Донской ставропигиальный мужской монастырь в москве — православные молитвы

Донской ставропигиальный мужской монастырь, г.Москва

Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве - православные молитвы

Основание Донского монастыря для мужчин произошло в 1591 году. Территориально место его расположения приходится на участок неподалеку от старой Калужской дороги на юго-западе от центра Москвы.

Такое наименование монастырь получил во имя Донской иконы Божией Матери, которая невероятным дивным образом уберегла Москву от армии хана Казы-Гирея. Если верить древнему преданию, то данная икона в руках Сергия Радонежского благословила армию великого князя Димитрия на битву на Куликовом поле.

Пресвятая Богородица заступилась за своих людей и полки Казы-Гирея со стыдом бежали за пределы города, что послужило уроком для крымских татар, которые больше никогда не совершали набеги на эти земли.

Основание великого монастыря произошло на том же месте, где русские войска готовились обороняться от татарской орды, и где была расположена крошечная церквушка с Донским образом Пресвятой Богородицы. С течением времени на данном месте был возведен собор Донской иконы Божией Матери, вследствие чего монастырь и получил ныне свое название.

Так и случилось, что меж Даниловым монастырём и Новодевичьим храмом со временем восстала Донская обитель, которая получила статус новой монашеской крепости и ставшая завершительной фазой в устройстве оборонительного кольца Москвы.

Донской монастырь в первой половине 19 века получил статус наиболее привилегированной и зажиточной обители России, которая имела крупное влияние не только на церковную жизнь, но и на политическую. На временном отрезке с 1799 по 1827 гг.

на территории Донского монастыря был расположен Духовно-цензурный комитет, позднее перемещенный на место Троицко-Сергеевой Лавры.

Непосредственно в храме на период 1834 года функционировало церковное училище, и позднее школа для обучения послушников, которая открыла свои двери для учащихся в 1909 году.

Монастырь стал известнейшим местом упокоения высокопоставленных людей, начиная с 17 века. В 1930 году могила художника Перова была перевезена с Даниловского кладбища на территорию некрополя Донского монастыря.

В этом же месте в 2000 году провели процедуру перезахоронения писателя Шмелева,а позднее и других прославленных личностей. Одно из последних захоронений на территории монастыря было проведено в 2008 году, когда в старинном некрополе монастыря произошло погребение знаменитого писателя А. Солженицына.

Здесь также захоронены: грузинские цари Давид, Александр и Матвей, архитектор О.Бове, писатель В.Одоевский и многие другие известные личности.

Без сомнений основной святыней храма не без оснований принято считать Донскую икону Божией Матери, которая была создана в 16 веке, и которой был украшен иконостас Большого собора.

Нельзя не сказать так же о святынях Малого собора, которыми являются высокоуважаемые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение».

Во время проведения работ по реконструкции храма почти случайным образом были найдены мощи святителя Тихона, захоронение которого пришлось на 1925 год.

На данный момент местом расположения иконы служит Третьяковская галерея. Существует также древняя традиция, по которой ежегодно 1 сентября икона перевозится из галереи в Донской храм, где перед данной реликвией Святейший Патриарх при огромнейшем скоплении православных россиян и жителей зарубежья проводит Божественную Литургию.

Другим сокровищем Донского монастыря выступают святые мощи Тихона, Патриарха Всероссийского, которые находятся в позолоченной раке в Большом соборе храма.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/249-donskoj-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr

Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы

Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.

Донской монастырь

1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.

Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден.

Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.

Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря

Две иконы

«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль.

Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра.

Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.

Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем.

Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор.

Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма).

Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.

Читайте также – Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две.

Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь.

Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы.

Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе.

Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ.

Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове.

На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города.

Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря.

— Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я.

Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О.

Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Читайте также – Мой монастырь

Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В.

Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала.

Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

Читайте также:  Православный праздник покрова пресвятой богородицы - 14 октября в 2018 году - православные молитвы

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды.

На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря.

Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно.

Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты.

В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро.

Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция.

Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

В ризнице монастыря

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы.

Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское».

Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского.

Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад.

Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

Екатерина СТЕПАНОВА

 Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63

Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:

ИНН 7725034112

КПП 772501001

115419, Москва, Донская площадь, дом 1-3

ОАО «МИнБ» г. Москва

р/с 40703810800990000001

к/с 30101810300000000600

БИК 044525600

Источник: https://www.pravmir.ru/donskoj-monastyr/

Донской ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком.

Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи.

Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться — Малым.

Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля.

«Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым — Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили).

С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей.

В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года.

Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы.

В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована.

Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму.

В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению.

На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ.

В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение.

На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году.

Читайте также:  История и современное положение воронежской митрополии - православные молитвы

В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/donskoy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Донской ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор во имя Донской иконы Божией Матери.

В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я.

Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.

В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь.

Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г.

в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов.

Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г.

После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И.

Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.

Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.

При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники.

На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев — Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г.

было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.

Храмы и часовни

  • Малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами вмч. Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского (1591-1593 г., архит. предположительно Федор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.);
  • Большой собор Донского монастыря (1684-1698 гг., надстроен в сер. XIX в., иконостас 1695-1699 гг.) — летний, в подклете — храм Сретения Господня;
  • храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806-1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных);
  • храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-1714 гг., архит. предположительно И.П. Зарудный);
  • храм правв. Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-1732 гг., архит. Д. Трезини, затем А.П. Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-1755 гг.);
  • храм прп. Александра Свирского (1796-1798 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.);
  • храм прп. Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко);
  • храм свт. Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архит. А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; вмц. Екатерины — нижний храм;
  • храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-1910 гг.; освящ. 1914 г. — архит. З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Святого Духа и Всех святых;
  • часовня-усыпальница Левченко (нач. XX в., архит. И. Клейн);
  • храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, и нижний храм бл. кн. Вячеслава Чешского (1998 г.);
  • храм Георгия Победоносца (2000 г.).

Святыни

  • в Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона мч. Якова Полозова;
  • в Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского;
  • в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая.

Богослужение

В Малом соборе ежедневно полунощница и часы в 7.00, Литургия в 8.00, в 17.00 вечерня и утреня (в среду с акафистом Донской иконе Божией Матери, в воскресенье с акафистом свт. Тихону); по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 в Малом соборе и в 10.00 в Большом, накануне всенощное бдение — в 17.00. В храме прп. Серафима Саровского по воскресеньям Литургия в 10.00.

Внебогослужебная деятельность

При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

***

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) на должность наместника Донского монастыря г. Москвы назначен игумен Парамон (Голубка).

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:115419, Россия, г. Москва, Донская площадь, 1-3Телефон:+7 (495) 952 14 81 (канцелярия наместника)Web-сайт:http://donskoi.orgE-mail:info@donskoi.orgНаместник:Парамон, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Голубка Федор Михайлович)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/261308.html

Московский донской монастырь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Московский Донской монастырь

Московский мужской монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах.

Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп.

Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана.

Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери».

Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе».

Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери,2010 г. Фото : Ю.Булкин

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону.

Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города.

Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской… Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.

Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву.

С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе.

В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Читайте также:  Богоявленский кафедральный собор в елохове - православные молитвы

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.

Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы.

В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф.

Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.

19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

Святыни

  • Донская икона Божией Матери
  • Мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Храмы

  • Александра Невского
  • Александра Свирского
  • Архангела Михаила, больничный храм
  • Георгия Победоносца
  • Донской иконы Божией Матери, большой собор
  • Донской иконы Божией Матери, малый собор
  • Захарии и Елисаветы (надвратный, в колокольне)
  • Иоанна Златоуста
  • Иоанна Лествичника
  • Тихвинской иконы Божией Матери, надвратный храм
  • Тихона Московского

Настоятели, наместники

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта монастыря:
  • Лебедева Елена, «Донской монастырь», портал Православие.Ru, 31 августа 2013:
    • http://www.pravoslavie.ru/63743.html
  • Казакевич А. Н.

