Житие святого благоверного князя даниила московского — православные молитвы

Благоверный князь Дании́л Московский

Житие святого благоверного князя Даниила Московского - православные молитвы

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, града Москвы и державы Российския крепкое ограждение, раздоров и нестроений искоренителю, благоверный княже Данииле, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь во дни великих бед и напастей, обышедших страну нашу от нечестиваго царства агарянскаго, восхотев людем страждущим утешение даровати, яви тя, княже Данииле, яко плод красен от чресл великаго князя Александра; людие же, о рождении твоем радости исполнившеся, взываху ти сицевая:

Радуйся, корене благочестиваго прозябение; радуйся, добродетелей отца твоего и матере наследниче.

Радуйся, рождением твоим люди града Владимира возвеселивый; радуйся, грядущую славу Москвы предвозвестивый.

Радуйся, избранниче Божий; радуйся, правило веры благочестивыя.

Радуйся, образе кротости духовныя; радуйся, Бога, яко истиннаго Отца нашего, издетска познавый.

Радуйся, яко Иосиф, от братии твоея досаждения сладце претерпевый; радуйся, последи и братию свою в любовь себе призвавый.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 2

Видяще ближнии твои, блаженне, день от дне во благочестии тя возрастающа, и не точию млеком матерним, но паче благодатию Божиею питаема, радовахуся и, Господа о сем хваляще, взываху: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен имея, уразумел еси, всехвальне, по словеси апостольскому, яко нужнейши всего есть благочестие, имже и потщался еси обогатити душу твою, в молитвах и научении словеси Божию всеусердно пребывая. Того ради людие ублажаху тя сице:

Радуйся, молитвенниче теплейший; радуйся, послушниче Евангелия усерднейший.

Радуйся, добродетели высокия в сердце твоем вкоренивый; радуйся, в заповедех Господних вся дни живота твоего ходивый.

Радуйся, образом жития твоего мир посреде братии водворивый; радуйся, Господа твоего паче всех возлюбивый.

Радуйся, положити душу свою за други своя непрестанное желание имевый; радуйся, благодать Господню в сердце свое заключивый.

Радуйся, и тело свое тою просветивый; радуйся, оное и по смерти нетленно сохранивый.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепляше тя, блаженне, егда в кротости и в смирении души твоея возрастая, уготовлял еси себе на служение княжеское и о помощи небесней молился еси, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея присно в души твоей глагол Господень, пророку реченный: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и смиреннаго, и трепещущаго словес Моих», потщался еси, святе, оными добродетельми себя украсити. Того ради ублажаем тя сице:

Радуйся, подвижниче доблий, на высоту добродетелей возшедый; радуйся, нищетою духовною Царствие Небесное стяжавый.

Радуйся, кротости ради землю обетования наследивый; радуйся, правды и истины паче всего искавый.

Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый; радуйся, миротворец нарочит в житии своем явивыйся.

Радуйся, изгнания правды ради смиренно претерпевый; радуйся, мзду вечную добродетельми стяжавый.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище; радуйся, любве и кротости Христовы вместилище.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 4

Бурею агарянскаго нашествия людие российстии потрясаеми, на тя, всечестне, яко на избранника Божия, взираху и, под кров твой державный прибегающе, защищение и утешение приимаху, вкупе с тобою взывающе Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще, святе, братия твоя отрока тя еще мала суща, наследия отча лишити тя умыслиша и удел малейший, Московский, точию вдати ти изволиша; ты же, кроток сый и незлобив, ничтоже противовещал еси и за обидящих тя Господеви молился еси. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, кротости Христовы подражателю; радуйся, предивный нестяжателю.

Радуйся, удел твой малейший возвеличивый; радуйся, всего себе воле Божией предавый.

Радуйся, от Него токмо единаго помощи искавый; радуйся, богатство тленное презревый.

Радуйся, сокровища духовная возлюбивый; радуйся, от юности в благодати у Бога и человек возраставый.

Радуйся, яко и по скончании земнаго жития твоего тую же благодать сугубо восприявый; радуйся, яко и мы благодати Божия по молитвам твоим сподобляемся.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде подобяся, на земли течение твое светло совершил еси, благоверный княже Данииле, лучи святости и потоцы милости всем изливая; ихже ради и в сонме святых пребываеши, поя с ними: Аллилуиа.

Икос 5

Слышавше ближнии и дальнии, яко в малем еще граде Москве на высоте стола княжескаго возоблистал еси, преславне княже Данииле, под сень крилу твоею притекаху, похвалы таковыя ти приносяще:

Радуйся, княже благосердый, любовию своею вся покрываяй; радуйся, владыко прелюбимый, бедствующия защищаяй.

Радуйся, мудрость отца твоего, князя Александра, восприявый; радуйся, страны Московския утверждение.

Радуйся, державы Российския украшение; радуйся, Церкве Христовы похвало высокая.

Радуйся, людей российских упование благонадежное; радуйся, тобою бо во едино братство совокупляемся.

Радуйся, яко твоим научением от распрей свобождаемся; радуйся, заповедей Божиих верный исполнителю.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник Царствия Божия явился еси, благоверный княже Данииле: над людьми бо своими царствуя, слезу всяку от лица страждущих отымал еси, подвизая звати всех: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко пресветлое солнце, на престоле Московстем, благоверный княже Данииле, величием души твоея и добродетельми всю землю Российскую озаряя и подвизая всех ублажати тя сице:

Радуйся, мужу желаний духовных; радуйся, стяжателю даров небесных.

