Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт – православные молитвы

Кутья из риса с изюмом поминальная, рецепт приготовления

Кутья – это блюдо, которое готовят на поминки. По составу это сладкая каша с добавлением изюма, сухофруктов, орехов, меда и др. В данной статье описывается несколько рецептов поминальной кутьи из риса с изюмом.

Классический рецепт поминальной кутьи из риса с изюмом

Классический рецепт принято готовить и подавать на 9-й и 40-й день поминок.

Что необходимо для приготовления?

  • рис 2 стакана;
  • вода 1 л;
  • сливочное масло 70 грамм;
  • изюм желательно белый 100 г;
  • сахар 2 ст.л.;
  • щепотка соли.

Как варить кутью из риса?

Ниже приведены пошаговые инструкции

  1. Воду, в количестве, которое указанно в рецепте, вылить в кастрюлю, подсолить и закипятить.
  2. Пока вода закипает, займемся изюмом. Его нужно перебрать, очистить от стебельков и хорошо помыть. Залить кипятком и пусть немного постоит.
  3. Далее занимаемся рисом.

    Его следует промыть холодной водой до тех пор, пока вода не перестанет быть мутной.

  4. В закипевшую воду высыпаем промытый рис, накрываем крышкой и направляем в духовку. Температура в духовке 200С. Готовить 20 минут.
  5. Пока рис находится в духовке, начнем готовить изюм.

    На сковороду налить немножко оливкового масла (необязательно), а затем положить плавиться сливочное масло.

  6. Из изюма слить воду и выложить на сковороду. Минут пять пусть прогреется, постоянно помешивая.
  7. Далее добавляем 5 столовых ложек воды и сахар (количество указано в рецепте).

    Прогреваем до тех пор, пока сахар полностью не растворится и не получится однородный сироп.

  8. После этого держим на малом огне еще пару минуток.
  9. Готовый рис достаем из духовки и вливаем в него полностью все содержимое сковороды с изюмом. Перемешиваем.

Кутья готова! Когда подавать это блюдо хозяева решают сами.

Обычно это делают в конце. Некоторые предпочитают разложить кутью по пиалам и расставить в разных концах стола, чтобы каждый пришедший смог без труда отведать блюдо.

Рисовая кутья с добавлением сухофруктов

Кутью можно разбавить сухофруктами. Они украсят поминальную кутью внешне и придадут ей оригинального вкуса.

Какие продукты понадобятся?

  • рис 1 стакан;
  • сухофрукты (финики, инжир, курага, чернослив, изюм) 200 грамм;
  • мед 3 ложки столовые;
  • сахар 3 ложки столовые;
  • вода 1-1,5 л;
  • соль по вкусу.

Рецепт приготовления:

  1. Промываем рис до состояния прозрачной воды.
  2. В кастрюле закипятить воду и добавить немного соли.
  3. Положить в кипящую воду рис и готовить обычным образом до готовности крупы.
  4. Готовый рис промываем холодной водой. После того как слили воду, достать рис и выложить в любую емкость.
  5. Теперь займемся сухофруктами.

    Заливаем их кипятком и оставляем минут на 5 отдохнуть.

  6. После воду сливаем, а сухофрукты режем на равные части.
  7. Готовые сухофрукты высыпаем в емкость с готовым рисом.
  8. Займемся сиропом. Для этого мед и сахар смешать в стакане и долить воды до половины емкости. Тщательно перемешать до однородности.
  9. Сироп, сухофрукты и рис перемешиваем.

Кутья с сухофруктами готова. Приятного аппетита!

Кутья поминальная с изюмом в мультиварке

Те, у кого есть мультиварка могут сэкономить время и приготовить кутью с изюмом прямо в ней, избегая большой траты сил.

Необходимые продукты:

  • стакан риса;
  • 2,5 стакана воды;
  • ½ ч.л. соли;
  • 3 ст.л. белого изюма;
  • 1 ½ стакана сахара;
  • Пакетик ванильного сахара.

Как готовить?

  1. В первую очередь хорошо промоем рис.
  2. Затем заправляем мультиварку: всыпаем рис, заливаем водой, выставляем режим «Каша» на 20 минут.
  3. А тем временем приготовим изюм. Зальем кипятком на 5 минут.
  4. Затем к изюму добавим сахар и ванильный сахар.

  5. После окончания приготовления риса всыпаем туда изюмно-сахарную смесь и перемешиваем тщательно.
  6. После добавим еще немного воды (некоторые предпочитают вливать молоко-это дело вкуса), и поставим на режим «Подогрев» минут на 15.

Хорошо пропаренная ароматная кутья с изюмом готова.

Рецепт приготовления с черносливом

Чтобы придать пикантного вкуса рисовой кутье некоторые решают добавить в нее вместо изюма чернослив. Либо же к изюму добавляют еще и чернослив.

Итак, какие продукты следует взять?

  • стакан риса;
  • 1,5 л воды;
  • 100-200 грамм чернослива (зависит от того, как вы любите этот сухофрукт);
  • мед 100 гр.

Рецепт:

  1. Промытый рис выкладываем в кастрюлю и заливаем водой. Закрываем крышкой и варим 3 минуты на сильном огне. Затем прикрутить огонь и варить еще минут 6. После ставим огонь на минимум и провариваем еще 3 минуты.
  2. После выключения риса крышку не открываем, а даем настояться еще 15 минут.

  3. Займемся черносливом. Его следует обдать кипятком, закрыть крышкой и дать разбухнуть.
  4. После отжать воду и нарезать чернослив кусочками.
  5. Мед разбавить с водой.
  6. Открываем пропаренный рис, добавляем чернослив и медовый сироп.
  7. Тщательно перемешиваем и подаем к столу.

Кутья поминальная с изюмом и орехами

Этот рецепт является наиболее популярным среди всех. Орехи с изюмом отлично сочетаются.

Ингредиенты:

  • рис 1 стакан;
  • вода 2 стакана;
  • орехи 0,5 стакана;
  • изюм 1 стакан;
  • мед 150 г.

Как готовить?

