Житие святого преподобного григория синаита — православные молитвы

Житие святого преподобного Григория Синаита

Житие святого преподобного Григория Синаита - православные молитвы

Жизнь Григория Синаита вызывала восхищение у его современников, была исполнена любви к Богу и послушания перед Ним. О его земном пути известно немного. Но то, что этот человек оказал огромное влияние на монашество в Православной Церкви — это неоспоримый факт.

Путь к святости

Ни в одном источнике нет конкретных упоминаний о годах рождения и смерти святого Григория Синаита. К годам появления на свет преподобного относят 1255 г., период с 1255 по 1265 г. и даже 1270 г. В описаниях жития, сделанных его учеником Каллисто, используются расплывчатые временные формулировки, которые не дают исчерпывающего представления о хронологии его жизни.

Святой преподобный Григорий Синаит

Детство и отрочество

Историкам не известна точная дата рождения и смерти святого. Предположительно, он родился в конце 1260-х годов на территории Малой Азии. Возможно, это было село Кукулы.

Есть сведения, что Григорий появился на свет в посёлке Клазомены. Его семья жила в достатке. Родители отличались добродетелью и всегда помогали тем, кто нуждался в помощи.

Молодой человек получил достойное образование и особенно хорошо знал Священное Писание.

В то время турки-османы уже совершали набеги на азиатские земли и занимались грабежом местного населения. Так случилось и с родным поселением Григория. Очередное вторжение завоевателей обернулось пленом для всей его семьи.

Их переправили в Лаодикию. Там, турки разрешили пленникам посещать лаодикийский христианский храм. Местные жители были настолько тронуты песнопением семьи и историей их жизни, что предложили османам выкуп.

Так Григорий оказался на свободе и отправился на Кипр.

На острове парень узнал о некоем иноке, живущем в безмолвии. Недолго думая, он отправился к нему в обитель и вскоре принял от него монашеский постриг.

Годы монашества

Живя с отшельником и проводя с ним время в духовных беседах, Григорий принимает решение отправиться на Синайскую гору и там подвизаться в посте и молитве.

Немало удивил он своей ангельской жизнью монахов Синая. Но такое благообразие начало вызывать у некоторых иноков зависть. Почувствовав это, Григорий тайно уходит в сопровождении одного из своих учеников — Герасима.

Подвижники дошли до Иерусалима, побывали во всех святых местах. После этого на корабле приплыли к берегам Крита. Здесь Григорий принялся за поиски отдалённого безмолвного места, где они могли бы жить с его учеником.

И такое место они отыскали.

Поселившись в пещерах, Григорий ещё более усердно начал молиться, ограничивать себя в пище и усердно работать.

Преподобный Григорий Синаит

Но его не покидало ощущение, что ещё многого в духовном познании ему не открылось. И Григорий искренне желал встретить какого-то духовного старца, который бы наставил его в этом вопросе на правильный путь.

Через некоторое время, ведомый промыслом Божиим, в келью Григория явился старец Арсений, который и научил монаха умной молитве, рассказал о трезвении ума и очищении через исполнение заповедей Творца. Исполненный вдохновения и новых знаний, Григорий отправляется на Афон, чтобы поклониться всем отцам и получить их благословение.

В ските Магула преподобный построил себе и своим ученикам кельи. Там он всецело предавался молитве и созерцанию, обучая данному умению и своих учеников.

В результате турецких набегов святой Григорий не раз был вынужден искать защиты в стенах новых обителей. Часто он тосковал по синайскому монастырю, который оставил много лет назад.

После непродолжительного возвращения на Афонскую гору, монах снова спасался от разрушительных нападений османов, придя в Великую Лавру. Но проживание среди других иноков тревожило душу Григория.

Он искал одиночества и безмолвия.

Поэтому им было принято решение окончательно покинуть Афон и уехать в Парорию.

По прибытии в Парорию преподобного старца, весть об этом быстро разнеслась по региону. К Григорию стали стекаться монахи, желающие стать учениками его школы. Началось строительство монастыря.

Григорий стал игуменом, имеющим большой авторитет среди своих учеников, заботящийся о них и продолжающий свои подвиги во имя Христа.

Известно, что он выстроил себе небольшую келью в последние дни жизни неподалёку от монашеской обители, чтобы упражняться в исихии и беседовать с Богом в полной тишине.

По свидетельствам одного из учеников, Григорий знал о скорой своей кончине. Трое суток он боролся с бесовскими нападениями, и после этого Господь освободил его. Лицо старца просияло, он подозвал своего ученика и сказал, что Всевышний изгнал злых духов и призывает душу инока к себе.

Спустя некоторое время преподобный преставился.

Преподобный Григорий Синаит прославился не только своей праведной жизнью монаха-отшельника, но и авторством молитв и многочисленных учений для верующих.

Святой преподобный Григорий Синаит

До наших дней на церковных богослужениях поются его каноны:

  • «Достойно есть…»;
  • «Канон Святому Кресту»;
  • «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу».