Радуйся, милосердия сокровище неисчерпаемое; радуйся, кротости наставниче.

Радуйся, заповедей евангельских делателю неленостный; радуйся, нищету вольную Христа ради возлюбивый.

Радуйся, сиротам и вдовицам отче благосердый; радуйся, людем твоим помощниче богодарованный.

Радуйся, в чине властителя кротость детскую проявивый; радуйся, душу твою в храм Божий добре претворивый.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 7

Хотяй Всевидец Господь прославити тя, блаженне, постави тя владыку преславна во смирении людем Своим, иже и взирающе на тя, и добродетелей твоих богатству чудящеся, пояху Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго и дивнаго устроителя земли Российския вемы тя, княже Данииле, кротостию бо, смиренномудрием, братолюбием и мудростию небесною княжение Московское возвеличил еси и сильно сотворил еси е. Сего ради приими от нас сицевая:

Радуйся, мудрость Соломонову стяжавый; радуйся, кротость Давидову восприявый и тою враги твоя победивый.

Радуйся, многия други себе стяжавый; радуйся, стольный град твой храмы Божиими украсивый.

Радуйся, величию Москвы тем послуживый; радуйся, воине Христов неодоленный.

Радуйся, от бед и скорбей всем скорое прибежище; радуйся, от всех зол твердое защищение.

Радуйся, унывающим доброе вразумление; радуйся, всем братолюбцем присное ободрение.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 8

Странника и пришельца себе на земли быти помышляя, час кончины твоея пред очима твоима присно имел еси и сего ради обитель иноком во славу тезоименитаго ти преподобнаго Даниила возградил еси, идеже молитвы твоя Господеви возсылал еси, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе от юности Господу возложив, вся дни живота твоего, благоверный княже. Тому усердно работал еси и, ко блаженному успению достиг, в мире глубоце дух свой Ему предал еси. Людие же княжения твоего, окрест гроба твоего собравшеся, пояху ти сицевая:

Радуйся, княже наш превожделенный, ко Господу отошедый; радуйся, нетленное тело твое нам оставивый.

Радуйся, ароматы добродетелей твоих нам благоухаяй; радуйся, сиянием небеснаго света озаренный.

Радуйся, обилием любве твоея вся удививый; радуйся, и врагом твоим благое упокоение у себе устроявый.

Радуйся, крепость державы твоея тем созидавый; радуйся, наследником твоим присное научение.

Радуйся, гроб твой, аки краеугольный камень, граду Москве положивый; радуйся, яко молитва твоя о людех и по смерти не оскудевает.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 9

Вси небеснии чини и святых собори радостно тя прияша, богомудре, подвиг земнаго течения своего добре совершивша и к вечному животу пресельшася, идеже с ними поеши: Аллилуиа.

Икос 9

Витий человеческих уста не возмогут изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, угодниче Божий, егда бо гроба твоего место забвению предадеся, сам яве предстал еси юноше благочестивому, господина месту тому себе нарицая, и князя Иоанна обличая, и глаголя: «Чесо ради предал мя еси забвению? Аще же и забвен аз тобою, не забы мя Господь». Мы же, явление Твое благоговейно почитающе, сице вопием:

Радуйся, града нашего Москвы Богом данный покровителю; радуйся, обители твоея неусыпный хранителю.

Радуйся, яко и по успении твоем нас не оставляеши; радуйся, яко милосердие Божие о гресех наших умоляеши.

Радуйся, мзду трудов твоих восприявый; радуйся, небесною славою душу твою осиявый.

Радуйся, наследников твоих добрый учителю; радуйся, к добродетели твердый тем наставниче.

Радуйся, всем людем благий пред Богом предстателю; радуйся, молитвы их к престолу Его возносяй.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 10

Спастися всем хотяй Господь вельможу некоего, гроб твой, святе, поправша, недугом порази, обаче согрешение свое познавша и прощение от тебе приемша помилова, да и мы вси, достойно почитающе тя, благодарно вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стену необоримую и забрало крепкое граду Москве и всей державе Российстей Господь дарова тя, блаженне, верным в скорбех и нуждах пребыстрое заступление, да зовем ти сице:

Радуйся, призывающим тя во благое скорый помощниче; радуйся, чистоты душевныя и телесныя сокровище.

Радуйся, душевных и телесных недугов целителю; радуйся, державы нашея утверждение.

Радуйся, Церкве Российския украшение; радуйся, яко отец чадолюбивый, чада твоя назираяй.

Радуйся, яко воевода непобедимый пределы земли нашея ограждаяй; радуйся, небрегущия о святыне страхом вразумляяй.

Радуйся, яко кающимся скорое прощение испрошаеши; радуйся, яко благим подвигом тех научаеши.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приими от нас, прехвальне, и молитвы, приносимыя тебе, не презри: к тебе бо в скорбех прибегаем и пред гробом твоим слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарна светильника благодати яви тебе всех Творец, силою бо, данною ти свыше, юношу при гробе твоем от одра смерти возставил еси. Сего ради ублажаем тя сице:

Радуйся, милостивый скорбящим помощниче; радуйся, сосуде, Святаго Духа исполненный.

