Чудеса схождения благодатного огня в храме гроба господня в иерусалиме — православные молитвы

Схождение Благодатного Огня

Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме - православные молитвы

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.

Храм Гроба Господня – это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду – архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия («царская опочивальня») – часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления Благодатного Света могут наблюдаться в храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у святых отцов Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, Божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах.

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония.

Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, израильской полиции и др.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению.

Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать.

Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного Огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного Огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее.

После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают – снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.

После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.

В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, после захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии.

При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников.

Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся.

Патриарх Иерусалимский передает Благодатный Огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой. Большинство держат в руках по несколько свечей (чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким). Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем.

Позднее от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию.

В 2015 году делегация Фонда Андрея Первозванного во главе с председателем попечительского совета Владимиром Якуниным и викарием патриарха Московского и всея Руси епископом Дмитровским Феофилактом доставила Благодатный Огонь спецрейсом в московский аэропорт Внуково, а затем в храм Христа Спасителя на патриаршее Пасхальное богослужение. Огонь перевозится в специальных лампадах, изготовленных по образцу «олимпийских». Все желающие смогут получить частицу огня уже во Внуково. По установившейся традиции Благодатный Огонь отправляется в тысячи храмов в России, ближнего и дальнего зарубежья.

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники – оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и по интернету.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/reference/20160430/1018112855.html

Исследование Гроба Господня и раскрытие тайны Благодатного огня в Иерусалиме

Ученые попали к Гробу Господню и, спустя некоторое время, исследования привели к результатам, в которые сложно поверить!

Человек нередко задумывается об объяснении присутствия высших сил и о религиозных легендах.

В православной религии свидетельством высших сил является Благодатный огонь, который сходит на Гроб Господень в канун Пасхи. Если вы хотите посмотреть на него, вы можете просто прийти  на площадь перед храмом Воскресения в Великую субботу.

Эта традиция существует уже очень долго, но ученые выдвигают множество догадок, опровергающих божественное появление огня, но до сих пор непонятно, можно ли доверять хотя бы одной из этих гипотез?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья.

В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения.

Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью.

С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха.

Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия

В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона.

Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень

Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах.

Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей.

За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»

Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство волшебства. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня.

Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки.

Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей.

Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться.

Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня

В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше.

Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане.

Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне

В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху.

Читайте также:  Великая среда страстной седмицы - 4 апреля 2018 года - православные молитвы

Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист.

Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.

Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви.

Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.

«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски.

Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне

Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

Будьте интересными вместе с Я и мир!

Источник: https://worldi.ru/issledovanie-groba-gospodnya-i-raskrytie-tajny-blagodatnogo-ognya-v-ierusalime/

Чудо схождения Благодатного огня: правда или вымысел?

Чудо схождение Благодатного огня происходит ежегодно в Иерусалимском храме Гроба Господня накануне православной Пасхи, которую в 2018 году празднуют 8 апреля.

Десятки тысяч паломников со всего мира в этот знаменательный день стекаются к Храму Гроба Господня в Иерусалиме, чтобы умыться Благодатным огнем и получить Божье благословение.

С волнением ожидают чуда схождения Благодатного огня не только православные, но и представители самых разных конфессий.

Вопрос, откуда берется Благодатный огонь, правда это или вымысел — понять люди стараются уже на протяжении многих сотен лет.

Верующие убеждены, что схождение Благодатного огня — это настоящее чудо, дар Божий людям. Ученые же не согласны с таким утверждением и объяснить этот феномен пытаются с научной точки зрения.

Чудо Благодатного огня

О чуде схождения Благодатного огня на Гробе Господнем, который обладает уникальным свойством — не обжигает первые минуты, известно издревле.

Появление Благодатного света, как по древним, так и современным свидетельствам, в Храме Гроба Господня может наблюдаться в течение всего года, но чудесное схождение Благодатного огня накануне Светлого Воскресения Христова — в Великую субботу, является наиболее известным и впечатляющим.

© video: Ruptly .

