Что такое воцерковление в православии и что означает воцерковленный человек – православные молитвы

Как воцерковиться взрослому человеку? Опробованные методики для воскресных школ

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В православном Символе Веры сказано: “Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Таким образом, Сама Православная Церковь именует Себя “Апостольской”, указывая этим на Свое происхождение. Апостольство означает “посланничество”. Это апостольское служение Православная Церковь осуществляет разными путями. И один из них – церковно-приходские школы для взрослых.

В Церкви, естественно, есть люди разных возрастных групп. И если воцерковлению детей уделяется много внимания, о проблемах детских воскресных школ пишут, их обсуждают, то воцерковлению взрослых прихожан уделяется крайне мало внимания. Но ведь Церковь не из одних детей состоит. Большая часть прихожан – взрослые люди.

И если мы постараемся объективно оценить эффективность работы благополучных детских воскресных школ, то, наверное, процент воцерковления обучавшихся, в лучшем случае, составит 5-10% от общего количества обучающихся. А вот эффективность воцерковления взрослых в хороших взрослых воскресных церковно-приходских школах составит 80-90%, а то и более.

И, тем не менее, катехизации взрослых уделяется крайне мало внимания.

В настоящее время абсолютное большинство прихожан не имеют религиозного воспитания. Они из мира неверия приходят в мир веры. Но вот какими они станут прихожанами – то ли поверхностно воспринявшими ритуально-обрядовую жизнь Церкви, то ли сознательными и активными членами Церкви – зависит от того, чему мы научим их в наших приходах.

Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не понимали самого важного – Христова учения, Евангелия, поскольку в этих воскресных школах о Евангелии говорили мало и неглубоко.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна – глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.

1. Коснусь опыта работы нашей взрослой воскресной церковно-приходской школы. Когда двадцать лет она только появилась, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: “Изучай с прихожанами Символ Веры”.

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы.

Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было.

Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты читали на русском языке. При необходимости сравнивали славянский и русский переводы. Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

На этих занятиях не ставилась цель изучения Катехизиса в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры.

Первый цикл изучения Символа веры в нашей группе занял два с половиной года. Конечно, мы при этом говорили и о Таинствах, как это предусмотрено катехизисом, а по ходу занятий беседовали и о текущих праздниках.

2. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, получилась четкая логическая последовательная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко сформулировать ее условия, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим – человеком. Для того, чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

При занятиях по этой методике, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: Творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, – грехопадение.

Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны – католики и протестанты, а с другой – православные.

Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит, человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

После этого, поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви.

Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви.

Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями.

Такими пособиями могут являться: “Апокалипсис святого Иоанна Богослова” – сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым; “Толкование на Апокалипсис” св.

Андрея, архиепископа Кесарийского; “Апокалипсис в учении древнего христианства” архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза).

3. Опробован и еще один вариант изучения основ Христианского вероучения: изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи.

Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной.

И, самое главное, – репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон.

В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее, в хронологическом порядке, освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря, до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы.

В центре внимания – праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних, преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и возможных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое.

В этом случае постижение Основ православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви.

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, выстраивая все в стройную систему православного миропонимания. 4.

И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Христианства исключительно по богослужебным книгам.

По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться, буквально, чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Великим Постом мы изучаем богослужебные тексты из Триоди постной, перед Пасхой и после нее – из Триоди цветной. Очень много интереснейшего материала содержится в воскресных службах Октоиха. И, конечно, глубоко осмысляются темы праздников в Минеях. Причем мы касаемся не только вопросов вероучительных, но также и нравоучения и аскетики.

Приведу один только пример. Для чего Рождается Иисус Христос? Какова цель Воплощения?

Читаем тропарь предпразднства Рождества Христова: “Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ”.

Дадим конспективное объяснение: Божия Матерь имеет во чреве бессеменно зачатого Сына. То есть, сбывается Первоевангелие, открытое людям после грехопадения в третьей главе Бытия: именно Семя жены поразит главу змия, то есть нанесет сокрушительное поражение диаволу. Тот, кто будет зачат во чреве без соединения мужской и женской клетки, победит змия – диавола.

Когда Христос родился, люди не захотели потесниться и дать Ему место, лишь бессловесная скотина подвинулась в хлеву.

И эта пещера, бывшая сараем для скота, стала для Богоматери и для нас с вами “Красной палатой”, то есть дивным храмом и дворцом. Куда приходит Бог, там все преображается. Где присутствует Бог, там сияет вечная духовная красота.

И по сей день это место является великой христианской святыней – мы говорим о храме Рождества Христова в Вифлееме.

Человек является образом Божиим, но грехопадением этот образ в людях изуродован, человечество больно грехом. Цель Христова Воплощения – “прежде падший воскресити образ”. Не простить человека, не забыть о его греховном состоянии, а обновить его.

Что и совершает Господь Крестом, Воскресением и основанием Церкви Христовой. Именно в ней в таинственном соединении со Христом и обновляются – духовно воскресают – верующие люди.

Таким образом, суть спасения состоит в духовном преображении человека, в победе над греховным искажением человеческой природы.