  1. Варим кашу рисовую привычным для нас способом.
  2. Пока она готовиться, зальем орехи и изюм кипятком и оставим на полчаса.
  3. После сливаем с них воду, отжимаем и измельчаем. Можно на блендере, а можно вручную ножиком.
  4. Полученную изюмно-ореховую смесь всыпаем в готовый рис.
  5. Добавляем мед и тщательно перемешиваем до однородности.

Секреты приготовления

  • Рис должен быть правильного сорта. Очень важно, чтобы рис для кутьи был рассыпчатый. Поэтому, покупайте длиннозерный рис. Некоторый открыли для себя рис в пакетиках. Он получается такой, как нужно.
  • Воды для приготовления риса нужно брать немного меньше, чем в рецепте. Тогда он точно не склеится.
  • Мед. Берите жидкий мед. Если он застыл, разогрейте его на водяной бане. Но только не кипятить иначе он потеряет все свои полезные свойства.
  • Имея аллергию на мед можно заменить его сахаром. Это касается и того случая, когда у хозяйки на данный момент меда не нашлось, а кутью нужно срочно приготовить.

Источник: http://attuale.ru/kutya-iz-risa-s-izyumom-pominalnaya-retsept-prigotovleniya/

Вкус Великого поста: коливо

Великим постом (и не только) в определенные дни в храме верующих угощают особыми блюдами. Каждое из них следует определенной традиции, имеет свою историю, символику и, конечно же, технологию приготовления. И наш рассказ будет об одном из самых распространенных кушаний, которое называется коливо.

Первый праздник

Возможность отведать колива представляется прихожанам православных храмов уже на первой седмице Великого поста. Утром в пятницу после прочтения заамвонной молитвы на Литургии Преждеосвященных Даров духовенство совершает молебен великомученику Федору Тирону, чья память празднуется на следующий день, и чин благословения колива.

Чем же так примечателен этот святой, что в его честь верующим раздают освященное, празднично украшенное, да к тому же и очень вкусное блюдо? Помимо праведной жизни и мученической смерти на счету святого Федора чудесное спасение христиан от злых козней язычников и, собственно, если не изобретение кулинарного шедевра, то его распространение по всему христианскому миру.

Святой Федор, живший в городе Амасии, в Понтийской области (Малая Азия), во время правления лютого ненавистника христиан правителя Максимилиана (286–305 годы) был воином и носил прозвище Тирон, что по латыни означает «новобранец».

За отказ принести жертву идолам и отречься от Господа святой воин много претерпел: его заточили в темницу, морили голодом, страшно пытали и, наконец, убили, приговорив
к сожжению. Великомученик Федор настолько любил Бога, был крепок духом и бесстрашен, что у верующих не оставалось сомнений: на глазах у них казнили настоящего воина Христова.

По преданию, его останки, не тронутые огнем, с честью похоронила в своем доме в городе Евхаит некая Евсевия, также исповедовавшая Единого Бога. Позже мощи перенесли в Константинополь, а главу — в Гаэту (Италия).

После гибели мученика прошло пятьдесят лет. Империя, которой служил святой Федор, потихоньку становилась христианской, но в высших политических кругах это устраивало не всех.

Юлиан Отступник (361–363 годы), последний римский император-язычник, намеревался возродить в государстве языческие традиции, а заодно оскорбить христиан. Тем более что подвернулся удобный случай — начался Великий пост.

Правитель приказал окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках и сохранить деяние втайне, особенно от верующих. «Первые христиане постились очень строго, на первой неделе практически ничего не вкушали.

В воскресный день их ожидала первая серьезная трапеза. Только представьте, каким бы ударом было для них вкусить в пост оскверненные продукты», — говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Тогда мученик Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию, чтобы предостеречь и укрепить людей. Святой велел постящимся ничего не покупать на торжище и вместо этого готовить коливо или кутью.

Согласно преданию, архиепископ в недоумении переспрашивал святого, что же такое коливо и как его приготовить, ведь в Константинополе о таком блюде не слышали.

В ответ мученик пояснил, что в городе, где он погребен, так называют вареную пшеницу с медом и фруктами.

С тех самых пор чудесное явление святого стало праздником для Православной Церкви, а коливо — его неотъемлемым элементом. Тем не менее до нас дошли молитвы на освящение кутьи, датируемые IX–X и XII веками, что дает право утверждать — традиция приносить коливо на память является сравнительно поздней.

Историки же зафиксировали обычай подавать кушанье из крупы и фруктов в Древней Греции, то есть в дохристианскую эпоху.

Еще одно указание, только уже на точную дату — IV столетие, есть в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило, где говорится, что коливо приносят к алтарю в честь Господских праздников (Рождественский и Крещенский сочельник), в память святых и в дни поминовения усопших (родительские субботы, Радоница).

Освящение и вкушение колива в память святых подвижников и всех вообще умерших есть отголосок древних трапез или вечерей любви, которые устраивали в древней христианской Церкви в дни кончины мучеников и простых людей. «Мы празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими», — писал в своих трудах греческий христианский философ Ориген Адамант.

О жизни вечной

Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним.

Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии).

Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может.

Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни.

Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий.

В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя.

Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.

А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей.

С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть.

И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.

Дарья Хохлова

* * *

В домашних условиях

Коливо можно и нужно готовить самостоятельно. Найти рецепты не составляет труда, но сложно выбрать из такого изобилия. Впрочем, каждый раз можно готовить по-разному, а можно воспользоваться рецептом, по которому готовят коливо в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса). С ним нас знакомит Любовь Петровна Коробкова:

«Для приготовления 30–35 порций колива нам понадобится 500 г пшеницы, 500 г пшеничной крупы, буханка белого хлеба, 300 г изюма, 300 г фундука, миндаля и грецких орехов, 6 столовых ложек кунжута, килограмм сахарной пудры и стандартная упаковка корицы.

Пшеничную крупу варим в пропорции 1/4 из расчета — одна часть крупы на 4 части воды. Доводим до кипения и держим на медленном огне 30 минут, затем снимаем с огня, даем крупе настояться в течение 30 минут. Затем крупу тщательно промываем, откидываем через дуршлаг, выкладываем на хлопчатобумажное полотенце и даем просохнуть.

