Что такое скрижали моисея и их значение в православии — православные молитвы

Что такое скрижали: значение слова и характеристика скрижалей Моисея

Что такое скрижали Моисея и их значение в православии - православные молитвы

Большинство библейских терминов для современных людей звучит таинственно и необыкновенно. Но те, кто хоть раз изучал Библию или вникал в особенности написания сакральных текстов, прекрасно знают, что такое скрижали.

Что означает это слово в христианском контексте, и какие еще у него имеются значения?

Общая трактовка термина

Для начала необходимо дать обобщенное определение данному слову, так как отношение оно имеет не только к Ветхому Завету, но и к культуре прошлого в общем.

Итак, скрижали – это таблички, изготовленные из любого плотного материала. Им может быть камень, дерево, застывшая глина или металл (например, золото). На таких табличках высечен конкретный текст, который рассказывает об определенном этапе в истории.

Значение такого слова актуально не только для религии, но и для исторической науки в целом. Подобное явление имеет место в различных древних культурах.

Более того, именно благодаря таким табличкам современные историки имеют возможность узнавать больше о той или иной культуре минувших эпох.

В библии

Несколько иное определение тому, что это такое, дает Слово Божье. По сути, это и есть слова, сказанные Господом Моисею, которые были высечены на скрижалях. Но обо всем по порядку.

Скрижали Википедия определяет как две каменные плиты, на которых были высечены 10 библейских заповедей. 

Однако история создания этих табличек со Святыми текстами не так мала и сжата, как их краткое описание.

Таинство этого события произошло во время путешествия Моисея, когда он достиг горы Синай. Именно в этом Священном месте (именно таким оно считается в наше время) сам Бог передал своему пророку те самые 10 заповедей, которые до сих пор ясны каждому, даже неверующему человеку.

На первых скрижалях Моисея (картинки и художества великих творцов тому подтверждение) была также высечена надпись: «Наставления и заповедь, которые Я написал».

Моисей, овладев этими каменными табличками, хотел обратить их в народ, но люди, которые его окружали на тот момент, обратили свою веру к Золотому тельцу. Увидев это, Моисей разбил Священные камни.

Скрижали с 10 заповедями

Некоторое время спустя, опять-таки по велению Божьему, были созданы новые скрижали Моисея, текст которых в точности повторял предыдущие. Именно они стали оплотом религии для многих путников и простого народа Израиля.

Заключение завета

Значение слова «Завет» имеет много общего с «Завещанием», и в данном случае это сходство дает возможность наиболее точно понять суть происходящего.

Сам Господь передал через Моисея всему еврейскому народу свои заповеди или завещание (которые также именуются Заветом). Именно этим словам все иудеи должны были отныне следовать, проживая свои жизни на Земле.

Заключение Завета между Моисеем как посредником и Господом имело три этапа:

  1. Моисей поднялся на самый верх горы Синай, и именно в этом месте он встретился с Богом, который передал ему все десять заповедей.
  2. Пророк во второй раз поднимается на Синай, где снова встречается с Господом. На этот раз он дает характеристику заповедям, указывая, что и как нужно делать. Также он указывает, из чего необходимо сделать Ковчег Завета, где в дальнейшем эти святые камни будут храниться.
  3. Передача заповедей Моисею – заветный момент в истории израильтян. Произошло это в самом начале еврейского года, а именно – 10 числа месяца тишрея. Именно с данного момента весь еврейский народ стал священным и защищаемым Господом.

Скрижали в искусстве

Раз уж увидеть фото у нас не получится, давайте ознакомимся с их трактовкой в изобразительном искусстве.

В Ветхом Завете указано, что форма каменных табличек – прямоугольник. Именно на таких камнях, так сказать простейшего образца, Господь передал Святые слова всему еврейскому народу.

Однако творцы эпохи Ренессанса, которые находились под влиянием христианского течения, недолго думая, преобразили эти незатейливые таблички в нечто невероятно красивое и уникальное. На многих полотнах мировых художников камни выглядят как две страницы книги, верхняя часть которых имеет округлый силуэт.

Подобные характеристики Заповедям Бога на камне дали такие творцы, как Рени Гвидо, Рембрандт Харменс ван Рейн, Марк, Шагал, Розенштейн Йоси, а также самый знаменитый иллюстратор в данной тематике – Гюстав Доре.

Иные значения термина

Мы уже обмолвились о том, что так назвали не только Божьи заповеди.

Именно этот термин используется для того, чтобы охарактеризовать все существующие в мире таблички, на которых высечен сакральной важности текст.

Какие же самые знаменитые и, что немаловажно, драгоценные таблички с важным содержанием еще существуют или существовали в мире?

  • Золотые скрижали. Еще их называют скрижалями из Пирги. Это три золотые таблички, которые были найдены в Италии, в том месте, где ранее проживал этрусский народ. Записи на этих табличках высечены сразу на двух мертвых языках – этрусском и пуническом. Это дало возможность исследователям наиболее точно перевести их, так как один мертвый язык помогал понять второй. Текст повествует о том, что правитель Тефарий Велиан посвящает богине Уни дары от народа этрусского.
  • Изумрудная скрижаль – памятка египетского герметизма, которая многое может поведать об особенностях данного философско-магического направления. Ныне текст изумрудной скрижали всему миру известен на латыни, и, скорее всего, его истинный смысл из-за этого утрачен. Говоря вкратце, на пластине из изумруда был высечен рецепт создания философского камня, а это значит, что, скорее всего, ученые и философы Древнего Египта были весьма близки к изготовлению эликсира вечной молодости.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/tserkovnye-terminy-chto-eto-takoe-skrizhali-i-kakovo-znachenie-slova.html

Пророк моисей боговидец молитва

Все о религии и вере — «пророк моисей боговидец молитва» с подробным описанием и фотографиями.

Великий пророк Моисей входит в пророческий чин русского иконостаса. Боговидец, который выполнял все указания Всевышнего на земле, принял от Господа на Синайской горе десять заповедей.

Евангелист Иоанн Богослов в своих проповедях говорил: законы и устои были даны через Моисея, благодать же и истина стала доступна людям через Иисуса Христа.

О значении пророка Моисея в становлении христианства было написано немало трудов, вышедших из-под руки святых угодников Божьих.