Крестный ход и Благодатный огонь: пасхальное богослужение в Москве

Это чудесное явление на протяжении практически всего времени существования христианства наблюдается ежегодно как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Апостол Петр был первым свидетелем чуда схождения огня — узнав о Воскресении Спасителя, он поспешил к гробнице и увидел удивительный свет там, где прежде лежало тело. Этот свет уже две тысячи лет каждый год нисходит Благодатным огнем на Гробе Господнем.

Храм воздвигнул император Константин и его мать царица Елена в IV веке, и именно к этому времени относятся самые ранние письменные упоминания о чуде схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова.

Своей громадной кровлей Храм накрывает Голгофу, пещеру, в которой был положен Господь, снятый с креста, а также сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего.

© AP Photo / Oded Balilty

В ожидании схождения Благодатного огня в Храме гроба Господня в Иерусалиме

Схождение Благодатного огня

Крестный ход во главе с Патриархом примерно в полдень выходит со двора Иерусалимской Патриархии. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами.

В храме все огни потушены — десятки тысяч паломников со всего мира, разных национальностей, следят за Патриархом в напряженном молчании.

Патриарх снимает с себя одежду, и в одном длинном ниспадающем хитоне входит вовнутрь, после тщательного обыска полицейскими, которые ищут хоть чего-то, что может произвести огонь.

© REUTERS / Amir Cohen

Предстоятель Церкви на коленях перед Гробом молит Господа о ниспослании Святого огня. Молитва временами длится долго, но рано или поздно Благодатный огонь обязательно сходит и только по молитвам православного Патриарха.

И о чудо — на мраморной плите Гроба вдруг появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Патриарх прикасается ваткой к ним, и она воспламеняется.

Святейший этим прохладным огнем зажигает лампаду и свечи, которые выносит затем в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу.

В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Многотысячную толпу охватывает ликование — люди поют, кричат, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту в огне весь Храм.

Правда или вымысел

В разные времена у этого чудесного явления было много критиков – они пытаются доказать искусственное происхождения огня. Католическая церковь выступала в числе несогласных — Папа Римский Григорий IX выступил в 1238 году с несогласием о чудотворности Благодатного огня.

© AP Photo / Tsafrir Abayov

Схождение Благодатного огня в Храме гроба Господня в Иерусалиме

Некоторые арабы, которые даже не являлись свидетелями чуда схождения Благодатного огня, не понимая его истинного происхождения, пытались доказать, что огонь добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, но у них нет прямых доказательств. 

Изучить природу этого явления пытались и современные исследователи — по их мнению, добыть огонь искусственно возможно. Также возможно и самовозгорание химических веществ и смесей.

© Sputnik / STRINGER

Но ни одно из них с появлением Благодатного Огня не схоже, особенно с его удивительным свойством – в первые минуты своего появления не обжигать.

© AP Photo / Adel Hana

Православные христиане с горящими свечами во время Пасхи в греческом храме в Секторе Газа

Ученые-богословы из различных конфессий, в том числе и православной Церкви, заявляли не раз, что возгорание в Храме свечей и лампад от якобы «священного огня» – это фальсификация.

Так, например, в середине прошлого века профессор Ленинградской духовной Академии Николай Успенский заявлял, что огонь зажигают в Кувуклии от потайной скрытой лампады, свет которой в открытое пространство Храма не проникает, где в это время все свечи и лампады бывают потушены.

Успенский в то же время утверждал, что «зажигаемый на Гробе Господнем огонь от скрытой лампады все-таки есть священный огонь, получаемый со священного места».

А российский физик Андрей Волков, как утверждают, несколько лет назад смог провести на церемонии схождения Благодатного огня некие измерения.

Волков рассказывал, что за несколько минут до выноса из Кувуклии Благодатного огня прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек странный длинноволновой импульс в храме, который более не проявлялся. Волков считает, что произошел электроразряд.

И пока ученные пытаются этому феномену найти научные подтверждения, чудо схождения Благодатного огня ежегодно является наблюдаемым фактом, в противоположность полной бездоказательности утверждений скептиков.

Чудо схождения Благодатного огня каждому доступно — его увидеть могут не только паломники и туристы — происходит оно перед лицом всего мира и транслируется регулярно по телевидению и интернету, а также на сайте Иерусалимского православного патриархата.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Благодатный огонь доставили в Грузию из Иерусалима

Несколько тысяч присутствующих в Храме ежегодно видят, как в Кувуклию, проверенную и запечатанную, входит патриарх с пучком свечей, после специального личного досмотра, а из нее выходит с горящим факелом из 33 свечей — это неоспоримый факт.