Пшеницу варим приблизительно 2 часа, до полуоткрытого зерна, соблюдая пропорции, указанные для пшеничной крупы. Выкладываем на хлопчатобумажное полотенце, даем просохнуть.

Из буханки белого хлеба сушим сухари до золотистого цвета. Кунжут и орехи обжариваем на сковороде. Орехи и сухари прокручиваем через мясорубку.

Затем смешиваем крупу с сухарями, добавляем пшеницу, изюм, кунжут, сахарную пудру и корицу. Полученную массу выкладываем на блюдо и оформляем по своему вкусу цукатами, орехами или любыми другими кондитерскими украшениями.

Вкусное и настоящее коливо готово!»

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/769

Кутья на поминки: традиционный рецепт

В православной вере кутья, или коливо, символизирует вечную жизнь и воскрешение. Поэтому рисовую сладкую кашу принято готовить на поминки. Ее кладут в общую глубокую тарелку и ставят на середину стола. Каждый гость зачерпывает из тарелки одну ложку кутьи и отправляет сразу в рот, поминая усопшего.

Рецепт кутьи

Фото: Shutterstock

Единого традиционного рецепта кутьи нет. В семьях рецепт этого блюда передается из поколения в поколение, и каждый считает свой вариант самым правильным. Несмотря на это, во всех рецептах применяются схожие принципы и аналогичные ингредиенты.

Вкус кутьи варьируется в зависимости от добавок и заправок поминальной каши. Ее можно готовить на основе перловки, пшена и риса, а вкус придать при помощи сахара, меда или сладкого сиропа. Приятное сочетание нейтральной крупы и сладкой заправки придают поминальному блюду специфический вкус и неповторимый аромат.

Рождественская кутья (из пшеничной крупы)

Кутью положено подавать на поминки на 9-й, 40-й день, на полгода и на год. Ею также открывают поминальную трапезу и в специальные даты

Ингредиенты:

  • 0,5 стакана длиннозерного риса
  • 2 стакана воды
  • 100 г белого изюма
  • 50 г цукатов
  • 1 ст.л. меда

Изюм выложите в тарелку, удалите хвостики. Промойте и оставьте в воде на 20–30 минут. Затем снова промойте и просушите. Чтобы мед хорошо впитался в рис и придал нужную сладость кутье, растопите его на водяной бане.

Измельчите цукаты. Поскольку фрукты, добавляемые в кутью, символизируют райские плоды, дарованные человечеству Всевышним, в кутью можно положить не только изюм, но и курагу, чернослив, нарезанные кусочками, а также мак.

Перед варкой риса вымочите его в воде не менее 2 часов, чтобы ушли лишний крахмал и клейковина. Воду слейте. Погрузите рис в свежую холодную воду и поставьте варить на огонь. Доведите до кипения и через 2 минуты убавьте огонь до минимума. Ложкой рис мешать нельзя.

На медленном огне каша не подгорит, а будет медленно булькать, впитывая воду. Когда рис полностью разварится, а в кастрюле не останется воды, влейте в него мед и добавьте изюм с сухофруктами и другие ингредиенты по желанию. Перемешайте и дайте постоять еще 2 минуты.

Горячую кутью переложите в глубокую пиалу, разравняйте поверхность и украсьте изюмом. Накройте блюдцем и оставьте медленно остывать. Кутью перед подачей на поминальный стол следует освятить, делать это лучше заблаговременно, посетив церковь во время утренней службы.

Если освятить кутью не было возможности, блюдо можно окропить святой водой в домашних условиях и, поставив тарелку перед иконами, прочитать над ней молитву

С нее начинают трапезу. После прочтения поминальной молитвы каждый гость должен отведать ложку сладкой каши.

Допускается есть блюдо руками, зачерпывая рис горстями

Приготовленной по этому рецепту кутьи хватит на 30 человек.

Источник: http://www.wday.ru/dom-eda/soh/kutya-na-pominki-traditsionnyiy-retsept/

Как правильно приготовить коливо

В некоторые дни в течение года православные люди должны готовить специальные блюда. Большинство из них мы знаем хорошо — это, конечно, пасхальные Куличи и сама Пасха, а также кутья, сочиво и коливо. В Великий Пост важно правильно приготовить коливо — блюдо с историей. Тем более что освящать его положено в ближайшую пятницу — 23 февраля.

В 362 году император Юлиан Отступник решил поиздеваться над христианами. Зная, что они приступают к Посту, он велел тайно всю пищу, которую продают на рынках, окропить кровью животных, принесенных в жертву по языческим традициям. Приказ императора был выполнен.

Таким образом, христиане, которые вкусили бы оскверненной пищи, нарушили бы обет. Однако под утро епископу Константинопольскому Евдоксию случилось видение: к нему явился святой Феодор Тирон и рассказал ему о замысле Юлиана.

Более того: святой посоветовал христианам вообще ничего не есть в этот день, кроме колива, пояснив, что так называют вареную с медом пшеницу.

На следующий день епископ рассказал об этом христианам, и никто из них не пошел на рынок и не осквернял себя испорченной пищей. В память об этом событии по пятницам первой недели Поста и совершается Чин освящения колива: обычная молитва над ним предваряется особенным молебном великомученику. Вкушение колива — трапеза в день памяти святого.

Что такое коливо, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутья или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами.

Кутья — это общее славянское название сладкой праздничной зерновой каши. По традиции с нее начинался поминальный обед. И у кутьи есть несколько разновидностей, в том числе сочиво и коливо. Коливо для пятницы Первой недели Великого поста готовили по следующему рецепту.

Вам понадобится: стакан пшеничной крупы или цельного зерна пшеницы, по 230-250 граммов грецких орехов, фундука, кешью, миндальных орехов, 1,5-2 столовых ложки кунжута, 200 граммов хлеба, 3/4 изюма (белого), 150-180 граммов сахарной пудры. По вкусу в коливо можно добавить корицы и ванили.