Он помогал при жизни верующим обрести благодать Божию. И продолжает делать это после смерти в своих письменных трудах. К святому обращаются с молитвами об укреплении веры, душевных сил. У него просят защиты от всего злого.

Важно! Память святого преподобного Григория Синаита почитается 8 августа по старому стилю и 21 августа — по новому.

Роль в истории

Григорий Синаит в истории православных народов снискал славу выдающегося подвижника. Он возродил на Афонской земле практику исихазма. Его сборник духовных поучений «Добротолюбие» является настольной книгой всех монахов. Григорий был наставником для многих, впоследствии чтимых, святых.

До нашего времени сохранилось 5 сочинений преподобного. Их перевёл с греческого на русский язык владыка Вениамин. В библиотеке духовной академии города Москвы хранится машинописный вариант этого перевода.

Наследие святого Григория несёт в себе ценную практическую информацию, а его школа продолжает развиваться последователями учения даже после смерти этого благообразного человека.

День памяти святого преподобного Григория Синаита

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-grigoriya-sinaita.html

Преподобный Григорий Синаит (†1346)

Григорий Синаит — византийский философ и богослов, поэт и писатель, монах, один из основоположников исихазма, возродил на Афоне практику Иисусовой молитвы.

О его жизни известно крайне мало. Преподобный Григорий Синаит родился около 1268 года в приморском поселении Клазомены около г. Смирны (Малая Азия) от богатых родителей.

Около 1290 года он был взят в турецкий плен агарянами и отправлен в Лаодикию. После освобождения преподобный прибыл на о.Кипр, где постригся в иноческий чин. Затем он отправился на Синайскую гору в монастырь Св.

Екатерины и принял там великую схиму, поэтому и получил прозвище «Синаит». Исполняя послушания повара и пекаря, преподобный был также искусным писцом и превосходил всех в чтении и знании Священных и отеческих книг.

Строгость его жизни (пост, бдение, псалмопение, стояние на молитве) одних приводила в изумление, а у других вызывала зависть.

Удалившись из монастыря, преподобный посетил Иерусалим. Некоторое время он жил на Крите. Там он повстречался с отшельником, старцем Арсением, научившим его «умной молитве». Затем Григорий поселился на Афоне, где обошел все монастыри и всех подвижников. Таким путем он вобрал многовековой опыт иноческой жизни древнейших обителей.

На Афоне Григорий Синаит прославился духовными подвигами — он построил себе в уединенном месте исихостерий — келлию для безмолвия и беспрепятственных занятий умной молитвой, соединенной с тяжелым иноческим трудом.

Мудрыми наставлениями и святостью жизни Григорий снискал уважение всей Афонской братии, стал руководителем движения исихастов и воспитал множество учеников, оказавших большое влияние на духовную жизнь поздней Византии.

Позже он перебрался во Фракию, граничившую с Болгарией, куда к нему для обучения стекалось множество болгарских и сербских иноков.

Заботясь о распространении иноческого делания, преподобный основал несколько келлий на Афоне и 4 лавры во Фракии.

Драгоценным наследием преподобного Григория являются наставления о внутренней жизни, 15 глав о безмолвии и 142 главы о заповедях, где он говорит, что «ищущий уразуметь заповеди без исполнения их и через учение и чтение обрести то желающий подобен человеку воображающему тень вместо истины». Источниками его работ были труды Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита и др.

Его поучения об умной молитве вошли в сборник «Добротолюбие» и оказали сильное воздействие на монашескую жизнь в Православной Церкви.

Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы «Достойно есть» к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике (1407г.) преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года) находится «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита».

Преставился преподобный Григорий Синаит в 1346 году в своей так называемой «Скрытной» (Парарийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Память о святом совершается 8/21 августа и в 1 неделю по неделе Всех святых.

Преподобный Григорий Синаит

Тропарь преподобному Григорию Синаиту, гл.8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест, последовал еси Христу и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней; темже и со ангелы срадуется, преподобне Григорие, дух твой.

Ин тропарь, гл.1
Пустынный житель и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Григорие, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, гл.8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Григорие, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Григорию Синаиту, гл.2
Чистотою душевною Божественне вооружився и непрестанныя молитвы, яко копие, вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Григорие, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Житие преподобного Григория Синаита (из цикла «Мульткалендарь»)

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (130) раз

Эта запись была размещена в Святые. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2015/08/20/prepodobnyj-grigorij-sinait/

Григорий синаит — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Прп. Григорий Синаит

Григорий Синаит (кон. 1260-х — 1-я пол XIV в.), монах, преподобный

Память 8 августа, 6 апреля (Греч. [1]), в Соборах Афонских и Синайских преподобных

Родился в конце 1260-х годов столетия в Малой Азии: либо в селе Кукуле, либо в приморском поселении Клазомены около Смирны. В молодости был пленен османскими турками, напавшими на его родное село. Из плена его выкупили лаодикийские христиане, на которых произвело огромное впечатление исполнение церковных песнопений пленниками, отпущенными турками в храм, ближайший от военного лагеря.

