Православная церковь об интернете: отношение, мнение и ответы на частые вопросы — православные молитвы

Мифы о Православии

Православная церковь об интернете: отношение, мнение и ответы на частые вопросы - православные молитвы

После 70 лет узаконенного атеизма, который так ругают «монархисты», опять начали открываться новые церкви, реставрироваться старые, начало активно проповедоваться как Православие, так и куча других религий.

Только вот парадокс — уже 25 лет как узаконенного атеизма не существует, а знания людей о многовековой вере нашего народа стали за эти 25 лет гораздо хуже. Православие успело обрасти такой кучей дурацких мифов, которых не было в СССР, что только диву даёшься.

Ну ладно долбославы или там воинствующие русофобы, называющие себя «атеистами», так ведь и обычные нейтральные люди порой ведутся на этот бред.

Разберём основные мифы о Православии, созданные и продвигаемые различными сектантами и платными троллями на западные деньги:

Миф: православные священники гребут бабло с прихожан.

Правда: никто ни от кого ничего в церкви не требует. Любой может легко убедиться в этом сам. Приходите в церковь, стоите службу, уходите. Делаете так сколько угодно раз.

Свечки никто покупать не заставляет, с шапкой по кругу никто не ходит и турникета, в который надо кидать деньги, на входе тоже нет. Основные таинства Церкви — Исповедь и Причастие — никак не связаны с деньгами.

Можно ходить в храм всю жизнь, исповедоваться и причащаться, не потратив ни копейки. Хорошая исповедь, между прочим, не уступает приёму у грамотного психолога, который стоит кучу денег.

За что действительно рекомендуется платить — это за работу священника вне храма: освящение квартир, машин и т.д. Это работа, которую священник выполняет в своё свободное время, почему он должен делать её бесплатно? И опять же, никто не заставляет вас освящать свою машину или квартиру. Особенно если вы долбослав или воинствующий атеист.

Впрочем, было дело, предлагали таким умникам спор на солидную сумму денег. Суть спора заключалась в следующем. Берём дорогую машину, заезжаем в три ЛЮБЫХ храма и просим освятить без денег — нет, мол, денег, а освятить уж очень хочется. Если ХОТЬ В ОДНОМ откажут — «атеисты» выигрывают спор. Никто из тех, кому это предлагали, не согласился.

А за причащение на дому больного человека, который не может придти в храм, священники вообще не возьмут денег, даже если предлагать. Им это запрещено, Причастие — всегда бесплатно.

Миф: священники все богатые и на мерседесах.

Правда: большинство православных священников живёт более чем скромно. Уж точно скромнее мулл и раввинов, состояние которых тех же долбославов — вот чудо! — не интересует вовсе. Они считают деньги исключительно в карманах православных священников.

Безусловно, есть состоятельные священники. Это или представители самой верхушки Церкви, или известные в широких массах своими проповедями и содержательными интервью. А почему, интересно, они должны быть нищими? Деньги им платят не диванные критики и не госбюджет.

Более того — дорогие машины у некоторых священников, которые вызывают такие корчи у долбославов и «атеистов», в подавляющем большинстве случаев им дарят. Возможно, кто-то будет удивлён, но православные — это не только древние бабушки. Есть среди глубоко верующих прихожан люди с такими деньгами и возможностями, что долбославам с «атеистами» и не снилось.

Бывают верующие, приезжающие в храм на автомобилях ценой в половину самого храма. И пожертвования они делают соответствующие. А представьте: у такого человека, например, сын наркоман, которого батюшка вытащил из этой ямы. Да, православная Церковь весьма успешно борется с алкоголизмом, наркоманией и другими пороками нашего общества.

В благодарность такой человек может ему не только мерседес подарить, а и коттедж построить. И вас, сектанты и другие интернетные критики, это никаким боком не касается.

А вот о том, что Церковь организовала более 300 благотворительных фондов, где кормят, одевают и дают жильё неимущим — она, согласно своему же учению, особо не распространяется. Но кому надо, те знают. Именно на эти благие дела и идут «копейки бабушек», за которые так трясутся ненавистники Церкви.

Помню, как летом, в жару, зашёл в магазин батюшка и долго приценивался к мороженому. Охранник посоветовал ему хорошее мороженое, а он, посмотрев на цену, сказал: «Нет, такое не по карману». И взял более дешёвое. А приехал он на «Калине». И это не какой-то деревенский священник, это в городе-миллионнике. Вот вам и «попы на мерседесах».

Миф: в церкви вам промоют мозги.

Правда: в церкви вообще никто с вами не заговорит без вашей инициативы. Проверьте сами. Придите в храм, простойте всю службу целиком. Никто вам слова не скажет. Вы просто стоите, слушаете молитвы священника и церковный хор, молитесь о чём-то своём, если считаете нужным.

Православные ценят личную свободу. Можно годами ходить в храм, не обмолвившись ни словом ни с одним человеком. А вот в протестантских собраниях к вам подойдут сразу же, постараются записать ваш телефон, а лучше адрес, и после этого просто так не отстанут.

Но этот факт критиков Православия опять же почему-то не волнует.

Миф: все попы дремучие и не знают ничего, кроме церковной службы.

Правда: вы будете удивлены, узнав, сколько среди православных священников людей с учёными степенями, профессоров и академиков. Сама по себе духовная семинария — весьма серьёзное гуманитарное образование, уровень изучения истории и литературы там может посоперничать со многими гуманитарными вузами.

А ведь у большинства священников семинария — это второе высшее образование. Есть среди них квалифицированные врачи, инженеры и даже учёные, которые продолжают писать диссертации без отрыва от служб в храме. Или семинария — первое образование, после которого они получили ещё одно. Тоже обычная практика. Так что среднестатический священник — человек с двумя высшими.

Пусть вас не смущает его «несовременная» борода или часто встречающиеся интонации «под старину» — они вырабатываются непроизвольно от постоянного чтения молитв на церковнославянском языке. Большинство священников весьма разносторонне развиты и могут поддержать разговор на любую тему.