Я говорил о тех системах катехизации взрослых, с которыми сам знаком.

Просветительская работа со взрослыми в церковно-приходских школах интересна, необходима, востребована и очень эффективна.

Результатом обобщения многолетнего преподавательского опыта в детских и взрослых группах воскресной школы стало создание серии учебных пособий по изучению “Основ православной веры”: “Великие праздники”, “Христос и мы”, “На камне или на песке?” и “Иконы.

Пособие по изучению “Основ Православной культуры” и Закона Божия”. Данные пособия могут использоваться не только в воскресных школах, но и в светских учебных заведениях для изучения “Основ православной культуры”.

Книги выпущены издательством “Христианская жизнь”, все они получили рекомендацию Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/9-1-0-245

С чего начать воцерковление. вступление

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Сегодня мы разберем важный вопрос духовной жизни: с чего начать свое воцерковление?

Воцерковление человека начинается с той минуты, когда он осознает, что не сможет жить дальше жить Бога. Именно в эти минуты происходит переоценка жизненных ценностей человека, и он осознает, что реальная, настоящая жизнь, возможна лишь только в Лоне Церкви, только по Евангельскому Слову, только с Богом и только для Бога.

Когда человек осознает, что без живой веры в Бога и без Божией помощи – жить просто невозможно, трудно и бессмысленно, тогда он начинает искать путь к Богу. И, наверное, самые первые и самые правильные шаги новоначального христианина на пути к воцерковлению – это посещение церковных богослужений.

В Храме Божием, пребывая на церковных службах, можно проникнуться благодатью и просить Господа направить себя на путь истинный. Поначалу слова службы, да и сама служба могут быть непонятны.

Но постепенно, днем за днем, месяц за месяцем, служба будет становиться все понятнее и понятнее, все роднее и необходимее.

Ведь именно там, в Храме Божием, среди молящихся единоверцев, можно укрепиться в вере и единомыслии, с такими же православными, как и ты сам.

Читайте также:  Святая канавка пресвятой богородицы и святыни в дивеево - православные молитвы

Помимо хождения в Храм, новоначальный христианин должен ознакомиться с Таинствами Исповеди и Святого Причастия. Для этого надо узнать расписание богослужений того Храма, прихожанином которого вы хотите стать, после надо узнать, когда священник данного Храма принимает Исповедь (как правило, это бывает на вечернем богослужении).

Хорошо приобрести в церковной лавке брошюры по подготовке к Исповеди, в которых описаны те грехи, к которым особо склонен  человек. Дома следует прочесть купленные брошюры, взять чистый лист бумаги и написать подробный список своих грехов, который, в последствие, будет прочитан вами священнику на Таинстве Исповеди.

Вторым шагом на пути к воцерковлению идет ответственное соблюдение постов, как многодневных, так и однодневных. Если человек намерен серьезно изменить свою жизнь, “потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Матф.

7:14) и идти на пути спасения узким и тесным путем, то он должен со всей серьезностью и ответственностью подойти к такому вопросу, как – пост.

Если человек имеет серьезные заболевания, он может взять благословение священника на послабление поста, но если он здоров, то поститься, ради Господа, ему будет в радость!

Не стоит пытаться изучать Священное Писание дома, ориентируясь только на свой ум. Как предупреждают св. отцы Церкви — это очень опасно, так как враг нашего спасения легко может смутить нас и сбить с правильного пути.

Священное Писание следует слушать в Храме на богослужениях (Евангелие, Псалтирь, Апостол и др.), либо надо записаться в воскресную приходскую школу на Закон Божий (если таковая имеется при вашем Храме).

Конечно, дома можно и нужно читать и Святое Евангелие, и Псалтирь, и деяния Апостолов, и Жития Святых, но не стоит пытаться, на первых порах, что-либо понять из прочитанного, так как Господь не сразу умудряет человека, а лишь в последствие.

Делая первые шаги на пути к Богу не стоит бояться и опасаться, что у вас ничего не получиться. Наши первые шаги в Храме похожи на первые шаги младенца.

Когда малыш делает свой первый шаг, он чувствует поддержку своей родной и любимой мамы, руки которой всегда готовы подхватить его, если он вдруг споткнется и упадет.

Так и человек, делая свой первый шаг на пути к Богу, невидимо поддерживается Самим Богом, Который готовой в любой момент протянуть нам руку помощи, подхватить нас и не дать нам упасть.

Поэтому, никогда не стоит опасаться и бояться того, что вы чего-то не поймете или что-то сделаете не так.

Да, вы пока не знаете многих тонкостей церковной жизни, но ведь у вас есть голова на плечах, а, следовательно, скоро вы всему обучитесь, многое не понятное станет понятным, все встанет на свои места.

Это сравнимо тому, как вы начинаете чему-то обучаться: будь то повышение квалификации, новая работа, новая профессия. Поначалу все кажется чужим и непонятным, но по мере сил и времени, все оказывается вовсе не таким уж и сложным, понятным и даже интересным.

Так и церковная жизнь, поначалу трудна и непонятна, но если быть серьезно настроенным на достижении своей цели, если серьезно и ответственно подходить к вопросу изменения своей жизни, тогда, с помощью Божией, все становится просто и понятно.

