Икона пресвятой богородицы “благодатное небо” – православные молитвы

Икона Божией Матери «Благодатное Небо»

Икона Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, Благодатным Небом нами именуемой, телу нашему и душам спасение подающей, благодарственное приносим пение, Богородительнице. Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти:

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Икос 1

Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала о людех, во гресех пребывающих. Мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Тебе сице:

Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.

Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая.

Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая.

Радуйся, житие наше добре устрояющая; радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая.

Радуйся, Радость всему миру родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 2

Видящи Пречистая люди грешныя, с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающихся и слезно молящихся о гресех своих, внят молению их, да вси, зряще Матернее Ея милосердие, на небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, о немже молишися Сыну Твоему и Богу, мы же, зряще Тя, неотступную Предстательницу за нас грешных, со слезами вопием Ти:

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, Путеводительнице наша, к небесному отечеству нас возводящая.

Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще призывающих имя Твое святое.

Радуйся, презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; радуйся, тех на путь правый обращающая.

Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; радуйся, оставленных врачми на Свои всемощнеи руце приемлющая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 3

Сила благодати преизобилова тамо, идеже умножися грех, да радуются на небеси вси ангели о грешницех кающихся, поюще пред престолом Божиим: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем, с верою и упованием прибегающим к Тебе, подаеши руку помощи, Владычице, да вси единым сердцем и единеми усты славословие Тебе приносят сицевое:

Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы.

Радуйся, яко наша молитвы приятными Богу соделоваеши; радуйся, яко от видимых врагов нас избавляеши.

Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изъимаеши.

Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 4

Пред честною иконою Твоею, Царице Небесная, склоняем колена душ и телес наших и со умилением дерзновенно молимся Ти: спаси нас, о, Мати милосердия, да не погибнем до конца во гресех наших; Ты бо еси всем грешником едина надежда и прибежище: преклонися убо на милость, благая Мати, и умоли о нас Сына Твоего и Творца нашего, да непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше небожителие, яко молитвами Твоими пред Сыном Твоим прощение грехов и спасение на земли сущим грешником даруются, прославляют Тя, благосердную Царицу небесе и земли. И мы, грешнии, уведевше таковое Твое заступление о нас, грешных, недоумеваем, како благохвалити Тя возможем по достоянию, и от глубины сердца нашего умиленно воспеваем Ти сице:

Радуйся, Споручнице спасения грешных; радуйся, Взыскание погибших.

Радуйся, нечаянная грешных Радосте; радуйся, падших востание.

Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут.

Радуйся, яко ангели сему радуются; радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет.

Радуйся, яко теми от тины грехов нас изъимаеши; радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 5

Боготечную звезду чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразней возвышаемся, и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ангели, хранителие христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим:

Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; радуйся, Ему всегда о роде христианском моления приносящая.

Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; радуйся, уповающим на Тя непостыдный конец жизни дарующая.

Радуйся, Матерним Твоим предстательством от вечнаго мучения нас избавляющая; радуйся, ходатайством к Сыну Твоему жизни вечныя сподобляющая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 6

Дивная дела милосердия Твоего, людем явленная, предаде писмени святитель Димитрий Ростовский в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблении суще, на всяк день пред честным Твоим образом, Благодатное Небо именуемым, колена преклоняют и, избывше бед, печалей и напастей, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняющи тьму бед и скорбей от всех с любовию вопиющих Ти сице:

Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; радуйся, благая Утешительнице в печалех наших душевных.

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая.

Радуйся, алчущих Питательнице; радуйся, нагих одеяние.

Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 7

Хотя Законодавец правосудный Господь Сам быти закона исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о людех во гресех пребывающих и милостей Божиих чающих, глаголя: Закон повелевает, да сын чтит матерь.

Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя, Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления, буди убо, яко же хощеши. О нихже молишися — прощаются им греси Тебе ради.

Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашея о прощении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовуще: Аллилуиа.

Икос 7

Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоея, но и пречистому Ея лику, на дске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая:

Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; радуйся, веры утверждение.

Радуйся, благодати явление; радуйся, душеполезных знаний дарование.

Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленных разумными соделовающая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 8

Видяще славная дела и многразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей, предстательством Твоим пред Богом над нами совершающаяся, о, Небо благодатное, Пречистая Владычице, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум и сердце наше на небеса возведем, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся в вышних пребываеши, и нижних никакоже отступила еси, премилосердная Царице небесе и земли. Аще бо по успении Твоем и взошла еси на небеса с пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися причастница промышления Сына Твоего о роде христианском, сего ради Тя по долгу ублажаем:

Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая.

Радуйся, о всем мире усердная Предстательнице; радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая.

Радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая; радуйся, в скорбех утешающая.

Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная подательнице; радуйся, благ временных и вечных Ходатаице.

Радуйся, двери царствия Христова верным отверзающая; радуйся, и на земли чистаго веселия сердца наша исполняющая.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 9

Все естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому даровал еси, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не возможет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетная чудеса Твоя, от иконы Твоея являемая, имиже православныя люди от бед, напастей и всякаго зла сохраняеши. Мы же, добре ведуще о многих чудотворных явлениих Твоего честнаго лика бывших и поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем:

Радуйся, яко от священнаго лика Твоего чудеса деются; радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего.

Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши.

Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; радуйся, яко от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши.

Радуйся, яко вся болезни человеческия душевныя и телесныя милостивно врачуеши; радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши.

Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище всем с верою к Тебе притекающим; радуйся, кораблю хотящих спастися.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 10

Спасти хотяще души своя от вечныя смерти, мы, недостойная чада Твоя, преклоньше колена своя пред пречистым Твоим образом, молим Тя, Небесная Царице и милосердная Мати спасения нашего: сотвори нас причастники вечнаго блаженства в Небесном Царствии Сына Твоего, поющих Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и пристанище небурное Ты еси, Богородице Дево, всем к Тебе притекающим, темже и нас огради и покрый от всех враг видимых и невидимых, да с верою и умилением поклоняющеся пречестней и цельбоносней иконе Твоей, радостно вопием Ти:

Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещавшая; радуйся, к Сыну Твоему и Богу молитвы верных приносящая.

Радуйся, и Сама непрестанно у престола Его молящаяся о нас; радуйся, благодать Твоим иконам даровавшая.

Радуйся, всю вселенную лучами тех озаряющая; радуйся, рода христианскаго похвало и непостыдное упование.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносяще Ти, недостоинии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих, к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная свеща сущим во тьме греха и юдоли плача явися предивная икона Твоя, Пречистая Владычице: всем бо притекающим к ней струи исцелений изливает и чудес зарями сердца верных веселит, подвизающи взывати сице:

Радуйся, Божественный Свет неизреченно родившая; радуйся, тьму смертную рождеством Твоим просветившая.

Радуйся, страны нашея неусыпная Покровительнице; радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая.

Радуйся, людей православных Хранительнице; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное Утешение.

Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; радуйся, радости небесныя всем нам Подательнице.

Радуйся, всех христиан теплая Ходатаице; радуйся, о людех Твоих присная Молитвеннице.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 12

Благодать божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующеся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивная Твоя чудеса, умильно припадаем пред пречистым образом Твоим и, благоговейно лобызающе его, немолчными песньми воспеваем Тя, предивная Царице небесе и земли, и просим Тя, Владычице, услыши наше моление в час сей и благодать Сына Твоего нам низпосли, с любовию вопиющим Тебе:

Радуйся, милостей Сына Твоего и Бога нас сподобляющая; радуйся, десную часть молитвами Твоими нам грешным уготовляющая.

Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, грешником кающимся спасение подающая.

Радуйся, и нераскаянных грешников к покаянию обращающая; радуйся, всех Помоще, скорбным вдовицам и сирым помогающая.

Радуйся, алчущих и жаждущих правды к Богу приводящая; радуйся, рода христианскаго Заступнице усердная.

Радуйся, Церкве Православныя нерушимая Стено и Небо благодатное; радуйся, страны нашея Покрове и Защищение.

Радуйся, Благодатное Небо, радость и спасение нам дарующая.

Кондак 13

О, всепетая Мати, невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приемши пение, вся наша печали на радость преложи, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели и праведных души …» и 1-й кондак «Избранней от всех родов …».

Молитва

Что Тя наречем, о, Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоноснем семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о, Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты – самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Молитвы преподобного ефрема сирина - православные молитвы

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-blagodatnoe-nebo

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы “Благодатное Небо”

Перед иконами Пресвятой Богородицы

(6 / 19 марта и в Неделю Всех Святых)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Благодатное Небо»

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 6

Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Кондак, глас тойже

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter           ↑

Источник: https://www.ThePrayerBook.info/3619-molitva-pred-ikonoy-presvyatoy-bogorodicy-blagodatnoe-nebo.html

Икона Благодатное небо — молитва, значение, о чем молятся

Православные лики Богородицы весьма разнообразны, есть и не совсем обычные по композиции. Такие святыни, как правило, имеют очень интересную историю. Например, «Благодатное небо». Этот образ является как бы иллюстрацией к евангельскому повествованию. Каково его значение для верующих, о чем можно молиться данной иконе?

Версии появления в России

Не секрет, что христианство пришло в нашу страну из Византии. Оттуда же православные получали многие святыни — в качестве подарков от правителей и благочестивых граждан. По одной из версий, так попала на Русь и данная прекрасная икона Божией Матери.

  • Несколько древних святынь было прислано из Царьграда в Смоленск еще в 14 в. Этот факт был зафиксирован в летописи. В числе прочих находилась уникальная икона «Благодатное небо». Затем София, дочь литовского князя, привезла часть сокровищ в столицу, когда прибыла к своему жениху, князю Василию.

Икона была помещена в иконостас Архангельского собора, где ее можно увидеть и в наше время. Подробности о том, как она попала в Москву, стали известны ученым в середине 19 в., когда было решено провести реконструкцию в храме.

  • По другой версии, происхождение святыни — западное. В 17 в. образ, написанный в Германии, стал пользоваться популярностью на Украине, откуда через Белоруссию попал и к православным.