Радуйся, дарами Того обогащенный; радуйся, сими дарами и молящихся тебе обогащаяй.

Радуйся, ко Святей Троице дерзновение велие стяжавый; радуйся, дерзновение сие на помощь людем направляяй.

Радуйся, силу чудес от Бога приявый; радуйся, за грешныя Господа умоляяй.

Радуйся, любве и кротости Христовы вместилище; радуйся, безпомощных скорый помощниче.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 12

Благодатию, данною ти свыше, недуги исцеляеши, враги и супостаты от нас отгоняеши, жизнь нашу умиряеши и душам нашим полезная подаеши, да благодарственно взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем честныя подвиги твоя, ублажаем чистое житие твое, восхваляем священную память твою, Данииле благоверне, и, прославляюще Господа всех, вопием ти сице:

Радуйся, яко крест богоугоднаго жития до конца понесл еси; радуйся, яко о скорбех твоих Бога благодарил еси.

Радуйся, всяку добродетель в себе изобразивый; радуйся, иго Христово возлюбивый.

Радуйся, немощи немощных на себе носивый; радуйся, благоволение Божие людем твоим испросивый.

Радуйся, присно на Небеси торжествуяй; радуйся, на земли преславно чудодействуяй.

Радуйся, людем твоим помощниче богодарованный; радуйся, ангелом собеседниче достойный.

Радуйся, преподобне княже Данииле, Московский чудотворче.

Кондак 13

О, преславный угодниче Христов и чудотворче, преподобне княже Данииле, отрадо и утешение всех с верою к тебе прибегающих! Приими от нас, недостойных, сие малое моление, с любовию тебе приносимое, и теплым ходатайством твоим ко Господу огради святую обитель твою, умири жизнь нашу и даруй нам покаяние совершенное, избави нас от бед и вечныя муки, да купно с тобою благодарственно вопием: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранный чудотворче …».

Молитва первая

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих.

Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный.

Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше.

Весна покаяния да украсит дела наша.

Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла.

Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими.

Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-daniil-moskovskij

Житие святого благоверного князя Даниила Московского

17 марта, дата смерти святого, православный мир воздает дань памяти благоверному князю Даниилу Московскому, основателю Москвы и хранителю русских земель.

Читайте также:  Православные молитвы святым апостолам петру и павлу - православные молитвы

12 сентября в храмах отмечается, как дата обретения мощей праведного сына Руси. Правитель, в котором полностью воплотился замысел Божий, стал родоначальником Рюриковичей по московской ветке, от него произошли знаменитые дворяне и цари.

Детские годы и отрочество

8 января 1261 года в семье великого князя Александра Невского родился четвертый и последний сын, которого назвали в честь святого Даниилом.

Отец мальчика, сын Ярослава Великого, Александр Невский был женат на дочери полоцкого правителя Брячислава. После рождения последнего сына через год при таинственных обстоятельствах умирает Александр Невский, а вскоре земной мир покидает и мать молодого дворянина.

Даниил, младший сын Александра Невского — первый удельный князь Московский

Мальчиком опекаются старшие братья, которые отдали сироту на воспитание в монастырь.

В исторических записях ничего не сказано о том, как прошли первые 20 лет будущего основателя Москвы, но историки утверждают, что за это время юноша получил самое лучшее воспитание и образование, соответствующее его княжескому титулу.

Кроткий и терпеливый молодой дворянин, помогающий в монастыре бедным и сиротам, без ропота принял в свои владения бедное, мало кому известное княжество, не имеющее до того времени над собой правителя, владение Москва.

Получивший образование в ведении дел, молодой князь по-хозяйски взялся за дело, ликвидировав остатки владения наместников в виде недоимок, приписок, казнокрадства.

Даниил с любовью относился к своему княжьему уделу, он привел в порядок все, пригодное для ведения торговых дел, сельского хозяйства и охоты.

 Первой постройкой нового хозяина стал монастырь, укреплением стен которого князь руководил самостоятельно.

На заметку! Со времен правления Даниила украшением Москвы стала Красная площадь, в то время центр с торговыми рядами, а ныне символ столицы России.

Миролюбивая политика праведника Божьего

Незадолго от начала правления молодого государя небольшого княжества маленький и незавидный удел превратился в первопрестольную столицу, и Даниил получил имя великого князя Московского.

То было время монголо-татарского ига, постоянных нашествий варваров и обложения неподъемным налогом. При набегах татаро-монголов уничтожались целые селения, людей истребляли от детей до стариков, а мужчин уводили в рабство, но это не мешало дворянам раздирать владения, ведя междоусобные войны.

Миролюбивая политика князя способствовала прекращению и избеганию кровопролитий, даже предательский урок брата не сумел поколебать любви правителя к народу.

Старший брат Андрей пошел на мировую с главой татарской орды Дюденем, открыл для его опустошительных набегов ворота многих русских городов. Пепелища остались вместо Мурома, Суздаля, Твери, Можайска, которые пытались оказать сопротивление кочевникам.

Житийная икона святого князя Даниила Московского

Молодой Даниил сам открыл ворота Москвы перед татаро-монголами, предотвратив кровопролитие, а после ухода орды раздал пострадавшим москвичам свое богатство.

Божий помазанник не стал мстить старшему брату за предательство, но жизнь поставила перед ним еще одно испытание. Проходит всего 2 года и свирепый Андрей выступает против младшего брата, назначив битву около селения Юрьево Полчища.