В дальнейшем житие преподобного связывается с местами монашеских поселений: остров Кипр, гора Синай, Палестина, Критская пустынь, Афон, Парорийская пустынь [2], снова Афон, и снова Парория. Из этих мест особо следует отметить гору Синай и Афон. На Синае преподобный был пострижен в малую схиму.

Читайте также:  15 интересных фактов о библии - православные молитвы

Здесь он вел истинно подвижническую жизнь, за что и получил наименование Синаита.

Самоотверженное послушание, смирение, пост, почти неусыпная молитва (иногда на вершине горы Синай, где вспоминался Моисей Боговидец), усердное чтение Священного Писания, ежедневная исповедь игумену всех своих греховных помыслов, монастырский труд, а в промежутках — переписывание священных книг с искусством каллиграфа…

В «Добротолюбии» читаем, что, придя на Афон, преподобный нашел там «многих отцев, кои украшались познаниями и чистотой нравов, но прилежали только о деятельной жизни, о хранении же ума, точном безмолвии и созерцании так мало были сведущи, что даже и наименований сих не понимали«. И вот святой Григорий, видя все это, разгорелся «ревностью и начал учить трезвению, блюдению ума и умной молитве не только безмолвников, уединенно живших, но и всех киновитов«.

По одной из версий, преподобный на Афоне основал монастырь Григориат, однако к концу XX века общепринятым стало мнение, что монастырь основали ученики святого, что подтверждается отсутствием упоминаний об основании им монастыря в его Житии, службе ему, синаксарях и других источниках [3].

Скончался преподобный Григорий 27 ноября [4] предположительно 1346 года (некоторые источники называют 1300 или 1310 год) в своей так называемой «Скрытной» (Парорийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Сведения о жизни святого Григория на русском языке имеются в двух редакциях его жития: в «Афонском патерике», где дается перевод с греческого жития, написанного Никодимом Агиоритом (Святогорцем), и житие преподобного, описанное его учеником святым Каллистом, патриархом Константинопольским.

Сочинения

Прп. Григорий Синаит. Фреска (фрагмент)

Как при своей жизни святой Григорий учил внутреннему деланию, так и после кончины своими творениями «прекрасно и полно изображает деятельный способ умносердечной молитвы». До нашего времени сохранились пять творений преподобного:

  1. Весьма полезные главы, расположенные акростихами (137 глав).
  2. Другие главы: О страстном изменении. О добром изменении. Об искушениях во сне (7 глав).

  3. Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, сверх того о признаках благодати и прелести, и о том, какое различие горячности и энергии и как легко впасть в прелесть без руководителя (10 глав).
  4. О безмолвии и двух образах молитвы. Каким образом следует совершать молитву.

    О дыхании. Каким образом следует петь псалмы. О прелести. О чтении (15 глав).

  5. О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве и не оканчивать ее поспешно. Каким образом следует читать молитву. Каким образом следует удерживать ум (от рассеянности). Как надобно устранять помыслы.

    Как следует петь псалмы. К некоему спрашивающему относительно обуздания чрева. О прелести и о многих предметах (7 глав).

В середине XX века все они были заново переведены с греческого языка на русский владыкой Вениамином (Миловым). Текст этого перевода в машинописи хранится в библиотеке Московской духовной академии.

Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы «Достойно есть» к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике (1407 г.) преподобного Кирилла Белозерского (+ 1427) находится «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита» (ГПБ, ф. Кир. м-ря).

Использованные материалы

[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2578/sxsaintinfo.aspx

[2]  παρόρεια — «приграничная», «пограничная», т. е. возле границы между Болгарскими и Ромейскими землями.

[3]  Иером. Леонтий (Козлов). Григория преподобного монастырь // Православная энциклопедия, т. 13, с. 88-97 — http://www.pravenc.ru/text/168091.html

[4]  «Преподобный Феодосий Тырновский» (по житию, написанному святителем Каллистом) / В кн.: Патерик земли Болгарской. В 2-х тт. — М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008. — Т. 1. С. 215.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5874.html

Преподобный Григорий Синаит | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Август 20th 2010 —

Память 11/ 24 марта, 8/21 августа, в 1-ю неделю по Неделе Всех святых и в Соборе Синайских святых

Преподобный Григорий Синаит родился около 1268 года в приморском поселении Клазомены около г. Смирны от богатых родителей.

Около 1290 года он был взят в плен агарянами и отправлен в Лаодикию. После освобождения преподобный прибыл на о. Кипр, где постригся в иноческий чин. Затем он отправился на Синайскую гору и принял там великую схиму.

Исполняя послушания повара и пекаря, преподобный был также искусным писцом и превосходил всех в чтении и знании Священных и отеческих книг. Строгость его жизни (пост, бдение, псалмопение, стояние на молитве) одних приводила в изумление, а у других вызывала зависть.

