Икона пресвятой богородицы «боголюбская» — православные молитвы

Боголюбская икона Божьей матери: о чем молятся, в чем помогает

Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.

История иконы

История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.

18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями.

Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.

Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.

Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.

Описание иконы

Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.

На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.

Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.

Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.

В чем помогает боголюбская икона божией матери

За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).

К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.

О чем молятся боголюбской иконе божией матери

Чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери молятся о защите от эпидемий, об исцелении от болезней.

Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной.

Именинники, день рождения которых приходится на 1 июля, день почитания Боголюбской иконы, молятся ей о защите и покровительстве.

Молитва иконе

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/bogolyubskaya-ikona-bozhey-materi/

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери Боголюбская / Православие.Ru

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской

Икона Божией Матери БоголюбскаяНыне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон.

Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Написан этот образ в 1157 году.

Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву).

Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной.

Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой.

Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

Князь Андрей БоголюбскийКнязь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше.

Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния.

Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).

Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г.

удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места.

Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Варварские ворота Московского Кремля, Боголюбская часовня (уничтожены большевиками)    

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке».

На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы.

Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе.

Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.

Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

Боголюбский монастырь    

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас.

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.

Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/1887.html

Боголюбская икона Божией Матери

Икона Богородицы «Боголюбская» почитается православными христианами всего мира. Молитвы Богоматери перед этой иконой способны полностью изменить вашу судьбу в лучшую сторону.

Читайте также:  Кафедральный собор благовещения пресвятой богородицы в харькове - православные молитвы

Боголюбская икона Девы Марии — одна из немногих, сохранившихся во время татаро-монгольского ига. В 1157 году князь Андрей Юриевич Долгорукий направлялся из Вышгорода в Суздальские земли в сопровождении иконы Богоматери. Возле города Владимира кони встали, как вкопанные, и перестали повиноваться. Князь и его дружина разбили лагерь и остались на ночлег.

Во сне князю явилась Богородица и повелела основать на этом месте храм в честь Рождества Ее, а чудотворную икону поместить в нем.

Воодушевленный явлением Богоматери, князь Андрей тотчас отдал приказ о строительстве церкви и описал явленное ему чудо, повелев написать икону Пречистой Девы такой, какой Она явилась ему.

Икона была написана, и в последствие прославила церковь в Боголюбово чудесами исцеления смертельных больных.

Где находится святой образ

Татары не раз совершали набеги на Владимирские земли, среди прочего сжигая и разоряя церковь Рождества Богородицы в Боголюбово, однако чудотворная икона каждый раз оставалась невредимой. В 15 столетии Боголюбская икона была помещена в Дворцовую Сретенскую церковь в Московском Кремле. В настоящее время образ находится в Успенском Княгининском монастыре города Владимира.

Описание иконы

Основой чудесной иконе служит кипарисовая доска. На иконе изображена Богородица, воздевшая руки в молитве к Господу. В правой руке Дева Мария держит свиток с молитвой Иисусу Христу и просит благословить избранное Ею место для строительства храма.

В чем помогает Боголюбская икона

Самым примечательным чудом, совершенным Боголюбской иконой, считается избавление Владимира от эпидемии холеры и чумы в 1771 году. Череда чудесных исцелений безнадежно больных и стала окончательным подтверждением особенной силы этого образа. Именно поэтому Боголюбской иконе Богородицы молятся об исцелении болезней и о защите от врагов.

Молитвы чудотворному образу

«О, Преблагая Владычица, силою Твоею наполнится ли позволишь? О, Богородительница, не оставь нас, грешных и недостойных рабов Божьих, склонись к нам и позволь смиренно молить Тебя: упроси Сына Твоего и Бога нашего, да избавит Он нас от проклятия диавольского и изгонит из душ наших грех и неверие. Да не посрамим благодать Божию и с радостью войдем в Царствие Небесное. Аминь».

Эту молитву необходимо читать, когда вашей семье или лично вам угрожает опасность, либо вы не чувствуете достаточно сил для начала любого богоугодного дела.

«Пресвятая Владычица, утешительница и заступница рода человеческого! В слезах к тебе прибегая, смиренно молю Тебя: исцели, Богородица, раны и болезни телесные и душевные, не оставь живот мой в боли и болезненном жаре! Умоли Бога нашего и Сына Твоего избавить меня от проклятия дьявольского и освободи меня от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна помочь исцелить самые тяжелые болезни и укрепиться в истинной вере.