Иконописный образ Боговидца предназначен скорее для слов благодарности к Богу, нежели для молитвенных просьб.

История иконы

Моисей, которого в народе также называют Боговидцем, — значимая фигура в христианстве. Ему уделено много строк Библии. Он единственный, кому явился сам Бог не в облике человека, а в Образе Самого Себя. Именно на Моисея Господь возложил миссию донести до людей заповеди и законы жизни. Лишь пророку доверено было нести по свету указ Божий.

До Моисея Заповеди Господа не были реализованы материально. Пророк — первый, кто осуществил на земле Божьи Заповеди. Именно с Моисея начался путь к Новому Завету.

Где находится чудотворный образ

Иконы пророка Моисея распространены в наши дни по всему миру. Их можно найти во многих храмах России. Моисей — удивительный, уникальный библейский персонаж Ветхого Завета.

Наиболее распространенные святыни находятся в Москве, в церкви Вознесения Господа на Гороховом поле, и в городе Челябинске, в храме Иконы Божией Матери. Также редкая фреска пророка украшает церковные залы церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста в Ярославской области, в селе под названием Игрищи.

Описание иконы

На иконе пророк всегда изображен по пояс, в одеянии, которое покрывает его плечи. В левой руке Моисей держит скрижали с Заповедями. Правой рукой Пророк указывает на свиток, показывая, что эти Законы нужно исполнять и лишь они являются истинными.

В чем помогает чудотворный образ

Перед иконой пророка Моисея принято благодарить Господа. Однако, вспомнив библейский сюжет, где Моисей просил Всевышнего за свой народ, за благоразумие людей и послушание, мы может умолить святого защитить нас от собственных несовершенств.

Можно попросить в молитве пред иконой защиты от врагов, их нападок, а также от различных жизненных проблем и духовных трудностей. Пророк в силах привести вас к духовному преображению, указав на тропу истинной веры.

Даже в провальных жизненных ситуация Моисей подхватит вас, заступится и поможет избавиться от черной полосы, как некогда Господь защищал через него народ пророка, помогая избавиться от преследования и гонения фараоновских колесниц.

Дни празднования

Празднование в честь иконы пророка Моисея приходится на 17 сентября. В этот же день свершается день памяти самого Боговидца.

Молитва перед иконой

«О, святейший Моисей, пророк Божий! Услышь молитвы наши и приди на помощь нам, защити от врагов наших, от бед и горя, от зла и бесчестья. Не оставь нас без внимания.

Помолись о нас Господу на Небесах и попроси защиты нашей и душ наших грешных.

Да прославится имя твое, да восхвалят тебя и преклонятся пред тобой люди православные! Убереги души наши и не позволь нам сбиться с пути. Отныне и во веки веков. Аминь».

Пророк Моисей — единственный, кому довелось увидеть Господа в его настоящем обличье. Это говорит о силе духа и вере Боговидца.

Моисей — важный библейский персонаж, принявший на себя великую ответственность — распространить заветы Божьи среди людей. Он основоположник религии, и на его защиту и покровительство уповают в минуты отчаянья.

Мы желаем вам крепкой веры, успехов и счастья. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://xn—-7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/prorok-moisej-bogovidets-molitva/

Икона пророка Моисея

Великий пророк Моисей входит в пророческий чин русского иконостаса. Боговидец, который выполнял все указания Всевышнего на земле, принял от Господа на Синайской горе десять заповедей.

Евангелист Иоанн Богослов в своих проповедях говорил: законы и устои были даны через Моисея, благодать же и истина стала доступна людям через Иисуса Христа.

О значении пророка Моисея в становлении христианства было написано немало трудов, вышедших из-под руки святых угодников Божьих.

Иконописный образ Боговидца предназначен скорее для слов благодарности к Богу, нежели для молитвенных просьб.

История иконы

Моисей, которого в народе также называют Боговидцем, — значимая фигура в христианстве. Ему уделено много строк Библии. Он единственный, кому явился сам Бог не в облике человека, а в Образе Самого Себя. Именно на Моисея Господь возложил миссию донести до людей заповеди и законы жизни. Лишь пророку доверено было нести по свету указ Божий.

До Моисея Заповеди Господа не были реализованы материально. Пророк — первый, кто осуществил на земле Божьи Заповеди. Именно с Моисея начался путь к Новому Завету.

Где находится чудотворный образ

Иконы пророка Моисея распространены в наши дни по всему миру. Их можно найти во многих храмах России. Моисей — удивительный, уникальный библейский персонаж Ветхого Завета.

Наиболее распространенные святыни находятся в Москве, в церкви Вознесения Господа на Гороховом поле, и в городе Челябинске, в храме Иконы Божией Матери. Также редкая фреска пророка украшает церковные залы церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста в Ярославской области, в селе под названием Игрищи.

Описание иконы

На иконе пророк всегда изображен по пояс, в одеянии, которое покрывает его плечи. В левой руке Моисей держит скрижали с Заповедями. Правой рукой Пророк указывает на свиток, показывая, что эти Законы нужно исполнять и лишь они являются истинными.

В чем помогает чудотворный образ

Перед иконой пророка Моисея принято благодарить Господа. Однако, вспомнив библейский сюжет, где Моисей просил Всевышнего за свой народ, за благоразумие людей и послушание, мы может умолить святого защитить нас от собственных несовершенств.

Можно попросить в молитве пред иконой защиты от врагов, их нападок, а также от различных жизненных проблем и духовных трудностей. Пророк в силах привести вас к духовному преображению, указав на тропу истинной веры.

Даже в провальных жизненных ситуация Моисей подхватит вас, заступится и поможет избавиться от черной полосы, как некогда Господь защищал через него народ пророка, помогая избавиться от преследования и гонения фараоновских колесниц.

Дни празднования

Празднование в честь иконы пророка Моисея приходится на 17 сентября. В этот же день свершается день памяти самого Боговидца.

Молитва перед иконой

«О, святейший Моисей, пророк Божий! Услышь молитвы наши и приди на помощь нам, защити от врагов наших, от бед и горя, от зла и бесчестья. Не оставь нас без внимания.

Помолись о нас Господу на Небесах и попроси защиты нашей и душ наших грешных.

