Икона пресвятой богородицы «валаамская» — православные молитвы

Валаамская икона божией матери. Явление Валаамского образа

Икона «Местная Валаамская» отличается скупостью черт и линий. Орнамент по краям почти незаметен и пёстрых узоров нет.

За этим сразу ощущается монашеская аскетичность, которая, тем не менее, не повлияла на дух величия.

Название этому чудотворному образу дано согласно тому месту, где написал его в 1878 году инок-иконописец Алипий. Это был Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Описание

Икона изображает Богородицу в полный рост. Она стоит поверх золотого облака и держит перед собой Младенца Иисуса. Её облачение состоит из красного мафория и тёмно-синего хитона.

Её босые стопы оставлены открытыми. Богомладенца иконописец «одел» в жёлтый хитон.

Дитя изображено фронтально, его правая рука высоко поднята в благословляющем жесте, а левая ладонь обхватывает увенчанную крестом державу.

Изображение представляет собой гармоничное сочетание академической живописной манеры и традиций афонской иконописи конца 19-го века. В основание иконы вложен небольшой кусочек ризы Богородицы.

Значение

Явление Валаамского образа произошло в скором времени после того, на престол был повенчан Государь Император Николай Александрович, поэтому по значимости он сравним с Державной иконой Богоматери, обнаруженной в последний день его правления.

Образ, подобный Валаамскому, в Византии носил имя «Никопея», что означает «Победотворная». Действительно, Богородица в красных одеяниях полна достоинства и является воплощённым образом Царицы Земной и Небесной.

Одновременно величественная и кротко безмолвная, она служит цели молитвенного созерцания, воплощая в себе Бога-Слова.

По некоторым предположениям Валаамская икона Божьей Матери символизирует собой исихастскую молитву, монашеское умное делание, являя себя как Великую Мать Игумению всех монашествующих.

Списки с иконы

Первый список с Валаамской иконы Божьей Матери успели сделать ещё до того, как началась революция.

Он был направлен в Валаамскую часовню Васильевского острова, а после он стал достоянием храма Смоленской иконы Божией Матери.

Известность списка быстро росла, и тех, кто приходил, чтобы поклониться образу, становилось всё больше. В 1992 он был торжественно перенесён в Валаамскую обитель.

Другие копии иконы размещены на монастырских подворьях Санкт-Петербурга и Москвы.

Тропарь

День празднования, посвящённый иконе Валаамской Богородицы, приходится на 1/14 июля (в Финляндской Православной Церкви почитание образа происходит 7 августа).

В её честь архиепископом Павлом был написан тропарь, а кондак, с благословения настоятеля Финляндского Валаамского монастыря, написала православная поэтесса Валентина (Туула), которая, будучи незрячей, смогла духовно воспринять облик Богоматери.

Тропарь, глас 4

Истории исцелений

Первый случай целительного воздействия иконы отмечен в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская». Там повествуется об излечении крестьянки Н.А. Андреевой, жившей в Санкт-Петербурге.

Во сне женщина увидела лик Богородицы, велевшей ей отправиться в Валаамский монастырь, где та исцелится, если увидит Её икону.

Крестьянка вняла посланию и сделала всё, как было сказано, а по возвращении домой, ощутила, что ей стало гораздо легче.

Когда Н.А. Андреева посетила монастырь во второй раз (лето 1896 года), то на прежнем месте иконы не оказалось.

По предположению ризничего Пафнутия она могла находиться в Валаамской часовне на Васильевском острове, но выяснилось, что это не так.

Когда крестьянка приехала на Валаам год спустя, то вновь увидела сон, где ей и было указано место нахождения образа. Пробудившись, она рассказала о своём сне, и Валаамская Божья Матерь была найдена.

После возжения неугасимой лампады и совершения водосвятного молебна Андреева полностью исцелилась.

К числу последних чудесных случаев, описанных настоятелем Финляндского Валаамского монастыря архимандритом Сергием, можно отнести исцеление сына греческого священника Илии, который просил братию молиться об этом Валаамской иконе Божьей Матери.

В чем помогает, о чём следует молиться

Перед образом Местной Валаамской Богоматери следует молить об утешении скорбях и исцелении болезней. Другим традиционным обращением к нему стала просьба матерей о том, чтобы их дочери смогли обрести своё счастье.

Также Богоматерь следует просить о помощи в преодолении уныния и пагубных страстей. Она помогает укрепить веру и духовные силы в целом. Наконец, Валаамской молятся, если необходимо научиться смирению, и обрести твёрдость в намерениях.

Источник: http://obikonah.ru/valaamskaja-ikona-bozhiej-materi.html

Валаамская икона Божией Матери: о чем молятся, в чем помогает

Остров Валаам с его монастырем всегда почитался на Руси как Северный Афон. Особенно прославили его поселившиеся на острове в 1329 году и основавшие Спасо-Преображенскую обитель Святые Преподобные Сергий и Герман Валаамские, икона и гробница которых долгие века привлекала к себе множество паломников.

Одной из них стала и Наталья Андреева из Петербурга. Ее удивительная история положила начало поклонению чудотворной Валаамской иконе Божией Матери.