День памяти Боголюбской иконы Богородицы — 1 июня по новому стилю. В этот день с помощью искренней молитвы можно навсегда изменить свою жизнь. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять …

Для любой женщины рождение ребенка — самый главный подарок Бога. Молитва перед иконой Божией Матери …

Чудотворный образ Божией Матери появился по зову многочисленных молитв в период страшного для людей времени, …

Иконы, обладающие чудотворными свойствами, — не редкость в православном мире. Рудненская икона Божией Матери причислена …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/bogolyubskaya-ikona-bozhiej-materi/

Боголюбская икона божией матери

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях.

Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в 10 верстах от Владимира,  повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места.

Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу.

В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе.

Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила.

Первообраз иконы, XII век

Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Размеры (185 см) Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом, крепилась на алтарном столбе, и, скорее всего, парным к ней был ныне утраченный образ Иисуса Христа в рост.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века.

В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых 9 лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой — Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе).

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской».

Иконографический тип — Агиосоритисса (Заступница)

В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы.

Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея.

В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению».

Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И.

Э. Грабаря).

Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове.

Мозаичная «Агиосоритисса» в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо

Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками.

Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка.

На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте.

Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу.

Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города.

Варварские ворота Китай-города (фото 1890 года)

На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на 3 дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке».

Сам чудотворный список пребывает ныне в Храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Москва, Петропавловский пер.

, 4-6), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Храме Воскресения Христова в Сокольниках (Москва, Сокольническая площадь, 6).

Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с.Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с.Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Первообраз Боголюбской иконы с 1992 года находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире (г.Владимир, Княгининская ул., 37-А).

Боголюбская икона в Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире

Но в 2009 году при очередном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону перенесли на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей (г.Владимир, ул.Большая Московская, д.43). Там она находится по сей день под присмотром музейных работников.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас.

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.

Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь, глас 1
Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1167830

Боголюбская икона Богородицы

1 июля святая Церковь молитвенно почитает Боголюбский образ Божией Матери.

Когда благоверный князь Андрей Боголюбский переселялся из Вышгорода Киевского в Суздальскую землю, он взял с собой чудотворную Владимирскую икону Матери Божией. Во время путешествия кони, везшие образ, внезапно остановились и не могли идти далее. Думая, что они устали, их переменили, но и новые кони не тронулись с места.

Тогда отслужили молебен перед Владимирскою иконой. Князь Андрей со слезами молился и обещал Богородице воздвигнуть на этом месте церковь во имя Ее. Потом он ушел в свой шатер и еще более погрузился в молитву.

Читайте также:  Молитвы святителю митрофану воронежскому чудотворцу - православные молитвы

И явилась ему Богородица, и велела при обещанной церкви основать еще монастырь. Потом Она подняла свои руки в молитве к Иисусу Христу, Который явился на воздухе и благословил Ее. И тогда видение кончилось.

Князь исполнил повеление Богоматери. Кроме того, он поручил искусным иконникам написать икону Боголюбивой Царицы так, как Она явилась ему. Монастырь и при нем основавшийся город князь Андрей назвал Боголюбовым, потому что, как он говорил, Богоматерь возлюбила это место.

С тех пор Боголюбская икона прославилась чудесами и исцелениями, и особенно заступлением от ужасных болезней, угрожавших всему народу. И православные люди любят и чтут Боголюбскую икону и поют перед ней Богородице: «Радуйся, Боголюбивая Царица Богородица, Надежда и Прибежище наше».

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас.

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.

Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

>

Источник: http://semyaivera.ru/2013/07/01/bogolyubskaya-ikona-bogoroditsyi/

Боголюбская икона Божией Матери — Православный журнал «Фома»

История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского.

В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.

С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.

Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились.

Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних.

Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой.

После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия.

В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя.

Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло.

Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери.

Мастера написали образ так, как повелел им князь.

После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю).

Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место».

Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской.

Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.

Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой.

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com

В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом.В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы.

В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там.

В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры.

Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853).

История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах.

С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность.

В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года.

В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.

Источник: https://foma.ru/bogolyubskaya-ikona-bozhiey-materi.html

Боголюбская икона Пресвятой Богородицы

Память Боголюбской иконы совершается в Православной Церкви 1 июля по новому стилю.

