История и современное положение воронежской митрополии — православные молитвы

История и современное положение Воронежской митрополии | Церкви и храмы на 4-women.ru

История и современное положение Воронежской митрополии - православные молитвы

По церковным уставам метрополия означает территорию, которая служит Господу под начальством епископа — главной личности в христианской иерархии. Епархиальное управление Воронежской митрополии объединяет под своим началом все приходы и храмы в пределах Воронежской области. Это религиозное объединение основали в 1682 г., а сегодняшнее название она получила в декабре 2013 г.

Церкви Воронежской епархии существуют под начальством отца Сергия (Виталия Фомина), родившегося в середине XX столетия в г. Краснозаводске. Святитель принял монашество после окончания духовной академии, а будучи митрополитом, получил назначение на пост главы епархиального управления.

Благовещенский собор Воронежа

До учреждения Воронежской митрополии местность использовалась Рязанской и Крутицкой епархиями. Первая основалась в 1667 г. после Великого Московского собора. В составе Рязанской митрополий разместили Тамбовскую, а вместе с ней и Воронежскую епархию, необходимость образования которой была подтверждена на церковном собрании. В структуру последней изначально входило семь городов.

  • В 1692 г. на территории Воронежа закончили строительство Благовещенского храма. Святитель Митрофан мудро распоряжался митрополией и стремился возвести большое количество церквей, он устраивал подходящие условия для жизни монахов и поощрял всякую благотворительность.
  • Границы самой епархии расширились до Азовского моря после того, как русские войска под предводительством Петра I взяли крепость Азова. На завоеванной территории располагались нововозведенные города, в перспективе имеющие право войти в митрополию — Таганрог и Павловск.
  • На этой почве возник спор между Рязанским церковным объединением и Воронежской епархией, он разрешился указом царя Петра Великого. Последняя получила в своё распоряжение Усмань, Белоколодск, село Никольское (Демшинск), а также поселок Мокрый Буерак. Через время сюда же присоединился город Острогожск.
  • В начале XVIII столетия святитель Стефан пытался упразднить Воронежскую епархию и вернуть принадлежащую ей территорию Рязанской митрополии. Однако такое стремление произвело обратный эффект. Воронежская кафедра приобрела некоторые участки земли Дона и Хопра.
  • Епископ Пахомий назначал большое строительство и реставрацию, а митрополит Иоаким стремился возвеличить духовное образование, организовывая церковные школы в Воронеже и в Острогожске. С 1742 г. на территории епархии открывается духовная семинария и славяно-латинское училище. В 1765 году митрополия вновь расширяет границы за счет близлежащих земель, а Тихон Задонский укрепляет нравственные мотивы среди верующих людей.

На заметку! Количество церковных заведений на территории епархии постепенно увеличивалось с 210 от момента образования до 1096 в 1909 году. В 1945 г. в рабочем состоянии находилось только 19 приходов, сегодня их 372.

В 1775 г. в управление Воронежской митрополии была передана часть Московской епархии, а земли Приазовья отдали Славянской. В течение 25 лет территория первой несколько уменьшилась, в 1799 г. за пределами губернии не было ни одного прихода. В 1926 г. к епархии присоединили Тамбовскую митрополию и Борисоглебск.

С 1954 по 1957 продолжали происходить территориальные изменения. В 2003 от митрополии отделили Липецкую Епархию.

Иконостас Благовещенского кафедрального собора

Современное состояние

Территория Воронежской митрополии окончательно утвердилась в 2013 г.

В нее включены такие епархии:

  1. Воронежская.
  2. Россошанская.
  3. Борисоглебская.

На территории области располагаются храмы Воронежской митрополии и церкви Воронежской епархии.

Епархиальное управление Воронежской митрополии расположено по адресу: Россия, г. Воронеж, ул. Освобождение Труда, 20.

В настоящее время в епархии насчитывается 10 благочиний:

  1. Всесвятское.
  2. Левобережное.
  3. Монастырское.
  4. Никольское.
  5. Каширское.
  6. Лискинское.
  7. Нижнедевицкое.
  8. Новоусманское.
  9. Рамонское.
  10. Семилукское.

Для справки! Благочиния — это церковные округа, объединяющие в своем составе некоторое количество близлежащих приходов (ими управляют протоиереи).

На территории митрополии располагаются один мужской и два женских монастыря. Мужской: Свято-Успенский Дивногорский, неподалеку от города Лиски. Женские: Алексиево-Акатов и Преображенский Толшевский.

Каждую неделю в храмах совершается Божественная литургия.

Храмы воронежской митрополии и другие молитвенные помещения насчитываются в количестве 372. В них служит 382 клирика, из которых 346 — это священники, а 36 — диаконы. На территории епархии работает духовная семинария (ректор — игумен Иннокентий), традиционная гимназия святого Митрофана и методический отдел нравственного просвещения.

В центральном городе области, в Воронеже, действует учебное заведение по подготовке духовных служителей — Воронежская Православная Духовная Семинария. У этого заведения есть свой официальный сайт в интернете http://www.vob-eparhia.ru/, на котором постоянно обновляется актуальная информация. На сайте можно узнать о последних событиях жизни братства и указах епископа.

Существует также множество печатных изданий — духовных газет и журналов. Служители пишут статьи на интернет-порталах и в газетах («Православный Воронеж», «Образ Жизни», а также около 20 газет на религиозные темы). Внутри этого церковного объединения должное внимание уделяют работе с молодыми людьми.

Православный журнал под названием «Образ Жизни» официально считается студенческим: на его страницах Церковь отвечает на известные вопросы духовной практики. Журнал сочетает древние традиции и мнения современных христиан.

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий

Ежегодно с разрешения епископа Сергия на площади Детей проводится Покровская выставка-ярмарка. Здесь демонстрируются церковные изделия, сотворенные в храмах России и государств СНГ. В Воронежской епархии проводят фестиваль духовных песнопений, а также просветительные мероприятия и конкурсы среди творческих коллективов.

На заметку! На территории митрополии находится особый склад с церковной утварью и религиозными произведениями литературы. Здесь православные верующие могут купить подсвечники, подставки для крашеных яиц, лампады, елейное масло и ладан. Среди книг находятся сборники библейских рассказов, молитвенники, жития святых людей.

Митрополит Воронежский

За всю историю епархии её главами становились более 55 епископов. Первым настоятелем являлся святой Митрофан.

Правящим архиереем в настоящее время является владыка Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский (в миру — Фомин Виталий Павлович). Его официально утвердили на совещании Священного Синода.

Владыка Сергий родился в 1949 году в Московской области (при рождении был назван Виталием). После получения образования в духовной семинарии и академии стал монахом.