Главное – захотеть, и Господь поможет!

С чего начать воцерковление. 1 часть

О необходимости посещать храм Божий

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2014/06/20/s-chego-nachat-svoe-votserkovlenie/

Русская линия / Библиотека периодической печати: Православный, воцерковленный, обстрелянный

«Воцерковленный» человек — что это такое? Что означает это слово, откуда оно взялось в нынешнем значении и чем воцерковленный отличается от просто христианина? По мнению Андрея ДЕСНИЦКОГО, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни. А что же служит?

На фронтах Великой Отечественной было такое понятие: «рядовой обученный, обстрелянный». То есть настоящий боец, который и портянку намотать сможет, и под свистом пуль не запаникует. А то бывают ведь еще и призывники, которые только по названию солдаты, а на самом деле — сопливые пацаны с гражданки.

Вот так примерно употребляется сегодня слово «воцерковленный». Дескать, православных у нас подавляющее большинство, и с каждым годом оно только растет, да только большинство от этого большинства в церкви раз или два в год появляется: крещенской воды набрать и куличи освятить.

Ну и, конечно, когда крестины, венчание или отпевание, это святое. Сбрасывать таковых со счетов тоже не годится, но и рассчитывать на них не приходится.

А то бывает еще, что человек говорит: «я православный, но в Бога не верю» — в смысле, он признает свои русские корни, но для него эта идентичность — как бабушкин самовар на полке. Любоваться, а не пользоваться.

Не помню, чтобы о «воцерковленности» говорили в советские времена. Тогда тоже были «номинальные православные», но вот о тех, кто всерьез, говорили: «он в церковь ходит, она верующая, они посты соблюдают». И всё было понятно.

Откуда же взялось, зачем понадобилось это понятие — «воцерковленный»? Сегодня уже без него никак, сегодня, принимая пополнение, так и оценят практически в любом приходе: кто воцерковлен и насколько.

И определят ближайшей задачей для недовоцерковленных — поскорее довоцерковиться.

И параллель с солдатами тут не случайна.

Как от них командир и товарищи ждут, что каждый займет место в общем строю и будет действовать слаженно, грамотно и с полным пониманием обстановки, так и воцерковленность понимается обычно как осознанное вхождение в ритм приходской жизни, прежде всего богослужебной. Регулярно бываешь на литургии (в идеале — каждое воскресенье и каждый двунадесятый праздник, плюс престол и именины), при этом постоянно исповедуешься и причащаешься — вот и первый, главный признак воцерковления.

Но, конечно, распространяется оно и на частную жизнь. Предполагается, что человек будет жить по-православному и у себя дома, и на работе, и в общении с друзьями. А значит, и работа, и друзья подбираются соответственные, да и дом приводится в надлежащий вид. Подбирается соответственная одежда и прическа, да и манеры, и выражение лица, и речевые обороты.

Не правда ли, всем знакома эта картина: входит в автобус юноша или девушка, ни слова никому не говорит, никакого «Добротолюбия» в руках не держит — но всё настолько ясно про их духовную жизнь, как если бы на лбу у них светилась надпись: «православный, воцерковленный, постящийся». И работы такие бывают, и квартиры, разумеется.

Вот только. как бы это помягче выразить, чтобы никого не обидеть? Скажу вот что: после встречи с таким человеком, после визита в такую контору почему-то не всегда хочется прославить Бога и порадоваться вместе с этими людьми.

Напротив, часто возникает несколько иное чувство: они настолько озабочены своим воцерковлением, что ты им просто мешаешь, отвлекаешь от насущных духовных вопросов со своими житейскими мелочами.

А что они бывают ленивы, необязательны, грубы — так это ведь они сами каждый вечер перед иконами исповедуют, каясь и во многих других неведомых грехах вроде мшелоимства. А какой спрос с величайшего в мире грешника?

И возникает тогда ощущение, что «воцерковленностью» во многих случаях называется принадлежность к некоей субкультуре со своим кодексом поведения.

Ну вот бывают, скажем, хипстеры, бывают фанаты Спартака или творчества Толкина, бывают фа и антифа — а бывают еще и православные.

И каждая субкультура самодостаточна, каждая видит значительную, если не высшую ценность в соблюдении норм и правил, принятых именно в этой среде. Мы такие, потому что мы такие, и точка.

Разумеется, не всегда так, и слово «воцерковленный» может быть синонимом слова «настоящий христианин», то есть, по сути, «святой». И таких людей я тоже знаю.

А может оно быть просто социологическим понятием, отличающим тех, кто лишь идентифицирует себя как православных, от тех, кто старается жить в соответствии с этим званием. Словом, это не обязательно ярлык для субкультуры. но всё-таки нередко именно он.

И когда человек устает в этой субкультуре жить, а ничего более глубокого не находит — у него начинается обратный процесс расцерковления, о котором говорить стали только в последнее время, да и то вполголоса.

Выходит, сама по себе воцерковленность еще не служит залогом подлинной христианской жизни.

