Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту — православные молитвы

Православие и тело: как же обстоит с ним дело? Андрей Сегеда

В широких массах общества бытует заблуждение, что христианство ненавидит человеческое тело, считая его «темницей души» или чем-то низким. Мнение это настолько распространено, что […]

В широких массах общества бытует заблуждение, что христианство ненавидит человеческое тело, считая его «темницей души» или чем-то низким. Мнение это настолько распространено, что иногда проникает в среду верующих и даже лиц духовного звания. Что же говорит Церковь о теле на самом деле? Давайте разбираться!

Предание о сотворении мира и месте в нём человеческого существа

Книга Бытия говорит нам о том, что Бог, являющийся надвременным и надпространственным нетварным Духом сотворил два тварных мира — духовный (ангелов) и материальный (планеты и звёзды, животных и растения): «В начале сотворил Бог небо и землю». Толкования встречаются и другие, но большинство православных библеистов понимает под «небом» и «землёй» именно ангельский и материальный миры.

Всякая тварь должна восхвалять своего Творца. В этом плане, человек занял высшее место в иерархии сотворённого не только как существо, созданное по Образу Бога, но и как квинтэссенция мира. Если человек станет прославлять Бога, то в нём будет славить Творца как бы весь мир сразу, духовный — через человеческую душу, а материальный — через данное ему тело.

Уже из этого видно, что тело занимает в человеческом существе исключительно важное место и неким «злом» не является.

Воспринятое и преображённое Христом

Не надо забывать и о том, как Христос совершил величайшее благодеяние для человеческого рода. Восприняв нашу повреждённую грехом природу, он безвинно пострадал и умер за человечество, примирив людей с их Небесным Отцом.

Однако дальше следовали не менее важные для людей события: Господь воскрес в обновлённой, восстановленной, преображённой человеческой природе. Преображённой, в том числе, и телесно.

Вспомните евангельские события: Спасителя трудно было узнать, если сам он того не хотел, Господь мог проходить сквозь закрытые двери.

В то же время Христос вкушал пищу и был вполне осязаем, то есть являлся ученикам в теле.

В этом же теле Господь вознёсся, таким образом введя человеческую природу в непосредственное общение со Святой Троицей через свою Личность.

Из Священного Предания нам известно, что и сами мы однажды воскреснем, вновь воссоединившись с собственными телами. Те, кто последует за Господом, потом вечно будут обитать в Царствии Небесном в полноте человеческой природы, то есть в своих преображённых телах.

Таким образом, христианин просто не может и не должен относиться к телу, как к чему-то негативному, как не делает этого по отношению к собственной душе.

Почему же тогда аскеты усмиряли плоть и почему апостол в Писании Павел называет плоть злом?

Аскеты усмиряли плоть, добиваясь правильной иерархии потребностей: сначала духовное, а потом телесное. Они считали, что человек — это как бы два «сообщающихся сосуда» и если в одном из них убыло, в другом обязательно прибудет.

Иначе говоря, тело не являлось для них злом, но чтобы легче управлять собой, они стремились несколько ослабить его и через это усилить дух, подчинив тело именно духовным желаниям, ведь и в Пресвятой Троице Бог Сын и Бог Дух Святой находятся в подчинении у Бога Отца, то есть соблюдается подобающая иерархия, хотя они не являются сколько-нибудь худшими или меньшими.

«Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал 5:17), действительно говорил апостол Павел, но здесь не содержится указания на «низость» тела. Он же говорил и другое: «Ваше тело — храм Духа Святого. Прославляйте Бога в телах Ваших. Вы искуплены дорогой ценой» (1 Кор 6:12—20).

Под плотью в данном случае апостол подразумевал не само наше тело, а именно низменные греховные желания повреждённой природы, страсти с которыми надо бороться, в то время как само тело возводил на подобающее ему место.

В книгах многих древних подвижников можно встретить утверждения, говорящие о теле несколько уничижительно, но во-первых, подобная литература написана монахами для монахов и не во всём применима к христианам в целом, во-вторых, не стоит забывать о том, что они были людьми грамотными и применяли на письме разнообразные литературные приёмы — метафоры или преувеличения, в третьих же, часто они как апостол Павел имели в виду не тело человека, а его греховные склонности.

Кто считает тело низменным началом и когда появилась эта идея

Эллинистические философы и гностики. Именно они считали тело злом. Например, Платон производил термин «soma» (тело) от «sema» (могильная плита, гроб). Знакомые с христианским учением сектанты-гностики также считали, что тело может быть лишь неким наказанием, темницей для человека, в которой он страдает и от которой «освобождается» со смертью.

В христианском понимании ни душа, ни тело отдельно друг от друга человеком не являются. Они становятся им только вместе, в единении и полноте, а смертность, вызванная греховным повреждением первозданной природы, считается трагедией.

Тело не считается темницей, ведь темница ограничивает свободу — свободу греха или свободу добродетели, а тело не ограничивает. Всю энергию тела человек может свободно употребить на любые полюбившиеся ему дела, может разрушать или строить, делать добро или причинять зло. Всё зависит только от его воли.

А как же спортсмены? Ведь они укрепляют тело, то есть ослабляют дух?

Так может показаться на первый взгляд. Но если серьёзно разобраться, то скольким ограничениям и усилиям духа подвергают себя атлеты, выстраивая правильный мышечный корсет, ежедневно понуждая себя к тренировкам и заставляя напряжённо работать во имя победы!

Спортсмены укрепляют тело, но для них это не опасно, поскольку ещё больше при этом они укрепляют свой дух, чтобы тело находилось в повиновении.

Кроме того, для человека живущего в миру важна возможность быть выносливым физически. Монах может посвятить большую часть своего времени молитве за себя и за нас, а у человека в миру другая задача. Он обязан кормить семью: детей, престарелых родителей, и помогать окружающим.

Для того чтобы много работать и не ограничивать себя в посвящаемых Господу делах своих рук, он должен заботиться о теле и держать его в тонусе. Поэтому для православного человека зарядка важна не менее, чем ежедневная молитва, а занятия спортом — не грех, а возможность увеличить свои возможности по проявлению действенной любви к Богу и ближним.