Молитва иконе Благодатное небо

Сцена из «Откровения»

Апостол Иоанн известен тем, что написал Апокалипсис — единственную библейскую книгу, которая полностью пророчествует о грядущих судьбах людей, конце времен. В 12 главе содержится описание Богородицы (стихи с 1 по 5). Именно этот величественный образ запечатлел иконописец.

  • Пречистая Дева нарисована в полный рост, фигура ее парит в небесах. Она либо опирается ногами на облако, либо на изображение Луны (иногда полной, но чаще в форме месяца).
  • Младенец, как правило, находится на левой руке. Христос как бы вот-вот покинет объятия Матери, чтобы вознестись к Отцу. Значение этой позы очевидно — Спаситель, выполнивший Свою миссию, восходит на Небо.
  • Божию Матерь окружает нимб необычной миндалевидной формы — овальное сияние окружает всю фигуру, так могут изображать еще Христа, но практически никогда — других святых. Такое свечение указывает на вечную славу Господа, используется далеко не на всех иконах.
  • На головах Младенца и Матери — короны, которые символизируют их святость. Некоторые иконописцы окружают Богородицу многочисленными изображениями ангельских чинов.

Празднование «Благодатному небу» совершается дважды в году — 6 марта и в неделю Всех Святых.

О чем молятся

В чем же помогает столь специфичный и узнаваемый образ? К нему обращаются люди, чьи родственники мучаются от душевных недугов. Если кто-то из близких решил оставить христианскую веру, то за такого человека нужны сугубые молитвы. Многих Божия Мать возвращала в храм, иногда через тяжелые испытания. Но главное, что затем люди были спасены в вечности.

Молятся иконе «Благодатное небо» также представители власти. Они просят о том, чтобы достойно выполнять свои обязанности. Ведь считается, что на ответственные посты благословляет людей Господь. В храмах на каждой Литургии молятся о руководителях страны, начальниках. Поэтому таким людям не следует злоупотреблять властью — им предстоит дать отчет перед Богом.

  • О чем еще молятся перед иконой?
  • О благополучии страны, сохранении от стихийных бедствий.
  • Об избавлении от зависимостей.
  • О даровании мирной христианской кончины.

Чудотворные списки образа можно увидеть в г. Тутаев (Ярославская область), в храме Распятия (Кремль).

Икона Благодатное небо — молитва, значение, о чем молятся was last modified: Октябрь 4th, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Икона Благодатное небо —…

Загрузка…

Источник: https://bogolub.info/ikona-blagodatnoe-nebo/

Икона «Благодатное Небо»: в чем помогает, значение

Православные иконы пишутся строго в соответствии с каноном. Тем не менее, существует ряд образов, которые выделяются из общего числа. Характерным примером является икона Благодатного Неба, которая изображает Богоматерь с младенцем, чаще всего не плечный образ (только до плеч), а во всю длину тела.

Откуда появилась икона

Изначально существовал прототип данной иконы, который именовался Жена, облачённая в солнце, и был создан на основе видения описанного Иоанном Богословом. Тут изображение отличается интересной символикой и оригинальностью.

Богородица стоит на полумесяце, который смотрит двумя сторонами вверх, а сама окружается лучами света, которые исходят около нее повсюду.

Также на голове Девы Марии и младенца Христа короны – типичный символ для католической иконописи.

Именно в католичестве этот образ изначально прорабатывался, начиная с 15 века, спустя пару веков на Руси появляется икона Богородицы Благодатное Небо, которая основана на этом исходном, скажем так, материале.

Есть и другая версия, согласно которой данную икону привезли сначала в Смоленск из Константинополя, а потом и в Москву. Тем, кто привез святой образ считается супруга князя Василия Дмитриевича.

Так или иначе, на Руси этот образ особенно почитали, в частности ходили в Архангельский собор Кремля для того чтобы помолиться перед иконой.

В чем помогает икона «благодатное небо»

Если рассматривать значение иконы Благодатное Небо Божией Матери, то нужно углубиться в символику, которая во многом обуславливалась контекстом того времени.

Именно тогда, когда образ начал распространяться на территории Руси, распространялась идея о Москве как преемнице Рима и Византии.

Тут образ  Благодатное Небо икона Божией Матери пришелся кстати и стал активно использоваться для того, чтобы указывать на преемство России в деле святой христианской веры.

Дева Мария «облаченная в солнце» тут представала как образ святой церкви. Этот образ противопоставлялся различным ересям и другим отхождениям от истинной веры. Именно поэтому, когда говорят в чем помогает икона Благодатное Небо указывают на возвращение в истинную веру.

Также тут могут возноситься молитвы о людях, которые много грешат, о том, чтобы исцелиться от различных недугов. Перечислим другие наиболее распространенные варианты просьбы перед этим образом:

  • рождение счастливых и здоровых деток и замужество;
  • о том чтобы избавиться от завистников и недругов, особенно такая молитва популярна у мужчин;
  • для того чтобы получить защиту в путешествии, уберечься от различных катастроф и внезапной гибели;
  • чтобы раскаяться;
  • об исцелении от зависимостей;
  • для того чтобы помочь стране избежать различных горестей, а правителям обрести подлинную мудрость.