Другое дело, что они не тратят время на пустые разговоры, стараясь максимально использовать его для своей основной деятельности — службы Богу.

Миф: православная церковь — это бизнес.

Правда: «бизнес», в котором значительная часть полученных денег идёт не на дальнейшее развитие и не в карман организаторам, а на благотворительность — это уже не бизнес в классическом понимании. Цель бизнеса — получение прибыли.

Православная же церковь, если уж выражаться языком экономики — это скорей некоммерческий благотворительный фонд. Или просто сообщество людей, которые помогают друг другу, по желанию скидываются деньгами и доверяют руководителям этого сообщества, на что их потратить.

Иными словами, если вы по своей воле что-то принесли в Церковь — это ваш личный выбор. Если нет — значит, ваших денег там нет и дела других людей вас не касаются.

Миф: всё Православие — ложь.

Правда: как минимум существование таких личностей, как Иисус Христос, Иоанн Креститель, апостол Андрей (который, кстати, проповедовал на Руси) и других значимых фигур Нового Завета — исторический факт.

Тем более отлично известно о жизни православных святых, таких как Николай Угодник, Георгий Победоносец, Александр Невский, наконец. А факты из жизни Серафима Саровского до сих пор передаёт из уст в уста народная память, даже без книг — не так уж много времени прошло.

И если Александр Невский был ещё крупной политической фигурой, то, например, Серафим Саровский стал известным исключительно благодаря своей православной вере.

Да, православные верят, что Иисус был Сын Божий, мусульмане — что он был пророк Иса, а представители некоторых других течений — что это был просто очень мудрый странствующий философ.

Хотя даже они признают, что нигде не учившийся 30-летний философ, который буквально парой слов ставил в тупик любых мудрецов, не мог не обладать какими-то сверхъестественными способностями. Во что верить — это личное дело каждого.

Но утверждать, что ВСЁ христианство, и в частности Православие, ложь, глупо. В Библии описаны вполне себе исторические факты, подтверждённые множеством других научных, ни разу не религиозных, источников.

Вас никто не заставляет верить, что Иисус, скажем, ходил по воде и одним словом останавливал бурю. Но с тем, что такой человек жил примерно в те самые времена — спорить глупо. Следовательно, всё христианство ложью быть никак не может.

Надо заметить, что те же долбославы, отрицая всё написанное в Библии, сами приводят цитаты из неё же, паразитируя на известности и авторитетности этого учения.

Миф: в Православии всё просто и неинтересно, а вот в восточных практиках или в «древнем язычестве» есть всякие таинственные колдунства.

Правда: как раз в Православии, если заниматься им серьёзно, всё очень сложно. И того, что кажется обывателю «таинственными колдунствами», там более чем достаточно.

Как вам, например, такая практика православных монахов, как «трезвение» — постоянный контроль каждой своей мельчайшей мысли, чувства, любого малейшего движения души? Йоги и буддисты с их остановкой внутреннего диалога — просто младшая группа детского сада. Попробуйте хотя бы молиться час без перерыва — не тупо бубнить текст, а с душой и чувством обращаться к Богу.

С первого раза ни у кого не получится. Ах да, сначала придётся выучить ещё церковнославянский язык. Попробуйте соблюдать все посты — не тупо в виде ограничения в пище, а полноценно, так, как предписывает Православие, и вскоре поймёте, что ограничение в пище — как раз самое простое в посте.

Попробуйте подготовиться к Причастию, как положено, и причаститься — с посещением всех служб в дни подготовки, с предварительной исповедью (скорее всего, не одной) последующим прочтением благодарственных молитв… Тяжеловато? А православные это делают минимум раз в год, а в основном гораздо чаще — раз в месяц, например.

И именно эти практики, при их многолетнем соблюдении, и влекут за собой все те «таинственные колдунства», которые некоторые ищут и не находят в неоязычестве. В монастырях, например, обычное дело — 80-летний монах, питающийся одной крупой и хлебом, который по физическим возможностям даст фору молодому мужику, питающемуся мясом.

Официальная наука и медицина не могут этого объяснить. И это только верхушка айсберга. Есть священники, к которым приходишь на исповедь — а он сам тебе все твои грехи говорит. При том, что видит тебя в первый раз.

Есть таинственные странники, живущие то в одном монастыре, то в другом — подходит к тебе такой и даёт мудрый жизненный совет, заходит за угол, ты за ним — а его нигде нет. И потом узнаёшь, что он ещё вчера уехал и быть его здесь не могло. Никто не знает, как они это делают и что ещё умеют. Но такие чудеса в православной жизни — дело обычное.

А уж необъяснимых наукой исцелений от смертельных болезней, а также мгновенного излечения сумасшедших — не сосчитать. Много ли таких случаев достоверно известно в восточных учениях? Где хоть один такой случай в неоязычестве?

Миф: православные священники активно лезут в светскую жизнь, «промывают мозги» посредством телевидения, в школах и т.д.

Правда: уж за что действительно часто критикуют Церковь разумные люди — так это за очень слабое развитие миссионерства. Почти никакое. Что касается выступлений с телевидения — там сейчас почти 200 каналов, не нравится — переключите и смотрите боевики про ментов и бандитов, или шоу с полуголыми девками.

В школы священников приглашают редко, по согласованию с учительским коллективом и родительским комитетом. В исторически мусульманских регионах муллы бывают в школах куда чаще. А, например, в Израиле учебный процесс без участия синагоги вообще трудно представить.

Так почему бы батюшкам не бывать в школах там, где Православие является традиционной религией народа?

Разве вам когда-нибудь звонил в дверь православный священник, как это делают сектанты? Разве подходил он к вам на входе в супермаркет, всучивая свои брошюрки? Разве верующие бабушки останавливали вас на улице, приглашая в церковь на воскресную службу? Никогда такого не было и не будет. А вот сектанты именно так и делают. Но они критиков Церкви, опять же, не волнуют.