Пример священников и… даже епископов!

Нам в своей христианской жизни следует брать пример со священноначалия, являющегося звеном в непрерывной цепи передачи духовного опыта к нам от Господа и апостолов. Многие епископы и священники разумно заботятся о теле, занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни.

Например, епископ Игнатий, нынешний глава Синодального отдела по делам молодёжи, однажды принял участие в соревнованиях по картингу.

Одесский священник Виктор Кочмарь и новосибирские священники Александр Новопашин и Борис Левитан — выигрывают соревнования по пауэрлифтингу, тверской иерей Сергий Акимов профессионально занимается боксом, московский отец Сергий Поперечный — греко-римской борьбой…

А молодой священник Василий Лях из Орла увлекается паркуром и даже создал собственную паркур-команду!

Андрей Сегеда

Источник: https://pravoslavie.fm/interested/pravoslavie-i-telo-kak-je-obstoit-s-nim-delo/

Православные молитва в жизни православного христианина

Чудотворные слова: православные молитва в жизни православного христианина в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитвы занимают очень важное место в жизни людей. Они часто помогают в самых критических ситуациях и придают сил для активных действий в борьбе за благополучие и счастье.

Молитвы — способ общения с Богом, поиск поддержки и своего места в мире. Для каждого православного христианина это своеобразный ежедневный ритуал, помогающий вести праведную жизнь и противостоять негативным проявлениям. Есть три молитвы, которые произносятся в различных жизненных ситуациях. Они способны помочь найти выход из любого положения.

Молитва о защите и помощи

«Господи Всемогущий! К Тебе обращается раб Твой верный (имя). Спаси, Господи, в немощи моей. Дай увидеть путь, во тьме от меня сокрытый. Помоги в сомнениях моих не погрязнуть, защити от противников моих и злопыхателей. Не дай свернуть с дороги, Твоим светом озаренной. Укрой меня от происков диавольских, да не посягнут они на душу мою, Тобой данную. Аминь».

Молитва для обретения счастья

«Богородице Дево! Ты, Богом избранная для миссии святой, в веках прославленной. К Тебе за помощью обращаюсь. Благослови, Дева Мария, раба Божьего (имя), да помоги обрести счастье истинное, трудами праведными достигаемое.

Не отврати взора своего да благослови на успех моих исканий. Да не в обиду роду людскому, не корысти ради и не по наветам тружусь я. Во благо себя и семьи своей, да для счастья своего и ближних моих.

Помоги, Мати, огради от бед и горестей да помоги обрести любовь истинную, Богом данную. Аминь».

Молитва о прощении грехов

«Господи Боже! К Тебе взываю. Душу свою и тело вручаю Тебе, все свои чувства и дела.

Милосердный Боже, избави меня от греха, направь помыслы мои на благодеяния да не оставь в час сомнений и робости пред противниками моими и делами неразрешимыми. Грехи мои на моей совести, помоги, Господи, очистить душу от черноты, меня снедающей.

Руководи мной, да не иссякнет сила моя под взором Твоим. Наставь на путь истинный да убереги от дьявола, меня на злобу и предательство совращающего. Аминь».

Эти молитвы вы можете произносить в любой момент, когда чувствуете необходимость в поддержке. Открывайте свои сердца и души перед Небесами и всеми силами сопротивляйтесь злу внешнему и внутреннему. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/pravoslavnye-molitva-v-zhizni-pravoslavnogo-hristianina/

Христианство как здоровый образ жизни

04 Мая 2013 0 0 1103

Что есть здоровый образ жизни? Это всего лишь набор поведенческих принципов человека разумного. Он включает в себя правильное здоровое питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек. Не надо делать из этого культа.

Идеи здорового образа жизни так или иначе присутствуют в любом религиозном учении. Для православия – это норма, по-другому быть не может, ведь православный человек должен осознавать, что тело – это храм Божий, в котором живет Святой Дух (1 Кор. 3, 16). Христианин должен уметь контролировать как физическую (это легче), так и умственную деятельность, что значительно труднее.

Правильное питание – основа здорового образа жизни.  В христианстве пост – важнейшее понятие, оформившееся в дохристианские времена (в пустыне постился Моисей в течение сорока дней), пост — упражнение для души.

Но воздержание от пищи – физическая составляющая, совсем не главная в посте. Чрезмерное воздержание от пищи может отрицательно влиять на духовное настроение. Поэтому даже в самый строгий христианский Великий пост, в тяжелую Крестопоклонную неделю допускается радость вкусной еды. Троица: тело-душа-дух. Именно так рассматривается человек в православии, именно в этом смысл поста.

  • Пост телесный подразумевает особое питание и воздержание от пищи (иногда полное), упражнение в воздержании.
  • Пост душевный – контроль над поведением и ограничение развлечений, помощь нуждающимся, упражнение в добродетели.
  • Пост духовный – размышление над своими поступками, попытка осмыслить свою жизнь с нравственной точки зрения и молитва – как способ духовного сосредоточения, упражнение в благочестии.

Когда говорят о здоровом питании в христианстве, непременно затрагивают такие праздники, как Новый год, Масленица и Пасха. ( Какое здесь правильное питание?)

Новый год

Некоторые люди, считая себя истинно православными, отказываются от празднования Нового года категорически. Конечно, это прежде всего личное дело каждого, Но все-таки мы живем в светском государстве, где сложились определенные традиции.

Новогодние утренники – надо ли отказывать в празднике ребенку? А не лучше ли вспомнить, что встреча Нового года – это семейный праздник? Сейчас во всех православных храмах читаются праздничные литии. Сходите в храм семьей, покайтесь, исповедуйтесь, простите обиды.

А потом садитесь за праздничный стол. Но надо помнить, что Новый год всегда начинается в пост. Рождественский пост – не самый строгий, нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, но рыбу можно! Вы можете накрыть праздничный стол в полном соответствии с постом.

Главное — любовь, а не обильный стол.

Примерное меню праздничного стола:

Салат 1: крабовые палочки-200г, огурцы соленые – 2шт, кукуруза – 1 банка, рис -12 стакана, масло растительное – 50г, горчица – 50г, зелень.

