Церковь преображения господня в никитском ботаническом саду, ялта — православные молитвы

Алупка «По святыням ЮБК» — лето, 2018 год

Церковь Преображения Господня в Никитском ботаническом саду, Ялта - православные молитвыПроживание паломников в комфортабельном санатории города Алупка. Программа рассчитана на 10 дней.

Первый день
Размещение, отдых на побережье.

Второй день
Храмы ЮБК — Церковь святой Нины в Гаспре. — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. — Церковь Архистратига Михаила в Верхней Ореанде. — Александро-Невский Собор и набережная Ялты.

— Ливадийский дворец и Крестовоздвиженский храм. (Билет во дворец 400 р., 250 р.- пенсионный)

Третий день
Морской отдых. Экскурсии доп. дней по желанию

Четвертый день
— Симферопольский Свято-Троицкий монастырь, мощи святителя Луки, музей свт. Луки. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая Крымская». — Музей свт.

Луки – по желанию (150 руб.) — Собор Святых апостолов Петра и Павла, чудотворная икона свт. Николая. — Церковь свв. Константина и Елены – первый православный храм Симферополя.

— Александро-Невский кафедральный собор, мощи свт. Гурия.

— Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь, святой источник и чудотв. икона Божьей Матери.

Пятый день
Морской отдых. Экскурсии доп. дней по желанию

Шестой день
Святыни Алушты. — Монастырь святых Косьмы и Дамиана, святой источник. Въезд в заповедник (100 руб.)

— Алушта: храм Всех Крымских Святых.

— Дом-музей И. С. Шмелева в Профессорском уголке.

— Отдых на море в Профессорском уголке.

Седьмой день
Морской отдых.

Восьмой день день
Святыни Севастополя.
— Церковь Воскресения Христова в Форосе. Смотровая площадка на Байдарском перевале. — Ласпи. Часовня Рождества Христова. Смотровая площадка. — Инкерманский Свято-Климентовский монастырь, храм св.

Андрея Первозванного (I век) и другие раннехристианские пещерные храмы. — Заповедник «Херсонес Таврический». Экскурсия по древнему городу – по желанию (300 руб.) — Владимирский собор, часовня на месте крещения святого князя Владимира. — Владимирский собор – усыпальница адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И.

Истомина, П. С. Нахимова. (Билет в усыпальницу 100 руб.)

— Графская пристань и пешеходная экскурсия по набережной Севастополя.

Девятый день
Морской отдых.

Десятый день
Отдых на море, отъезд.

В стоимость путёвки входит: проживание, питание, паломнические поездки. В стоимость путёвки не входит посещение платных музеев и трансфер. В дни отдыха предлагаются следующие поездки: 1.Топловский монастырь. Святые источники. 2. Челтер-Коба. Монастырь св. Феодора Стратилата, святой источник.

3. Героический Севастополь: Панорама, Диорама, 35 батарея.

4. Загадки Воронцовского дворца.

5. К Святителю Луке. Молебен с акафистом по пятницам /открытие мощей/.

6. Никитский ботанический сад. Храм Преображения Господня. Музей А. П.Чехова. Массандровский дворец. 7. Мыс Фиолент, Свято-Георгиевский монастырь. Яшмовый пляж.

8. Пешком на г. Ай-Петри.

Размещение в Алупке, в православном пансионате им. Святителя Луки при храме св. Александра Невского, в 2-х и 3-х местных номерах с красивым видом на парк и море со всеми удобствами в 10 мин. ходьбы от моря. Питание 2-х разовое в дни поездок и 3-х разовое в дни отдыха, в трапезной пансионата. Заезды 1, 11 и 21 числа каждого месяца с 01.05. по 10.10.

Расчётное время 12-00 в день выезда и в 14.00. в день заезда.

Актуальные цены на сезон 2018

ПРОГРАММЫ / РАЗМЕЩЕНИЕ Стоимость путёвки при 2-х местном размещении (дополнительный день) Стоимость путёвки при 3-х и 4-х местном размещении (дополнительный день)
Алупка. Программа «Святыни Южного Берега Крыма» 10 дней / 9 ночей
01.05.18 -20.06.18 20100 руб. (1900 руб.) 18200 руб. (1700 руб.)

Источник: http://www.palomnik.biz/palomnicheskij-tur-po-svyatynyam-yubk.html

Преображение Господне в Ялте

Ялта – это один из тех городов, который обладает своим собственным, неповторимым ароматом. Наверное, сами ялтинцы его не ощущают, привыкли. Но эта неповторимая смесь запахов крымской сосны и моря первой встречает приезжих. Чудесный климат делает Ялту уникальным курортом.

