Церковь равноапостольной нины в гаспре — православные молитвы

Зимняя Гаспра | Православные паломничества

Церковь равноапостольной Нины в Гаспре - православные молитвы

Рождество, Крещение Господа Нашего Иисуса Христа завершилось днем отдания праздника Богоявления 27 января, который в 2010 году выпал на день святой равноапостольной Нины. В этот день отмечает свой престольный праздник храм, расположенный на Южном берегу Крыма — в Гаспре.

Самые отважные паломники отправились в небольшой храм вознести свои молитвы. Погода была зимняя. Снег, холодно, накануне сильная метель в Ялте… дорога запорошена. Много сомнений было преодолено.

С Божией помощью мы приехали в Гаспру. Началась Божественная литургия. У Бога всегда для нас есть награда. Службу вел схиигумен Илия из Оптиной пустыни. Настоятель храма архимандрит Алипий весь светился от радости, помогая духоносному старцу. И нас не обошла эта нечаянная радость.

Мы молились, славили Бога, Божию Матерь, святую равноапостольную Нину. По окончании службы паломников благословил старец на добрые дела. Радость долго не покидала нас.

И особенно паломников из Санкт-Петербурга, для которых именно здесь, в Крыму, произошла эта неожиданно радостная встреча.

Далее наш путь лежал к водопаду Учан-Су. Заснеженный лес. Пуховый платок снегопада падал нам на плечи, а впереди возмущалась в ледяных тисках вода, ворочая лед, и сквозь его оковы она летела к нам! Вода пела в этой зимней сказке! Мы фотографировались у этой Крымской Ниагары — в такой одежде она бывает редко!

часовня Божией Матери «Знамение»Но сказка сменилась былью… В начале двадцатого века воды Учан-Су попадали в водосборный бассейн, расположенный неподалёку, лесу, в имении известного Ялтинского нотариуса А.Ф. Фролова-Багреева. Сегодня это место известно, как Багреевка — это место массового расстрела в годы красного террора.

Мы шли по сугробам, прокладывая дорожку к часовне Божией Матери «Знамение», освященную в память этих трагических событий. Радость ушла в глубь наших душ.

На скорбном месте мы стояли.Кресты, часовня и цветыЗдесь столько невиновных расстреляли.Прости нас, Господи, прости!Молчало сердце скорбно наше,Бессильный гнев вставал в душе.Притих и лес. И было страшно.Не оживить их, Господи, уже.Но Ты, Господь, прими их души.И наше покаяние прими.Ведь это были лучшие из лучших

Они отдали жизнь, чтоб жили мы!

Переживая каждый в своей душе увиденное и услышанное, мы молча доехали до Ливадии. Ливадия встретила нас заснеженными пальмами. В Крестовоздвиженской церкви помолились, приложились к святым иконам.

Вернувшись домой в Севастополь, мы ощутили что стали ближе в этот день друг к другу и конечно, к Богу!

 

Источник:   http://palom.info/?p=848#more-848

Организатор: Купель (паломнический центр Севастопольского благочиния) Места:

Церковь Святой Нины в г. Гаспра

Часовня в Багреевке
Крестовоздвиженская церковь (домовая церковь семьи Романовых) в пос. Ливадия

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Источник: http://palomniki.su/piligrimages/2012/07/37741.htm

Церковь святой Нины

Одним из первых приобрел поместье на Южном берегу Крыма Великий князь Михаил Николаевич, последний сын Николая I. Его земли занимали территорию Гаспры. Здесь он построил небольшой дворец, свитский корпус, разбил прекрасный парк и виноградники. Имелся в усадьбе и свой винный подвал. Ай-Тодорское имение приносило хороший доход от продажи вина, винограда и фруктов.

Но самое главное, этот уголок стал любимым местом для всей семьи Великого князя. Здесь выросли семеро детей Михаила Николаевича и его жены Ольги Федоровны, урожденной принцессы Баденской. Все они сберегли в своем сердце теплые чувства, связанныде с Ай-Тодором: родительскую любовь, беззаботность счастливого детства, восхищение живописными пейзажами.

Каждый из них, спустя 20 лет, мог бы сказать то же, что записал в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович: «Я и Ай-Тодор выросли как бы вместе. С годами Ай-Тодор превратился в цветущий уголок, покрытый садами, виноградниками, полянами и прорезанный по берегу бухтами. На берегу был выстроен маяк, который позволял нам ориентироваться на море в туманные ночи.