Горчицу взбить с растительным маслом в блендере. Рис отварить. Палочки и огурцы порезать. Все смешать, добавить кукурузу, заправить горчицей, посыпать зеленью.

Салат 2(винегрет): соленая капуста, вареная свекла, картофель, соленые огурцы, вареная фасоль, растительное масло. Обязательно добавьте клюкву или гранатовые зерна!

Читайте также:  Акафист преподобному серафиму саровскому - православные молитвы

Существует множество рецептов приготовления винегрета, поэтому количественный состав и способ приготовления не приводим.

На стол поставьте то, что считают традиционными русскими закусками: соления, солянки, грибы.

Основное блюдо 1: любые рыбные блюда, рыба невероятно полезна. Есть рецепты приготовления пельменей из рыбы.

 Основное блюдо 2 (Личный рецепт от healthy-info)

Экзотика – восточные блюда. Приготовьте манты из картофеля или тыквы – необычно, вкусно, полезно!

Состав: мука – 800г, вода – 1ст, тыква – 1.5 кг, лук репчатый – 5шт, соль, можно взять немного спреда на растительном жире, растительное масло для смазки.

Муку развести с теплой водой (лучше воду подливать в муку, а не наоборот), вымесить. Отставить на полчаса. Тем временем тыкву, лук очистить, порезать. Можно лепить манты. Складывать на мантоварку, предварительно смазав каждую форму растительным маслом. В каждую порцию можно положить по кусочку спреда, так манты будут более сочными. Варить 30 – 40 минут. Очень вкусно!

Десерт 1: мука – 400г, сахар – 200г, вода – 200мл, мед – 50г, изюм -100г, масло растительное – 100мл, сода – 1ч.л., какао – 2ст.л., корица.

В сахар налить растительное масло и воду, разогреть до полного растворения сахара, добавить мед. Все сухие составляющие перемешиваем. Жидкость небольшими порциями вливаем в сухие продукты. Готовое тесто подобно очень густой сметане. Тесто выложить в форму, дно которой застлано промасленной бумагой. Выпекать 30 – 35 минут при температуре 200 градусов.

Десерт 2(фруктовый мусс): яблоко или груша – 3шт, сахар – 2ст.л., манная крупа – 2ч.л., вода – 200мл.

Фрукт очистить от кожуры, варить с сахаром, протереть. В отвар всыпать манку, помешивая, варить до загустения. Охладить, взбить миксером, разлить по формам, поставить на холод. Перед подачей можно формочку на короткое время поместить в горячую воду и перевернуть на блюдо.

А еще есть постные пироги с грибами, капустой… Бокал шампанского или вина разрешены!

Но помните, что в скором времени наступит Рождество, день, когда Спаситель пришел в мир людей…

Масленица

Праздник Масленицы всегда вызывает много споров и разговоров.  И корни у него языческие, и такое празднество непотребство… Но это празднование прихода весны, или проводы зимы, как хотите. Но проходит он в период подготовки к посту. Уже не разрешается есть мясо, в храмах дважды читают покаянную молитву (она читается во время поста) и не совершается Литургия.

Опять-таки, как подходить к Масленице? Это время встречи со всеми родными (золовкины посиделки, к теще на блины и так далее).

Празднование, массовые гулянья – все это виды спортивных упражнений, они совсем не лишние при обильных застольях (конечно же, не сразу после них).

И завершается праздник Прощеным Воскресением, днем, когда непременно надо сходить в церковь. Прощение и примирение —  ни в этом ли счастье?

Блинчики на кефире: кефир нежирный – 1л, яйца – 3шт, мука – 300г, сахар – 3ст.л., сода – 1ч.л.

В кефир насыпать соду, происходит гашение, кефир увеличивается в объеме. Яйца и сахар взбить в пену. Осторожно влить в кефир. Маленькими порциями сыпать муку. Перемешивать не сильно. Добавить растительное масло. Выпекать на раскаленной сковороде с обеих сторон.

Отказавшись от мясной пищи, Вы пройдете некоторое очищение организма. Вы позволите своему организму войти в пост мягче.

Пасха

Особый, необыкновенный праздник христиан, он празднуется шире, чем Рождество. Наступает Пасха после длительного поста. Пасха — время духовной радости.

Праздничное навечерие и ночь Православные проводят в храме, пост продолжается, пятницу и субботу до первой звезды люди отказываются от пищи. Есть можно только после всех церемоний, после того, как осветят ваши кушанья.

Вначале допускается съесть только маленький кусочек кулича и яйцо. Затем люди отправляются домой. После ночной службы часто ложатся спать. Следующая трапеза только во второй половине дня. Обычно это праздничный стол, за которым собираются родственники.

Какой пример Вы покажете детям? Надо ли объедаться, превращая еду в фетиш? Конечно же, нет! Очень часто встает вопрос, как не поправиться в Пасху? А ответ совсем прост: не объедаться. Все хорошо, что в меру…

Основы здорового питания  входят в пищевую культуру православных.

В православии больше всего постов, в году постных дней около 200! Они могут быть однодневными (среда – как скорбь о предательстве, и пятница – как страдание и смерть, еженедельно), есть более длительные.

Самые длинные – Рождественский и Великий – длятся 40 дней. Есть посты очень строгие (полный отказ от пищи), есть легкие с присутствием в меню рыбы.

Для больных, детей и беременных женщин пост не строгий, а по состоянию здоровья.

Следует отметить, что любая болезнь в христианстве представляется как неблагополучие духовное, она дается нам не для страдания (не надо спрашивать: за что?), а для осознания своих грехов (спросите: почему?). В христианстве считается грехом уныние, любые невзгоды надо принимать с достоинством.

Грех – обжорство и чревоугодие, избыток пищи не дает сосредоточиться на более важных делах. Грех – праздность и леность, человек должен постоянно заниматься делом, а не проводить время в развлечениях. Христианин редко задумывается над вопросом, как быть здоровым.

Содержать тело в чистоте и прикладывать усилия для сохранения здоровья, не необходимость, а ответственность, ведь тело — сосуд для души.