Читайте также:  Сильная молитва луке крымскому перед операцией, об исцелении, выздоровлении больного и здравии - православные молитвы

Миф: Православие учит не давать сдачи, «подставлять вторую щёку» и т.д.

Правда: Православие учит беспощадно бороться против врагов своей семьи, своего народа, своей страны, но прощать личных врагов. И прощают в Православии только того, кто сам раскаялся и просит прощения.

Тот, кто не раскаялся и прощения не просит — прощению не подлежит, и если продолжает причинять вред — легко может выхватить от православного так, что мало не покажется. Изречение про «щёку», которое так любят долбославы, разобрано уже, наверно, миллион раз.

Кому надо — давно знают, кому не надо — не услышат.

Расскажите о «слабости» Православия Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Пересвету, современным верующим спецназовцам, каковых немало, воинам в армии РФ. Фёдору Емельяненко, наконец. Где ваши великие воины со свастиками Ахиневича и так пропагандируемым на словах «воинским духом»? Ну хоть один, кто рискнул бы померяться силами с православным Фёдором?

В довершение хочется привести один пример. Вот есть такое сообщество — Анонимные Алкоголики. Есть ещё Анонимные Наркоманы.

Принцип их деятельности немного похож на принцип деятельности Церкви: помогают друг другу (правда, вся помощь заточена на главную их проблему — алкогольную/наркотическую зависимость) и собирают добровольные пожертвования — кто сколько может.

На эти деньги арендуют помещения, покупают чай с печеньками (на их собраниях котируется дорогой, элитный чай, который дома участники группы не могут себе позволить) Отдельная группа — очень скромная, практически незаметная социальная единица, а вся эта организация по миру — уже весьма мощная сила.

Так вот, если я не алкоголик и не наркоман — меня их деятельность никаким боком не волнует. Если там помогают справиться с проблемой — что ж, молодцы, нормальный человек только одобрит. Почему я должен злиться на них, считать их деньги, придумывать про них дурацкие мифы? Мне просто всё равно — есть они и есть.

Так же и адекватный атеист, агностик или представитель другой религии, по логике, должен относиться к Церкви. А если вместо равнодушия мы наблюдаем злобу, клевету, ненависть — значит, по какой-то причине Церковь не даёт некоторым покоя. Одним платят, другие повелись на модные течения типа «язычества»… Но посмотришь порой, как некоторых корёжит при одном упоминании Православия — поневоле поверишь в бесов.

Источник: https://elitsy.ru/communities/28320/516015/

Миссионерский отдел московской епархии

Протоиерей Александр Ильяшенко, директор и председатель редакционного совета портала «Православие и мир»

Екатерина Сысина, ответственный секретарь сайта «Православие и мир», координатор работы с вопросами читателей сайта

«Православие и мир» — мультимедийный интернет-портал о православии и жизни общества. Портал был создан в 2004 году, в настоящее время имеет версии на русском и английском языках. Ежедневная посещаемость сайта составляет около 90 тыс. человек.

Одно из направлений миссионерской работы портала «Православие и мир» — ответы на вопросы читателей сайта. Эта работа ведется более 10 лет. В настоящее время мы ежедневно получаем около 30 вопросов.

Отвечают на вопросы 8 священников из разных епархий.

Раздел «Задать вопрос священнику» на портале «Православие и мир»: http://www.pravmir.ru/vopros-otvet/.

Цели работы

Безусловно, ответы на вопросы – это в первую очередь миссионерская работа.

Создавая более 10 лет назад проект по работе с вопросами, мы предполагали, что к нам будут обращаться люди, которые живут в местности, где нет православных храмов, где нет возможности пообщаться со священником лично.

Однако практика показала, что большую часть вопросов мы получаем из крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Киев). Но в большинстве своем это люди, которые не ходят в храм (или ходят нерегулярно).

Наша задача – не только ответить на заданный вопрос, но и побудить человека к какому-то дальнейшему духовному усилию. Так, например, мы часто приглашаем людей на личную беседу со священником, или предлагаем задать уточняющий вопрос, если что-то в ответе будет неясно.

Процент приходящих после приглашения в храм обычно невелик, но несколько «виртуальных» читателей сайта стали вполне реальными прихожанами храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве.

Была ситуация, когда диалог со священником состоялся только после обращения с вопросом на наш сайт, причем священник знал человека, обратившегося на сайт с вопросом. Но вот подойти лично по какой-то причине человек не смог.

Вот как отзывается об этой работе главный редактор официального сайта Ставропольской митрополии священник Антоний Скрынников, длительное время сотрудничающий с «Правмиром»:

«Работа с вопросами людей – такая же пастырская обязанность, как личная беседа с пасомым. Зачастую человек не готов прийти еще в храм, лично посмотреть священнику в глаза. Интернет предоставляет эту возможность, скрывая расстояния, стеснение, робость. Главное в таком общении не быть формальным, так как за электронным вопросом находится живой человек со своими проблемами и болью, чаяниями».

Еще одной задачей работы с вопросами может быть выявление наиболее острых и актуальных тем, с тем, чтобы в дальнейшем на сайте эти темы получили развитие в публикациях, дискуссиях и т. д.

Та информация, которую мы хотим получить в результате анализа работы по ответам на вопросы, определяется исходя, в том числе, из целей, которые ставятся при организации этой работы. Так например, мы можем проанализировать:

— кто задает нам вопросы (возраст аудитории, наиболее активные возрастные группы). Например, в последние годы резко увеличилось количество вопросов задаваемых подростками (12-16 лет) и пожилыми людьми;

— наиболее актуальные вопросы. Данную информацию можно использовать для освещения этих тем, например, в ближайших публикациях, подготовке подборок на типовые ответы и т. д.;

— результат нашей работы мы можем оценить, исходя из того, приходят ли, например, благодарственные или, наоборот, негативные отзывы, сколько раз к нам обращаются повторно, задают ли вопросы по ранее опубликованным ответам и т. д. Такие данные помогают корректировать текущую работу.

