Балаклавский мужской монастырь святого георгия победоносца — православные молитвы

Свято-Георгиевский монастырь, Балаклава

Самым значительным и старейшим объектом на мысе Фиолент является Свято-Георгиевский монастырь.

Глубоко в историю уходят сведения о рождении монастыря. В первом веке по Рождестве Христовом посетил места обитания первых христиан Херсонеса апостол Андрей Первозванный. Многим в то время был известен храм Дианы и то, что в пещерах на мысе Фиолент живут последователи христианской веры. Поэтому именно на мыс Фиолент в первую очередь ступила нога апостола Андрея.

Бывалые капитаны утверждают, что если выйти из Стамбула (Константинополя, столицы древней Византии) и плыть строго на полярную звезду – корабль придет строго на мыс Фиолент.

Может быть и это обстоятельство, и то, что в Фиолентовских пещерах обитали первые христиане, обусловило место рождения Свято-Георгиевского монастыря.

Официально принятая дата рождения Свято-Георгиевского монастыря — 891 год — связана с легендой о греческих мореплавателях, которых страшная буря застала у берегов мыса Фиолент.

Команда небольшого торгового судна таврических греков во время плавания по Чёрному морю вблизи обрывистых берегов мыса Фиолент была застигнута небывалой для этих мест бурей. Страшный шторм обрушился на маленькое судёнышко мужественных греков.

Свирепый шквалистый ветер порвал в клочья все паруса, поломал стройные мачты и сорвал надёжный руль. Тёмные и тяжёлые тучи спустились низко над бушующими волнами, закрыв весь горизонт.

Гигантские разъярённые волны в неукротимой ярости обрушились на палубу и стали нести корабль на высокий невидимый скалистый берег.

Видя неизбежную гибель, команда судна бросилась на колени с верою и молитвой. Они подняли руки к небу и стали горячо молиться, обращаясь к Святому Великомученику Георгию Победоносцу: «О, Святой Георгий, наш покровитель, помоги нам, спаси нас от неминуемой гибели».

Услышав сердечные вопли погибающих, Святой Георгий явился перед молящимися, весь в сиянии, из кромешной темноты на небольшой скале в море у берега. Он, воздев руки к небесам, обратился к самому Богу, и его призыв был услышан — буря тотчас же стихла.

Избавленные от верной гибели, греки взобрались на эту скалу и там обрели икону Великомученика Святого Георгия. Они увидели невдалеке высокий скалистый берег и перебрались на него со скалы, взяв с собой икону.

В благодарность за своё счастливое спасение, они основали на берегу напротив скалы, где явился Святой Георгий, монастырь во славу Божию и во имя святого Георгия, при пещерном храме, существовавшем на сем месте, по преданию, уже с 1-го века по Рождеству Христову и установили там приобретённую икону. Наиболее набожные греки поселились здесь же навсегда, образовав братию. Устроившись жить, они не забывали о своём верном спасители, каждодневно молились Святому Георгию и неустанно трудились, возводя жилые постройки, хозяйственные помещения и ведя образцовое хозяйство…

Первое письменное упоминание о монастыре встречается в 1575 году.

Мартин Броневский, который был дважды посылаем к татарам польским королем Стефаном Баторием, в описании Татарии сообщает: «На берегу моря греческий монастырь, там празднуют ежегодно торжество святого Георгия благочестивые греки – христиане, стекаясь многолюдным сборищем».

Следующее упоминание датируется 1637 годом.

Митрополит Серафим просит у царя Михаила Федоровича пособия для монастыря, он жалуется: «Пришли безбожные ногайцы и татары и осадили нас и обобрали до конца и просвещенные и священные сосуды, и церковные строения все поломаны, перебываем во многих бедах и скорбях, от безбожных». Вскоре Георгиевский монастырь пришел в упадок.

XVI-XVII века – это время быстрого угасания христианской веры в Крыму.

Многие исследователи отмечают, чтоименно в этот период в силу своего политического, экономического и религиозного бесправия, в результате повсеместного насаждения мусульманской веры, христиане стали осваивать образ жизни татар, их быт, обычаи и даже язык. Никакого образования христиан не было организовано. Небольшие группы мальчиков по обучению грамоте при действующих монастырях проблему не решали.

«Этот татарский гнет – пишет Ф. Хартахай — из благородных, гордых и патриотических греков, выработал совсем противоположных людей, склонных к лукавству, рабскому унижению, изменничеству, лицемерию и т.д.».

Монастырь пришел в упадок, но все же не был уничтожен. До присоединения Крыма к России монастырь посещался лишь немногими христианами, жившими в его окрестностях.

Административно он находился в подчинении Константинопольского патриархата, наверное, поэтому его настоятель Игнатий Феондажский после присоединения Крыма к России вывез архив монастыря в Константинополь.

Архив состоял из приходно-расходных книг и патриарших циркуляров.

К началу XVIII века в Крыму сохранились только четыре монастыря.

В 1778 году оставшиеся монахи Георгиевской обители откликнулись на призыв архиепископа Игнатия и покинули Крым. При монастыре остался лишь старый монах-отшельник Каллиник, он присматривал за монастырскими постройками в отсутствии монахов. Иеромонах Каллиник прожил 118 лет и быть может именно он был похоронен на Скале Святого Явления.

После присоединения Крыма к России начинает строиться российский город Севастополь – главная база Черноморского флота. В 1806 году Святейший Синод обращается к императору с предложением сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов.

Традиция присутствия на корабле священнослужителей появилась во время царствования Петра I , когда собственно и был создан военный флот. Вначале для службы на военных судах выбирались священники из числа белого духовенства.

Но затем эта обязанность перешла к монахам, поскольку их не привязывали к берегу семейные заботы, наоборот, связанные обетом, они должны были покорно нести любое послушание. В промежутках между плаваниями иеромонахи жили в монастыре. Георгиевский монастырь стал называться флотским.

В начале сентября 1820 года Пушкин со своим другом Николаем Раевским посетил Георгиевский монастырь. Крымские воспоминания, мечта о Крыме останутся в душе поэта на всю жизнь.

«Среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна мысль о том, что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму»,- писал поэт в 1830 году Каролине Собаньской.

В честь этого события в 2011 года была установлена площадка-ротонда с памятным знаком Пушкину А.С.

Дважды монастырь посещал император Александр I: в 1818 и в 1825 годах.

20 октября 1825 года он прибыл в Крым, посетил крупные крымские города, в том числе и Балаклаву. Из Балаклавы император, одетый в легкий мундир, верхом поехал в Георгиевский монастырь.

10 сентября 1837 года монастырь посетили Николай I с императрицей Александрой Федоровной и наследником Великим князем Александром Николаевичем и Великою княжною Марией Николаевной.

Судьба адмирала М.П. Лазарева тоже вплетена в историю монастыря. Побывав в нем однажды, он пленился неповторимой красотой местности, покоем и тишиной обители.

Адмиралу нравилось отдыхать на ее территории и для него построили небольшой двухэтажный дом.  Сейчас от дома адмирала остались одни развалины. Недалеко от дома адмирала бьет источник Святого Георгия.

Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря – Георгия Победоносца, верхом на коне поражающего копьем змея.

 

Говоря о монастыре, нельзя обойти вниманием пережитый монастырем плен во время Крымской войны 1854-1855 годов. Это один из немногих в истории случаев пленения целого монастыря. Инокам было запрещено в течение года и 11 месяцев выходить за ограду монастыря, но службы не прекращались.

До первой мировой войны в монастыре наблюдалось некоторое укрепление экономического состояния, но с началом войны начался резкий упадок — братии в монастыре убавилось, монахи пошли на корабли воюющего флота.

В 1926 году в монастыре оставалось 12 монахов, которые бедствовали, не имея никаких доходов — пришло время безбожников, церкви и монастыри уничтожались, прихожане прибывали в революционной эйфории новой жизни без Бога в душе.

