День памяти святителя василия великого — 14 января 2018 года — православные молитвы

egiv.ru

День памяти святителя Василия Великого - 14 января 2018 года - православные молитвы

В воскресенье, 14 января 2018 года, в праздник Обре́зания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, епископ Городецкий и Ветлужский Августин возглавил Божественную литургию.

Его Преосвященству сослужили секретарь епархии иерей Илья Тюрин, клирики Городецкой епархии и братия Городецкого Феодоровского мужского монастыря. Накануне Правящий архиерей совершил Всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Великому.

На Божественной литургии состоялось награждение клириков Городецкой епархии очередными Архиерейскими наградами, а также Патриаршими юбилейными медалями («100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»).

На Божественной литургии епископ Августин совершил Чин хиротонии иеродиакона Андроника (Карпова) в иеромонахи. 

После Богослужения владыка Августин обратился к прихожанам с проповедью. Господь Иисус Христос издал Закон для человека и избрал Своих учеников, которые должны были распространить этот Закон. После сошествия Святого Духа это были уже не ученики, но апостолы.

С этого момента Церковь стала разрастаться, и теперь уже апостолы оставляют на церковной территории своих восприемников: святителей и епископов. Именно они привносят и устанавливают в Церкви Божией богословие.

В этом богословии есть ядро – догматическое богословие, которое в основном разработал святитель Василий Великий, чью память чтит Православная церковь 14 января.

Литургия святителя Василия Великого совершается всего десять раз в году: в Рождественский и Крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с первого по пятое), а также в Великий Четверг и в Великую субботу.

В первый день Нового года по юлианскому календарю в кафедральном соборе иконы Божией Матери Феодоровская собрались главы администраций северных районов Нижегородской области, начальники колоний, директора гимназий, настоятельница и матушки монастыря и другие многочисленные гости, чтобы встретить ещё один год вместе. Ведь в этот день своё новолетие отмечает и епископ Августин!

Гости поздравили владыку Августина с Днём рождения, сказав Правящему архиерею много добрых слов. «Многая и благая лета, дорогой владыка!»

         По завершении Богослужения новорукоположенный иеромонах Андроник (Карпов) совершил молебен на Новый год. После молебна отец Андроник сказал прихожанам свою первую проповедь и поздравил с наступившим Новолетием.

Текст и фото пресс-службы Городецкой епархии

Источник: http://egiv.ru/item/54633.html

14 января — память святителя Василия Великого

Главная » Главная страница » 14 января — память святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий  родился около 330 года в знатной христианской семье в городе Кесария (Малая Азия). С раннего детства он слышал рассказы о Боге, о мире, о христианской вере.

Когда ему исполнилось 18 лет, он ушел из родительского дома, чтобы получить дальнейшее образование в Константинополе, потом в Афинах.

  Святителя  отличали огромная жажда знаний и поистине удивительные способности, которые соединялись с невероятным трудолюбием,  стремлением к добродетели и желанием угодить Господу.

  В Афинах святой  подружился с  Григорием Богословом, который позднее  в похвальном слове Василию Великому сказал об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних». Закончив учение, Василий Великий отказался от тех должностей, которые ему предлагали, и вернулся в родной город.

Вскоре он совершил путешествие по монашеским обителям Египта и Палестины, а потом основал свой собственный монастырь, собрав вокруг себя иноков. Василий Великий привлёк в пустыню  Григория Богослова.

Вместе они подвизались в строгом воздержании: в их  жилище не было кровли,  очага, а пища была самой скудной. Они сами обтёсывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук.

Несколько лет провел великий святитель в посте и молитве,  а потом его призвали в Кесарию , где он  был рукоположен во священника.

В этом сане святой  прослужил десять лет, проявляя заботу о своей пастве,  проповедуя  верующим взаимную любовь и милосердие. В это же время Василий Великий написал несколько книг, в которых объяснял Священное Писание.

Жители Кесарии относились к своему пастырю с огромной любовью и уважением, поэтому после смерти епископа на его место избрали святого Василия.  И в этом сане он продолжал свою обычную подвижническую жизнь: одеждой ему служили один хитон и ветхая верхняя риза, а питался он хлебом с солью, запивая  водой.

В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский, с храмом в честь сорока  мучеников. Там хранились их святые мощи.

Все личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу  бедных; в каждом округе  митрополии святитель создал богадельни: в Кесарии — гостиницу и странноприимный дом, который всегда был открыт для бедных, в нём находили приют странники,  нуждающиеся и больные люди.

  Он мог смело вступиться перед власть имущими за того, кто пострадал от  их несправедливости. Великий святитель много потрудился для Церкви Христовой и оставил  труды, которые и сегодня имеют огромное значение для церковной жизни: он написал устав монашеской жизни, составил чин литургии, который  Православная Церковь сохранила до наших дней.

Недолгой была земная жизнь святого, всего 50 лет. Но и  кончина его сопровождалась удивительным событием. Его врач, Иосиф, был иудеем и не хотел принимать христианскую веру. И вот он пришел в дом умирающего святителя, осмотрел его и сказал с глубочайшим сожалением, что остались считанные часы до смерти: она наступит еще до захода солнца.