    , «Донской иконы Божией Матери Московский мужской монастырь», Православная энциклопедия, т. 15, с. 679-691:

    • http://www.pravenc.ru/text/178962.html (материал использован частично)
  • Строев П. М.

    , Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви, СПб., 1877, с. 154-157.

[1]  Большая биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/6525/%D0%90%D1%…%B9

[2]  Артюшенко М. В., И. Е. Забелин и Донской монастырь. По переписке об издании «Исторического описания Московского ставропигиального Донского монастыря» (1865, 1893) // М., 2014, с. 33-34, 43. http://www.donskoi.org/28140

[3]  Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 99, 223.

[4]  «Настоятели Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря», http://www.rostov-monastir.ru/page/nastojateli-monastyrja

[5]  Московские ведомости, 15 декабря 1909, http://starosti.ru/article.php?id=22165

[6]  http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nazari_kirillov.php

Источник: https://drevo-info.ru/articles/517.html

Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Донская монастырская мужская ставропигиальная обитель расположилась в городской черте Москвы и находится немного юго-западнее самого сердца столицы России. Ее месторасположение действительно удобное.

Ведь почти каждый гость города может посетить это восхитительное духовное место, находящееся на Донской площади, в честь которой монастырь и получил свое название.

Дата основания Донского московского монастыря приходится на 1591 год, когда после нашествия войск хана Крыма Газы Второго Гирея тут разместился небольшой гуляй-город.

До и послереволюционная история обители

Основателем Донской мужской монастырской обители является царь Федор Иванович. Изначально это была небольшая постройка — одноглавный собор, который сейчас получил название старого и имеет вид сельской церкви. Освящен собор был в честь Донской Иконы Божьей Матери. Эта святыня не раз помогала московским землям избавиться от нашествий врагов.

Смутные времена принесли обители разруху и запустение, но в период царствования Михаила Федоровича снова возобновила свою деятельность и стала неотъемлемой частью крестных походов, в которых принимали участие великие деятели и государи.

Миниатюрные соборы, скромные кельи, бревенчатый забор — это все, чем ранее мог похвастаться Донской монастырь в Москве. Приблизительно в 1670 году монастырь начал расширяться, а к нему присоединялись все новые общины.

Крупномасштабная реконструкция обители была произведена в конце 17 века по приказу царевны Екатерины.

Появились крепкие каменные стены, заборы и башни, большие храмы, монахи обзаводятся различным хозяйством, а соборы были расписаны кистью известного итальянского художника Клаудио. 18 век по праву можно назвать периодом расцвета и становления Донского монастыря.

В 19 веке на территории монастырской обители возникло духовое училище, иконописная мастерская, расширился некрополь. 1812 год ознаменовался очередной разрухой, ведь французы полностью разграбили все монастырское имущество.

В 1918 году обитель была формально закрыта, несмотря на это монахи продолжали трудиться за ее стенами и проводить богослужения. В этот период начались массовые аресты служителей церкви, так в заточение попал патриарх Тихон (1922 год), митрополит Петр (1925 год) и т. д.

В этом же году настал григорианский раскол.

Официальное возобновление работы Донского московского монастыря приходится на 1946 год, но богослужения были возобновлены лишь в старом соборе. В 1991 году обитель входит в Московскую Патриархию. В ноябре того же года неизвестный устроил поджог святыни, после чего начались восстановительно-ремонтные работы.

Святыни и достопримечательности монастыря

На территории Донской монастырской обители сейчас можно увидеть невероятной красоты архитектурный ансамбль. Что же прихожане и туристы, приехавшие полюбоваться известным монастырем, могут тут увидеть?

Отдельного внимания заслуживает некрополь Донского монастыря в Москве, где захоронены священнослужители, богатые дворяне и другие знатные люди.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Источник: https://vseikony.ru/news/donskoy-monastyr/

Общее расписание богослужений

Расписание праздничных богослужений на ближайшую неделю представлено в календаре. (Оно уточняется в конце предыдущей недели.)

