Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви — православные молитвы

Почему в церкви надевают платок

Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви - православные молитвы

В православной вере есть древний обычай — женщина входит в церковь с покрытой головой. Откуда берет свое начало эта традиция и, что означает, узнайте почему женщина должна надевать в церкви платок.

Истоки и обычая

Этот обычай зародился со слов апостола Павла, он говорил, что женщине подобает иметь на голове символ, который обозначает ее покорность и власть над ней ее мужа. Молиться или прикладываться к святыням с непокрытой головой считается постыдным. Со слов апостола и начинается одна из самых древнейших традиций, связанных с церковью.

Почему женщина должна надевать платок в церкви

Платок на голове женщины подчеркивает скромность и смирение, а общение с Богом становится более чистым и светлым.

В античной культуре волосы считались наиболее ярким атрибутом женской красоты.

Привлечение к себе внимания в церкви — плохой знак, так как перед Лицом Господа все должны быть смиренны и отчистить голову от грешных мыслей.

Помните, одежда также должна быть скромной, не стоит выбирать наряд, для похода в Божий храм, с украшениями или подчеркивающий фигуру. В таком случае покрытая голова не будет иметь смысла.

Платок надевают, чтобы подчеркнуть беззащитность женщины и призвать Господа к помощи и заступничеству.

Замужняя женщина надевая платок, при входе в церковь, говорит о своем смирении перед супругом.

Становясь женой, она должна понимать, что становится хранительницей дома и семьи, у нее появляется ответственность перед Богам за семью и детей.

Именно поэтому венчается девушка с полностью покрытой головой, как символ покаяния и обретения новых обязанностей. Также платок на голове является символом верности.

Почему мужчина должен снимать головной убор в церкви

Заходя в любое помещение, мужчина обязательно должен снять головной убор, как знак уважения хозяину. В церкви — это Бог. Таким образом он высказывает свое почтение и демонстрирует истинную веру.

Заходя в храм без головного убора, мужчина показывает свою беззащитность перед лицом Господа и говорит о полном доверии. В церкви мужчина отказывается от войны и кровопролития и должен каяться в своих прегрешениях. Это символ того, что перед Богом все ровны и общественный статус и положение не имеет значения.

Нужно помнить, что истинно верующий человек обязан соблюдать некоторые правила и обычаи, в знак уважения религии. Прийти в церковь в неподобающей одежде для православного неприемлемо и постыдно. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки  и

Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о …

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят …

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

Каждый год 19 декабря верующие славят память Николая Чудотворца — великого Угодника Божьего, прославившегося множеством …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/pochemu-v-tserkvi-nadevayut-platok/

Как завязывать платок в церковь

В православной вере существует очень древний обычай, когда женщина входит в церковь у нее обязательно должна быть покрыта голова.

Обычай покрывать голову платком начал свое существование еще с тех времен, когда апостол Павел говорил о том, что женщине нужно иметь на голове символ, означающие покорность и власть над ней е мужем.

С тех пор молится или прикладываться к иконе без покрытой головы считается не только постыдным, но и грехом. С тех пор и зародился обычай.

Почему женщины в церкви в платках

Многих современных девушек и женщин интересует вопрос о том, можно ли в церковь без платка ходить. Как уже упоминалось выше платок на голове у женщины подчеркивает скромность, а общение с Всевышним становится чистым и светлым. Еще во времена античной культуры волосы считались самым ярким атрибутом женской красоты.

Благодаря такому атрибуту женщины могли привлечь к себе внимание, чего нельзя делать в пределах церкви. Так как это плохой и недобрый знак. Ведь перед Богом все должны быть равными и смиренными.

Также приходя в церковь помолится голова должна быть очищенная от всех грешных мыслей. При этом у женщины не только должен быть платок на голове, но и скромная одежда.

Если одежда будет яркой, то платок на голове теряет всякий смысл.

Существует еще одна легенда почему женщины покрывают голову в православии. Она говорит о том, что когда-то давным-давно люди приходили в церковь в разной одежде. В те времена не существовала определённого дресс-кода для посещения святых мест. Такое посещение не всегда доставляло радость Всевышнему. Поэтому он отправил послание на землю.

Однажды одна девушка легла ночью спать и ей приснился сон, в котором к ней пришел Бог и сказал, что молитвы будут услышаны если она будет посещать церковь в платке и юбке. Также ей было сказано, что в этом случае у нее появится Ангел-Хранитель, который будет ее оберегать от всего плохого. Данные атрибуты одежды помогут отличить ее от всех остальных.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи.

Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!Обязательно к прочтению:  Красная нить на запястье что значит

Когда девушка решила посетить церковь она выбрала для этого именно длинную юбку и одела платок на голову.

На удивленные расспросы остальных почему она так одета, девушка рассказала о своем ночном видении. С тех пор все девушки начали посещать святое место именно в таком одеянии.  Вот почему в церкви одевают платок и по сей день.

Как выбрать платок

Какой платок одевать в церковь – этот вопрос всегда актуален среди православных верующих. Конечно, каждая женщина сама в праве выбрать какой платок ей одеть.

Если она придет в храм в правильном одеянии и с ярким платком ее никто не выгонит.

Но согласитесь если во время Великого поста, когда все прихожане в том числе и батюшка одет в одежду черного цвета женщина придет в белом платке, то она будет выделятся среди остальных.

Поэтому девушки и женщины, посещающие церковь постоянно на разные православные праздники, стараются одевать платки разных цветов. Например:

  • все время, сколько длится Великий пост, покрывают голову платком черного цвета как знак скорби и покаяния;
  • на праздник иконы Пресвятой Богородицы – голубой, так как священники на этот праздник одевают одежду голубого цвета;
  • на праздник Троицы – зеленый;
  • а вот в святой праздник Пасхи принято одевать платок красного или белого цвета; красный символизирует кровь, которую пролил Христос;
  • во время служб, не посвященных никакому православному празднику батюшка одевает желтую рясу, поэтому женщины стараются одевать платок желтого цвета.

Если у вас нет возможности купить платки нескольких разных цветов или вы посещаете церковь не регулярно, а только по большим церковным праздникам, тогда достаточно приобрести и иметь в своем гардеробе платки двух цветов – черного и белого. Белый цвет – это праздничный. Им можно покрывать голову на все праздники, а черный платок идеально подойдет для ношения в Великий Пост.

Обязательно к прочтению:  Можно ли хоронить в воскресенье

Согласно православной вере без платка можно посещать церковь маленьким девочкам, не замужним женщинам. Но современная бытность в давний обычай внесла некоторые изменения. Многие прихожане считают, что легче покрыть голову, чем навлечь на себя гнев не сведущих «бабушек».

Как повязать платок в церковь

Перед тем как посетить храм многие православные женщины не задаются вопросом как завязывать платок в церковь и существуют ли правила на этот счет. Конечно для этих целей сегодня можно приобрести специальный платок, но также можно использовать и простой традиционный.

Как таковых правил правильного завязывания не существует, главное, чтобы голова была накрыта. Поэтому можно его даже просто накинуть на волосы. Но если платок шелковый, то он будет спадать. Только по этой причине его нужно завязывать.

Также можно закрепить его в районе еще под подбородком булавкой. Многие женщины стараются завязать его на затылке, при этом хорошо покрыв лоб. На самом деле не имеет значение как будет покрыта голова, главное чтобы вы придерживались всех православных традиций.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-zavyazyvat-platok-v-cerkov/

Почему православные женщины покрывают голову в храме

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «…

Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «…Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа.

Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа…

» Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка — принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты.

Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите.

Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «…если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается…» говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом.

Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «…если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется…». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Читайте также:  Молитвы святителю иоанну златоусту - православные молитвы

Русская женщина и ее головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «…не муж создан для жены, но жена для мужа…» Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/49453-pochemu-pravoslavnye-zhenshhiny-pokryva.html

Почему православные гречанки не носят в храме платков на голове?

Фото: flickr.com

Если вы приедете в православную Грецию и надумаете посетить там богослужение, то сразу же заметите отличие между нашими прихожанками и прихожанками-гречанками. Гречанки, что называется, рушат российские представления о том, как должна выглядеть женщина, пришедшая в храм.

Во-первых, гречанки почти никогда не носят в храме платков на голове, чем очень, бывает, смущают российских паломников. Если в греческом храме вы увидите женскую голову, покрытую платком, знайте – это либо россиянка, либо престарелая гречанка-вдова.

Еще одним ярким отличием православных гречанок является то, что почти все они приходят в храм в брюках. Не в юбке, как это принято в Русской Церкви, а в брюках, чем, надо сказать, совершенно не смущают греческих священников. Что же это такое?! – воскликнет слушатель. – Греки попирают благочестивые традиции!