9 дней русские воины разных княжеств стояли лицом к лицу, миролюбивые воззвания московского правителя возымели действие, битва закончилась, не начинаясь. Русская кровь не была пролита благодаря любви Христа, живущей в сердце святого правителя.

Важно! 1301 год стал годом перелома в отношениях дворян, которые на общем съезде услышали Московского князя и решили объединиться, прекратив вражду между собой.

Перед этим москвичи отбили атаку дворянина Константина при содействии татар, варваров уничтожили, а рязанского бунтовщика привели к Даниилу.

Первая победа показала русскому народу, что татар можно побеждать, в то же время молодой правитель дал христианскому миру пример милосердия и бескорыстия, не умертвив, а воздав честь плененному рязанскому дворянину. Милосердный победитель не стал завоевывать чужих земель, за доброе христианское сердце Господь постоянно даровал святому мужу Свое благословение.

Так было положено начало конца торжества монголо-татарской орды, которую окончательно победил внук князя Дмитрий Донской в битве на Куликовом поле в 1380 году.

Объединение Руси

1302 год, умирает правитель Переяславля-Залесского, оставляет дяде Даниилу свое княжество в наследство, княжество Москвы превращается в самый крупный и мощный удел, что положило начало единой мощной державе. Переяслав был намного больше Москвы в то время, но князь не стал переносить столицу из Москвы. Вокруг его княжества началось объединение земель Руси.

Наполненный верой и благочестием сын Александра Невского способствовал строительству православных церквей по всей русской земле, так возникли:

  • кремлевский храм Спас-на-Бору;
  • храм преподобного Даниила Столпника, позже превращенный в мужской монастырь;
  • Богоявленский монастырь;
  • Петропавловский храм.

Жители Москвы и Переславля любили своего правителя за кроткий, боголюбивый нрав, милосердие.

В возрасте 41 года великий правитель Московский отошел от дел, принял схимнический сан и полностью посвятил себя служению Богу.

Святой благоверный князь Даниил Московский

В марте 1303 года схимник Даниил покинул этот мир, завещав похоронить его на кладбище около простых монахов.

Сын Иван Калита через несколько лет распорядился перенести Даниилов монастырь в кремлевский храм Спас-нА-Бору, оставив около праха отца церковь Даниила Столпника.

Прошло 2 столетия, кладбище было заброшено, и никто уже не мог вспомнить, где была могила великого основателя Москвы.

Прошло время, и на престол Руси взошел Иоанн Третий. Одному из его соратников во сне явился незнакомый муж Божий, представился, как основатель столицы и оставил послание своему потомку, велев передать, несмотря на то, что царь ищет земные утешения и забыл его, Господь же всегда с ним.

Это послание коснулось сердца Иоанна ІІІ, он вспомнил все рассказы о праведности Даниила и выдал указ о проведении соборных панихид и храмовых служб в память о выдающемся предке.

Второй раз великий основатель столицы заявил о себе сыну Иоанна ІІІ Великому князю Василию, который пребывал неподалеку основанной прадедом церкви.

Его соратник, дворянин Шуйский, после прогулки, встал на камень, чтобы вскочить на лошадь, но услышал, что это надгробная плита великого Даниила Московского. Шуйский не поверил сказанному.

В тот же миг его конь встал на дыбы, перекинулся на спину и сдох, придавив своим весом всадника.

Святой князь Даниил Московский. Явление юноше

Заказав молебен по великому святому, Шуйский искренне раскаялся в непослушании и небрежном отношении к месту захоронения праведника, и после богослужения был исцелен.

Недаром говорят, что Бог любит Троицу. Иоанн Грозный является потомком Даниила Московского в 9-м поколении. Третий раз дал знать о себе великий праведник во время правления Иоанна Грозного.

Купеческий сын был настолько плох, что отец решил на лодке отвести в московский монастырь. Проплывая мимо Даниловой церкви, купец остановился и на руках отнес сына на могилу праведного покровителя Москвы.

Трудно передать силу молитвы отчаявшегося отца, у которого оставалась одна надежда на Бога через покровительство праведного и верного Даниила.

Слезы застилали глаза отца так, что он не сразу заметил, что сын смотрит на него открытыми глазами, он обрел исцеление.

Сила нетленных мощей

На протяжении 350 лет святой князь Московский не раз указывал место своего захоронения, являясь людям в разное время. Царь Иоанн Грозный принял решение о восстановлении Даниловой обители на старом месте.

30 августа в 1652 году священный собор, возглавляемый патриархом Никоном, присутствовали при вскрытии могилы праведника и стали свидетелями дивного явления — мощи святого оказались нетленными и множество народа, присутствующего на панихиде, получили в тот день исцеления. Церковь присоединила благоверного князя к лику святых праведников.

Благодаря любви Творца к Своему посланнику, несмотря на разорения и перенесенные бедствия, Данилова обитель выстояла после гонений 1930 года и была восстановлена по указу Патриарха Пимена в 1983 году.

Святой праведник по-прежнему служит людям в обители, обустроенной 7 столетий тому назад.

Данилов монастырь в Москве

После смерти праведника паломники стали отмечать, что их прошения и молитвы сбываются, особенно если просить защиты от:

  • ссор;
  • набегов врагов;
  • враждебно настроенных соседей и родственников.