А что же служит? Вот один древний автор об этом писал, хотя многим его слова сегодня покажутся экстремистскими. Ну посудите сами:

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Так когда-то писал христианам Рима апостол Павел.

http://www.nsad.ru/articles/pravoslavnyj-vocerkovlennyj-obstrelyannyj

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=61301

Воцерковление

Яков Кротов: Программа «С христианской точки зрения» сегодня будет посвящена воцерковлению. У нас в гостях Алексей Витальевич Шепелев, сотрудник Лютеранской миссии Московская Зеница Ока Его, диакон, выполняющий служение священника, пастор, я думаю, вполне можно Вас так называть, и у нас в гостях православный Игорь Голиков.

Слово «воцерковление», оно, я бы сказал, наверное, исключительно православное, ни у католиков, ни у лютеран его нет. Кстати, в современном значении этого слова его нет и у старообрядцев. «Воцерковление» слово какое-то, мне кажется, фонетически немножко смешное, такое чириканье воробьиное. Оно означало раньше вот что.

Когда ребенка крестят в православном храме, если это именно в храме, как должно быть, после крещения совершается обряд воцерковления, он может быть разделен по времени с крещением, если оно совершается дома.

Ребенка вносят в алтарь, если это мальчик, или вводят в алтарь, если он уже может ходить, и обводят вокруг алтаря, девочку подносят к царским вратам, которые отделяют алтарь, престол от общего помещения храма. Надо сказать, что это довольно странное такое разделение по полу.

Потому что вообще-то православное предание говорит о том, что Матерь Божию как раз привели в храм, и она тогда смело по ступенькам поднялась, вошла в святая святых, что исторически, конечно, очень маловероятно, это, видимо, легенда, сложенная в средние века, но, тем не менее, как раз женщина вошла в алтарь (чем другие женщины хуже Матери Божьей?!). Это сейчас пока оставим за скобками.

В 1960-е, 1970-е годы, когда началось сколько-то заметное пришествие в церковь людей, вчерашних коммунистов, комсомольцев, появился термин «воцерковление» уже в другом значении: как процесс привыкания человека к православным обрядам.

Не просто катехизация: вот прослушал и теперь ты член церкви. В православной традиции катехизации как раз не так много.

А имелось в виду, что человек, который не с детства в церкви, не ребенком крещен, а всю жизнь был пионером, комсомолец, атеист, неверующий, даже когда приходит вера, она меняет его дух, она начинает менять его ядро, но оболочка остается очень и очень языческой, мягко говоря, а еще жестче говоря, советской. И вот тогда под воцерковлением стали понимать постепенное изменение больших и малых привычек человека, круга его чтения, круга его знакомств, манер держаться, иногда даже мимики.

Наверное, тогда мой первый вопрос пастору Алексею Шепелеву такой. В лютеранской современной российской традиции есть что-то аналогичное?

Алексей Шепелев: На самом деле в Лютеранской Церкви, как и в православной и в католической, естественно, практикуется крещение в детском возрасте, если на то есть изволение родителей. А после этого где-то с 13-ти, рекомендованный возраст после 13 лет, начинается так называемая подготовка к конфирмации.

Конфирмация, я немножко поясню: это воспоминание и возобновление тех крещеных обетов, которые человек принял во младенчестве и так же действительно новое осмысление того, что с ним произошло.

Естественно, во время подготовки к конфирмации человек проходит через занятия по малому катехизису, в котором говорится о декалоге, говорится о символе веры, говорится о молитве «Отче наш». То есть какие-то основы христианского вероучения человек именно получает во время конфирмационных занятий.

Читайте также:  Молитвы перед и после чтения евангелия - православные молитвы

После этого происходит обряд конфирмации, во время которого человек становится полноправным членом Евангелической Лютеранской Церкви. Я так же могу взять смелость и сказать, то же самое происходит с реформатскими церквями, с реформатскими верующими.

Яков Кротов: Спасибо. У нас звонок из Москвы. Сергей Львович, добрый день, прошу Вас.

Слушатель: Добрый день, уважаемый отец Яков, уважаемые гости в студии Радио Свобода.

Красота церкви, ее культура и структура – это ступени для того, чтобы мы могли войти в понимание сути церкви и получили ту благодать, которую получил Петр в тот день, когда ему было дано увидеть Христа преображенным.

Благодать, которую получил разбойник в день, когда его вера спасла его от вечной смерти. Куда катится современная жизнь, вне православной веры, мы видим. Тогда, как объяснить такое воспрепятствование введению обучения православной культуры? Спасибо и дай Бог всем доброго здоровья.

Яков Кротов: Спасибо, Сергей Львович. Я думаю, что, как и любой большой социальный процесс, сопротивление введению в школах Закона Божьего под любым именем, сейчас его собираются вводить под именем «Основы духовно-нравственной культуры», оно у разных людей объясняется по-разному.

Одни считают, что нет хороших преподавателей, другие считают, что наставления в религии должны проводиться в храме, в общине. Третьи считают, что достаточно тех сведений и тех курсов, которые в школе уже есть, и в этом смысле совершенно не нужно что-то еще.