Построение работы с вопросами на сайте

Работа с вопросами не идет в режиме реального времени. Мы просим заполнить определенную форму, после чего вопрос попадает в общую базу. В форме мы просим помимо самого вопроса указать имя, возраст и город проживания, а также адрес электронной почты.

Такая минимальная информация иногда бывает полезна, потому что на один и тот же вопрос, заданный подростком или взрослым человеком, отвечать нужно по-разному.

Город же мы просим назвать для того, чтобы, если есть такая необходимость и возможность, давать рекомендацию обратиться по конкретному адресу, в конкретный храм.

Поступившие вопросы координатор пересылает священникам. Почему работа идет через координатора? Во-первых, за время работы уже сложилась некоторая «специализация» у каждого священника, которая зависит от нескольких факторов: например, семейное положение священника, его светское образование, интерес священника к той или иной теме и т.д.

Далее, если по базе данных видно, что это уже не первое обращение с данного адреса электронной почты, координатор просматривает историю переписки, чтобы определить, насколько новый вопрос связан с предыдущим ответом, кто из священников раньше отвечал и т.д.

Третья задача координатора – следить за поступлением срочных вопросов. Бывает, что ответ требуется в течение буквально нескольких часов, максимум – в ближайшие сутки.

И если проблема действительно серьезная, то вопрос может быть отправлен сразу нескольким священникам, а вопрошавшему отправляется первый полученный ответ.

(Остальным священникам отправляется письмо, извещающее, что отвечать на срочный вопрос уже не нужно).

Бывает, что вопрос повторяет уже ранее заданный другим человеком – тогда координатор отправляет ответ, взятый из архива. При внесении какой-то необходимой правки в «архивный» ответ, перед отправкой отредактированный текст согласовывается со священником. Как правило, такое согласование проходит быстрее, чем подготовка нового ответа.

Полученные от священников ответы просматриваются координатором и отправляются адресату через специальный почтовый ящик.

Во избежание переписки через почтовый ящик (что затруднило бы работу, поскольку приходящие на почту вопросы нужно будет впоследствии вручную вводить в архив) в конце каждого письма есть предупреждение, что данный ящик не принимает входящую почту и уточнять что-либо нужно с использованием формы для вопросов.

Координатор проверяет ответ на наличие опечаток, на ответ по существу вопроса (бывает, что в длинном вопросе священник пропускает какую-либо значимую информацию, и ответ является неполным или неточным).

Одновременно с отправкой ответа вопросу присваивается рубрика и метка, которые помогут в дальнейшем найти ответ в архиве. Кроме того, в это же время принимается решение о публикации ответа на страничке ответов.

Публикуются не все ответы, а только некоторая их часть. В настоящее время на сайте «Православие и мир» опубликовано примерно 20% из всех ответов, внесенных в архив.

Как правило, публикуются ответы на часто задаваемые вопросы, ответы на вопросы, которые не могут быть отправлены по почте (в форме некорректно указан адрес). Ответы на личные вопросы не публикуются.

Также мы стараемся не публиковать вопросы, в которых есть какая-то негативная информация или вопросы по «острым» темам, которые могут только подогревать к ней интерес, провоцировать ее «раскрутку». Просьба не публиковать ответ может содержаться в вопросе или в комментарии священника к ответу.

Но графы с вопросом о публикации в форме нет. В первые годы она была, и мы столкнулись с запретом публикации самых обычных, типовых вопросов.

Работа с вопросами: взгляд священника

Своим опытом по работе с вопросами мы попросили поделиться священников, которые сотрудничают с «Правмиром» длительное время.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, директор и председатель редакционного совета портала «Православие и мир»:

  1. В ответе должны быть сочувствие, сострадание и симпатия к вопрошающему. Необходимо, чтобы он почувствовал тепло вашего сердца.
  2. Нельзя ни в малейшей мере демонстрировать свое мнимое превосходство.
  3. Надо вникнуть в проблему, постараться понять, что именно стоит за вопросом, какая боль переживается человеком, чем вызван его вопрос, то есть понять мотивы, исходя из которых, он задал свой вопрос.
  4. Нельзя отвечать, отталкиваясь от буквально понятого смысла вопроса. Если не уверен, надо писать: «Если я Вас правильно понял».
  5. Надо отвечать на заданные вопросы, на незаданные отвечать не надо.
  6. Очень важны пол, возраст, место жительства. Москвича можно пригласить к себе в храм на беседу, иногородних — нет. С подростком надо говорить иначе, чем со взрослым.
  7. Из приглашенных только ничтожная часть приходит для беседы в храм. Проблема — как эту долю увеличить?

Протоиерей Михаил Самохин, руководитель Миссионерского отдела Пятигорской и Черкесской епархии:

  1. Письменное общение отличается от устной речи. Это касается как правил написания текста, так и условий его восприятия. Необходимо учитывать, что небрежность формулировок, допустимая в устной речи, будет негативно восприниматься в письме. Это особенно касается использования разговорной лексики и небрежного отношения к правилам языка. В данном случае небрежность влияет на действенность содержания ответа. Письменный ответ предполагает стилистическую законченность и красоту формулирования мыслей.
  2. Письмо – не стопроцентно точная картина реальной ситуации, происходящей в жизни человека. Как правило, это всего лишь эмоционально окрашенная точка зрения. Поэтому стоит избегать окончательных советов и суждений. Особенно в конфликтных ситуациях, когда с письмом обращается одна из сторон.
  3. Миссионерской задачей дистанционного общения может быть только привлечение человека в храм. Только там, в реальном разговоре, с возможностью уточнения, вопросов, эмоционального контакта, и, главное, молитвы, есть реальный шанс действительно помочь человеку.
  4. Значительная часть обращающихся с вопросами – женщины, и часто их обращения требуют от священника не столько решения проблем, сколько сочувствия, эмоциональной поддержки. И только потом вариантов рекомендаций.
  5. Корректность приводимых данных крайне важна. Ответы публикуются. А затем беззастенчиво перепечатываются различными сайтами без ссылок на источник. Но с фамилией священника. Поэтому любая неточность или недостоверность приводимой информации, и даже её неполнота или двусмысленность формулировок могут стать предметом жёсткой критики врагов Церкви. И в таком качестве закрепиться в сети очень надолго. Даже один такой промах может стать существенным ударом по личной и профессиональной репутации.
Читайте также:  15 интересных фактов о библии - православные молитвы