Подводя итог, рассмотрим христианство как здоровый образ жизни.

  • Правильное питание: много постов с отказом от мясной и молочной пищи. Постепенное вхождение в пост и выход из него. Еженедельные разгрузочные дни;
  • Физические упражнения: в праздники – народные гулянья (вспомните Масленицу с катанием на коньках, перетягиванием канатов, да и кулачными боями!), постоянный труд – как ежедневная физическая нагрузка;
  • Закаливание: купание в проруби в Крещение – апофеоз закаливания!
  • Нет унынию: если очень плохо, надо  читать молитвы, пойти в храм;
  • И даже психотерапия – исповедь как осознание своих поступков.

похожие статьи

Источник: http://www.healthy-info.ru/stati/xristianstvo-kak-zdorovyij-obraz-zhizni

Православие и спорт – Азбука здоровья

«Ты спортом увлёкся? Нельзя православному, это к культу тела приведёт», — из опасений мамы за своего 35-летнего сына. В действительности, можно или нельзя православному заниматься спортом? Предлагаем читателю рассуждения на тему совместимости занятий спортом с православным мировоззрением.

Многие миряне, лишь только обретя веру, начинают относиться к спорту как к недуховному деланию. По сему занятия физической культурой определяются как грех и отсекаются. Это одна из причин, по которой в храме мы замечаем немало сгорбившихся мужчин и женщин с выдающимися вперёд животами. Хорошо это или плохо, рассуждать сложно.

О движениях сердца знает Господь, сам человек и его духовник. Если занятия спортом искушают христианина настолько, что вводят, к примеру, в тщеславие, гордость и мешают духовной жизни, и вправду стоит крепко подумать о их мере.

Например, профессиональный спортсмен долгое время может прожить в поклонении своим кубкам и медалям, тщеславиться первенством, или же просто рельефом своих мышц. Когда в этом состоянии человек начинает вкушать плоды христианской духовной жизни, пагубность такого отношения к спорту и телу становится столь очевидной, что он может оставить профессиональные занятия.

Сторонним наблюдателям это покажется странным и нелогичным, однако самому бывшему спортсмену будет достаточно регулярных домашних тренировок. И уж поверьте, он нисколько не будет чувствовать себя неудачником.

Конечно, приведенный пример — не повод относиться к профессиональному спорту как к сатанинской деятельности. Спортивный труд может явиться ступенькой к встрече с Богом.

Рассмотрим применение физкультуры и спорта к жизни обычного мирянина. Каков вред и какова польза занятий спортом для современного православного прихожанина, живущего духовной жизнью? Для этого обратимся к пастырской практике святых отцов.

Святитель Феофан Затворник рекомендовал гимнастику тем, кто занимается умственной деятельностью.

Святитель Василий (Преображенский) и праведный Алексий (Мечёв) также советовали своим духовным чадам тренироваться для развития физической силы и борьбы с праздностью.

Кто-то может возразить: ведь у более ранних святых отцов мы не находим таких советов. Верно, но взглянем на жизнь современного горожанина.

Чем больше развивалась цивилизация, тем больше прогрессировала гиподинамия — ослабление тела ввиду скудной физической активности и сидячего образа жизни. (См.

: Насколько укорачивается жизнь человека во время сидения) Взять, к примеру, хотя бы советские времена, когда огромное количество людей трудилось в сельском хозяйстве. Им не нужно было придумывать себе дополнительные физические нагрузки. Эти люди были сильными и здоровыми.

Многие из них, став в настоящем бабушками, удивляются, как могут так много болеть 25-летние парни и девушки. Да, тогда жилось в стране нелегко. Многим и воду холодную приходилось приносить, и печку топить в квартире (!), что для современных людей немыслимо.

Что же, отключим теперь воду и станем её приносить на себе? Это было бы весьма странным решением. Лучше, наверное, подумать о том, что делать с физической активностью жителей мегаполисов, среди которых, кстати, и наши дети.

Взглянем, к примеру, на средние рекомендации по двигательной активности Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Итак, усреднённые нормы занятий физкультурой (часов в неделю):

Занимаетесь ли вы столько физкультурой? А ваши дети?

Что может дать спорт православному христианину

Христианин, как известно, всегда задаёт себе вопрос: для чего мне это? Внешние действия должны нести определенную пользу, чтобы этим заниматься. Так для чего христианину заниматься физкультурой и спортом?

Прежде всего, рассмотрим физическую «оболочку». Спорт и физические тренировки — это хорошее самочувствие, укрепление сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.  У православного человека много обязанностей.

Забота о близких, учёба или работа (иногда и то, и другое), труд на приходе во славу Божию, волонтёрство…  Думается, все согласятся, что православные живут более насыщенной жизнью, чем светские люди.

Скажем, для многих людей является подвигом встать в воскресенье в том же часу, что и в будние дни. Верующий человек в меру своих сил старается управить дела «на совесть», это требует немалых трудовых затрат.

У физически неподготовленного христианина порой может просто не остаться сил на молитвенное правило.  Словом, современному православному человеку нужно всё успеть и максимально качественно. Этому вполне могут помочь физические тренировки.

Спорт и физкультура — это отличные антидепрессанты. Часто приходит в голову вопрос, почему раньше не было столько нуждающихся в психологической помощи? Ещё  в середине XX века людям приходилось много заниматься физическим трудом.

К примеру, моей бабушке, живущей на съёмной квартире в провинциальном городе в 60-х годах, приходилось приносить воду, рубить дрова, топить печь, а нужно было ещё постирать, сготовить.

С 3 месяцев ребёнка отдавали в ясли, шли работать и прибегали кормить «по часам».

Люди тогда переносили опыт преодоления физических трудностей в психологическую плоскость, получая естественные антидепрессанты: «Всё, справилась, смогла. Сил нет, уснула».  Я считаю, одной из причин усугубившихся у современных людей психологических проблем отсутствие нормальной физической активности.

Далее лежит очень тонкая грань между психологическим и духовным.

Кто как не спортсмены знают, что если думать о том, как на тебя посмотрят, ничего не получится? Они каждый раз испытывают на тренировках, как важен настрой. Сколько бы ты ни падал, важно встать и двигаться вперёд, делать это дело, не опускать руки.