Для нас, детей, этот яркий сноп света Ай-Тодорского маяка стал символом счастья».

Великий князь Михаил Николаевич Романов

После смерти Великой княгини Ольги Федоровны Ай-Тодор был разделен между двумя ее сыновьями: большая часть досталась Александру Михайловичу, меньшая — Георгию Михайловичу.

На своей земле Георгий Михайлович устроил имение, которому дал название «Харакс», так называлась древнеримское военное укрепление, располагавшееся на этом месте в древности. По проекту Н.П.

Краснова с 1904 по 1908 год здесь построили дворец в стиле швейцарских шале, свитский дом, кухню, различные хозяйственные постройки, а также церковь. Она расположилась немного в стороне от имения, выше дороги.

Харакс. Дворец великого князя Георгия Михайловича, где часто бывала Царская семья

Небольшая крестово-купольная церковь построена в византийско-грузинском стиле. Этот небольшой храм из пасмурного серого камня — неброский, непарадный, какими и должны быть помещения для молитв. Великий князь Георгий Михайлович с братьями некоторое время прожил на Кавказе, где их отец в течение 22 лет служил наместником императора. С тех пор осталась любовь к искусству кавказских народов.

В оформлении храма повторяется декоративный элемент арки: арочные ниши по углам здания, арочные спаренные окна на южной и северной сторонах, арочные проемы в куполе-звоннице.

Стройный восьмигранный барабан венчает каменный крест. Каждый угол барабана украшен высеченным из камня цветком на тонком стебле.

Храм скромный, но очень красивый и гармоничный, в нем нет ничего лишнего, все на своем месте.

Церковь Святой Нины в Гаспре

Сам Н.П. Краснов гордился храмом, считая его своей удачей. Он так описал свое творение: «Церковь в имении Его Императорского Высочества великого князя Георгия Михайловича «Харакс» построена в 1908 году и окончена отделкою в 1912 году. Спроектирована в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе — Апхата и Гелатского собора.

Сложена из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Крыша церкви исполнена из каменных плит, уложенных по железобетонным сводам. Иконостас церкви высечен из красного полированного известняка. Царские врата, северные врата и киоты местных икон исполнены из бронзы в том же характере». По рисункам Н.П. Краснова на фабрике И.А.

Жевержеева в Петербурге сшили одеяния священника, хоругви и плащаницу.

Иконостас церкви

Известный венецианский художник А. Сальвиати изготовил мозаики для храма. Над входом в церковь поместили мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с исторической иконы в домике Петра I в Петербурге. К сожалению, хрупкая мозаика не сохранилась до наших дней.

Церковь была освящена во имя Преображения Господня и святой Нины. Название храма не случайно. Старшая дочь Великого князя Нина перенесла тяжелую болезнь — дифтерию. Четырехлетней девочке помогли врачи города Гомбург в Германии, сделав удачную операцию.

Это произошло 6 августа 1905 года, по старому стилю в этот день церковь празднует один из главных своих праздников — Преображение Господне. В этот день Христос открыл своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на кресте и воскреснуть. Преображение Господне — настоящее чудо.

И таким же чудом для семьи Георгия Михайловича стало выздоровление его дочери Нины, в честь ангела-хранителя которой также назван храм.

Церковное предание рассказывает, что святая Нина родилась в Каппадокии в семье благочестивых христиан. Отец ее, родственник Георгия Победоносца, ушел в пустынники. Мать, сестра Иерусалимского патриарха, поступила в дьякониссы. Детство девочки прошло в Иерусалиме, при храме Гроба Господня. Там ее воспитывала одна благочестивая старица, которая часто рассказывала о Грузии (Иверии).

Однажды во сне Нине явилась Матерь Божия, которая повелела ей идти в Грузию и просветить ее жителей светом христианской веры. При этом Богородица дала крест, свитый из виноградной лозы. Проснувшись, Нина увидела этот крест в своих руках и убедилась в истинности видения. Она отправилась в Грузию, поселилась там в царских виноградниках и молитвой исцеляла больных.

Нина обратила к Христу самого грузинского царя и его семью. Царь построил первый христианский храм, вскоре вся Грузия приняла христианство. Тогда Нина отправилась в Кахетию и обратила к христианству кахетинскую царицу Софию. За эти подвиги церковь прославила ее в лике святых как равноапостольную, то есть уподобившуюся ученикам Христовым — апостолам.