Утрата и обретение иконы

Эта история произошла в 1887 году. Наталья Андреева, которая вела благочестивый образ жизни, за 10 лет до того очень сильно простудилась, после чего у нее началось серьезное заболевание ног: они болели и распухали так, что ей приходилось передвигаться на костылях. Врачи мало чем смогли помочь, и тогда ей посоветовали отправиться в паломничество в Валаамский монастырь.

Ночью накануне отъезда у нее было чудесное видение: ей явилась женщина в красном одеянии с младенцем на руках, от которой исходило дивное сияние. Она наказала больной обязательно побывать в монастыре и пообещала помочь ей, а затем исчезла.

В этот день на Валааме праздновалось обретение мощей св. преподобных Германа и Сергия Валаамских и собралось огромное количество паломников, так что Наталье с трудом удалось попасть в Успенскую церковь. Каково же было ее изумление, когда на иконе Богоматери она узнала женщину из своего видения, обещавшую ей помощь!

Но едва Наталья успела приложиться к Валаамской иконе Богоматери, как ей пришлось спешить на пристань – пароход, перевозивший паломников, отходил с минуты на минуты, так что ей даже не удалось отслужить молебен перед иконой Богородицы. По возвращении у Натальи прекратились боли в ногах, мучившие ее столько лет, и она ощутила в них неизъяснимую легкость. Теперь ей уже не нужно было пользоваться костылями.

Еще через 10 лет Наталья все-таки решила вновь съездить на Валаам, чтобы принести благодарность исцелившей ее чудотворной иконе, но иконы там не оказалось, и никто не знал, когда и как она исчезла. Поиски в Петербурге на подворье Валаамского монастыря также оказались бесплодными.

Тем не менее, какой-то внутренний голос побуждал ее в третий раз съездить на Валаам для поисков иконы. Ночью ей приснился вещий сон, будто у старинной заброшенной церкви Николая Чудотворца на острове она услышала глас с небес: «Я здесь, ты скоро меня найдешь», а затем врата церкви растворились, и преподобный Сергий Валаамский указал ей место в храме, где находилась чудотворная икона.

После трех дней поста и непрерывных молитв, выходя из храма, она увидела священника, которому поведала свой сон, с чудотворной Валаамской иконой Богородицы в руках.

Тут же отслужили торжественный молебен, в ходе которого произошло еще немало исцелений.

Все они были зафиксированы в письменном виде и удостоверены многочисленными свидетелями, как и последующие, когда к чудотворной иконе началось массовое паломничество.

Описание иконы

По иконографическому типу Валаамская икона Божией Матери принадлежит к Богородичным образам, именуемым «Панагия» (Всесвятая); близка она по композиции и к другому типу — «Никопея» (Победительница). Характерными отличиями от других образов Богоматери являются держава, которую держит в левой руке Младенец Иисус, и босые ноги Богородицы, стоящей на облаке.

Как выяснилось, икона была написана иеромонахом Валаамского монастыря Алипием (Константиновым) в то самое время, когда Наталья Андреева заболела. Как тут не прозреть значение Божьего Промысла!

В чем помогает валаамская икона божией матери?

Помимо этого, искренняя молитва перед иконой «Валаамская Богородица» помогает в обретении мира и гармонии в семейной жизни, благополучных родах, наставлении детей на путь истинный.

Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

Молитва Валаамской иконе Богородицы

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/valaamskaya-ikona-bozhiey-materi/

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ВАЛААМСКАЯ»)

Перед иконами Пресвятой Богородицы

икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ»

Икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ» написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону 11 сентября 1897 года. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.

До 1940 года икона Божьей Матери оставалась на Валааме.

С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы Божьей Матери, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье.

В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена.

Тогда же им установлено местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла).

Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы отмечается 7 августа.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Валаамская» молятся об утверждении в вере и любви.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Валаамская»

О Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Тропарь, глас 4 Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter           ↑

Источник: https://www.ThePrayerBook.info/3803-molitva-bozhiey-materi-pered-eya-ikonoy-ikona-bozhiey-materi-valaamskaya.html

Валаамская икона Божьей Матери: история и фото

Церковные предания сохранили множество случаев, когда та или иная икона, обладающая чудотворной силой, являлась верующим во сне или в видении, указывая, где ее отыскать. Таким вот образом – через сон больной крестьянки – была обретена и икона Валаамской Божьей Матери, и – позже – не менее почитаемая «Державная».

Особенности обеих историки церкви видят в прямой связи с некоторыми событиями. Так, в частности, явление Валаамской святыни увязывается со скорым после этого события восшествием на престол императора Николая Второго. Обретение же иконы «Державная» совпало с последним днем его царствования. Оба образа как будто сопровождали путь последнего царя.

к содержанию ↑

История

Автор образа – валаамский иеромонах Алипий (Константинов). До ухода в монастырь он учился на художника, а здесь после пострига был наречен этим именем – такое носил прославленный иконописец из Киево-Печерской лавры.

Предание об обретении и прославлении этого образа подробно изложено в церковном письменном памятнике, который так и называется: «Сказание об обретении образа…» Именно здесь описано первое чудо, происшедшее с крестьянкой Натальей Андреевной Андреевой, много лет в результате перенесенной сильной простуды страдавшей болями в ногах. Однажды ей прозвучал таинственный голос, повелев отправиться на Валаам, в монастырь, что поможет выздороветь.