— Не знаешь ты, что говоришь, — ответил ему  умирающий.

— Верные признаки, они меня еще никогда не обманывали, — продолжал утверждать врач.

— А если я доживу до утра?

— Да пусть тогда я сам умру!

— Хорошо, — сказал Василий Великий, — умри, но умри для греха, чтобы жить для Бога.

Врач был уверен, что не ошибся, и согласился:

— Знаю, о чём ты говоришь, и обещаю тебе, что, если ты доживёшь до утра, то я исполню твое желание и крещусь.

Он ушел, а святитель начал молиться Богу, чтобы дожить до утра и спасти ещё одну заблудшую душу. И Господь услышал его молитву. Когда на следующее утро Иосиф пришел  в дом умирающего, тот был жив и терпеливо ждал его прихода. В изумлении Иосиф воскликнул:
— Велик Бог христианский! Повели, Владыка, крестить меня.

Святой Василий встал со смертного одра и сам крестил Иосифа и всю его семью.  После этого вернулся домой и предал свою душу Богу.  Церковь сразу  стала праздновать его память.

Святой Амфилохий, епископ Иконийский, в своем слове в день кончины святителя Василия Великого сказал: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова.

Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством».

По материалам православных изданий и сайтов.

Опубликовал Mishel 14 января 2018.
Размещено в Главная страница. .

Ранее в этой же рубрике:

Источник: http://vozrosdenie.ru/archives/12232

14 января — День памяти святителя Василия Великого: история праздника, молитва

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки.

После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику.

В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.

Вскоре (370) святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями.

Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1675/

© Calend.ru

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки.

После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.

Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.

Исполняя свое служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.

Вскоре (370) святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру.

В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы.

Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину.

Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия.

В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Ему молятся об укреплении веры, обращаются за помощью в учебе, об успехах в делах, делах благотворительности и вообще во всяком занятии. Издавна считается покровителем садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая.

Источник

Источник: https://archive.smiruponitke.info/article/14-yanvarya—den-pamyati-svyatitelya-vasiliya-velikogo-istoriya-prazdnika-molitva

​14 января 2018 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, празднование Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого и первый день Нового 2018 года по церковному календарю, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил Божественную Литургию и праздничный молебен на Новолетие в храме святителя Василия Великого (на Горке) города Пскова

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Андрей Большанин и местное духовенство.

По отпусте Божественной Литургии Владыка Евсевий возглавил праздничный молебен на Новолетие, в котором испрашивается благословение Божие на грядущий год и приносится благодарение за год минувший. В завершение молебна были провозглашены традиционные многолетия.

По окончании праздничного молебна Псковский Архипастырь обратился ко всем собравшимся с приветственным словом, в котором сказал: «Всечестной отец настоятель, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великими праздниками нашей Церкви – Воскресным днем, великим праздником Обрезания Господня и престольным праздником этого храма – днем памяти святителя Василия, архиепископа Кессарии Каппадокийской!

Милость Божия с нами! Сегодня мы пребывали в молитве и торжестве нашей Церкви, нашей веры, предстоя перед лицом Божиим в этом храме. Благодарение Богу!

Сегодня мы празднуем праздник, основание которого было положено еще в Ветхозаветной Церкви. Обряд обрезания считался обязательным по Ветхому закону, и наш Спаситель тоже стал исполнителем этого обряда. И вместе с этим обрядом в этот день Ему было наречено имя Иисус, предсказанное пророчески еще в Ветхом Завете.

Теперь, в Церкви Новозаветной, имя православному христианину дается при Крещении. И согласно этому имени Господь благословляет человека, дает ему особую благодать. И верующий человек понимает, когда дается ему имя, что оно имеет свое, особое содержание.

Василий – Царственный, Георгий – Победоносец, Николай – Победитель народов… И другие имена по-гречески звучат как имя, а в переводе на русский являют и само содержание.

Мы сегодня также совершаем престольный праздник в честь великого светильника нашей православной Церкви – святителя Василия Великого. Он назван Церковью «Великий». Почему? Потому что от юности он стал служить Богу.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "игоревская" - православные молитвы

Он и два других великих святителя – Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – учились в знаменитых школах Афин, Антиохии, Александрии, познавали светские науки, а затем Господь их призвал учить и благовествовать Евангелие всему миру. Познавая светские науки, познавая светскую мудрость, они познали и учение святой Православной Церкви.

Василий Великий после получения светского образования удалился в пустыню и там пребывал несколько лет, чтобы не через науки познать человеческую мудрость, а опытно, сердечно, умственно, душевно познать Божественную премудрость, которая подается подвижникам нашим через молитву и общение с Самим Господом.

Как в небольшом стекле можно увидеть отражение яркого солнца, так и подвижник, стремящийся в молитве к своему Творцу, объединяется в молитве с самим Богом и становится носителем Божией милости, Божия учения, а самое главное – Божией благодати, которая просвещает и разум, и сердце, и душу, и все сознание, и все существо святого человека.

Святые отцы называют такое состояние обожением, то есть, Бог присутствует в человеке и Своей милостью, и Своей благодатью. И святитель Василий Великий, подобно зеркалу принял в свое сердце свет Божий и стал подобным источнику благодати, будучи сам облагодатствован силой Святого Духа, Который просветил его сердце, душу и разум.