Святая Нина мирно скончалась 27 (14) января 335 года, в этот день церковь чтит ее память.

Святая равноапостальная Нина

Великий князь Георгий Михайлович был отцом двух дочерей Нины (1901-1974) и Ксении (1903-1960). После революции судьба князя сложилась трагически: он был расстрелян в Вологде. Но его семья, находившаяся в Крыму, смогла спастись.

После революции Романовы, оказавшиеся под арестом в Крыму, узнавали о событиях в России по слухам. Так пришла к ним в 1919 году весть о расстреле Николая II и его семьи. В российских церквях служили заупокойные по убиенным.

Только в церкви святой Нины не поминяли семью Николая Александровича среди усопших, потому что мать императора, вдовствующая императрица Мария Федоровна, не верила, не желала верить чудовищным слухам.

Она продолжала считать, что сын ее жив, с тем и отбыла за границу от берегов Крыма.

В 1934 году церковь была закрыта, имущество ее национализировано, а в здании установлена электростанция для санатория «Харакс».

В первые месяцы войны генератор успели вывезти, и, отступая, войска НКВД пытались взорвать храм, который считался промышленным объектом и подлежал уничтожению.

Подрывники успели разрушить один из углов «объекта»; второму взрыву помешало стремительное наступление немцев. Уже после войны идеологи атеизма разобрали стоявшую по соседству с храмом колокольню.

Прошли годы. Сегодня великокняжеский дворец служит одним из корпусов санатория «Днепр».

Фисташково-можжевеловая роща на мысе дополнены парком субтропических растений — кедрами, секвойями, пальмами, магнолиями, глициниями, душистым смолосемянником, олеандром…

Всего там произрастает около двухсот видов, разновидностей и сортов садово-парковой флоры. К счастью, уцелели здания бывшей усадьбы и церковь святой Нины.

Церковь Святой Нины в Гаспре

В 1993 году церковь святой равноапостольной Нины снова открылась для прихожан. Храм, хоть и лишился украшавших его мозаичных икон, отреставрирован, в нем вновь проходят службы.

Хорошо заметная из окон автобусов и с палуб теплоходов, церковь святой Нины украшает нашу с вами жизнь, как все, что созидалось во благо. Эпоха воинствующего атеизма миновала, будем надеяться, навсегда. К духовным тиранам всех рангов обратилась бессмертной поэтической строкой Марина Цветаева; трудно найти слова ярче и вернее: «Но выше вас, цари, — колокола!»

Источник: http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/cerkov-svyatoy-niny.html

Церковь чтит память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

27 января. ПРАВМИР. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию.

Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 – 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием).

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью.

По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре.

Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 – 24).

На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери.

Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Читайте также:  Псалом давида 11 - православные молитвы

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы.

Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: “Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею”.

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, мученицы Рипсимия и Гаиания, ее наставница Гаиания. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим.

Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября).

Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 – 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям.

“В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь”. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света.

“Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами”. Это событие совершилось 6 мая 319 года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

К тому времени, с помощью византийского императора Константина, приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране.

Однако горные области Грузии оставались непросвещенными, В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей.

В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь.

Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни.

Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения.

На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342 – 364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

Источник: https://www.pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-svyatoy-ravnoapostolnoy-ninyi-prosvetitelnitsyi-gruzii-3/

Церковь Святой Равноапостольной Нины и Преображения Господня, Гаспра

Церковь Святой Нины в Гаспре — это домовая церковь, построенная по проекту Н. П. Краснова.

Она являлась частью архитектурного комплекса жилых построек Крымского имения Великого князя Георгия Михайловича Романова, расположенных на западной стороне мыса Ай-Тодор.

Закладка состоялась 14 января 1906 г., построена в 1908 г. По предложению Н. П. Краснова и с одобрения заказчика церковь решено было построить в духе культовой архитектуры Закавказья, по мотивам древних грузинских и армянских храмов.

Одним из первых приобрел поместье на Южном берегу Крыма Великий князь Михаил Николаевич, младший сын Николая I. Его земли занимали территорию Гаспры.

Здесь он построил небольшой дворец, свитский корпус, разбил прекрасный парк и виноградники. Имелся в усадьбе и свой винный подвал. Ай-Тодорское имение приносило хороший доход от продажи вина, винограда и фруктов.

Но самое главное, этот уголок стал любимым местом для всей семьи Великого князя.