Как видите, много в чем помогает икона Благодатное Небо. Значение этого образа тут также часто ассоциируется с защитницей всего мира, с Девой, которая молится обо всем мире. Также именно этот образ считают прототипом того как будет выглядеть явившаяся перед Вторым пришествием Дева Мария. Поэтому в каком-то смысле тут также прослеживаются эсхатологические мотивы.

Самые ранние версии

В середине 17 века была написана икона для храма Святой Троицы, который располагается в Никитинках. На этой иконе отсутствуют лучи света, но есть светлый ореол, который обрамляет Деву Марию. Особенностью тут также является наличие Андрея Критского и Георгия Хозовита, которые являются святыми соименными людям, которые возводили церковь в Никитинках.

В 1682 году Василий Познанский создал для Кремля другой образ Благодатное Небо, который во многом напоминает исходные изображения из католической традиции. Тут присутствует полумесяц, а также есть парящие ангелы, которые располагаются в пространстве облачного сияния. Похожий вариант сейчас хранится на территории Третьяковской галерее, эта икона создана в 18 века.

Молитвы и тропарь иконы Благодатное Небо

Молитва Божией Матери

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-blagodatnoe-nebo/

Икона Божией Матери «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» относится группе «Акафистных икон», основным смыслом которых является прославление Богородицы как Царицы Небесной. Ей молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного.

Иконографическим прототипом образа «Благодатное Небо» является икона «Жена, облеченная в солнце», где изображена Богоматерь с Младенцем, стоящая на полумесяце, на голове Ее корона, фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандолу. Иконография этого образа воспроизводит видение Иоанна Богослова, описанное в 12-ой главе книги Откровения (12:1-17).

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» (12:1, 5).

По одному из богословских толкований образ Жены трактуется как символ Церкви Христовой.

Этот иконографический тип возник в Германии в XV веке и получил широкое распространение в западном искусстве.

Считается, что на Русь он попал в XVII веке из Польши через Украину, Белоруссию и Литву, дав начало нескольким иконографическим типам Богородичных икон, например: «Солнечная», «Благодатное Небо» и другим.

Наиболее ранним изображением на Руси этого типа является икона из местного ряда иконостаса в церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII века. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу – коленопреклоненные Георгий Хозевит и Андрей Критский.

Читайте также:  Житие святого великомученика георгия победоносца - православные молитвы

В этом изображении отсутствуют полумесяц под ногами Богоматери и лучи сияния. Первая широко известная на Руси чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо» – список с древней иконы, находившейся в Архангельском соборе, была написана в 1678-1680 годах по указу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной Палаты и помещена в серебряный чеканный оклад.

Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились. Этот образ находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля и в настоящее время.

Известно и другое название иконы – «Что Тя наречем» – по тексту Богородична 1-го часа приведенного внутри сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем:

Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? – яко возсияла еси Солнце Правды; рай? – яко прозябла еси Цвет нетления: Деву? – яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? – яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Начало широкого почитания иконы Божией Матери «Благодатное Небо» связывают с именем митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период обновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. Празднование иконы «Благодатное Небо» совершалось дважды в год, а также в Архангельском соборе ежедневно перед чудотворным образом совершался молебен. Множество прихожан приносили к иконе лампады, свечи и масло.

О происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо», с которой был сделан список для Архангельского собора, существуют две версии.

По одной версии она была привезена в Москву в ХIV веке из Смоленска Софьей Витовтовной, супругой Московского князя Василия Дмитриевича, куда она была прислана ранее вместе с другими древними иконами из Константинополя. Византийская версия прочно вошла во все печатные издания XIX – начала XX веков.

Есть и другая, западная версия, согласно которой икона была привезена Софией Фоминичной (Палеолог), супругой царя Иоанна III, из Литвы. Эта версия основывается, главным образом, на иконографии. На Виленской иконе Богородица была изображена стоящей на луне, а над ее головой ангелы держат царственный венец.

В дореволюционной Москве было три святыни, перед которыми прихожане молились с особым чувством и к которым совершались многочисленные паломничества: Владимирская икона Божьей Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и «Благодатное Небо». Через эти святыни Господь особенно обильно подавал благодать, по молитвам к Богородице перед этими образами совершалось много чудесных исцелений.

Показательно, что икону «Благодатное Небо», соединившую в себе духовную культуру Востока и Запада, чтили как православные, так и иноверные.

Известно, что от образа получила исцеление одна лютеранка, увидевшая икону во сне и пославшая свою православную гувернантку молиться за молебном перед иконой о своем здравии.

Это повеление исполнялось служанкой в течение шести недель, после чего больная дама поправилась и сама стала приходить в собор на молебны.

В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г.Тутаева Ярославской области.

Пожалуй, одним из самых известных на сегодняшний день является заалтарный образ Божией Матери «Благодатное Небо» во Владимирском соборе Киева, кисти замечательного художника Васнецова. История написания этого образа весьма необычна и даже чудесна.

В 1885 знаменитого художника пригласил для росписи собора руководитель отделочных работ профессор Адриан Прахов. Васнецов был вынужден отказался от работы во Владимирском из-за болезни сына. Однажды, весенним вечером на даче, он был очарован видом своей супруги с сыном младенцем на руках.

Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Это настолько поразило Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что предстали перед глазами дорогие ему люди.

Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии.

А в это время в самом соборе Господь явил удивительное чудо, о котором до поры не догадывался художник. Для подготовки под роспись собор несколько раз штукатурили. Однажды вечером Адриан Прахов  в сопровождении нескольких лиц вошел в строящийся собор.

Штукатурка сохнет достаточно быстро, но не равномерно.

Долго смотря на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери, Профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, Который ручками как бы обнимал весь мир.

Под большим впечатлением профессор зарисовал образ который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Звать правящего архиерея, чтобы и он увидел чудесный образ на стене не было смысла – слишком быстро сохнет штукатурка и к утру вся стена была бы обыкновенной, белой.

Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения.

Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, он произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов эту икону.

Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку, он был канонизирован и стал называться «Благодатное Небо».

Один из местночтимых списков образа «Благодатное Небо» имеется в московском храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Икона появилась в храме в 50-60-е годы прошлого столетия. Сведения о ней весьма скудны.

По рассказам одной и старейших служительниц храма, ныне почившей, Марии Андреевны, почерневшая икона была найдена на свалке общежития МГУ и студенты спали на ней подкладывая ее вместо доски. Через некоторое время, после того, как икону принесли в храм, она чудесно обновилась.

Художник-реставратор дописал лишь небольшой утерянный фрагмент в правом нижнем углу иконы. Этот образ особо чтится верующими. Специально для него был написан акафист, который с тех пор еженедельно читается в храме.

Празднование иконы Божией Матери «Благодатное небо» установлено на 6/19 марта, кроме этого празднование образу совершается в Неделю Всех Святых: в православной традиции празднование приходится на первое воскресенье после дня Пятидесятницы.

Икона «Благодатное небо» считается также покровительницей воздушно-десантных войск. В свое время она  была покровительницей легендарного летчика, героя Великой Отечественной войны А.И. Покрышкина, родившегося в день ее празднования. И небо было благосклонно к герою – берегла его в сражениях “незримая сила”.

И в наше время не забыто ее благодатное действие: в Чечне, для исцеления и духовного напутствия солдат, открыт полевой храм именно в честь иконы «Благодатное небо».

Совсем недавно была учреждена медаль «Благодатное Небо» для награждения за труды по охране воздушных рубежей Отечества.

Тропарь, глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная? 
Небо? – яко возсияла еси Солнце Правды; 
рай? – яко прозябла еси Цвет нетления; 
Деву? – яко пребыла еси нетленна; 
Чистую Матерь? – яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам наши 

Кондак, глас той же
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты – самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды – Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/39188

Икона Божией Матери Благодатное Небо

Чудотворная икона Богородицы «Благодатное Небо» помогает во многих бедах и скорбях:

  • При трудностях в жизни: проблемах с жильем, работой, материальных затруднениях;
  • При необходимости отказа от зависимости: алкоголизма, наркомании, игромании;
  • Исцеляет от тяжелых и хронических заболеваний;
  • Помогает избавиться от грехов (обязательно приступайте к Таинству Исповеди, чтобы Господь простил вам грехи, избавил от пороков);
  • Молитесь Богородице в унынии, тоске и отчаянии;
  • Матерь Божия укрепляет наше доверие Богу, уверенность в своих возможностях и силах;
  • Молитва перед образом помогает разрешить конфликты, примиряет близких, соединяет мужа и жену, детей и родителей;
  • Молитесь при трудностях на работе или отношениях с людьми, необходимости защиты от врагов и интриг.

Молитва перед этой иконой вселяет надежду на лучшее, дарует истинную Благодать. Доверие Господу, вера в помощь Его Матери – вот залог духовной жизни и избавления от всех напастей. Поистине, тоска, депрессия и отчаяние – смертные грехи, как о том говорит Церковь. Они могут больше поломать человека, чем сами житейские трудности, которым мы зачастую придает слишком большое значение.

Читать молитву иконе Божией Матери можно ежедневно или единожды, в любое время суток. Чтобы исцелиться и преодолеть жизненные трудности, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома.

Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву или тропарь Богородице.

Молитву Божией Матери перед иконой «Благодатное Небо» можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