Он познал этот видимый мир как творение Божие, но в этом тварном мире он узрел нетварную силу Божию, благодатную силу. И он написал книгу, называемую Шестоднев, где он по дням творения излагает проявление творческой силы и премудрости Божией в этом тварном мире. Он преподносит и объясняет каждый предмет, каждое явление как творчество Божие.

Святитель Василий Великий, сам пережив подвиг одиночества в пустыне, написал и правила для монашествующих.

Он составил чинопоследование Божественной Литургии, которую мы сегодня совершали, составил и много святых молитв, которые содержатся и в чиновниках, и в богослужебных книгах, и в утренних и вечерних молитвах.

Эти молитвы отличаются особой глубиной, потому что они изошли из уст и из сердца святого Василия Великого.

Сейчас доступны любые книги, можно приобрести и почитать Шестоднев и многие другие книги от святых отец. Многое нам теперь доступно в церковной жизни, но только время такое – отвлекают нас, православных людей и особенно молодежь, увлекают от Бога, от всего того, что создал Господь.

Отвлекают разными приманками, рекламою, увлечением, плотским мудрованием, все дальше и дальше отводя от Бога. А между тем, весь мир, который нас окружает – это творение Божие, и во всем содержится глубина Божественной премудрости, о которой и возвещает святая Церковь: «Вся премудростью сотворил еси».

Познание этого мира ограничено – какая бы наука не была в мире, она до конца никогда не познает творческую силу Божию, как человек никогда не познает Самого Господа. Михаил Ломоносов, наш ученый, сказал: «Чем больше я изучаю мир внешний, окружающий нас, тем больше я вижу творческую силу Самого Бога».

От мира внешнего человек познает и мир Божий.

Только бы поменьше нам увлекаться рекламами и приманками, а побольше бы смотреть в святоотеческое учение, особенно в труды наших святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, святителей и праведных нашей Русской земли – святителя Тихона Задонского, праведного Иоанна Кронштадтского и других наших святых отец. Все служит для пользы нашей, для пользы нашей жизни, и для прославления нашего Господа.

Помощи Божией на вашем пути в новое лето! Здравия, спасения и всего самого благого, полезного и душеспасительного. С праздником вас, дорогие!». 

Владыку Митрополита за совершенное Богослужение поблагодарил настоятель храма протоиерей Андрей Большанин и заметил, что «дорогой Владыка, уже много лет подряд в первый день нового церковного года Вы совершаете служение в этом храме святителя Василия Великого. Мы благодарим Вас и желаем Вам многая лета и дальше совершать служение святой Церкви Христовой».

Источник: http://pskov-eparhiya.ru/article/1167

Воскресная Литургия в праздник Обрезания Господня и день памяти свт. Василия Великого

14 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

в Благовещенском мужском монастыре совершилась Воскресная Литургия в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Богослужение возглавил игумен Мстислав (Меньшиков) в сослужении иеромонаха Антония (Перова) и иеродиакона Иосифа (Чупрова).

Проповедь перед Причастием произнёс игумен Мстислав.

Фото

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян.

В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар.

У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики.

В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (+380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский (+385; память 10 января), брат Петр, епископ Севастийский (+lV; память 9 января) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса (+385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (+IV; память 1 января).

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки, в молодые годы слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (+ок. 266—270; память 17 ноября).

После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки— риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.

Святой Григорий Богослов (+389; память 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище.

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой пелью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину.

В Египте святой Василий провел целый год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавшегося в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.

На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.

Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение.

Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой.

Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337—361), арианское лжеучение, осужденное на 1-ом Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364—378), стороннике ариан.

Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним.

Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в.

, память 24 ноября), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361—363), пытавшегося вновь утвердить язычество.

Святитель Василий увидел, как изображение великомученика, Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент (361— 378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.

Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы.

Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину.

Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия.

В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свою короткую жизнь (+379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (+394; память 23 ноября), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: «Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре.

Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Источник: http://blagomm.ru/news/14012018

14 января – день памяти святителя Василия Великого

Опубликовано 13.01.2017

Святой Василий был родом из Каппадокии, района в Малой Азии. Он родился в 330 году в городе Кесария и был старшим сыном в большой семье.

Родители Василия были людьми верующими, поэтому дали сыну христианское воспитание, но они также были богатыми, благодаря чему Василий, как и его братья, среди которых знаменитый Григорий Нисский, получил блестящее светское образование.

Будучи четырнадцатилетним подростком, он осиротел. Его отец — известный юрист внезапно скончался, и святой Василий остался на попечении своей бабушки Макрины. С ней святой Василий жил в пригороде Кесарии вплоть до ее смерти.

Макрина была не только свидетельницей гонений на христиан императора Диоклетиана, она сохранила воспоминания о святом Григории Неокесарийском Чудотворце, о котором многое рассказала святому Василию.

Читайте также:  Молитвы и акафист на успение пресвятой богородицы - православные молитвы

В 17 лет для совершенствования знаний святой Василий переехал сначала в Кесарию, затем в Константинополь, а позже в центр просвещения тогдашнего мира — город Афины. Здесь он учился в одной из Афинских школ вместе со своим другом Григорием Богословом, с которым познакомился еще в Кесарии.