Орехи подсушить в духовке, затем дать им остыть и натереть на терке. Хлеб нарезать на кусочки, подсушить в духовке и перемолоть в мясорубке. Стакан пшеничной крупы залить стаканом кипятка, варить до готовности, по ходу варки добавляя еще воды.

Полученную смесь укутать на час, после чего промыть зерна водой и выложить на полотенце. На утро подсохшие зерна смешать с сухарями, орехами, сахарной пудрой, изюмом, корицей и кунжутом.

Полученную смесь надо выложить на блюдо горкой, посыпав сахарной пудрой, цукатами и зернами граната.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как правильно войти в пост. Шесть советов врача

Второй день поста. Что можно есть

Семь оригинальных рецептов для постного стола

Чистый понедельник. Как встретить первый день поста и как вести себя на первой седмице Великого Поста

Пять главных ошибок постящихся

Источник: https://woman.rambler.ru/cooking/39202209-kak-pravilno-prigotovit-kolivo/

Кутья из риса с изюмом поминальная: рецепт с фото

30 12 2015      Оля       1 комментарий

Близится Рождество, поэтому тема нашего расследования – кутья из риса с изюмом поминальная, рецепт с фото ее разных вариантов — коливо, сочиво, как готовить, история возникновения и значение. Блюдо это с давних времен готовят наши предки славяне в разных вариациях, но с греческого переводится кутья, как вареная пшеница.

Изначально варилась она из пшеницы, затем стали с других круп готовить, а в последнее время набрала популярность кутья или коливо из риса с изюмом, как самый мягонький и вкусный вариант.

Хотя, как по мне — вкуснее нашей традиционной кути из пшеницы с медом, маком и орешками — нет ничего.

Но — вкусы разные у народа, потому все по-порядку рассмотрим, разберемся, что сие блюдо собой символизирует и как его готовить, подавать и так далее.

Что такое кутья, коливо, сочиво

Это, собственно, вареные зерна (цельные), чаще пшеницы, реже перловки или чечевицы (даже с гороха и гречки некоторые народы варят), в последние времена чаще из риса с изюмом, сдобренные медом, орешками, изюмом, и всякими другими сухофруктами и ягодами.

Если кутья (коливо) готовится на поминки или похороны, в память об усопшем, то следует делать так: приготовить блюдо, принести в храм, священник на панихиде его благословит.

Далее — можете оставить тут же в храме, чтобы служители его, молясь за усопшего, потчевали, можете забрать домой, и накрыв на поминальный стол, поставить блюдо для угощения.

Его нужно пробовать за столом первым, и заканчивать трапезу им же.

Кутья рождественская чаще готовится из пшеницы, реже из риса (впрочем, сейчас рисовая кутья все чаще готовится, потому как ее и детки, и старики любят — сладенькая, мягонькая, не в пример пшенице, которую им тяжело жевать). Не смотря на разные варианты основы из зерен, далее необходимым продуктом является мед, затем по желанию остальные добавляются. В конце мы рассмотрим разные варианты приготовления, выберете, какой вам подойдет.

Рождественскую кутью едят в Сочельник (канун Рождества).

В этот день положено до появления первой звезды (символизирующей рождение Богомладенца), ничего не есть, а как звезда первая на небе засияет — всем семейством садились за стол и ели постные блюда, начиная с кутьи.

Это завершающий день рождественского поста, на следующий день уже праздник, и можно есть скоромную пищу. Кутью рождественскую ели сами, угощали бедных, носили ее в гости.

Что означает это блюдо

Зерна злаков означают воскресение к вечной жизни, мед — сладость Царствия Небесного и его благ. Садясь за стол кушать, нужно прочитать молитвы, помянуть усопшего (если это поминовение), а потом за упокой его души есть коливо.

В первую пятницу от православного предпасхального поста блюдо приносят в храм, отдавая почтение мученику Феодору Тирону, который во сне предупредил архимандрита Антиохии о проделках Юлиана Отступника, который осквернил на рынке продукты, желая испоганить христианам Великий пост. Архиепископ Евдоксий предупредил всех — с рынка абсолютно ничегошеньки не покупать, а сварить из запасов собственных пшеницу с медом, ее и вкушать.

Какая бывает кутья

  • Голодная кутья — готовится перед Крещением Господним, в нее входят лишь зерна пшеницы и мед.
  • Богатая кутья – готовится в Сочельник, блюдо постное, но называется так из-за того, что в состав часто входит много продуктов — орехи, мак, сухофрукты, ягоды и так далее. По народным повериям — чем богаче состав кути, чем она вкуснее — тем более щедрым на урожай будет наступивший год для дома.
  • Щедрая кутья готовится на Старый Новый год, в нее уже добавляется масло сливочное, сливки, она имеет более насыщенный и богатый вкус.

Также кутя может быть полужидкой (наш любимый вариант, это когда сваренные зерна разбавляют узваром из сухофруктов), или густой, по типу колива из риса.

Что такое сочиво – собственно, это сок из ошпаренных водой и растертых орехов и мака, с добавлением меда и/или узвара, которыми заправляют кутью или кладут на стол его отдельно от кутьи и каждый себе заправляет ее, как хочет. Часто кутью саму так и называют — сочиво.

P.S. Но, по моему мнению, вкуснее заправлять заранее, доведя до нужного вкуса, чтобы зерна успели напитаться.

Кутья (коливо) из риса с изюмом

Если в доме есть детки и старики, им больше понравится блюдо из риса — оно мягонькое, нежное, и они с удовольствием его будут есть. Готовится оно просто, легко, и вкусным получается. Главное — не разварить рис, он должен быт рассыпчастым! Но если боитесь переварить — возьмите рис длинненький, тогда точно не переварите в кашу.

Продукты:

  • риса выбранного 2 стакана
  • в 2 раза больше водички
  • изюма грамм 100-150
  • (можно курагу, чернослив, цукаты добавить для «богатой кутьи, для «голодной» только рис, мед и изюм)
  • орехи грецкие – 2 стаканчика
  • мака пакетик 200г
  • 3 – 5 ложек меда (как любите, надо пробовать)

Рецепт кутьи:

Рис хорошенько промойте, кипятком залейте, и под крышечкой до готовности отварите, это займет минут 15. Тем временем обдайте сухофрукты кипятком, если они жестковаты – пусть побудут немного в воде, размягчаться, затем воду сольете. Водичкой теплой медок растворите.