Удалившись из монастыря, преподобный посетил Иерусалим. Некоторое время он жил на о. Крите, а затем обошел на Афоне все монастыри и всех подвижников. Таким путем он вобрал многовековой опыт иноческой жизни древнейших обителей.

Лишь после этого преподобный Григорий Синаит построил себе в уединенном месте исихостерий — келлию для безмолвия и беспрепятственных занятий умной молитвой, соединенной с тяжелым иноческим трудом.

Драгоценным наследием преподобного Григория являются наставления о внутренней жизни, 15 глав о безмолвии и 142 главы о заповедях, где он говорит, что «ищущий уразуметь заповеди без исполнения их и через учение и чтение обрести то желающий подобен человеку, воображающему тень вместо истины».

Преподобный известен и как замечательный песнословец.

Ему принадлежат припевы «Достойно есть» к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике 1407 года преподобного Кирилла Белозерского находится «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита».

Заботясь о распространении иноческого делания, преподобный основал несколько келлий на Афоне, 4 лавры во Фракии.

Однажды в Великую субботу старец Георгий Синаит захотел причаститься в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и постоянно об этом думал. Но так как у него не было возможности добраться до Святой Земли, он попросил ученика отвести его в храм на Синае, где он и причастился.

Когда в храме Воскресения в Иерусалиме совершалось таинство Евхаристии, патриарх Иерусалимский Петр увидел подходящего к Причастию с другими пресвитерами старца Георгия и причастил его. После этого Петр стал расспрашивать, когда в Иерусалим прибыл старец, но оказалось, что впервые увидели его только на службе.

Тогда Петр попросил задержать старца, чтобы разделить с ним трапезу, но по окончании службы прп. Георгия нигде не нашли. Опечаленный тем, что старец его ослушался, Петр отправил ему послание, приглашая вновь посетить Иерусалим. Старец в ответном письме сообщил, что через 6 месяцев они встретятся перед лицом Господа. В то же время надежные свидетели уверили свт.

Петра, что Георгий Синаит уже много лет не покидал своей обители и не ходил в Палестину.
Предсказание старца сбылось, и через полгода и он, и патриарх скончалис

Преставился преподобный Григорий Синаит в 1310 г. в своей так называемой «Скрытной» (Парарийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnyj-grigorij-sinait.html

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Григорий Синаит родился около 1268 года в приморском поселении Клазомены около г. Смирны (Малая Азия) от богатых родителей. Около 1290 года он был взят в плен агарянами и отправлен в Лаодикию. После освобождения преподобный прибыл на о. Кипр, где постригся в иноческий чин.

Затем он отправился на Синайскую гору и принял там великую схиму. Исполняя послушания повара и пекаря, преподобный был также искусным писцом и превосходил всех в чтении и знании Священных и отеческих книг. Строгость его жизни (пост, бдение, псалмопение, стояние на молитве) одних приводила в изумление, а у других вызывала зависть. Удалившись из монастыря, преподобный посетил Иерусалим.

Некоторое время он жил на о. Крите, а затем обошел на Афоне все монастыри и всех подвижников. Таким путем он вобрал многовековой опыт иноческой жизни древнейших обителей. Лишь после этого преподобный Григорий Синаит построил себе в уединенном месте исихостерий — келлию для безмолвия и беспрепятственных занятий умной молитвой, соединенной с тяжелым иноческим трудом.

Драгоценным наследием преподобного Григория являются наставления о внутренней жизни, 15 глав о безмолвии и 142 главы о заповедях, где он говорит, что «ищущий уразуметь заповеди без исполнения их и через учение и чтение обрести то желающий подобен человеку воображающему тень вместо истины» («Добротолюбие» в русском переводе, дополненное, т. 5, изд. 2-е, М., 1900, с. 184).

Преподобный известен и как замечательный песнословец. Ему принадлежат припевы «Достойно есть» к канону Пресвятой Троицы, читаемому на воскресной полунощнице; канон святому Кресту; в канонике (1407 г.) преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 года) находится «Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита» (ГПБ, ф. Кир. м-ря).

Заботясь о распространении иноческого делания, преподобный основал несколько келлий на Афоне, 4 лавры во Фракии. Преставился преподобный Григорий Синаит в 1310 г. (некоторые источники указывают 1346 г.) в своей так называемой «Скрытной» (Парарийской) обители, основанной в горах Македонии для строгих последователей его жизни.

Преподобный Григорий Синаит О прелести

Смотри, я хочу, чтобы ты точно знал о прелести, остерегался её и чтобы, водимый неведением, крупно не повредил себе и не погубил своей души. Свободный выбор человека легко склоняется к сообществу с врагами, особенно у неопытных, как наиболее преследуемых ими.

Вблизи и вокруг новоначальных и своевольных бесы обыкновенно развертывают сети помыслов и гибельных мечтаний и приготовляют рвы падений, так как душевный город их — под властью иноземцев.