В 1926 году по решению городских властей были закрыты две монастырские церкви, затем еще две.

Монастырь был упразднен по постановлению Крымского ЦИК от 29 мая 1929 года. По просьбе религиозной общины почти до 1930 года Крестовоздвиженская церковь использовалась верующими. Остальные постройки монастыря были переданы Курортному управлению, а затем в них разместилась воинская часть. В братских корпусах и монастырских гостиницах сначала разместился санаторий Осоавиахима.

Храм Святого Георгия был разрушен землетрясением в 1927 году, после чего развалины храма бульдозером сбросили вниз на склон, а на его месте устроили танцплощадку, украсив ее скульптурой девушки с веслом.

С 1930 по 1933 год на территории монастыря находился лагерь для лиц, которые были неугодны советской власти – греков, болгар, татар. В 1936 году на Фиолент вернулся санаторий Осоавиахима на 400 мест. Чего только не пережила монастырская земля, на ее территории был даже организован птицесовхоз «Безбожник».

Во время Великой Отечественной войны здесь был сначала советский, затем немецкий, потом снова советский госпитали. Советских солдат хоронили на террасе перед монастырем, а немцы своих солдат хоронили у въезда в монастырь, там, где сейчас находится конечная остановка городского маршрута 19 автобуса.

В годы войны 1941-1945 годов постройки монастыря сильно пострадали, практически уничтожены были могилы в храме св. Георгия и на монастырском некрополе.

В июле 1942 года командующим крымской армией фашистов был генерал-полковник фон Манштейн. За разгром советских войск «в керченском сражении и захватом мощной Севастопольской крепости, славящейся своими естественными препятствиями и искусственными укреплениями» Гитлер присвоил ему чин генерал-фельдмаршала.

В этот год фашисты упивались своей победой над неприступной крепостью. Для Севастополя это были самые тяжелые и трагические дни. Город был разрушен до основания.

Советские войска отступали, отступление велось к морю, в район мыса Херсонес и мыса Фиолент.

По советским данным, по состоянию на 3 июля, в районе мыса Херсонес, а это всего в 5 км от мыса Фиолент, оставалось еще 79539 человек, которых так и не смогли эвакуировать. Сопротивление отступавшие войска оказывали до 12 июля. 

В июле 1942 года остатки Приморской армии пытались укрыться в больших пещерах, расположенных в крутых берегах, напрасно ожидая своей эвакуации. Ветераны войны рассказывают, что в районе мыса Фиолент фашисты с обрыва сбрасывали горящие бочки с соляркой, чтобы выкурить наших моряков из укрытий. 

Буквально через год земля стала основательно гореть у фашистов под ногами в Крыму.

С 5 по 9 мая 1944 года длился штурм Севастополя советскими войсками. В дни ожесточенных боев за освобождение Севастополя здесь погибла не одна тысяча наших бойцов, но сохранилась только одна могила артиллериста Романова Александра Тимофеевича.

С 1953 года мыс Фиолент стал полигоном для испытания береговых крылатых ракет.

В 1960 году Фиолент посещал Н.С.Хрущев с руководителями стран социалистического лагеря.

 

14 сентября 1991 года, в год 1100-летия Свято-Георгиевского монастыря, на Скале Святого явления при помощи моряков Черноморского флота водружают семиметровый крест весом 1300 кг.

 

Прибрежные скалы на мысе Фиолент сложены разноцветными туфами, зеленоватыми кератофирами, темной селитовой брекчей, миллионы лет ветровая эрозия отрывая их небольшие частицы, сбрасывает в море. А море превращает их в разноцветную сказочную гальку.

На Яшмовом пляже, на пляже в балке Дианы находят множество халцедонов – полудрагоценные серо-голубые, иногда с зеленым оттенком камушки, белые агаты, оранжевые сердолики, красно-бурые и каштаново-коричневые сардеры, встречается здесь и малахит, уйма кварцевой гальки и, конечно же — знаменитая фиолентовская яшма.

Если разбить небольшой яшмовый камушек яшмы, можно обнаружить вкрапления золотисто-желтого цвета, напоминающие золото – это минерал сульфит – золотистый пирит.

Может быть, из-за него родился слух о том, монахи в древности промышляли золотом на Фиоленте? В любое время года, когда бы вы ни попали на Яшмовый пляж, вдоль моря ходят люди, разглядывающие край волны, где отлакированные волной сверкают морские камушки, и люди теряют над собой всякий контроль, не отрываясь перебирают морскую гальку.

Не всем легко удается преодолеть подъем по древней лестнице.

Лестница к пляжу Яшмовый – это одна из самых ярких и доступных достопримечательностей мыса Фиолент. Крутая и извилистая, как волшебница дает внимательному человеку возможность любоваться нескончаемым числом удивительных пейзажей Фиолента.

Спускаясь к пляжу, на каждом пролете лестницы встречаешь то каменную глыбу, похожую на голову огромного змея, то груду камней непонятным образом держащихся друг на друге и напоминающую великана с поднятыми руками.

Романтики утверждают, что в этом месте обязательно должен быть зарыт клад, а великан его охраняет.

 

Лестница к морю в течение всего времени суток привлекает внимание сказочным пейзажам – то предрассветным совсем размытым в морской дымке, то яркими полуденными, а то горящими на закате скальными декорациями, обрамляющими берег и бухту. У тех, кто не полюбит 800 ступенек, раздражение и недовольство поднимаются до такого уровня, что они никогда больше не возвращаются на лестницу и выбирают себе место отдыха с пологим песчаным берегом.

Но те, кому природой дан дар замечать и ценить прекрасное, открывать для себя удивительные прелести морских пейзажей, ценить возможность полной грудью вдыхать волшебный воздух Фиолента, тем открывается замечательное свойство, что, казалось бы, самые минусы Фиолента – становятся для них его плюсами. Палящее солнце, крутая лестница, а поющие цикады!

Несмотря на значительные утраты, фасад этой церкви, выполненный из инкерманского камня, и сейчас поражает красотой, изяществом и тщательностью отделки. Фасад нижнего яруса пещерного храма представляет собой глухую стену с входным проемом, обрамленным небольшим порталом в центре. Слева и справа на перекрытие первого яруса ведут пологие пандусы.

Престол и кафедра вырублены в скале.

 

Второй ярус — в виде прижатой к скале небольшой часовни — состоит из трех сомкнутых полуциркульных арок, опирающихся на столбы.  Центральная арка, увенчанная крестом, в свою очередь, заполнена легкой трехчастичной византийской аркадой.

В мозаичном полу второго яруса имеются даты «891-1891». В ряде источников утверждалось, что восстановили и открыли его в дни празднования 1000-летия монастыря.

На самом же деле к реставрационным работам приступили 29 февраля 1892 года и завершили лишь в 1893 году.

 

Проект иконостаса выполнил В.А. Фельдман. Он был одноярусный деревянный, резной, покрытый позолотой, с одними створчатыми дверями. Царские врата — в виде полуциркульной арки, увенчаны крестом. Справа имелось изображение Христа Спасителя, слева — Святой Девы Марии.

 

Нельзя не вспомнить и о, радующих глаз, весенних первоцветах. Голубые и желтые крокусы, горделиво-красные маки, цветут в мае на склонах у моря.

Фантастичны «секреты» комплекса – морского воздуха и растительности мыса Фиолент, с его аэротерапевтическим и эмоциональным воздействием на человека.

Ведь морской воздух не содержит в себе пыли, он пронизан ультрафиолетовыми лучами, насыщен солями и, особенно в шторм – целебными, частично ионизированными молекулами воды.

Под влиянием морского воздуха у людей усиливается защитная реакция слизистых оболочек, ускоряется обмен веществ, увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов в крови, активизируется работа органов дыхания и кровообращения. В результате этих, малоощутимых, изменений укрепляются мышечная и нервная системы, а у детей и подростков, кроме того, прочнее становятся кости, ускоряется рост.