После присоединения Крыма к России началось освоение земель на его южном берегу. Здесь строились дворцы для российской аристократии, ведь место уникальное! Каждое такое строение было произведением архитектурного искусства. Его окружали садом. По данным местных историков, одним из первых ялтинских садоводов был светлейший князь Потемкин.

Именно он впервые разбил здесь сад по европейскому образцу. Однако частные дворцы, а с ними и сады нередко меняли владельцев, и возникла необходимость в создании государственного, или, как тогда говорили, казенного, ботанического сада.

Так, в 1812 году и появился Никитский ботанический сад, который в октябре нынешнего года торжественно отметит свое двухсотлетие.

Сад был устроен на землях вокруг деревни Никита. Это древнее поселение было основано греками в средние века.

Сохранилась грамота, согласно которой это поселение прежде носило название Сикита от греческого слова, означающего фиговое дерево, смоковницу: «Буква с заменена буквою н, вероятно, с тех пор, как здесь построена была греческая церковь во имя святого великомученика Никиты. Константинопольский патриарх Макарий грамотою 1390 года сделал распоряжение, кому из крымских иерархов следует заведывать Сикитою».

Вид на поселок Никита

Так возникла одна из славных достопримечательностей Крыма — Никитский ботанический сад, который ныне входит в состав Большой Ялты.

Это не просто своеобразный музей живой природы, но и, как любой сад, развивающийся организм. Здесь собрано более 28.000 видов растений из разных уголков мира.

Кроме того, в 1868 году в ботаническом саду было открыто училище садоводства и виноградарства. Здесь работали библиотека и музей.

Никитский ботанический сад

В Никитском ботаническом саду жили и работали ученые-садоводы, учащиеся, рабочие, а храма и больницы здесь не было, приходилось ездить в Ялту. Так было, пока на пост директора сада не заступил Александр Иванович Базаров.

Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым — двухэтажным зданием, в котором разместились бы и храм с квартирой священника, и больница. Здание располагалось непосредственно у входа в Ботанический сад.

Торжественная закладка состоялась в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта) 1884 года. По случаю двойного праздника Преосвященным Гермогеном, епископом Таврическим и Симферопольским была совершена Божественная Литургия, за которой молились и ученые, и садоводы, и учащиеся, и рабочие.

Уже 5 февраля 1887 года новый храм освятил настоятель Ливадийских Церквей архимандрит Епифаний в честь праздника Преображения Господня. Первым настоятелем и учителем Закона Божьего стал отец Василий Иванов. С тех пор этот храм и называют церковью Преображения Господня в Никите или просто – Никитской церковью.

Храм Преображения Господня в Никите

На интернет-сайте православной крымской общины во имя святого апостола Андрея Первозванного об этом храме сообщается следующее: «Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь.

На первом этаже устроили больницу, а квартиру священнику пристроили к алтарной стене храма, в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлинённый четырёхконечный крест. Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку.

Над вестибюлем, на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом. Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены неглубокие ниши, в которых находились узорчатые чугунные кресты.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже – прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге – равноконечный крест.

Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, которые были изготовлены на литейном заводе Н.Д. Финляндского в Москве».

Храм Преображения Господня в Никите

После революции церковь в Никите постигла та же печальная участь, что и многие православные храмы нашей многострадальной единой Родины. Никитский ботанический сад был преобразован в совхоз, но богослужебная жизнь в Свято-Преображенском храме продолжалась до 1920 года.

После этого прихожанами было создано православное общество, которое обратилось к властям с просьбой передать им здание храма в безвозмездное пользование. Они обязались сами содержать его, проводить необходимый ремонт, отапливать храм, сохранять церковное имущество.

Все это было прописано в договоре. Как ни удивительно это звучит сегодня, но тогда власти согласились. Возможно, потому что священника уже не было, и его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков. Однако в 1927 году храм все-таки был закрыт.

Церковь не может жить без служителя Божия, без священника. Тем более в стране, которая отказалась от Бога.

Новые архитекторы разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Все внутреннее убранство храма, включая иконостас, росписи, иконы было уничтожено. Чудесным образом кем-то из верующих был укрыт лик Спаса Нерукотворного, располагавшийся над входом: его сняли, повернули к стене, закрыли листом жести и закрасили в тон стены.

На протяжении практически всего советского времени бывший храм использовали то как магазин, то как склад, то под научную лабораторию, то как дом культуры с кинотеатром.

Неудивительно, что прекрасное некогда здание было изуродовано до неузнаваемости: высокий зал с большими окнами и отличной акустикой превратили в темное, низкое помещение. Непонятно для чего, окна были замурованы, а высота потолка искусственно снижена плитами, которые поглощали все звуки.