Первоначально был рукоположен в иеродиакона, а впоследствии прошел все ступени иерархии, вплоть до митрополита. Владыка имеет степень кандидата богословия и является автором нескольких трудов. В 1983 г.

 он был возведен в сан епископа, в 1988 г. — архиепископа, в 1999 г. — митрополита.

В 2013 году Священным синодом он был поставлен во главе Воронежской митрополии.

На заметку! Митрополит — один из архиерейских чинов в Русской православной церкви. Митрополит стоит выше, чем епископ и архиепископ, а выше его стоит только патриарх. Под властью митрополита находится митрополия, в которую входят несколько епархий.

Воронежская епархия имеет значительную историю, её основание было официально подтверждено на Московском соборе.

Со временем её территория претерпевала большие изменения, приобретая и теряя земли, как это часто происходит с мирскими государствами. Благородные епископы всегда стремились строить здесь больше храмов и проповедовать христианство среди местного населения.

Богослужение в Успенском храме Воронежской православной духовной семинарии

Источник

Источник: http://4-women.ru/religiya/tserkvi-i-hramyi/istoriia-i-sovremennoe-polojenie-vo.html

Новости и указы воронежской митрополии и епархии на официальном сайте, её митрополит и священнослужители

Воронежская митрополия была основана 26 декабря 2013 года на территории Воронежской области. Митрополия относится к Русской православной церкви и включает себя не только Воронежскую, но и Россошанскую и Борисоглебскую епархии.

В современной православной церкви митрополия обозначает территорию, которой управляет и где постоянно служит митрополит, — епископ, являющийся одной из главных фигур в церковной иерархии.

Отец Сергий — глава Воронежской митрополии

Митрополию возглавляет митрополит Воронежский Сергий. Его официальное звание — Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский. В миру он Фомин Виталий Павлович. Родился в 1949 году в г. Краснозаводске Московской области. После окончания духовной семинарии, а затем и академии он принял монашество.

Пройдя путь от

иеродиакон

а до митрополита, отец Сергий написал несколько богословских трудов и получил церковные и светские награды. В 2013 году Священный синод назначил отца Сергия главой вновь образовавшейся митрополии в Воронеже.

Начало

Территория губернии во всех церковных делах до 1682 года была подчинена Рязанской и Крутицкой епархиям. Но в 1667 году Большой Московский Собор принимает указ о переводе Рязанской архиепископии в статус Рязанской митрополии и учреждении в её составе Тамбовской и Воронежской епархий. Московский собор 1682 года своим указом утвердил необходимость создания и открытия Воронежской епархии.

Изначально в нее входили 7 городов: Воронеж, Землянск, Елец, Орлов, Костёнск, Коротояк, Урыв. В 1692 году достраивается главный храм Воронежа — Благовещенский кафедральный собор. Множество церквей было построено при святителе Митрофане. А также при нём налаживалась жизнь монастыря и благотворительная деятельность.

Расширение после взятия Азова

Границы кафедры расширились до Азовского моря после взятия в 1696 году крепости Азов. В её ведении оказались новые города Таганрог и Павловск. После спора в 1699 году за территорию с Рязанским архиереем, который разрешил император Пётр I, к Воронежской епархии стали относиться города: Белоколодск, Острогожск, Усмань, Демшинск и село Мокрый Буерак.

https://www.youtube.com/watch?v=kcpOfEj0a5U

В 1712—1714 годах митрополит Рязанский Стефан хотел упразднения Воронежской епархии и возвращения её территорий Рязанской кафедре, но безуспешно.

В 1718—1720 годах епархия расширяется ещё больше, теперь к ней относятся территории, прилегающие к рекам Хопёр и Дон. До 1735 года длилась реставрация главного кафедрального собора, которую начал митрополит Пахомий. При епископе Иоакиме для детей священнослужителей организовываются школы в Воронеже и Острогожске.

Дальнейшая реорганизация

В 1742 году в Дивногорской Успенской обители открывается славяно-латинское училище, а в 1745 году — Воронежская духовная семинария. В 1765 присоединяются территории, ранее относящиеся к Рязанской, Коломенской и Крутицкой епархиям. В 1755 году часть Московской епархии переходит в ведение Воронежской, а земли Приазовья передаются новосозданной Славянской.

В 1788 большая часть северо-западных и северных земель Воронежской кафедры, а это более 400 храмов и несколько монастырей, переходят в ведение соседних епархий. К концу XVIII века все границы епархий стали соответствовать границам губерний, а все земли, относящиеся к Воронежской епархии, но находившиеся за пределами губернии, были переданы другим епархиям.

В наши дни

На сегодняшний день епархия насчитывает десять благочиний (округов, которые объединяют в себе несколько приходов, находящихся близко друг к другу). В их числе: Воронежский, Лискинский, Каширский и другие. Их возглавляют священнослужители — протоиереи и иеромонахи, называемые благочинными.

Кафедру возглавляет отец Сергий. Она имеет официальный сайт, на котором можно ознакомиться с жизнью епархии, новостями, указами митрополита.

В состав епархии входят монастыри, находящиеся в Воронеже и области:

  • Мужской — Свято-Успенский Дивногорский, расположившийся в селе Дивногорье.
  • Женские — Алексиево-Акатов и Преображенский Толшевский.

Каждую неделю в 148 храмах совершается литургия. Здесь имеется 278 священнослужителей, среди которых 245 священников и 33 диакона. А также в Воронежской епархии в г. Воронеже находятся духовная семинария и православная гимназия.

Газеты и журналы

Среди епархиальных изданий есть те, что выходят в интернете, и печатные средства массовой информации.

К первым относятся:

  • Официальный сайт епархии.
  • Сайт духовной семинарии.

В число вторых входят:

  • Ежеквартальное обозрение «Православный Воронеж».
  • Журнал «Епархиальный вестник Воронежа».
  • Журнал духовной семинарии «Образ жизни».
  • Более 20 газет и приложений к ним, имеющих характер духовный и просветительский.

В Воронежской епархии уделяется большое внимание работе с молодёжью. Журнал «Образ жизни» является православным студенческим журналом.

Он предназначен для молодых читателей, являющихся мыслящими и любознательными. В нём церковь отвечает на всё новые и новые вопросы, касающиеся духовной жизни.

В этом издании сочетаются русские общественно-религиозные традиции и взгляды современных христиан на актуальные вопросы жизни церкви и прихожан.

Новости на сайте

Среди новостей, опубликованных на официальном сайте, есть и те, что могут в первую очередь заинтересовать молодое поколение. По указу и с благословения митрополита Сергия в Воронеже с 13 по 18 октября проходит выставка-ярмарка, носящая название Покровской.