Читайте также:  Псалом 26 - православные молитвы

Источник: http://ai-petri.com/crimean-villages/balaklava/128-svyato-georgievskiy-monastyr-balaklava.html

Георгиевский монастырь

Свято — Георгиевский монастырь находится на мысе Фиолент, между Севастополем и Балаклавой. Монастыть, по праву, считается одной из самых важных христианский святынь Крыма.

Адрес Свято — Георгиевского монастыря: г.

Севастополь, мыс Фиолент, а/я 80. Телефон для справок +7 8692 54-21-27.
Свято-Георгиевский монастырь в Крыму, один из самых посещаемых и известных монастырей Крымского полуострова.

Датой основания монастыря принято считать 891 год, хотя достоверно эта информация так и не подтверждена.

По легенде, в конце девятого века, в районе мыса Фиолент, тонет рыбацкое судно во время шторма. Моряки, утратив всякую надежду, взмолились Святому Георгию Победоносцу о спасении.

Ответом на их молитвы, на одной из скал, возле мыса, появился Святой и буря стихла. Моряки, добравшись до этой скалы, на месте явления, нашли икону Георгия Победоносца.

С тех пор на этой скале возвышается крест, а напротив этого места, на самой вершине мыса Фиолент, появился храм Георгия Победоносца.

По мнению большинства ученых и историков Крыма, место для возведения храма, было выбрано весьма не случайно. По преданиям, еще в 5-том веке до нашей эры, в этих местах находился Храм Девы или Дианы, описанный Еврипидом в произведении «Ифигения в Тавриде».

Тавридой, в ту пору, называли Крым, а местных жителей-таврами. В справочниках по Крыму всегда упоминался Храм Девы, не говоря уже о исторических документах и трактатах.

Даже в русской классике можно найти об этом упоминание: «Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы» 1820 год, А.С. Пушкин.

В свое время храм Георгия Победоносца посетили Айвазовский, Бунин, Чехов, Голицын, Толстой, русские цари: Александр первый, Александр второй, Александр третий, Николай первый, Николай второй, с членами своей семьи и множеством придворных,генералов и адмиралов.
В 1475 году, Крым захватила Османская империя и большинство православных храмов полуострова было либо уничтожено или перестроена под мечеть, но Свято — Георгиевский монастырь такая судьба миновала. Монастырь худо — бедно, но продолжал богослужение.

В 1922 году, храм закрывает советская власть, имущество храма изымают, а помещения используются под склады, библиотеки и на месте церковного двора строится танцевальная площадка.

В 1993 году, 6- мая, прошла первая служба в Храме, а уже в 1996 году начались регулярные службы и реконструкция, и возведение новых помещений.

Сегодня Храм Георгия Победоносца в Балаклаве открыт для всех верующих и прихожан.

Как добраться до Свято — Георгиевского монастыря в Крыму

Проще всего добраться до Свято — Георгиевского монастыря из Севастополя. Для этого выезжаем на Комышовое шоссе и двигаемся в сторону Ялты, до пересечения с ул. Хрусталева. На пересечении поворачивает направо или в сторону моря и движемся 6,1 км до Фиолентовского шоссе.

На шоссе поворачиваете по указателю на монастырь, или на съезде поворот направо, 2,4 км и Вы у цели.
В районе Севастополя, также рекомендуем посетить Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, с него началось крещение Руси и Инкерманский пещерный монастырь.

Его основал ученик апостола Петра, Святой Климент (4-й папа Римский).

Свято-Георгиевский монастырь на карте Крыма

Источник: https://www.krym4you.com/dostoprimechatelnosti/cerkvi/georgievskij-monastyr/

Фиолент. Балаклавский Георгиевский монастырь

Георгиевский монастырь, 1 класса, общежительный, в 12 верстах от Севастополя, в 7 верстах от Балаклавы, на скалистом обрыве морского берега, на высоте 2000 футов над уровнем Черного моря.

Основан в 891 году греческими мореплавателями в память чудесного спасения во время бури на море святым великомучеником Георгием Победоносцем, который, услышав молитву их, явился им на большом камне, в 70 саженях от берега, и немедленно утишил бурю.

Спасенные чудом греки, войдя на сей камень, нашли на нем образ Георгия, который и перенесли на берег в близлежавшую пещерную церковь, существовавшую на сем месте, по преданию, уже с 1-го века по Рождестве Христове, и при ней основали монастырь во имя святого Георгия.

В течение многих веков, несмотря на смену народностей, вторгавшихся в Крымский полуостров, монастырь сохранился невредимым и не был тронут ни половцами, ни генуэзцами, ни татарами, ни турками, ни французами.

Со времени учреждения своего, монастырь находился под управлением херсонских архипастырей и в зависимости от Константинопольского патриарха, но в 1794 году, по присоединении Крыма к России, поступил в ведение Священного Синода. Некоторые из греческих монахов, не пожелавшие остаться в монастыре, переселились в город Мариуполь и взяли с собою в 1799 году древнюю явленную икону святого Георгия, где она пребывает и поныне в местном Харалампиевском соборе.

Храмов в обители два, оба каменные: один, во имя святого Георгия, внизу скалы, устроенный в 1814 году на месте древнейшего пещерного храма, другой — наверху скалы, в честь Воздвижения Креста, устроенный в 1850 году; в 1891 году по поводу празднования 1000-летия монастыря была начата и окончена реставрация древнего пещерного храма, который был освящен в 1893 году; в нем установлено неусыпное чтение псалтири. На месте явления святого Георгия водружен в 1891 году высокий крест и помещена копия с обретенной иконы его. Георгиевский монастырь замечателен не только по своей древности, но и по своему оригинальному местоположению, которое составляет предмет удивления всех посещающих его.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь расположен юго-восточнее Севастополя, между Мраморной балкой и мысом Фиолент, на Гераклейском полуострове, на верхней террасе берега, отвесно обрывающегося с запада к морю. Монастырь Святого Георгия на мысе Фиолент — один из первых в Крыму объектов паломнического туризма.

Существует предание об основании Балаклавского Георгиевского монастыря, гласящее из рода в род, что греки во время плавания по Черному морю, были застигнуты страшною бурею и гонимы волнами к огромным острым камням, видя свою неизбежную погибель, воззвали о спасении к великомученнику Георгию, и он, услышав вопль их сердечный, явился на большом камне, отстоящем от берега в десяти саженях, и буря в тот же час утихла. Греки, бывшие на краю гибели, спасенные покровительством великомученника, в знак благодарности близ того самого места, где погибали, устроили в скале, где ныне Георгиевская церковь, около 891 года, пещерную церковь и поставили чудотворную икону. Более других набожные стали жить при храме постоянно, и положили основание обители имени святого великомученика Георгия Победоносца.

До присоединения Крыма к Росии, Свято-Георгиевский монастырь находился в зависимости от Константинопольского патриархата. В 1794 г.

его подчинили святейшему синоду, и он стал официально именоваться Балаклавским Георгиевским монастырем. К 1854 г. в обители имелось три храма: святого Георгия (построен в 1816 г.

на месте старинной одноименной церкви, домовой храм святого Дмитрия и церковь во имя Воздвижения Чесного Креста (сооружена в 1850 г).

В 1810-15 годах на месте старого и уже обветшавшего был возведен новый Георгиевский храм (при расчистке места для постройки рабочие обнаружили пещеру — остатки древней пещерной церкви; к сожалению, эту пещеру вновь засыпали). Храм представлял собой здание с одним куполом, установленным на круглом световом барабане с широкими полукруглыми окнами.

Вход был оформлен в виде портика с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном. Храм представлял собой здание с одним куполом, установленным на круглый световой барабан с широкими полукруглыми окнами. Вход был оформлен в виде портика с четырьмя колоннами дорического ордера и треугольным фронтоном. Крышу покрыли железом, выкрашенным в зеленый цвет.