Все наружные стены заплел крымский плющ. Неудивительно, что к концу 80-х годов ХХ века здание стало ветшать и разрушаться.

Внутренний вид церкви в Никите сегодня

Но на этом не закончилась судьба храма, наименованного в честь Преображения Господня. В начале 90-х годов ХХ века жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Верующие заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшего храма и начали его возрождать.

Так, всего за месяц, к 19 августа 1992 года, привели в порядок большой зал первого этажа. В Престольный праздник здесь поставили иконы, отслужили молебен у входа и освятили здание. В этом же, 1992 году, Спасо-Преображенский храм в Никите был официально передан Украинской Православной Церкви.

11 декабря у него, наконец, появился настоятель — протоиерей Виктор Евсютин, который по воскресеньям служил молебны, крестил, исповедовал, венчал новобрачных, отпевал усопших. В самом здании начались необходимые реставрационные работы.

И вот в годовщину закладки храма, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1993 года был освящен Престол и состоялась первая после возрождения из небытия Божественная Литургия. После торжеств необходимые работы продолжились: в храме был восстановлен иконостас, вновь выстроили звонницу, на которую вскоре подняли колокол.

В Престольный праздник, 19 августа 1995 года, после многолетнего безмолвия и безверия в Никитской церкви состоялось архиерейское богослужение: Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященнейший Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский. Так, из «мерзости запустения, реченной через пророка Даниила, стоящей на святом месте (ср. Матф. 24.

15,16)» по милости Божией был возрожден храм, в судьбе которого тесно переплелись два больших православных праздника: Благовещения Пресвятой Богородицы, в который он был заложен и заново освящен, и Преображения Господня, в честь которого он был наименован.

Читайте также:  Икона "спас нерукотворный" - православные молитвы

Вход в Спасо-Преображенский храм в Никите

Можно сказать, что сама суть этого праздника отразилась в истории Спасо-Преображенского храма в Никите.

«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние», — гласит кондак праздника.

Так и величественный храм, построенный для ученых и работников Никитского ботанического сада, разрушенный в богоборческие времена, преобразившись, вновь созывает прихожан на молитву в день своего Престольного праздника.

Источник: http://odnarodyna.info/content/preobrazhenie-gospodne-v-yalte

Церковь Спаса Преображения

Храм находится недалеко от Ялты, в одном из самых красивых уголков Крыма — в Никитском ботаническом саду. Торжественная закладка фундамента церкви состоялась весной 1884 года, в праздник Благовещения. Строительство продолжалось три года, и в феврале 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний освятил храм во имя Преображения Господня.

История строительства храма

История храма непосредственно связана с Никитским ботаническим садом, основанным в 1812 году. Вокруг сада и на его территории проживали ученые, садовники и сотрудники научного центра. Именно для них по просьбе директора Александра Ивановича Базарова, который заступил на пост в 1881 году, была спроектирована больница и церковь при ней.

Работы вел гражданский инженер-архитектор Платон Теребнёв, его задачей было организовать пространство так, чтобы церковь могла вмещать до 200 человек, 6 больничных коек и еще надо было предусмотреть квартиру священника с тремя комнатами.

Возведение сооружения началось сразу после закладки фундамента в 1884 году, в этом же году выполнили основной объем работ, и уже в сентябре 1885 года установили крест. Наружные и внутренние отделочные работы завершили к августу 1986 года, затем были выполнены росписи в алтаре и на фасаде здания.

Архитектура церкви

Церковь расположена у главного входа в Никитский ботанический сад. Строгий фасад постройки декорирован элементами византийского стиля, крестами, небольшими фресками.

В плане храм, находящийся на втором этаже здания больницы, представляет собой однонефную базилику.

Чтобы соблюсти инженерные нормы при строительстве, из-за специфики грунта, пришлось отойти от православных канонов и переориентировать алтарь на юго-восток.

Ко входу с наружной стороны пристроена небольшая звонница, напоминающая образцы древнерусской архитектуры Пскова. Летом 1887 года сюда подняли два колокола. Вплоть до революции 1917 года на вершине колокольни была установлена маковка. А всю постройку венчает небольшой купол с восьмиконечным крестом.

На первом этаже строения находились больничные палаты, а квартиру священника пристроили к алтарной стене храма, в виде одноэтажного выступа с балконом.

Храм после революции

После прихода советской власти богослужения в храме продолжались до 1920 года. Несмотря на попытки прихожан сохранить церковные службы, в 1927 году церковь была закрыта.

Чтобы стереть воспоминания о религиозном значении здания, разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола.