В каком-то смысле это действительно так. Современные православные греки к некоторым вопросам церковной жизни подходят, мягко говоря, безразлично. Могут в самые важные моменты богослужения сидеть, в течение службы обсудить немало новостей. На моих глазах как-то один мужчина решил у священника что-то спросить и просто вошел в алтарь. Потому что, видите ли, другого времени у него не было.

Но, как мне кажется, греки не в полной мере виноваты в сложившейся ситуации. Просто некоторые моменты их церковной жизни созданы не ими. Взять хотя бы внешний облик греческой прихожанки.

В храм она приходит в брюках, потому что убеждена в приличности такого вида одежды.

А всё потому, что Греция давным-давно уже стала частью европейского пространства и православные гречанки просто переняли у европеек католичек или протестанток их манеру одеваться на богослужение.

Современные гречанки думают, на самом деле, очень просто – в современной моде есть мужские брюки, а есть женские. И если женские брюки выглядят прилично, то что ж их в храм не надеть?

С отсутствием платка на голове дело обстоит несколько иначе. Гречанки в этом случае смотрят не на запад, а, скорее, на восток. Православные гречанки к платкам испытывают настоящую аллергию еще со времен турецкого владычества. Четыреста лет исламские власти пытались заставить греческих женщин покрывать голову подобно мусульманкам.

И сегодня, когда Греция, наконец, избавилась от турецкого ига никто и ничто не может православных гречанок заставить надеть платок. Уж очень им не хочется быть похожими на мусульманок. Гречанкив принципе считают, что это очень красиво приходить в храм с уложенной симпатичной прической.

Вот потому в греческих церквях вы увидите женщин с непокрытой головой.

(17

Источник: https://radiovera.ru/pochemu-pravoslavnyie-grechanki-ne-nosyat-v-hrame-platkov-na-golove.html

Почему женщины покрывают голову в церкви

Испокон веков женщины ходят в церковь в платках. Даже юбки сейчас считаются не столь важным атрибутом, как платок на голове – говорят, что лучше идти в храм в джинсах, но с головным убором, чем в юбке и без него. Почему же женщины в церкви покрывают голову, с чем связана традиция надевать платок в церкви?

Легенда о платках и юбках в церкви

Существует легенда о платках и длинных юбках в церкви. Рассказывают, что в древнем мире люди приходили в храм в чем придется. И Богу это было не слишком приятно.

Поэтому Бог послал видение одной из молодых девиц и сказал: «Если ты будешь ходить в храм с покрытой головой и в длинной юбке, твои молитвы будут услышаны, потому что к тебе будет приставлен Ангел для помощи.

Но как иначе он узнает тебя, если ты не будешь отличаться от прочих девиц?»

Как того и следовало ожидать, на следующий день девица пришла в храм в длинной юбке и в платке, а на вопрос подружек, зачем она так странно вырядилась, красавица рассказала о своем видении.

Естественно, эта чудная весть о новом «церковном дресс-коде» вмиг облетела весь свет. И, конечно же, все хотели иметь своего собственного Ангела и быстрые ответы на молитвы, а, значит, все стали приходить в храм как полагается.

С тех пор прошло уже много веков, а традиция ходить в церковь в платке и длинной юбке осталась. Правда сейчас юбка стала не в чести. Кто знает, может быть, поэтому молитвы современных девиц не столь быстро долетают до неба?

Эта легенда – всего лишь шуточная иллюстрация к злободневной теме. Но, вне всякого сомнения, традиция покрывать голову в церкви берет свое начало с древних времен.

И одним из источников такой традиции является, прежде всего, Святое Божие Слово – Библия, которой руководствуются христиане.

Что говорит Библия о покрытии головы

Что же говорит Библия о покрытии головы и о том, почему женщина должна одевать в церкви платок?

В 1-м послании Апостола Павла Коринфской церкви, в 11 главе говорится, что женщине неприлично молиться с непокрытой головою. Более того, жена должна иметь на своей голове знак власти мужа.

Далее Апостол говорит интересные вещи, так, например: если женщина не хочет покрывать голову, то пусть стрижется, а если ей стыдно быть подстриженной и обритой, то пусть покрывается.

Также есть упоминание о том, что волосы даны женщине вместо покрывала. И они являются для нее честью, в то время как для мужчины длинные волосы — позор (с чем сейчас не согласятся многие представители сильного пола).

Тем не менее, для современной женщины странно считать позором модную стрижку или даже бритье. Так же, как и странно заменять покрывало распущенными волосами.