Мак смочите водой и с добавлением немного сахарку разотрите добела, орешки либо просто измельчите, либо также разотрите с маком в кашицу. Все вместе соедините — заправка для колива готова. Как рис сварится — пусть еще под крышечкой постоит минуток 10, затем открывайте и добавляйте заправку, пробуйте на вкус.

Затем на тарелку горкой насыпайте, украшайте.

Кутья из пшеницы (сочиво)

  • Пшенички баночка в поллитра
  • воды 1,5 литра
  • по горсти щедрой мака, орешков, изюма
  • меда по своему усмотрению, пробуйте

Если вам удастся на рынке у бабушек купить уже отшелушенную от плевел пшеничку — отлично, просто промойте ее и ставьте варить, как обычную кашу. Если не нашли такой пшеницы — тогда надо обычные зерна водой немного залить и пошелушить ступкой, чтобы верхние плевела отделить — далее все так же.

Орехи измельчите, мак разотрите до беловатого состояния, сухофрукты замочите кипятком. Еще хорошо бы узвар сварить, используя, как есть, сухофрукты — на Рождество он на стол ставится в мисочке, и кутью им разводить хорошо (мы любим жидковатую кутью, а кто-то делает ее сухой, как коливо).

Храните пшеницу в холодильнике, ее можно несколько дней кушать — просто за полчаса до употребления достаете, нужное количество заправляете горячей водой с медом, орехами, маком и даете настояться — все, можно кушать. Вкуснотища!

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

    

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/kutya-retsepty-prigotovleniya/

Кутья поминальная: как приготовить :

С давних времён близкие люди усопшего в определённые дни собирались вместе для того, чтобы просить через совместные молитвы у Всевышнего успокоения души умершего. После посещения кладбища родственники устраивали поминальный обед.

Эти ритуалы сохранились и по сегодняшний день: поминки устраивают на третий день кончины человека, а также на девятый и сороковой дни. К огромному сожалению, сегодня поминальные обеды стараются сделать богатыми и пышными, забывая о древних традициях и обрядах.

Чтобы действительно помочь душе, что отходит к Богу, необходимо правильно организовывать соответствующую трапезу.

Одним из главных блюд на столе в эти дни является кутья поминальная, или коливо. Его пробуют первым, а олицетворяет оно бессмертие усопших, веру в воскрешение и вечную жизнь.

Что такое кутья?

Коливо, или кутья, представляет собой блюдо из сваренных пшеничных зёрен или отварного риса с добавлением мёда и изюма, которые необходимо предварительно освятить во время панихиды в церкви. При этом зёрна символизируют воскресение.

Чтобы получить всходы, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и человеческое тело будет предано земле, чтобы оно истлело, а затем воскресло и стало нетленным для дальнейшей жизни. Изюм и мёд представляют здесь духовные блага вечной жизни.

Поэтому коливо является олицетворением уверенности живых людей в бессмертии тех, кто умер. Готовят это блюдо не только на поминки, но и на Рождество и иные православные праздники. Главное здесь – чтобы зерно, которое входит в состав кушанья, было цельным.

При этом оно может быть любым: рисовым, овсяным, пшеничным, перловым и так далее.

Несколько слов о том, как варить кутью

Блюдо это всегда должно быть сладким, поэтому в его состав часто входят мёд, изюм, мак, орехи, цукаты, сухофрукты и прочее. Правильно его варить на узваре из сухофруктов. Для приготовления применяется казанок, керамический сотейник или любая другая посуда с толстыми стенками.

Подаётся кутья только остывшей, при этом она должна быть украшена цукатами, мармеладом, леденцами или орехами. Кушанье не готовят в большом количестве, поскольку если оно будет долго стоять, мёд начнёт бродить. А кроме того, выбрасывать его нельзя – кутью едят, пока она не закончится.

Коливо должно быть освящено в церкви (можно провести эту процедуру дома самостоятельно, побрызгав блюдо священной водой). Перед его употреблением читают молитву.

Кутья поминальная из риса: рецепт классический

Ингредиенты: половина стакана риса, два стакана воды, три ложки мёда, шестьдесят граммов орехов грецких, по сто граммов цукатов, орехов, чернослива, изюма.

Приготовление

Рисовую крупу промывают несколько раз и отваривают в воде. Цукаты, изюм и чернослив замачивают на один час в кипятке. Грецкий орех поджаривают одну минуту на сковороде. Мак промывают, выкладывают на сито, чтобы вода стекла, потом его кладут в ступку и измельчают до появления белого молочка.

Сухофрукты и цукаты нарезают кубиками небольшого размера, чтоб удобнее было есть.

Готовую рисовую кашу ополаскивают холодной водой и выкладывают на сито, чтобы крупинки не слипались, потом остывшую её смешивают с мёдом, маком и половиной орехов, сухофруктов и цукатов, оставшейся частью украшают готовое блюдо, выложенное горкой.

Рисовое коливо

Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. Мы рассмотрим ещё один.

Ингредиенты: четыре ложки мака, по пятьдесят граммов светлого и темного изюма, три ложки мёда, один стакан длиннозерного риса, пятьдесят граммов вяленой клюквы, один стакан грецкого ореха, одна ложка масла оливкового.

Приготовление

Перед тем как приготовить поминальную кутью, рис промывают семь раз, наливают воды из расчёта один к двум, добавляют щепотку соли, масло оливковое и варят под закрытой крышкой до готовности на медленном огне. Готовую кашу остужают. Тем временем кипятят воду. Изюм перебирают, промывают и заливают кипятком.

Клюкву перебирают, моют и выкладывают на салфетку. Орехи высыпают на горячую сковородку (можно прокалить в микроволновой печи). Мак растирают с одной ложкой сахара в ступке. Подготовленный рис заправляют мёдом, орехами и клюквой, маком.