Поэтому на сегодняшний день ответом на вопрос, откуда Благодатный огонь берется, может быть только один – это чудо, а все остальное это просто неподтвержденные домыслы.

Благодатный огонь – это дар Божий, подтверждающий обещание, которое дал Спаситель апостолам после Воскрешения: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Есть мнение, что, когда на Гроб Господень не сойдет Небесный огонь, это будет знаком наступления власти антихриста и скорого конца света.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/news/20180407/239968734/chudo-sxozhdeniya-blagodatnogo-ognya-pravda-ili-vymysel.html

Чудо схождения Благодатного огня 2018: научное и религиозное объяснение | Контрольный выстрел

Схождение Благодатного огня – чудо, которое происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Гроба Господня. В 2018 году Светлое Воскресение Христово православные христиане празднуют 8 апреля.

В Великую субботу со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий.
На протяжении многих сотен лет люди стараются понять – откуда берется Благодатный огонь. Верующие уверены, что это настоящее чудо – Божий дар людям. Ученные с таким утверждением не согласны и пытаться найти объяснение данному феномену с научной точки зрения.

Благодатный огонь
По многим свидетельствам, как древним, так и современным, появления Благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, но наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного огня в Великую субботу, накануне Светлого Воскресения Христова.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения огня был апостол Петр — узнав о Воскресении Спасителя, он поспешил к гробнице и увидел там, где прежде лежало тело, удивительный свет.

Две тысячи лет этот свет каждый год нисходит на Гробе Господнем Благодатным огнем.

Храм Гроба Господня был воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке. И самые ранние письменные упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова датируются именно IV веком.

Храм своей громадной кровлей накрывает и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего.

Схождение
Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами.

Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь.

На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Иногда его молитва длится долго, но есть интересная особенность — Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Чудо или фокус
У этого чудесного явления в разные времена было много критиков, которые пытались разоблачить и доказать искусственное происхождения огня. В числе не согласных выступала и католическая церковь. В частности, Папа Римский Григорий IX в 1238 году выступил с несогласием о чудотворности Благодатного Огня.

Не понимая истинного происхождения Благодатного огня, некоторые арабы пытались доказать, что Огонь, якобы добывается с помощью каких-либо средств, веществ и приспособлений, но прямых доказательств у них нет. При этом, они даже не являлись свидетелями этого чуда.

Современные исследователи также, пытались изучить природу этого явления. По их мнению, искусственно огонь добыть возможно. Также возможно и самовозгорание химических смесей и веществ.

Но ни одно из них, ни схоже с появлением Благодатного Огня, особенно с его удивительным свойством – не обжигать в первые минуты своего появления.
Ученые-богословы, представители различных конфессий, в том числе и православной Церкви не раз заявляли, что возгорание свечей и лампад в Храме от якобы «священного огня» – это фальсификация.

Читайте также:  Житие святого преподобного иоанна лествичника - православные молитвы

Наиболее известны высказывания в середине прошлого века профессора Ленинградской духовной Академии Николая Успенского, который считал, что в Кувуклии огонь зажигают от потайной скрытой лампады, свет которой не проникает в открытое пространство Храма, где все свечи и лампады в это время бывают потушены.

В тоже время, Успенский утверждал, что «огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного».

Российскому физику Андрею Волкову, как утверждают, несколько лет назад удалось провести некие измерения на церемонии схождения Благодатного огня. По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Ну а пока ученные пытаются найти научные подтверждения этому феномену, и в противоположность полной бездоказательности утверждений скептиков, чудо схождения Благодатного огня является ежегодно наблюдаемым фактом.

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и интернету, на сайте Иерусалимского православного патриархата.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, вошел с пучком свечей патриарх, одежды которого были специально осмотрены.

Из нее он вышел с горящим факелом из 33 свечей и это неоспоримый факт.

Поэтому ответом на вопрос, откуда берется Благодатный огонь, может быть только один ответ – это чудо, а все остальное это просто неподтвержденные домыслы.