Паломница прибыла на остров как раз в праздничный день, но прекрасная незнакомка из видения Наталье так нигде и не встретилась. Уже собираясь в обратный путь, она зашла помолиться на дорогу в Успенскую церковь и увидела прикрепленный к колонне образ: это была Женщина из сонного видения…

Но тут над островом разнесся призывный гудок парохода, на котором предстояло отплыть Андреевой, и она не успела даже дотянуться до святой иконы, чтобы приложиться к ней, не говоря уж о том, чтобы отслужить у нее молебен. Однако, вернувшись домой, женщина почувствовала, что боли в ногах стали заметно слабее, а позже и вовсе смогла передвигаться без опоры.

Через несколько лет Наталья Андреева снова посетила монастырь. В знакомой церкви иконы на прежнем месте не оказалось, и у кого бы расстроенная женщина ни спрашивала, куда же та делась, никто не мог ответить. Ризничий, отец Пафнутий, предположил, что, возможно, ее перевезли в С.-Петербург, в монастырскую часовню, что на Васильевском острове.

Наталья Андреева пробыла в обители полмесяца в надежде все же отыскать желаемое, посетила все монастырские церкви, но поиски не увенчались успехом. Вернувшись в Петербург и следуя предположению о. Пафнутия, она отправилась на Васильевский: в часовне ее тоже ждало разочарование.

Читайте также:  Икона блаженной ксении петербургской - православные молитвы

Год спустя паломница снова добралась до Валаама. Горячие мольбы женщины перед мощами святых преподобных Сергия и Германа об отыскании заветной иконы, не остались безответными: ей снова приснился благодатный сон.

Во сне Андреева как будто бродила вокруг закрытой монастырской церкви свт. Николая Чудотворца, которую упразднили, и беспрерывно молила Царицу Небесную открыть, где рабе Божьей Наталье искать явленную ей однажды икону.

Надо ли говорить, что Наталья сразу же узнала икону, которую много лет назад видела на церковной колонне и встречи с которой так долго искала? Она попросила священника отслужить перед обретенной иконой молебен с водосвятием и вскоре после этого полностью избавилась от болезни.

Интересный момент: годом написания иконы является 1878-й – именно в тот год и заболела Наталья Андреевна, благодаря исцелению которой впоследствии был прославлен чудотворный образ.

к содержанию ↑

Несколько слов о судьбе Валаамской иконы

После чудесного обретения и не менее чудесного исцеления болящей Натальи чудотворный образ стал особо почитаться на Валааме. Перед ним проходили специальные богослужения. По молитвам к нему исцелялись серьезно больные люди; он являл различные знамения.

При основании Смоленского скита его предполагали освятить в честь этой иконы Богородицы. Однако посчитали, что акт сей преждевременный, поскольку на тот момент образ не обрел еще церковного прославления официально.

Многие годы Русская Православная Церковь ведет с Финляндской Православной Церковью переговоры, имеющие целью возвращение драгоценной реликвии на историческую родину.

к содержанию ↑

Как она выглядит?

Правая рука Младенца Иисуса поднята в благословляющем жесте, а в левой Он удерживает символ монархической власти – державу, верх которой венчает крест.

В древней Византии изображение Богородицы, подобное этому, носило название «Никопея» – «Победотворная», «Победительница», и оно служило святым оберегом императорского двора, так называемым палладиумом.

Образ Валаамской Божьей Матери отличается от остальных Богородичных икон уникальной деталью – именно тем, что Пресвятая Дева изображена на ней босоногой.

к содержанию ↑

Значение и фото

Весть о том, что Божья Матерь взяла под свое особое покровительство землю русскую, пришла именно с Валаама, который носит духовное имя Северный Афон.

Это знак того, что Богородица избрала его местом своего особого присутствия. Именно поэтому Валаамская икона находится в числе наиболее почитаемых, хоть и местночтимых.

Обретение чудотворной иконы здесь свидетельствует об еще одном уникальном значении – не только для острова, но и для всей страны: оно показывает, что Богородица предстательствует перед Творцом за всю землю русскую. Об этом даже говорится в документальных записях о видениях, которые посещали валаамских старцев, времен Первой мировой.

Одно из них повествует, что Пресвятая Богородица, именно в таком виде, как Она явлена на иконе, слезно молила Господа спасти страну от супостата и даровать народу земли русской победу.

к содержанию ↑

День празднования

Ровно 20 лет назад, в 1997-м, по просьбе игумена Панкратия о прославлении местночтимой иконы, а также в честь ее столетнего чудесного явления тогдашний Патриарх Алексий II установил дату ее празднования.

Несколько лет оно отмечалось в первый воскресный день, следующий за 11 июля по новому стилю, когда почитается память преподобных Германа и Сергия, а также св. Апостолов Петра и Павла, чей день памяти приходится на 12 июля. А с 2004 года датой празднования установлено 14 июля – икона, согласно преданию, была обретена в этот день.

А вот Финляндская Православная Церковь совершает празднование 20 августа.

к содержанию ↑

О чем молятся?

