь была перестроена стольником Василием Шереметевым. А еще через семь лет с северной стороны появилась придельная церковь с отдельной главкой и крестом — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».С годами менялся архитектурный облик храма.

Между 1761 и 1782 годом он был почти полностью перестроен. Увеличен алтарь, трапезная, придел во имя иконы Божией Матери. Однако исследователи считают, что в объеме стен сохранилась кирпичная кладка XVII века.После пожара во время наполеоновского нашествия храм вновь освятили. Было это в 1813 году.В 1846 году на средства, завещанные купцом Г. И.

Блохиным,  и на пожертвования фабриканта Ганешина к храму с западной стороны была пристроена невысокая колокольня со шпилем, а в трапезной устроен второй придел — во имя архангела Гавриила. Освящение постройки состоялось 8 сентября 1852 года.

В 1887 году ктитор храма, купец 2-й гильдии Иван Иванович Виноградов, построил упорную каменную стенку для поддержания круто обрывающегося склона оврага, на котором находится храм. Она существует и сегодня. Гранитный цоколь ограды, служащий подпорной стенкой воспринимается как внушительное инженерное сооружение.

Фотография храма из альбома Найденова. Храм до перестройки.

В 1894 году по проекту архитектора Ф. Н. Кольбе храм вновь расширили: северный и южный приделы были построены по обе стороны от главного алтаря.  Северный и южный приделы освятили 24 октября 1895 года.

В таком виде храм сохранился до начала XX века.

Фотографии Готье-Дюфайе. 1913 год. Вид с Грибоедовского переулка (ныне 3-ий Тружеников)Воздвиженский переулок (ныне — 2-ой Тружеников)
Б.Воздвиженский переулок к Плющихе (ныне 1-ый Тружеников). Слева — ограда храма.При церкви в Малом Пометном вражке была в конце XIX века богадельня на 16 женщин.

Храм всегда был популярным и отличался богатой отделкой, хотя большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами.Однако среди  прихожаи  были и представители знаменитых дворянских фамилий: Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких.

Так, в 1740 году Платона Ивановича Мусина-Пушкина за попытку покончить с «бироновщиной» — антиправославным, гибельным режимом — лишили чинов и графского достоинства, вырезали язык и сослали в Соловецкий монастырь.

Один из его потомков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин, известный археолог и член Российской Академии, обессмертил свое имя тем, что открыл «Слово о полку Игореве».Прихожанином храма до последних дней своей жизни был известный поэт князь Иван Михайлович Долгоруков, друг Василия Львовича Пушкина.

Долгоруков был истинно православным человеком, начинавшим каждый день молитвой и чтением Священного Писания. Не случайно именно ему, ревнителю славы Российской, губернатору во Владимире, удалось обнаружить могилу освободителя Москвы князя Дмитрия Михйловича Пожарского…

История храма связана и с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова), выдающегося церковного деятеля XIX века.

Наконец, в начале ХХ столетия, 25 мая 1901 года, здесь венчались великий русский писатель Антон Павлович Чехов и Ольга Леонардовна Книппер. О свадьбе  они никому не сообщили, на нем присутствовали только необходимые четыре свидетеля – брат и дядя О.Л. Книппер со стороны невесты и два студента со стороны жениха.

Сделано это было потому, что Чехов не хотел шумного венчания, поздравлений, шампанского. Для этого все друзья и родственники актрисы и писателя были собраны на званый обед.
Станиславский так воспоминал это событие: «Однажды Антон Павлович попросил устроить званый обед и попросил пригласить туда своих родственников и почему-то и родственников Книппер.

В назначенный час все собрались, и не было только Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Ждали, волновались, смущались и наконец, получили известие, что Антон Павлович уехал с Ольгой Леонардовной в церковь венчаться, а из церкви поедет сразу на вокзал и в Самару на кумыс.

А весь этот обед был устроен им для того, чтобы собрать в одно место всех тех лиц, которые могли помешать повенчаться интимно, без обычного свадебного шума.

Богатый храм стал одним из основных объектов ограбления во время революции. По рассказам прихожан тех лет, первое ограбление  произошло уже в 1918 году, когда из древней церкви было вывезено более 400 пудов серебряной утвари. Регулярное изъятие ценностей продолжалось и в начале 1920-х годов.

Например, «с 31 марта по 5 апреля 1922 г. из храма изъяли 8 золотников золота, 16 пудов 3 фунта серебра».

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню (до первого яруса) сломали, над четвериком сделали косую надстройку, снесли богадельню и дом причта.

Ограда и четверо ворот XIX в. не сохранились.

Моя подруга вспоминала, что, учась в школе, ходила   на уроки труда, которые проходили в помещении храма.. Через много лет настоятель этой церкви крестил ее дочек.

Поруганный храм в 1979 году (фотографии  из книги П.Г.Паламарчука «Сорок сороков»)

1-ый Тружеников переулок (бывший 1-ый Воздвиженский) в 1980-е годы

1-ый Тружеников переулок. Слева — ограда Храма. Начало 1980-х гг.

1-ый Тружеников переулок. Слева — поруганный Храм Воздвижения. Начало 1980-х гг.

Вид на Храм Воздвижения от Плющихи. Начало 1980-х гг.

Вид на Храм из Вражского переулка. 1980-е гг.

В сентябре 1992 года цеху предложили передать храм верующим. Уже 7 сентября 1993 года в восстановленной церкви был освящен престол в честь архангела Гавриила и отслужена Божественная Литургия.

Храм только что вернули верующим. Начало 1990-х гг.

К концу 2000 года попечением его настоятеля о.Александра храм вновь принял прежний архитектурный облик. Никогда не забыть того радостного чувства, которое возникло при звуках пасхального перезвона на только что восстановленной колокольне.

Сейчас постепенно восстанавливается настенная роспись группой художников, в том числе И.Мясниковым.

И еще несколько фотографий.

Пасха 2005 года.

Та самая подпорная стенка.

Redigo

Отец Александр освящает куличи и пасхи (Пасха 2007 год) 

Источник: https://melnyasha.livejournal.com/6449.html

Ссылка на основную публикацию