Готовое блюдо выкладывают на посуду горкой и украшают по своему усмотрению, используя орехи, клюкву и так далее.

Рисовая кутья с цукатами

Это блюдо будет вкуснее, если в него добавить больше мака и орехов.

Ингредиенты: пятьдесят граммов орехов грецких, пятьдесят граммов кешью, пятьдесят граммов миндаля, один стакан риса, пятьдесят граммов мака, сахар по вкусу, сто граммов цукатов.

Приготовление

Перед тем как варить поминальную кутью, необходимо подготовить все ингредиенты. Для этого рис тщательно промывают и заливают холодной водой (на один стакан крупы берут два стакана жидкости), добавляют соль по вкусу и варят до готовности.

Можно добавить немного растительного масла, чтобы крупинки не слипались. Дальше рис охлаждают таким образом, чтобы он не подсох, а держал форму, оставаясь мягким и нежным. Потом берут мак, заливают его кипятком и оставляют настаиваться на один час.

По прошествии времени воду полностью сливают, мак перемешивают с мёдом и цукатами, добавляют подготовленный рис.

Миндаль на десять минут заливают кипятком, после чего удаляют кожицу. Кешью и грецкие орехи подсушивают в микроволновой печи или на сковороде, после чего выкладывают на кутью.

Кутья в мультиварке

Мультиварка готовит нешлифованные крупы так, что они никаким образом не отличаются от тех, которые приготовлены в казанке. Кроме того, этот прибор значительно экономит время и силы кулинара. Кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассмотрим, получится рассыпчатой и очень вкусной.

Ингредиенты: два мультистакана перловки, пять мультистаканов воды, одна щепотка соли, сто граммов миндаля, полстакана мака, полстакана изюма без косточки, две ложки сахара.

Приготовление

С вечера перловую крупу замачивают. На следующий день её промывают, кладут в чашу мультиварки и добавляют воду, соль. Крышку закрывают и включают режим «Рис» или «Гречка», варят до готовности, после чего перекладывают в другую посуду и оставляют остывать.

Тем временем воду кипятят, заливают ею мак и оставляют на один час. По прошествии времени воду сливают, добавляют сахар и хорошо растирают мак в ступке.

Изюм замачивают в воде на полчаса, потом его промывают и высыпают на салфетку, чтобы лишняя влага в неё впиталась. Орехи поджаривают на сковороде. Кашу перемешивают с мёдом, изюмом и маком, небольшой частью орехов.

Остальным миндалём украшают коливо, которое насыпают горкой.

Коливо из перловой крупы

Кутья поминальная из такой крупы получается рассыпчатой. Для этого необходимо варить её в казанке.

Ингредиенты: один стакан перловой крупы, сто граммов мака, сто граммов орехов грецких, сто граммов изюма, сто граммов кураги, две ложки мёда.

Приготовление

Прежде чем начинать готовить это блюдо, необходимо заранее замочить крупу в воде и оставить на ночь настаиваться. При этом жидкости должно быть в два раза больше, чем перловки. Утром её промывают, заливают водой, добавляют соль и ставят вариться на среднем огне до готовности.

На это отводится один час, так как разбухшая крупа варится достаточно быстро. Если необходимо получить кашу рассыпчатую, то в начале её варки добавляют одну ложку масла растительного. Делается это для того, чтобы зёрна не слипались, а оставались цельными даже после остывания колива.

Дальше кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассматриваем, готовится следующим образом: мак варят десять минут, потом воду сцеживают при помощи сита или марли. Скалкой растирают его до образования белого молока.

Изюм и курагу перебирают, обдают кипятком и промывают. Затем сушеный абрикос нарезают на мелкие кусочки. Сухофрукты предварительно вымачивают в кипятке один час. Итак, мак и орехи смешивают, добавляют в перловку вместе с курагой и изюмом, мёдом.

Готовое блюдо украшают сухофруктами и подают.

Поминальное коливо из пшеницы

Ингредиенты: один стакан пшеницы, сто граммов изюма, три ложки мёда, пятьдесят граммов мака, сто граммов грецких орехов.

Приготовление

Перед тем как варить поминальную кутью, пшеницу промывают, заливают холодной водой и оставляют на ночь – настаиваться.

На следующий день зерно хорошо промывают, заливают водой (на один стакан пшеницы её берут три стакана), ставят на небольшой огонь и кипятят.

Когда жидкость закипит, добавляют соль и варят кашу до готовности на самом медленном огне. Если пшеница шлифованная, то она варится гораздо быстрее.

Мы помним о том, что кутья на поминки должна быть сладкой. Все сухофрукты, предварительно замоченные в воде, вместе с прокаленным на сковороде орехом нарезаются и смешиваются.

Мак замачивают в кипятке, обсушивают и толкут в ступке до образования белого молочка, потом его добавляют к орехам вместе с мёдом и подготовленной крупой.

Всё хорошо перемешивают и выкладывают на большое блюдо горкой, украсив орехами и сухофруктами по желанию.

Перловая кутья с черносливом

Ингредиенты: двести граммов цельной перловой крупы, сто граммов мака, пятьдесят граммов орехов очищенных, пятьдесят граммов изюма, сто граммов чернослива, одна ложка масла растительного, сахар и мёд по вкусу.

Приготовление

Одним из традиционных обрядовых блюд является перловая кутья поминальная. Как готовить её – мы сейчас рассмотрим. Итак, сначала перловку моют и замачивают на ночь в холодной воде.

Утром её промывают до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной. Затем крупу кладут в казанок, добавляют масло, два стакана воды и варят, периодически снимая пенку.

Когда вся пена будет снята, кашу солят, убавляют огонь и варят до готовности (на это уходит один час), следя за тем, чтобы она не пригорела.

И сладенького не забыть..

Тем временем мак, миндаль и сухофрукты промывают, чернослив и изюм заливают кипящей водой на один час. Мак также заливают кипятком в соотношении 1:2. Миндаль замачивают на двадцать минут, после чего очищают от кожицы и подсушивают на сковороде.