Да прославится имя твое, да восхвалят тебя и преклонятся пред тобой люди православные! Убереги души наши и не позволь нам сбиться с пути. Отныне и во веки веков. Аминь».

Пророк Моисей — единственный, кому довелось увидеть Господа в его настоящем обличье. Это говорит о силе духа и вере Боговидца.

Моисей — важный библейский персонаж, принявший на себя великую ответственность — распространить заветы Божьи среди людей. Он основоположник религии, и на его защиту и покровительство уповают в минуты отчаянья.

Мы желаем вам крепкой веры, успехов и счастья. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она …

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон …

Чудотворные иконы являются одним из главных достояний христианского мира. Множеству верующих через молитвы перед святынями …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-proroka-moiseya/

Скрижали Завета — священная христианская реликвия

Скрижали Завета — две каменные плиты, которые, по библейской легенде, переданы Моисею Богом на горе Синай. На них были высечены десять заповедей. В 586 г. войска вавилонского царя Навуходоносора II разрушили храм, где хранился Ковчег Завета — ларец со скрижалями внутри, С тех пор они утрачены.

Считается, что первые законы люди получили от Бога; тот заключил с ними договор, или Завет — как должно поступать. До получения Закона Божьего у них не было писаных правил, каждый жил, как учили его предки и как подсказывала совесть. Но, проявляя заботу о людях, чтобы те не утратили Закон Божий, Бог высек в камне десять важнейших заповедей и передал народу через пророка Моисея.

Книга «Исход» — вторая книга «Пятикнижия», первых книг христианской Библии и еврейской Торы, повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства и об удивительном путешествии евреев к горе Синай под предводительством пророка Моисея.

Моисей поднялся на гору, где Бог передал ему две каменные плиты с выбитыми на них «письменами божьими» — текстом десяти заповедей. Тем временем народ начал роптать из-за слишком долгого отсутствия Моисея, своего учителя.

Аарон, брат Моисея, собрал у людей золотые украшения и сделал из них идола — Золотого тельца, которому евреи стали поклоняться.

Когда же Моисей спустился с горы Синай и увидел, что народ поклоняется идолу, он в гневе уничтожил тельца, разбил скрижали, данные ему Богом, а многие из отступников, поклонявшихся тельцу, были убиты. Позже Бог велел Моисею самому вытесать из камня новые плиты и снова подняться на гору Синай, где во второй раз высек те же 10 заповедей.

Читайте также:  Сильная молитва луке крымскому перед операцией, об исцелении, выздоровлении больного и здравии - православные молитвы

Кроме того Бог приказал сделать Моисею из дерева ковчег-ларец, в котором скрижали впоследствии и хранились. День, когда скрижали были переданы Моисею, считается днем заключения священного договора, а ковчег — символом этого союза между Богом и людьми.

Ковчег Завета не следует путать с Ноевым ковчегом или ковчегом-корзиной, в котором мать спрятала младенца Моисея, чтобы спасти от гибели.

Кроме новых скрижалей с высеченными на них заповедями, по преданию, в Ковчеге Завета хранились также и обломки старых скрижалей, разбитых Моисеем. Отправляясь на войну, евреи брали их с собой в качестве священного талисмана, а также затем, чтобы святыня не попала в руки врагу.

Во время исхода из Египта ковчег со скрижалями хранился в скинии — походном храме. Позднее царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, тем самым сделав этот город центром религиозной жизни народа Израиля. К 950 г. до н.з. сын Давида Соломон завершил строительство Иерусалимского храма, величайшей еврейской святыни.

Сюда был торжественно перенесен Ковчег Завета.

Этот храм простоял три с половиной столетия, но в 586 г. до н.э. жестокий царь Навуходоносор II в очередной раз захватил Иерусалим, разграбил и разрушил до основания храм Соломона вместе со всеми святынями, убив и угнав в рабство большую часть жителей Иерусалима. Ковчег со святыми скрижалями в результате этого набега был утрачен.

Нам ничего не известно доподлинно ни о форме и размерах скрижалей, ни о том, как именно выглядели надписи на них. По еврейским преданиям, скрижали представляли собой куб, длина каждой из сторон составляла один локоть.

Каждый куб имел сквозное отверстие в виде цилиндра, и надписи на ассирийском и древнееврейском языке были высечены на всех поверхностях — изнутри и снаружи.

Примерно в таком виде скрижали изображают в синагогах и еврейских книгах.

В христианской традиции принято иное изображение скрижалей — их представляют в виде плоских продолговатых плит или страниц раскрытой книги, причем верхняя кромка имеет округлую форму. Также нигде нет точного свидетельства, как заповеди располагались на скрижалях.

Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, были ли первые пять заповедей высечены на первой скрижали, а другие пять — на второй.

Есть версия, что все десять заповедей Договора Божьего располагались на обеих скрижалях, подобно тому, как сегодня мы составляем договоры в двух экземплярах.

Скорее всего, этого уже никто никогда не узнает, если только более 2500 лет назад не произошло чудо, и ковчег со скрижалями все же не был спасен от рук разрушителей.

Источник: http://mir-faktov.com/item/228-skrizhali-zaveta-svyashchennaya-khristianskaya-relikviya.html

Кто такой Моисей в Библии? — Православный журнал «Фома»

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии».

Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.

Моисей – один из самых известных персонажей в Библии. Он вывел народ Израиля из Египта, именно ему Господь вручил каменные скрижали (каменные плиты) завета, на которых были выбиты десять заповедей. Согласно преданию (и научным данным), Моисей автор первых пяти книг Библии – Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел 9т.н.

«Пятикнижие Моисеево»).

Библия повествует о Моисее в книгах Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Упоминается же Моисей еще в книге Иисуса Навина, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иеремии и Малахии, в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов, в посланиях апостола Павла Второму к Коринфянам и Второму к Тимофею и к Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова.

Материал по теме

Моисей и дарование закона

Люди, покинувшие дом рабства, долго идут по пустыне, учатся верить и полагаться на Бога — а тем, кто привык к рабству, это тяжело

Ко времени рождения Моисея народ Израиля жил в Египте. Сперва евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя, но впоследствии их положение изменилось и они стали выполнять тяжелые хозяйственные работы.