И не надобно удивляться, если кто-либо из неопытных обольщен, или впал в исступление ума, или принял и принимает прелесть, или увидел чуждое истины, или говорит неуместное по неопытности и неведению. Иной, часто распространяясь об истине, невежественно и незаметно говоря одно вместо другого, не в состоянии правильно сказать, как обстоит то или иное дело.

Он многих устрашает, а на безмолвников наводит порицание и смех своей безумной деятельностью. И нет ничего удивительного в том, что какой-нибудь новоначальный после многих трудов впадает в прелесть. Это случалось со многими ищущими Бога теперь и прежде.

Преподобный Григорий Синаит

Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей.

Но бесстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет попущено свыше, легко умерщвляется теми — разумею демонов, — так как самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется тщеславно к достижению искомого преждевременно.

Сжаливающийся над людьми Господь, часто обращая внимание на то, как мы дерзки в самовозвышениях, не попускает нам быть испытываемыми, чтобы каждый, познав свое самомнение, возвратился к истинному подвижничеству сам и прежде чем стал позором и смехом для демонов и плачем для людей, особенно когда кто ищет этого дивного дела с долготерпением, смирением и более всего с подчинением и спрашиванием опытных, чтобы незаметно вместо пшеницы не пожать терния или горького вместо сладкого и вместо спасения не найти бы погибели.

Сильным и совершенным свойственно одним всегда бороться с демонами и против них непрерывно простирать духовный меч, которым служит слово Божие (см.: Еф. 6:17).

Немощные же и новоначальные, как крепостью, пользуются благоговейным бегством, со страхом избегают единоборства и, не отваживаясь на него преждевременно, этим спасаются от смерти.

Ты же, если, успешно безмолствуя, ожидаешь быть с Богом, никогда не принимай чего-либо чувственного или духовного, представляющегося вне или внутри тебя, хотя бы то образ Христа, или по-видимому ангела, или облик святого, или хотя бы в уме просвечивал и мечтательно напечатлевался свет.

Ум и сам по себе имеет природную способность мечтать. Он легко может строить образы того, чего домогается у не внимающих тщательно этому и тем самому себе причиняет вред. Такое воспоминание доброго и злого обычно внезапно формирует умственные образы и ведет к мечтательности.

Отсюда подобный человек произвольно становится мечтателем, а не безмолвником.

Потому будь внимателен, не веришь ли ты чему-либо в силу быстрого увлечения, прежде спрашивания и многого исследования, хотя бы то казалось добрым, чтобы не получить вреда.

Всегда оставайся негодующим на мечтания, сохраняя свой ум постоянно бесцветным, безвидным и бесформенным. Часто многим причиняло вред и посланное Богом к испытанию для венца.

Наш Господь желает испытать, куда склоняется наш свободный выбор. Но усмотревший что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без совета опытных, пусть явление было и по воле Божией, легко прельщается или прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно.

 Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как необманчивой, всё же другое не принимать до момента умиротворения страстей.

Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание прелести не примет знамений от Него без спрашивания опытных и многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на некоторых и негодовал.

Впрочем, спрашивать надлежит не всех, но одного того, кому вверено управление другими, кто блистает жизнью и, будучи, по Писанию, бедным, многих обогащает (см.: 2 Кор. 6:10). Было немало неопытных руководителей, повредивших многим неразумным, за которых по смерти выдержат они суд.

Право руководить другими принадлежит не всем, но лишь тем, которым дано божественное рассуждение, или, по апостолу, различение духов (1 Кор. 12:10), разделяющее мечом слово худшее от лучшего. Каждый обладает своим разумом и естественным деятельным или научным рассуждением, но не все имеют духовное рассуждение.

Поэтому премудрый Сирах сказал: Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи (Сир. 6:6).

Не мал труд — найти руководителя, не заблуждающегося ни в словах, ни в делах, ни в размышлениях.

Чужд ли кто прелести, это выясняется в том, имеет ли он на деятельность и на её понимание свидетельства от Божественных Писаний, смиренномудрствуя в том, о чём ему надлежит рассуждать.

Отчетливо же постигнуть истину и быть чистым от несовместимого с благодатью — труд не малозначительный, потому что диаволу обычно показывать свою прелесть в виде истины, особенно новоначальным, и преобразовывать свое коварное в духовное.

Вследствие этого усердно стремящийся в безмолвии достигнуть чистоймолитвы должен идти к своей цели путем спрашивания опытных и в великом трепете и печали, непрерывно оплакивая собственные грехи, скорбя о них и страшась адского мучения, отпадения от Бога и разлучения с Ним теперь и в будущем веке. Когда диавол увидит кого-либо живущим в плаче, то не медлит там, опасаясь смирения, производимого плачем.