Она расположилась во дворце творчества детей и молодёжи, находящемся на площади Детей, № 1.На ней представлена продукция, произведённая в храмах и монастырях России, а также государств ближнего и дальнего зарубежья. Здесь можно найти литературу детского и просветительского характера.

Вот ещё одна интересная новость. В эти дни проводится и фестиваль духовной песни «Ковчег», являющийся авторским. Кроме этого, проводятся духовные и просветительские мероприятия. Это конкурсы, мастер-классы и выступления творческих коллективов — хоровых и музыкальных.

Склад

В Воронежской епархии находится склад церковной утвари и духовных изданий. С условиями его работы можно ознакомиться на странице сайта «Склад». Здесь, в частности, продаются подсвечники, подставки для пасхальных яиц, покровцы, лампадные масла, ладан. Среди предлагаемой духовной литературы имеются сборники рассказов, жизнеописания святых, молитвословы.

Источник: https://pravoslavie.guru/eparhii/voronezhskaya-mitropoliya-istoriya-ofitsialnyj-sajt-ukazy.html

святитель Митрофан Воронежский

святитель Митрофан Воронежский (1623–1703)

На пути ко Христу

Святитель Митрофан Воронежский, по его собственным воспоминаниям, происходил из благочестивой христианской семьи. Родился он на территории Владимирской губернии, 6 ноября 1623 года.

https://www.youtube.com/watch?v=QKnT5hoJciY

О детских и юношеских годах жизни святителя Митрофана доподлинно известно немного. В миру он звался Михаилом, воспитывался в рамках Православных традиций, в духе добра, любви к Богу и доверия Церкви.

Достигнув зрелого возраста, женился, имел сына, Ивана, питал к нему тёплые отцовские чувства. Оставшись без супруги, на сороковом году жизни отрекся от суеты мира сего и поступил в Золотниковскую общежительную обитель, располагавшуюся близ города Суздаля.

Предполагается, что родной отец Михаила принадлежал к духовенству.

Сделав выбор в пользу монашества и поступив в монастырь, Митрофан смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много молился, и Бог был ему в помощь. С течением времени слава о подвигах и добродетелях Митрофана вышла за пределы обители и разлилась по округе.

Братия соседней обители, Яхромской, разумея в нём ревностного, духовно опытного подвижника и не имея на тот момент настоятеля, стали просить у церковного начальства поставить его над ними игуменом. Эту просьбу поддерживали и монастырские крестьяне. Руководство, найдя в этом рациональное зерно, пошло им навстречу.

Читайте также:  Православный праздник радоница - 17 апреля 2018 года - православные молитвы

Игуменская деятельность

В 1663 году Митрофан был возведен в иерейское достоинство и посвящен в игумена. На этом посту он проявлял себя как заботливый, любящий наставник, добрый руководитель. Занимаясь духовным воспитанием братий, много внимания он уделял и благоустройству обители.

В первый год правления монастырём отец Митрофан приобрёл богато оформленное Евангелие. Затем, прибегнув к пожертвованиям благотворителей, организовал строительство нового, более вместительного, чем имевшийся, храма.

Пастырская ревность, инициатива и хорошие организаторские способности игумена Митрофана не ускользнули от внимания Патриарха Иоакима, и он предложил ему место настоятеля в более известном Желтоводском (Унженском) монастыре.

Отец Митрофан смиренно принял это предложение. Он правил этой обителью около семи лет. За период его руководства обитель преобразилась: отстроился прекрасный Благовещенский храм, с колокольней и трапезой; было написано множество икон.

Но главное: его деятельность благоприятствовала духовному преображению братий.

Государь Феодор Алексеевич, питая к отцу Митрофану уважительные чувства, имел с ним общение. Похожие чувства питали к игумену и некоторые представители царского двора.

В 1682 году, в соответствии с решением Московского Собора 1681 года, была образована Воронежская епархия. Поскольку в то время среди народа усилились раскольнические настроения, постольку было понятно, что новую епархию должен возглавить твёрдый в убеждениях, мудрый и ревностный пастырь. Царь выбрал на это место чтимого им игумена Митрофана. Церковное руководство идею одобрило и поддержало.

Епископский путь

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким торжественно посвятил отца Митрофана во епископа Воронежского.

Смерть царя Феодора, почившего вскоре после этого события, послужила причиной задержки святителя Митрофана в столице. Кроме того ему надлежало присутствовать при обряде венчания на царство двух Алексеевичей: Иоанна и Петра; во время совершения этого обряда святитель Митрофан поднёс на блюде венец, который, затем, был возложен с молитвой на голову Петра.

Кроме того епископ Митрофан принял участие в Соборе, организованном против бесчинства раскольников, происходившего в Грановитой палате.

Прибыв к месту своего епископского служения, святитель обратился через окружное послание к подвластному духовенству, где призвал священнослужителей к строгому соблюдению веры и ответственному отношению к пастве. В рамках послания он выделил три важнейших аспекта в деле управления Христовым стадом: словом, священнодействиями и молитвами, личным примером.

Учитывая масштаб разгула раскольнических настроений в стране, с самого начала служения святитель Митрофан ставил задачей борьбу за церковное единство. Основу единства внутри паствы он видел в единстве веры и послушании голосу Церкви.

В числе первых дел на своей кафедре епископ Митрофан организовал строительство нового, каменного храма в Воронеже. Строительство длилось около пятнадцати лет.

Всё это время епископ служил в деревянной церкви.

Когда работы близилось к завершению, ко всеобщему сожалению выяснилось, что во время постройки были допущены ошибки, связанные с недостаточным опытом каменщиков, и здание храма признали ненадёжным.

В духовно-нравственной области святитель Митрофан проявил себя как добрый и милостивый архиерей. Отмечают, что он был доступен не только для приближенных и сановитых особ, но для всех, включая простолюдинов; обычным делом служения для святителя было посещение узников в темницах; кроме того он проявлял особую заботу о сиротах и вдовах.

Материальное положение Воронежской кафедры оставляло желать лучшего. Дело в том, поступление средств на епархиальные нужды сильно зависело от количества и размеров приходов, тогда как Воронежская епархия в этом отношении значительно уступала другим.

Случалось, что по поводу ряда церквей между начальством Рязанского и Воронежского духовенства происходили конфликты. В этой связи Рязанское руководство посылало Патриарху жалобы о неправомочном окормлении отдельных храмов Воронежским святителем.

Реагируя на эти неприятные сигналы, Патриарх, в 1696 году, определил своей грамотой точные территориальные границы Воронежской епархии и объяснил спорящим сторонам, какой из двух архиереев каким храмом должен владеть.