Здесь выросли семеро детей Михаила Николаевича и его жены Ольги Федоровны, урожденной принцессы Баденской.

Все они сберегли в своем сердце теплые чувства, связанные с Ай-Тодором: родительскую любовь, беззаботность счастливого детства, восхищение живописными пейзажами.

Каждый из них, спустя 20 лет, мог бы сказать то же, что записал в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович: «Я и Ай-Тодор выросли как бы вместе.

С годами Ай-Тодор превратился в цветущий уголок, покрытый садами, виноградниками, полянами и прорезанный по берегу бухтами. На берегу был выстроен маяк, который позволял нам ориентироваться на море в туманные ночи. Для нас, детей, этот яркий сноп света Ай-Тодорского маяка стал символом счастья».

После смерти Великой княгини Ольги Федоровны Ай-Тодор был разделен между двумя ее сыновьями: большая часть досталась Александру Михайловичу, меньшая — Георгию Михайловичу. На своей земле Георгий Михайлович устроил имение, которому дал название «Харакс», так называлось древнеримское военное укрепление, располагавшееся на этом месте в древности.

По проекту Н. П. Краснова с 1904 по 1908 год здесь возвели дворец в стиле швейцарских шале, свитский дом, кухню, различные хозяйственные постройки, а также церковь. Она расположилась немного в стороне от имения, выше дороги. Небольшая крестово-купольная церковь построена в византийско-грузинском стиле.

Великий князь Георгий Михайлович с братьями некоторое время прожил на Кавказе, где их отец в течение 19 лет служил наместником Императора. С тех пор осталась любовь к искусству кавказских народов.

В оформлении храма повторяется декоративный элемент арки: в нишах по углам здания, в спаренных окнах на южной и северной сторонах, в проемах в куполе-звоннице. Стройный восьмигранный барабан венчает каменный крест. Каждый угол барабана украшен высеченным из камня цветком на тонком стебле.

Храм скромный, но очень красивый и гармоничный, в нем нет ничего лишнего, все на своем месте.

Сам Н. П. Краснов гордился храмом, считая его своей удачей.

Он так описал свое творение:

«Церковь в имении Его Императорского Высочества великого князя Георгия Михайловича «Харакс» построена в 1908 году и окончена отделкою в 1912 году. Спроектирована в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе — Апхата и Гелатского собора.

Сложена из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Крыша церкви исполнена из каменных плит, уложенных по железобетонным сводам. Иконостас церкви высечен из краевого полированного известняка.

Царские врата, северные врата и киоты местных икон исполнены из бронзы в том же характере».

По рисункам Н. П. Краснова на фабрике И. А. Жевержеева в Петербурге сшили одеяния священника, хоругви и плащаницу. Известный венецианский художник А. Сальвиати изготовил мозаики для храма.

Над входом в церковь поместили мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с исторической иконы в домике Петра I в Петербурге. К сожалению, хрупкая мозаика не сохранилась до наших дней.

Церковь освятили во имя Преображения Господня и святой Нины.

Название храма не случайно.

Старшая дочь Великого князя Нина перенесла тяжелую болезнь — дифтерию. Четырехлетней девочке помогли врачи города Гамбург в Германии, сделав удачную операцию.

Это произошло 6 августа 1905 года, по старому стилю в этот день Церковь празднует один из главных своих праздников — Преображение Господне.

Георгий Михайлович увидел в этом настоящее чудо, Господь Бог исцелил безнадежно больного дитя и в память этого церковь в имении «Харакс» освятили в честь Святой Равноапостольной Нины (небесной покровительнице старшей дочери) и Преображения Господня (день операции).

Прошли годы.

Бывшее великокняжеское имение стало санаторием «Днепр». К счастью, уцелели здания бывшей усадьбы и церковь святой Нины. 30 декабря 1991 года местными жителями был снят замок с церкви, где находился склад Симферопольских археологов. Храм, хоть и лишился украшавших его мозаичных икон, сегодня отреставрирован, в нем вновь проходят службы.

Проезд автобусом № 27 от ялтинского автовокзала. Церковь находится рядом с санаторием «Днепр», недалеко от автобусной остановки.

Источник: http://jalita.com/

Источник: http://ai-petri.com/crimean-history/crimean-palaces/130-cerkov-svyatoy-ravnoapostolnoy-niny-i-preobrazheniya-gospodnya-gaspra.html

Святая равноапостольная Нина, или Виноградный крестик, спасший Грузию

27 января по старому стилю преставилась к Господу святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.