Милостей Богородицы, явленных по искренним молитвам, не счесть. В монастыре хранятся книги, в которых описаны такие случаи, и записи эти удостоверили своими подписями сами страждущие, свидетели и очевидцы.

Святые иконы вообще и Богородичные в частности не ограничиваются какой-то «узкой специализацией» – вот перед этой надо просить о том-то, а перед этой – о том-то. Здоровье, конечно, и исцеление от хворей – самая основная проблема, но не единственная.

Известно, что многие физические недуги нередко происходят от недугов душевных. Душа, мучимая страстями, унынием и скорбями, не может «обеспечить» здоровья телу. А страсти возникают, если в этой самой мятущейся душе недостает веры и твердости в ней, любви, терпения и смирения. Стоит обратиться к Богородице именно с мольбой избавить от скорбей и страстей, даровать смирение.

Почитается эта икона как покровительница воинов, мученически пострадавших за веру, и как защитница веры православной на наших землях.

к содержанию ↑

Икона и ее чтимые списки: места нахождения

Как уже упоминалось, оригинал Валаамской иконы Божьей Матери сберегается в монастыре Новый Валаам, на территории Финляндии. Ее можно увидеть в Преображенском соборе, за клиросом с левой стороны.

В начале 1990-х икона сначала переместилась на монастырское подворье в Санкт-Петербурге; ко дню, посвященному памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских, ее переправили в обитель, а затем снова возвратили подворью. И, наконец, в 1996 году Алексий II дал высокое патриаршее благословение перенести образ Богородицы в Ее родной монастырь, что и произошло 10 июля.

На Московском подворье Валаамского монастыря (в церкви Преподобных Сергия и Германа) помещен список, подаренный обители финским православным обществом «Валаам».

Казанский храм монастырского подворья в С.-Петербурге владеет еще одной копией чудотворной иконы. Она расположена между Никольским приделом (правым) и главным престолом. Этот список иконы дополнен изображениями прпп. Германа и Сергия.

к содержанию ↑

Молитва

Рекомендуем посмотреть видео — «Икона Божией Матери «Валаамская» — история, акафист»:

Источник: http://www.hiromantia.net/religiya/valaamskaya-ikona-bozhej-materi/

Валаамская икона Божией Матери

Среди почитаемых образов Богоматери есть особые иконы, которые явили себя страждущим или паломникам. Одна из таких — Валаамская икона, перед которой молятся об укреплении веры и исцелении.

Валаамская икона помогает верующим усмирить гнев, отказаться от негативных мыслей и поступков и исцелиться от недугов. Образ Богоматери намолен тысячами паломников и помогает всем страждущим.

История Валаамской иконы

Чудесное обретение иконы произошло благодаря паломнице Наталье Андреевне. Женщина простудилась, и у нее начала развиваться ревматическая болезнь.

Все попытки вылечить недуг были тщетными, и христианка молила Господа даровать ей исцеление.

Внутренний голос подсказал ей отправиться на святую Валаамскую землю, а перед отъездом к Наталье Андреевне явилась сама Богородица и сказала, что больная найдет утешение после трудного путешествия.

Прибыв на остров Валаам, женщина зашла в Успенскую церковь, где и обнаружила икону Богоматери с младенцем на руках. Дева Мария выглядела в точности как во сне. Наталья Андреевна поставила свечу перед иконой, а по приезде домой обнаружила, что болезнь отступает.

Следующая поездка на Валаам состоялась спустя много лет, и паломница была опечалена тем фактом, что икона Богоматери была утеряна. Спустя годы ей приснится еще один вещий сон, в котором она узнала, что икона будет вновь обретена.

Чудесное возвращение лика Богоматери состоялось в 1897 году, 11 сентября, на радость всем верующим.

Описание иконы

На иконе Богородица изображается в ярком алом мафории. Она написана в полный рост, стоящей босиком на облаке. На руках у нее Младенец, облаченный в белые одежды. Правой рукой он благословляет верующих, а в левой сжимает державу с крестом — символ власти.

В каких храмах находится Валаамская икона Богоматери

Списки с чудотворной иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • остров Валаам, Спасо-Преображенский монастырь;
  • Москва, церковь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • Санкт-Петербург, церковь Иконы Казанской Божией Матери;
  • Карелия, поселок Красная Горка, церковь Николая Чудотворца;
  • Волжский, мужской монастырь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • село Чингис Новосибирской области, Петропавловская церковь;
  • Ярославль, Спасская церковь;
  • деревня Костино Московской области, Тихвинская церковь;
  • поселок Верхнебаканский Новороссийского района, церковь Живоначальной Троицы.

В чем помогает икона Божией Матери

Перед святым ликом преклоняются с разными просьбами:

  • избавить от тоски и уныния;
  • помочь укрепиться в вере и противостоять негативу;
  • исцелить от душевных и физических недугов;
  • защитить от опасностей, связанных с тяжелой работой.

Защиты и покровительства у Богоматери просят беременные женщины, мечтающие произвести на свет здоровых детей.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Царица Небесная, к Тебе обращаюсь с молитвой смиренной. Утоли мои печали и помоги справиться с унынием. Отведи от меня беды и несчастья, не дай сгореть от недугов душевных и телесных. Защити, Мати Богородица, от любого зла и даруй сил для борьбы со злом и лихом. Аминь».