Люди, занимающиеся спортом, пусть и любительским, знают, как важно двигаться, когда кажется, что уже нет сил. Шаг вперёд и вот оно «второе дыхание». Людям спорта хорошо знакомо, когда физически вроде бы делаешь то, что и обычно, а результат нулевой.

Они знают, что такое «здесь и сейчас», что такое отрешиться от получения результата и радоваться процессу. Спортсменам хорошо известно, как сложно восстанавливать форму после перерыва в тренировках.

Им хорошо известно, что спортивный результат достигается только через труд, пот, боль, слёзы. Не правда ли, это ценные иллюстрации духовных законов?

Важно, что опыт физической активности может оказать неоценимую помощь в духовной жизни. Например, побудить к молитве тогда, когда, кажется, нет сил. Не нарушать ритм духовной жизни, потому что горько будет ощущать растраты и трудиться по их восполнению. Стараться заботиться о сегодняшнем дне и не забегать далеко вперёд.

Читайте также:  Что такое неусыпаемая псалтырь и где ее можно заказать - православные молитвы

Отдельно нужно сказать о том, что спорт улучшает внешний вид человека. Так ли это важно? Оказывается, да. И христианину в том числе. С точки зрения психологии внешний вид — это невербальный (бессловесный) способ общения.

Что мы, православные, хотим своим внешним видом сказать светскому миру? Что православие — это вера, которая всех делает сутулыми и некрасивыми? Или же, что мы — образ Божий, прекрасные храмы Святого Духа? К сожалению, часто наши близкие замечают лишь сутулость и выступающий живот.

Порой это также отвращает от веры, как и попытки их насильно воцерковить.

Мы украшаем здания храмов. Как было бы прекрасно украсить храм нашей души чистотой, здоровьем, ровной осанкой, физической силой, скромной, но красивой одеждой и другим благообразием.  И здесь снова в помощь физкультура и спорт.

Но и в этом случае нужна оговорка. Забота о внешнем, как мы знаем, не должна занимать все мысли православного, мешать его обычным делам и особенно духовной жизни.

Полезно прислушиваться к совести и чувствовать ту грань, когда здоровая забота о теле переходит в угождение плоти.

Каким спортом можно заниматься православному

Прежде всего, необходимо отсечь духовно опасные виды физической активности, которые тесно переплетены с оккультными практиками, такие, например, как йога, тибетская гимнастика и др. Желательно подумать о том, чтобы вид спорта был безопасным для жизни, не был излишне рискованным.

Для детей требуется что-то увлекательное — самокат, велосипед, коньки, ролики. Если родители, например, катаются на роликовых коньках вместе с детьми, это просто замечательно. Здесь физическая нагрузка, совместное времяпрепровождение, возможность воспитательного процесса на личном примере и много других позитивных моментов.

В каждом случае выбор вида спорта будет индивидуальным. В опасении вреда, который может принести конкретный вид спорта духовной жизни конкретного человека, нужно также глубоко разбираться, к каким страстям склонна его душа.

Например, склонным к тщеславию и гневу, пожалуй, лучше не выбирать командно-соревновательные виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.).

Подросткам же порой, наоборот, будут полезны эти игры, чтобы научиться работать в команде, разделять победу на всех, преодолевать психологические барьеры.

Словом, выбор вида и уровня физической активности для каждого православного христианина индивидуален и зависит от многих факторов, в т. ч. и духовной жизни.  Здесь нет и не может быть однозначного для всех решения.

Выбор необходимо делать с рассуждением, которое по словам преподобного Иоанна Лествичника «в новоначальных есть истинное познание своего душевного устроения… В средних оно есть чувство, которое непогрешимо различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму… В совершенных рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который своим светильником может просвещать и то, что есть темного в душах других».  Пользуясь рассуждением и советом духовника, мы перестанем мучить батюшек на форумах вопросами «можно ли православным заниматься спортом» и сделаем новый шаг в сторону духовной зрелости, ответственности за свою жизнь.

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavie-i-sport

Православные каноны как основа здорового образа жизни подрастающего поколения

Епишина Л. В.

специалист по работе с молодежью

МБУ «Дворец молодежи»

г. Ноябрьск

Епишина Л. В.,

специалист по работе с молодежью,

МБУ «Дворец молодежи», г. Ноябрьск

Православные каноны как основа здорового образа жизни подрастающего поколения

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье — это условие и залог полноценной и счастливой жизни.Оно помогает нам выполнять планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.Здоровый индивидуум — здоровое общество.

Поэтому важно с детства прививатьребёнку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. 

Что же такое «здоровый образ жизни», в чём он заключается?Актуальны ли вопросы оздоровом образе жизни в молодёжной среде?Какова роль Православной Церкви в формировании здорового образа жизни подростков?На эти вопросы я попробую ответить в данном докладе.

В современном мире под термином здоровый образ жизни чаще всего подразумевается посещение тренажерного зала и воздержание от алкоголя, табакокурения и психоактивных веществ.

Действительно, занятия спортом и трезвость являются неотъемлемыми составляющими здорового образа жизни, но не единственными. Не менее важны гигиена и правильное питание, а также эмоциональное, социальное и духовное самочувствие человека.

Таким образом, здоровый образ жизни – этоиндивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье).

Несмотря на различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни.

Православие рассматривает человека в триединстве: Дух, душа и тело. Современная медицина исключает Дух, избирая объектом внимания только душу и тело. Православие же считает, что очень много зависит от Духа человека, выстраивая такую иерархию: Дух, душа, тело. При этом ни в коей мере церковь не призывает забыть о теле. Наоборот — грех не заботиться о нём, ведь тело — сосуд Духа.

Среди грехов — болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние.

Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие.

Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума.

Православные каноны являются церковными законами, в большинстве случаев изданными для лечения появившихся в жизни ошибок или злоупотреблений. Некоторые каноны только определяют иерархический порядок церковного управления и суда. Другие — направлены к предупреждению и устранению разных греховных явлений.