Мне кажется, что символичным фактом в истории грузинского народа, который очень хорошо раскрывает его отношение к православию, глубоко укоренившемуся в сердце грузин, является завоевание в XVII веке персами Тбилиси.

По приказу магометанского шаха из собора была вынесена величайшая духовная реликвия грузинского народа – крест святой Нины. Он был положен на мост через реку Куру. Около ста тысяч тбилисцев были собраны на берегу.

Кто из них хотел жить, тот должен был пройти по мосту и переступить через крест, кто этого не сделает – того тут же на месте казнили. Ни один человек из ста тысяч не посмел совершить святотатство. И Кура в тот день стала красной от крови…

Много народов пыталось завоевать Иверию: римские язычники, огнепоклонники-персы, мидяне, парфяне, хазары, турки-мусульмане, но Грузия, сожженная и тонущая в крови, каждый раз воскресала. Возрождалась в православии.

До сегодняшнего дня, несмотря на религиозные кровавые геноциды и соблазны многочисленных языческих верований да псевдохристианских ересей, Грузия с глубокой древности остается страной-хранительницей чистоты канонического православия.

Во многом это стало возможным благодаря хрупкой юной девушке, предпринявшей смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести свет Христовой веры в Иверию и стать апостолом для грузин. Ее звали Нина.

Она происходила из святого праведного и весьма знатного каппадокийского рода из города Коластры (сейчас восточная Турция). Там было довольно много грузинских поселений. Возможно, у семьи святой равноапостольной Нины с ними было какое-то родство или близкое знакомство, которое повлияло на дальнейшую жизнь святой. Будущая просветительница Грузии родилась около 280 года.

Ее отца звали Завулон. Он занимал при римском императоре высокую должность военачальника. Будучи христианином, Завулон привел к вере множество пленных галлов. Их крестили, а он стал их крестным отцом. Благодаря ему пленники исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Завулон же вступился за них перед императором.  Последний за его воинские заслуги помиловал галлов.

А их освободитель вместе с новообращенными и священниками прибыли в галльскую страну, где также было крещено множество людей. Родственником Завулона являлся святой великомученик Георгий Победоносец. Мама же Нины Сусанна воспитывалась долгое время при Храме Гроба Господнего. Ее родной брат был Святейшим Иерусалимским Патриархом (некоторые источники называют его Ювеналием).

Читайте также:  Молитва пресвятой богородице об усопших - православные молитвы

Когда девочке исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сусанна привели ее в Иерусалим. Родители Нины жаждали монашеской жизни. Потому по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского они расстались, чтобы нести подвиги во имя Христа.

Завулон удалился в Иорданскую пустыню, а Сусанна стала диаконисой (1) при Храме Гроба Господнего. Воспитание же Нины было поручено старице Нианфоре. Вскоре отроковица благодаря молитвенному складу, прилежанию, послушанию и любви к Господу твердо усвоила истины веры Христовой.

Так, например, с великим усердием она читала Святое Евангелие.

Нианфора много рассказывала Нине о Крестной Смерти Спасителя. Девушку заинтересовала история, связанная с Хитоном Господним.

Вспомним стихи Евангелия: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий.

Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).

По Церковному Преданию, хитон Сыну соткала Пресвятая Богородица. А в Иверии (так в древние времена называлась Грузия) жило очень много евреев, попавших туда во времена вавилонского рассеяния (VI век до Рождества Христова), потому она называлась страной евреев, или Иверией.

Там в городе Мцхете жил один благочестивый раввин Елеазар. Он практически был ровесником Господа нашего Иисуса Христа. В Пасху Страданий Спасителя он решил совершить паломничество в Иерусалим, но мать его Элоиза строго-настрого приказала ему не принимать участия в казни Христа.

Согласно Церковному Преданию, благочестивая Элоиза в своем сердце даже чувствовала удары молота, которым Пречистые Длани Спасителя прибивали к Древу. Возвестив о смерти Господа своей дочери Сидонии, она скончалась.

Сидония же перед этим упросила брата Елеазара привести ей что-нибудь из вещей Христа.

Елеазар прибыл в Иерусалим, когда Спасителя уже распяли на Кресте. Он выкупил Хитон Господень у римского легионера, выигравшего Его путем метания костей. Раввин увез святыню на Кавказ. Праведная Сидония, облобызав Хитон Господень, прижала его к груди и тут же предала святую душу Богу.