Большие прямоугольные окна украсили подоконниками из белого мрамора.

С двух сторон от входа поместили мраморные плиты с текстами. На плите справа: «Создан храм сей, во имя Великомученика и Победоносца Георгия, проректорством и благодеянием князя А.Н.

Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года». Слева: «Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф Иван Осипович Витте, родился в 1772 году; скончался 21 июля 1840 года, на 68-м году от рождения».

Рядом был изображен герб графа. На медных позолоченных досках были перечислены царственные особы, посетившие обитель.

Внутреннее убранство монастыря отличалось богатством. Резной позолоченный иконостас был выполнен из дерева севастопольскими мастерами.

Его украсили иконы Спасителя, Божией Матери, держащей на руках Младенца, со стороны южных дверей — семь священников Херсонесских, со стороны северных дверей — три святителя: Николай, Спиридон и Митрофан.

Все иконы живописной работы были богато украшены стразами, рубинами, бирюзой, венцы на головах Христа, Богоматери и святых, элементы одежды и кресты выполнили из серебра или покрыли позолотой. В алтаре в золоченой раме находилась икона святой Марии Магдалины.

В 1850 году освятили Крестовоздвиженский храм, выполненный в форме трехнефной базилики. Главный вход был оформлен портиком с расписным фронтоном и тремя арками. Завершали здание небольшая башенка со сферическим куполом и четырьмя оконными проемами.

После революции братия монастыря поддержала барона Врангеля. Установившаяся после Гражданской войны Советская власть уничтожила монастырь. В 1924 году монастырь был закрыт и в отдан в пользование Черноморскому флоту.

В 1929 году монастырь передали курортному тресту, в 1930 году последним закрыли Крестовоздвиженский храм, крест на скале Святого Явлении разломали и сбросили в море.

Пострадавший во время землетрясения 1929 года Георгиевский храм бульдозером сбросили в море, а на его фундаменте устроили танцевальную площадку для отдыхающих…

Во время Великой Отечественной войны гостиница, братский корпус и трапезная превратились в руины, пострадал некрополь, оказался заброшенным прекрасный некогда парк. После войны на территории монастыря расположилась воинская часть.

При подготовке монастыря к празднованию тысячелетнего юбилея в 1890 году позади храма святого Георгия была найдена полузасыпанная пещера.

Расчистив ее, обнаружили небольшой пещерный храм, который в 1892-93 годах отреставрировали, украсив снаружи фасадом в византийском стиле в виде глухой стены из инкерманского камня с входным порталом в центре.

Во втором ярусе портала устроили прижатую к скале часовню, состоящую из трех сомкнутых полуцилиндрических арок, опирающихся на столбы. Центральная арка украшена легкой византийской аркадой, наверху установлен крест, престол и кафедра вырублены в скале. Пещерный храм был освящен во имя Рождества Христова.

Помимо храмов на территории монастыря располагались братский корпус, хозяйственные помещения, гостиницы и флигели для гостей, фонтан, трапезная и древний источник святого Георгия, украшенный мраморным изображением св. Георгия, портиком из крымбальского известняка и бассейном из серо-зеленого гранита. К празднованию тысячелетия обители от монастыря к морю была устроена 800-ступенная лестница.

В 1991 году на месте утраченного креста на скале Св. Георгия водрузили новый металлический крест.

22 июля 1993 года Совет по делам религий при кабинете Министров Украины зарегистрировал устав нового мужского монастыря — Свято-Георгиевского.

К монастырю приписан храм Святых Равноапостольных царей Константина и Елены в с. Флотское, а храм Двенадцати Апостолов в Балаклаве стал подворьем монастыря.

В настоящее время значительная часть монастырского комплекса находится на территории воинской части Черноморского флота России. Церкви передана лишь нижняя часть, спускающаяся к морю.

За пределами современного монастыря остались монастырское кладбище, в том числе могилы знаменитых митрополитов Хрисанфа Новопатрского и Агафангела Типальдо – настоятелей монастыря конца XVIII – начала XIX вв., монастырская колокольня, храм Воздвижения.

Лестница Георгиевского монастыря считается самой высокой в Крыму, поскольку идет с высоты около 200 метров над уровнем моря, спускаясь к Яшмовому пляжу. Количество ступеней — 777. Только поднявшись и спустившись хотя бы раз по этой лестнице становится понятно, какой колоссальный труд пришлось проделать в свое время монахам-строителям.

http://www.adrescrimea.com/Pyteshectvia/monastyri/georgievskij_monastyr.html

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02946

Крымские святыни — Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

Мыс Фиолент.

Здесь, неподалеку от Балаклавы и Севастополя, берет начало Главная гряда Крымских гор, в ста двадцати метрах от берега возвышается темная Георгиевская скала, или Скала Святого Явления (Святой камень).

На ней хорошо виден семиметровый металлический крест, установленный в 1991г. взамен утраченного – каменного, а напротив – на Гераклейском холме – одна из наиболее древних православных святынь Крыма – Свято-Георгиевский монастырь.

Специалисты считают, что монастырь во имя Святого Георгия Победоносца возник в этих местах не ранее XVв.

, однако, согласно христианскому преданию, обитель была основана в 891 году моряками-греками, чудом спасшимися во время бури у мыса Фиолент (именно поэтому лестница, вырубленная когда-то монахами на горном склоне и спускающаяся от монастыря к морю, насчитывала 891 ступень – по одной на каждый год; в настоящее время их немного меньше).

Тогда поднявшимся на скалу морякам явилась икона Святого Георгия Великомученика Победоносца. Вернувшись в эти места через год, греки в благодарность о спасении основали здесь пещерный монастырь, в одну из пещер которого была помещена та чудесно появившаяся икона.

Долгие годы монастырь относился к Константинопольскому патриархату – именно оттуда назначали настоятелей, причем, как правило, в чине митрополита. В XVIIIв.

в ходе борьбы России за Крым местное христианское население вынуждено было переселиться в Приазовье и на Дон, а в Константинополь были вывезены все архивы монастыря (так же, как и значительное количество серебряных изделий), которые, к сожалению, так и не был потом возвращены.

После присоединения Крыма к России (с 1783г.) Св.Георгиевский монастырь был переподчинен Священному Синоду и стал именоваться Балаклавским Георгиевским монастырем. 23 марта 1806г.

был утвержден его штат, состоящий из настоятеля, четырех иеромонахов, а также 13-ти иеромонахов специально для Российского Черноморского флота (через семь лет число «флотских» монахов удвоили). По этой причине и монастырь стали официально именовать флотским.

Однако все эти годы он оставался очень маленьким и постепенно разрушался. Даже каменный храм Св.Георгия пришел в совершенную негодность. Требовались средства на обновление обители. Три тысячи рублей пожертвовал сам адмирал Ф.Ф.

Ушаков, а также Великий Князь Николай Павлович – будущий император Николай I; приняли участие и севастопольские купцы. Немалую поддержку и пожертвования постоянно оказывал князь А.Н.Голицын – оберпрокурор Святейшего синода (часто приезжая в свое имение в Гаспре, он непременно наведывался и в обитель).

Наконец к 1809 году появилась реальная возможность строительства нового храма.

Знаменательно то, что в ходе перестройки старой церкви Святого Великомученика Георгия рабочие наткнулись на засыпанную пещеру – остатки древнего пещерного храма. В 1814г. новый храм принял верующих.

У входа появились мемориальные мраморные доски с перечислением благодетелей храма и всех царственных особ, бывавших в монастыре.

Особо хочется отметить одно из последних посещений монастыря императором Александром I – старшим сыном Павла I и любимым внуком Екатерины II (с 1801г. стоявшем на Российском престоле).

Он прибыл в Крым в конце октября 1825 года и посетил многие города: Симферополь, Алупку, Ливадию, Ялту, Бахчисарай, Евпаторию, Севастополь, а также Балаклаву, из которой отправился в монастырь верхом на лошади и, несмотря на осенний пронизывающий ветер, в одном мундире.