Дата почитания иконы

Почитание Валаамской иконы Богоматери совершается ежегодно 12 июля (29 июня по старому стилю). Также почитают икону 11 июля (28 июня по старому стилю), в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. На торжественном богослужении священники возносят молитвы Царице Небесной и просят у нее покровительства и защиты.

Список с прекрасной Валаамской иконы можно приобрести для домашнего иконостаса и молиться перед ним Богоматери. Будьте честны и без утайки рассказывайте все, что вас тревожит. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона …

Для любой женщины рождение ребенка — самый главный подарок Бога. Молитва перед иконой Божией Матери …

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись …

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/valaamskaya-ikona-bozhiej-materi/

Виктор Кутковой. О Валаамской иконе Божией Матери / Православие.Ru

При взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.

И это понятно, ибо икона написана монахом.

Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.

Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.

Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.

Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе.[1] Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов.

Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А.

Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения.

И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”.[2]

Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…

     Основа всей жизни Церкви – несомненно, решающее и все для нее определяющее чудо: воплощение Бога и обожение человека. Это именно чудо и есть норма жизни Церкви, закрепленная в ее каноне, которая и противопоставляется настоящему состоянию мира, — писал все тот же Л.А.Успенский.

— «Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно.

Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть внешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению «тайн домостроительства Божия о спасении людей».

Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских тайн в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен».[3]

Хочется верить, что наша позиция не воспринимается как призыв к «расцерковлению» образа Валаамской Божией Матери. Речь идет прежде всего о проблемах современного иконописания.

Читайте также:  Молитва святому николаю угоднику о помощи в деньгах - православные молитвы

Само собой разумеется, мы далеки также и от «обвинений» о. Алипия. Во-первых, анализ призван быть объективным: в задачу исследователя входит констатация факта и выявление причин, его породивших, а не критика. Во-вторых, у Валаамского изографа практически отсутствовал выбор.

Это у светского художника всегда есть возможность, в случае несогласия со вкусами и запросами эпохи, стать одиноким императором своих взглядов и брести по миру под дырявым зонтиком жизненных обстоятельств.

Иконописец же плывет на корабле, именуемом «Церковь», и, как член команды, подчиняется тем законам и правилам, которые утверждены на корабле. В-третьих, каждый человек является определенно детерминированным «продуктом» своей эпохи, неся в себе ее культурные ценности.

История показывает, что при всей закрытости от мира, печать (дух) времени оставляет след и на обителях; во всяком случае, такое наследие веков без труда можно обнаружить во всех древних монастырях: пример – хотя бы барочная колокольня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

И заслуга иеромонаха Алипия (Константинова), как раз и состоит в обращении к иконографическому опыту живописцев прошлых столетий (имя обязывало!), чтобы традицией попрать преходящее.

Под иконографическим опытом мы разумеем прототип, с которого писалась икона Валаамской Божией Матери.

На Валааме им сегодня считают византийский образ Никопеи. Сходство, конечно, есть. Но, во-первых, Никопея – икона поясного извода; во-вторых, существовал более древний образ, в полный рост и не менее похожий: из Никеи. Это мозаика в апсиде из церкви Успения.

История ее сложна и драматична. Произведение создавалось еще в доиконоборческую эпоху, по предположению В.Н.Лазарева, константинопольскими мастерами.[4] Вверху над Богородицей находился сегмент мандорлы, от которого расходились три луча. Средний из них касался головы Божией Матери.

«Несомненно, Мария держала в руках Младенца, иначе остается непонятной проходящая через лучи надпись (EG GASTROS PRO EWSFOROU EGEGENHKA SE), раскрывающая смысл композиции».

[5] Надпись носила догматический характер и напоминала о Непорочном Зачатии; тема же указывала на ее раннее возникновение.

Но вот в VIII веке грянул иконоборческий смерч, разрушительно сказавшийся и на никейской мозаике. Иконоборцы сбили изображение Богородицы и заменили его крестом. Однако, после победы иконопочитателей, мозаика была восстановлена.

[6] Свидетельством чего является ктиторская надпись вимы: (STHLOI NAUKRATIOS TAS QEIAS EIKONAS) [Навкратий утверждает Божественные иконы]. XX век оказался для мозаики последним. В результате греко-турецкой войны 1919-1922 гг. памятник утрачен безвозвратно.

Но, к счастью, Русский Археологический институт в Константинополе успел сделать профессиональные черно-белые фотографии мозаичного убранства Успенской церкви.

В качестве варианта Никейского образа следует назвать другую мозаику: «Богоматерь между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной.” (1118 г. Южная галерея собора Св. Софии в Константинополе). Здесь поза Богомладенца еще больше напоминает валаамскую икону: Христу осталось лишь согнуть в локте благословляющую десницу, а в шуйцу взять державу.

Итак, если образ Божией Матери из Никеи связан с победой Православия, то константинопольская мозаика – с императорской четой; причем в последнем случае связь с императорским домом – наглядная, а в “Никопее” – символическая (как палладиум).

И, тем не менее, они соединены между собой любовью Иоанна Комнина к Никопее, извод которой известен с X века: именно Никопея украшала колесницу этого басилевса.