Святой Василий Великий с легкостью овладевал науками и непрестанно совершенствовался в них. Он отличался глубокими познаниями не только в естественных науках (математике, естествознании и медицине), но и в риторике, философии, владел несколькими языками.

Как пишет Григорий Богослов о Василии Великом, «легче было выйти из лабиринта, чем его переспорить».

В возрасте примерно двадцати лет в 357 году он возвращается в Кесарию и становится адвокатом. В этот же год святой Василий был крещен епископом Кесарии Дианием.

Он становится чтецом в церкви и через некоторое время оставляет адвокатскую практику, чтобы отправиться в путешествие, продолжавшееся два года. Святой Василий посетил несколько монашеских обителей Египта, Сирии и Палестины, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия.

Свой опыт впоследствии он положит в основу собственного монашеского устава, который по сей день остается авторитетным для всего христианского мира.

Вернувшись из путешествия, святой Василий раздал бедным свою часть отцовского наследства. И так как его имущество было значительным, он сумел также построить больницы и странноприемные дома. После чего уединился на реке Ирис.

Вскоре здесь вместе с единомышленниками святой Василий создал аскетическую, монашескую общину. В своем «понятийском уединении» святой Василий много писал, в том числе им был создан ряд богословских трудов.

На основе текстов Нового Завета он составляет сборник правил нравственной жизни.

Очень скоро Василий Великий начал участвовать в догматических спорах, которые волновали регион и Восточную Церковь в целом.

А когда в 362 году на епископскую кафедру взошел знатный горожанин Евсевий, далекий от церковных проблем, то святой Василий Великий был приглашен и рукоположен им в пресвитера.

Долгое время святитель Василий Великий занимается административными и церковными вопросами епархии, проповедует.

В 370 году, после смерти епископа Евсевия, святой Василий Великий возглавляет кафедру и остается на посту епископа на десять лет вплоть до своей кончины в 379 году. Он проявлял себя твердым и принципиальным, сдержанным и строгим в соблюдении канонов. Всегда заботится о благе Церкви.

Василий Великий — богослов и философ много сил и внимания уделил литургическому творчеству. Наверное, никто из епископов не написал больше писем, чем Василий Великий. Его беседы и переписка дошли до наших дней. Мы обязаны святителю Василию нынешним текстом Символа веры. Им был написан трактат о святом Духе.

Ряд творений святой Василий Великий посвятил толкованию Священного Писания, однако, до наших дней дошел только Шестоднев и комментарии к некоторым псалмам. Василий Великий написал устав монашеской общины, создал наставления для верующих, желающих преуспеть в христианском благочестии.

Еще при жизни за подвижническую жизнь он был прозван в народе Великим.

Значение имени Василий

Имя Василий пришло в Россию из Византии, где оно было весьма популярно. Об этом свидетельствует большое число подвижников с именем Василий, причисленных к лику святых еще в эпоху Средневековья. Среди них отец Церкви святитель Василий Великий. В общей сложности Церковь вспоминает святых с именем Василий за год девяносто шесть раз. Среди них немало и новомучеников.

Имя Василий происходит от греческого прилагательного «βασίλειος», означающего «царский», «царственный». На протяжении нескольких столетий имя Василий было в России вторым по популярности после имени Иван. Имя Василий можно назвать княжеским, не только по его смысловому значению, но и потому, что его носили многие князья из рода Рюриковичей.

Начало этому положил князь Владимир, который сам был крещен с именем Василий. С XIV века имя Василий упрочивает свое значение, становясь великокняжеским. Среди князей великого княжества московского можно вспомнить Василия I, Василия II. В любом случае, имя Василий было воспринято всеми сословиями.

Так самый известный московский юродивый — Василий Блаженный — был по происхождению крестьянином.

Интерес к имени Василий в России стал снижаться только в начале XX века, когда оно с лидирующих позиций по популярности сначала сместилось в первую пятерку, а потом в первую десятку самых распространенных имен. К 60-ым годам XX века за именем Василий закрепился имидж деревенского имени. Поэтому именем Василий стали называть детей еще реже.

Но если в России интерес к имени Василий можно охарактеризовать как волнообразный, то в Греции он не снижается уже много веков. Святитель Василий Великий остается одним из наиболее почитаемых и любимых святых Греции.

Оставаясь примером доброго пастыря, заботящегося об обездоленных, больных и сиротах, чуткого к чужим бедам и оберегающего свою общину, он стал прообразом греческого Деда Мороза.

Именно от святого Василия дети в Греции получают подарки в Новый год.

Литургия Василия Великого. В чем ее особенность?

Десять раз за год чинопоследование литургии меняется, и служится особое богослужение, которое называется литургия Василия Великого.

Она совершается в день памяти святителя Василия — 14 января по новому стилю (1 января по ст.стилю), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу.

В зависимости от того, на какой день недели выпадает празднование Рождества Христова и Крещения Господня, литургия Василия Великого служится либо в сам день праздника, либо накануне в навечерие (сочельник) праздника.