Местные жители помнят, что лик Спаса Нерукотворного над входом в храм кем-то из прихожан был перевернут лицом к стене, закрыт жестью и закрашен.

Позже здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, Дом культуры с кинотеатром. За годы советской власти были утрачены внутренние росписи, иконостас, иконы. Были заложены арочные окна, уменьшена высота потолка.

В 1991 году жители поселка Никита организовали Свято-Преображенскую общину и заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви. Прихожане своими силами начали ремонт разрушающегося храма.

В 1992 году, в День Преображения Господня, здание вновь освятили, поставили иконы и начали служить молебны. 7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре Преображенской церкви, тогда же отслужили первую Божественную литургию.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/13983/cerkov-spasa-preobrazheniya

Храм свт. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме, г.Ялта

Первая неделя после Пасхи в Православной Церкви называется Cветлой Cедмицей. Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — Пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин.

Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту Седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

Праздник Пасхи занимает 40 дней, но первые его 7 дней являются особенно праздничными и как бы даже одним сплошным праздничным днем. И они так устроены, как будто бы каждый из этих дней является воскресным.

И поэтому каждый день Светлой Седмицы — это воскресная служба следующего по порядку гласа: вчера был первый, сегодня второй, завтра будет третий, и так до Недели Фоминой. Это означает, что вся эта седмица особенно, как, собственно, и каждый воскресный день в христианском смысле, является образом вечности.

И вот, тот покой, который мы обретаем, отчасти даже телесно и в смысле богослужения, а во многом и по нашему душевному самочувствию во время великих праздников, а особенно во время праздника Пасхи, — этот покой нам дается для того, чтобы почувствовать, хотя бы слегка, хотя в некотором очень небольшом приближении, тот покой, которым является вечность, вечное и небесное Царство.

Поэтому нужно стараться сейчас проводить дни Светлой Седмицы так, чтобы они, по возможности, в большей степени были для нас образом этого Небесного Царствия.

Вспоминает раба Божия Наталия: «Несколько лет назад мы всей семьей каждый день Светлой Седмицы посвящали небольшому пасхальному путешествию по различным храмам Большой Ялты.

В понедельник мы побывали в Гурзуфе, увидели благолепие пасхального убранства храма Успения Пресвятой Богородицы, а после службы с радостью прошлись по Гурзуфской Набережной.

Во вторник мы отправились в Верхнюю Ореанду услышать песнопения пасхальной службы в храме Архистратига Божия Михаила, а затем поднялись на Крестовую гору.

В среду мы побывали в Алупке, где находится самый большой храм Южного Берега Крыма, также освященный в честь Архистратига Божия Михаила, а после прогулялись с детьми по чудесному Алупкинскому парку. В четверг — поехали в Мисхор.

Там посетили храм Святой равноапостольной Нины, а после с удовольствием прошлись по парку Санатория «Днепр», где смогли увидеть остатки древней крепости Харакс и Музей больших якорей под открытым небом. В пятницу побывали в храме Преображения Господня в поселке Никита и прошлись по Никитскому ботаническому саду. Каждый день был освящен Пасхальной радостью церковных служб и наполнен приятными впечатлениями от общения с природой…»

В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери «Живоносный источник» и после литургии совершается освящение воды.

На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой Седмице венчаний и заупокойных молитв.

Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление).

Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, а также оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 1:514).

Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая.

Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя! Христос воскресе!»

Воистину воскресе!

назад к списку новостей

Источник: http://www.zlatoust.prihod.ru/news/guid/1106999

Никита. Церковь Спаса Преображения в Никитском ботаническом саду

В 6 километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма – Никитский ботанический сад, который был заложен в 1812 году…

На территории сада жили учёные-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора сада заступил Александр Иванович Базаров (1845 – 1907).

Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым – двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство, и была рассчитана смета. А.И.

Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П.К.Теребеневу (1841 – 1902), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек.

Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний…». Проект был готов 18 февраля 1883 года.

Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.

Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. Возведение здания началось быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объём работ.

Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 год и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу.

19 сентября 1885 года был установлен крест, а концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания…

Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.

Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь.

На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлинённый четырёхконечный крест.

Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль, расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом.

Читайте также:  Собор святителя николая чудотворца в евпатории - православные молитвы

Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены небольшие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже – прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей. С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге – равноконечный крест.

Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленных на литейном заводе Н.Д.Финляндского в Москве…

После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года он был прообразован в «Совхоз Никитский ботанический сад». Богослужения в храме продолжались до 1920 года.

Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять всё церковное имущество.

Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на церковь, и храм Преображения Господня в Никите был закрыт в сентябре 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола…

В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы.

Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в тёмное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки.

Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм.

В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа.

В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание…

7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник стремились как можно скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол. В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский.

По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01387

Церковь Преображения Господня в Никите

Церковь Преображения Господня в Никите

История Церкви Преображения Господня в поселке Никита, недалеко от Ялты, насчитывает уже более 200 лет.

В свое время церковь посетил сам Александр III и Цесаревич Николай, будущий император Российской империи. Как и во многие храмах, в советский период здесь не проводились богослужения.

Лишь в начале 90-х гг. прошлого века церковь была вновь освящена.

Сейчас Церковь Преображения Господня является действующим русским православным храмом. Здесь проходят молебны и литургии, проводятся обряды (венчание, крещение, отпевание, исповеди). Попасть в сюда может любой желающий. Церковь открыта для посещения ежедневно.

Архитектура

Церковь Преображения Господня – это небольшое двухэтажное здание. На первом этаже раньше располагалась больница и квартира священника, которая пристроена к алтарной стене в виде небольшого выступа с балконом.

В саму церковь, расположенную на втором этаже, из вестибюля вела чугунная лестница. Звонница располагалась над парадным крыльцом. На ее куполе находился большой восьмиконечный крест.

Окна нижнего этажа имеют прямоугольную форму и украшены прямоугольными наличниками. арочные окна второго этажа чуть меньше по размеру, но также украшены наличниками из кирпичной кладки. В межоконных нишах располагались кованые кресты, которые до наших дней не сохранились.

При взгляде на церковь сверху, можно заметить, что она представляет собой четырехконечный крест. Интересной особенностью этого храма является тот факт, что строителям из-за особенностей почвы на участке пришлось немного отойти от канонов возведения православных церквей. Алтарь, смотрит не строго на восток, а чуть южнее.

Как все начиналось

Фактически история церкви начинается с 25 марта 1884 г. В день, когда состоялась торжественная закладка первого камня. Но предпосылкой для этого стали события, произошедшие гораздо раньше.

Во-первых, в поселке, основанном греками, до конца 18 в. существовала церковь. Построили храм во имя Святого Великомученика Никиты. Историки считают, что Святой вполне мог жить и способствовать распространению христианской веры в этих местах. В конце XVIII столетия церковь была разрушена. На ее месте возвели мечеть, которая тоже не сохранилась до наших дней.

Церковь Преображения Господня в Никите — Крёстный ход.

Почти через 30 лет после этих событий по ходатайству князя Потемкина в поселке был разбит ботанический сад, который вскоре стал уникальным парком с богатой коллекцией растений со всего света.

Стараниями первого директора и его последователя, ученых-садоводов и рабочих сад со временем разросся, на его территории появилось училище садоводства. В ботанической саду трудилось много людей. Но по-прежнему там не было ни своей церкви, ни больницы.

В 1881 г. директор парка, А. И. Базаров, выступил инициатором строительства. Он направил на утверждением проект П.К. Теребенева. По задумке архитектора, в двухэтажном здании должны были разместиться:

  • больница;
  • церковь;
  • квартира священника.

Вышестоящие инстанции через год выдали разрешение на строительство и утвердили смету. В 1884 г. состоялась торжественная закладка фундамента, в основание которого положили памятную табличку.

Еще через три года строительство было завершено: закончены отделочные работы и роспись алтаря и фасада, установлен крест, доставлены иконы и церковные книги. 5 февраля 1887 г. храм был освящен архимандритом Епифанием.

В течение почти сорока лет здесь проходили богослужения и литургии, молебны к знаменательным датам и событиям. В 1912 г. здесь прошло торжественное богослужение, посвященное столетию Ботанического сада.

Революция не могла не коснуться Церкви Преображения Господня и ее служителей. Богослужения в церкви проходили вплоть до 1927 г. силами Православного религиозного общества. Члены общины обязались перед властями самостоятельно содержать и ремонтировать храм.

И все-таки, как ни пытались верующие сохранить церковь, все попытки закончились поражением. Звонница и купол были разрушены, кресты и колокола сброшены, уничтожен иконостас и росписи.

Здание церкви стали использовать под бытовые нужды. За годы правления советской власти храм успел выступить в роли и жилого помещения, и дома культуры с кинотеатром, и склада.

В 1991 г. силами православной общины здание церкви было отреставрировано, установлены иконы на первом этаже. Храм заново освятили. Еще через два года был восстановлен иконостас, заново отстроена звонница, установлен крест и колокола.

Церковь Преображения Господня в поселке Никита пережила немало событий: время расцвета, благодаря своим основателям, удостоилась посещения императора Александра III в 1885 г., была практически уничтожена после революции. И все-таки, силами верующих, вновь восстановлена и подготовлена для проведения церковных обрядов и богослужений.