Священник Филипп Парфенов:

Заочное общение весьма ограничивает возможности ответов на многие вопросы, учитывая, что вопрос задаёт человек, о котором абсолютно ничего не знаешь, кроме только лишь того, что он в данный момент о себе написал.

Но пишущие на сайт, как правило, это плохо понимают, и по неопытности готовы воспринимать ответ священника либо как своего рода «палочку-выручалочку», либо как уже окончательную волю Божию. Такое впечатление, по крайней мере, складывается из тональности довольно многих писем. И тут, конечно, нужно иметь немалое терпение и тактичность.

На многие часто задаваемые вопросы иной раз можешь отвечать уже на уровне автоматизма, но каждый человек переживает свой вопрос как реальную серьёзную проблему, которая может со стороны казаться пустяковой.

И задающим, и отвечающим на вопросы следует помнить об одной важной вещи: на очень многие вопросы нет чётких и однозначных ответов (хотя многим как раз кажется, что они есть или должны быть, но на самом деле они есть лишь в головах отдельно взятых людей).

Такие ответы существуют лишь для весьма ограниченного круга проблем, касающихся, прежде всего, вероучения, основных догматов или понимания большинства библейских текстов, и то не всех подряд. По многим другим неизбежны разные взгляды, и это нормально.

Поэтому священникам даже уместно иной раз отметить, что возможны разные точки зрения по задаваемому вопросу, но лично я думаю так, или мне близка следующая позиция… И задающим вопросы это тоже важно иметь в виду: из разных точек зрения можно и даже иной раз нужно выбирать, что кому ближе и понятнее.

Одни из таких часто задаваемых видов вопросов, это: 1) «а не грех ли это?» (что считать грехом); и 2) как Церковь смотрит на… или относится к… Эти два вида вопросов пересекаются между собой и задаются с неизменной регулярностью.

Приходится каждый раз отвечать, что в Церкви нет, и не может быть готовых ответов и оценок на все случаи жизни, — по поводу очередного вышедшего фильма, каждой выпущенной книги или популярной рок-группы! Можно подумать, что у нас есть готовая группа экспертов, которая только и делает, что отслеживает все явления общественной и культурной жизни и выносит по ним соответствующие оценки (однажды я получил вопрос, как Церковь относится к группе Depeche Mode). Нет, у нас нет такой экспертной группы, и слава Богу, что нет! Церковь в истории выносила какие-то определения по самым важным вопросам, и для вынесения их созывались соборы. По всем остальным темам может быть сколько людей, столько и вкусов, и мнений, о которых бесполезно спорить. В конце концов, мы призваны к свободе и у нас есть право выбора. И понятие греха во многих случаях — относительное, если речь не идёт о нарушении одной из 10 Божиих заповедей. Оно нередко обусловлено внушением, воспитанием и многими другими внешними, и весьма посторонними по отношению к вере факторами. К сожалению, эта «грехобоязнь» часто подпитывается нашей же церковной средой, где человек привыкает к набору неких установок, разрешений и запретов, часто весьма условных и необоснованных, вместо того, чтобы понять главное в христианской жизни и стремиться к любви и ко всему позитивному (по мысли блаж. Августина, люби — и делай, что хочешь).

Ну и есть ещё определенный контингент людей, среди которых попадаются полемисты, спорщики, желающие показать свою эрудицию или спровоцировать отвечающего на дискуссию.

Нередко от таких людей получаешь не просто вопросы, а целые трактаты на несколько страниц текста! Приходится таковым напоминать, что данный раздел сайта — не для дискуссий (для этого есть форум). И администрации стоило бы подумать о том, чтобы ограничить объём задаваемого вопроса в разумных пределах (к примеру, 3000 знаков).

В том случае, когда сложную жизненную ситуацию требуется описать максимально подробно, для того, чтобы священник мог вникнуть в проблему, задающему лучше связаться с ним по личной электронной почте.

Протоиерей Дионисий Свечников, заведующий канцелярией Бакинского епархиального управления:

  1. Ответы могут быть разными – краткими и развернутыми. Не стоит на каждый вопрос писать развернутые ответы, на большинство вопросов достаточно краткого, лаконичного ответа, к которому можно приложить ссылку на развернутый материал в интернете. Это, как правило, вопросы технического характера, например «как определить своего святого?», «по каким дням можно венчаться и почему нельзя в субботу, ведь гораздо удобней сделать свадьбу накануне воскресного дня?», «как правильно поститься/молиться/и т. д.?». Вопросы, требующие развернутого ответа, могут быть разными, тут уж надо смотреть по обстоятельствам.
  2. Ответ на вопрос должен побуждать человека к дальнейшим духовным действиям. Зачастую по нескольким строчкам вопроса невозможно определить духовное, а иногда и психическое состояние человека, или же без наводящих вопросов нельзя дать исчерпывающий ответ. В случае сомнения стоит направить вопрошающего в храм на личную беседу со священником. Главное, что стоит помнить, – интернет-общение ни в коем случае не заменяет полноценного духовного руководства, поэтому брать на себя ответственность серьезного пастырского окормления посредством интернета не стоит.
  3. Стоит избегать давать ответы на спорные вопросы, возникшие у человека в результате беседы со своим духовником. В этом случае уместно отправить человека обратно к духовнику, либо, если это невозможно, к местному священнику.