Обычно, первое, на что обращают внимание верующие, это то, что литургия Василия Великого более продолжительная по времени, чем привычная для нас литургия Иоанна Златоуста. Песнопения, которые исполняются на литургии Василия Великого как будто бы протяжнее.

Это происходит потому, что длиннее становятся молитвы, которые священник тайно произносит в алтаре, в первую очередь это евхаристическая молитва. Хор своим протяжным исполнением как будто бы заполняет паузы в службе. И конечно же не остается не замеченным отсутствие молитвы «Достойно есть…», вместо которой исполняетя «О Тебе радуется…».

Дважды за службу верующие слышат имя Святителя Василия Великого: во время проскомидии и на отпусте.

Собор Василия Блаженного

На Красной площади в Москве стоит многоглавый, расписанный как сказочный терем собор XVI века — храм Покрова Божией Матери на Рву. Это официальное название храма. А неофициальное, но общеизвестное и общепринятое другое — собор Василия Блаженного. Так его называют, потому что под спудом одного из пределов покоятся мощи самого известного в Москве «Христа ради юродивого» Василия.

Материал по теме

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)+ видео

Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. А что же правда?

Сам Василий был выходцем из крестьянского сословия. Родился в 1469 году недалеко от Москвы. Как говорит житие, Василий уже в юности прославился даром «провидения сердец и мыслей человеческих». С шестнадцати лет Василий взял на себя подвиг юродства.

И зимой и летом не носил одежды, спал под открытым небом, питался чем Бог подаст. Василий Блаженный без всякого страха обличал человеческое лицемерие и выводил на чистую воду всех, включая Грозного царя Ивана, который к удивлению многих смиренно принимал это.

Когда Василий Блаженный скончался после тяжелой болезни в августе 1552 года, царь вместе с боярами нес его гроб на кладбище Троицкой церкви на Рву. Вскоре у гроба Василия Блаженного начали совершаться чудеса.

И только тридцать лет спустя, в 1588 году патриархом Иовом Василий Блаженный был прославлен как местночтимый святой. День его памяти приходится на 2 августа.

В память о взятии Казани и по данному обету, царь Иван Грозный повелел возвести на месте Троицкой церкви новую. Ее главный алтарь посвятили празднику Покрова Пресвятой Богородицы, потому что именно в день этого праздника в 1552 году была взорвана одна из крепостных стен Казани, и город был взят.

Собор строили из кирпича, нового по тому времени материала (обычно в ход шел тесанный камень).

На одном фундаменте возведено было сразу девять церквей (по числу побед, одержанных царем в ходе похода на Казань), а со временем добавили и два предела-пристройки над могилами блаженного Иоанна и Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного вплоть до конца XVI века был одной из самых высоких построек Москвы. Его высота составляет 65 метров. Почти каждое столетие вносило свои коррективы в облик собора Василия Блаженного. Его перекрашивали, достраивали, реставрировали, снова переделывали, что-то убирали, добавляло новое, при страивали, обносили чугунной оградой.

Окончательно облик собора Василия Блаженного, включая сегодняшнюю расцветку маковок, сложился только к середине XIX веку. Храм Василия Блаженного не раз подвергался риску быть уничтоженным. Но храм Василия Блаженного продолжает стоять на своем месте и является визитной карточкой Москвы. В 1993 году банком России была введена в обращение банкнота номиналом в одну тысячу рублей.

На одной из сторон банкноты изображен храм Василия Блаженного.

Васильев день

14 января, день памяти Василия Великого, в народном календаре называли Васильевым днем, или Овсень. В этот дети ходили по домам с песнями, наподобие колядок. С Васильева дня принято было наниматься на работы, поэтому с этого дня велся отчет хозяйственного года.

Источник: http://likorg.ru/post/14-yanvarya-den-pamyati-svyatitelya-vasiliya-velikogo

Праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого

психологическая помощь | грузоперевозки по Москве

14 января 2018 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. В этот день исполнилось шестнадцать лет архипастырского служения владыки Илариона.

Иерарху сослужили заместители председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков), сотрудник ОВЦС протоиерей Александр Макаров, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий Службой переводов ОВЦС священник Арсений Черникин, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, сотрудники Отдела в священном сане, клирики храма.

За богослужением пел Московский синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

В храме молились сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, многочисленные прихожане.

После сугубой ектении митрополит Волоколамский Иларион вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Игорь Якимчук.

По завершении Литургии от лица сослужившего духовенства и сотрудников Отдела внешних церковных связей к митрополиту Илариону обратился архимандрит Филарет (Булеков).

«Следуя традиции, заведенной Вашими благочестивыми предшественниками на посту председателя Отдела, Вы собираете в рождественские дни сотрудников для молитвы в храме, чтобы мы вновь могли почувствовать, что наши труды в Отделе – это, прежде всего, служение Христу и Святой Его Церкви, – отметил заместитель председателя ОВЦС.

– В эти дни мы благодарим Бога за милости Его в предыдущем году, когда на нашу долю выпало много трудов, с которыми мы, безусловно, не могли бы справиться без помощи Божией, и просим укрепить нас в предстоящих трудах в наступившем году».