Воду с мака сливают, а крупинки толкут в ступке. Сухофрукты выкладывают на бумажные салфетки, чтобы вся вода ушла, а потом нарезают небольшими кусочками.

Все подготовленные ингредиенты смешивают, добавляют мёд и сахар по вкусу и выкладывают на блюдо горкой, украшают орехами и подают к столу. Кутья поминальная готова!

Несколько слов напоследок

Каждому из нас рано или поздно приходится сталкиваться с погребением близких или родственников. Конечно, это непоправимая утрата, но у нас есть шанс помочь душе попасть на Небеса. Для этого в церкви устраивают панихиду, собирают поминальный обед, на котором за молитвой прощаются с усопшим. Кутья поминальная является самым главным блюдом в этот день.

Она символизирует нашу веру в воскрешение и вечную жизнь в Царствии Небесном. Её освящают в церкви (или отдельные её ингредиенты) и только после этого ставят на стол, чтобы отведать. При этом коливо является первым блюдом, которое необходимо попробовать за поминальным столом (трижды). Более того, его ни в коем случае нельзя выбрасывать.

В былые времена это блюдо раздавалось нищим “за помин души”.

Источник: https://www.syl.ru/article/153381/new_kutya-pominalnaya-kak-prigotovit

Афонские рецепты приготовления колива (кутьи) в обителях Святой Горы

По древней благочестивой традиции на Руси в канун Рождества Христова и Крещения Господня принято было готовить и принимать в пищу кутью (коливо, сочиво) – вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром. В связи с этим праздники-кануны в народе нередко называли «Кутья», иногда – «кутейником», а также «Рождественским сочельником».

В частности, в канун Рождества Христова таким днем является 6 января – Навечерие Рождества Господня, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста.

Традиция употребления в этот день в пищу кутьи (колива) имеет давние корни, тянущиеся в древнюю Византию. Особенно она распространена на Святой Горе Афон.

Обычно коливо на Афоне готовят следующим образом: слегка толченую предварительно пшеницу замачивают в воде примерно на полчаса. Затем воду сливают и заливают кипящей водой, варя до тех пор, пока пшеница не раскроется от варки как цветок, а вода (отвар) превратится в кашицу. Добавляют немного соли.

Отвар отделяют и добавляют в него сахар и корицу. Получается вкусный напиток, который пьют отдельно. Затем промывают вареную пшеницу водой и раскладывают на просушку.

За 2-3 часа до Божественной Литургии в пшеницу добавляют тертые сухари, чтобы впиталась вся излишняя влага и пшеница осталась совершенно сухой. Теперь уже зерно готово. На праздники его смешивают с тертым фундуком или грецкими орехами.

Поверх зерна насыпают слой сахара и делают крест сахаром, подкрашенным корицей.

При этом на Афоне, традиционно, на приготовленном коливе принято также цветным сахаром изображать икону святого, память которого чтится. Эти иконы из цветного сахара – настоящие произведения искусства, которые, к сожалению, не сохраняются, так как коливо раздают и едят.

Иконы из сахара пишутся следующим образом: спичкой или деревянным кончиком акварельной кисти по трафарету выдавливают образ. Затем заполняют разноцветным сахаром детали (одежду, лицо, волосы). Для украшения используют конфетки – чаще всего чечевицу, погруженную с серебряную патоку.

Для удобства предлагаем читателям один из святогорских рецептов приготовления колива:

Пшеница в зернах 1 стаканОрехи лесные ~70 г.Орехи грецкие ~ 70 г.Миндаль ~ 70 г.Изюм ~ 200 г.Кокосовая стружкаСахарная пудраТертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)Сахарный песок (по вкусу)

Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие. Орехи, изюм и сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само коливо лучше готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению.

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора—двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была рассыпчатой, но в то же время мягкой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду.

После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым.

Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским предметом, например тарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей.

Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровные границы используйте трафарет.

Подготовлено порталом «Русский Афон» с использованием материалов из книги И. Хатзифоти «Повседневная жизнь на Святом Афоне» (Афины, 1999), сайтов Nsad, Pemptousia и др.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:

Афонские старцы о ложных духовных ступенях

 Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича), посетившего в рамках паломнической поездки Святую Гору Афон, рассказать, что ему известно о спасительной духовной лестн

Преображение Господне на Святой Горе

У иноков Святой Горы издревле и доныне соблюдается обычай на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину для совершения всенощного бдения и литургии.

Источник: http://afonit.info/monitoring-smi/afonskie-retsepty-prigotovleniya-koliva-kuti-v-obitelyakh-svyatoj-gory

История и символизм кутьи

Не секрет что практически во всех культурах еду, так или иначе использовали не только по прямому назначению, то есть в целях насыщения, но и в различных ритуалах и церемониях.

Многие народы, как собственно и наши предки наделяли еду и традиционные блюда различным символизмом, так например кутья, блюдо без которого не обходился не один большой праздник, поминки, свадьбы, рождение детей и т.д. И сегодня мы как раз и поговорим о символизме, и даже эзотерическом смысле кутьи в верованиях, традициях древних славян и раннего христианства.

История кутьи

Само слово «кутья» обладает греческими корнями и переводится просто как «вареная пшеница», и связано это блюдо было точно также как и на Руси с культом поклонения умершим в Древней Греции и Риме.

В древней Греции вареную кашу с фруктами подносили на похоронах, но ученые говорят, что подношение подобной пищи еще более старо, так в Византии это блюдо называлось kollyba и как не странно также существует и в наше время.

Естественно и тут по любой логике выходит, что в христианскую историю кутья попала также из древнеязыческих культов, и также позаимствовало схожий символизм этого обрядового блюда.

Известно очень много различных названий, способов приготовления и разновидностей кутьи. Самые известные виды кутьи это: Канун, Сыта, Коливо, Сочиво и другие. О различиях в способах приготовления и происхождения этих традиционных видов кутьи, вы можете узнать из отдельной статьи посвященной приготовлению кутьи, и даже попробовать приготовить кутью вместе со мной по рецепту и фотографиям.