Отсюда понятен выбор иконографии, идентичной данному памятнику, для софийской мозаики.

Итак, никейский образ утрачен полностью, Софийский – наполовину. Но и Никопея, после ее захвата в 1204 г. венецианским дожем Энрико Дандолло и помещением в соборе св. Марка, оставалась закрыта особой завесой и потому «неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» (акад. Н.П. Кондаков). Истинный вид Никопеи известен лишь с 70-х годов XX века, после реставрации.

Отец Алипий окончил свой земной путь до греко-турецкой войны. Данное обстоятельство должно подталкивать исследователей к более активному изучению биографии нашего изографа.

Необходимо выяснить: был ли он в Константинополе (возможно, по пути на Афон)? Удалось ли ему посетить Софийский собор? Мозаики о. Алипий мог видеть вряд ли: основной их массив расчищен уже в XX веке.

Значит, существовала какая-то икона Никопеи, помимо увезенной в Венецию. Ибо писали же русские изографы такой образ для пророческого чина в первой половине XVII в.

, правда, далеко не похожий на свой прототип из X столетия.[7]

Если о. Алипий посещал Константинополь, то он имел возможность завернуть в Никею: следовало всего лишь переплыть узкое Мраморное море, чтобы увидеть город двух Вселенских Соборов. Рядом с Никеей, чуть севернее, находится и Халкидон. Кто из православных отказался бы их посетить?

Но не исключено, что наш изограф подвизался на Валааме безвыездно. Тогда он мог познакомиться с Никейским образом или Никопеей неизвестного списка  по фото-, нет, скорей по литографии.

Пока ясно одно: Никопею какого-то древнего извода о. Алипий видел.

Эти византийские образы представляют нам Христа, утверждающим православное вероучение (потому в левой руке свиток); Валаамская икона показывает Христа Царем небес. И во всех случаях сквозным мотивом проходит тема Воплощения, тема Непорочного Зачатия,[8] а значит тема целомудрия и чистоты. Что во все времена было актуально и звучало призывом к покаянию.

Удивляет промыслительное создание и Никейского образа, и Валаамского – для храмов Успения Божией Матери. Нет совпадений в христианстве! Мистика Жизни антиномически переплетена здесь с мистикой Успения.

И нет случайностей, думается, во времени написания иконы: 1878 год. Год победы России в русско-турецкой войне, освобождение православных болгар от османского ига. Образ Валаамской Божией Матери можно и нужно рассматривать в качестве иконического памятника, посвященного павшим на поле брани — и — живым, вернувшимся победителями.

Чем объяснимо сопоставление мистики Жизни и Успения. Икона воспевает Торжество Православия – новую победу над иконоборцами, в данном случае – османами. Как тут не вспомнить связь с Никопеей! Ведь «Никопея» — в переводе с греческого «Победотворная». Держава в руке Царственного Богомладенца и символизирует это торжество, эту победу.

Не столь уж важно, обращался ли о. Алипий к Никейскому образу, связь с данным прототипом все равно очевидна и закономерна. Разрушение Успенского собора из г. Никеи руками тех же турок в 1922 г. на мистическом уровне выглядит ответным ударом.

С другой стороны, Валаамский образ есть таинственное востребование иконы для охранения и молитв против внутреннего врага: ровно через год после ее написания возникла в Петербурге «Народная воля».

Повторимся: случайностей в христианстве нет. «Кто верит в случайность, тот не верит в Бога», – говорили на Руси.

Простуда Натальи Андреевны Андреевой, первой получившей исцеление от Валаамской святыни, символически ни что иное, как «простуда» нации.

И в отличие от Натальи Андреевны, которая металась между Валаамом и Петербургом, полная веры в исцеление, Россия мыкается сегодня, полуверя в выздоровление.

Потому, в общих масштабах, мы только частично и выздоравливаем.

«По вере ваю буди вама» (Мф. 9:29).

Иконографическая связь Валаамского образа с византийскими памятниками, царскими по своему происхождению, первое чудотворное явление Валаамской иконы «вскоре после венчания на престол царя-мученика Николая II» действительно указывают на мистическое «значение иконы Валаамской Божией Матери для всей России». Она указывает для нас вектор движения к выздоровлению. В конечном пункте – создании православного царства, вне всяких сомнений, и произойдет полное исцеление народного организма нашей страны.

[1]

[2]

[3]

[4]

[6]

[7]

[8]

Источник: http://www.pravoslavie.ru/1665.html

Строим Монастырь » Валаамская икона Пресвятой Богородицы

Икона Богоматери, восточный фасад храма Феодора Стратилата в скиту

Валаамская икона Пресвятой Богородицы

На восточном фасаде храма Феодора Стратилата в скиту монастыря — Валаамская икона Пресвятой Богородицы. Иконография этого образа необычна, отличается от других известных и прославленных в Церкви икон Богородицы.

На Валаамской иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца скрытой под мафорием рукой снизу, а другой спереди.

Стопы Богоматери открыты и без обуви. Богомладенец в белом гиматии, Его правая рука благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом.