Архимандрит Филарет поздравил владыку Илариона с годовщиной архиерейской хиротонии, подчеркнув: «В день памяти святителя Василия Великого Вы приняли благодать архипастырского служения, которое вот уже шестнадцать лет достойно и с великой ответственностью несете.

В чине архиерейского богослужения есть слова, которые произносит диакон: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5. 16). Эти слова Христовы обращены к каждому христианину.

Но Вы как епископ даете нам пример исполнения этой заповеди Христовой, пример ревностного служения Церкви и исполнения того, к чему каждый из нас был Богом призван».

Далее прозвучало архипастырское слово председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона:

В этот день мы собрались, чтобы вместе со всей Церковью отпраздновать Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память великого святителя Василия, который был архиепископом Кесарии Каппадокийской и в трудные для Церкви годы, когда она была терзаема изнутри арианской ересью, бесстрашно встал на защиту Святого Православия.

Сегодня мы слышали слова апостола Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4. 7). Эти слова апостол произнес, когда его жизнь уже подходила к закату, когда он знал, что предстоит ему мученическая смерть, и как бы подводил итоги прожитой жизни и своего апостольского служения.

Каждый из нас, кому вручено это апостольское делание, кого Господь поставил на свещнице церковного служения, задает себе вопрос, что следует делать, дабы мы, когда придет час предстать пред судом Божиим, могли сказать: мы выполнили ту миссию, которую Господь на нас возложил, мы сохранили веру, которую Он нам передал, и время земной жизни не потратили напрасно, а провели его так, как каждому из нас заповедал Господь. И всякий раз, слыша эти слова апостола Павла, мы испытываем свою совесть и спрашиваем себя: сделал ли я всё, что Господь мне поручил, или не всё? Услышал ли я все посланные мне Богом сигналы? Хватило ли у меня сил на исполнение послушания, которые Господь на меня возложил?

А Господь возлагает на нас послушания подчас очень трудные, которые, может быть, и не под силу человеку понести, но Он Сам помогает нам нести эти служения, Сам дает нам силы и укрепляет нас Своей Божественной благодатью.

Задумываясь о подвиге апостола Павла или святителя Василия Великого или всех тех многих проповедников, апостолов, святителей, которые жизнь свою полагали за проповедь евангельского учения, мы понимаем: того, что они сделали, сказали, написали, невозможно было бы совершить, если б благодать Божия, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, не помогала им ежедневно на жизненном пути. Мы понимаем, что без благодати Божией ничего не сможем достигнуть и в нашей собственной жизни.

Размышляя об этом ныне, мы, прежде всего, просим Господа, чтобы Он укрепил наши душевные и телесные силы, помог нам сохранить в сердце своем и передать другим людям веру, которой Он нас сподобил.

Мы молимся о том, чтобы Он помог нам воспринимать все труды, которые мы совершаем по поручению Церкви, так же, как воспринимали свои труды апостолы и святители, осознавая, что мы делаем дело Божие, что мы поставлены на свещницу, что Господь ожидает от нас добрых дел, благодаря которым Его свет будет распространяться на всех окружающих нас людей».

Владыка Иларион особо обратился к сотрудникам Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Поздравив их с праздником, председатель ОВЦС подчеркнул:

Затем архипастырь вручил ряд церковных наград.

Награды Отдела внешних церковных связей – медали святителя Марка Эфесского (III степени) – удостоена главный бухгалтер ОВЦС Н.В. Соломатина.

Читайте также:  Святой источник "избавительница от бед" в селе ташла, самарская область - православные молитвы

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла юбилейной медалью «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» награжден ряд сотрудников ОВЦС: заведующая Канцелярией инокиня Иулиания (Захарова); главный бухгалтер Н.В. Соломатина; заведующий Сектором публикаций М.В. Первушин; заведующая Архивом З.П.

Самсонкина; помощник заместителя  председателя Отдела внешних церковных связей Н.В. Заходякина; сотрудник Секретариата по межправославным отношениям А.Ю. Хошев; консультанты ОВЦС Г.Н. Скобей, Б.А. Нелюбов и В.А. Чукалов; сотрудник Хозяйственного сектора Н.Ф. Маньков; сотрудницы Службы переводов О.М. Пискунова, З.И. Носова, А.А. Монахова; старшая машинистка Канцелярии Н.А.

Карманова; сотрудница Секретариата по межхристианским отношениям М.Б. Нелюбова; заместитель заведующего Сектором протокола Е.А. Новоженин; сотрудница Службы коммуникации Н.А. Бубенцова; сотрудница Архива М.Е. Фоменко; курьер В.В. Пасько; старший дежурный охраны А.Г. Панин; референт Секретариата по межправославным отношениям Н.Б.

Демушкина; сотрудник Секретариата по межрелигиозным отношениям И.Д. Кашицын; референт председателя ОВЦС А.А. Ершов.

отзывы об отелях и отзывы об автомобилях

Источник: http://ordynka.com/index.php/pages/archnews/750-news-523

Духовное чтение на 14 января 2018

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В сегодняшнее воскресенье предлагаем Вам к духовному и молитвенному прочтению:

• Жития святых – Святитель Василий Великий;
• Чтение Апостола – Второе послание к Тимофею (глава 4-я, стихи: 5-8);
• Евангелие дня – Святое Евангелие от Матфея (глава 2-я, стихи: 1-12);
• Толкование Евангелия – Священноисповедником Василием Кинишемским;
• Поучение – Из наставлений протоиерея Димитрия Смирнова;
• Молитва дня – Тропарь и кондак Обрезанию Господню.