В чем же здесь суть? Без детального анализа текста и погружения в традиции Коринфа, куда было отправлено письмо Апостола, здесь явно не разобраться.

Почему в Коринфе женщины покрывали голову в церкви

Оказывается, есть простое объяснение, почему некоторые женщины в Коринфе покрывали голову в храме. А ведь отсюда и произошла традиция надевать платок на голову в церкви.

Во времена Первоапостольской церкви в Коринфе был большой храм богини Артемиды, содержащий жриц любви, с которыми любой мужчина мог вступить в связь за деньги. Отличительной чертой жриц была обритая голова.

Непрофессиональные же проститутки того времени, чтобы показать род своих занятий, выстригали себе волосы на висках. Соответственно, если ваши виски были подстрижены или вы были побриты наголо, становилось понятно, кто вы. Это было своеобразным знаком женщин легкого поведения.

Что же нужно было сделать новообращенным христианкам с темным прошлым? Когда они заходили в церковь, все видели, что их волосы короткие или бритые – и этим они не только навлекали позор на себя, но еще и бросали тень на всю церковь.

Зная то, с чем приходится сталкиваться общине в Коринфе, Павел написал: «Женщины, отращивайте волосы, не стригитесь, а если с волосами беда — покрывайте головы, чтобы никто не подумал, будто вы порочные женщины».

Оказывается, весь вопрос библейского отрывка заключается в особенностях территории, которой предназначалось послание. Хотя, безусловно, подобная ситуация могла наблюдаться и в других местностях. Главное, понятна сама идея возникновения традиции, чтобы женщина покрывала голову в церкви.

Традиции покрывать голову женщине

Конечно же, на современное понимание женской одежды в церкви, помимо Библии, оказала влияние и традиция древнего мира.

В традициях древнего мира (Греция, Рим, Византия) головной убор имел для женщин большое значение.

Прежде всего, он был необходим для защиты от агрессивных погодных условий. Не зря в жарких южных странах и на территории пустынь женщины до сих пор покрывают голову – иначе им просто не уберечься.

Помимо защиты и удобства, плащ-платок символизировал зрелость, и его ношение было честью для женщины, тогда как обнажение головы для замужней женщины являлось величайшим позором.

В древней Руси женский головной убор (платок) был также обязателен. Его называли «убрус». Под убрус надевался еще один платок, который утеплял голову и предохранял верхний убор от загрязнения.

Зимой поверх платка надевалась шапочка или меховой платок.

Также мы знаем о существовании кокошника и кики.

Позднее старинные головные уборы были заменены шляпами.

В настоящее время традиции покрывать голову женщинам были утеряны, хотя и существует тенденция к их возврату, ведь даже на улице можно увидеть женщин в платках. И это действительно очень женственно и красиво.

Другой разговор, когда в церковь вас не пускают без платка, объясняя это традицией. А женщина с непокрытой головой в церкви вызывает осуждение, и это считается неприличным и недопустимым.

Справедливо ли это на самом деле?

Почему женщина в церкви в платке?

Как мы говорили ранее, необходимость покрывать голову была обусловлена традициями определенной местности и времени. В современном же мире дело обстоит немного по-другому.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаПочему же сейчас женщины в церкви в платках? Должна ли в наше время женщина покрывать голову в церкви?

Согласитесь, сейчас никто не скажет, что вы дама легкого поведения, если вы подстрижетесь или даже побреетесь. В крайнем случае, о вас отзовутся, как о весьма эксцентричной особе.

Мы уже не говорим о наших бабушках, которые стригутся, потому что им неудобно ухаживать за длинными волосами.

А если говорить о знаке власти над замужней женщиной, то сейчас обручальное кольцо исполняет роль покрывала.

В довершение всего, мы не ходим везде и всюду в платках, за исключением сибирячек холодной зимой. Поэтому смысл надевать платок перед входом в храм, в общем-то, теряется.

К тому же, богобоязненные женщины молятся еще и дома. Нужно ли надевать платок при молитве, там, где никто вас не видит? А если у вас большое желание помолиться где-то в дороге, а платка нет? Неужели из-за его отсутствия ваша молитва не будет услышана?

Священнослужители говорят, что молиться с непокрытой головой – не грех, женщина по своему усмотрению в знак смирения может надеть платок, произнося молитву дома.

Так почему же так обязательно надевать платок или шарф на голову в церкви?