Но в том, что сказал Сергей Львович уважаемый, мне показалось очень важным вот это упоминание о Петре, о благодати, которую получил Петр, когда увидели Спасителя преображенным.

Дело в том, что если говорить о воцерковлении, то, наверное, это как? Это преображение Петра. Потому что когда Господь преобразился, это Господь, а вот мы, грешные, когда преображаемся. Я бы сказал, что преображение и воцерковление очень близкие понятия, вопрос в том, насколько они совпадают.

Потому что… Как опять же сказать? Вот была девушка, пила, курила, материлась. Обратилась ко Христу, стала ходить в церковь, воцерковилась, носит длинную юбку, платочек, не матерится, не курит, не пьет, глаза опущены долу и в каком-то смысле человек преобразился. Другое дело, в каком смысле он преобразился.

Внешнее преображение точно налицо, а вот как с внутренним?

Итак, мой вопрос нашему второму гостю, православному, мирянину Игорю Голикову. С Вашей точки зрения, такая девушка, ее метаморфозы – это воцерковление или еще нет?

Игорь Голиков: У меня очень сложное отношение к творчеству дьякона Андрея Кураева, но одну его фразу не могу не процитировать: «Есть такой диагноз «необратимо воцерковленный человек». Я думаю, что в данном случае стоит сказать именно об этом.

Я долгое время жил в Сергиевом Посаде и сергиево-посадская электричка – это барометр внутреннего духовного состояния Русской Православной Церкви, когда видишь огромную массу благоговейных, воцерковленных людей, с хмурыми лицами, в платочках, в длинных юбках.

За то время, которое я пребывал в Сергиевом Посаде, так получилось, что я жил несколько лет там, у меня было твердое, устойчивое убеждение, что Русская Православная Церковь – это заведение, от которого следует держаться подальше.

Несмотря на то, что я на тот момент был православным человеком, но достаточно светским.

Яков Кротов:

Источник: https://www.svoboda.org/a/427692.html

Что такое воцерковление. Условные этапы воцерковления

Много людей крещеных, еще больше верующих, но по-настоящему воцерковленных людей очень мало, а еще меньше правильно воцерковленных. Храмы в воскресенье довольно слабо загружены, что является основным подтверждением низкого процента воцерковленности населения.

Первый Шаг к Богу

Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека.

Стать “Своим”, стать ближе к Богу

Воцерковленный человек — это тот, кто чувствует себя в храме как рыба в воде, он знает основы закона Божьего, понимает смысл таинств Церкви, чувствует себя на богослужении счастливым человеком, регулярно исповедуется, причащается, старается быть лучше, осознает свои страсти и борется с ними, трезво смотрит на различные ситуации, понимает слабости других людей, знает определение и механизм искушений, знаком с принципиальными законами духовной жизни и фундаментальными основами христианства. Правильно воцерковленного человека можно сравнить, например, с мирским технически грамотным инженером, который свои знания использует в нужном направлении, и его умениям и знаниям удивляются все окружающие – от коллег по цеху до соседей по даче, ведь, с одной стороны, такой специалист обеспечивает выдающийся порядок и успех на работе, а с другой, правильно построен и продуман его дачный дом, правильно распределен участок и технически правильно подобрана техника.

Уметь отличать суеверия и традиции от истинного Христианства

Особенности правильно воцерковленного человека — это не столько знания, блуждение мыслей о великом и рассуждения о смысле жизни, сколько правильно заложенное мировоззрение и понимание простых фундаментальных вещей, которые дают возможность человеку быть с Богом, духовно трезво и бесстрастно оценивать ситуацию и не превращать отношения с Богом в фанатизм или прочие неразумные перегибы.

Правильно воцерковленный человек счастлив, и счастливы так же его семья и окружающие его люди. И это происходит потому, что их отношения правильны и разумны и в семье, и с Богом, и в обществе. При этом сам человек отнюдь не становится святым, а лишь делается лучше, изменяется и пусть не так быстро, как кажется многим, но твердо и уверенно переходит с одного этапа на другой в своем духовном росте.

Как и в любом начинании, воцерковление имеет условные этапы

Воцерковление можно разделить условно на этапы. Воцерковление – дело не быстрое, но постепенное, осмысленное, неторопливое. Со взлетами и падениями. Анализом. Переосмыслением. Духовным руководством или советом от священника. Срок полного воцерковления разный, но это тоже опыт только духовный.

Этот процесс можно сравнить с овладением мастерством вождения автомобиля. Когда водитель становится профессионалом? Кто как. Вот и здесь тоже так же. Но ведь с опытным тренером и наставником результат будет куда лучше и будет достигнут быстрее.

Дело в том, что у духовного наставника, на мой взгляд, должен быть правильный подход к конкретному человеку, нужно человеку рассказать, пояснить, а решение он принимает самостоятельно и дальше виноватых не ищет, потому как решение принимал самостоятельно, так как это его жизнь и человек абсолютно свободный.

Но при всем при том доверие к духовнику должно быть очень высоко. До всего этого нужно дорасти, многое из этого нужно пройти, и духовника по душе нужно встретить… Одним словом, было бы желание, и все сложится.

Воцерковление можно разбить на несколько условных этапов, которые так или иначе, с некоторыми особенностями проходили многие.