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Братья и сестры, конечно же, мы сегодня уделим все свое внимание памяти великого святителя, потому что даже богослужебный устав предписывает нам сегодня совершать литургию святого Василия. Василий, будущий Великий, родился около 330 года в Кесарии.

Стоит сразу отметить, что в семье святителя Василия к лику святых причислены и мать Эмилия, и сестра Макрина, и брат святитель Григорий Нисский, память которого совершается 23 января по новому стилю.

Отец святого был адвокатом, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя.

Для завершения обучения святой Василий отправился в Афины – центр классического образования.

В Афинах будущий святитель приобрел все доступные знания. По характеристике святителя Григория Богослова, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Философ и медик, юрист и естествовед, имеющий глубокие познания в астрономии и математике, Василий Великий «так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучал до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Обширность его познаний поражала современников.

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, современник Василия Великого, говорил о нем: «Изучив вполне всю мудрость мирскую и все науки человеческие, он все сие поверг к ногам учеников Иисусовых».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий лишь теперь принял Крещение от епископа Кесарийского Диания и был поставлен чтецом.

Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова.

Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания.

В царствование Констанция Второго с 337 по 361 годы распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению святых Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, а затем в 364 году – в сан пресвитера.

При императоре Валенте, правившем почти сразу после Констанция, тоже стороннике ариан, к Василию перешло управление церковными делами. Это было тяжелое время для православия, но и продуктивное в творческом смысле для святителя.

Он реформирует чин литургии, пишет «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан и многие другие.

В 370 году святой Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан.

Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Святому Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью.

Он же сказал: «А смерть для меня – благодеяние: она скорее пошлет меня к Богу, для Которого живу и действую, для Которого я по большей части уже умер и к Которому издавна стремлюсь».

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 года он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.

Братья и сестры, хотелось бы еще отдельно отметить роль святителя Василия в полемике с ересью арианства и рядом других ересей. Святой Василий, можно сказать, поразил корень раздора: он поставил вопрос о терминах.

Вместо того чтобы вести бессмысленные споры словами, значение которых каждый понимал по-своему, мудрый святитель акцентировал внимание на том, что нужно сперва-наперво четко определить понятия. И вот проходят века, а мы наступаем на те же самые грабли первых христиан. Мы начинаем диалог с миром и вступаем в конфронтацию.

Мы говорим: «Бог – это любовь», мир говорит: «Верно, значит Он за однополые браки». Мы говорим: «Смирение – высшая добродетель», мир говорит: «Поэтому христианство религия слабых». Мы уже давно говорим с миром на разных языках, а надо было бы уже определиться с понятиями.

Брак не может быть однополым, так как это противоречит самому значению слова. А смирение – признак силы, идеал самообладания и способность нести мир. И так далее. Да поможет нам в этой работе святитель Василий Великий.

Святителю отче Василие, моли Бога о нас.

Второе послание к Тимофею (глава 4-я, стихи: 5-8)

 будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Святое Евангелие от Марка (глава 1-я, стихи: 1-8)

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед.

И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

ТОЛКОВАНИЕ СВЯЩЕННОИСП. ВАСИЛИЯ КИНИШЕМСКОГО

Евангелие – слово греческое. В переводе на русский язык означает «благая весть».

Благая весть! Как это оценить? Где-нибудь далеко-далеко в холодной, негостеприимной чужбине, быть может в суровом вражеском плену, томится дорогой вам человек. Вы ничего о нем не знаете. Пропал – как в воду канул.

Где он? Что с ним? Жив ли? Здоров? Быть может, обнищал, нуждается во всем… А кругом холодные, равнодушные чужие люди… Ничего не известно. Томится сердце, тоскует. Хоть бы одно слово: жив или нет? Никто не знает, никто не скажет.

Ах, какая тоска! Господи, пошли весточку!

И вот в один прекрасный день стучатся в двери. Кто там? Почтальон принес письмо! От кого? Боже правый… Неужели? Да, да… На обороте письма знакомый милый почерк: неправильные крупные буквы, его почерк. Весточка от него.

Что он пишет? Вы торопливо разрываете конверт и читаете с замиранием сердца. Слава Богу! Все хорошо: он жив, здоров, всем обеспечен, собирается приехать на родину… Сердце наполняется благодарной радостью.

Господи! Как Ты милостив! Ты не забыл, Ты не оставил, Ты не отверг убогой молитвы! Как благодарить Тебя, Создатель?

Таково впечатление от благой вести. Но в личной жизни это выглядит сравнительно слабо.

Почему же Евангелие называется Евангелием? Почему оно является благою вестью?

Это весточка из потустороннего мира на грешную землю. Весть от Бога страдающему, томящемуся во грехе человеку; весть о возможности возрождения к новой, чистой жизни; весть о светлом счастье и радости будущего; весть о том, что все уже для этого сделано, что Господь отдал за нас Своего Сына. Человек так долго, так страстно, так тоскливо ждал этой вести.

ТОЛКОВАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Крещение, переданное через Моисея, прежде всего различало между прегрешениями, ибо не все прегрешения могли получить благодать прощения.

К тому же оно требовало разнообразных жертвоприношений, было строгим и точным в отношении ритуальных очищений, исключало на время того, кто был в нечистоте и осквернении, требовало соблюдения дней и часов. Только тогда крещение принималось как некая печать очищения.

Иоанново крещение, напротив, было намного более открытым и полным, потому что оно не делало различия между прегрешениями, не требовало разнообразия жертвоприношений, не было строгим и точным в отношении ритуальных очищений, не включало в себя наблюдения за днями и часами.

По благодати Бога и Его Христа любой человек мог без промедления прийти, исповедовать свои грехи — сколь бы многочисленны и тяжелы они ни были — и креститься в реке Иордане, тотчас получая отпущение прегрешений.

Крещение Господне имеет значение больше всякой вещи человеческой, славу выше всякого желания и прошения человеческого, преизбыток благодати и силы настолько великий, насколько солнце превыше звезд.

Лучше вспомнить слова святых, которые это несравненное превосходство представляют с еще большей силой.

Однако и сами мы не должны по этой причине хранить молчание, но, взяв в проводники слова Господа нашего Иисуса Христа, будем идти по намеченному пути — как будто через некое зеркало и в тайне (ср. 2Кор. 3:18).

Наши объяснения, хотя и будут произнесены в немощи тела и слова, нисколько не умалят Его славы, но позволят еще раз подивиться величию долготерпения и человеколюбия благого Бога. Бог же потерпит на нас, пока мы будем лепетать о Его величайшей благодати и любви, пришедшей во Иисусе Христе.

ИЗ ПРОПОВЕДИ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ СМИРНОВА

Каждое событие в жизни Спасителя важно для Церкви, потому что в нем раскры­вается для нас спасительный смысл.

Вот на Обрезание в восьмой день по закону израильскому Матерь Божия принесла Младенца Христа в храм, чтобы совершить этот древний обряд.

Творец неба и земли обрезался, как простой, обыкновенный младенец, по закону, который был необходим для всех детей, рождавшихся в этом народе. Здесь проявляется знак любви Спасителя к нам, еще один знак.

Все наши беды, все наши непонимания, все наши грехи происходят только отто­го, что мы не способны на любовь, и цель духовной жизни — как раз этому научиться.

Научиться же можно только так, как Господь говорит: огонь принес Я на землю, и как бы Я хотел, чтобы он уже загорелся. Он говорит как раз об этой Божествен­ной любви.

Человек, пока не встретится в жизни с любовью настоящей, истинной, не может понять, что это такое.

Любовь (не хочется это слово говорить, но оно наи­более понятно для нашего слуха) как эстафета, она так и передается: от Христа к апо­столам.

Он их научил любви — и они из людей малодушных, боязливых вдруг превратились в бесстрашных львов, которые не только с охотой пошли на смерть, но и проявляли чудеса храбрости ради этой любви.

Когда апостола Петра приго­ворили к распятию, он попросил палачей: пожалуйста, распните меня вверх ногами, потому что я человек грешный, и я не могу распяться так, как мой Учитель. Вот такая у него была любовь и смирение.

Его приговорили к смерти, чудовищной, страшной, очень болезненной, но он думал не о себе — он думал только о том, как бы ему не вознестись слишком высоко, не дерзнуть быть в этом похожим на Спасителя, и поэтому попросил прибить его вверх ногами. Вот такая любовь.

Прошли века, две тысячи лет, и, как сказано в Писании, «по причине умноже­ния беззакония, во многих охладела любовь». Это действительно так, и сейчас, в на­шей жизни, мы почти не встречаем людей, которые эту любовь являют. Поэтому нам, собственно, не от кого зажигаться, и этот огонь угасает.

И Господь всей Своей жизнью и сегодняшним событием, которое мы вспомина­ем и духовно и умственно вновь его переживаем, дает нам образ этой удивительной совершенно, нечеловеческой любви к нам. Он исполняет все, что требуется по за­кону, хотя Он в этом не нуждается. Вот такое снисхождение.

Мир без любви страшен. Поэтому мы должны как соль земли, как христиане эту любовь являть. А у нас ее у самих нет.

Что же спрашивать с тех, которые даже не язычники, а вообще у них никакой веры нет? Мы, христиане, имеем веру в Ис­тинного Бога, знаем про Сына Божия, Евангелие читали, причащаемся, соединяемся с Богом, некоторые даже чуть не каждое воскресенье — а толку, собственно, ника­кого нет. Не будем тогда удивляться, что вокруг нас такая ненависть, злоба растет. Кто виноват? Мы сами. Соль потеряла силу и перестала быть соленой.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день праздника Обрезания Господня, давайте прочтем с Вами тропарь и кондак сему празднованию:

Тропарь Обрезания Господня

На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Кондак Обрезания Господня

Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,// и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Житие святителя Василия Великого

← Духовное чтение на 13 января 2018

Источник: http://semyaivera.ru/2018/01/14/duhovnoe-chtenie-na-14-yanvarya-2017/

Ссылка на основную публикацию