Позднее, в 1699 году, царь Пётр, проникнувшись бедственным положением Воронежской кафедры, отписал от Рязанской епархии несколько городов с их уездами и приписал их к Воронежской.

К епископу Митрофану Пётр относился положительно. В свою очередь и святитель почитал царскую власть, называл её данной Богом и требовал такого понимания от народа.

Когда Пётр строил на Воронежской верфи корабли, святитель рассказывал людям, что это необходимо для пользы Отечества, и поддерживал тех, кто был занят на тяжких работах, добрым пастырским утешением и молитвой. Узнав, что на нужды Отечества срочно требуются большие денежные средства, святитель, собрав всё, что было в епархиальной казне — 6000 рублей — безотлагательно передал собранную сумму государю.

После того как царь Пётр взял Азов, он тут же отправил посланника сообщить святителю Митрофану, что отныне тот будет именоваться епископом Воронежским и Азовским.

Вообще же святитель не раз выручал государя деньгами. Между тем, Пётр ценил его не только за помощь Отечеству, но и за монашеские добродетели. Об этом свидетельствуют и его отзывы, и сами факты посещения святителя для испрашивания у него благословения.

Однажды царь Пётр, пребывая в Воронеже, по каким-то соображениям пригласил епископа Митрофана к себе. Тот пошёл к царю пешком, а когда приблизился к адмиралтейству, увидел идолов, развернулся и удалился к себе.

Царь же, узнав о случившемся, вознегодовал и вновь послал за епископом. Вернувшись, посыльный передал государю, что святитель готов придти к нему, царю, с визитом лишь при условии, что идолы будут убраны прочь.

Темпераментный Пётр, услышав такие слова, воспылал ещё большим негодованием и опять отправил посыльного, повелев передать, что если святитель тут же не явится к нему, то подвергнется казни, как ослушник, преступник.

Святитель вновь проигнорировал приглашение, ответив через царского посыльного, что хотя царь и может умертвить его тело, но не душу, которая в руках Божьих.

Понимая, в чём состояла причина «дерзости» святителя, самодержец сумел потушить в себе пламень гнева. Между тем сам святитель, не зная, чем именно закончится эта ситуация и сознавая, что грозное царское слово может исполниться, предался молитве. Вскоре царь услышал, как в большой колокол бьют благовест.

Когда он, не понимая, что бы это значило, послал разузнать, вернувшийся доложил, что святитель готовится к смерти и желает молиться соборно о вечном спасении.

Царь, по-хорошему изумившись пастырской твёрдости и благочестию, повелел снести идолов (в действительности это были статуи, вероятно, стоявшие как предметы искусства), донести до святителя слова царской милости и попросить не беспокоить народ странным звоном.

После этих событий царь проникся к епископу Митрофану ещё большим уважением. Святитель дожил до глубоких седин.

Чувствуя приближение смерти, он составил Духовное завещание верующим, а при самом конце земной жизни принял схиму и новое имя Макарий, отдал распоряжения насчёт своего погребения. В день кончины, 23 ноября 1703 года, святитель по-христиански простился, предался молитве и предстал перед Высшим Судьей.

Царь Пётр, прибывший в тот день в Воронеж, хотел посетить любимого пастыря, но застал его уже при смерти. Пётр долго держал его руку, а потом закрыл ему очи.

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому, глас 8

Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Тропарь Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 8

Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие, / сильный словом Василий, / глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн, / тако и днесь в стране полунощней / три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый, / и обличитель раскола Димитрий, / мечем обоюду острым вся козни его разсекий, / и помазания полный сосуд Тихон, / тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый. / О велицыи трие святителие земли Российския, / молите Христа Бога, Емуже угодни бысте, // спастися душам нашим.

Кондак Димитрию, митрополиту Ростовскому, Митрофану и Тихону, епископам Воронежским, глас 3

Иже в поздния наша роды и в последняя времена / обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих / в скорби душевней утешивший и теплотою вашея веры согревавший, / трие новоявленный святителие Российстии, / Димитрие, Митрофане и Тихоне, / на камени Православия утвердите ны / и, яко чадолюбивии отцы, // духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voronezhskij/

Воронежская митрополия: официальный сайт и подробные новости

Управлением духовной жизнью Воронежа и области занимается Воронежская митрополия, которая объединяет все православные церкви, приходы и монастыри, расположенные на территории области. В состав митрополии входят Духовная школа и гимназия, носящая имя Тихона Задонского.

Общая информация

Нынешняя Воронежская митрополия была создана в 2013 году. Решение о ее образовании принял Священный Синод РПЦ. Она включает не только Воронежскую, но и Россошанскую и Борисоглебскую епархии.

Сердцем митрополии является Благовещенский кафедральный собор, расположенный в центре Воронежа. Храм был возведен в Русско-Византийском стиле в период между 1998 и 2009 гг.

Первая служба в его стенах была проведена накануне дня почитания Казанской иконы Богоматери. При открытии храма праздничную Божественную Литургию отслужил митрополит Сергий.

Новости православного мира

Последние православные новости Воронежа:

  • 25 июня 2018 года в Кафедральном соборе состоялась служба, которую провел митрополит Сергий. После ее окончания были вручены дипломы выпускникам Духовной семинарии Воронежа. Это был 111-й выпускной в школе, на который собрались не только ученики и выпускники духовного учебного заведения, но и весь преподавательский состав, а также почетные гости.
  • 22 июня 2018 года было создано православное спортивное движение при Тихвино-Онуфриевском соборе. Стать участником движения может любой человек, который придерживается здорового образа жизни, включающего спорт и следование Божьим заповедям. По воскресеньям в храме священнослужители читают молитвы об участниках движения. После службы проводятся беседы на духовные и патриотические темы.
  • 22 июня 2018 года митрополит Сергий совершил литию по павшим воинам, которые отдали свою жизнь за Воронежский край. Богослужение проходило на братской могиле № 6 города Воронежа. В этом мероприятие приняли участие не только священники, но и представители правительства области, Совета ветеранов, городской администрации.

Глава митрополии

В 2018 году обязанности главы митрополии Воронежа и области исполняет митрополит Сергий (Фомин В.П.), который является епископом Русской православной церкви. Эту должность он занял в 2013 году после принятия Священным Синодом решения об основании митрополии. Ему было постановлено именоваться Митрополит Воронежский и Ликийский.

Митрополит Воронежский Сергий всю свою жизнь посвятил служению Богу. После получения стандартного среднего образования в школе поступил в духовную семинарию города Москвы, а затем — в духовную академию. С тех пор он неустанно совершенствовался в своем служении Господу и людям.

В 2009 году к 60-летию митрополита вышло новое издание книги Владыки Сергия «Живу служением Церкви», в нее вошли важнейшие интервью, лекции, проповеди и выступления этого святого человека.