История Боголюбского образа

Боголюбский образ является одним из древнейших русских иконописных изображений Пресвятой Богородицы, почитаемый как чудотворный. Возникновение этой иконы связано с именем Великого князя Андрея Боголюбского, управлявшего Владимиро-Суздальским княжеством во второй половине XII века.

Этот князь отличался большим благочестием, за что получил имя Боголюбского, а позже был прославлен в лике святых. Сохранилось предание, согласно которому князь Андрей, во время перенесения во Владимир древнего чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного после Владимирским, удостоился во сне явления Божией Матери.

Царица Небесная повелела построить на месте Ее явления монастырь: князь выполнил волю Богоматери. Для новой обители была написана икона, изображающая чудесное видение князю Андрею Боголюбскому Пресвятой Богородицы.

Вскоре образ прославился как чудотворный и к нему стало стекаться множество паломников, и, кроме того, было сделано множество списков, которые также почитались чудотворными.Обитель, в которой находилась Боголюбская икона, неоднократно подвергалась нападению половцев и татар, однако Царица Небесная хранила свой образ.

Чудотворная икона дошла до наших дней, хотя и в сильно поврежденном виде. Особенно большой урон сохранности иконы нанесла неудачная реставрация, проведенная в 1946 году во Владимирском краеведческом музее, в результате чего грунт иконы стал разрушаться.

В настоящее время икона находится во Владимиро-Суздальском музее в специально оборудованном помещении, позволяющем сохранить краски древнего образа, а реставрационные работы по-прежнему продолжаются.

Иконография и списки Боголюбской иконы

По своей иконографии Боголюбский образ относится к достаточно редкому иконографическому типу Агиосоритисса. На иконе Божия Матерь изображена стоящей в полный рост, без Богомладенца. В руках Богородица держит свиток со словами молитвы, обращенной к Сыну Божию.

В верхнем правом углу написано небольшое изображение Спасителя, к Которому обращается Пресвятая Богородица, указывая молящимся на Него рукой. Таким образом, в иконе Божия Матерь показана не только Заступницей и Молитвенницей за весь род человеческий, но и Путеводительницей ко Христу.

Боголюбская икона пользовалась большим почитанием и любовью на Руси, потому с нее было сделано множество списков и изводов. Наиболее известным списком является Боголюбско-Московская икона, на которой изображены некоторые московские святые, припадающие с молитвой к Царице Небесной: святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженный Василий и другие.

Известна также Боголюбско-Зимаровская икона, которая, по преданию, была поругана и разрублена на куски во время татарского нашествия, однако чудесным образом восстановилась. Кроме того, почитается Боголюбско-Угличский список.

В каких случаях молятся перед Боголюбской иконой

Боголюбская икона прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, совершенными во время эпидемии чумы и холеры. Особенно известным является случай, когда в 1771 году во Владимире распространилась эпидемия чумы и множество людей было заражено этой страшной болезнью и скончалось в мучениях.

По желанию народа и духовенства икона была принесена в город из Боголюбово и с ней был совершен крестный ход.

Рассказывают, что городские власти вначале хотели запретить совершение молебна, поскольку городской врач, немец-протестант, опасался, что большое скопление народа может усугубить ситуацию в городе.

Однако практически все, участвовавшие в крестном ходе и молебне получили исцеление, а вскоре эпидемия полностью прекратилась. Пораженный этим, немецкий врач перешел из лютеранства в Православие. Существует традиция молиться перед Боголюбской иконой во время эпидемий.

Тропарь, глас 1:

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская надеждо и Заступнице,/ печальных утешение, ненадеющихся и отчаявшихся скорое надеяние,/ молим Тя: милостива буди нам, грешным,/ и не остави раб Своих,/ и не отрини моления верных,/ в скорбех и бедах пред честным образом Твоим избавления требующих./ О Владычице, Благая Помощнице!/ Ризою Твоею честною нас защити и от всех зол избави,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ да спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 3:

Дева днесь предстоит Сыну,/ руце Свои к Нему простирающи,/ святый князь Андрей радуется,/ и с ним Российская страна торжествует,/ нас бо ради молит Богородица// Превечнаго Бога.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже благоверный князь Андрей даде нам на враги в победу и всем верным во спасение.