Никто не мог разжать ладони праведницы и вынуть святыню. Елеазар похоронил сестру в саду Мцхета. Позже этот случай почти забылся. На могиле святой праведной Сидонии вырос огромный кедр. Люди чувствовали, что это святое место, так как ветви и листья дерева исцеляли страждущих от болезней.

Множество кавказцев шли к кедру и почитали его великой святыней.

По внушению Святого Духа равноапостольная Нина, спустя почти триста лет, в начале IV века решила отыскать Хитон Господень. Ее решение было благословлено Богом.

Однажды, когда святая уснула после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов.

Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках две виноградные палочки. Она срезала с головы локон волос и, перемотав ими палочки, связала крест. С ним она отправилась в Грузию. Патриарх Иерусалимский благословил Ее на апостольское служение в Иверии.

Крест святой Нины

В начале пути дева была не одна. С нею путешествовали царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев, но они все были убиты армянским царем Тиридатом. Святая Нина же чудом избежала смерти. Трудным, исполненным опасности путем, который и сегодня одолеет не каждый мужчина, она пришла в Грузию около 319 года.

Поселилась в окрестности Мцхета возле раскидистого куста ежевики. При появлении святой произошло чудесное знамение. Идолы языческих божеств Армаза, Гаци и Гаима, которым поклонялись древние грузинские племена, пали, разбитые невидимой силой на маленькие кусочки.

Это случилось во время языческого жертвоприношения и сопровождалось сильнейшей бурей.

Святая равноапостольная Нина всех страждущих лечила своим виноградным крестом. Так, ею была исцелена от бесплодия жена садовника. Позже от тяжкого недуга святая вылечила грузинскую царевну Нану, которая крестилась, стала ревностной христианкой и почитается в Грузии святою.

Несмотря на это, царь Мириан по наущению жрецов решил предать равноапостольную Нину тяжким мучениям. Но по Божьей воле ослеп. Кроме того, солнце скрылось, и на город пала тьма. Только после молитвы Господу нашему Иисусу Христу тьма рассеялась, царь выздоровел. Вскоре, в 324 году, Грузия окончательно приняла христианство.

По просьбе царя Мириана святой равноапостольный император Константин Великий прислал в Иверию епископа, двух священников и трех диаконов. Христианство упрочилось в стране.

Благодаря святой Нине в Грузии произошло еще одно чудо. Благочестивый Мириан решил построить на месте, где была погребена вместе с Хитоном Господним праведная Сидония, православный храм. Для этого целебный кедр над местом захоронения спилили. Ствол дерева решили использовать как колонну-столп в храме, но никто не смог сдвинуть его с места.

Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень.

Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели.

Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.

Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (ст. ст.) – 14 октября (н. ст.) – в день Покрова Божьей Матери.

Сама же святая равноапостольная Нина мирно отошла к Господу, причастившись Святых Христовых Тайн, 27 января (н. ст.) на 67-м году жизни. Она завещала предать свои святые мощи погребению в месте своего последнего аскетического подвига в городе Бодбе.

Царь Мириан и его слуги вначале хотели перенести их в Мцхетский собор, но не смогли сдвинуть гроб подвижницы с места. Тогда по завещанию святой мощи захоронили в Бодбе, а над гробницей воздвигли храм во имя родственника святой Нины – великомученика Георгия Победоносца.

Позже здесь образовался женский монастырь в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Мцхета

Ее же виноградный крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Так юная девушка, которой, быть может, на момент ее путешествия в Грузию едва исполнилось 16 лет, победила с Божьей помощью языческих истуканов, усмирила царя и стала для Иверии апостолом, принеся в нее свет Христовой веры.

И мы, дорогие братья и сестры, не должны сомневаться, что Господь всегда с нами. Ведь сила Его в нашей немощи совершается. Поэтому не будем унывать.

Лучше возьмем с Божьей помощью свое тело и свою душу и свяжем, как святая Нина волосами, своей любовью к Богу из них крестик да и пойдем вслед за Христом. А остальное Он с нами, как милостивый Отец, совершит Сам…

Иерей Андрей Чиженко

Примечание:

1. Диаконисы – церковнослужительницы древней Церкви. Посвящались через особое рукоположение и причислялись к клиру.