Некоторые каноны имеют догматическое значение, другие — дисциплинарное. И, несмотря на то, что последние каноны формулированы подобно гражданским законами с санкциями за те или иные преступления, они по существу носят другой характер.

Их цель прежде всего — не кара за то или иное преступление, как это бывает в гражданских законах, а лечение души грешника, предохранение его от большего греха.

Таким образом, каноны, указывая нам на греховность ряда явлений в жизни, предоставляют основу для ведения здорового образа жизни,что обеспечивает человеку физическое и душевное здоровье.

Одно из непременных условий жизни православных людей — соблюдение постов. Пост — это не только запреты на определенные продукты питания, но и большая духовная работа. Это особые периоды, когда Господь показывает человеку, как мало ему надо, освобождает ему время для раздумий о божественном. А результаты поста в чисто телесном плане — чистка организма, укрепление здоровья.

Основная причина обращения к наркотикам и алкоголю – потребительское мировоззрение, духовная опустошенность, давление со стороны сверстников и медиа (телевизор), потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров, стремление быть «как все»(мнимые).

Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис современной семьи, отсутствие здоровых взаимоотношений, трезвых ориентиров. Так или иначе, всегда легче и дешевле предотвратить болезнь зависимости, чем вылечить.

Необходимо нам (взрослым) являть собой пример трезвости и здоровья, жить так, чтобы наши непосредственные действия можно было назвать профилактическими.

После изгнания Адама из Рая Бог заповедовал человеку «в поте лица добывать хлеб свой». Таким образом, физический труд является одним из неотъемлемых условий для полноценного существования человека.

Недаром в православных монастырях молитва прерывается трудовыми послушаниями и рукоделием, а в епархиальных реабилитационных центрах трудотерапия является одной из неотъемлемых основ для успешного выздоровления.

Поэтому, чтобы исполнять заповедь о трудовом послушании в современном городском, малоподвижном образе жизни, необходимы добровольные физические нагрузки, т.е. занятия спортом!

Итак, формула здорового образа жизни — это спорт, правильное питание и эмоциональная уравновешенность. Сказать другими словами – трудовое послушание, пост и духовное бдение. Необходимо работать по всем трём направлениям, и не забывать, что «Дух превыше плоти». Или, словами Апостола Павла – «дух бодр, плоть же немощна».

Господь нас изначально наделил внутренней защитой от всяких угроз.

Такой защитой для нас является иммунная система, которая исправно работает, если человек живёт по Законам Божиим.

Самая важная задача сейчас — найти тот язык, который способен передать современной молодёжи Евангельские истины, чтобы молодой человек понимал, что что-то делать нельзя не потому, что Церковь так определила, а потому, что это разрушает человека.

С раннего возраста человек должен понимать, что есть вещи, которые уже нельзя никогда достичь в зрелом возрасте. Если молодое дерево гниёт в раннем возрасте, оно никогда не вырастет в здоровое дерево.

В связи с необходимостью активизации использования духовных начал в решении вопросов о здоровом образе жизни необходимо использовать новые, современные формы работы с молодёжью, которые бы соответствовали культурно-исторической эпохе.

Нужно рассказывать подросткам о важности вечных ценностей — здоровье нации, необходимости семьи и ее благополучии, здоровом духе и здоровой вере в Бога, о любви, надежде и уповании на лучшее — на том языке, на котором говорит сегодняшняя молодежь.

Формы и методы работы с молодежью могут меняться в зависимости от аудитории, в которой они применяются. Для молодежи, которая в целом позитивно относится к православию, наиболее подходящим методом работы с этой группой представляется вовлечение молодых людей в различные формы досуговой, творческой, физической, патриотической деятельности, совместимые с православной духовностью.

В муниципальном бюджетном учреждении «Дворец молодёжи» занимаются 424 воспитанника, из них 91 – в гражданско-патриотических, 116 – в социально-досуговых, 44 – в художественно-эстетических  клубах и 173 ребёнка занимаются в физкультурно-оздоровительных секциях. Главное, надо четко понимать, ради чего занимается подросток тем или иным видом деятельности. То есть, заниматься, например, спортом не ради угождения своего тщеславия, а ради защиты своих близких и друзей. Такая позиция христианству не противоречит.

Воспитанники объединения «Волшебная страна», где, в основном, занимаются дети с ограниченными возможностями, в этом году побывали на экскурсии в Храме Архистратига Божия Михаила — «История крещения Руси», участвовали в городском конкурсе «Дорога к Храму».

Православная Церковь благословляет здоровый образ жизни, т.к. тело человека — это храм Божий, в котором живёт Святой Дух. Специалистов «Дворца молодёжи»также волнует настоящее и будущее наших детей, поэтому работа учреждения направлена на то, чтобы увидеть молодое поколение духовно и физически здоровым. 

Список литературы

1.    Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. — М.: Мир, 2003. — 368с.

2.    Градополов, К.В. Бокс; М.: Физкультура и спорт; Издание 3-е, испр. и доп., 2006.

3.    Дмитриевский Димитрий, прот. История Православной христианской Церкви. М.: РуссшйХронографъ. 2003.

4.     Дробышева Н.А. Детская правда. Минск, 2002.

5.    Епископ Григорий (Граббе). Церковь и ее учение в жизни.  Православие. Традиции. Люди; Изд-е Вече,  2010. 320 с.

6.    Колпакова М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству //Воспитание школьников. – № 5, 2001.

7.    Фридман Л.М. Психология воспитания: Кн. для всех, кто любит детей. М., 1999. 203 с. (Практическая психология)

8.    http://www.pravoslavie.ru/jurnal/11228.htm

9.    http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/998/

  • Искандер 13 ноября 2014 г.Спасибо автору за доклад. Только тема Православных канонов здесь звучит не к месту. Причем здесь каноны? Странно звучала бы тема доклада «Административный кодекс Российской Федерации и влияние его на здоровье».Можно ведь было рассмотреть влияние аскетических правил на здоровье человека и не только Православных. Ведь аскетика присутствует и в Исламе и в Буддизме. Спасибо автору за доклад. Только тема Православных канонов здесь звучит не к месту. Причем здесь каноны? Странно звучала бы тема доклада «Административный кодекс Российской Федерации и влияние его на здоровье».Можно ведь было рассмотреть влияние аскетических правил на здоровье человека и не только Православных. Ведь аскетика присутствует и в Исламе и в Буддизме. 