Если же кто с самомнением мечтает достигнуть высокого, приобретши сатанинское, а не истинное желание, то такового, как своего служителя, сатана беспрепятственно опутывает своими сетями. Потому хранение в молитве и плача является величайшим оружием против того, чтобы от радости молитвы не впасть в самомнение, но, избрав себе в удел утешительную печаль, соблюсти себя невредимым.

Источник: http://www.brooklyn-church.org/prepodobnyj-grigorij-sinait.html

Господь ждет от нас духовного делания. 21 августа – память преподобного Григория Синаита

№30 (735) / 12 августа ‘13

Протоиерей Евгений Попиченко Церковный календарь

Синаитом наречен он за то, что иноческий постриг принял на Синае.

В правление царя Андроника Палеолога, около 1330 года, прибыл преподобный на Святую Богошественную гору, чтобы посетить монастыри, познать нечто об умной молитве и созерцании.

Но эти два духовных делания были среди святогорцев того времени почти не известны , единственным, кто постиг их в совершенстве, оказался преподобный Максим Капсокаливит.

Святой Григорий распространил свое учение об умной молитве по всем кельям и монастырям Святой горы. Его знаменитым учеником был Каллист – патриарх Царьградский, который и составил житие преподобного Григория.

После этого святой Григорий перешел в Македонию, посетил другие Балканские области и основал обители, в которых монахи упражнялись в молитве умом. Так помог он многим углубиться в себя и спастись.

Его сочинения об умной молитве и подвижничестве находятся в «Добротолюбии».

Преподобный Григорий относится к числу самых знаменитых подвижников и духовных наставников на Балканах. Мирно упокоился он от многотрудной жизни.

Признак правильно развивающейся духовной жизни христианина – отношение к молитве и духовному поиску (сейчас я говорю о тех церковных христианах, которые освоили основные навыки, исповедовались, понесли положенные покаянные труды за свою прошлую жизнь, о тех, кто осознал гибельность жизни вне Церкви), когда в духовной жизни регулярны и Исповедь, и Причастие (причем не как в XIX веке, когда на Причастие можно было раз в год прийти, чтобы считаться благонадежным. А как всегда в Церкви было, как учат святые апостолы и учителя Церкви, когда Причастие необходимо для поддержания жизни с Богом– есть даже специальное правило VI Вселенского Собора, которое предписывает христианину не реже раза в три недели бывать у Святой Чаши), настроено домашнее молитвенное правило – человек добросовестно относится к молитве, к духовному чтению, находит время для чтения Священного Писания, изучения его. Бывает, на этом человек успокаивается – «я, мол, уже все освоил, все знаю, другим могу рассказать», начинает нецерковным родственникам что-то доказывать. Это превращается в морализаторство. А когда речь идет о дальнейшем духовном пути, человек проявляет равнодушие, холодность. Это говорит о серьезном духовном повреждении. Потому что Заповедь Господня очень четко обозначает неуспокоенность человека на земном пути: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» – это бесконечный подвиг, жажда праведности; человек не может успокоиться, что он уже все делает правильно, ведь такое устроение человека может привести к фарисейству: я не такой, как прочие человецы – воры, прелюбодеи, пощусь два раза в неделю, десятину даю…

Кстати, хочется спросить, дорогие мои: а даете ли вы десятину на нужды своего прихода? Приходы не ведут коммерческую деятельность, приходы в основном содержатся не богатыми благотворителями, а на жертву прихожан, которые любят свой храм, заботятся о нем и, по Закону Божию, десятую часть своих доходов отдают на нужды храма: на его развитие, содержание, на содержание причта, хора, воскресной школы, библиотеки, технического персонала, на ремонт, на коммунальные услуги.

Можно давать десятину и быть очень довольным, что весь Закон выполнил, но Господь ожидает от нас иного – духовного делания.

Учителем и Наставником на духовном пути станет Сам Господь, и при правильном духовном развитии на каком-то этапе неизбежно в душе, в сердце человека должна родиться жажда обретения молитвы. И это неизбежно побудит человека к изучению святых отцов, пишущих об аскетике, о молитвенном подвиге.

Слава Богу, сейчас достаточно развито книгопечатание – каждый внимательный христианин может найти сочинения любого отца, который может утолить его духовную жажду.

Вот и в трудах святого Григория Синаита очень много говорится о молитвенном делании.

А еще есть святой преподобный Василий Поляномерульский, который был в XVIII веке учителем и наставником старца преподобного Паисия Величковского.

Его ученики в дальнейшем много потрудились, чтобы укоренить этот опыт в монастырях и научить ищущих молитвенного делания христиан.

Так вот, Василий Поляномерульский написал «Предисловия» к трудам святых отцов, в том числе Григория Синаита, где он объясняет боголюбивому читателю смысл трудов, посвященных молитве.

Те люди, которые созрели, чтобы идти дальше по духовному пути, должны за эти имена ухватиться, найти их труды и начать потихонечку их изучать. Внимательно, неспешно, советуясь с братьями или сестрами по духу и обязательно – со своим духовником.