В заключение хотелось бы отметить, что необходимость работы с вопросами на нашем сайте подтверждается неиссякающим за все время существования этого раздела потоком вопросов, благодарственными отзывами читателей, получивших ответ на свой вопрос. Приведу один из последних поступивших отзывов:

Я задавала Вам вопрос по поводу правильности одновременного крещения крестной матери и дочери. Написала много, под эмоциями. Скажу честно, я не ожидала, что мне Вы ответите.

Мой вопрос простого глупого человека слишком был неправильным на Вашем сайте, где пишут люди верующие, чистые, если можно так сказать. Но Вы ответили. Очень коротко, но как-то так душевно, что я для себя сделала вывод, надеюсь правильный.

Спасибо Вам большое, что отвечаете даже таким, как я. Большое Вам Спасибо!

Обращение

К нам поступает много вопросов, которые требуют личной беседы священника и вопрошающего. Процент реально приходящих по приглашениям невелик, однако есть случаи, когда «виртуальные» прихожане становились «реальными».

И это тоже одно из возможных направлений сотрудничества – когда мы можем не просто рекомендовать «пойти в храм и поговорить со священником лично», но пригласить адресно, в конкретный храм, к конкретному священнику.

Будем рады сотрудничеству и благодарны за помощь!

Источник: http://missia.me/organizatsiya-raboty-razdela-sajta-zadat-vopros-svyashhenniku-na-primere-portala-pravoslavie-i-mir/

Ответы на вопросы интернет-конференции «Непрестанно молитесь»: как может молиться современный христианин? Часть I: О личной молитве

Наталья Кушнир, Москва

Дорогой отец Георгий!

Скажите, пожалуйста, если в личной молитве используются молитвы и песнопения синаксарных служб (Вечерни, Утрени, служб Часослова), то какие, на Ваш взгляд, молитвы и песнопения должны там быть обязательно, а каким место только в церковном собрании?

Спасибо!

О. Георгий: Дело в том, что названные Вами службы Вечерни, Утрени и Часослова предполагают хотя бы маленькое собрание: все молитвы составлены во множественном числе. «Мы» обращаемся к Богу.

Не «я», а «мы», в отличие от утреннего и вечернего правила, где чаще всего молитвы звучат от лица отдельного человека.

Поэтому лучше, чтобы молитвы служб Часослова использовались в собрании хотя бы двух-трех человек, даже если вы совершаете это правило дома или келейно, касается ли это Вечерни, Утрени, Часов, Повечерия, Полуночницы, – всё равно.

Поэтому все имеющиеся там части можно употреблять в этом именно случае, если есть хотя бы двое-трое собранных во Христе – именно во Христе – людей. Это могут быть и дети, и больные люди – неважно. Хотя, конечно, все эти обстоятельства могут накладывать свою специфику. Так что свободно используйте все эти чины в положенное время, не забывая о смысле каждой службы и каждой ее части.

Может быть, имеет смысл сделать некоторые коррективы, если Вы молитесь в одиночестве. Мне кажется, что можно и одному читать молитвы во множественном числе, хотя это будет некоторой условностью, предположением.

Но если человек не хочет этого, то тогда ему лучше использовать вечернее и утреннее правило или выбирать только те части чинопоследований, в которых нет такого яркого диссонанса между молитвой в собрании и личной, индивидуальной молитвой, например, псалмы.

Марина Гаврилова

Батюшка, хочу спросить о молитве за усопших.

За людей нецерковных, не покаявшихся перед смертью, не отпетых по церковному чину можно молиться? В монастыре мне сказали, что лучше этого не делать, но я все равно молюсь. И за своих близких, за соседей, за семью своей классной руководительницы (она умерла в одночасье, муж ее утонул).

О. Георгий: Конечно, это дело духовного дерзновения и внутреннего свидетельства сердца. Если есть духовные силы молиться за усопших, которые не являлись христианами, членами церкви, то молитесь. В принципе церковь не запрещает в личной молитве молиться за любого человека, любой веры или неверующего, как бы он ни жил, как бы он ни умер.

Молиться личной молитвой можно за любого. Ограничение, как известно, ставится только в случае молитвы церковной, где вступают в силу законы педагогики. Например, внутри церковной молитвы церковь не допускает молитву за самоубийц, так же как за умерших от алкоголизма и за не членов церкви.

Это понятно: церковь приносит Богу молитвы и моления за тех, кто близок к Богу, кто является членом церкви. Хотя и в церковной молитве есть древние части, которые могут относиться не только к членам церкви. Например, традиционно церковь приносила молитву за властей, за начальство, за царей, которые часто не были христианами или православными.

Это сохранилось даже на литургии верных, скажем, в соответствующей части евхаристического канона – ходатайственной. Поэтому и здесь могут быть свои исключения.

Сейчас принято во многих случаях молиться и за тех, чья церковность под вопросом, за неправославных христиан или за тех, кто жил, не посещая храм, не причащаясь, кто умер без покаяния или погребен без отпевания. Даже за некрещеных людей можно приносить некоторые молитвы.

Но в таинствах, когда церковь собирается в молитве воедино, прежде всего в таинстве евхаристии, уместно молиться только за членов церкви. Человеку трудно знать, кто является членом церкви, а кто нет, это определяет суд Божий. В церкви введены более-менее формальные требования.

Например, если человек крещен, не был открытым атеистом или открытым смертным грешником, за такого молитва приносится, а за остальных – нет. Но, повторяю, это уже вопросы конкретного смысла той или иной части богослужения.

Так что на синаксарных службах, я думаю, можно молиться за всех, а на богослужениях, связанных с таинством, лучше молиться только за членов православной церкви.

Анна Раевская, Москва

Отец Георгий!

Если не знаешь, как поступить, и задаёшь Господу вопрос в молитве, чтобы узнать Его волю, то как услышать, понять Его ответ? Если в процессе выполнения задуманного дела возникает много проблем, означает ли это, что это дело неугодно Господу?