С ее помощью можно познакомиться со всеми духовными размышлениями Владыки, которые затрагивают не только духовную, но и общественную жизнь современной России. Более подробную информацию о книге можно получить на официальном сайте митрополии.

Официальный сайт

Воронежская епархия располагает собственным сайтом, расположенный по адресу: www.vob-eparhia.ru, разработан в 2011 году.

Здесь представлена самая свежая и актуальная информация, которая касается деятельности митрополии на территории Воронежа и области. Все сведения постоянно обновляются и пополняются.

Читайте также:  Что такое отпевание и как правильно поминать усопших - православные молитвы

Официальный сайт епархиального управления включает следующую информацию:

  • указы, принятые епархиальным управлением Воронежа и подписанные Митрополитом Сергием;
  • обращения митрополита к православным христианам;
  • новости митрополии сегодня;
  • документальные фильмы о жизни митрополии;
  • архив новостей;
  • сведения о святых подвижниках епархии;
  • контакты.

Указы епархиального управления

Последние указы датированы мартом 2017:

  1. Указом №85 от 23/03/2017 председателем Приходского совета храма, освященного в честь иконы Богоматери «Нерушимая стена», назначается Аветисов Г.С. Срок назначения – 3 года.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/voronezhskoj-eparhii.html

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: Во всем вижу промысл Божий

Исторически церковь была помощницей и духовной наставницей государства во многих делах, политических и общественных, больших и малых.

Забота о нуждающихся, воспитание подрастающего поколения, наставление и утешение — вот обязанности, которые ложатся на плечи не только батюшек, но и их матушек, как верных помощниц.

Сегодня о вере и подвиге служения ближним мы беседуем с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием (Фоминым).

Владыка, расскажите, пожалуйста, о себе. Что стало определяющим в Вашей монашеской судьбе?

Я родился в простой рабочей семье, в маленьком городке Краснозаводске недалеко от Загорска — так раньше назывался Сергиев Посад.

Храма там не было, поэтому, сколько себя помню, я ездил на службу в Ильинский храм, на акафисты в Лавру, везде был своим.

Любил оставаться на ночь в лаврском трапезном храме, где проходила исповедь — раньше была такая практика. Потом, помолившись за ранней Литургией, я возвращался домой. Мне это очень нравилось.

Мои мама и тетя были верующими женщинами, для них послушание Церкви было самым главным в жизни. Они привили мне такую любовь к Церкви, что к шестому классу другого жизненного выбора для себя я уже не представлял — хотел быть только священнослужителем.

В 1967 году восемнадцатилетним юношей я поступил в семинарию и испытал на себе всю «прелесть» и горечь советских гонений. Бывало, и с помощью милиции меня пытались изолировать от Церкви, но Господь уберег.

Позже я удивлялся, как всё это пережил, но еще тогда убедился в истинности евангельских слов, что не нужно заранее ничего планировать конкретно — Господь ведет каждого из нас согласно Своему Промыслу.

Я старался всегда быть обязательным человеком. Если дал слово, то должен его выполнить. Так вот, в годы студенчества я дал себе слово, что окончу Академию обязательно в священном сане. У меня было желание жениться, но обстоятельства складывались по-иному.

И я решил, что раз нет благословения Божия, то следует идти монашеским путем. Пришел к владыке Владимиру (Сабодану), он был тогда ректором, рассказал всю свою жизнь и написал прошение о монашестве. А днем приехала моя невеста. Думаю, пойду, заберу прошение, а владыка в Москву уехал.

Приехал он из Москвы довольно рано, часа в четыре. Я к нему на порог: «Владыко, благословите». А он: «Поздравляю, Святейший благословил, подписал твое прошение». На всё воля Божия, и в том, что стал монахом, я вижу Промысл Божий.

По прошествии лет скажу, что как женатому, так и монаху одинаково трудно идти по этой жизни, но, если принял волю Божию, не оглядывайся назад. Эта установка всегда помогала мне в жизни.

Я с радостью нес все послушания, которые возлагала на меня Церковь. В тридцать три года я стал епископом. Двадцать лет был викарным епископом, из них шесть лет провел в Швейцарии.

Послушание в Швейцарии было для меня довольно тягостным — на дворе были неспокойные 80-90-е годы, я не понимал, что происходит в России.

Со слезами упросил Патриарха Алексия II и нынешнего Патриарха Кирилла (он был тогда председателем Отдела внешних церковных сношений), чтобы они благословили мне любую кафедру, хоть на Дальнем Востоке, но только на Родине.

И меня назначили создавать Отдел по церковной благотворительности, а потом Святейший утвердил меня в должности Управляющего делами Московской Патриархии. Так я стал постоянным членом Священного Синода и семь с половиной лет трудился со Святейшим Патриархом Алексием II, очень благодарен ему за это время.

Когда получил кафедру в Воронеже, мой график был такой: четыре дня в Москве и три дня в Воронеже. Это было сложно, поэтому написал прошение, чтобы меня освободили от послушания Управляющего делами. Мне пошли навстречу, и с тех пор я полностью посвятил себя делам епархии.

Где-то за год до перевода в Воронеж я был у отца Николая Гурьянова на острове Залит. Мы с ним очень долго говорили, и он у меня спросил: «Ты сейчас куда едешь?» «В Москву», — отвечаю я. «Нет, ты не в Москву едешь. Не переживай, это воля Божия. Смело езжай и ничего не бойся. Господу так угодно».

Я сначала не понял его, думал, что это какие-то чудачества старца. Только когда было подписано назначение, разговор со старцем живо всплыл в моей памяти. Это очень мне помогло, потому что даже добровольная отставка несет с собой переживания.

Но в этом я видел Промысл Божий и благодарю Бога за то, что так произошло.

Какие у Вас были отношения с матерью?

У меня с мамой всегда была взаимная любовь. Я чувствую неразрывную связь с ней до сих пор и часто проверяю себя: «А как бы она сделала, что бы она мне посоветовала?» Боялся ее обидеть.

Если ей что-то не нравилось, сразу менял свою позицию, перестраивался и старался не огорчать ее, какой бы ни занимал пост, а к тому времени, когда она умерла, я уже был епископом. То же самое отношение я встречал и с ее стороны. Но если я говорил, что она в чем-то не права, мама больше этого вопроса не касалась.

Мама была простой женщиной, институтов не оканчивала, но она была очень мудрая. Ее советы до сих пор в моем сердце. Рассказывая о себе, я рассказываю и о ней. И не нахожу в этом ничего зазорного. Я бы пожелал всем таких отношений с родителями. Для меня это самый светлый человек.