«Как назовем Тебя, о Благодатная Богоматерь, Чистая Дева, Невинная Мария? Какими песнопениями прославим Тебя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и людьми? На Тебе Господь показал никогда, во все века неизвестное ни земным людям, ни Ангелам Небесным таинство, которое ни ум, ни слово выразить не могут – воплощение Бога Слова, явившегося прежде начала времен от Безначальнаго Бога Отца без матери и обретшего тело человеческое в Твоей утробе, с ненарушенной печатью девственности Твоей на свет родившегося.
Это чудо, большее всех древних и новых чудес! Неложное слово Самого Бога о победоносном семени и зачатии Господа исполнилось и совершилось в Девушке Незамужней.
О, великая глубина премудрости и славы Божией! Какими же именами назовем Тебя, о Невеста Неневестная? Зарей ли назовем восходящего на небе солнца? Но Ты — само Небо, потому что из Тебя просияло Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Назовем ли Тебя Царскими вратами, открывающих людям грешным потерянный Адамом и Евой рай, изобиловавший всеми благами и красотой? Но ведь Ты Сама – благодатный рай, вырастивший Цветок нетления, лечащий и прогоняющий Ароматом Своим зловоние греха и непослушание прародителей.
Назовем Тебя ли юной Невинной Девушкой, не познавшей брачного ложа? Но Ты и до старости осталась без мужа, девственной была до Рождения, во время и после рождения Твоего Божественного Сына осталась. Назовем ли Тебя Чистой и Святой Девой Марией, превзошедшей Своей чистотой всех матерей и бабушек? Ты не только родила Младенца Христа, но и носила Его на Своей груди, питая Твоим молоком Того, Который Сам питает всех созданий земных, Которому со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Которого прославляет все человечество, звери и все земные создания.
О, воистину Ты дивная среди женщин, чудная среди девушек, неподражаемая среди матерей!
Тебе перед Твоим Божественным ликом поклоняемся и перед Твоими святыми ногами повергаем и оставляем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим, Богоматерь, вниманием и принеси их, как жертву нашего смиренного сердца, словно маленькую дань от нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего. Пусть Сам Он, Ему Одному известными судьбами, руководит наш жизненный путь к спасению и наследованию Царствия Его, не имеющего конца во веки веков. Аминь».

Читайте также:  Православная церковь о сглазах, порчах и заговорах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы - православные молитвы

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-bozhiej-materi-blagodatnoe-nebo.html

“Благодатное Небо”, икона Пресвятой Богородицы: описание, история, значение, молитвы :

Что собой представляет икона «Благодатное небо»? Чем она знаменита? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Эта икона является образом Царицы Небесной. Это особенный лик, к которому спешили поклониться изо всех уголков страны. Икона по сей день славится своей силой и совершёнными чудесами.

Икона

Рассматриваемую нами икону по преданию привезла в качестве благословения родителей в Москву из Литвы Софья Витовтовна – супруга величайшего князя Василия I. Название иконы восходит к стиху «Богородична» 1-го часа (внутри края сияния написано на иконе): «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».

По доставленному Софьей образцу в 1678-1680 годах был изготовлен список лика для Архангельского собора, размещённого в Московском Кремле (слева от ворот Царских, в окрестном ряду иконостаса). Его создавали изографы Оружейной палаты. Для молельни Воздвижения Креста Господня (Кремлёвский Теремной дворец) мастер Познанский Василий в 1682 году нарисовал образ-аппликацию.

Иконография воссоздаёт лицезрение Иоанном Богословом – Жену, одетую в солнце. Пресвятая Дева нарисована в полный рост. Левой рукою она держит Богомладенца. Под ногами у неё нарисован серп луны, вокруг её фигуры сияет солнечная мандорла. Головы Иисуса и Марии увенчаны коронами.

Данные

Празднование иконе «Благодатное небо» вершится в Неделю Всех Святых, а также 6 (19) марта.

Глубокочтимые списки образа хранятся в московских храмах Архангела Гавриила (Чистые пруды) и Троицы (Воробьёвы горы).

Когда молиться?

О чём молятся иконе «Благодатное небо»? Верующие просят её об исцелении от физических и душевных недугов. Её молят о возвращении в христианскую веру тех, кто слишком много грешит.

Многие этот образ Царицы Небесной именуют по словам мольбы «Что тя наречем». Икона «Благодатное небо» пользуется в Москве особым почитанием. Ведь она издревле здесь находится.

Легенда

В Архангельском соборе и сегодня хранится любимая всеми икона Богородицы. Почитание образа началось в XIX веке. Оно связано с трудами митрополита Филарета (Дроздова).

Именно он во время реставрации иконостаса собора в 1853 году распорядился собрать об иконе сведения.

В несохранившейся описи XVII века было указано, что образ является дубликатом, изготовленным по повелению царя Феодора Алексеевича умельцами Оружейной палаты с хранившейся в соборе древней иконы.

О возникновении исходной иконы «Благодатное небо» имеются несколько версий. Первая была весьма популярна среди археологов и кремлёвских служителей.

Она гласит, что этот образ является святыней Царьграда, которую привезла Софья Витовтовна из Смоленска, дочь литовского князя и супруга Василия Дмитриевича – князя московского.

Софью из Царьграда прислал патриарх в благословение жителям православного Смоленска, ещё до того, как его покорил языческий князь Витовт.

Это предание появилось на базе знаменитой записи в Троицкой хронике за 1398 год о привозе Софией из Смоленска многих старинных икон, а также фрагментов «страстей Стасовых», доставленных из Царьграда. Версия о византийских корнях древнейшего образа прочно укрепилась во всех печатных изданиях XIX-XX веков о чудесных образах Богоматери.

Согласитесь, история иконы «Благодатное небо» весьма интересна. Второе предположение о вероятном местопребывании исходной иконы до её появления на Руси базируется на данных, почерпнутых из Клинцовского изографического оригинала (XVIII век). В нём указано, что образ был привезён из Литвы Софьей Фоминичной, супругой государя Иоанна III.