К тем годам Александр I стал тяготиться бременем управления государством и искал утешения и успокоения в религии. Неизвестно, о чем тогда беседовали в монастыре Император и митрополит Агафангел, но вряд ли была та царская поездка случайной… Государь знал митрополита Агафангела Типальдо и ранее.

Читайте также:  Святые места и источники россии - православные молитвы

Они познакомились в Венеции, где этот образованный, окончивший академию священнослужитель (родом из греческой дворянской семьи), служил экзархом. Агафангел тогда произвел на всю августейшую семью самое благоприятное впечатление, и когда прежний настоятель Балаклавской обители митрополит Хрисанф в 1824г.

скончался, то сам Император предложил назначить его преемником митрополита Агафангела Типальдо, принявшего для этого российское гражданство. Через две недели после Крымской поездки 48-летний Александр I, прибывший в Таганрог, скоропостижно скончался от простуды или… действительно, как некоторые поговаривали с того момента начал новую жизнь, став «таинственным старцем Федором Кузьмичем», скрывавшимся затем от всех и вся в Сибири.

А монастырь тем временем, оставаясь на долгие 30 лет под началом митрополита Агафангела, не только жил, но и укреплялся, и достраивался. В 1850г. там приступили к строительству еще одного храма – во имя Воздвижения Честного Креста (на сегодняшний день от всего здания осталась лишь колокольня).

Облагородили серо-зеленым гранитом монастырский источник на нижней террасе, вмонтировав над ним мраморное изображение небесного покровителя монастыря – Георгия Победоносца.

Популярность монастыря росла, так что пришлось построить новую гостиницу и офицерские флигеля (некоторые отставные одинокие военные доживали там свой век).

Трагическим для Крыма днем 14 сентября 1854 года Балаклаву захватили англичане и французы, будучи союзниками Турции в Крымской войне. Примечательно, что это случилось именно в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, словно испытание (крест), посланное с небес.

Монастырь фактически был оккупирован: монахам запрещено было покидать территорию обители, в которой французы, построив 8 деревянных бараков, устроили госпиталь. К слову сказать, в этом госпитале вела свою подвижническую деятельность одна из первых сестер милосердия, известных в мире, – англичанка Ф.Найтингейл.

Память о ней долгое время почиталась монахами: они охотно и с уважением показывали посетителям монастыря покои, в которых жила эта мужественная женщина.

Монахи же несли свой крест: флотские иеромонахи от монастыря, находившиеся к началу осады Севастополя на судах, во флотских экипажах, принимали участие в защите города; в обители же все два года осады не прекращалась служба, ежедневно совершались молебны в защиту русского оружия против захватчиков.

И небо услышало… У Балаклавских берегов разразилась такая буря, какой не видывали еще на Черном море – волны до 40м (!) высотой буквально разметали вражескую флотилию, как игрушечные кораблики из ореховых скорлупок (см. статью на нашем сайте).

Этот ураган стоил жизни полутора тысячам моряков неприятельского флота. Кроме того, не иначе как молитвами монахов, неимоверно лютой для Крыма наступила и зима 1854/55гг. Холод и болезни пришли на смену буре… Нужно сказать, что разразившийся на Черном море 2 ноября 1854г.

шторм не пощадил и самого монастыря: повредил церкви и колокольню, сорвал на большинстве зданий крыши. Кроме того, неприятельские войска уничтожили монастырские сады и виноградники, вырубили принадлежавшие монахам леса, разрушили Некрополь с захоронениями многих почивших не только монашеского чина, но и известных светских людей: князей, министров и видных военных.

И еще одна беда: перед уходом из Крыма союзники прихватили и несколько наиболее древних икон.

Одна из них чудом вернулась в обитель через 12 лет. В лавке Висбадена ее увидел флигель-адъютант гвардии полковник Н.Н.Толстой, купил, привез в С.-Петербург и передал Императрице Марии Александровне, которая возвратила икону в монастырь (речь идет об иконе во имя Святых Симеона Персидского, Анастасии Узорешительницы и Великомученицы Параскевы).

Покидали Балаклаву 30 июня 1856г. английские корабли под перезвон колоколов: в монастыре шла служба в честь 12 Апостолов. Поминали святых, а также всех погибших защитников крымской земли; величали живых.

Всех монахов Свято-Георгиевского монастыря наградили медалями «За защиту Севастополя», а также специальными наперсными крестами на Владимирской ленте с надписью: «На тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки». С гордостью носили монахи на рясах заслуженные награды. Хочется добавить лишь к этому одно из чудесных пророчеств Преподобного Серафима Саровского (1759-1833гг.

), некогда поведавшего одному из мирян, что «…на Россию восстанут три державы и много изнурят ее; но за Православие Господь помилует и сохранит ее». Только потом стало понятно, что речь ведь шла о Крымской войне…

В последующие мирные годы монастырь стал постепенно восстанавливаться. В особенности стараниями весьма энергичного игумена Никандра, поставленного настоятелем с 1890 году. Он решил возобновить древний пещерный храм, найденный когда-то в скале.

Позднее в ходе работ была отрыта еще одна пещерная церковь с несколькими службами (приглашенные специалисты датировали находку приблизительно IX в. – возможно, что именно с нее когда-то начиналась история Свято-Георгиевского монастыря). К сожалению, эту церковь просто законсервировали и с тех пор не открывали.

Пещерному храму Рождества Христова повезло больше. Его взялись восстанавливать специалисты-архитекторы очень высокого класса Н.М.Чагин и В.А.Фельдман на средства очень богатого и незаурядного человека А.А.Максимова (позднее – городского головы Севастополя). Реставрационные работы были завершены к 1893 году.

Несмотря на значительные утраты, фасад этой церкви, выполненный из белого инкерманского камня в классическом греческом стиле, и сейчас поражает красотой, изяществом и тщательностью отделки.

В те памятные для монастыря годы, 1000-летие со дня основания, на скале Св.Явления, где, согласно легенде, спасшиеся греки обнаружили икону Георгия Победоносца, воздвигли каменный крест с изображением святого и датами «891-1891» (в советское время – в 1929г. крест разрушили с тем, чтобы через пол-века снова восстановить).

В ходе празднования был подготовлен и издан альбом с видами монастыря, который сразу стал библиографической редкостью (тираж 1тыс.экз.). В папке с золотым и серебряным тиснением он был подарен Императору и Великим князьям, Королю Греции, членам синода и др.

важным особам (экземпляр этого альбома сегодня можно увидеть в Ливадийском дворце). Только главную святыню монастыря – икону Георгия Победоносца тогда вернуть не удалось (вывезенная греками в Мариуполь еще XVIIIв., она находилась там в Харлампиевском соборе); была снята только точная копия.

Теперь эта икона хранится в Киевском Государственном музее, хотя ее законное место, конечно же, в Свято-Георгиевском монастыре. Потом, в начале ХХв.

на территории обители собирались возводить обширный соборный храм в византийском стиле во имя Вознесения Господня, на месте будущего строительства которого Николаем II и Императрицей были заложены первые камни с «памятной серебряной доской о закладке храма». Увы, но эти первые камни оказались и последними… Грянул семнадцатый год.

В связи с этим хочется обратиться еще к одному знаменательному событию, произошедшему в обители буквально перед этим трагическим для всей России и Императорской семьи годом. Вот что вспоминал потом в эмиграции его очевидец -граф Д.С.

Шереметев: «Государь отправился с Императрицей в Георгиевский монастырь, но на этот раз Его никто не ожидал. Игумен и братия были очень удивлены и обрадованы Высочайшим посещением.