Чтобы число евреев не увеличилось, фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. В такой обстановке родился Моисей (что значит извлеченный или спасенный из воды). Его мать оставила его в корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона и взяла на воспитание, а его мать наняла как кормилицу.

Моисей был царевне как сын, но затем бежал из Египта, так как в одной из ссор заступился за одного за человека и убил другого. Он женился и стал пасти овец у горы Хорив (Синай). Там ему явился Ангел Господень «в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3:2), который не сгорал в пламени.

Этот куст стал называться неопалимая купина. Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев.

Фараон не хотел отпустить евреев (и терять рабочую силу), и Бог навел на египтян многие бедствия («казни египетские»). Фараон отпустил евреев (Исх. 7-12). И вышли евреи, «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей». Путь им показывал Сам Бог.

Вскоре фараон изменил свое решение и послал за ними войско, которое настигло евреев у Красного моря. Тогда Бог дал Моисею сотворить чудо – раздвинуть море, чтобы евреи пошли по морскому дну. Египтяне бросились вдогонку, но воды сомкнулись, и воины утонули. (Исх. 14).

Когда евреи шли через пустыню, Бог посылал в пищу манну («манна вкусом же как лепешка с медом и ели манну сорок лет доколе не пришли к пределам земли Ханаанской») (Исх. 16:31,35) и расположились у горы Синай,

Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).

Пока Моисей был на горе, евреи «сделали себе литого тельца и принесли ему жертвы», Моисей же, спустившись с горы, в гневе сжег тельца и стер в прах (Исх. 32).

Затем евреи еще долго странствовали по пустыне (Числ. 9-27), прежде чем войти в обетованную (обещанную им Богом) землю. Моисей в нее не вошел, но только видел ее, взойдя «на гору Нево с вершины Фасги, что против Иерихона» (Второзак. 34:1). Там он и скончался в возрасте 120 лет. «И не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Второзак. 34:10).

На анонсе фрагмент «Моисей. скульптура Микеланджело».

Источник фото wikipedia.org

(12 votes, average: 3,75

Источник: https://foma.ru/kto-takoy-moisey-v-biblii.html

Основной закон: 10 заповедей божьих в православии

Каждая религиозная традиция предлагает своим последователям некий свод нравственных правил, которым нужно следовать, для того чтобы обрести и укреплять веру и двигаться по духовному пути. Основой христианской нравственности являются 10 заповедей божьих, в православии они тоже используются, хотя и относятся, по сути, к ветхозаветной традиции.

Появление 10 заповедей

Согласно традиции на 50 день исхода из Египта Моисей взошел на гору, и там Господь продиктовал ему десять заповедей, с которыми тот спустился с горы, для того чтобы даровать эти заветы народу Израиля. Тем не менее люди в отсутствие своего пророка (Моисей 40 дней был на горе в посте и молитве) сотворили золотого тельца, которому начали поклоняться. Разочарованный пророк разбил скрижали.

После этого ему было указано вытесать новые скрижали и снова отправиться на гору. В итоге Моисей записывает заповеди на скрижалях и дает своему народу.

Актуальность в православии

Православная церковная традиция включила в себя писания из Ветхого Завета, в частности, заповеди, данные Моисею, считаются частью канона. Тем не менее Библия эти правила не перечисляет, и если вспомнить о чем говорил сам Иисус, то следует говорить о заповедях блаженства, которые были даны на нагорной проповеди.

Тем не менее, как говорил сам Спаситель, Он пришел не нарушить, но исполнить закон. Поэтому противоречия тут не наблюдается. Заповеди данные Моисею почитаются и соблюдаются.

Учение нагорной проповеди

Новозаветное учение Христа попросту является, скажем так, более прогрессивным и человеколюбивым развитием темы.

Если ветхозаветная традиция состояла по большей части из запретов, которые созданы, для того чтобы оградить людей от греха, то новозаветное христианство ведет людей к совершенству и в итоге Спасению.

Об этом говорил и сам Христос: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Поэтому православная традиция не отрицает список из заповедей Моисея. Однако ориентируется также и на заповеди блаженства, которые в большей степени являются средством ко Спасению и духовному совершенству.

Особенно тут следует подчеркнуть 10-ю заповедь.

Именно там акцент смещается на внутренний мир человека, на чем делал особый упор Христос, говоря не о внешних запретах, но о внутреннем совершенстве (которое неминуемо ведет за собой и внешнее): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим», «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Ему хватило только такой основы, но эта основа указывает на самую суть веры.

Описание каждой заповеди

Теперь следует охарактеризовать 10 православных заповедей божьего закона более подробно. Конечно, трактовки каждой заповеди могут быть разнообразными, тут предлагаются универсальные, составленные на основе трудов православных теологов и священников. Более глубокое понимание каждой заповеди требует личного духовного опыта и усердных размышлений.