И в заключении — Благодатный Огонь подтверждает обещание Воскресшего Христа апостолам: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Считается, что, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет знаком наступления власти антихриста и скорого конца света.

Источник: http://kv-journal.su/content/chudo-shozhdeniya-blagodatnogo-ognya-2018-nauchnoe-i-religioznoe-obyasnenie

Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей

Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

Немного истории:

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта. Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами.

Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру.

Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»: 

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху…

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами.

Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха.

С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. 

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня.

Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «…однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет.

Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

ОН ВИДЕЛ ЧУДО..

141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона.

Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень.

Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

XX век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски.

О времени установления этого ритуала нет свидетельств.

Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел…

А вот , что пишет английский историк Стивен Рансимен  о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

.

источник

  • Социум
  • Религия
  • Жизнь
  • Новости

Источник: https://cont.ws/post/260692

Священник из Храма Гроба Господня раскрыл тайну схождения Благодатного огня

Каждый год христиане всего мира встречают великий праздник — Воскресение Христово. Чем ближе торжественный день, тем больше возникает споров о чудесном возникновении Благодатного огня. Ярые атеисты уверены, что это обман. Но люди верующие и очевидцы убеждают нас в истинном Господнем чуде. Кто же прав?

© DepositPhotos

«Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня… и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются», — говорил архиепископ Мисаил.

Схождение Благодатного огня

Сегодня редакция «Так Просто!» расскажет тебе, в чём заключается тайна Благодатного огня и почему она не объяснена с научной точки зрения. Ведь христиане верят, что возгорание происходит благодаря молитве верующих и святых отцов и, если огонь не спустится в храм, наступит Апокалипсис.

© DepositPhotos

Многие верующие, будучи в храме накануне Пасхи, в Великую субботу, рассказывают о необъяснимых явлениях после вхождения патриарха в часовню. Из купола храма на Гроб Господень падает вертикальный свет, и одновременно с ним возгорается огонь в Кувуклии.

Лампады и свечи у людей зажигаются сами собой, а Святой огонь не обжигает руки паломников. Наоборот, он исцеляет больных своим пламенем. Капли воска, падающие от праздничных свечей, называются Благодатной росой. Следы от них навсегда остаются на одежде.

© DepositPhotos

Но недавнее заявление представителя Армянской патриархии Иерусалима, священника Самуила Агояна, потрясло весь христианский мир. В интервью телеканалу «Хадашот 2» он сообщил, что присутствовал при зажигании огня в Кувуклии храма три раза. И для поджигания связки свечей патриархи всегда использовали масляную лампадку. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — заметил он.

«Иными словами, на Гробе Господнем стоит зажженная лампада, после молитв мы зажигаем от нее свои свечи, а потом выходим и раздаем собравшимся. Вот и всё, что я сказал».

Оказывается, нет никакой мистики! Сегодня обряд схождения Благодатного огня проводится только священниками Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви и Коптской и Сирийской церквей. Но Армянская апостольская церковь и католическая церковь официально не поддерживают теорию чудесного схождения.

© DepositPhotos

Слова священника болезненно восприняли верующие. Тем более что в 2017 году священник УПЦ КП Александр Дедюхин сделал аналогичное заявление. Он отметил, что в исторических книгах описано разное время, когда Святой огонь спускался в храм.

Но с 2002 года он сходит четко с 14:03 до 14:16. Почему? Может, потому, что в это же время идет прямой эфир на одном из телеканалов, который единственный имеет право трансляции церемонии Богослужения.

© DepositPhotos

Мы не можем утверждать, что скептикам удалось одержать победу над верующими. Ведь даже физик Андрей Волков, тайно исследовавший излучения в Храме Гроба Господня в Великую субботу, заявил:

«Прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента.

Произошел электроразряд — то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.

Вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать».

© DepositPhotos

Сложно говорить о вере, церкви, религии и науке вкупе. Ясно одно: божий замысел нельзя втиснуть в математические формулы. А мы, верующие и не очень, должны вспоминать о Боге не только в случае несчастья. Бывают моменты, когда кажется, что только молитва поможет найти выход в безнадежной ситуации. И это правильно.