Важно! Именно к иконе Даниила Московского идут русские люди просить о защите Отечества и дарования ему мира и благополучия.

В монастырских книгах Данилова монастыря Москвы хранится множество благодарственных записей. Люди воздают хвалу святому за чудеса исцеления от онкологии, рождение ребенка наперекор вердикту врачей, получение жилья и справедливое решение суда.

Инженерные войска армии России считают преподобного Даниила своим покровителем на Небесах.

Даниил Московский

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-knyazya-daniila-moskovskogo.html

Молитва святому благоверному князю даниилу московскому

Полное собрание и описание: молитва святому благоверному князю даниилу московскому для духовной жизни верующего человека.

Любовью и братолюбием положил начало объединению Руси в мощную державу – Московское царство. Св. князю Даниилу молятся о спасении России, о добром нраве властей и правителей, об избавлении от пагубных разделений и междоусобной брани.

Благоверный князь Даниил Московский

Тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей.

Тропарь второй благоверному князю Даниилу Московскому, глас 5

Благославная похвало и благосветлый венче царствующаго града Москвы, всеблаженне Данииле, отче наш. Подвигом бо добрым подвизався, богоугодное течение совершил еси, всерадостныя нескончаемыя жизни сподоблься, зриши Господа Бога, Емуже молися, благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.

Тропарь на обретение мощей благоверного князя Даниила Московского, глас 3

Явился еси в стране нашей, яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

Избранный Богом от чресл родительских и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием, верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле, ихже образом своим наставляя и поучая заповедем Господним выну, путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя, Небеснаго Царства достигл еси, идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.

Кондак второй благоверному князю Даниилу Московскому, глас 8

Яко Богонасажденное и Богоразумное древо в России возрасл еси и многоплодием Богоподобных добродетелей твоих утучняеши сердца благочестивых. Темже в крепости помощи твоея, преблаженне Данииле, от всяких нас бед свободи, да поем присно: Аллилуиа.

Кондак на обретение мощей благоверного князя Даниила Московского, глас 6

Еже по образу соблюд непреложно и яже в мире тленная оставив, со ангельскими лики предстоиши Христу, преподобне княже Данииле, никакоже забывая чад твоих, но милостивно посещая и глаголя им: аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Молитва первая благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския божественное утверждение, преподобие княже Данииле, усердно молим тя: призри на нас (имена), память твою воспевающих, пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя: всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков, аминь.

Молитва вторая благоверному князю Даниилу Московскому

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный.

Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше.

Весна покаяния да украсит дела наша.

Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла.

Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими.

Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Акафист благоверному князю Даниилу Московскому:

Каноны благоверному князю Даниилу Московскому:

Житийная и научно-историческая литература о благоверном князе Данииле Московском:

  • Благоверный князь Даниил Московский – Православие.Ru

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/molitva-svyatomu-blagovernomu-knyazyu-daniilu-moskovskomu/

Святой благоверный князь Даниил Московский — МолитвослоВ

МолитвослоВ

Дни памяти:  Март 4,  Август 30 (Обретение мощей)

Святой благоверный князь Даниил Московский

Александр Невский

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца.

Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

Даниил Столпник

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря).

Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными.

И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было.

Читайте также:  Молитвы святителю митрофану воронежскому чудотворцу - православные молитвы

Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

Святой князь Даниил Московский

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар.

Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю.

В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон.

Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила — святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах — «Бог не в силе, а в правде».

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 — 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам.

Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам — князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца.

Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святой Благоверный князь Даниил Московский

Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих». Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю.

Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».

Источник: http://www.molitvoslov.by/2015/svjatoj-blagovernyj-knjaz-daniil-moskovskij.html

Святой Даниил Московский

Дни памяти:
17 марта — день преставления святого князя Даниила Московского
12 сентября – день обретения святых мощей благоверного и преподобного Даниила

О чем молятся святому Даниилу Московскому
Житие благоверного преподобного Даниила Московского
Молитвы святому Даниилу Московскому
Акафист святому Даниилу Московскому
Величание святому благоверному Даниилу Московскому
Видеофильм -Даниил Московский

В чем помогает святой князь даниил московский

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о защите родной державы. В жизни, будучи миролюбивым, он помогает в защите от всяких ссор, от нападений.

Московский Даниилов монастырь хранит многочисленные свидетельства о помощи святого князя Даниила в исцелении от многих болезней, в том числе и от онкологических, о рождении ребенка, о помощи в поиске работы, при несправедливых обвинениях, о решении жилищных проблем.

Таких свидетельств очень много и это все можно увидеть в благодарственных книгах, находящихся в монастыре.
Некоторые из этих свидетельств ( а также житие, акафист и молитвы) есть в небольшой брошюрке Благоверный и преподобный князь Даниил Московский.

Святого благоверного князя Даниила Московского почитают небесным покровителем Инженерных войск Российской армии.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

Житие преподобного даниила московского

В своих молитвах Русская Церковь так обращается к святому благоверному князю Даниилу:

“Церкве похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение”

Мы почитаем его, как устроителя, создателя и небесного покровителя основанного им Даниилова монастыря в Москве.