  1. «Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим». Речь идет о библейском Саваофе, который также может представать в форме Святой Троицы. Если не углубляться в этимологию и глубокое постижение, которое требует религиозно-мистического опыта, то заповедь указывает на наличие верховного начала, от которого идет все сущее. Свет Господа пронизывает каждое творение этого мира, Он из безвременья вошел во временность и создал мир, который полостью насыщен Им. Поэтому странно искать других богов и выбирать нечто другое. Заповедь указывает на потребность обратиться к высшему началу, так как только в нем есть истина.
  2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им …». Текст тут дан не полностью. В чем-то продолжение предыдущей заповеди, запретительная заповедь, которая указывает на потребность следовать истинному пути и последствия от выбора неверного. Наиболее часто здесь указывают на фактор творения кумира, который хорошо проиллюстрировать на примере иконопочитания в православии. В этой традиции (в отличие, например, от католичества) иконы почитают особым образом, они являются активной частью религиозной практики, помогают настраиваться на молитву, но есть существенная деталь: иконы почитаются как окно в духовный мир. Если сказать точнее, то почитается сам духовный мир, икона является только окном, в которое смотрят. По сути, речь идет просто о деревяшке или другой поверхности с наличием какой-то цветовой композиции, и поклоняться самому изображению является неверным и как раз соответствует творению кумира. Даже если икона является чудотворной, то чудеса творит не деревяшка, а Господь, к которому обращаются через образ. Поэтому верующему нужно избегать любого творения кумиров и осознавать истинную цель поклонения.
  3. «Не произноси имени Господа всуе». Речь идет об использовании имени Господа понапрасну, согласно православной традиции, нужно произносить таковое при молитве или службе в церкви. Этим подчеркивается определенное почтение. Также, конечно, не следует поминать Господа с ругательствами или чем-то подобным. Нужно отделять обыденное и мирское от небесного и осознавать какие слова для чего нужны.
  4. «Помни день субботний … Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела». Текст этой заповеди приведен не полностью, но суть заключается в одном — отдыхе в субботний день. Под отдыхом воспринимается отрешение от мирских дел, наилучшим из которых является, конечно, молитвенное служение, чтение духовной литературы и подобное. Людям, которые не проживают на территории Израиля, труднее соблюдать эту заповедь буквально, но речь идет о потребности хотя бы день каждую неделю посвящать Господу. Таким образом человек уподобляется Господу, который отдыхал на седьмой день после того, как шесть дней творил мир.
  5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Именно благодаря родителям человек получает возможность увидеть этот мир, узнать веру и обрести возможность спасения души. Родительская любовь безгранична, поэтому они заслуживают почитания. Также данная заповедь указывает на потребность экстраполяции этой любви и на других людей. Если человек учится почитать родителей, то в дальнейшем он уважительно относится вообще ко всякому мужчине и женщине.
  6. «Не убивай». Тяжкий грех, и этот запрет дан людям для того, чтобы они не обрекли себя на вечное страдание, так как искупить такой проступок невероятно трудно. По сути, каждый человек является неотделимой частицей Господа, и если посягает на другого, то посягает в действительности на самого себя, ведь люди в этом смысле неотличимы.
  7. «Не прелюбодействуй». Изначально запрет, о котором говорит 7 заповедь, касается вступления в связь с замужней женщиной. На данный период он может распространяться и на любые отношения, которые противоречат норме морали.
  8. «Не кради». Сюда относится не только присвоение имущества другого человека, но и всякий обман, совершенный для этого, получение какой-то собственности и имущества не совсем честным путем. По большому счету, даже если человек получает больше, чем причитается за какой-то труд, или каким-то не совсем честным способом извлекает деньги из других, то такое поведение тоже подпадает под действие этой заповеди. Поэтому нужно тщательно относиться к получению любой собственности и доходов от деятельности.
  9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». В эту заповедь также включен и самый ближний, то есть сам человек. Таким образом запрещается и обманывать других людей про себя, к примеру, чем-то хвалиться или вводить в заблуждение относительно своей личности. Также не следует и врать про других людей, подобный обман всегда сказывается негативно, ведь как минимум тот, про кого врут, всегда знает, где истина.
  10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его … ничего, что у ближнего твоего». Эту заповедь нередко выделяют особо по причине уникальной для законов Моисея формулировки. Часто называют именно эту заповедь своеобразным переходом от Ветхого к Новому Завету, который принес Христос. Если читатель обратит внимание, то увидит отличающуюся от предыдущих фразу «не желай». Остальные заповеди являются запретительным, и они запрещают определенные действия. Фактически верующий может особенно над этим не размышлять. Если священник грамотно объяснил, как следовать предыдущим 9 заповедям, то верующий вполне может просто следовать этим предписания, но 10 заповедей Господних были бы не полными без этой, заключительной. Тут обращение идет не к действию, но к помыслам. Примитивная трактовка может указывать простое значение — не завидуй. Такое толкование действительно существует, но нужно смотреть глубже: от всякого пагубного желания идет и пагубное действие. Если кто-то захочет чужого имущества, то потом для этого может замыслить и убийство, и кражу или прелюбодействие. Много грехов и нарушений заповедей идут именно от греховных мыслей и намерений. Говоря современными словами, нужно контролировать свое сознание и очищать его от всякого негатива. В частности, следует взращивать в себе основные праведные устремления и искоренять вредоносные, которые в православной традиции объясняются воздействием страстей, бесов и сатаны.
Читайте также:  Православные благодарственные молитвы по святом причащении - православные молитвы

Источник: https://ezoterika.me/zagovor-molitva/osnovnoy-zakon-10-zapovedey

Две молитвы веры моисея

Опубликовано 26.12.2010

В категориях: Спаси и защити

 В.Я. Канатуш 

Верой побеждали царства, творили правду.., были крепки на войне, прогоняли полки чужих.

Евр. 11:33-34

Слова эпиграфа, обобщающие могущественные действия веры многих святых, более всего отражают молитвенный подвиг Моисея, необыкновенные дела его веры и служения.

Моисей — удивительная личность в Писании, талант которой многогранен.

Моисей был не только великим мужем веры, но и великим мужем молитвы. Молитвой он достиг высшего величия. Он был влиятельным вождем и наставником народа не в силу своей гениальности, блестящих мыслей, неисчерпаемых сил, способностей, образования или природных данных (хотя все это играет свою роль), но потому, что молился.

Благодаря молитве в его распоряжении была сила Божия, которая и оказывала такое сильное влияние на людей. На протяжении всего повествования о его деятельности Библия представляет нам Моисея, как мужа настойчивой молитвы, который сознавал ее бесконечные возможности и Божественную необходимость и находил в ней разрешение всех проблем.

Для него молитва была так же важна, как и другие его обязанности. Источник его силы и успех служения заключался именно в молитве. Он не просто молился, он боролся в молитве, а это требовало большого напряжения сил, времени и искусства.

Молитва всецело владела его жизнью, была существенной составной частью его служения, открывала перед ним путь; в ней он черпал силу для своего нелегкого поприща.

Из повествования о Моисее как вожде и молитвеннике ясно вытекает мысль, что молитва — это не просто долг или обязанность, но это упражнение, требующее крайней духовной дисциплины и сосредоточенности.

Он постоянно прибегал к молитве и подвизался в ней до полного изнеможения.

Молитвенная борьба его обессиливала, измучивала, изнуряла; он уставал от парализующей слабости своего тела, зато достигал просимого и полной победы в борьбе.

Благодаря молитве Моисей поднялся на новую, более высокую ступень своего служения людям: он приобрел дух отца, священника, стал ходатаем и заступником перед праведным небом за много раз согрешавший и падавший народ.