По словам Апостола, покрывалом для женщины являются волосы (мы не говорим здесь, что вместо платка их обязательно распускать). Но, тем не менее, из данного высказывания следует вывод о том, что платок во время молитвы не настолько важен для Бога и для вас, как, может быть, для окружающих вас людей.

И, конечно же, мы не призываем вас устраивать в святом месте революцию, мы просто пытаемся обратить ваше внимание на вещи, которые могут быть намного важнее формального ношения в храме головного убора, важнее непокрытой головы в церкви.

Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Не резонно ли тем, кто считает себя верующим, одеваться и вести себя соответственно такому высокому званию? И делать это не только перед дверью храма, но и в повседневной жизни, чтобы не бесчестить себя и не гневить Бога.

Читайте также:  Икона "спас нерукотворный" - православные молитвы

А надевать ли платок при входе в церковь – личное дело каждого, хотя, возможно, оно и должно быть согласовано с представлениями окружающих людей, для того чтобы не давать им повода для осуждения.

Церковное правило для женщин

Единственным весомым аргументом в пользу того, что женщинам нужен платок в церкви, является то, что приходя туда, мы принимаем и уважаем церковные правила. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А покрывать голову женщине – церковное правило.

Итак, мы разъяснили, почему современные женщины покрывают голову в церкви и выразили собственное мнение об этой традиции. Конечно, это лишь точка зрения, но она имеет право на существование.

На нашем портале саморазвития мы найдете много полезной информации о церковных праздниках и правилах, о сути христианского поста, о том, как не попасть в секту, как правильно отмаливать грехи в церкви и как узнать волю Божью о себе.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/pochemu-zhenshhiny-pokryvayut-golovu-v-cerkvi/

Зачем православные женщины надевают платок в храме

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «…Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «…Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа.

Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа…» Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка — принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты.

Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите.

Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «…если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается…» говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом.

Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «…если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется…». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и её головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «…не муж создан для жены, но жена для мужа…» Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Источник: https://woman.rambler.ru/other/40278972-zachem-pravoslavnye-zhenschiny-nadevayut-platok-v-hrame/

О покрытии головы, или обязательно ли женщинам молиться в платке?

В наше время существует благочестивая традиция: в храме женщины покрывают голову, а мужчины снимают головной убор.

Как появилось это «предписание»? И значит ли, что и во время домашней молитвы женщинам стоит покрывать голову? Можно ли приходить в храм не в платке, а в шапке? Разрешается ли девочкам находиться в церкви с непокрытой головой? В этой статье мы рассмотрим, как появилась традиция покрывать голову, что она означала для христиан в первые века и насколько соотносится с нашим временем.

Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

Читать также:

Когда и как жена должна бояться мужа?

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Во-первых, покрытие головы — это символ подчинения жены. Подчинения кому? Своему мужу и Богу. Только не стоит воспринимать слово «подчинение» в смысле семейной тирании.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий.

В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция.

Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Чтобы никто не сомневался в чистоте и моральности коринфских христианок, апостол и советует покрывать голову для «молящихся или пророчествующих» женщин. Это правило во многих церквах сохранилось и до нашего времени.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Покрытие головы — один из важных элементов «церковного дресс-кода». Причем не важно, какой головной убор вы носите — будь то платок, шарф, шапка, берет. Апостол Павел использует слово «покрывало», а не платок, а покрыть голову можно даже капюшоном.

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Но сегодня верующие мамы часто завязывают платочки своим дочкам еще в младенчестве, чтобы те «привыкали».

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин.

Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах.

Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так.

Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге.

А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

Предлагаем вам также посмотреть краткий комментарий отца Макария Маркиша на эту тему:

Источник: http://megapoisk.com/pokrytie-golovy-mozhno-li-zhenschine-molitsja-bez-platka

Листок № 6. О ношении платка

Уральский архиепископ призвал православных женщин носить платки

08 февраля 2008

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий призвал православных женщин возвратиться к ношению платка. Он считает нежелание большинства православных женщин носить платки в публичных местах «отступлением от воли Божией».

«Я не понимаю, почему мусульманки не боятся и не стесняются, даже маленькие и молодые.

  А почему мы не боимся Бога, чтобы Господь нас не наказал?» — заявил архиепископ, отвечая на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», опубликованные на сайте Екатеринбургской епархии.

Он напомнил, что ношение платка является «установлением Божиим», поскольку именно «Господь дал повеление всем женщинам ходить в платках».