Молитва:

О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое имя Твое. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/ikony/739-bogolyubskaya-ikona-presvyatoj-bogoroditsy

О боголюбской иконе божией матери

1 июля – день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Это особая святыня Владимиро-Суздальской земли и одна из древнейших русских икон.

В этом году Православная Церковь отмечает 855 лет со дня явления Пресвятой Богородицы благоверному великому князю Андрею Боголюбскому.

Как известно, икона была написана по повелению святого князя после ночного видения ему Богоматери на том самом месте, где позднее князем был основан Боголюбский монастырь и выстроен  город Боголюбов.

Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в греческом церковном искусстве XI-XII вв.

Свиток в руке Богоматери был дописан позднее, он сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница).

Создателем иконы был или греческий иконописец, или русский мастер, хорошо знакомый с современным ему греческим искусством.

На иконе Богоматерь изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное.

Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), св. Крестителя Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила.

Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено св.блгв.вел. князем Андреем Боголюбским 18 июня ст.ст./ 1 июля н.ст.

В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения. В настоящее время древняя икона XII в. находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым.

Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ.

Читайте также:  Православные молитвы перед и после употребления пищи - православные молитвы

В день встречи икон у стен Москвы «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.

После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. Сохранилась память о том, что в 1432 году вел. князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462 гг.

) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 гг.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы.

В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г.

в ней был поставлен список Боголюбской иконы, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря. Чудотворным образом в тот период считалась и Боголюбская икона кремлевского Сретенского собора. С особым почитанием Боголюбской иконы в эпоху Петра I связано предание об иконе в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, подаренной Петром стольнику Б.

Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма, а также предание о появлении Боголюбской Московской иконы Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города. Составление службы Боголюбской иконы относится к рубежу XVII-XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре.

Старейший список службы датируется 1704 г.

Известно три основных варианта Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, получивших распространение в XVII-XIX вв.

Первый – это иконы, точно копирующие древний образец, где Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками ко Господу.

Второй – Божия Матерь изображена вместе с предстоящим перед Ней на коленях благоверным князем Андреем Боголюбским.

Третий вариант – «Моление о народе», Божия Матерь изображена с молящимся перед Ней сонмом святых – московских святителей, благоверных князей и др.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году г. Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России).

Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.

Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта г-на Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится.

И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!», и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.

Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция.

Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими.

В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе.

Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними – священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.

В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.

Исходя из вышеизложенного видно, как велико было в народе почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Конечно же, по вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре.

Одно из этих чудесных исцелений было описано во Владимирских Епархиальных ведомостях за 1877 г.: «Во время крестного хода крестьянин Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона.

Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, за тем взял сына своего седяку (не могшаго ходить по слабости ног), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее чрез него с сыном, что и сделано.

Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним, – и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно.

Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда».

Возвращаясь к истории возникновения крестного хода, можно отметить, что в том же 1771 году жители Москвы, узнавшие о том, что город Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами.

Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало безпокойство светских и духовных властей. Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некоторым данным, имел намерение убрать икону со стены.

Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

Следующая массовая вспышка холеры, сопровождающаяся также народными волнениями, произошла в России в 1830-31 гг. Несмотря на все меры, предпринятые правительством по борьбе с эпидемией, одними медицинскими средствами ее погасить не удалось.

Поскольку любое заболевание – это посещение Божие или в наказание за грехи, или для вразумления для людей, то по повелению царя Николая I по всем храмам Российской империи был разослан текст особой молитвы для ежедневного чтения на литургии об избавлении от напасти.

Осенью 1831 года опять же по повелению царя приказано было отслужить по всем храмам России благодарственные молебны за исцеление и прекращение эпидемии холеры.

В разгар этой эпидемии в с. Тейково, тогда принадлежавшее Владимирской губернии, выехал губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевской. Он был родом из этих мест – имение Хметевских находилось в селе Березовик (теперь это Ковровский район).

С 25 мая по 30 июня 1831 года Хметевской пребывал в Тейково, где под его руководством была устроена инфекционная больница. Тогда же в Тейково был доставлен и один из списков Боголюбской иконы, после совершения молебнов перед которым, эпидемия прекратилась.

За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 г.

он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

А от Боголюбской иконы Божией Матери и ее многочисленных списков продолжали совершаться чудеса. В том же 1831 году в г. Усмани Тамбовской губернии после молебнов перед Боголюбской иконой также прекратилась эпидемия холеры.