Святой благоверный князь Даниил — сын святого благоверного князя Александра Невского, защитника Руси.
Он родился в 1261 году во Владимире-на Клязьме, тогда столице мощного Владимирского княжества. Он рано осиротел, через два года после рождения, в 1263 году, князь Александр умер, по пути домой из Золотой Орды.

После раздела наследства, Даниил стал князем самого маленького, на то время, Московского княжества, превратившееся усилиями святого в Великое княжество Московское.
Это время было очень трудное для Руси, которое осложнялось не столько монголо-татарским игом, сколько княжескими междуусобицами.

Именно миролюбие, которым отличался святой князь, было в те годы необходимым и редким качеством для правителей.

За тридцать лет своего правления Даниил не только ни разу не пытался расширить свои владения, наоборот, он часто старался примирить враждовавших князей, даже и в тех случаях, когда они восставали против него самого.

В 1293 году его жадный властолюбивый брат, князь Андрей Александрович, с монголо-татарским войском напал на Москву и разграбил ее. Князь Даниил помог своим подданным, он раздал все свое имущество на восстановление города  и в помощь разоренным людям.

Через два года святой князь все-таки вынужден был выступить в поход против «немирного и свирепого» князя Андрея.

Встретившись возле города Юрьево Полчища, их войска девять дней стояли друг против друга, но битва так и не началась, миролюбие, проявленное святым Даниилом предотвратило братубийственное сражение.

Московский князь, по примеру Христа, простил своему старшему брату все зло.

В 1296 году состоялся съезд русских князей, на котором, благодаря князю Даниилу Московскому, произошло их примирение друг с другом.

В 1300 году князю Даниилу снова пришлось сражаться — рязанский князь Константин, при помощи одного из монгольских ханов, запланировал захват Московской земли. Но Даниил выступил навстречу и разбил нападавших возле Переяславля рязанского, а Константина взял в плен.

По обычаям того времени, Даниил Московский мог захватить земли или ограбить побежденных, но он не стал этого делать. Вместо этого, он содержал брата князя Константина в Москве не как пленника, а как дорогого гостя, чем и примирил его с собой.

Эта победа князя Даниила была началом на пути избавления от монголо-татарского ига, предвестником поражения монголо-татар в 1380 году на Куликовом поле, которое выиграл его правнук князь Дмитрий Донской.

Святой князь Даниил никогда не захватывал чужие земли, он был исключительно миролюбивым правителем и за эту его добродетель Господь Бог много помогал святому.
В 1302 году князь получил по завещанию Переяславльское княжество от своего умершего племянника князя Иоанна.

В то время это было второе, после Ростова Великого, княжество по числу людей и укреплению главного города (сейчас это Переславль-Залесский). Хотя размеры московских земель были меньше, князь Даниил остался в Москве, и не стал переносить столицу.

Это объединение превратило московское княжество в мощное и влиятельное, и положило начало объединению русских земель вокруг Москвы.

Благочестивый князь Дмитрий придавал огромное значение распространению православной веры и строительству новых храмов. На Боровицком холме, внутри Кремля, по его указанию был воздвигнут храм «Спас-на–Бору».

Около 1282 года было завершено на берегу Москвы-реки строительство церкви прп. Даниила Столпника, при которой был основан первый в Москве мужской монастрь. В 1296 году князем Даниилом был основан Богоявленский монастырь.

В 1300 году в Крутицах был построен храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла.

«С кротостью и мудростию в богоугодных добродетелях» управлял святой Даниил Московский своими землями. На 42 году своей жизни, приняв схиму в честь пророка Даниила, 4/17 марта 1303 года он скончался.
По его завещанию, он был погребен не в храме основанного им Данииловского монастыря, а на монастырском кладбище среди простых иноков «конечного ради смирения».

Основанный святым князем Данилов монастырь вскоре, после его смерти, по приказу его сына Ивана Калиты, был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители, около 200 лет, стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что на этом месте когда-то был монастырь, да и сама могила князя была предана забвению.

В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше, из свиты Великого князя Иоанна, явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский.  И просил передать князю Иоанну:

“Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог”.

Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков – Великого князя Даниила и всех сродников.

Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но, вдруг, ему явился незнакомец, который сообщил:

“Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил”.

На что Шуйский произнес: “Мало ли лежит здесь князей”. После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить.  После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу, князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.

Третье напоминание о святом Данииле Московском было при Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении.
Один купец, вместе с больным сыном, на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви.

Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила.

Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.

Святые мощи святого князя Даниила находились в земле 350 лет, с 1303 по 1652 год и он сам охранял место почивания своих мощей, не единожды являясь людям и указывая это место.

Эти явления, и многочисленные их подтверждения, побудили Иоанна Грозного отдать указ о восстановлении в 1547-1560 годах Даниловой обители на ее прежнем месте.

А 30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, со священным собором во главе с Патриархом Никоном, прибыли в Даниловский монастырь для раскрытия могилы святого.

Когда тело подняли, все увидели, что оно сохранилось целым и неповрежденным, а среди людей произошло немало исцелений.  Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен в лике святых.

Сама история Данилова монастыря показывает, насколько Господь любит Своего Угодника. За 700 лет существования обители, она много раз испытывала бедствия, дважды была полностью разорена, но всегда получала помощь от своего святого Божиего заступника  и хранителя.

Читайте также:  Можно ли носить чужой нательный крестик - православные молитвы

В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, Данилов монастырь был закрыт в числе последних в 1930 году.