Все-таки главное не то, что во вне, а то, что внутри нас происходит: «Царствие Божие внутрь вас», – говорит Господь. Нужно, углубившись в себя, исследовать свою душу, чтобы в какой-то момент обрести удивительное состояние, именуемое Царством Божиим.

Дай Бог, за молитвы преподобного Григория Синаита, чтобы искателей молитвенного делания было больше – молитва самое главное ограждение нашего Отечества. Не танки и пушки, не ракеты с ядерными боеголовками – именно молитвенный подвиг, обращение душ христиан к Богу.

Потому что если Бог не выдаст, то, как наш мудрый народ говорит, «свинья не съест», ничего злого не случится. Если в Отечестве будут гореть светильники стяживающих благодать Духа Святого Божия, это главная и самая надежная наша защита. Помогай нам всем Господь.

Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53301

Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Григория Синаита

Горел желанием, как говорит писатель жития его1, всю вселенную обогатить знанием восхождения на высоту делания и созерцания, стремился он возжечь во всех пламенную любовь к этому восхождению…

«Удивлял самих подвижников своею почти бесплотною ангельскою жизнью: пост его, бдения, всенощные стояния, непрестанные псалмопения и молитвы превосходили всякое описание.

Казалось, он спорил с природою, желая вещественное тело свое сделать невещественным»…

А вот и слова самого Григория в ответ на вопросы об умственном делании, с которыми обратился к нему один из учеников его:

«Когда душа употребляет все свое усердие и подвизается посредством деятельных добродетелей, при должном рассуждении, тогда она низлагает все страсти и подчиняет их себе. А если страсти покорены, то ее окружают естественные добродетели и следуют за нею, как тень за телом; и не только следуют, но и учат ее и наставляют тому, что выше естества, учат как бы восхождении по духовной лестнице.

Когда же ум, благодатью Христовою, взойдет к тому, что выше естества, тогда просвещаемый Святым Духом, он простирается к ясному видению; тогда, сделавшись выше самого себя, по мере данной ему от Бога благодати, весьма ясно и чисто видит сущность вещей, и уже совсем не так, как умствуют о том внешние мудрецы, кидающиеся только за тенью вещей, а не старающиеся как должно следовать существенному действию природы. Ведь и Божественное Писание говорит: «посуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1:21—22). Потом душа, принявшая благодать Св. Духа, по причине множества видений, катя ей открываются, мало-помалу, оставляет прежние и переходит к высшим и Божественнейшим, как говорит Апостол Павел: «забывая заднее и простираясь вперед» (Фил. 3:13), — и таким образом, поистине отбрасывает всякую боязнь и страх и, прилепившись любовью к Христу, видит, что природные ее помыслы совершенно умолкают и, по писанию св. отцов, остаются назади. Достигнув безвидной и неизреченной красоты, она теперь, осияваемая сиянием и благодатью Св. Духа, беседует только с Богом, а просветившись этим беспредельным светом и имея стремление к одному Богу, она, по причине своего нового и чудного изменения, совсем уже не чувствует своего смиренного, земного и вещественного тела, ибо является чистою и светлою — без всякой примеси вещественного пристрастия, является существом собственно умным, каким был до грехопадения первородный Адам. Он, сперва, был покрыть благодатью беспредельного света, а потом, по причине горького преступления, обнажился от светоносной этой славы».

«Человек, через трудолюбивое упражнение в умной молитве достигший столь дивной высоты и увидевший ясно свое собственное устроение, в какое он пришел благодатью Христовою, уже увидел и воскресение души своей прежде чаемого общего воскресения, так что душа, очистившаяся таким образом, может говорить вместе с св.

Апостолом Павлом: «в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю» (2 Кор. 12:2).

Но вместе с тем душа и недоумевает, и изумляется тому, и взывает с удивлением: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33)!

Светоносная жизнь в мире св. Григория светоносными лучами отразилась и в прославившихся учениках его: св. Герасиме, Иосифе, авве Николае, чудном Марке, Иакове, Аароне, Моисее, Лонгине, Корнилии, Исайи и Клименте.

И кто измерить все лучи, которыми жизнь праведников озаряет путь к небу для остального человечества…

1 См. жизнь св. Григория Синаита в «Афонск. Пат.» изд. 4, ч. 1, стр. 322-341

По житиям Филарета Черниговского

Источник: http://kotovsk-istok.com.ua/zhitie-svyatykh/aprel/349-6-aprelya/2269-zhitie-prepodobnogo-i-bogonosnogo-ottsa-nashego-grigoriya-sinaita.html

Жития святых » Страница 129 » The prayer book — Молитвенник

Жития святых / Апрель / 6 апреля

  6 апреля (19 апреля)

  Горел желанием, как говорит писатель жития его, всю вселенную обогатить знанием восхождения на высоту делания и созерцания, стремился он возжечь во всех пламенную любовь к этому восхождению»…

«Удивлял самих подвижников своею почти бесплотною ангельскою жизнью: пост его, бдения, всенощные стояния, непрестанные псалмопения и молитвы превосходили всякое описание.