При этом акцентируется внимание на «западном переводе» иконы. Эта версия в основном базируется на самой иконографии из Архангельского собора, которая относится к прототипу, идентичному почитавшейся в мужском монастыре предместья Вильны Виленской иконе, по преданию появившейся в 1341 году.

На Виленском образе Богоматерь была нарисована стоящей на луне, а ангелы над её головой держали царскую тиару.

Празднование

В XIX-XX веках празднование иконе Божией Матери «Благодатное небо» свершалось несколько раз, о чём мы говорили выше. Этот образ, соединивший в себе духовную культуру Запада и Востока, чтили как христиане, так и иноверные.

Необходимо отметить, что в Архангельском соборе каждый день после окончания литургии также перед иконой читался молебен (по пятницам – с водоосвящением и акафистом). Множество верующих приносили к образу свечи, масло и лампады.

Известно, что он исцелил одну лютеранку, которая увидела его во сне. Она тотчас же отправила свою гувернантку читать молебен перед образом о своём здравии. Служанка это повеление выполняла в течение двух месяцев, после чего недужная дама поправилась и стала сама посещать молебны в соборе.

Московская икона

Описание иконы «Благодатное небо» многим известно. Итак, что на ней изображено? На образе нарисована Божия Матерь в полный рост с младенцем Иисусом на руках, который сидит справа. Руки Пресвятой Девы, придерживающие малыша, скрещены. Свою правую руку с покровительственным жестом она положила на левую, которой удерживает белый плат.

Маленький Иисус нарисован так, как будто он повернулся влево. Он левой рукой прижимает к груди Евангелие, а правой – благословляет людей. Дева Мария и её сын окружены овальной ярко-красной сияющей мандорлой. Мастера её заполнили жёлто-охристыми лучами, исходящими от фигур. Они похожи на лучи пламени.

Необходимо отметить, что эта икона находится в Архангельском соборе. Но продолжаем далее. Фон иконы – сине-зелёный, разрисованный пушистыми облаками.

В верхней части образа есть надпись: «Что тя наречем о Благодатная небо воссия еси солнце правды раи яко взрастила еси нетления цвет деву яко пребыла еси нетлена матерь чисту яко имела еси на руку сына всех бога» (текст «Богородична», произносящийся после утрени на первом часу).

Справа и слева от нимба Богоматери имеются общепринятые обозначения её имени: «ΘУ» и «МР». Буквы имени Христа начертаны на нимбе Девы Марии над Его головой: «IX». Под ногами Пресвятой Девы сбереглись следы графьи, очерчивающей лунный серп.

Иконография

Икона Божией Матери «Благодатное небо» относится к рисункам, воспроизводящим 1 и 5-й стихи XII главы откровения Богослова Иоанна. Иконографическая модель этих картин появилась в Германии в XV веке.

В Нью-Йорке есть музей «Метрополитен», в котором сберегается удивительное витражное стекло, привезённое из Среднего Рейна (1480-1490 годы). На нём изображена Мадонна с малышом на полумесяце. Её голова увенчана короной.

Вокруг фигур сияют золотые лучи, образующие мандорлу.

В Западной Европе подобные образы были весьма популярны: их можно встретить в скульптуре, гравюрах, на витражных стёклах и в миниатюрах. Разнообразные виды этой картины широко распространены в искусстве Польши. Они пришли в Россию через Литву, Украину и Белоруссию в XVII веке.

Символическое значение «жены, облачённой в солнце» раскрыто уже в «Толковании на Апокалипсис» святого Андрея, митрополита Кесарийского (V век), который понимает под ним Апостольскую Церковь. Другие аллегорические образы этого фрагмента из «Апокалипсиса», в соответствии с пояснением святого Андрея, означают: змей – «диавол», луна – «вера баней освобождаемых и очищаемых от тления».

В духовной русской культуре XV-XVI веков новая иконопись «жены, одетой в солнце» являлась персонификацией «Богоматери-Церкви, которую преследовал дракон-ересь», двигающейся туда, где воссияло Московское царство православное, сменившее Византийское и Римское (послания знаменитого инока Филофея).

Известно, что икона Архангельского собора была написана в конце XVII века.

Именно тогда в «Слове на Покров» святого Ростовского Дмитрия апокалипсное отражение Жены было соединено с ликом Девы Марии, молящейся за мир, в едином мессианском значении.

Эта последняя символичная ценность образа «жены, одетой в солнце» характерна для большинства версий иконографии «Благодатное небо», которыми являются бесчисленные лики Пречистой Девы в росписях храмов Ярославля XVII-XVIII веков.

Наиболее ранней картиной, восходящей к иконографической версии «Благодатное небо» является образ, сберегающийся в Никитинках в храме Святой Троицы. Эта икона датируется 40-ми годами XVII века и находится в местном ряду южного придела.

На ней Пречистая Дева нарисована с маленьким Христом в левой руке. На голове её видна корона. Вокруг её фигуры сияет овальный ореол. Внизу изображены коленопреклонённые Хозовит Георгий и Критский Андрей – соимённые святые создателя церкви Никитникова Григория и его сына Андрея.