О. Георгий: Вопрос познания воли Божьей всегда непрост. Это требует рассуждения, умения различать духов, от Бога ли они. Знать волю Божью значит знать заповеди Божьи, признавать все, к чему призывает Господь и в Ветхом, и в Новом завете.

То, что соответствует заповедям Божьим, что совершается в первую очередь ради Христа, то – можно наверняка сказать – соответствует воле Божьей.

То, что совершается каким-то иным путем или с иными целями, чаще всего является делом человеческим, которое может быть хорошим, плохим или смешанным, но всегда только человеческим.

Читайте также:  Икона блаженной ксении петербургской - православные молитвы

Молитва в таких случаях нужна только для того, чтобы усилить голос совести, голос сердца и разума в нас самих.

Иногда Господь дает нам знать, благоволит Он к тому или иному делу или нет, но так бывает не всегда, и не все могут эти вещи различать. Поэтому здесь требуется большая духовная чуткость и дар различения духов, так что Вам, может быть, это брать на себя и не надо.

Только если Вы ощущаете, что во время молитвы о том или другом Господь даёт какие-то знамения и они негативно настраивают вас к задуманному делу, тогда будьте осторожнее, проверьте себя еще и еще раз. Вот и все.

Но лучше всегда еще получить благословение старших, духовно опытных людей, которым Вы вполне доверяете. Свидетельства Вашей совести, свидетельства слова Божьего и свидетельства церкви через старших и опытных людей, – всего этого обычно бывает достаточно.

Но, повторяю, это всегда тайна. Здесь страшно ошибиться, поэтому внимательность, осторожность требуются в любом случае.

Сидоров Дима

Дорогой о. Георгий!

Что на Ваш взгляд означает и с чем связано выражение: «вымолить человека»?

Большое спасибо.

О. Георгий: Вымаливать то или иное – это значит стучать до тех пор, пока не отворят. Человек корректирует себя, свои мысли, свои действия в зависимости от молитвы, от того молитвенного духа, который ему в данный момент явлен.

Вымаливать человека – это значит усердно стучать, просить Бога, приносить сугубые моления, прошения, усиленную молитву.

И если чувствуешь, что не было Божьего благоволения на том или ином человеке, а хочется, чтобы Господь простил согрешившего или уклонившегося от Бога, то этого человека нужно действительно вымаливать. Наша духовная жертва, молитва и подаяние милостыни разным людям очень помогают в таких случаях.

Никогда не надо отчаиваться: Господь всегда милосерд, но Он же не творит зла, поэтому будьте здесь внимательны, не нарушайте Божьи заповеди. Молитесь за всех о Божьей милости и о Божьем прощении, добивайтесь этого любовью своей души, своего сердца.

Вера Кораблина, Москва

Дорогой отец Георгий!

В одном из предыдущих вопросов были приведены слова Силуана Афонского: «За людей молиться – кровь проливать».

Нередки просьбы от братьев и сестер помолиться за родственников, близких. И ты знаешь обстоятельства, проблемы, заботы своего брата, своей сестры, и сердцем откликаешься на просьбу о молитве.

При этом ты всерьез не готов отдать кровь за этих родственников, но на сочувствие, участие готов.

Возможно ли молиться за этих людей, которых ты знаешь только заочно, по рассказу брата, сестры? Или такая «жертва уст» Господу не угодна?

О. Георгий: К сожалению, мы часто делаем что-то половинчато, нецелостно.

Когда мы молимся только по сочувствию, но не желаем жертвовать ничем – собою, чем-то своим, – действие этой молитвы может быть разным. Она может быть действенной, а может быть бездейственной.

Она может быть в оправдание, а может быть в осуждение. Но это касается любой молитвы и любого действия нашей жизни.

Мы всегда должны стремиться к большему, всегда должны стремиться к целостности. «Молиться – кровь проливать» – это значит полностью сочувствовать, целиком быть гарантом или поручителем за того или иного человека. Для этого мы, конечно, должны иметь большую любовь и расширенное сердце. Укрепляйтесь в любви, расширяйте свое сердце, и ваша молитва будет более действенной.

А если этого вам не хватает, не удивляйтесь, если ваша молитва может оказаться всуе, впустую. Вашего сочувствия может хватить на то, чтобы помянуть человека или дать ему добрый совет, или сделать и то, и другое. Делайте что можете. Лучше сделать только это, чем не сделать ничего.

Но если вы сделаете это, не отдавая всецело себя Богу, то и последствия этой молитвы могут быть различными.

И второй вопрос: как молиться о властях, если в возможность покаяния власть предержащих часто не веришь?

Спасибо!

Мы молимся о властях не потому, что требуем от Бога непременно их покаяния. Да, мы хотели бы, чтобы власть действовала по-божески, справедливо, праведно, по доброму закону. Но, конечно же, мы молимся за власти, потому что верим, что «всякая власть от Бога». Господь дает силу, чтобы использовать её во благо.

И мы молимся за властей, чтобы они использовали свою силу и власть во благо, вот и всё. А будут они при этом христианские или нехристианские, будут ли они каяться или не каяться, это уже вопрос второй. Дай Бог, чтобы было и то, и другое.

Но даже первого было бы уже достаточно для молитвы о властях, в соответствии с пожеланием апостола Павла о церковной практике.

Информационная служба СФИ

Источник: https://psmb.ru/a/otvety-na-voprosy-internet-konferencii-neprestanno-molites-kak-mozhet-molitsya-sovremennyy-hristianin-chast-i-o-lichnoy-molitve.html

Распространенные ошибки православных

Преподаватель КДА Андрей Музольф никак не может смириться  с тем, что в православном обществе до сих пор существуют заблуждения и иллюзии.

– Одна из часто встречающихся ошибок в церковной среде смещение религиозного поклонения с Бога на священника, монаха, с полным подчинением его воле. Чем опасен такой подход?