Мы вошли в церковь, и начался молебен… Вдруг за дверями храма раздался шум… Государь удивленно повернул голову… Я вышел из храма и вот что узнал от стоявших монахов: в утесах, по слухам, живут два схимника, которых никто из монахов никогда не видел, и вот произошло невероятное событие, потрясшее всех – эти два старца поднимались сюда по крутой лестнице, ведущей со стороны моря… О прибытии Государя им, конечно, ничего не могло быть известно. Когда окончился молебен, Государь и Императрица вышли из храма, перед ними стояли два древних старца. У одного была длинная бела борода. Они оба молча поклонились Государю до земли. Государь, видимо, смутившись и ничего не сказав, медленно и им поклонился… Не предвидели ли эти монахи-схимники судьбы России и царской семьи и не поклонились ли они тогда в ноги Государю Императору Николаю II, как Великому Страдальцу Земли Русской?..»

В 20-х годах пал и последний рубеж царской России – Крым, а в 1929г. по известным причинам балаклавские церкви были закрыты, так же как и Георгиевский монастырь. Строения и часть территорий перешли курортному тресту; Храм же Святого Георгия просто снесли. На некогда монастырских землях расположились совхозные фермы.

За эти годы множество разрушений постигло многострадальное Святое место, но рано или поздно все возвращается на круги своя… В 1993г. часть земель и полуразрушенных строений была возвращена вновь созданному Свято-Георгиевскому мужскому монастырю Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московской патриархии.

С тех пор не прекращаются восстановительные работы, действует пещерная церковь – монастырь возрождается.

Из каждого города Крыма посредством экскурсионных фирм к монастырю организуются паломнические поездки, но можно добраться и самому из Севастополя: от ж/д вокзала ТР№ 3,7,9 до ост.»Золотой ключик», далее – ТР№ 6,10 до ост. «к/т Россия», далее авт.№19,72 до ост.по требованию «Монастырь».

Источник: http://www.perekop.info/balaklavsky-sacred-georgiyevsky-monastery/

Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь

Согласно преданию, Балаклавский монастырь был основан в 891 году византийскими мореплавателями. Застигнутые бурей, терпя кораблекрушение, моряки стали призывать на помощь святого великомученика Георгия. Великомученик явился им на скале близ берега.

Ныне на скале установлен крест, а сама скала в честь этого события получила название — остров Явления святого Георгия. После явления великомученика Георгия буря утихла. Взобравшись на камень, путешественники обрели икону великомученика, вынесли ее на берег и в благодарность святому устроили пещерную церковь.

Самые благочестивые из них поселились возле новоустроенного храма, став пустынниками.

Первые документальные свидетельства о монастыре оставил в 1578 году Мартин Броневский: «В том месте… на берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество святого Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем».

Монастырь «Егория Страстотерпца, что в Корсуни» и его представитель игумен Мелетий упоминаются в жалованной грамоте от 1598 года, данной царем Борисом Федоровичем Годуновым и царевичем Феодором о выдаче пособия крымским монастырям и храмам.

Сведений о Балаклавском — монастыре в XVII-XVIII веках почти не сохранилось, вероятно, в то время он находился в запустении. После исхода из Крыма православного населения, совершившегося в 1778 году, в обители жили 3 монаха.

В том же году митрополит Игнатий по приглашению русского правительства переселился из Крыма в Мариуполь вместе с греками и армянами и увез с собой икону, которую установил в Харлампиевской церкви.

Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве.

В 1783 году Крымский полуостров был присоединен к Российской империи. В 1793 году — 9 насельников, один из них — старец, иеромонах Каллиник. В 1799 году в Балаклавском Георгиевском монастыре проживало 15 человек: игумен Анфим, 3 иеромонаха, 2 монаха, 5 послушников и 4 трудника.

В 1803 году в районе обители монахи нашли несколько мраморных колонн, на одной из которых была греческая надпись «1175 год». Спустя несколько месяцев император Александр I отправил в Крым художника-пейзажиста Карла Кюгельхена для снятия эскизов для картин.

На одной из литографий Георгиевского монастыря Кюгельхен запечатлел и древнюю колонну.

Позднее одну из колонн настоятель обители митрополит Агафангел направил морским путем в Николаев, откуда ее переправили в Екатеринослав, где она была в 1830 году использована при строительстве кафедрального собора.

В докладе Святейшего Синода императору Александру I от 23 марта 1806 года предлагалось сделать Балаклавский монастырь местом пребывания флотских иеромонахов.

Указом Синода от того же дня монастырь был отнесен к 3-му классу (в 1850 — к 1-му классу) со штатом: настоятель, 4 иеромонаха, 13 иеромонахов для флота; указом Синода от 1 декабря 1813 года число иеромонахов для флота было увеличено в 2 раза и монастырь стал именоваться «флотским», так как его насельники несли послушание на кораблях, в гарнизонах Крыма и Кавказского побережья Черного м., в том числе в крепостях Сухум-Кале и Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминовском, укреплениях Гагры, Бомборы, Пицунды и других.

К началу XIX века небольшой средневековый храм во имя святого Георгия обветшал, не хватало келий для насельников. На обращения братии о помощи откликнулись адмирал святой Феодор Ушаков, пожертвовавший 3 тысячи рублей, великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I) и другие, благодаря чему начались активные строительные работы.

Строительство начали в марте 1809 году с разборки старого храма. Но случилось непредвиденное: при расчистке площадки наткнулись на засыпанный древний пещерный храм, и работы были приостановлены.

С 1811 по 1815 годы продолжалось строительство нового храма по проекту архитектора И. Домошникова.

После завершения отделочных работ в 1816 году храм во имя великомученика и Победоносца Георгия был освящен.

10 сентября 1837 года Балаклавский Георгиевский монастырь посетил император Николай I с супругой Александрой Федоровной, наследником Александром Николаевичем и великой княжной.

В то время настоятелем обители был митрополит Агафангел (Типальдо).

Процветавшее к тому моменту состояние обители настолько впечатлило государя, что спустя 20 дней он пожаловал настоятелю митрополиту Агафангелу панагию с драгоценными камнями.

В настоятельство митрополита Агафангела 12 февраля 1839 года во время шторма произошел обвал верхнего контрфорса Георгиевского храма, и появилась опасность его разрушения.

Митрополит Агафангел обратился за помощью к генерал-губернатору Новороссии М.С. Воронцову. По распоряжению М.С. Воронцова архитектор С. Дево разработал проект нового контрфорса, реализованный в 1843 году.

Также для укрепления монастырских склонов были разработаны огромные гранитные контрфорсы.

В октябре 1846 года на средства купца И. Гущина был обустроен источник святого великомученика Георгия, находившегося на нижней монастырской террасе и издавна почитавшийся как чудотворный не только греками и русскими, но и татарами. Источник был красиво выложен серо-зеленым гранитом. Над ним вмонтировали мраморную доску с изображением великомученика Георгия Победоносца.

В это же время начинается сбор средств для строительства храма во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, построенного по разрешению императора Николая I, по проекту инженера-поручика В.А. Рулева.

Благодаря содействию новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова, митрополита Московского Филарета (Дроздова) и главного командира Черноморского флота и портов М.П.

Лазарева удалось собрать «всем миром» необходимую сумму. А сам митрополит Агафангел с целью поклонения святым местам и сбора пожертвований посетил за лето 1846 года Воронеж, Киев, Москву и Санкт-Петербург.

Читайте также:  Икона пресвятой богородице "иверская" - православные молитвы

Крестовоздвиженский храм был освящен в 1850 году.

Накануне обороны Севастополя в марте 1854 года 81-летний митрополит Агафангел передал монастырь архимандриту Терентию (Артюховскому) и удалился на покой в Иерусалим.

Во время Крымской войны, в 1854 году, Балаклавский монастырь был оккупирован англо-французскими и турецкими войсками. Главнокомандующий французской армией маршал Сент-Арно выделил для охраны и поддержания порядка в обители 15 солдат и распорядился поставлять все необходимое для жизни монастыря.

Французы трепетно отнеслись к монастырю, когда прибывший турецкий главнокомандующий Омер-Паша захотел войти в Крестовоздвиженскую церковь, то не был впущен французами, охранявшими храм до тех пор, пока он и сопровождавшие его турецкие офицеры не сняли чалмы.