Условные этапы воцерковления

Первый этап

  1. Желание обратиться к Богу, посещение храма, разовые посещения богослужений.

  2. Самостоятельное не долгое размышление о Боге, «молюсь, как могу».

  3. Первая Исповедь и первое Причастие.

  4. Вновь пропали из храма до поры до времени…

  5. Повторные Исповедь, Причастие.

И так до бесконечности, пока человек не сделает решительный шаг к Богу, причем было бы очень хорошо, если этот шаг поможет сделать неравнодушный священник, под таким руководством дальнейшие шаги будут шире и правильнее.

Второй этап

  1. Посещение воскресных богослужений.

  2. Более регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Интерес к богослужению.

  4. Начало духовного роста, взлеты.

Третий этап

  1. Разгар максимализма — все по жестким правилам. Неофитство.

  2. Каждое воскресенье в Храм и во все праздники по максимуму.

  3. «Все неправильные — я правильный».

  4. Утренние, вечерние молитвы.

  5. Начало духовной брани. Искушения. Трудности.

  6. Регулярные Исповедь и Причастие.

  7. Очень много вопросов к священнику.

  8. Паломничество.

  9. Взлеты и падения.

Четвертый этап

  1. Первые разочарования.

  2. Нежелание исповедоваться, причащаться.

  3. Возможны обиды, разочарование во священнике.

  4. Серьезная духовная брань. Искушения. Трудности.

  5. Остановка духовного роста и духовное падение

  6. Опасность надуманных разочарований.

Пятый этап

  1. Остановка. Переосмысление.

  2. Поиск своего прихода

  3. Поиск постоянного, внимательного священника — духовника.

  4. Духовный рост.

  5. Элементы неофитства все еще присутствуют.

  6. Наработка молитвенных навыков.

Шестой этап

  1. Нахождение своего прихода и духовника.

  2. Регулярные Исповедь и Причастие.

  3. Появляется желание помочь приходу.

  4. Духовная работа над собой, с работой над ошибками и «духовным корректировщиком». Духовный рост.

  5. Взлеты и падения.

Седьмой этап

  1. Усвоение основ христианской жизни.

  2. Грамотный пост, более грамотная молитва.

  3. Более грамотная духовная жизнь.

  4. Стабилизация отношений в семье и обществе.

  5. Исповедь, Причастие

  6. Духовный рост и падения.

И теперь многое будет зависеть от того, куда Вас конкретный священник будет вести. По какому пути, насколько Вы будете ему доверять и какова Ваша конечная цель. И, безусловно, многое зависит от чистоты Ваших мыслей, укоренения страстей, способности изменяться.

Дальнейшие этапы описать сложно (выше указанные этапы условны), слишком много особенностей у конкретного человека

Многое зависит от того, удалось ли победить свое «я» и навести порядок в себе, своей семье и так далее, если нет, то ничего существенно более положительного происходить не будет, пока человек не победит свое «я».

Да и, честно сказать, описанные выше этапы настолько условны, что описывались они лишь для того, чтобы читатель смог понять что-то, что, возможно, переживает он сейчас.

Это лишь новый этап, и до конечного воцерковления произойдет много событий и пройдет некоторое время.

Порой время, желание и решимость исправления с помощью Божией, покаянием и причастием — это то, что является основополагающими факторами при изменении себя.  

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/votserkovlyaemsya/chto-takoe-votserkovlenie-uslovnye-etapy-votserkovleniya/

Что значит быть воцерковленным?

В одну из программ на православном телеканале позвонила зрительница и попросила священника дать совет, как ей, недавно воцерковленной христианке, общаться с неверующими подругами? Она теперь живет церковной жизнью, а у них совсем другие интересы.

Батюшка задал встречный вопрос: а было ли воцерковление? И почему позвонившая женщина решила, что она теперь принадлежит к особой касте людей – воцерковленных? Иногда жизни не хватает, чтобы стать настоящим христианином, не то что двух-трех лет.

Ведь «храм не в бревнах, а в ребрах», сказал священник.

Так что же означает слово «воцерковление» и кто может назвать себя действительно воцерковленным христианином? Разобраться в этом нам помог благочинный Краснокутского округа, председатель дисциплинарной канонической комиссии протоиерей Александр Писларь.

 – Отец Александр, так что же такое – воцерковление, чем оно определяется? Количеством лет, проведенных в храме, знанием церковной жизни, участием в таинствах или чем-то иным?

– В широком смысле слова воцерковление – это участие человека во всей полноте церковной жизни, прежде всего в таинствах Церкви. В наше время этот термин действительно понимается людьми по-разному.

Так сложилась история нашего народа, страны и Русской Православной Церкви в минувшем ХХ веке, что большее число людей, будучи формально членами Церкви, т.е. крещеными, православными христианами, не имели возможности, по понятным причинам, вести настоящую церковную жизнь. Процесс их приобщения к Церкви и называют воцерковлением.

Особенно активно он пошел в 90-е годы прошлого столетия, когда Церковь получила возможность открыто вести свою деятельность, и тысячи православных людей заполнили храмы.