А когда Израиль подвергся величайшей опасности истребления через амаликитян, Моисей оружием веры и молитвы сразился с властями тьмы и во имя Божие одержал победу.

Молящийся Моисей преодолел коварное противодействие сатаны в лице Амалика.

Молитвенное ходатайство и молитвенное борение Моисея неподражаемы.

Читая историю об Исходе Израиля, приходится удивляться: до чего этот народ был своенравным, непокорным, маловерным и малодушным! Столько чудес он видел, столько пережил благословений от Господа и при этом так много согрешал.

Это был не просто плотской, но, по свидетельству Самого Господа, «жестоковыйный» народ (Исх. 32:9-10).

Малейшие затруднения и невзгоды повергали его в уныние и ропот, и Моисею нелегко было справиться с его необузданностью и бунтами; часто приходилось нянчиться с ним, как матери с капризным ребенком.

Эта строптивость и малодушие древних евреев, отвергавших и забывавших благодеяния Бога,— образ души, противящейся Его Благодати и милости.

Реакция Моисея на постоянное бурление народа была образцовой. В неимоверно сложных обстоятельствах он всегда сохранял выдержку и полное достоинства спокойствие. Такие понятия, как личный престиж или авторитет для него не существовали, ибо он искал славы Божией.

Он умер для своего «я» и обрел совершенно новые качества — качества духовного человека. Его кротость и смирение помогли ему вынести величайшее бремя — бремя всего народа.

Он не только не обижался на ропотников, но прощал их, заботился о них и отечески умиротворял их души, регулируя между людьми отношения и ходатайствуя за них перед Богом.

Книга Исход (17:1-7) представляет нам один из замечательных примеров ходатайственной молитвы Моисея.

Народ двинулся из пустыни Син и расположился станом в Рефидиме. Там не было воды, и люди в очередной раз подняли ропот.

Этот ропот возрос до кощунственного утверждения: Моисей вывел нас из Египта для того, чтобы жаждой уморить нас, наши семьи и стада! Сколько кричащей плоти и духовной слепоты в этом их дерзком ропоте! Не их ли Бог перевел через воды Красного моря, которые силой Божией расступились в разные стороны? Разве Бог бессилен, чтобы напоить жаждущих? Где вера ваша? Но как скоро они забыли Его великие дела, Его милости и щедроты! Кажется, невозможно простить этот кощунственный ропот народа…

Что же делает Моисей? Сперва он пытается вразумить, усовестить народ: «Что вы укоряете меня? что искушаете Господа?» Но слова его не достигают успеха: народ еще сильнее начал роптать. Что было делать в таком положении? И тогда Моисей идет с молитвой к Богу.

Он не просто молится, — он возвышает свой голос до великого вопля, прося у Бога совета и помощи: «Что мне делать с этим народом? еще немного, и побьют меня камнями».

В своем тяжелейшем духовном конфликте и глубоком внутреннем беспокойстве он борется за то, чтобы разрешить проблему.

Господь поспешил ему на помощь и указал, где взять воду: «И сказал Господь Моисею: пойди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой..; вот, Я стану перед тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода и будет пить народ» (стт. 5-6).

В этом ответе содержится наставление и Моисею: этих негодных, ропщущих, бунтующих, готовых побить камнями надлежит терпеливо нести, заботиться о них, воспитывать их, удовлетворять их нужды.

И Моисей в точности исполняет повеление Божие: он ударяет скалу — и потекла пресная, живая вода, благословение для измученного от жажды народа. Бог посредством жезла совершает великое чудо. Псалмопевец, размышляя об этом событии, облекает его в поэтические образы: «Рассек камень в пустыне, и напоил их как из великой бездны.

Из скалы извел потоки, и воды потекли как реки» (Пс. 77:15-20); «Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим» (Пс. 104:41).

Комментируя это событие с духовной точки зрения, Ап. Павел пишет: «…все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор. 10:4).

Как не вспомнить здесь о страдающем Христе? «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Он истязуем был, но страдал добровольно…» (Ис. 53:5-7).

Скала в Хориве — прообраз страдающего Христа. Он принял на Себя удары и поношения для блага людей. Его страдания открыли для нас, живущих в пустыне греха и умирающих от духовной жажды, живительный источник воды.

Ударенная скала в Хориве — это распятый Христос, из Которого текут воды Благодати для жаждущего человечества. Вода в Библии — прообраз Слова Божия и Духа Святого, возрождающих нас. А потому свежая, пресная, родниковая вода в пустыне — жизнь для истомленных.

Соленая или мертвая вода, непригодная для питья — образ мирских благ, приводящих к разложению и погибели.

Скала в Хориве указывает не только на Христа, но и на тех, кто идет по Его следам и не избегает ударов.

Мы должны научиться молчаливо и мужественно выдерживать любые удары, как и Он «не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7).

Перенося тяжкие страдания, Иисус молился за Своих мучителей, благословлял врагов. Не горькую воду проклятия, но живую, студеную давала эта Скала.

«Хорив» означает: «пустыня, глушь, дикая местность». Но когда Моисей ударил там в скалу, потекли чудные, обильные воды. История эта пристыдила тогда Израиль. Но и для нас она служит увещанием, о котором мы не должны забывать, когда оказываемся перед подобными затруднениями.

Роль ходатайственной молитвы Моисея в становлении Израиля трудно переоценить. Но, воспитывая народ, Бог одновременно воспитывал и самого Моисея. Он хотел приобщить его к тому роду служения, которое неизбежно сопровождает любого руководителя, — служению ходатая и посредника, фактически священника.

Бог пробуждал в его душе те чувства сострадания и милосердия, без которых он как вождь и законодатель народа не мог бы состояться. Бог внушал ему пастырский дух: спасая своих братьев и ведя их к более высоким целям, он должен любить их и в состоянии подъема и воодушевления, и в состоянии падения и ослепления, должен носить их немощи и бремена.

Через Моисея Господь находил доступ к сердцу народа, через Моисея и народ находил доступ к Богу.

Рассматриваемый нами случай произошел в самом начале Исхода, в Рефидиме, при выходе из пустыни Син (Чис. 33:11). Моисей дал название тому месту «Масса и Мерива», т. е. искушение и укорение (Исх. 17:7).