Находившиеся в обители 12 монахов с настоятелем архимандритом Геронтием 11 месяцев пробыли в плену, все это время в Балаклавском монастыре возносились молитвы о победе русского оружия.

Служившие на кораблях Черноморского флота иеромонахи, приписанные к Балаклавскому монастырю, принимали участие в защите Севастополя, за что после снятия осады удостоились наград «За защиту Севастополя», «В память войны 1853-1856 годов».

5 августа 1861 года монастырь посетил император Александр II с императрицей Марией Александровной и детьми. В ходе осмотра обители государь пожертвовал 500 рублей на устройство нового настоятельского дома с мезонином.

14 сентября 1891 года при изобильном стечении богомольцев в Свято-Георгиевском монастыре состоялось торжественное богослужение в честь 1000-летия обители, которое возглавил епископ Симферопольский и Таврический Мартиниан.

В связи с этим событием в 1891-1893 годах в обители проводились археологические исследования, в ходе которых были открыты несколько древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 году по проекту архитекторов Н.М. Чагина и В.А. Фельдмана была устроена церковь Рождества Христова, алтарь которой находился в пещере.

В этом храме игуменом Никандром было установлено неусыпное чтение Псалтири. Оно осуществлялось в пещерном храме Рождества Христова.

Также в связи с 1000-летним юбилеем Балаклавского монастыря на скале Святого Явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона великомученика Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого.

К началу XX века помимо храмов на территории монастыря находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М.П. Лазарева. Монастырь имел подворье в Екатеринодаре, при храме великомученика Георгия Победоносца.

Обитель владела 904 десятин земли, большая часть которой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тысячи рублей, 593 рублей в год монастырь получал за сданную в аренду землю.

В Севастопольском отделении Госбанка монастырь имел капитал 22 615 рублей.

В 1926 году в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре жили 12 насельников, последний известный настоятель — игумен Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома, 29 ноября 1929 года монастырь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 года.

Храм во имя святого великомученика Георгия был бульдозером сброшен в море — на его месте были поставлены парковые скульптуры.

Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания — санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывших монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз № 1 Военпорта и молочная ферма.

Через территорию монастыря была проложена канализация, которая быстро пришла в негодность и засорила святой источник и весь склон.

В 1939-1941 годах в корпусах Балаклавского монастыря размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны — курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, несколько медсанбатов.

14 сентября 1991 года, когда отмечалось 1100-летие монастыря, епископом Симферопольским Василием (Златолинским) на скале Святого Явления при помощи вертолетчиков Черноморского ВМФ был установлен крест, владыка отслужил молебен.

22 июля 1993 года Балаклавский монастырь был возвращен РПЦ. Благодаря усилиям первого наместника архимандрита Августина (Половецкого) был отреставрирован пещерный Рождественский храм обители.

Первые насельники возрожденной обители жили в палатках. За лето также частично восстановили старую монастырскую трапезную, в которой зимовали.

29 октября 2000 года начались работы по воссозданию уничтоженного собора во имя великомученика Георгия Победоносца.

Также в 2000 году была восстановлена часовня Иверской иконы Божией Матери по проекту покойного архимандрита Августина (Половецкого) как памятник в честь 2000-летия Рождества Христова. В часовне покоятся останки ктитора монастыря князя А.Н.

Голицына, генерала от инфантерии графа Ивана Осиповича Витте, дочери севастопольского купца Иванова и двоих неизвестных.

В 2007 году был восстановлен святой источник.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=balaklavskii-sviato-georgievskii-mujskoi-monastir

Святого великомученика Георгия Победоносца монастырь у мыса Фиолент

Статус: действующий мужской монастырь
По одному из преданий, основан в 891 г. Первоначально принадлежал Константинопольскому патриархату. Первое письменное упоминание о монастыре — 1578 г. С 1778 г. (исход христиан из Крыма) по 1794 г. монастырь не действует. С 1806 г. он становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. Строятся новые храмы: 1816 г. — вмч. Георгия, 1850 г. — Воздвижения Креста Господня, 1893 г. — пещерная церковь Рождества Христова. Закрыт монастырь в 1929 г. Возродился в 1994 г. В 2000 г. началось строительство храма вмч. Георгия, разрушенного в 1927 г.
Месторасположение: г. Севастополь, восточнее мыса Фиолент, на обрывающейся к морю скале
Проезд: Авт. №19 от ЦУМа или авт. от ост. «5-й километр» до конечной ост.
Адрес: 99701, г. Севастополь, а/я 80
Наместник: Иеромонах Венедикт (Токарь)

 Свято-Георгиевский Балаклавский (мыс Фиолент)

Невдалеке от Севастополя, возле мыса Фиолент, что в переводе с греческого означает «Божья страна», или просто «Божий» расположился мужской монастырь святого Георгия Победоносца. Легенда гласит, что более трех тысяч лет назад здесь возвышался языческий храм в честь богини Дианы, где тавры и скифы приносили в жертву застигнутых бурей путешественников.

Из Святого Предания нам известно, что в 891 г., греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Моряки спаслись горячей молитвой, обращенной к св. Георгию. Шторм внезапно утих, и на скале им явился святой. Поднявшись на скалу, они нашли там икону с изображением Георгия Победоносца.

Вернувшись в эти места через год, спасенные основали здесь пещерный монастырь. До конца XVIII в. монастырь подчинялся Константинопольскому патриарху, а после присоединения Крыма к России поступил в ведение Святейшего Синода. Монастырь действовал до исхода христиан в Приазовье. В 1793 г. он был возобновлен.

В начале XIX в. Георгиевский монастырь взял под особую опеку обер-прокурор Святейшего Синода А. Н. Голицын. По его приказу была разобрана древняя церковь, на ее месте был построен новый храм св. Георгия, где впоследствии был похоронен Голицын.

С этим местом связана античная легенда об Ифигении. Самое раннее дошедшее до нас произведение на этот сюжет — трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде» (V в. до н. э.).

Считалось, что неподалеку от Георгиевского монастыря находился храм Девы, но достоверных данных об этом нет. Правда, А. С. Пушкин, посетивший в 1820 г.

со своим другом Раевским Георгиевский монастырь, писал: «Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы».

В 1825 г. Георгиевскую обитель посетил А. С. Грибоедов. Познакомившись с достопримечательностями монастыря, Александр Сергеевич спустился к морю и искупался в холодной, как лед, воде. Побеседовав с настоятелем, писатель отправился в Севастополь.

В Крымскую войну 1853–1856 г.г. англо-французские войска заняли монастырь. В течение почти двух лет монахам было запрещено выходить за ограду монастыря, но они получали от неприятеля провизию, а также вино, ладан и свечи, необходимые для богослужения, и службы не прекращались.

Монастырь посещали А. К. Толстой, И. С. Аксаков, А. Н. Островский, И. А. Бунин, А. П. Чехов… Виды монастыря изобразили на полотне и бумаге И. Айвазовский, В. Верещагин, М. Иванов, В. Тимм, К. Боссоли.

В 1891 г. к празднованию 1000-летия монастыря на скале, где являлся св. Георгий, был воздвигнут крест с образом святого. В 1893 г. деревянный храм над пещерной церковью Рождества Христова заменили каменным.

В 1898 г. монастырь посетил Император Николай Александрович с императрицей. Он принял участие в закладке соборного храма во имя Вознесения Господня, в память избавления от опасности, которой он подвергался в Японии в 1891 г.

1929 год оказался для Георгиевской обители роковым: монастырь ликвидировали и передали курортному тресту. Церковную утварь разграбили, храм св. Георгия разрушили и сбросили бульдозером со скалы, а на его месте устроили танцплощадку.