После смерти мамы Господь так устроил, что двадцать лет со мной жила тетя, мамина сестра. Она так и не вышла замуж, характер у нее был пожестче, потребовательнее, но я никогда не тяготился ее советами. Она тоже очень меня любила и относилась как к сыну. И я ей за это благодарен.

Об этих двух очень близких мне людях у меня самые теплые воспоминания. Именно их пример сформировал у меня отношение к женщине как носительнице очень светлого образа, честной и мудрой помощнице.

Во вверенной Вам епархии существует так называемый женсовет, в который входят жены священников. Как зародилась подобная идея?

Как-то я был в Белгороде и увидел там активных матушек, каких не было в Воронеже. Не кто-то посторонний, а супруги священников помогали своим мужьям в их работе на приходах.

Меня этот опыт очень вдохновил и, вернувшись в Воронеж, я поделился идеей с епархиальным советом. Священники меня поддержали, хотя и не все. Надо сказать, когда я возглавил Воронежскую епархию, батюшки не дружили между собой, не знали друг друга.

Встречались раз в год на собраниях, из-за чего епархиальный совет проходил сложно.

Надо было как-то объединяться. Я начал с элементарных вещей — просил каждого рассказать о положении дел в благочинии. Потихоньку стали друг с другом общаться, делиться проблемами, опытом. С матушками поначалу тоже было трудно. На первых порах я создал актив из пяти-шести матушек, начал с ними работать.

Потом стал расширять сферу их влияния, пригласил матушек отцов благочинных, предложил провести первые мероприятия. На встречах я им много рассказывал, объяснял, но не видел отклика, они стеснялись что-то предлагать, задавать вопросы. Потом в процессе работы обозначилась основная наша забота — помогать вдовам священников.

Отцы благочинные согласились, что каждое благочиние будет выплачивать определенную сумму вдовам, особенно тем, кто остались с маленькими детьми. Некоторые благочинные отвечали, что у них руки не доходят до подобных дел, и я пригласил их приехать в следующий раз со своими супругами. Предложил матушкам организовать женсоветы у себя в благочиниях.

Так началась работа, которая получила признание — общество нуждалось в заботе матушек. Теперь в Воронежской области есть районы, где светские социальные советы возглавляют наши матушки, и они успешно работают. Но требовались финансовые вложения.

Первое время определенные дотации шли от епархии: чтобы проводить встречи, чтобы матушки все приехали, чтобы матушки-вдовы не были обижены. А потом матушки научились сами зарабатывать деньги. Несколько раз в году мы проводим ярмарки, на которых матушки продают продукцию, изготовленную или выращенную ими самими.

Заработали копеечку своим трудом — направляют ее на благотворительность. В последние годы они ничего не просят, у них свои деньги есть. Если не хватает, то мы объявляем сбор по благочиниям и, слава Богу, достаточные суммы собирают отцы. А всё потому, что люди видят реальную пользу от служения матушек.
Я бы владыкам рекомендовал не бояться матушек.

Мы в епархии живем как одна семья. Теперь, если я вызываю батюшку по какому-то вопросу, он приезжает с матушкой. Я принимаю их обоих. У нас практически изжито пьянство, кончились семейные скандалы. Но мало запустить такую сложную машину — работать нужно постоянно.

Женсовет у нас располагается в епархиальном управлении, матушки приходят ко мне по любым вопросам, несколько раз в год мы проводим встречи. Чтим многодетных матерей, пожилых, молодежь, отдельно собираем их. Если, выйдя замуж и столкнувшись с целым рядом духовных проблем, молодая матушка теряется, тогда более опытная берет ее под свое крыло. Я очень рад, что матушки несут крест социального служения. Это огромная помощь мне.

Вопрос социальной адаптации вдов священников стоит сегодня особенно остро. С каким отношением в обществе им приходится сталкиваться? В какого рода помощи они больше нуждаются — материальной, моральной? И какую помощь Вы готовы оказывать?

Когда я пришел в епархию, этот вопрос никак не решали. Умер батюшка — престарелый или молодой — никто, к сожалению, не интересовался его семьей. Сейчас же ни одно собрание матушек не обходится без участия вдов священников. Для нас они остаются «действующими» матушками — просим их доклад сделать, рассказать о своих проблемах. Мы считаем себя ответственными за вдов.

Иногда им в помощь мы направляем студентов регентского отделения нашей семинарии, или, если это необходимо, матушки сами проявляют участие в жизни своих сестер. Надо ремонтировать дом, а епархиальное управление помочь не может — мы объявляем сбор по всей епархии, и на собранные деньги ремонтируем.

Мы не можем обеспечить элитных условий проживания, но позаботиться об элементарном комфорте — в наших силах. Если в семье есть маленькие дети, мы назначаем небольшую пенсию и выплачиваем ее каждый месяц, привозим продукты. Если что нужно из одежды — покупаем. Дети растут, тут уже я помогаю, чтобы они получили хорошее профессиональное образование.

Они поступают в хорошие вузы, в том числе медицинские и военные. Даже когда вдова священника и дети устроены, мы никогда ее не бросаем, чтобы она не чувствовала себя одинокой.

У нас есть один очень интересный пример. Дочь священномученика епископа Уара, ей сто лет. Мы помогаем ей в том, в чем она нуждается, нужно было дом отремонтировать — отремонтировали.

Стало ей одиноко, захотелось в монастыре пожить — хорошо, определили в монастырь. Потом перевели ее в дом престарелых — и там о ней не забываем. В последнее время она окрепла и захотела жить самостоятельно.

Ее дом привели в порядок, и она вернулась туда хозяйкой.

В последнее время в нашей стране появились новые праздники — День семьи, любви и верности и День матери. Говорит ли это о том, что в обществе меняется отношение к женщине, ее роль становится иной?

Мне нравится, что такие праздники появились. На них возложены большие надежды, и польза от них значительная.

Россия много потеряла в духовном плане, и, прежде чем отмечать эти праздники, нужно людям вновь привить любовь к семье, семейным ценностям, любовь к своей малой Родине, воспитывать молодежь в духе патриотизма, учить правильно относиться к богатству. Это те вопросы, которые решаются одновременно.

И без государственной структуры их не решить, потому что государственная система всё это и поломала. Проблемы, которые были в дореволюционной России, частично сохранились и поныне. Одна Церковь их не решит. У нас нет столько сил и такого влияния на массы, как у государства.

Но у светских СМИ, у светской власти нет того, что есть в Церкви — благодати Божией, силы Духа Святого. Мы превращаемся в ту закваску, которая спасает всё общество. Вот в этом сила Церкви, а не в том, сколько человек пришло в храм. Церковь должна создавать основу, на которой зиждется целостность общества.