А в 1983 году Патриарху Пимену было предложено, для возвращения Церкви, выбрать одну из обителей и его выбор пал на Даниловский монастырь, хотя его состояние было самым тяжелым из всех предложенных.

Так оказалось, что после многих лет атеизма, Данилов монастырь стал первым, возвращенных Церкви. Святой князь Даниил снова призвал свою обитель на служение людям.

Величание даниила московского

Ублажаем тя, благоверный княже Данииле, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Видеофильм о данииле- московский святой

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/svyatoj-daniil-moskovskij/

Святой Даниил Московский – миролюбивый князь (+ ВИДЕО)

Фильм с участием протоиерея Алексия Уминского

Ордынские ханы в XIII–XIV столетиях продолжали осуществлять свою политику “разделяй и властвуй”, стравливали русских князей, всячески пользуясь при этом и их личными притязаниями, и соперничеством между ними.

Совсем не случайно в течение XIV века титул “великих князей” был дарован нескольким русским правителям, в результате чего на Руси возникло сразу же несколько “великих княжеств” — Тверское, Московское, Рязанское, Смоленское, Нижегородское.

По мысли ордынцев, подобный политический расклад должен был значительно помешать возможному процессу объединения русских земель.

Но в Орде не учли одного важного момента — практически во всех русских княжествах в этот период нарастает движение к консолидации как духовной, так и политической.

Ведь именно XIV столетие впервые за предыдущие двести лет явит примеры совместных действий русских князей, подчинивших свои личные устремления и удельные интересы интересам общерусским, отдавших свои силы и даже жизни обеспечению решения общерусских задач.

Конечно, подобное поведение еще не стало общепринятой практикой, но даже отдельные примеры показывали общую и все более нарастающую тенденцию в духовно-политическом развитии Руси.

В исторической литературе вот уже полтора столетия не утихают споры о том, почему именно Москва стала центром объединения русских земель и образования единого Русского государства.

В самом деле, географическое положение Москвы было куда менее выгодным, нежели положение Твери, Углича или Нижнего Новгорода, мимо которых шел самый легкий и безопасный торговый путь по Волге. Москва не имела того боевого опыта, каковой имели Смоленск и Рязань.

Новгород Великий был намного богаче, а Ростов и Суздаль обладали гораздо более глубокими традициями культуры.

Возвышению Москвы вроде бы не способствовала и династическая ситуация. Стоит напомнить, что князь Даниил Александрович Московский, возглавивший княжество в конце XIII в., был всего лишь четвертым сыном Александра Невского. Причем он даже не успел побывать великим князем, ибо умер раньше своего старшего брата Андрея.

В свою очередь, и Иван Данилович Калита — это тоже четвертый сын Даниила. По всем признакам Иван Калита — четвертый сын четвертого сына Александра Невского! — не имел, казалось бы, даже возможности занять великокняжеский стол, ибо не обладал никакими правами на “старейшество”.

К примеру, тверской князь Михаил Ярославич перед сыновьями Даниила Юрием и Иваном имел преимущество третьего поколения перед четвертым.

И все же именно Московское княжество оказалось той центростремительной силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство.

***

Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии.

Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.

Как сообщает Житие святого, мудро, “имея разум богопросвещенный”, управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли.

Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием.

Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — “Братолюбец”.

Сам же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих старших братьев в борьбе за великокняжеский стол.

Миролюбие князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение современников. К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре, ремесленники, земледельцы… А князь Даниил гостеприимно встречал тех, кто искал в ней приюта. На рубеже XIII–XIV вв.

Даниил принимает у себя беглецов из разоренных земель, среди которых были Федор Бяконт, отец будущего святителя, митрополита Московского Алексия, и Радион Несторович, родоначальник Квашниных. Каждому новоприбывшему московский князь находил дело по его призванию и склонности, имея недреманное попечение о пользе своих подданных.

И многолюдно становилось в московских землях. И росли новые села, умножались крестьянские хозяйства, возрождались ремесла.

Такая позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения в 1293 г., когда его старший брат Андрей, в борьбе за великий престол с братом Дмитрием, привел на Русь страшную ордынскую “Дюденёву рать”.

Однако Даниил быстро оправился от погрома и после окончания боевых действий возглавил коалицию, направленную против Андрея Александровича. В 1295/96 г. он отказался от приглашения в Новгород, защищая Переяславль, город своего племянника Ивана Дмитриевича.

А Москва в годы правления князя Даниила постепенно строилась и крепла. Даже страшное разорение, которому Москва подверглась во время “Дюденёвой рати”, не погубило её. Всем миром трудились москвичи, заново отстраивая свой город.

И снова князь Даниил Александрович подал всем пример небывалой милости. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. И Москва быстро оправилась от погрома.

Скоро и следа не осталось от пронесшейся татарской бури.

Даниил Александрович являл для всех пример истинного благочестия. Сердечно заботился князь и о духовном просвещении своих подданных. Время правления князя Даниила Александровича Московского — это и время становления Москвы, как религиозного центра.

Начало этому было положено основанием московским князем монастыря в честь преподобного Даниила Столпника, своего небесного покровителя.