( оценили 2 )Загрузка…

Источник: http://comerartadvisory.com/cerkov-preobrazheniya-gospodnya.html

Церковь Преображения Господня в Никитском ботаническом саду

В шести километрах от Ялты, возле селения Никита находится одна из достопримечательностей Крыма — Никитский ботанический сад.

Это настоящая зеленая сокровищница страны, в которой собраны растения из разных уголков планеты.

Но Сад не только прекрасный парк, музей живой природы — это одно из старейших научно-исследовательских учреждений, в котором насчитывается более 28000 видов, сортов и гибридов разнообразных растений.

После присоединения Крыма к России началось освоение земель на Южном берегу. Дворцы и дачи новых хозяев окружили парки и сады. Князь Г. Потемкин первым попытался создать ботанический сад по европейскому образцу, для этого он заказал семена заморских растений и высадил в своих имениях.

Но частные ботанические сады часто меняли своих владельцев, необходим был государственный, или, как тогда говорили, «казенный», ботанический сад.

В его задачи входило: собирать лучшие и плодороднейшие деревья, кусты и травы, которые приносили бы доход или служили бы украшением парков; разводить плантации фруктовых, масличных и прочих растений, способных расти в теплом климате Тавриды, и распространять их среди крымских земледельцев.

Церковь преображения Господня в Ялте

Для закладки будущего сада отвели земли вокруг деревни Никиты, основанной в средние века греками. Епископ Гермоген писал, что это поселение прежде носило название Сикита от греческого слова, означающего фиговое дерево, смоковницу.

«Буква с заменена буквою н, вероятно, с тех пор, как здесь построена была греческая церковь во имя святого великомученика Никиты.

Константинопольский патриарх Макарий грамотою 1390 года сделал распоряжение, кому из крымских иерархов следует заведывать Сикитою».

В житиях святых сообщается, что в Готской стране «был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Его просветил светом христианской веры и крестил готский епископ Феофил (умер около 340 г.), принимавший участие в I Никейском соборе (325 г.). После Феофила на его кафедру вступил Урфил (311-383 гг.

), который прославил себя тем, что изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский Святое Писание и много других книг. Благодаря этому святая христианская вера быстро распространялась среди готов. Святой Никита своим благочестием и боговдохновенными словами многих людей привел ко Христу.

Когда христоненавистник Афанарих начал новое гонение на христиан, святой Никита выступил с обличительными речами, укоряя его за безбожие и бесчеловечность, за то, что он предавал множество верующих различным мукам.

Афанарих приказал схватить его и пытать, желая вынудить у святого Никиты отречение от Христа. Ему раздробили кости на руках и ногах, нанесли множество ран, но не смогли сломить твердую волю святого.

Мучитель был в недоумении: почему он, при всем своем могуществе, оказался бессильным? Тогда он задумал уничтожить святого огнем. Но тело святого Никиты не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной и бессмертной жизни.

Тело святого, неповрежденное огнем, долго оставалось без погребения. Ученик святого Никиты Мариан с помощью Господа нашел его и перевез в город Мопсуестия, где впоследствии на гробе Никиты была возведена церковь.

Читайте также:  Псалом давида 11 - православные молитвы

Святой великомученик и чудотворец Никита

Исследователь христианских древностей Крыма Д.М. Струков предполагал, что святой Никита мог жить в этих местах. Древнюю церковь в честь святого разрушили сами греки, когда покидали Крым в 1771 году. На ее месте татары построили мечеть, которая тоже не сохранилась.

В 1812 году в Никите был заложен ботанический сад.

Стараниями его первого директора Христиана Христиановича Стевена (1781-1863) и первых садоводов за двенадцать лет были разбиты Верхний и Нижний парки, собрана уникальная коллекция декоративных растений, ценный гербарий, выведены новые сорта винограда и фруктовых деревьев, основаны библиотека и музей. X.X. Стевен хотел организовать в Саду училище садоводства и виноградарства, но не успел. Такое училище появилось в 1868 году стараниями третьего директора Сада Н.Е. Цабеля.

В Никитском ботаническом саду жили ученые-садоводы, учащиеся, рабочие, а своей больницы и церкви не было, приходилось ездить в Ялту. В 1881 году на пост директора Сада заступил Александр Иванович Базаров (1845-1907).

Он сразу обратился в вышестоящие инстанции с просьбой заменить уже разработанный проект одноэтажной больницы новым — двухэтажным зданием, в котором разместились бы больница, церковь и квартира священника. В июле 1882 года пришло разрешение на строительство и была рассчитана смета. А.И.