Казалось, он спорил с природою, желая вещественное тело свое сделать невещественным»…

Жития святых / Апрель / 6 апреля

  6 апреля (19 апреля)

  Евтихий, архимандрит монастыря Амасийской митрополии, послан был вместо себя Амасийским митрополитом для участия в даяниях предположенного Пятого Вселенского Собора, и весьма дружелюбно принята был натр. Миною и Ими.

Юстинианом. Когда же патриарх умер до открытая собора, то Евтихий (в авг. 552) призван был занять Конст.

престол на сороковом году своей жизни, и председательствовал на Вселенском Соборе, осудившем продолжателей ереси Hecторианской.

Жития святых / Апрель / 6 апреля

  6 апреля (19 апреля)

  Родиною святого Евтихия было находившееся во Фригии селение, называвшееся «Божественное».

Впоследствии святой Евтихий оградил это селение каменными стенами, построил здесь обширную церковь во имя сорока мучеников и поселил добродетельных мужей и главным образом иноков, проводивших жизнь подобно Ангелам, — он желал, чтобы селение то не только по наименованию, но и на самом деле было божественным. Итак заботами святого всё превратилось в крепкий город.

Жития святых / Апрель / 6 апреля

  6 апреля (19 апреля)

  День 120-ти мучеников в Персии, в IV в. сожженных царем Сапором.

Жития святых / Апрель / 5 апреля

  5 апреля (18 апреля)

  Преподобный Пуплий в сане иноческом подвизался в Египте в царствование императора Юлиана Отступника. Когда этот нечестивый император приготовился идти войною на персов, то послал по направлению к востоку диавола, как бы лазутчиком, повелев ему разведать относительно пути, по которому должно было идти войско Юлиана.

Жития святых / Апрель / 5 апреля

  5 апреля (18 апреля)

  Преподобный Платон был сыном славных и вместе с тем благочестивых родителей — христиан, носивших имена Сергия и Евфимии. С самых юных лет преподобного родители воспитывали его в благочестии и учили добродетелям христианским, но, не успев довести до конца дело воспитания отрока, скончались, отойдя в вечность, от сей преходящей жизни к жизни нескончаемой.

Может быть интересным

Жития святых / Апрель / 5 апреля

   5 апреля (18 апреля)

   Этот подвижник прожил в пустыне 95 лет…

С радостными слезами встретил он по прошествии почти столетия впервые посетившего его человека — авву Cepaпиoнa, отшельника Египетского, ученика Иоанна, из внутренней Антоньевой пустыни; благословив и поцеловав своего гостя, пришедшего к нему но указанно в сновидении, преп. Марк так рассказал ему о себе: «родился я в Афинах и учился разным наукам, проходил и философское учете.

Жития святых / Апрель / 5 апреля

   5 апреля (18 апреля)

  Однажды авва Серапион рассказал следующее. Во время моего пребывания во внутренней египетской пустыне, я отправился как-то к великому старцу Иоанну и, получив от него благословение, сел отдохнуть, устав от дороги. Задремав, я имел видение во сне: мне представилось двое каких-то отшельников, пришедших к старцу и получивших от него благословение.

Жития святых / Апрель / 5 апреля

   5 апреля(18 апреля)

   Святейший Патриарх Иов, в миру Иоанн, родился в Тверской земле в городе Старице, в семье благочестивых посадских людей. Согласно Тверскому патерику, мать Патриарха Иова впоследствии приняла монашество с именем Пелагии и являлась местнопочитаемой подвижницей XVIвека в старицкой Вознесенской церкви.

Жития святых / Апрель / 5 апреля

  5 апреля (18 апреля)

  Память преподобных отцев Феоны, Симеона и Форвина

Может быть интересным

Жития святых / Апрель / 5 апреля

   5 апреля (18 апреля)

   Солунская подвижница Теодора родилась на острове Эгине, от родителей благочестивых, ревнителей чистой веры. Выданная замуж, имела у себя дочку. Неприятельским нашествием вынуждена она была с мужем переселиться в Солунь. Здесь отдала дочь свою в монастырь, а потом, по смерти мужа, и сама приняла иночество в обители, где жила дочь ее.

Жития святых / Апрель / 5 апреля

   5 апреля (18 апреля)

   Преподобная Феодора происходила от благочестивых родителей — христиан, Антония и Хрисанофы, живших на острове Эгине.

Эта благочестивая чета жила в то время, когда святая Церковь была волнуема ересью иконоборческою, в царствование императора Михаила.

Но благочестивые супруги не были смущены учением иконоборческим, а как светильники сияли своим правоверием. От таких-то благочестивых родителей и происходила преподобная Феодора.

Источник: https://www.ThePrayerBook.info/lives-of-saints/page/129/

Ссылка на основную публикацию