Ведь для того, чтобы жило тело, необходима еда. Но для души важнее молитва, которая поможет открыть сердце для веры, успокоит и защитит от невзгод.

А ты видел Благодатный огонь в Иерусалиме? Напиши нам в комментариях, веришь ли ты в его божественное происхождение.

Если статья была полезна для тебя, расскажи о ней друзьям в социальных сетях!

Источник: https://takprosto.cc/shozhdenie-blagodatnogo-ognya/

Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме( 2016 )

Схождение благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит каждый год в Великую субботу в канун празднования главного христианского праздника – Воскресения Христова (Пасхи)

В атмосфере умиления и молитвы в полдень 30 апреля 2016года в Иерусалиме совершалась церемония Схождения Святого Огня на Гробе господне. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил передал огонь верующим.

Он в руках держал 33 свечи по числу лет земной жизни Христа Спасителя.

Огромный храм позже с раннего времени наполнился тысячями верующих христиан, которые возжелали обрести в этом месте, пережить «Царство славы», где было «восстание из мертвых», и где «смертию смерть поправ».

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

Веками происходящее чудо схождение Благодатного огня в Великую Субботу свершилось и в эту субботу 30-го апреля 2016 года согласно внутреннему канону и паломническому порядку, несмотря на некоторые трудности прибытия паломников на Святое место.

Существует очень тесное сотрудничество представительства Иерусалимского Патриархата с израильской полицией, которая в свою очередь поставила соответствующие ограждения на пути в Пресвятой Храм Воскресения, в христианских районах Иерусалима.

Благодаря этому сотрудничеству к монастырю Святого Иакова прибыли паломники из Греции, во двор Пресвятого Храма Воскресения так же прибыли паломники из России, Сербии, Румынии, а также других стран, которым были доступны паломнические святыни и вход в Пресвятой Храм Воскресения.

Читайте также:  Пророчества и наставления святого старца лаврентия черниговского - православные молитвы

https://www.youtube.com/watch?v=J96w4yhfqOw

В этом всеобщем ожидании пополудни в 13:00 часов из Иерусалимского Патриархата спустился Его Блаженство Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил в сопровождении Святогробской Братии, а также представителей из Греческого государства и Элладской Церкви, прибыв из храма Святого Иакова брата Господня к алтарю Кафоликона.

Здесь же присутствовала израильская полиция в целях безопасности Блаженнейшего Патриарха и организации потоков паломников, также прибыли представители трех других православных конфессий Армян, Коптов и Сирийцев дабы получить благословение через схождение Благодатного огня.

Почти сразу начался Крестный ход от Кафоликона вокруг Пресвятого Гроба Господня трижды очень медленным шагом по причине огромного скопления паломников.

Песнопения исполнялись под руководством первопевца Пресвятого Храма Воскресения Архимандрита Аристовула при участии прибывших из Элладской Церкви помощников под руководством Митрополита Серрского Феолога и экзарха из Греции Архимандрита Дамиана, присутствовали официальные государственные лица, такие как, замминистра г-н Аманатидис, а также представители других Православных Церквей.

По завершении третьего круга Крестного хода вкруг Кувуклии Блаженнейший Патриарх сбросил свое облачение перед Святой Кувуклией и вошел в Святую Кувуклию облаченный только в стихарь и епитрахиль, а представитель Армянского Патриархата и, согласно прописанному правилу, сопровождал его до Предела Ангела.

Молясь у Пресвятого Гроба Господня Блаженнейший Патриарх передал сошедший Благодатный огонь через южное отверстие в Кувуклии в Кафедральный собор Святого Иакова, также передал Благодатный огонь и в Кафоликон.

Выходя из врат Кувуклии Блаженнейший Патриарх передал Благодатный огонь представителям трех христианских конфессий: коптам, сирийцам и армянам и затем всему собравшемуся народу, всем паломникам столь страстно ожидавшим нового проявления этого чуда.

Благодатный огонь прикладывали ко лбу, обнимали руками, дабы получить святое благословение.