На этой иконе нет полумесяца под ногами Богоматери и лучей сияния.

Ещё один вариант иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», похожей на западные образцы, представлен на образе, исполненном Познанским Василием для церкви Распятия (Большой дворец Кремля) в 1682 году. Здесь Царица Небесная стоит на полумесяце, а по внутренней границе облачного сияния нарисованы парящие ангелы.

Самым близким аналогом чтимой иконе Архангельского храма является образ, находящийся в Третьяковской галерее, созданный в XVIII веке. Он идентичен одной из самых распространённых западных икон с тремя летящими херувимами и луной под ногами Жены.

Списки с иконы

Наиболее чтимым списком образа из Архангельского собора является икона, сберегающаяся в зимней молельне Воскресенского храма Романова-Борисоглебска (город Тутаев Ярославской области).

Этот образ-копия был заказан в 1900 году директору реставрационного цеха Я. Е. Епанечникову для ризницы молельни Успения Царицы Небесной в поместье сенатора В. П.

Мордвинова (село Ваулово, Романов-Борисоглебский уезд, Ярославская губерния).

Икона изготовлена в академическом стиле: нарисована маслом на жести и оснащена деревянной рамой. Дева Мария с маленьким Иисусом изображены без сияния-мандролы и без корон. Чин освящения и благословения образа был исполнен в Петербурге, в жилище графа В. П. Мордвинова (улица Знаменская, дом № 9) служителем храма Богослова Иоанна (Леушинский постоялый двор) Иерусалимским Евгением.

Значение образа

Каково значение иконы «Благодатное небо»? Ростовский Дмитрий говорил об этом образе Богородицы, как о покровительнице, которая молится за весь мир. Есть мнение, что на этой иконе Всецарица изображена в том виде, в котором Она явится всему человечеству перед вторым приходом Христа.

Этот образ относится к особой группе, именуемой «акафистная», смысл которой – прославление Царицы Небесной.

В чём помогает?

Так в чём помогает икона «Благодатное небо»? Мы уже писали о том, что к этой святыне принято обращаться за помощью Пречистой Девы при недугах телесных и душевных расстройствах. Известно, что этот лик содействует и в личной жизни, и в государственных делах. Этой иконе обычно молятся вот о чём:

  • у Девы Марии женщины просят рождения здоровых малышей и счастливого замужества;
  • мужчины молятся об избавлении от завистников и недоброжелателей;
  • у образа просят оградить от напастей и катастроф;
  • приходят к святыне и перед долгим путешествием, чтобы Богородица защищала от бед в пути;
  • молятся о защите от внезапной смерти, чтобы успеть покаяться перед кончиной;
  • просят исцеления от душевных и телесных недугов, от пьянства и разных зависимостей;
  • правители приходят к Пресвятой Деве за напутствием и помощью в управлении государством, а также просят, чтобы Она уберегла страну от катастроф.

Царица Небесная становится покровительницей каждого верующего, который к Ней приходит с сердечными мольбами, бережёт его от врагов и клеветников, влияет на успешное завершение любых начатых дел и в мирской жизни дарует Божию благодать. Одни прихожане читают особую молитву, предназначенную для этой иконы, а иные – просят Богоматерь о помощи своими словами.

Где преклониться святыне?

Святой лик можно увидеть:

  • в молельне Святой Троицы (Никитинки);
  • в Архангельском соборе;
  • в Воскресенском соборе (город Тутаев);
  • в церкви Распятия Христова (Кремлёвский Большой дворец).

Необходимо отметить, что икона, хранящаяся в Воскресенском храме, – последний образ, к которому возносил свои мольбы праведный Иоанн Кронштадтский.

Медаль

Вы знали о существовании медали «Благодатное небо»? Известно, что христианская церковь поощряет служителей и прихожан не только благодушными наставлениями, но и трофеями, которые имеют огромную духовную ценность для каждого. На медали изображён образ, повторяющий лик иконы «Благодатное небо», которой молятся также и лётчики. Ведь она покровительствует ВВС РФ.

Эта медаль создана ООД «Россия Православная» в 2001 году для награждения за труды и служение по охране воздушных границ Отечества, развитие транспортного сообщения, освоение космоса, существенный вклад в упрочение обороны РФ.

Медаль «Благодатное небо» произведена в форме круга с широким бортом, фронтальная зона украшена ликом Пречистой Девы с маленьким Христом на руках в солнечных лучах. На оборотной стороне изображён христианский крест и написана фраза старославянскими буквами «С нами Бог». По окружности также размещена надпись: «Благодатное Небо. Россия Православная».

Медаль прикреплена к пятиугольной колодке посредством ушка и кольца. Сама колодка обёрнута шёлковой лентой небесного цвета с двумя узкими золотыми полосами по краям. Медаль изготовлена из латуни, имеет булавочное крепление. Её диаметр равен 32 мм. Это отличный подарок лётчикам, так как именно икона, изображённая на награде, хранит всех крылатых бойцов!

Источник: https://www.syl.ru/article/336854/blagodatnoe-nebo-ikona-presvyatoy-bogoroditsyi-opisanie-istoriya-znachenie-molitvyi

Ссылка на основную публикацию