Владыка, в одном из интервью Вы сказали: «Стоит потрудиться, чтобы познать красоту Православия и быть воцерковленным человеком…»

Православие — это уникальная христианская конфессия. Никакая другая конфессия не является хранительницей апостольских преданий.

Баптисты говорят: «Достаточно веры», и все эти новые конфессии, а, проще говоря секты, говорят: «Можете ничего не делать, только приходите к нам, познайте Истину и признайте Христа вашим искупителем, и вы спасены». А Православие требует от человека труда.

Чтобы, придя в церковь, понять богослужебный язык, придется потрудиться, для этого нужны усердие и время.

Вы никогда не будете православным человеком, если не почувствуете на себе ответственность не только за настоящее Церкви и общества, но и за ее прошлое и будущее.

Христос вчера, сегодня и завтра — тот же. Он не меняется. Эту истину нужно понять. Человек должен стремиться к Церкви, а не Церковь должна поворачиваться «лицом к народу». Да и как поворачиваться? Она всегда с народом, и Христос всегда с народом, а заблуждения человеческие не новы.

Прогресс меняет внешние условия жизни, но человек остается тем же, наука о человеке остается той же, и каких бы достижений мы ни добились в тех или иных отраслях знаний, мы, прежде всего, носители образа Божия, наследники веры и духовности наших великих святых. Мы такие же люди, как преподобный Серафим Саровский или святитель Тихон Задонский.

И нужно стремиться раскрыть свой духовный потенциал. В этом как раз и есть самая настоящая воцерковленность. А не в том, сколько я поклонов сделал и как постился. Мне на память часто приходит случай из моей юности. Я покупал свечки в Лавре, а старец-монах, который их отпускал, одновременно разговаривал с женщиной.

Она сокрушалась, что строго постилась в этот пост, и вот нарушила — дочь ела яичницу, а она сковороду не помыла и пожарила себе картошки. Старец ей ответил: «Будь в следующий раз внимательнее, если тебя это смущает. А греха великого в этом нет».

Мы заботимся о том, чтобы пост не нарушать, а скольких людей мы осудили, мимо скольких людей мы прошли, не подав им руку помощи? Это всё свидетельства нашей невоцерковленности. Можно проходить в церковь всю жизнь, но быть человеком, далеко отстоящим от нее.

Самые почитаемые святые Воронежской земли — святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский. Каково значение этих подвижников для Церкви?

До канонизации преподобного Серафима Саровского 1 августа (19 июля по старому стилю) отмечался как день трех русских святителей: святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского и святителя Димитрия Ростовского. Я бы хотел, чтобы возродился этот праздник на Руси.

Переоценить значение для Русской Православной Церкви этих трех святителей очень трудно. Святитель Митрофан — это человек, который умело сочетал в себе молитвенника-монаха и государственного деятеля. На Афоне братия до сих пор чтит его как покровителя монашествующих, а люди семейные — как покровителя семьи.

Читайте также:  Псалом давида 108: отмщение врагам - православные молитвы

И до сих пор к его мощам едут и просят помощи в семейных проблемах. По молитвам святителя получают дар чадородия.

Уникален и святитель Тихон. Заслуга его в том, что он совершил революцию в духовном образовании. Он «оправославил» многие труды западных богословов, православно осмыслил их учебную методу. С изданием его трудов в Русской Православной Церкви начинает развиваться православное богословие.

Он был свидетелем истязаний в Петербурге епископа Арсения Мациевича. Не сумев пережить этих ужасов, попросился у императрицы Екатерины уйти в отставку. Все думали, что она его накажет, но у нее хватило мудрости просто отпустить его на покой.

Он болел после этого, а жизнь провел аскетическую, подвижническую.

Святитель Димитрий Ростовский — великий ученый муж, который подарил нам свой огромнейший целожизненный труд «Жития святых».

По долгу службы Вам приходится заниматься всевозможными делами. А что Вас, владыка, сегодня особенно тревожит и волнует?

Если говорить о состоянии общества, то особенно тревожит ложь. Современное общество живет ложью. И мне это, как епископу и как гражданину, очень не нравится. Мы все декларируем, что мы — честные люди. А потом оказывается, что мы лжем. Современникам я бы пожелал, чтобы они больше заботились о своей душе, ее созидании.

Это единственное, что делает человека по-настоящему богатым, свободным и счастливым. Если нет внутренней свободы и духовной жизни, то человек может стяжать весь мир, но душе своей повредит — об этом сказано в Евангелии. Никакие прелести мира не имеют благословения Божия, не несут на себе благодатного оттенка сияния Духа Святого и являются губительными.

Знать знамение времен — очень ценное качество, которое человек должен приобрести.

Какую позицию, по Вашему мнению, должны занимать православные по отношению к такому явлению, как ювенальная юстиция?

Ювенальная юстиция однозначно не подходит для нашей духовной традиции, истории, культуры, для нашего российского образа жизни. И нужно всё сделать, чтобы мы строили свою жизнь на наших традиционных духовных ценностях. Не допускать больше ошиб�

Источник: http://www.slavianka.com/read/gost-nomera/Vo-vsem-vizhu-promysl-Bozhij/

Воронежская и Борисоглебская епархия / Исторические справки / Патриархия.ru

16 августа 2011 г. 13:40

Епархия сегодня

До середины XVIII века территория, занимаемая Воронежской губернией, в церковных делах подчинена была Рязанской и Белгородской епархиям. Сто лет спустя со времени основания города Воронежа учреждена была самостоятельная Воронежская епархия.

Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения новой епархии в Воронеже подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг.

По указу царя Феодора Алексеевича и по благословению Патриарха Иоакима 27 ноября 1681 года на новообразованную кафедру был избран игумен Макарьевского Унженского монастыря Митрофан, прославленный в дальнейшем в лике святых. 2 апреля 1682 года Патриарх Иоаким возглавил его хиротонию.

Первоначально в состав Воронежской епархии вошли города: Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (входившие ранее в состав Рязанской епархии); Урыв, Коротояк и Землянск (Белгородская епархия).

После завоевания в 1696 году Азова, границы Воронежской епархии расширились в южном направлении до Азовского моря и на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне г. Павловск Воронежской области).

По личному распоряжению Петра I, в 1699 году к ней были присоединены города, ранее относившиеся к Рязанской епархии: Усмань, Демшинск, Белоколодск и сел. Мокрый Боерак. Впоследствии епархия расширялась путем присоединения территорий Белгородской епархии (в 1699 году — г.

Острогожск); в 1718-1720 гг. — земли по рекам Дон и Хопёр; в 1720 году присоединена часть земель Рязанской епархии, а после 1749 года — Тамбовской и других окрестных епархий.