Источник: http://yamal-obr.ru/articles/pravoslavnie-kanoni-kak-osnova-zozh-2/

Православным о здоровье

    (Интервью с игуменом Петром (Мещериновым), руководителем Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи
при Свято-Даниловом монастыре, г. Москва)

    Отец Петр, у многих невоцерковленных людей складывается впечатление, что православные стремятся к болезням и страданиям или, по крайней мере, не прилагают усилий для сохранения и укрепления собственного здоровья (то есть пренебрегают им). Грубо говоря — считают они — в православии здоровым быть плохо. Так ли это?

Читайте также:  Мощи святого апостола андрея первозванного - православные молитвы

     — Действительно, у людей, только начинающих воцерковляться, которые бездумно читают монашескую аскетическую литературу, есть некая тенденция считать так. Обычно в это время неофиты предаются неумеренным телесным подвигам и своё здоровье разоряют; при этом они думают, что «так надо», что в этом смысл христианского подвига.

     Со временем, однако, люди убеждаются, что смысл христианства совсем в другом: в нравственной и духовной евангельской жизни, которая требует ровности, сосредоточенности, внутреннего мира и телесного здоровья, ибо когда человек болеет, он теряет мир, и ему уже не до «духовного». Неофиты путают терпение неизлечимых хронических болезней и стремление к ним; это разные вещи. К сожалению, когда неофитство кончается, плодом его является не стяжание Фаворского света, а именно те самые болезни… которые уже и приходится терпеть поневоле.

    — Не так давно на одном православном сайте, посвященном семье, прочитал, что поскольку богословием традиционно занимались монахи, то в нем мало внимания уделено вопросам семейной жизни. (У нас, например, не разработана или почти не разработана тема брака, супружеских отношений, любви и построения семьи).

    Думаю, то же самое можно сказать и о здоровье.

Эта мысль прослеживается в творениях старца Паисия Святогорца: если у монаха, умершего для мира, отношение к болезни одно, то у многодетного семьянина – совсем другое, так как он имеет массу обязанностей перед ближними.

Старец приводил пример. Крестьяне шли за исцелением к преп. Арсению Каппадокийскому лишь тогда, когда видели, что болезнь мешает работе и начинают страдать их домашние…

    То есть, по словам протоиерея Евгения Попова, при добром здоровье человек более может делать добра. Как Вы считаете, нужно ли современным православным богословам заниматься развитием доктрины о здоровье именно для семейных воцерковленных людей? И если — да, то, чтобы Вы, могли, к примеру, посоветовать?

     — Вообще современным богословам нужно очень много чем заниматься, в том числе и той проблемой, о которой вы говорите.

Доктрина о здоровье, впрочем, заключала бы в себе очень простые истины: здоровье нужно беречь, когда оно пошатнулось – наряду с участием в Таинствах Церкви искать и прибегать к хорошим врачам (увы, в наше время не всем и не везде это доступно); если никакими естественными и церковными способами исцеления добиться невозможно – терпеть, предав Богу своё положение.

В частности, забота о здоровье должна заключаться и в том, чтобы не копировать слепо древние монашеские уставы касательно пищи, сна и т.п., но соразмеряться с условиями современной жизни. Вот этим православные богословы должны озаботиться, на мой взгляд, в первую очередь.

     — Следуя здравому смыслу, понятно: чтобы у мирянина были здоровые дети, ему необходимо быть здоровым самому. Является ли в данном случае забота о своем здоровье и его укреплении со стороны будущих родителей – проявлением евангельской заповеди о любви к ближним?

     — В самом вопросе содержится и ответ – да, конечно, здоровье родителей есть здоровье детей.

     — Как верующим родителям, тем, кто решил заботиться о своем здоровье ради будущих детей, не потерять правильных ориентиров в вере (то есть чтобы попечения о плоти не превратить в похоти)?

     — Трудно ответить на это вопрос обще. Если родители – настоящие христиане, то их совесть, просвещённая светом Евангелия, подскажет, как им строить свою жизнь, с одной стороны, храня верность церковной традиции, с другой – чтобы не «выпадать из реальности», превращая себя в «человека для субботы».

     — Здоровье – это дар Божий. Тем не менее, немало православных, будучи здоровыми, практически сей дар не берегут. И когда они заболевают, то считают, что недуг был послан им за грехи. Является ли грехом отсутствие понимания ценности здоровья и пренебрежение собственным телом?

     — Думаю, что является; только это, так сказать, «производный грех», который вытекает вообще из неправильного взгляда на мир.

Православные могут не беречь дар здоровья по двум причинам: либо по безответственности, какому-то подростковому «наплевательству» на свою жизнь (что, вообще-то говоря, странно в православном человеке), либо по ложному аскетизму, о котором мы уже говорили.

     — Отец Петр! Скажите, пожалуйста, что делать воцерковленному православному (регулярно участвующему в Таинствах, причащающемуся), который искренне кается, усердно молится об исцелении, а получить его не может?

     — Не оставляя участия в Таинствах и молитвы, найти хорошего врача и лечиться. Если же и это не принесёт исцеления, то – терпеть, удостоверившись, что таково воспитательное, необходимое для нас попущение Божие.

     — Как правильно, по-православному, надо молиться, чтобы исцелиться?

     — По православному будет так: прилагая все свои усилия к исцелению, употребляя и медицинские, и церковные средства, испрашивать у Бога исцеления, но всегда прибавляя: «не моя, но Твоя воля да будет».

     — Из Вашего опыта не могли бы рассказать о случаях, когда после молитвы, покаяния или соборования человек исцелялся не только духовно, но и телесно.

     — Такие случаи бывают; но в моей практике чего-то особо яркого, о чём можно было бы специально рассказать, я не припомню.

     — Как, с духовной точки зрения, объяснить тот факт, что, когда заболевшие актеры по роли вживались в образ здорового человека, то они исцелялись? При этом, чем успешнее они играли, тем быстрее становились здоровыми.