Базаров поручил подготовить проект гражданскому инженеру-архитектору П.К. Теребеневу (1841-1902), при этом просил учитывать следующие пожелания: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек.

Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний… Больница должна представлять просторное помещение для 6 больных. Одну или две койки поместить в отдельной комнате на случай опасных или заразных болезней.

.. Для квартиры преподавателя (имеется в виду священник — преподаватель Закона Божьего в училище) достаточно 3-х просторных комнат, передней и кухни…». 18 февраля 1883 года был готов проект и утверждена смета на сумму 20494 рубля.

Александр Иванович Базаров

Участок для строительства выбрали возле училища. Но, как выяснилось, известняки здесь залегали с уклоном на юго-запад, поэтому алтарь пришлось переориентировать на юго-восток, что несколько нарушило каноны строительства православных храмов.

Торжественная закладка состоялась 25 марта 1884 года, в праздник Благовещения. В присутствии ученых, садоводов, учащихся и рабочих Преосвященным Гермогеном, епископом Таврическим и Симферопольским была отслужена Божественная литургия.

В основание фундамента положили доску с памятной надписью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III заложено здание сие с церковью Преображения Господня. При Министре Государственного Имущества М.Н.

Островском, Директоре Департамента земледелия и Сельской Промышленности М.Н. Раевском, Директоре Императорского Никитского сада А.И. Базарове благословением Преосвященного Гермогена, Епископа Таврического и Симферопольского, тщанием Гражданского инженера П.К.

Теребенева сего 1884 года марта в 25 день. Аминь».

Возведение здания началось быстрыми темпами, за 1884 год выполнили основной объем работ. Но из-за нехватки денег строительство продолжалось весь 1885 год и половину 1886 года, отделочные работы завершили к августу. 19 сентября 1885 года был установлен крест, а к концу года закончили росписи в алтаре и на фасаде здания.

Одновременно со строительством художнику Ефрему Васильевичу Годуну заказали 11 икон, которые доставили в храм к 1 января 1885 года.

А Святейший Синод передал будущей церкви книги: Евангелие в бархатном переплете с золотым теснением и с застежками, Апостол, Ирмологий простой, Канонник, Минею месячную и другие, всего 17 наименований.

Храм освятил 5 февраля 1887 года настоятель Ливадийских церквей архимандрит Епифаний во имя Преображения Господня.

19 августа Церковь отмечает праздник Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Это событие описано в Новом завете. В конце пути земной жизни Иисус Христос открыл учникам, что ему предстоит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. С тремя апостолами — Петром, Иоанном и Иаковом — Он поднялся на гору Фавор и молился.

Во время молитвы ученики Его заснули, а когда проснулись, были поражены преображением, произошедшим с Господом: Его лицо сияло неземным светом, одежды сделались ослепительно белыми. Два ветхозаветных пророка: Моисей и Илия вели с Ним беседу. Вдруг с неба раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.

17, 5).

Потрясенные апостолы смотрели на Учителя, не силах вымолвить ни слова. Но продолжалось видение недолго: Сияние пропало, и Иисус один стоял на вершине горы.

Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос решил укрепить веру Своих учеников в Него, чтобы они не пали духом во время Его грядуших страданий и Крестной смерти.

Праздник Преображения Господа Бога

Первым настоятелем церкви и учителем Закона Божьего в училище стал отец Василий Иванов. Директор Сада А.И. Базаров ходатайствовал о введении в штат должности псаломщика, который был бы и учителем хорового пения.

Надо сказать, что директор предъявлял священникам особые требования: они должны были либо иметь академическое образование, как отец Сергий Лилеев, либо быть хорошим пастырем, верным служителем Церкви, как отец Николай Акулин.

Построенное здание представляло собой просторную однонефную базилику, с северо-западной стороны к ней примыкал вестибюль, внутри которого располагалась лестница, ведущая на второй этаж, в церковь.

На первом этаже устроили больницу, а квартиру священника пристроили к алтарной стене в виде одноэтажного выступа с балконом. В целом план здания представлял собой удлиненный четырехконечный крест.

Над парадным крыльцом, ведущим в вестибюль расположили небольшую звонницу с двускатной крышей и крестом, венчающим главку-маковку. Над вестибюлем на барабане, украшенном кокошниками, возвышался небольшой купол с восьмиконечным крестом.

Большие арочные окна были оформлены каменными наличниками из широких лучей, заканчивающихся с двух сторон резными по камню равноконечными крестами. Между окнами были устроены неглубокие ниши, в которых находились узорные чугунные кресты, один из них обнаружили в 1993 году, когда стены здания освобождали от разросшегося плюща.