Такое изображение Богоматери в Византии называли Никопея («Победотворная»). Название «Валаамская» стало для этой иконы не просто обозначением места ее прославления, но выражением таинственной связи со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем.

Преподобные Сергий и Герман на острове молились именно пред таким образом Божией Матери. По происхождению они были греками, а иконография Валаамской Никопеи — Византийского происхождения.

С другой стороны, Богородица в красном царственном, будто порфира, мафории показана на иконе как Небесная Владычица. В иконе выражается полнота достоинства Божией Матери как Царицы неба и земли.

Богородица напоминает огненный столп, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец-Вседержитель.

Икона являет образ исихастской (тихой, уединенной) молитвы, монашеского умного делания.

Богородица предстает на иконе как Великая Мать, Игумения всех монашествующих.

История обретения Валаамской иконы Божией Матери и типична, и по-своему необычна. Поучительна. О ней повествует записанное иноками «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемом «Местная Валаамская»».

Одна женщина (крестьянка Наталия Андреева из Петербурга) в 1878 году сильно простудилась, у нее развился острый ревматизм рук и ног. Болезнь причиняла страдания, никакое лечение не помогало.

Врачи советовали ехать на теплые воды, но на это не было средств, и когда она уже находилась на грани отчаяния, решилась ехать на Валаам.

На последние деньги купила билет, однако накануне поездки ее одолело сомнение.

Укрепленная чудесным видением Наталья отправилась в святое паломничество. Это было в 1887 году на праздник обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Однако первый приезд на Валаам лишь укрепил надежду, но не принес полного избавления.

Страждущая женщина сподобилась узнать свою Посетительницу в Успенской церкви в иконе на левой колонне. Но в этот самый момент раздался свисток на готовом к отплытию пароходе.

Наталья Андреевна едва только успела поставить свечку, но, вернувшись в Петербург, она почувствовала значительное облегчение. Тогда она дала обещание обязательно вскоре приехать еще раз и воздать благодарение Богу и Его Пречистой Богоматери пред явленной иконой.

Однако, ее второй приезд в 1896 году оказался неудачным: она не нашла икону на месте. Но на третий раз на праздник преподобных Сергия и Германа в 1897 году исцеление было полным.

Перед этим Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери. И было ей еще два благодатных сна: в первом старичок в камилавке (по-видимому, преподобный Сергий Валаамский) сказал ей: «Подожди, найдешь Царицу Небесную!»; во втором, уже готовясь ко Причастию, она явственно узрела, как обретенную икону заносят в собор.

И после ранней литургии виденная ею картина сбылась во всех деталях: по указанию Андреевой образ действительно нашли в кладовой в углу, завернутый в холст. У болящей откуда силы взялись: едва ходившая, она вместе со всеми почти побежала в собор, где на столе уже стояла икона. «Эта ли икона?» — спросил отец Пафнутий. «Эта самая!» — в волнении воскликнула она.

После обретения выяснили, что эту икону в 1878 г. (в том самом, когда Н.А. получила сильную простуду, послужившую в итоге к прославлению Божией Матери) написал о. Алипий, валаамский изограф. Андреева, узнав о сем, нашла инока и низко поклонилась ему.

Источник: http://stroimmonastir.ru/2015/07/21/valaamskaya-ikona-presvyatoj-bogorodicy/

Валаамская икона божией матери

чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском >муж. мон-ре в 1897 г.

Валаамская икона Божией Матери. XIX в.
Валаамская икона Божией Матери. XIX в.История обретения зафиксирована в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская» и связана с чудом исцеления от ревматизма крестьянки Тверской губ. Корчевского у. дер. Зорино Н. А. Андреевой, проживавшей в С.

-Петербурге, в богадельне Брусницына. Андреевой во сне явилась Богородица и повелела ехать в Валаамский монастырь, где она получит исцеление от Ее иконы. Приехав на Валаам, Андреева нашла икону и, вернувшись в С.-Петербург, почувствовала значительное облегчение. Во 2-е свое посещение Валаамского мон-ря летом 1896 г.

Андреева не увидела иконы, висевшей прежде в Успенском храме на колонне с левой стороны. Ризничий мон-ря о. Пафнутий не нашел образ и решил, что икону отправили в С.-Петербург, в Валаамскую часовню на Васильевском о-ве, но и там иконы не оказалось. Приехав на Валаам в 1897 г.

, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Андреева в тонком сне увидела место пребывания иконы, указала на него, и В. и. была обретена. Перед образом была возжена неугасимая лампада и отслужен водосвятный молебен, Андреева получила исцеление. С явлением В. и. связывают духовное свидетельство Божией Матери о Ее Покрове Валааму как Сев.

Читайте также:  Молитва пресвятой богородице об усопших - православные молитвы

Афону.

Икона была написана в 1878 г. валаамским иером. Алипием (Константиновым), имевшим художественное образование и нареченным в монашестве в честь преподобного Киево-Печерского иконописца.

Богородица на иконе изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой — спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп.

Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом. В художественном стиле иконы сочетаются академическая живописная манера и иконописная традиция Афона кон. XIX в. В нижнюю часть иконы игум. Гавриилом была вложена частица ризы Божией Матери.