Повседневные

6:00 Братский молебен, Полунощница (совершаются, если служба накануне вечером не является Всенощным бдением).

7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия.
17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час.

Великим постом, в храме Св. Отцов:

6:00 Братский молебен, Полунощница, Часы, Изобразительны, Вечерня.
В среду и пятницу, а также в дни, когда накануне было полиелейное богослужение, Вечерня совершается в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.

16:30 Повечерие, Утреня, 1-й Час — с воскресенья по четверг. В пятницу вечером начало вечернего богослужения в 17:00.

В субботу

6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.

17:00 Всенощное бдение в Троицком соборе.

В воскресенье

6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.

17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

В дни больших праздников

Накануне праздничного дня в 17:00 в Троицком соборе совершается Всенощное бдение. В самый день праздника бывает одна или две Литургии — это указано в отдельном расписаниии праздничных богослужений. Братский молебен и Полунощница в день праздника не совершаются.

Молебны и акафисты

Акафисты, совершаемые с третьей недели по Пятидесятнице до недели Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым): – благоверному князю Даниилу Московскому – по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе; – преподобноисповеднику Георгию Даниловскому – каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) – в Покровском храме; – иконе Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно – по пятницам в 17:00 в Троицком соборе.

Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Заказные молебны, акафисты и панихиды

По будням в Покровском храме:

9:30 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому, по окончании — заказная панихида.
13:30 заказные молебны.

По воскресеньям и большим праздникам когда в монастыре совершается две Литургии, в Покровском храме:

По окончании поздней Литургии, примерно в 11:00-11:30 — водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому.

Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.

Краткий молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00 кроме дней когда в монастыре служится Всенощное бдение.

Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» в храме прп. Серафима Саровского совершается по вторникам и пятницам в 10:00.

Таинство исповеди:

С понедельника по пятницу — в 7:00 в храме Св. Отцов.

Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.

По субботам:7:00 — в храме Св. Отцов; 8:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи;

17:00 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

По воскресеньям и большим праздникам:
6:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Таинство Освящения елея – Соборование

Совершается только во время Великого поста кроме первой недели по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.

На Страстной седмице — в Великую среду по окончании вечернего богослужения.

Беседа со священником

Ежедневно в приемной братского корпуса можно задать вопросы и поговорить со священником.
Время приема: на буднях 9:00-17:00; в воскресные и дни больших праздников, когда в монастыре совершаются две Литургии, 12:00-17:00.

В монастыре не совершаются:

Крещение, Венчание, Отпевание.

Заказать молитвы о здравии и упокоении

В храмах монастыря за свечным ящиком и в иконных лавках, а также через интернет, можно заказать следующие молитвы:

Записка на ЛитургиюМолебен прп. князю Даниилу МосковскомуМолебен с акафистомМолебенПанихидаСорокоустНа полгодаНа 1 годНа 2 года

На 5 лет

Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».) На одно имя принимаются заказы на 40 дней, полгода, год.

Заказ молитв возможен только при личном обращении. Принимаются имена только православных христиан. Имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством, не принимаются.

Четверг, 20 Сентябрь, 17:00

Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи

Четверг, 20 Сентябрь, 17:00

Всенощное бдение — Троицкий собор

Пятница, 21 Сентябрь,

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Пятница, 21 Сентябрь, 06:30

Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи

Пятница, 21 Сентябрь, 06:45

Часы, Литургия — храм Св. Отцов

Пятница, 21 Сентябрь, 08:45

Часы, Литургия — Троицкий собор

Суббота, 22 Сентябрь, 17:00

Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи

Суббота, 22 Сентябрь, 17:00

Всенощное бдение — Троицкий собор

Воскресенье, 23 Сентябрь, 06:30

Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи

Воскресенье, 23 Сентябрь, 06:45

Часы, Литургия — храм Св. Отцов

Воскресенье, 23 Сентябрь, 08:45

Часы, Литургия — Троицкий собор

 

Источник: http://msdm.ru/raspisanie-bogosluzhenij

Ссылка на основную публикацию