  «И если женщина не хочет ходить или стесняется, говорит о том, что большинство не ходит, а она будет выделяться, она очень сильно ошибается, потому что нужно не смотреть на других, а смотреть на себя», — считает Владыка Викентий.

По его словам, «если каждый проникнется страхом Божиим и желанием выполнять волю Божию, то потихонечку и все начнут ходить (в платках), в этом ничего зазорного нет», сообщает «Интерфакс-религия».

Стоит отметить, что недавно архиепископ также призвал женщин отказаться от косметики и стремиться сохранить естественную красоту. «Господь делает нас красивыми, а мы так изуродуем нашу красоту, что сделаем из себя не знаю кого. Это просто обман и непонимание красоты. Просто мода такая стала. Посмотрите на девочек восьми-девяти лет.

Зачем их красить, когда они и так красивы как ангелы! А мы портим людей косметикой», — заявлял владыка Викентий.

       Совет верующим женщинам носить платок зафиксирован  в Библии.

Апостол Павел в своем первом Послании коринфянам пишет: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая…» (Новый Завет, 1-ое послание апостола Павла к коринфянам, глава (11:5).

«…Если не хочет жена покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной и обритой, пусть покрывается«. (11:6). «Рассудите сами, прилично ли молиться Богу с непокрытою головою?» (11:13) и т.д.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВ. ОТЦОВ :

Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи, не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины.

Женщине неприлично показывать мужчинам открытую голову, хотя бы золото было вплетено в кудри, или несвязанные волосы…

Неприлично и то, чтобы сквозь тонкий лен просвечивали твои волосы, вместе покрытые и открытые»                   (Свт. Григорий Богослов)

Читайте также:  Традиционные блюда для рождественского стола - православные молитвы

Кто желает, чтобы одежда или обувь шли к лицу, с целью понравиться людям, тот очевидно страдает человекоугодием, удаляется от Бога и в самых малоценных вещах выказывает недуг суетности.              

 (Свт. Василий Великий)

Женщина, которая не для покрытия тела и согревания употребляет одежду, а для показанности и щеголянья изяществом ее, не только бесплодие души обнаруживает перед смотрящими на нее, но и покрывается бесстыдным блудничеством.                      

(Свт. Григорий Палама)

Поразительно стремление современной женщины к обнажению. Сейчас женщина прибегает к одежде для того, чтобы не столько прикрыть свою наготу, сколько наоборот — обнаружить ее; одежда женщины часто весьма прозрачна или явно выделяет формы тела.                     

Архимандрит Тит

Свт.

Климент Александрийский:
• Но женщинам ни в каком случае не должно позволять себе какую-нибудь часть тела обнажать перед мужчинами, чтобы при этом и тем, и другим не дойти до падения: мужчинам вследствие подстрекательства со стороны женщин к обращению внимания на них, этим — вследствие привлечения на себя взоров мужчин.

(«Педагог»)
• У женщины ни одна из частей тела не должна оставаться обнаженной. Особенно прилично будет привести здесь тонкий разговор между одним мужчиной и женщиной: «Прекрасный локоть»! — Да, но не для глаз публики назначен он». -«Прекрасно развитая нога!» — «Но собственность моего мужа.» — «Красивое лицо!» — «Но только для моего супруга.

» Но я не одобряю, когда честные женщины дают мужчинам повод расточать им такого рода похвалы, которыми мужчины если и не обесславить их хотят, то, по крайней мере, лестью подкупить. Не только пяту ноги не должны они иметь обнаженной, но должны они и голову закрывать, и лицо оттенять. Телесная красота их не должна быть для мужчин предметом охоты. («Педагог»)

Тертуллиан. О женском украшении:

Какую пользу приносят спасению вашему украшения вашей головы? Разве не можете вы оставить в покое своих волос? Вы их то завиваете, то развиваете; то подымаете, то понижаете; сегодня их заплетете, а завтра оставляете волноваться небрежно; иногда обременяете их множеством чужих волос, составляя из них или род шапки, которою покрываете голову, или вид пирамиды, чтобы шея была открыта. Какая странность хотеть преступать беспрерывно заповедь Божию! Кто от вас заботясь, говорит Спаситель, может приложити возрасту локоть един (Мф.6.27). А вы хотите непременно прибавить к нему что либо, накопляя на голове своей пуки волос с кучею украшений, которыми обременяете темя головы, как бы средоточение шлема. Если не стыдно вам носить такое бремя: то постыдитесь по крайней мере недостоинства его. Не кладите на голову, освященную крещением, смертных остатков какого либо бедняка, умершего от распутства, или какого ни будь злодея, осужденного умереть на эшафоте. Свободная голова должна устранять себя от рабства всех сих тягостных убранств. Впрочем напрасно стараетесь вы казаться великолепно одетыми; напрасно употребляете искуснейших мастеров для уборки волос; Бог хочет, чтобы вы были под покрывалом. А за чем? вероятно за тем, чтобы никто не видал головы жен, срамляющих себе откровенною головою (1Кор.11.5 Иные из вас беспрерывно занимаются мазанием своих волос, чтобы доставить им белокурый цвет. Они как будто стыдятся своего отечества, и сердятся, что рождены не в Галлии или Германии. Они стараются насильственно передать волосам своим то, чем природа одарила сии народы. Печальное предзнаменование составляют сии блестящие волосы: суетная и мнимая красота их приводит к безобразию. Действительно, не говоря о прочих неудобствах, не правда ли, что чрез употребление сих благовоний теряются нечувствительно волосы? Не правда ли, что и самый мозг слабеет от сих посторонних влаг и от безмерного солнечного жара, на котором угодно вам палить и сушить свою голову? Можно ли любить прикрасы, производящие столь гибельные следствия? Должно ли называть добром то, что составлено из столь непристойных вещей?

Христианка делает из головы своей как бы жертвенник, на который возливает множество благовоний.

Не подобие ли это жертвы, приносимой нечистому духу? Не лучше ли было бы обратить вещества на употребление благочестивое, полезное и нужное, на которое они Богом сотворены? С другой стороны что заповедал Иисус Христос? Не можеши, говорит Он, власа единаго бела или черна сотворити (Мф.5.36).

И жены смеют прекословить Богу? Посмотрите, говорят они, как искусно из темнорусых или черных волос делаем мы белокурые, и от того бываем пригоже. Но придет время, когда они ничего не упустят, чтобы белые волосы опять обратились в черные, и когда старость возвестит им, что они слишком долго наслаждались жизнию.

Какая несообразность! Люди стыдятся возраста, до которого усердно желали достигнуть; жалуются на потерю, которой давно уже надлежало ожидать; воздыхают о юности, которую провели преступно; хотели бы возобновить случаи к непозволительным удовольствиям. Не дай Бог, чтобы подобное безумие приходило в ум прямому Христианину.

Чем кто более старается скрывать свою старость, тем более она обнаруживается. Если ты хочешь никогда не состарится: то сохраняй свою невинность, приобретенную крещением. Сию-то нетленную красоту должны мы стараться соблюсти, пока не переселимся на небеса, где невинность наша получит возмездие. Думаешь ли ты, что приближаешься к небу, и что заботишься как можно скорее оставить нечистый мир сей, когда конец дней своих почитаешь за несносное для себя бремя и безобразие?

Простота и целомудрие да будет единственным вашим убранством. Начертите на глазах своих смиренную скромность, происходящую от благоустроенной внутренности. Привяжите слово Божие к ушам, а иго Христово к шее своей. Покаряйтесь мужьям: сего довольно для вашего украшения.

Занимайте руки свои прядением, и удерживайте ваши ноги в кругу домов ваших: ноги ваши от того сделаются более красивы, чем от избытка золота. Исполняйтесь радостью мудрости, святости и чистоты. Если вы так себя изукрасите: то сам Бог будет вашим верным и вечным подружием.

«Но скажешь: если ращение власов вместо одеяния дано жене, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? – Для того, дабы показать подчинение не только по природе, но и по произволению.

Природа наперед установила, чтобы ты была покрытою, а ты приложи нечто от себя, дабы не показалось, что ты нарушаешь законы природы, ибо противиться не только нам, но и природе, есть знак великого бесстыдства» (святой Златоуст).

«Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается» (святой Златоуст).

Источник: http://mihail-arhangel-hram.ru/index.php/prikhodskie-listki/146-listok-6-o-noshenii-platka

О дискриминации женщин в церкви: почему не пускают в алтарь, зачем носить платок, какой должна быть идеальная женщина

Преподаватель КДАиС доцент Сергей Бортник против стиля унисекс в одежде и наверняка знает, где место женщины. 

– Что ожидают от женщины в Церкви?

– Женщины, как и мужчины, являются прихожанами Православной Церкви. Это крещеные люди. А Таинство Крещения предполагает осознание своей веры и активное участие в приходской жизни, в частности в Евхаристическом богослужении. Именно это самое важное в жизни любого человека, в том числе и женщины.