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ В. и. молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания (АФВМ. 1915. № 23. Л. 6-16) и в иконописной мастерской Валаама выполнен список В. и., посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим.

Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в дек. 1914 г. пожертвовал мон-рю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» (АФВМ. 1915. № 23. Л.

2-5).

В. и. пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть о-в Валаам, перенесли образ в мон-рь Новый Валаам, в Преображенском соборе к-рого (за левым клиросом) В. и. находится в наст. время.

Одно из последних чудес от В. и. зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря архим. Сергия: в 1996 г. получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у В. и.

Празднование иконе Финландской Православной Церковью совершается 20 авг. Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь В. и. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря составила фин. правосл. поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, к-рая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери.

В России остался чтимый список иконы (135´ 82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 г. Он находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском о-ве, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 г., был перенесен в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище.

Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками С.-Петербургской епархии и валаамской братией В. и. была торжественно перенесена на Валаамское подворье в С.-Петербурге.

В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье. 10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и.

указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время — 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц.

(была упразднена в 1853). Служба В. и. на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря — находится в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.).

На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и.

Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. 14 июля 1992 г. правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю был подарен список В. и., выполненный в 1992 г. иконописцем С. Павловым. В 1995 г.

этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье мон-ря, где в наст. время находится в киоте слева от центрального придела ц.

во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских.

В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список В. и., с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 г. Юлией Боголюбовой.

В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

Арх.: АФВМ. Еа:153. № 24 за 1920 г.; Еа:132. № 23 за 1915 г.Лит.: Богоматерь Валаамская // ЖМП. 1975. № 1. С. 28-29; Рывкин В. Ф. По Валааму. Петрозаводск, 1990. С. 135-138; Беловодов Г., свящ. Сказание о Валаамской иконе Божией Матери / Валаамский мон-рь. СПб., 1997.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/153887.html

Чудотворная икона Божией Матери Валаамская

   История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминаетсказание о Державной иконе.

Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног.

В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме наколонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображенаво весь рост с Младенцем на руках. На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о.

Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург.

Иконы не было и в Валаамской часовне. Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет. В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!».

Ночью, накануне поездки больной было видение женщины в одеянии из малинового бархата с ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрилаее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила:«Матушка, какая Выкрасивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу,- был ответ, — ты Меня увидишь на Валааме».

Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен.

Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.    В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о.

Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви святого Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!».

Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону. В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием.

Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» — спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» — в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о.

Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви святого Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада.

После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление. Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.

   Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа.

До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.

   В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Акафист

Кондак 1   Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, благодарственное приносим пение о даровании чудныя Ея иконы Валаамския. Ты же, Всемилостивая Царице, яко имущая державу непобедимую и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.  

Икос 1

  Ангелов Царица и всея твари Владычица преславным прославлением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатию озарила еси. Темже вернии людие с любовию припадающе к дивному образу Твоему Валаамскому, приносят похвалы сия: Радуйся, спасения нашего Главизно. Pадуйся, Мати Господа Вышняго. Радуйся, Церкве непоколебимый Столпе. Pадуйся, Царствия Нерушимая Стена. Радуйся, страну Российскую в жребий и достояние Себе избравшая. Pадуйся, иконы Твоя чудотворныя, яко звезды в ней умножившая. Радуйся, земли Русския Царице и Владычице. Pадуйся, яко Тобою Русь православная хранится. Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озаряющая. Pадуйся, светом радости души наша просвещающая. Радуйся, непобедимая Воеводо царей и воинов православных. Pадуйся, врагов наших видимых и невидимых побеждающая. Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.  

Кондак 2

Ведый благодать и славу места сего, благослови Господь Матерь Свою даровати Покров Ея над островом Валаамом, яко над северным Афоном, да вси спасающиися на нем от лет древних и до ныне взывают непрестанно Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.  

Икос 2

Разум имеюще божественный, преподобнии отцы наши Сергий и Герман приидоша в земли севера воеже Господу невозбранно послужите и достигше острова Валаама, обитель иноческую тамо устроиша.

Ты же, Пресвятая Дево, яко Игумения святых обителей православных, сохрани всех подвизающихся зде, единем сердцем и едиными усты воспевающих Ти: Радуйся, от младенчества Богу посвященная. Pадуйся, в храме Иерусалимстем воспитанная. Радуйся, яко житие Твое при храме прообразом жития монашескаго явися. Pадуйся, иноков чадолюбивая Мати.

Радуйся, остров Валаам, яко место явления благодати Твоея освятившая. Pадуйся, землю Карельскую благоуханием святости исполнившая. Радуйся, обитель Валаамскую, яко северный Афон, прославившая. Pадуйся, храмы и скиты ея славою чудес Твоих осиявшая. Радуйся, преподобных Сергиа и Германа в молитву с Собою приемшая.

Pадуйся, милостию Своею на острове Валааме дивный сад духовный насадившая. Радуйся, святыя обители Валаамския Всечестная Игумения. Pадуйся, Наставнице иноков на путь небесныя жизни.

Радуйся, Владычице, обители Валаамския и страны нашея дивная Заступнице.

Источник: http://www.MarielTour.ru/chudotvornaya-ikona-bozhiey-materi-valaamskaya

Ссылка на основную публикацию