В стенах вестибюля на втором этаже прорезали окна меньших размеров, их украсили наличниками-кокошниками, а на первом этаже — прямоугольные окна с наличниками из чередующихся кирпичных и белых лучей.

С двух сторон от входа в неглубоких нишах на фресках изображены узорчатые византийские кресты, а над входом в круге равноконечный крест. Летом 1887 года на колокольню подняли два колокола, изготовленные на литейном заводе Н.Д.

Финляндского в Москве.

26 апреля 1885 года церковь посетил Александр III. С ним был и 18-летний цесаревич, будущий император Николай II.

Несмотря на удаленность Никитской церкви от центральных городов Крыма, а тем более от столицы, в ней совершали молебны ко всем знаменательным датам в жизни Императорской семьи и в истории государства. Здесь молились о здравии Государей Императоров, о спасении русских воинов и о помощи им в сражениях во время ведения войн, об укреплении могущества России.

Никитской церкви была отведена важная роль в торжественных мероприятиях по случаю празднования столетия Сада в 1912 году. Настоятель церкви отец Роман Крылов освятил это знаменательное событие.

20 сентября 1912 года в храме отслужили Божественную литургию, после чего все присутствующие крестным ходом отправились в Нижний парк, где на площадке перед оранжереей совершили молебен, провозгласив многолетие Государю Императору Николаю II и всей его семье, начальствующим и всем служащим в саду и учащимся, а также вечную память Государям Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III, всем почившим лицам, служившим и потрудившимся на благо Сада. Отец Роман получил в награду орден Святой Анны III степени.

После революционных событий в Никитском ботаническом саду произошли изменения, в феврале 1921 года он был преобразован в «Совхоз Никитский ботанический сад». В храме богослужения совершались до 1920 года.

Затем прихожане создали Православное религиозное общество и обратились в местные органы власти с просьбой передать им церковь в безвозмездное пользование. По договору они были обязаны сами содержать, ремонтировать, отапливать храм, сохранять все церковное имущество.

Священнослужителя в храме к тому времени уже не было, поэтому его обязанности выполнял рабочий Иннокентий Черняков.

Но в конце 20-х годов государство с новой силой ополчилось на церковь, и храм Преображения Господня в Никите был закрыт в сентябре 1927 года. Здание пытались переделать, изменить его облик: разрушили купол и звонницу, сбросили кресты и колокола. Но Лик Спаса Нерукотворного над входом был снят кем-то из верующих, перевернут лицом к кресту, закрыт жестью и закрашен под цвет стены.

В течение долгих лет здание использовали как склад, магазин, научную лабораторию, дом культуры с кинотеатром в бывшей церкви. Не сохранились ни внутренние росписи, ни иконостас, ни иконы.

Прекрасный зал с большими окнами и хорошей акустикой превратили в темное помещение: заложили окна, уменьшили высоту потолка искусственными плитами, которые поглощали все звуки. Внешние стены густо заплел крымский плющ.

Когда в 80-х годах здание стало разрушаться, его превратили в склад, куда свозили всякий ненужный хлам. Уже мало кто помнил, что здесь раньше был храм.

В 1991 году жители Никиты организовали Свято-Преображенскую общину Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Они заключили с Никитским ботаническим садом договор об аренде здания бывшей больницы и церкви и начали ремонт. Всего за месяц, к 19 августа 1992 года привели в порядок большой зал первого этажа.

В этот праздничный день Преображения Господня перед входом совершили молебен и освятили здание. С этого дня на первом этаже стояли иконы, возле которых возжигали свечи, здесь можно было помолиться, заказать поминовение о здравии или упокоении ближних, купить крестики, иконки, божественную литературу.

Отец Виктор Евсютин, назначенный настоятелем Никитской церкви 11 декабря 1992 года, по воскресеньям служил молебен, крестил, венчал, исповедовал прихожан, отпевал усопших.

7 апреля 1993 года освятили престол в алтаре и отслужили первую Божественную литургию. Но прихожане и священник старались скорее восстановить иконостас. Над храмом установили крест, вновь построили звонницу, на которую подняли колокол.

В престольный праздник 19 августа 1995 года Божественную литургию в церкви служил Преосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский. Так был возрожден еще один крымский храм, а мы вспомнили еще одну страницу нашей истории.

Адрес: Церковь находится у входа в Никитский ботанический сад. Тел. 33-57-54.
Проезд: из Ялты троллейбусом № 2, автобусом № 34 или маршрутными такси № 2 и 34.

Источник: http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/svyatyni-kryma/cerkov-preobrazheniya-gospodnya.html

Ссылка на основную публикацию