Под звон колоколов передача Благодатного огня была совершена представителям Элладской Православной Церкви, экзарху Пресвятого Гроба Господня в Греции из рук Блаженнейшего Патриарха, оный огласил, что Благодатный огонь Воскресения Христова с Пресвятого Гроба Господня является чудесным благословением Иерусалимской Церкви и всех Православных Церквей и всего мира. Блаженнейший Патриарх пожелал мира и благоденствия всей планете, скорейшего разрешения сирийской проблемы, проблемы всех беженцев, выступил за плодотворную работу Святого и Великого Собора Православия, пожелал радости и здоровья, чтобы святое Воскресение господа нашего Иисуса Христа всех нас приняло в свои объятия.

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими).

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/sxojdenie-blagodatnogo-ognya-v-ierusalime-2016.html

Благодатный Огонь

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего в Иерусалиме.

Каждый раз, все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом, на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня.

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.

По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся,» — пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.

) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня.

Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция.

В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом — количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям — прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне — еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии.

При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом.

Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.

Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических). Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова.

В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Как же загорается Благодатный огонь во Гробе Господнем?

«…Наиболее яркое описание относится к 1892 г., где приводится чудесная картина возгорания Благодатного огня со слов Патриарха. Он рассказывал, что иногда, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины.

А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху — свеча загоралась. На плиту предварительно кладут хлопковую вату.

По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.

Имеется и другое свидетельство. Митрополит За-Иорданский, принимавший Благодатный Огонь не раз, рассказывал, что когда он входил в Кувуклию, то лампада, стоящая на Гробе, горела.

А иногда — нет, тогда он падал и со слезами начинал просить милости от Бога, а когда поднимался лампада уже горела. От нее зажигал два пучка свечей, выносил и подавал огонь ожидавшим его людям.

Но сам он никогда не видел, как загорается огонь.

После того как Патриарх выходит из Кувуклии, вернее его уводят в Алтарь, народ бросается во внутрь Гроба — прикладываться. Вся плита мокрая, как будто дождем смочена». Отрывок взят из книги: Благодатный Огонь над Гробом Господним, 1991г.

По словам очевидцев огонь не жжет первые минуты после схождения. Вот, что они пишут:

«Да и я многогрешный раб от митрпоолита из рук возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем же не тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило, а я окаянный, не веря, что небесный огнь и послание Божие, и тако трижды возжегше свещи свои и гасиша, и перед митрополитом и пред всеми греками о том прощахся, что похулил Божию силу и огнь небесный назвах, что греки соделывают чародейством, а не Божие создание; и митрполит меня в том во всех простих и благослових». Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637 гг.).

«Отец Георгий все снимает на видеокамеру, фотографирует. Я тоже делаю несколько снимков. У нас с собой заготовлено десять пачек свечей. Протягиваю руку со свечами к горящим пучкам в руках у людей, зажигаю.

Зачерпываю ладонью это пламя, оно большое, теплое, светло-светло-желтое, держу руку в огне — не жжет! Подношу к лицу, пламя лижет бороду, нос, глаза, ощущаю только тепло и нежное прикосновение — не жжет!!!» Священнослужитель из Новосибирска.

«Удивительно… Первое время Огонь не обжигает, он просто теплый. Им умываются, водят по лицу, прикладывают к груди — и ничего. Был случай, у одной монахини загорелся апостольник, и — следа не осталось. Другая рясу прожгла. Несла домой с дыркой, а пришла — дырки-то и нет». Архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Троице-Сергиевой лавры, 1983г.

«Пытаюсь взять Огонь в ладонь и обнаруживаю, что он вещественный. Его можно трогать, в ладони он ощущается как материальная субстанция, он мягкий, не горячий и не холодный». Прихожанка храма святителя Николая в Бирюлево Наталия.

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения.

По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, — из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися, как они сами говорят, — духовно очистившимися и прозревшими.

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? А что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других конфессий были и случались не единожды.

Самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь.

По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати.

Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх.

Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — пишет инок Парфений. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты.

Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: «Единая вера Православная, я — христианин» и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился — плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы.

За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор.

Благодатный Огонь — величайшее чудо Божие для всех людей. Для верующих — неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих — возможность увидеть и уверовать!

Источник: https://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/biblioteka/chudesa-v-pravoslavii/blagodatnyj-ogon.html

Ссылка на основную публикацию