В их обязанности входило подготовлять женщин к крещению, помогать епископам и священникам при совершении Таинства Крещения над женщинами, выполнять поручения епископов относительно больных и бедных, размещать женщин в храме во время богослужения и следить за порядком. К XI столетию институт диаконис практически упраздняется. Их место занимают монашествующие женщины.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/svyataya-ravnoapostolnaya-nina-ili-vinogradnyy-krestik-spasshiy-gruziyu

Святая равноапостольная НИНА, просветительница Грузии (†335)

Равноапостольная Нина (груз. წმინდა ნინო) — апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины.

С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией.

Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень. 

Святая Нина родилась около 280 года в малоазийском городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений.

Она была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха. В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла со своими родителями в Святой город Иерусалим.

Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу ушел и скрылся в Иорданской пустыне. Для всех осталось неизвестным место его подвигов, равно как и место смерти.

Мать святой Нины, Сусанна, была поставлена при святом храме Гроба Господня в диакониссы,Нина же была отдана на воспитание к одной благочестивой старице Нианфоре и по прошествии всего двух лет, при содействии благодати Божией, уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестия.

Старица говорила Нине: « Вижу, дитя мое, силу твою, равную силе львицы, которая страшнее всех четвероногих животных. Или же можно тебя уподобить орлице, парящей в воздухе. Для нее земля кажется маленькой жемчужиной, но лишь только заметит она с высоты свою добычу, как мгновенно, подобно молнии, устремляется на нее и нападает. Такова же точно будет и твоя жизнь».

Читая евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, св. Нина останавливалась мыслью на судьбе хитона Господня.

От своей наставницы Нианфоры она узнала, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери, и что жители этой страны до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.

Святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.Пресвятая Дева, явилась ей в сонном видении, и вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест, иди в страну Иберийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа. Я же буду твоей Покровительницей».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посредине. В то время был обычай: хозяин отрезал волосы у раба и хранил их в подтверждение, что этот человек — его раб. Нина сама себя посвятила служению Кресту.

Взяв благословение у своего дяди Патриарха на подвиг благовестия она отправилась в Иверию.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы — царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 53 девы (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана. Направляемая невидимой рукою, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом, при виде участи своих подруг, святая увидела светоносного ангела, обратившегося к ней со словами утешения: «Не печалься, но подожди немного, ибо и ты будешь взята в Царство Господа славы; сие будет тогда, когда окружающая тебя колючая и дикая роза покроется душистыми цветами, подобно розе, посаженной и возделанной в саду.»

Подкрепленная сим Божественным видением и утешением, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь.

Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего Карталинского города Урбнисе в 319 году, в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.

Однажды огромная толпа народа во главе с царем Мирианом и царицей Наной направилась к горной вершине, чтобы совершить там приношение языческим богам: Армазу – главному идолу, выкованному из позолоченной меди, с золотым шлемом и глазами из яхонта и изумруда.

Читайте также:  Молитвы преподобного ефрема сирина - православные молитвы

Справа от Армаза стоял другой небольшой золотой идол Каци, слева— серебряный Гаим. Полилась жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны и воспылало тогда ревностью пророка Илии сердце святой девы.

По ее молитвам туча с громом и молниями разразилась над тем местом, где стоял идольский жертвенник. Идолы были разбиты в прах, дождевые потоки низвергли их в пропасть, а воды реки унесли их вниз по течению. И снова воссияло с неба светозарное солнце.

Это было в день преславного Преображения Господня, — когда воссиявший на Фаворе истинный свет впервые преобразил на горах Иберии тьму язычества в свет Христов.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Святая Нина возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и возвратила его матери живым и здоровым.

Вид на Мцхету с Джвари. Мцхета город в Грузии, при впадении реки Арагви в реку Кура. Здесь располагается кафедральный собор Светицховели.

Желание найти хитон Господень не оставляло святую Нину. С этой целью она часто ходила в еврейский квартал и спешила им раскрыть тайны царствия Божия. И вскоре еврейский первосвященник Авиафар и его дочь Сидония уверовали во Христа.

Авиафар рассказал святой Нине их семейное предание, согласно которому его прадед Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Господень от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония взяв его, стала целовать со слезами, прижала его к груди и тотчас пала мертвой.

И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук священную одежду. Спустя некоторое время, Елиоз тайно предал земле тело сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов. С тех пор никто не знал места погребения Сидонии. Предполагали, что оно находилось под корнями тенистого кедра, который вырос сам по себе посреди царского сада.