Символика и значение кутьи в славянском язычестве и православии

Кутья всегда считалась обязательным блюдом и даже атрибутом поминок, как кутью использовали на поминках можете прочитать отдельно.

С первого взгляда может показаться странным что кутью славяне использовали и в свадебных ритуалах, а также при рождении детей (праздник «родины»), и на крестинах.

Но если мы глубже подумаем о символическом значении кутьи, то нам сразу станет понятно, что никакого логического несоответствия здесь нет.

Символизм кутьи

Семена всегда символизировали, плодородие, постоянность и круговорот жизни, то есть фактическое бессмертие или перерождение души. Семена похожи на тело человека, чтобы дать свой плод они должны попасть в землю и преобразоваться.

Семена содержат в себе жизнь, могут долго сохранять, а затем снова воспроизводить жизнь, и когда растения вроде бы погибают зимой, после них остаются семена, которые весной снова дают новую жизнь, и так до бесконечности.

Соответственно когда люди едят кутью, они тоже символически становятся частью этого процессе бесконечной жизни.

Также не только семена в кутье имели это значение возрождающейся и вечной жизни, но и изюм, который добавляли в кутью, а в селах часто добавляли и черемуху также являются ягодами, то есть семенем, находящимся внутри плода.

В принципе и мак, и орехи, с легкостью могут символизироваться то же самое. Поэтому символизм кутьи был очень актуален на рождение детей, как символ начала жизни, на свадьбу в честь продолжения этой жизни, и конечно на поминки, как символ возрождения казалось бы угаснувшей жизни.

Также один из вариантов почему кутья была сладким кушаньем, так это то, что мед в кутье символизировал сладость, удовольствие и блага вечной жизни, которую получают умершие попадая в царство небесное, которые превосходят любые, даже самые смелые земные ожидания.

Поверья связанные с кутьей

А мак  и орехи считали символом достатка в семье и плодородия, часто кутью пытались сделать «богатой», то есть как можно более вкусной и сытной, от этого по поверьям мог зависеть богатый урожай и большой достаток семьи.

Есть и другие традиции связанные с кутьей, например хозяин дома мог подкинуть немного кутьи из ложки вверх так, чтобы они прилипла к потолку, потом прилипшие зерна считали, и считалось что летом получиться собрать примерно такое же количество снопов пшеницы.

Под миску с кутьей также иногда клали колоски и хранили эти колоски потом целый год как оберег. Кутьей в праздники угощали даже скотину и домашних животных, считалось, что животные будут от этого болеть меньше, и приносить больше приплода.

Также обязательно оставляли немного кутьи в память об умерших предках, и носили это лакомство старшим родственникам и крестным если они жили отдельно.

Канунная (праздничная) кутья

Основными видами кутьи была поминальная и предпраздничная (канунная). Кутья в праздники была настолько популярна, что в честь ее даже называли даже большинство канунов (преддверие) известных нам зимних праздников, и даже сама кутья иногда называлась кануном, и естественно кутья была на них неотъемлемым блюдом и готовилась даже каждый раз по разному.

Кутья рождественская

Так например перед Рождеством (Славянский Сочельник) (бедной или постной кутьей), варили соответственно бедную кутью, то есть постную, с максимально скромным набором ингредиентов, так до этого праздника продолжался пост.

Также в этот день была церковная традиция целый день поститься и ничего не есть, а с первой взошедшей звездой ложкой кутьи начинали праздник, также просили о здравии себе и близким, и богатом урожае.

А заканчивали празднование также ложкой кутьи, притом не забывая вспомнить умерших предков. Также этот праздник Сочельник названием похож на сочиво, одну из разновидностей кутьи, но более того его часто называли просто «кутейником», естественно понятно в честь чего. Иногда эту кутью также называли богатой но значение оставалось тем же самым.

Новогодняя кутья

Перед новым годом (богатой, щедрой или скромной кутьей) варили максимально щедрую кутью, часто добавляя туда сливочное масло, сливки или молоко, поэтому она называлась щедрой или богатой, и символизировала изобилие и плодородность.

В теории, чтобы сделать богаче в кутью можно добавлять сухофрукты, узвар (компот из сухофруктов) мак, любые орехи, немного кусочков мармелада, цукатов, кураги, фруктов, варенья, леденцы а встречаются современные рецепты даже с коньяком.

Кутья крещенская

И «третьей кутьей«, которая проводилась перед крещением, была (голодная, бедная или водяная) кутья, которую готовили в основном из вареного зерна и меда с водой (сытой), ну и добавлением изюма. Также считается что до освещения воды на крещение верующие должны поститься, или употреблять только кутью или блюда из вареной крупы.

Иногда эти же праздники называли по старинке, первой, второй и третьей кутьей соответственно.

Православная кутья

При этом также  традиционно православная кутья обязательно освящалась и подавалась к столу в пятницу первой недели Великого поста.

Православная кутья подается в честь чуда великомученика Феодора Тирона, который в 362 году явился в этот день Архиепископу Константинополя Евдоксию и предупредил об осквернении еды на рынках жертвенной кровью с целью посмеяться и поиздеваться над христианами.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаИ это далеко не все традиции связанные с кутьей и её символикой, но к сожалению половина традиций уже утеряно, а чтоб описать вторую надо написать целую книгу, ведь у славян встречались даже гадания на кутью. Поэтому уже написанного более чем достаточно чтобы понять значительность, смысл и обрядность такого важного, хоть уже и немного архаичного блюда как кутья.

Ну а добавить больше нечего, остается пожелать не забывать своего происхождения и своих предков, так как это тоже важная часть нашей жизни, но и не забывать развиваться и двигаться вперед к новым еще неизведанным вершинам, что будет еще легче сделать на крепком фундаменте памяти своего рода.

А также вы можете прочесть о истории, традициях и символизме пасхальных яиц крашенок, и узнать почему христиане их красят в красный цвет и подают именно на пасху, кроме того, читайте у нас на портале саморазвития, пошаговый рецепт того, как приготовить поминальную кутью и как правильно делать рисовую кутью.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/history-and-symbolism-kuti/

Ссылка на основную публикацию