Подобный случай повторился в конце сорокалетнего странствования Израиля, уже с новым поколением, и тоже в пустыне Син, в Кадесе (Чис. 20:1-13; 33:36). На первый взгляд кажется, что это одна и та же история — так много здесь сходства. Но разница между ними весьма существенна: в Хориве Бог повелел ударить скалу, в Кадесе — только обратиться к скале со словами.

Как поступил Моисей на этот раз?

Вместо того, чтобы только сказать скале, он гневно ударяет в нее дважды и этим крупно погрешает перед Господом.

Почему? Можно было бы подумать, что он погрешил вследствие своего возмущения неверностью народа, как это комментирует псалмопевец: «И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них.

Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими» (Пс. 105:32-33). Но дело здесь не только в этом.

История об этой скале, кроме поучения, имеет глубоко пророческий смысл. Ударенная скала — образ Христа страдающего в Свое Первое Пришествие, когда Он был отвержен, презрен и прибит к кресту. Во Второе Пришествие Он явится как Царь, прославленный Глава Церкви, живущий Духом Святым в душах Своих искупленных.

И отношение к Нему теперь должно быть подобающим — более духовным, более зрелым и возвышенным. Мы не должны Его уничижать, ударять грехами своими. Как Царь наш, Он достоин славы, чести и преклонения. Но, может быть, мы непослушны, как Моисей, и ударяем Его? Он стерпит любую боль, но оттого потерпим и мы.

Можно было бы предположить, что Бог, при таком очевидном пренебрежении Его волей, не даст обещанной воды. Но Он, невзирая на согрешение Моисея, подкрепил жаждущий народ, ибо из-за неверности Его служителей не должны страдать люди.

Со служителями Он разбирается отдельно. Безусловная милость Божия, несмотря на удары и глумление людей, продолжает изливаться на этот недостойный, погрязший в грехах мир. Он остается неизменно верным, хотя Его творение проявляет неверность (Вт.

32:4; 2Тим. 2:13).

Это повествование преподает нам еще больший урок: то, что в Хориве было правильным и в согласии с волей Божией, во втором случае, в Мериве, было неправильным и против Его воли.

Эта истина должна предохранить нас от легкомыслия и высокомерия и не позволить думать о себе и своих дарованиях больше, чем положено. Она должна удержать нас в покорной зависимости от Бога.

Мы должны помнить, что существуют правила, которые даны нам на вечные времена, а другие — только для ориентира.

На протяжении своего сорокалетнего странствования по пустыне Израиль много раз искушал Господа, и Моисей неоднократно вымаливал для него прощение. Так было, когда израильтяне сделали себе идола и устроили вокруг него пляску по обычаю египтян (Исх. 32). Это был их тяжкий грех отступления от Господа (Пс.

105:19-23). Разгневанный Моисей сжег этого идола в огне, растер в порошок, рассыпал по воде и дал ее пить народу. Затем призвал сынов Левия и повелел мечом истребить всех инициаторов и зачинщиков греха. Левиты умертвили около трех тысяч человек.

Остальной народ Моисей призвал к освящению и посвящению себя Господу. На другой день он сказал народу: «Вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: «О, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога. Прости им грех их.

А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (стт. 30-32).

Читайте также:  Можно ли крестить ребенка в пост - православные молитвы

Чтобы спасти Израиль от Господнего гнева, Моисей предлагает свою собственную жизнь. Он готов взять грех народа на себя, если Бог не найдет другого способа простить Израиля. Он просит Господа, чтобы его жизнь стала искуплением за грехи народа.

Как представитель колена священства и сам исполненный священнического духа, Моисей мог сделать грандиозное жертвоприношение из тысячи овец и быков, но он просто предложил свою жизнь и этим символически отобразил Христа, взявшего на Себя грехи человечества.

Моисей вымолил народу прощение. Его молитва, предложившая Богу себя во искупление грехов народа, — это не просто молитва высочайшего посвящения и ходатайства. Это жертвенная молитва, молитва самой великой и невосполнимой жертвы.

Только великие мужи веры готовы были разделить участь своего народа, какой бы печальной она ни была. Они настолько отождествлялись с ним, что Бог мог использовать их как орудие избавления и благословения этого народа. В решающий час испытаний они способны были возвращать отпадших к Богу.

Таковы были Моисей в Ветхом и Павел в Новом Заветах (Рим. 9:1-4).

Четыре раза Господь хотел истребить этот народ за его грех ропота, возмущения и отступления: Исх. 32:11-14; Чис. 14:1-24; 16:20-22; 16:41-45. И все четыре раза Моисей заступил его. Был ли Моисей милосерднее Бога? Нет, конечно.

Но Бог, созидая Израиля в особый народ, таким образом хотел избавить его от внешнего и внутреннего рабства — от порабощения грехами плоти и от привязанностей сердца к этим грехам.

Благодаря помощи Господа Моисей достиг успеха в своей заботе о народе.

Моисей терпеливо нес бремя народа и на высшем уровне исполнил закон Христа, который в Новом Завете повелевает верующим носить «бремена друг друга» (Гал. 6:1-2).

Он на все времена явил чудный пример пастырства, показав служителям Церкви, как надлежит пасти Божие стадо, «надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…» (1Пет. 5:1-3).

В этом он — великий прообраз Иисуса Христа, истинного Пастыря и Ходатая Нового Завета, Который полагал Свою душу за овец.

Моисей сумел показать людям не только любовь Божию, Его прощение и бесконечное долготерпение, но и Божию строгость, справедливость и суд. Некто сказал: «Истинное руководство всегда требует большой дани от всего человека.

И чем больше он годится для руководства, тем выше та цена, которую он за это платит». Моисей уплатил высокую цену: он пережил путь креста, одиночество, критику, отвержение, изнеможение в трудах и борьбе. Его жизнь и служение — сплошная жертва.

  Какой это пример для нас! Способны ли мы на такое самопожертвование? Ибо только такой человек может быть ходатаем за других. Да, велика была вера пророческой души Моисея в Божию благость и справедливость. Велика была и сила его заступнических молитв.

Один муж веры, насмерть стоящий «в проломе» (Иез. 22:30) за народ, спасает его от гибели!