Святая Нина стала приходить сюда по ночам и молиться. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Нина с несомненностью нашла место, где был скрыт хитон Господень.

С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа.

Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная идолопоклонница, поставившая в Иберии статую Венеры.

Однако благодать Божия, скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Вскоре она неизлечимо заболела и ей пришлось обратиться за помощью к святой.

Взяв свой крест, Святая Нина положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение, и царица тотчас встала с одра болезни здоровой. Возблагодарив Господа Иисуса Христа, царица пред всеми исповедала, что Христос есть истинный Бог и сделала святую Нину своею приближенною подругою и собеседницей.

Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину.

Обуреваемый такими враждебными помыслами, царь отправился на охоту и поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. И вдруг внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, и поднялась буря. Блеск молнии ослепил глаза царя, гром рассеял всех спутников его.

Почувствовав над собою карающую руку Бога Живого, царь воззвал:

— Боже Нины! рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!

И тотчас стало светло все и буря утихла. Изумляясь такой силе одного лишь имени Христова, царь воззвал: «Боже благословенный! на сем месте я воздвигну древо креста, чтобы на вечное время было памятно явленное Тобою мне ныне знамение!»

Обращение к Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым; Мириан был для Грузии тем, кем Император Константин Великий был в то время для Греции и Рима. Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбою прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иберии святую Церковь Божию.

Император прислал Антиохийского архиепископа Евстафия с двумя священниками, тремя диаконами и все необходимое для богослужения. По их прибытии, царь Мириан, царица и все дети их тотчас же в присутствии всех приняли святое крещение. Крещальня была устроена близ моста на реке Куре, там епископ и крестил военачальников и царских вельмож.

Несколько ниже этого места два священника крестили народ.

Джвари— грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — по совершенству архитектурных форм это один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию святой Нины, в своем саду, именно — там, где стоял упомянутый великий кедр. Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда. Но седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, никакой силой невозможно было сдвинуть с места.

Святая Нина осталась на всю ночь на месте постройки молясь и обливая слезами пень срубленного дерева. Поутру ей явился дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел подобно молнии и освещал весь город.

Никем не поддерживаемый, он то поднимался, то опускался и касался пня, и, наконец, остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями, с верой мазавшиеся им, получали исцеление. Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники.

Вскоре было закончено и сооружение первого в Иберийской стране деревянного храма Светицховели (груз. — животворный столб), который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Деревянный храм не сохранился.

На его месте ныне существует храм XI века во имя Двенадцати Апостолов, который числится среди памятников Всемирного наследия и в настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

Светицховели (животворный столб) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.

В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии.

Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда по воле Божией хитон был вырыт из земли.

В годы нашествия Чингизхана один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню, с молитвой открыл гроб Сидонии, вынул из него пречестный хитон Господень и передал его главному архипастырю.

С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма, где оставался до XVII века, пока персидский шах Аббас, завоевав Иберию, не взял и послал его как бесценный дар, Всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету, отцу государя Михаила Феодоровича, чтобы заручиться расположением Российского царского двора.

Царь и патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Российской Церкви с тех пор был установлен праздник положения ризы, т.е. хитона Господня.

Внутри храма

Избегая славы и почестей, которые воздавали ей и царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, Святая Нина ушла из многолюдного города в горы, на безводные высоты Арагвы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым благовестническим трудам в соседних с Карталией областях. Найдя небольшую пещеру, скрытую за ветвями деревьев, она стала жить в ней.

В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей.

В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Крест святой равноапостольной Нины

Совершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иберийской стране, святая Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь.

Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни.

Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Затем она благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в Бодби, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Бодбийский монастырь

Тело ее похоронили в убогой палатке, как она и хотела, в селении Буди (Бодби). Глубоко опечаленные царь и епископ, а с ними и весь народ вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб святой Нины с выбранного ею самой места упокоения.

Гробница святой равноапостольной Нины в Бодби

На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил и освятил храм, во имя родственника святой Нины, святого великомученика Георгия. 

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

*При подготовке материала использовались сведения из различных православных источников.

Тропарь, глас 4 
Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, / просветительнице Иверии / и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим. 

Кондак, глас 2 

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии 

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии 

Фильм из цикла «Святыни Христианского мира»: КРЕСТ СВЯТОЙ НИНЫ

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/31120

Ссылка на основную публикацию