– С точки зрения современной светской культуры, налицо дискриминация Церковью женщины: не пускают в алтарь, нахождение в храме обязательно с покрытой головой в отличие от мужчин, женщины не могут быть священниками… Почему так происходит?
– Это ошибочное мнение.

Из названного неоспоримым является лишь факт того, что женщина не может быть священнослужителем, потому что священник – это образ Христа. Христос был мужчиной, поэтому считается, что женщина не может нести это служение. Оно должно восприниматься не как право, а как Крест – служение на благо людей и Церкви.

Некоторые богословы указывают на целесообразность необременения женщины тяжким крестом священнического служения.

Бывало, что меня самого не пускали в алтарь какого-то храма или собора, думая, что я не причастен к христианству, к православию. Эти предостережения распространяются как в отношении женщин, так и мужчин.

А если говорить о платке, то лучше в нем, чем без шапки. Иногда, когда богослужение проходит зимой в неотапливаемом храме, мужчинам приходится мерзнуть без шапки. А женщинам можно надеть и шапку, и платок.

Если и говорить об определенной дискриминации в нашей Церкви, то по большому счету она касается не столько женщин, сколько мирян в целом. К примеру, порой встречается определенная клерикализация церковного сообщества, когда священник имеет явно больше прав, чем мирянин.

– Почему место женщин в храме с левой стороны?

– В разных Поместных Церквях своя практика. В Румынии, к примеру, мужчины стоят впереди, а женщины сзади. На мой взгляд, не принципиально, где находятся женщины – слева или справа. Главное, чтоб и мужчины, и женщины были максимально сосредоточены на молитве. Именно для сосредоточения, а не отвлечения на посторонние вещи принято их разделять.

– А почему к Чаше подходят вначале мужчины, а потом женщины?

– Подходят к Чаше вначале дети с родителями (и мальчики, и девочки с папами или мамами) и лишь потом все остальные. Здесь никакого разделения или умаления женщины не наблюдается.

Конечно же, в библейском понимании, муж – глава жены, поэтому и в обществе, и в Церкви он призван быть более активным. Это хорошее, положительное качество.

Сегодня многие женщины хотят, чтобы мужчины были более мужественными, сильными. И надо помогать им в этом.

– Почему женщины не имеют права административного голоса?

– Это не так. К примеру, у нас есть игуменьи монастырей. И они иногда имеют больше полномочий, чем священники, служащие в монастыре: носят крест, благословляют крестом или рукой. А порой и матушки – жены священников в приходах – являются уважаемыми в делах приходской жизни.

– Какая разница между мужчиной и женщиной?

– В идеале функции мужчины и женщины в обществе можно свести к двум принципам: мужественности и женственности. Мужественность – это сила, смелость, ответственность. А женственность – это мягкость, умение создать уют… В полноценной семье мужчина и женщина должны друг друга дополнять.

Я, к слову, против стиля унисекс, появившегося в результате изменения мужской и женской роли в обществе. Он сказывается и на одежде. Юбки и платки украшают женщину, если со вкусом подобраны.

Православный дресс-код позволяет женщине быть красивее, чем мужчина, и это скорее не минус, а большой плюс для женщины.

– Какой должна быть идеальная женщина?

– Популярностью пользуются следующие стереотипы: терпеливая, смиренная, покорная. Но мне кажется, что есть общие принципы, одинаковые как для мужчин, так и для женщин. Например: Царствие Небесное силою берется – это общий принцип. В духовной жизни многие вопросы  касаются одинаково обоих полов.

Есть и дискуссионные: обязательно ли работать женщине, быть ли финансово независимой. Они являются предметом разногласий между традиционной православной культурой, с одной стороны, и современным обществом, с другой. Ответы могут быть разные.

Иногда женщина зарабатывает больше, чем мужчина, кого-то это обижает, раздражает, делает более дерзким.

Бывает, что мужчина по характеру недостаточно решителен, но зато у него получается намного лучше что-то другое. Инициативность в принятии решений, конечно же, для семьи очень важна. На мой взгляд, вполне допустимо для женщины осуществлять эту функцию. Главное, чтобы между супругами была гармония, любовь и взаимопонимание.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/o-diskriminacii-zhenshchin-v-cerkvi-pochemu-ne-puskayut-v-altar-zachem-nosit-platok-kakoy

Ссылка на основную публикацию