Житие Даниила Московского так рассказывает об этом событии: “Богоугодно господствуя в Московской земле, блаженный князь Даниил построил за Москвою-рекою монастырь, который зовется по его имени Даниловский, создал церковь во имя ангела своего преподобного Даниила Столпника и поставил в нем архимандрита”. Возможно, архимандрит Данилова монастыря на рубеже XIII–XIV вв. являлся главой всех остальных священников Москвы.

Свято-Данилов монастырь — первый из известных нам и дошедших до нашего времени московских монастырей. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе называют 1272 г. или 1282 г.

, иногда просто указывают — “конец XIII века”. В последнее время, сравнительное изучение исторических свидетельств, позволило историкам предположить, что монастырь был основан в 1298–1299 гг.

Впрочем, вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Судьба Данилова монастыря сложилась удивительно. По легенде князь Даниил завещал похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В 1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор и монастырь пришел в запустение.

Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов, а территория была обнесена мощными каменными стенами с боевыми башнями.

В нижнем ярусе храма расположился престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в другом ярусе престол Даниила Пророка. На месте же старой деревянной церкви позже была построена церковь Воскресения Словущего. В 1648 г.

над северными воротами возвели колокольню со звонницей в третьем ярусе и главкой в виде царской короны. Впоследствии все храмы перестраивались, стены укреплялись.

Когда в 1572 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, его встретили метким огнем пушек со стен и башен Данилова монастыря.

Во времена польско-литовской интервенции его стены были обстреляны, а деревянные шатры башен сожжены. У стен монастыря повесили сподвижников И. Болотникова, здесь же в 1610 г.

прокричали царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола, здесь же был убит восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов.

Чуть позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя Святого Богоявления.

Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г.

Даниил захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая, завещает город своему дяде и покровителю. Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер.

Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.

Князь Даниил Александрович так и не стал великим князем. Он скончался 5 марта 1303 года. Перед своей кончиной он, по примеру своего отца, великого князя Александра Ярославича Невского, принял монашеский постриг.

У князя Даниила Александровича осталось четыре сына. Двое из них умерли. А двум другим — Юрию Даниловичу и Ивану Даниловичу — предстояло и далее исполнять отцовский завет об устроении родного княжества.

Русский народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь князя Даниила Александровича. И потому в XVI веке, в 1547 г., князь Даниил Московский был канонизирован Русской Православной Церковью.

А еще через сто лет, 30 августа 1652 г., мощи святого Даниила Московского были обретены нетленными. Их поместили в серебряную раку и поставили в храм Семи Вселенских Соборов в Свято-Даниловом монастыре. Предположительно и Иван Калита был захоронен первоначально здесь. В этом же храме хранились и мощи Бориса и Глеба.

Житие Даниила Московского рассказывает о чудесах, свершенных московским святым после смерти. Однажды великий князь Иван III Васильевич проезжал мимо места древнего Даниловского монастыря, где почивали мощи блаженного князя Даниила. И вот у одного знатного юноши споткнулся конь, и он остался один, отстав от княжеской свиты. Внезапно юноше явился незнакомый человек.

Юноша испугался, а незнакомец стал говорить: “Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин. Имя мое Даниил Московский. По Божию изволению положен я здесь, на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к великому князю Иоанну и скажи ему: вот, ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог мой не забывал меня никогда”.

Сказав это, незнакомец стал невидим.

Юноша тотчас догнал князя и рассказал ему о чудесном видении. С того времени великий князь повелел петь соборные панихиды и божественные службы, и устроил раздачу милостыни и трапезы по отошедшим душам своих родственников, поживших в благочестии.

Вот еще одно чудо. В годы царствования Ивана Грозного в Коломне жил купец. Однажды на лодке он вместе с сыном выехал для торговли в Москву. По дороге его сын заболел.

Купец приплыл к церкви, где почивали мощи блаженного князя Даниила, принес больного сына ко гробу святого и начал горячо молиться. И тотчас сын его стал здоровым, и они продолжали путь.

С тех пор отец сильно уверовал в святого Даниила и каждый год в день исцеления сына приходил к его гробу, совершал там молебны и творил милостыню.

***

И вот ведь как удивительно промыслительно распорядилась история. В 1547 г. вместе с другими русскими святыми и вместе с благоверным князем Даниилом Московским, Русская Православная Церковь прославила и его отца – великого князя Александра Ярославича Невского.

А в начале XVIII века, в 1724 г., тогдашний российский император Петр I Алексеевич совершил перенесение мощей благоверного великого князя Александра Ярославича Невского – из Владимира их торжественно перенесли в Санкт-Петербург.

А свершилось это великое деяние… 30 августа (или – 12 сентября по новому стилю).

И снова церковные праздники в честь перенесения мощей святого князя Александра Невского и его сына святого князя Даниила Московского выпали и до сих пор свершаются в один день.

Наверное, это не случайно. Ведь именно Даниил Московский оказался истинным продолжателем дела своего отца по сбережению Русской земли.

Именно князь Даниил Александрович, который и не знал толком собственного отца, ибо Александр Ярославич умер в тот момент, когда его младшему сыну было всего два года, но именно Даниил Александрович оказался продолжателем отцовской политики, той политики, которая, в итоге, спасла Русскую землю от ордынского владычества, а затем превратила Русское государство в великую, свободную и мощную державу.

Читайте тажке:

Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь

.

Женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: – Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovskij-video/

Ссылка на основную публикацию