Хотя мы должны помнить и церковный смысл этого понятия, которое имеет прямое отношение к крещению человека в младенческом возрасте, когда после совершения Таинства Крещения священник подносит младенца, если это мальчик, к церковным святыням алтаря с чтением соответствующих молитв. Девочек подносят к иконам иконостаса. Этот обряд тоже называют воцерковлением в узком смысле слова.

Читайте также:  Житие преподобного сергия радонежского - православные молитвы

– То есть формальным?

– Да, но все-таки давайте вернемся к тому его значению, в котором мы чаще всего это слово и употребляем. Ведь люди за редким исключением приходят к вере не вдруг, не сразу, это постепенный процесс познания Бога.

Сегодня есть все возможности для получения знаний о православной вере, люди имеют возможность самостоятельно проходить внутренний духовный путь, пользуясь православной литературой, православными сайтами и телеканалами.

С Божией помощью человек преодолевает неуверенность, робость, приходит в храм, здесь получает первый опыт соборной молитвы, приступает к Таинствам Исповеди и Причастия, которое является важнейшим из всех церковных таинств.

Наверное, ключевой момент в процессе воцерковления – это когда человек почувствует действие на его душу благодатной силы. Получив такой опыт, он чувствует, как начинает меняться, как преображается его душа, ему уже не надо ничего доказывать, в чем-то его убеждать, – человек вступил на путь воцерковления. И идти по этому пути он будет всю жизнь, все больше и больше приближаясь к Богу.

– Какие этапы должен пройти человек, чтобы стать «своим» для Церкви, стать ближе к Богу? Ведь можно годами ходить в храм, а благодати Божией так и не почувствовать.

– Многовековой христианский опыт говорит о том, что именно в начале пути Господь дает особо ощутимое духовное утешение. И эти чувства, как правило, не забываются. Это самые сильные благодатные ощущение, о которых говорят все святые отцы.

Бывает и по-другому, когда нужно прикладывать большие усилия, труд, чтобы начать свой путь к воцерковлению. В любом случае, не стоит спешить с заявлением о своей воцерковленности, надо иметь духовное смирение. Я бы вспомнил евангельскую притчу о мытаре и фарисее.

Фарисей не сомневался в своей воцерковленности, он был полностью собой удовлетворен. Был ли мытарь воцерковлен? То, что он находился в храме и молился со всеми, тоже говорит о его воцерковленности.

Однако он понимал свою удаленность от Бога, это было причиной его скорби, сопряженной, разумеется, с глубоким покаянием.

– То есть формальное воцерковление и внутреннее ощущение приверженности себя к Церкви – это разные вещи.

– Да, именно так. И как мы знаем, вышел из храма смиренный грешник более оправданным, нежели возвышающий себя праведник, который не сомневался в своей воцерковленности.

– Часто приходится слышать, что люди, считающие себя достаточно воцерковленными, не читают Священного Писания, плохо знают евангельскую историю. Возможно ли это?

– Начнем с того, что люди делятся на книжных и не очень книжных. Некоторые вообще ничего не читают. Но когда мы говорим о Священном Писании, мы же ведем речь не о простых книгах, которые можно читать, а можно и не читать. Священное Писание занимает такое место в жизни православного христианина, которое никак нельзя обойти.

В те времена, когда не все люди были грамотными, они постоянно слышали священные тексты в храме, впитывали их в себя с детства и хорошо знали. Сейчас каждый может иметь дома любую духовную литературу, и это чтение, особенно Евангелия, – насущная потребность христианина. Если не питать свою душу истинной духовной пищей, она будет наполняться каким-нибудь суррогатом.

Ежедневное чтение Писания для православных христиан просто необходимо.

– Очень распространено мнение, что для христианина важно быть хорошим человеком, а посещать храм, участвовать в церковной жизни, т.е. воцерковляться, совсем необязательно.

– Да, такое мнение существует, как и рассуждения о «Боге в душе». И опять обратимся к притче о мытаре и фарисее. Если следовать логике фарисея, то ему тоже ведь Церковь не нужна.

По его разумению, он и так «добрый» христианин, все внешние формальности соблюдает. И сколько в наше время так называемых православных людей, искренне убежденных, что они уже спасены, как тот фарисей.

Но мы-то понимаем, насколько далек он от спасения.

Так и люди, которые заявляют, что Церковь им не нужна, и они могут общаться с Богом напрямую, без посредников, не понимают, что они даже не начали путь к спасению. Я бы сравнил их с положением больного, который не знает о своей болезни и думает, что все у него хорошо, и врач ему не нужен.

Движение к Богу начинается с видения своего гибельного положения, своих грехов. Это видение было у мытаря, когда он молил Господа: Боже, буди милостив мне, грешнику (Лк. 18, 13).

И когда человек убедится, что исцеляющую силу он получает в церковных таинствах, то Церковь навсегда станет для него духовной лечебницей.

– Может ли прихожанин, имеющий духовный опыт, помочь воцерковлению другого человека? Что для этого нужно?