В 1684-1692 гг. трудами святителя Митрофана в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построено значительное число приходских храмов.

По указу епископа Воронежского Феофилакта (Губанова) 31 мая 1745 года была учреждена Воронежская духовная семинария — старейшее учебное заведение Воронежского края.

Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколов), будучи человеком образованным и радеющим о науках, за недолгое время своего управления епархией значительно укрепил и расширил деятельность семинарии.

Он лично руководил духовной школой, вкладывал значительные средства в ее развитие: выписал учителей из Киева и Харькова, начал создавать библиотеку, которая впоследствии стала одной из лучших среди духовных учебных заведений России.

В 1777 году в семинарии были открыты философский, богословский и греческий классы. В конце XVIII века в Воронежской семинарии преподавал протоиерей Евфимий Болховитинов (впоследствии митрополит Евгений), начавший систематическое изучение церковной и светской истории края.

В 1831 году при ремонте Благовещенского собора были обретены мощи святителя Митрофана. Трудами архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого) была подготовлена канонизация архипастыря, которая состоялась в 1832 году.

За время управления епархией архиепископом Антонием было построено множество новых храмов (в 1834-1846 годах — 63 храма), открыт Воронежский Митрофанов в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь, основаны Богородице-Тихонова в сел.Тюнино (вблизи Задонска) и Белогорская Воскресенская (на берегу р. Дон, вблизи Павловска) монашеские общины, ставшие позже известными обителями; восстановлен Дивногорский Успенский монастырь.

В 1846 году, при переустройстве храма в Задонском монастыре были обретены нетленные мощи свт. Тихона (Соколова), епископа Воронежского.

Архиепископ Антоний свидетельствовал перед Святейшим Синодом о всенародном благоговейном почитании святителя, о множестве чудесных знамений по его молитвам и своими трудами и личным участием подготовил совершившееся вскоре после его кончины прославление епископа Тихона в лике святых.

С 1841 году в управлении епархией правящим архиереям оказывали помощь викарные епископы, имевшие титул «епископ Острогожский».

В 1909 году православное население епархии достигало 2.786.780 человек; храмов действовало 1 096, из них соборных — 14, монастырских — 46, приходских — 863, приписных — 29, при казенных и богоугодных заведениях — 28 и кладбищенских — 14, а также 5 молитвенных домов и 22 часовни.

Период советской власти ознаменован разрушительным вмешательством государства в церковную жизнь — только в 1919 и 1920 гг. в епархии было закрыто более 150 церквей.

В последующие годы почти все храмы на территории епархии были закрыты, многие уничтожены. Большинство священнослужителей и монашествующих были репрессированы.

К настоящему времени более 50 клириков епархии и монашествующих прославлены в лике святых мучеников и исповедников.

В августе 1918 года советская власть закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники расформированной семинарии были подвергнуты преследованиям и репрессиям.

Последним ректором семинарии был архимандрит Серафим (Соболев), впоследствии в архиерейском сане возглавивший учрежденную для русских эмигрантов в Болгарии епархию с титулом «епископ Богучарский» (по названию города в Воронежской области). В 1934 году владыка Серафим возведен в сан архиепископа. Скончался 26 февраля 1950 года в Софии, похоронен в крипте русской церкви свт.

Николая Чудотворца. Еще при жизни считался старцем и прозорливцем; после кончины, по молитвам к нему, стали совершаться многочисленные чудеса.

С 1936 года в Воронежской епархии не было правящего архиерея. Если в середине 30-х гг.

в епархии действовали около 200 приходов, то к 1 января 1939 года — 16 храмов (три из них — в Воронеже), в июне 1941 года всего два храма (в сел. Терновом Острогожского района и в сел.

Лесное Уколово (ныне в Белгородской области). За отсутствием архиерея приходы подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию.

В первой половине 1943 года, после полного освобождения Воронежской области от фашистских захватчиков, началось восстановление канонического церковного устройства: под началом временно управлявшего епархией епископа Курского и Белгородского Питирима (Свиридова) в некоторых приходах возобновляются богослужения. Март 1944 года можно считать временем начала возрождения Воронежской епархии, куда прибыл правящий архиерей Иона (Орлов). Кафедра епископа была размещена при Никольском храме, который временно стал кафедральным собором епархии.

В послевоенный период церковная жизнь в некоторой степени была восстановлена. Ревностно потрудился на благо Церкви в это время митрополит Иосиф (Орехов), управлявший епархией в 1945-1961 гг.

В 1964 году, по личной инициативе сотрудников городского краеведческого музея, епископу Воронежскому Владимиру (Котлярову) были неофициально переданы мощи святителя Митрофана. Втайне от духовенства и народа они почивали в архиерейском домовом храме до дня их торжественного перенесения в Покровский кафедральный собор в 1989 году.

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни.

4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре.

На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова).

В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии.

В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров.

Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения.

На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм.

В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

В 2002 году Указом Святейшего Патриарха было установлено празднование Собора Воронежских святых (4/17 сентября).

В 2003 году в лике местночтимых святых был прославлен архиепископ Антоний (Смирницкий). Деяние о прославлении святителя Антония в лике общецерковных святых было совершено на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2008 году.

В мае 2003 года определением Священного Синода Липецкая область была выведена из состава Воронежской епархии; правящему архиерею определено иметь титул «Воронежский и Борисоглебский».

За период 2003-2011 гг. число действующих приходов на территории епархии увеличилось почти вдвое. Только в 2010 году было образовано 56 приходов, в состав действующих введен 61 храм, число штатных клириков увеличилось на 22 священнослужителя.

В декабре 2009 года начались регулярные богослужения во вновь созданном Благовещенском кафедральном соборе, а 6 декабря 2009 года в него были перенесены мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, часть мощей святителя Тихона епископа Воронежского, Задонского чудотворца и мощи священномученика архиепископа Петра (Зверева), переданные Воронежской епархии из Соловецкой обители в 2009 году.

Изменения названия:

  • Воронежская — 1682-1696 гг.
  • Воронежская и Азовская — 1696-1700 гг.
  • Воронежская — 1700-1705 гг.
  • Воронежская и Елецкая — 1705-1788 гг.
  • Воронежская — июль 1788 г. – 19/30 мая 1795 г.
  • Воронежская и Черкасская — 19/30 мая 1795 г. – 5/16 апреля 1829 г.
  • Воронежская и Задонская — 5/16 апреля 1829 г. – 1945 г.
  • Воронежская и Острогожская — 1945-1954 гг.
  • Воронежская и Липецкая — 1954-2003 гг.
  • Воронежская и Борисоглебская — с 7 мая 2003 г.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1624585.html

Ссылка на основную публикацию