     — Тут нельзя вывести какое-то всеобщее правило. Если бы все без исключения заболевшие актёры, вживаясь в роль здоровых людей, исцелялись, то можно было бы ставить такие факты на «духовное обсуждение».

Частные же, единичные случаи нужно и рассматривать в частном порядке. Вообще давно известно, что «вжиться в роль» можно так, что в ней и останешься…

но, повторю, это всё же редкие и единичные случаи, чтобы выводить из них общие рекомендации.

     — «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — и молитва веры исцелит болящего…» (Иак. 5). Прав ли человек, сказавший, что исцеление произойдет только тогда, когда пресвитер сам верит в исцеление?

     — По учению Церкви, личные качества законного пресвитера, не находящегося под запрещением в священослужении, не могут быть препятствием для совершения Таинства.

     — Православие, с одной стороны, учит благодарить за болезни, а с другой – на каждом богослужении произносится молитва: «избави нас от всякия скорби, зол и болезней…». Нет ли здесь противоречия?

     — Нет, противоречия нет, а есть последовательность. Мы молимся об избавлении от болезни; если же, по употреблении всех средств, болезнь не проходит, и мы начинаем понимать, что болезнь попущена нам Богом, то нужно тогда за это Бога благодарить, веря, что Он строит всё (в том числе и болезнь) для нашей духовной пользы.

     — В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Правильно ли это?

     — Если не абсолютизировать это положение, то это так. Но нужно знать, что всё же это не высшая ценность в христианстве. Воля Божия есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин.

6, 40); разнообразие жизненных ситуаций допускает, что эта воля может осуществиться только тогда, когда разорится то, на что человек уповал помимо Бога; а предметом этого упования часто бывает, наряду с богатством, здоровье.

Кроме того, страдающий плотию перестает грешить (1 Петр. 4, 1), — говорит Священное Писание; бывают люди, в отношении которых воля Божия – чтобы они одумались и перестали грешить – осуществляется, в частности, через болезни.

А бывает, что, с точки зрения Бога, человеку до конца своих дней нужно пребывать в скорбях. Так что я бы не догматизировал это мнение протестантов.

     — В Евангелии сказано: «Возложат руки на больных, и они будут здоровы». Существовала ли в Православии такая практика целительства, тем более, что в Православии существует апостольская преемственность? Если – да, то почему современные священники это не практикуют?

     — Такая практика существовала в первые века христианства, а потом она сошла на нет; в известной степени харизматическое целительство заменило Таинство Соборования. Современные священники не применяют эту практику по той же причине, по какой нормальному человеку не придёт в голову накормить пятью хлебами пять тысяч человек.

     — Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека…». Физкультура полезна для телесного здоровья. А занятия спортом уводят подрастающее поколение от пьянства и наркотиков. Почему Православие практически не призывает, выражаясь светским языком, к «здоровому образу жизни»?

     — Церковь призывает прежде всего к спасению души, соединению человека со Христом, к исцелению Святым Духом греха и страстей. Агитировать «за спорт», за здоровый образ жизни – всё же не прямое дело Церкви.

Церковь констатирует необходимость беречь здоровье, развиваться не только душевно, но и телесно; но не распространяет своего поучения на детализацию и пропаганду этого, предоставляя эту сферу жизни сознанию и свободе каждого человека.

     — Митрополит Кирилл сказал, что сила веры привлекает силу Духа, и св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Так, может, человек зачастую не исцеляется из-за того, что у него не хватает веры?

     — Мы не можем этого утверждать, а тем более выявлять скрытый подтекст этого утверждения – «сам виноват». Не исцеляться человек может по тысяче причин, как имеющих отношение к вере, так и не имеющих. Евангелие велит помогать больным, служить им, облегчать их участь, но не вдаваться в рассуждения, за что постигла человека та или иная болезнь.

     — Священник и врач Валентин Чаплин писал: «Было бы нелепо отрицать значение психологического воздействия во время лечения. Эффект плацебо у взрослых всем хорошо известен… Для всех совершенно очевидно, что состояние психики человека оказывает определяющее влияние на сопротивляемость организма.

Болезнь формируется изнутри. Душевное состояние человека влияет на течение болезни, и внешние отрицательные факторы могут быть нейтрализованы соответствующим психологическим настроем. Как показывают многочисленные наблюдения, даже инфекционные болезни протекают по-разному в зависимости от душевного состояния человека».

    Разумеется, православным практиковать гипноз нельзя, а можно ли заниматься психологическим настроем или внушением? (Чтобы было понятно, что я имею в виду, приведу пример: однажды некий монах пожаловался старцу Силуану Афонскому, что игумен монастыря не любит его.

«А ты люби игумена, — ответил ему отец Силуан, — молись усердно за своего игумена каждый день и повторяй: «Я люблю моего игумена, я люблю моего игумена…»; и когда в тебе разгорится любовь к игумену, он начнет тебя любить» (св. Николай Сербский «Кассиана», стр. 135).

Светский психолог повторяющуюся фразу: «Я люблю моего игумена» — мог бы назвать самовнушением).

     — Вне всякого сомнения, соматическое состояние человека зависит от его душевного и духовного состояния. Поэтому важнейшим фактором приведения в порядок своего тела является чистота совести, душевное спокойствие и равновесие, мир с собою и окружающими людьми.

Если говорить об исцеляющем факторе этого, то нужно созидать свою жизнь именно таким образом. Но совершенно очевидно, что это созидание не достигается никаким самовнушением.

Нелепо внушать себе: «у меня всё в порядке», когда объективно на нас скорбят люди, которым мы наделали гадостей, дома с женой и детьми сплошная ругань, и т.п.

Душа приводится в порядок нравственным евангельским трудом, молитвой, поучением в Священном Писании, участием в Таинствах и главное – исполнением заповедей Божиих по отношению к ближнему. Только этим может быть достигнут мир совести; сюда и надо прилагать свои усилия.

     — Отец Петр, большое спасибо за беседу.

Вопросы задавал Андрей Сигутин 

Источник: https://myhealthnews.ru/node/39

Ссылка на основную публикацию