– Культ личности, наверное, одно из самых пагубных явлений, которое мы можем наблюдать в нашей жизни. Особенно же вредно проявление культа личности  в жизни церковной.

В настольной книге священнослужителя есть следующее предостережение: «Люди, жаждущие найти себе духовную опору, выбирают духовное лицо, им симпатичное, и предают себя ему совершенно. Хорошо, если духовник окажется опытным и честным, тогда он отстранит такое отношение.

В противном же случае возникает зависимость, таящая в себе угрозу непоправимого вреда для души опекаемого».

Главный принцип, который высоко ценится в православии, – это, прежде всего, свобода. По словам известного религиозного философа А. С. Хомякова, свобода – это то состояние, когда человек является полностью самим собой. Миссия каждого священнослужителя – привести человека ко Христу, дать ему возможность узнать своего Бога.

Но при этом нередко приходится замечать, что у некоторых священников со временем возникает стремление к господству над душами пасомых. К сожалению, такие священники или даже просто монахи зачастую требуют от своих прихожан безоговорочного послушания, отдачи себя во власть «пастыря».

В итоге  в душах некоторых прихожан происходит смещение акцента с Основателя нашей Церкви на ее служителя. Такие «служители», кто-то осознанно,  а кто-то, возможно, и нет, по меткому выражению одного современного богослова, просто заслоняют собой Христа, становятся проводниками не Божественной благодати, а своих собственных идей.

Однако каждый священник должен помнить: он призван собирать своих прихожан не вокруг себя, а вокруг Евхаристической Чаши.

В соответствии с этим и каждый верующий православный христианин должен стремиться в храм, но не как в то место, где служит или проповедует священник, который мне симпатичен, но прежде всего туда, где Сам Господь призывает нас стать причастниками Его Божественных Тела и Крови.

– Неистребимо магическое отношение к совершению религиозных обрядов. Мол, обряды автоматически совершаются, вне зависимости от того, с пониманием и осознанием приступает человек к ним или «технически», потому, что это нужно сделать. Прокомментируйте, пожалуйста, в чем здесь риск?

– В Православной Церкви все (Таинства это или же обряды) совершается с единственной целью: даровать человеку Божественную благодать, которая необходима для его спасения. Но в отношении к этим священнодействиям не должно быть никакой «автоматики».

Таинства – это священнодействия, которые совершаются не человеком, но Богом, и поэтому их действительность не зависит от нашего к ним отношения. Но проблема данного вопроса кроется в совершенно ином: в нашем восприятии этих священнодействий.

И здесь все оказывается намного серьезнее: от нашего духовного состояния может зависеть то, как мы воспримем эти Таинства, насколько спасительными они будут конкретно для нас.

Если мы готовимся к восприятию Божественной благодати, если наше сердце, наш ум, наши чувства готовы принять помощь Божию, в таком случае Таинства и обряды будут для нас спасительными, тогда они будут нам на пользу.

В противном же случае, если мы приступаем к священнодействиям недостойно, только  механически, то рискуем  навлечь на себя гнев Божий, ведь, по словам святого апостола Павла, «кто ест и пьет недостойно (то есть участвует  в Таинстве Евхаристии. – Прим. автора), тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:29).

– Любимая тема православных – нагнетание страха перед достижениями современной науки и техники, изменяющейся средой и толкование всех событий в мире как стопроцентных признаков наступления в ближайшее время конца света. Как бороться с внутренним паникером?

– Церковь существует уже без малого две тысячи лет, и каждая эпоха требовала от нее определенных реакций на все происходящее вокруг. Но при этом мы должны понимать, что Церковь никогда бы не смогла просуществовать до современности, если бы она не оставалась именно такой, какой ее создал Христос.

Только пребывая тем, что она есть, Церковь смогла сохранить и пронести сквозь тысячелетия свои вечные ценности. Павел Мейендорф, сын известного православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа, однажды сказал: «Многие “образованныеˮ люди смотрят на Церковь как на пережиток прошлого.

И им необходимо показать: Церковь – не музей, она имеет ответы на современные вопросы».

Наша жизнь весьма динамична: окружающий мир молниеносно меняется, и нам просто необходимо иметь определенные навыки жизни в нем.

Вследствие этого каждый современный верующий человек также должен иметь доступ к информации и имеет полное право пользоваться новейшими технологиями, но каждому следует внимательно относиться к тому, что ему хотят донести.

Человек всегда должен помнить основную цель своей жизни: следовать за Христом и жить в Нем, чтобы обрести Вечное Царство, а для этого не нужны никакие современные технологии.

Если эти технологии или достижения современной науки не мешают нам приблизиться ко Христу – значит ничего плохого в них нет. Но если же они затягивают нас в трясину тотального увлечения, если мы оказываем им большее внимания, чем своей собственной душе – тогда это уже повод бить тревогу.

– Что бы Вы посоветовали любителям чрезмерного почитания святых «на все случаи жизни», которые при этом совершенно забывают о Боге?

– Мы должны помнить, что не святые спасают нас и не они помогают нам излечиться от той или иной болезни: спасение и Вечная жизнь даются нам только Богом. Святые же – это те, кто может только помочь нам в достижении спасения. В молитвах святым мы говорим: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий».

Святой – это такой человек, который уже достиг вечного блаженства в единстве с Господом. Святой – это тот, кто своим личным подвигом осуществил в себе предназначение каждого из нас: стать образом и подобием Божиим.

Святой – это тот, в ком уже живет Иисус, как об этом говорит святой апостол Павел: «Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Смысл православного почитания святых ярче всего изображает преподобный Иоанн Дамаскин: «Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека».

Святые – это образец для каждого из нас, насколько нужно любить Бога и стремиться к Нему. Таким образом, мы призываем святых не для того, чтобы они спасли нас, но чтобы помогли нам в наших молитвах к Богу.  

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/rasprostranennye-oshibki-pravoslavnyh

Ссылка на основную публикацию