В здании Крестовоздвиженской церкви расположилась библиотека воинской части, на месте алтаря поставили печь. По монастырской территории проложили канализацию. Она быстро пришла в негодность и засорила источник св. Георгия. Не пожалела монастырь и Вторая мировая война.

В руины превратились гостиница, братский корпус, трапезная, кельи.

6 мая 1993 г. в монастыре была отслужена первая Божественная Литургия, которую возглавил Владыка Лазарь. На торжественном Богослужении присутствовал командующий Черноморским флотом Э. Балтин.

Год спустя часть бывшей территории обители была возвращена епархии. Регулярные службы в монастыре начались 7 апреля 1996 г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

До настоящего времени значительная часть земель и сооружений обители до сих пор не возвращены ей.

Людмила Ясельская

Источник: http://crimea-eparhia.ru/index.php/main/monasteries/404-01

Балаклавский мужской монастырь святого Георгия Победоносца

Впервые попадая на мыс Фиолент, испытываешь необычные ощущения, когда земля перед тобой внезапно заканчивается практически вертикальным обрывом, внизу которого голубое, синее Черное море. В это время ты понимаешь состояние монахов, которые облюбовали Балаклавский Георгиевский монастырь в Севастополе для пребывания в Божьем присутствии.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

История создания обители

По словам историка Симеона Метафраста в первом веке эти места были посещены апостолом, последователем учений Христа, Андреем Первозванным и его учениками. В переводе Фиолент означает Божья страна.

Со временем в пещере скалистого мыса нашел пристанище епископ Василий, которого изгнали из Херсонеса, обосновавшего церковь, со временем переросшую в монастырь.

По преданию, передаваемому из поколения в поколение, обосновали первый храм на мысе Фиолент греческие моряки в знак благодарности Святому Георгию за спасение во время бури.

Во время страшного шторма корабль греков понесло прямо на острые скалы Фиолента, моряки в ужасе вскричали к покровителю путешествующих, моля о помощи. В тот же миг море успокоилось, перед молящимися моряками появился сам Святой, в память о котором стоит крест. Само место появления Георгия Победоносца получило название — скала Святого Явления.

Некоторые моряки после спасения остались на мысе, основав там обитель Христа, оберегаемую чудотворной иконой Святого Георгия, где она и хранилась.

Скала Святого Явления

В 1779 году митрополитом Игнатием святыня перевозится в Мариуполь, а оттуда в Киев, где и хранится поныне в одном из музеев.

Все исторические документы об основании монастыря были вывезены со святым ликом Георгия Победоносца и сгорели во время пожара 1780 года.

Первыми существующими документами о существовании Свято — Георгиевского монастыря стали записки польского посла М. Броневского, который побывал в Крыму в 1578 году. Он описал празднование памяти святого Георгия Победоносца в греческом монастыре, куда стекались живущие там христиане.

По запросу Херсонской Духовной Консистории настоятель монастыря, митрополит Агафангел сообщил, что нет документации о дате основания Георгиевского монастыря, но есть бумаги, подтверждающие, что в 1350 году храмом владели генуэзцы.

Интересно! Официальное название Балаклавский Георгиевский монастырь получил в 1794 году, когда в нем жили всего 9 монахов, включая игумена, трех иеромонахов, иеродиакона и четырех монахов.

При раскопках 1803 года монахами были найдены мраморные колонны, на которых стояла дата — 1175 г.

С 1806 года, после присоединения Крыма к России, Свято-Георгиевский монастырь именуется флотским, на каждом российском корабле проходили службы, и имелся свой священник. В 1809 году было принято решение о строительстве нового храма путем развала старого.

В результате работ в 1890 году при подготовке к празднованию тысячелетия у основания святыни был обнаружен храм в пещере, который после реставрации получил название храма Рождества Христового.

Отличительной архитектурной чертой этой святыни является прижатая в скале часовня, украшенная тремя полуцилиндрическими арками. Над центральной аркой над византийской аркадой установили крест.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь. Храм Рождества Христова

На территории храма появился фонтан и Георгиевская трапезная. О дате постройки свидетельствуют надписи.

Здесь бывали практически все русские императоры. Посетил мыс Фиолент в 1820 году поэт Александр Пушкин, о чьем пребывании напоминает ротонда. В красоте этого места черпали вдохновение писатели поэты, историки. А.Островский, А. Чехов, вторящий им Е.Ливанов, назвали это место лучшим для молитвы, говоря о желании взлететь в красоте открывающегося простора, слияния неба и моря.

Беседка-ротонда А. С. Пушкина

К празднованию тысячелетия со дня основания в 1891 г. храмовые постройки были отремонтированы, территория монастыря приобрела новый вид, но все было разрушено революцией 1917 года и во время Второй мировой войны.

Страшно признать, что даже иноверцы не тронули святыни, а русские нехристи трактором сбросили с горы в море храм св. Георгия в 1929 году, а во время войны в монастырских постройках обосновали санаторий, здесь учились военные моряки, проводились курсы для офицеров.

Восстановление и современное положение

1100-летие принесло Георгиевскому монастырю на мысе Фиолент новое возрождение. На скале Святого Явления в 1991 году на праздник Воздвижения Честного Креста устанавливается новый крест. По благословению Священного Синода УПЦ Свято-Георгиевские обители были открыты в конце декабря 1994 г. Первая Литургия в храме прозвучала на Троицу 1995 года.

Внимание! Празднованию 2000 лет со дня Рождества Иисуса Христа посвящено восстановление часовни Иверской иконы Богоматери, проект строительства был создан ныне покойным архимандритом Августином.

В этой часовни нашли последний приют известные в России люди:

  • князь А.Голицын;
  • генерал, граф И. Витте;
  • дочь купца Иванова.

Вызовом для историков и археологов остаются две безымянные могилы.

В 2005 году Пещерный храм Рождества Христова украсил памятник апостолу Андрею Первозванному.

Памятник апостолу Андрею Первозванному. Георгиевский монастырь.

Храм Святого Георгия восстановили только в 2009 году. Одной из достопримечательностей Георгиевского монастыря является лестница, которая спускается с высоты 200 метров к морю на Яшмовый пляж.

Преодолев 777 ступеней лестницы здоровья, как ее называют местные жители, напившись по пути живительной воды из родника, наполняешься особой Божественной радостью от окружающей красоты и благодати, покрывающей это место.

Прекрасный по своей красоте современный комплекс окружен скалами-великанами и величественными кипарисами. Спускаясь с горы, удивляешься подвигу монахов, живших в схимнических кельях, чьи полуразвалины хранятся на этой святой земле. Вид маленькой пещерки, выдолбленной кровати в скале, ниши для иконки и святой воды — все, что нужно было монахам для молитвы перед Всевышним.

Пусть в Крестовоздвиженском храме и поныне библиотека воинской части, но и это часть Божьего плана, многие моряки посещают храмовые служения. Возрожденный в 2007 году колодец, украшенный золотистым крестом, покрывает источник св. Георгия зеленой крышей, под ней подвешен колокол.

Подворье монастыря украшает храм Двенадцати Апостолов. Ныне, как и много лет назад, подворье монастыря оглашает молитва, привлекающая на служения прихожан из города.

Солнечного цвета купола стали украшением основного храма в XXI веке, напоминая путникам, что Божья милость открыта для всех.

Как добраться, расписание богослужений

Для посещения крымская святыня открыта по пятницам и выходным дням.

Из Севастополя до Фиолента ходят автобусы №№ 19,71. Жители окрестностей Севастополя могут отравиться к мысу от остановки «5 километр» на маршрутке, которую украшает вывеска «Фиолент».

Пользуясь личным автомобилем, следует руководствоваться GPS: N 44.50497, E 33.51074.

Пока православные будут чтить свои святыни, оберегать память и хранить историю, до тех пор Божья милость будет хранить наш христианский край.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/balaklavskij-muzhskoj-monastyr-svyatogo-georgiya-pobedonostsa.html

Ссылка на основную публикацию