Известными списками Боголюбской иконы Божией Матери кроме вышеперечисленных, являются Тарусский в Калужской области, Зимаровский в Рязанской области, Угличский и многие другие, по молитвам перед которыми верующие получали исцеление от губительных поветрий – холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

Если и в дореволюционное время крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери были основным источником дохода для содержания обители, то после революции это было единственным средством, чтобы добыть средства к существованию. Божия Матерь питала служащих Ей.

В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии. Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме, как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню.

Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирали всем миром. Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны.

Но далеко не все жители были столь благочестиво настроены. Обстановку того времени отражает небольшая заметка из Суздальской районной газеты.

Действие происходило в селе Сельцо Яневской волости: «22 марта собранием граждан сельца по некоторым политическим, а главное, по продовольственным соображениям, было постановлено не принимать духовенство Боголюбского монастыря, сопровождающее икону Богоматери Боголюбивой.

На другой день 23 марта вновь было созвано собрание граждан, на котором явившиеся женщины, предводительствуемые гр. А. Тарасовым, настойчиво требовали принятия иконы и духовенства, причем тут же организовали свое отдельное собрание под предводительством Тарасова и, выбрав сборщиком В.

М-на, собрали с желающих принять священников по 2 руб. с дому»*.

Крестные ходы с Боголюбской иконой продолжались еще несколько лет и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении. После закрытия в 1923 г.

Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была передана группе верующих с. Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени.

В Боголюбской обители, в большом соборе стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно накануне дня празднования Владимирской иконы Божией Матери.

На крестный ход выносится один из списков Боголюбивой иконы. 2 июня вечером сестры Боголюбской обители с духовенством и богомольцами торжественно направляются с иконой в храм свв.

равноапостольных Константина и Елены Свято-Алексеевского монастыря г. Владимира.

В течение целого месяца Боголюбская икона по древней традиции пребывает в городе – ее носят крестными ходами во все приходские храмы, а 30 июня вечером – накануне дня памяти Боголюбской иконы, ее торжественным крестным ходом возвращают в обитель.

На этот крестный ход, совершаемый ежегодно, собирается около 4-х тысяч человек со всей России. Главный соборный храм Боголюбской обители, выстроенный в честь этой иконы в 1866 году на средства московских купцов Алексеевых, вмещает в себя 5 тысяч человек. Он был заложен в 1855 году, во время торжеств, посвященных 700-летию основания обители.

В настоящее время и храм, и монастырь полностью возрождены из руин, завершена и реставрация росписи соборного храма. Все это сделано на наших глазах буквально за последние 10-12 лет благодаря неустанным трудам настоятеля монастырских храмов и духовника обители архимандрита Петра (Кучера) с сестрами.

Монастырь является одним из духовных и культурных центров современной России.

Не пора ли сделать самое главное – восстановить историческую справедливость и вернуть древнюю Боголюбивую икону из музея в соборный храм Боголюбской обители, для которой он собственно и был выстроен?! В Боголюбском соборе можно разместить древнюю святыню и создать надлежащие условия для ее сохранности. Нельзя держать светильник под музейным спудом, но надо поставлять его на «свещнице, да светит всем», как говорится в Евангелии. Будущее Росси зависит от нашего благоговения к нашим святыням, от нашего отношения к вере и спасению.

Закончить это повествование о древней Боголюбской иконе хочется словами из проповеди духовника Свято-Боголюбского женского монастыря архимандрита Петра (Кучера): «Поэтому и сегодня, может быть, как никогда ранее, в наше последнее, апокалиптическое время генерального наступления на Русскую Православную Церковь всех сил трансмирового зла, мы должны каяться и просить Пресвятую Богородицу о помощи. Должны молиться об исцелении от еще одной страшной болезни – чумы безбожия, богоборчества и богоотступничества. Ибо на наших глазах происходит невиданный еще в истории Церкви по мощи, масштабу и многообразию форм штурм Святого Православия.

Молитвами Пресвятой Богородицы да защитит Господь Русскую землю, укрепит Православную веру и возродит былую славу нашего Отечества. Пресвятая Богородица, спаси нас!»

* Голос правды. 1918 г. № 8.

Источник: http://sv-bogolubovo.ru/monastery/o-bogolyubskoy-ikone-bozhiey-materi-.html

Ссылка на основную публикацию