– В день праздника Торжества Православия мы как раз читали Евангелие от Иоанна, где повествуется о том, как Господь призвал своих первых учеников, в том числе и Филиппа. Он позвал своего друга Нафанаила, и когда тот засомневался, Филипп сказал: Пойди и посмотри (Ин. 1, 46). Так происходит и с воцерковлением человека.

Мне один человек о себе рассказал, как он, начав молиться, не понимал смысла молитв. А батюшка посоветовал ему продолжать. И произошло чудо. Через несколько дней появилось спокойствие, ясность мысли, как будто в душе произвели уборку. Такой же действенный результат он почувствовал после первой исповеди и Причастия.

И если человек ищет спасения, то он обязательно придет в храм Божий и там найдет свой путь к спасению, как нашел свой путь Нафанаил.

– Как понять, что ты погряз в грехах и без Церкви, без помощи Божией не очистишься?

– Видение грехов – это то благо, которое Господь дает человеку в самом начале его пути к спасению. Но к этому надо стремиться, однако далеко не все хотят видеть себя такими, каковы они есть. Гораздо спокойнее жить с мыслью, что ты «не таков, как прочие люди», а гораздо лучше, как думал о себе фарисей.

Тут происходит встреча воли Божией, Который хочет спасения каждому человеку, и воли человека, который или смиряется перед Господом, соглашается с Ним, или всячески отторгает от себя волю Божию, чтобы жить спокойно и комфортно, ничем себя не утруждая. Не каждый соглашается начать новую жизнь, исторгая из себя ветхого человека.

Это подвиг, новое рождение, это крестоношение.

Вспомним еще одну притчу о блудном сыне. Когда он вспомнил о покаянии и возвращении к отцу? Когда дошел до крайней точки падения, и падать уже было некуда.

Так и Господь предает нас, по слову апостола, «изнуряющим страстям», чтобы человек, потеряв все земные блага, возможно, и здоровье, пришел, наконец, в себя и вспомнил, что у него есть Отец Небесный.

Но это опять-таки будет свободный выбор человека. Кто-то может и в этой последней стадии продолжать отвергать Бога и Церковь.

– Отец Александр, почему одним достаточно серьезной житейской встряски, чтобы прийти в Церковь и начать свой долгий путь воцерковления, а другие, «с Богом в душе», так и остаются за ее оградой?

– Есть некая тайна приближения человека к Богу, о которой говорит Сам Господь в Евангелии, сравнивая веру человека с зерном, которое, упав в землю, прорастает. И никто не видит, как оно растет. Умерло оно или в какой-то прекрасный день пробьется ростком через толщу земли.

Мы можем вспомнить притчу о пшенице и плевелах, ведь это тоже образ людей, которые по-разному проходят свой жизненный путь. Иногда мы думаем о человеке, что это плевел, сорняк. А потом окажется, что это был раскаявшийся разбойник, или блудница, или мытарь, подобные евангельским.

Нам, пастырям, конечно, приходится видеть, как некоторые прихожане годами ходят в храм, не сомневаются в своей воцерковленности, а некоторых вещей так и не смогли понять, и совершают грубые ошибки в своей духовной жизни. Но всегда есть надежда, что не через многолетнее хождение в храм, а через какой-то, пусть даже горький, духовный опыт они начнут по-настоящему воцерковляться.

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/23007

Ответы@Mail.Ru: Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово “воцерковлённый”?

«Воцерковленный» = «пребывающий в Церкви» ; «пребывание в Церкви» = «следование Свв. Писанию и Преданию» = «участие в Таинствах, соблюдение заповедей и т. д. » = «благодатное изменение жизни человека» . Отсюда «воцерковленный» = «следующий Свв. Писанию и Преданию» = «участвующий в Таинствах, соблюдающий заповеди и т. д. » = «благодатно изменяющий свою жизнь человек»

гости бывают двух типов: одни стоят в ботинках в дверях и говорят, да ладно, мы тут подождем, а другие одевают тапочки и идут в комнату. Примерно так.

Слово-то какое придумали? ! Где такое услышали? Может имется ввиду христиане, которые войдут в число Церкви? Не вдавайтесь в это, а назидайтесь Словом и исполняйте его! 20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, 21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. (Иуд. 1:20-21)

Воцерко́вленный (от церковь; воцерковлённый — неправильно) — церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях.

Он имеет два значения, одно — терминологически точное обозначение определённого обряда, другое — переносное, связанное с особенностями современной церковной жизни. Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется человек, прошедший обряд воцерковления.

Воцерковле́ние — особый обряд «Чин воцерковления отрочати» , совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви.

В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы, чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн. Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд.

Воцерковле́нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого) .

Также воцерко́вленные — наименование православных, не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии — пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины.

Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии, но чаще всего речь идёт о православии. Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе — вне церкви, мужчины — бороды) .

Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным, или захожанам (крещёным, считающим себя православными, но пренебрегающим ритуальной стороной веры) . Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %. Самосознание воцерковленных предполагает полное подчинение всех сторон внутренней и внешней жизни человека внешнему для него идеалу. Идеалом является Христос в том виде, в каком он предстаёт в православной церкви.

Можно ли считать, что все верующие воцерковлённые?

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/22685715

Ссылка на основную публикацию