Ходатайственное служение Моисея за наследие Божие окончилось с его жизнью на земле. Мы же в новозаветное время имеем такого Ходатая, Который вечно жив, чтобы всегда предстоять пред Богом за нас (1Ин. 2:1-2; Евр. 7:24-25).

Когда мы в искушении, в борьбе или нам грозит большая опасность, и мы мечемся, не зная, как поступить и на что решиться, вопием к Богу, — тогда к нашим молитвам Господь присоединяет Свою и ходатайствует за нас пред Отцом.

Он ходатайствует за нас и тогда, когда мы согрешаем и падаем, как это делал Моисей за согрешивший народ. Иисус поднимает нас и дает нам новые силы для борьбы и победоносной жизни.

Итак, молитва веры, которую Моисей приносил за свой народ и которую мы рассмотрели, является дивным примером ходатайственной веры. Она учит нас любить и быть ходатаями за своих ближних. Таким образом исполняется правда Божия.

Источник: http://www.mirvboge.ru/2010/12/dve-molitvy-very-moiseya/

Пророк Моисей

Мария Озмитель,
специально для сайта www.Mount-Moses.com
© Stratomedia, Inc.

Жизнь святого пророка Моисея

Исх. 2:10 «и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его»

Святой пророк Моисей родился в семье Амрама и его жены Иохаведы примерно в 1526 г. до н.э. Египтянами было тогда решено убивать всех новорожденных еврейских детей, чтобы не дать израильскому народу увеличивать свою численность. Отцу святого пророка было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему.

Поэтому родители, укрывавшие сына до 3 месяцев, предали судьбу ребенка Богу и, положив его в корзину, опустили в реку Нил. Эта корзина была найдена дочерью фараона, принцессой Термутис, усыновившей мальчика и давшей ему имя Моисей, что значит «вынутый из воды».

Слово «мо» по-египетски означало «вода», а спасённых из воды назвали «узес», поэтому египетский вариант имени мальчика звучит «Моузес».

Таким образом, Моисей, став приемным сыном дочери фараона, вырос среди египетской знати, получил хорошее образование и был наделен значительной властью.

Известно, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами.

При дворе фараона он провел около 40 лет, пока однажды не совершил преступление – в гневе убил надсмотрщика, истязавшего рабов-израильтян. После этого он был вынужден бежать в пустыню и скрываться.

Моисей поселился в земле Мидиамской, расположенной на Синайском полуострове. Он женился на дочери священника Иофора (другое имя – Рагуил) и пас его скот. В честь тестя Моисея русло Вади-Шаиб сейчас также называется Иофоровой долиной. Такую жизнь пророк вел еще 40 лет.

Первый призыв Бога Моисей услышал там же, в Мидиаме, когда во время выпаса скота оказался возле горы Хорив.

Исх. 3:1-5: «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая»

Здесь Моисей получил свое первое откровение и указание от Бога об освобождении израильского народа из Египта.

На этом месте, у подножия горы Синай, и сейчас растет тот самый терновый куст – Неопалимая Купина.

После этого святой пророк возвратился ко двору фараона и вместе со своим братом Аароном, который был более искусным оратором и про которого Бог сказал Моисею «и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами» просили отпустить еврейский народ.

9 месяцев длились переговоры Моисея и фараона, и было это время самым тяжелым как для евреев, поскольку фараон ужесточал режим рабства, так и для египтян, которых постигли сверхъестественные 10 казней египетских.

После же последней казни, длившейся только одну ночь, но самой страшной – смерти всех первенцев, евреи вышли из Египта.

Точный маршрут, по которому совершался Исход сейчас неизвестен. Однако, как и было велено Богом у Неопалимой Купины, через три месяца странствий Моисей привел народ к горе Синай.

Пророк Моисей на горе Синай

Исх. 19:1-3: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы…»

Израильский народ, пришедший с Моисеем, был испуган величественными явлениями, сопровождающими Божественное явление: гора Синай сотрясалась, была окутана дымом и пламенем, сверкали молнии и гремел гром и голос Бога был слышен всем. Люди в страхе отошли от горы и ждали возвращения пророка. Своему брату Аарону Моисей передал полномочия решать дела и вопросы остававшихся перед горой людей.

40 дней находился Моисей на горе Божией и получил от него основной Закон – 10 Заповедей, начертанных на каменных Скрижалях. Это время показалось народу слишком долгим и они усомнились в правоте пророка.

Собравшись у Аарона они потребовали показать им бога, выведшего их из Египта, и Аарон, испугавшись их необузданности, собрал золотые серьги и отлил из них золотого тельца.

Моисей, спустившись со Скрижалями с горы и увидев праздненство и поклонение идолу, разгневался и разбил, данные Богом Заповеди. Моисей жестоко покарал свой народ за отступничество, убив около трех тысяч человек, но просил Бога не наказывать их.

И Бог смилостивился и говорил с Моисеем в скинии, и явил ему славу Свою, указав ему расселину, спрятавшись в которой пророк мог видеть Бога сзади, потому что лица Всевышнего видеть человеку нельзя.

По велению Бога Моисей сделал из камня новые скрижали, подобные первым, и снова поднялся на гору Синай. Там Господь дал ему еще законы, которые нужно было соблюдать еврейскому народу. Считается, что в книге Исход перечислены Заповеди, написанные на первых, разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз.

Второй раз пророк Моисей пробыл на горе также 40 суток, без еды и питья. Когда он спускался с горы с новыми Скрижалями Завета в руках на его лице остался отпечаток сияния божественной славы, как будто бы от него исходили яркие лучи.

Это заставило скептический народ поверить и принять Закон, ставший базой не только их веры, но и всего их жизненного устройства.

Десять заповедей

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в тот день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; поэтому благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Странствование по Синайской пустыне

Еще сорок лет вел пророк Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. Он оставался служителем Божиим, но войти в новую страну ему было нельзя за маловерие, проявленное и им, и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе.

Пророк Моисей умер около 120 лет от роду перед тем  как израильтяне закончили свой трудный путь и вошли в землю Обетованную. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни единого человека из тех, кто вышел с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и согрешил, поклонившись золотому тельцу у Хорива.

Таким образом был создан действительно новый народ, живующий по Закону, данному Богом на Синае.

Почитание пророка Моисея

У иудеев:

Как пишет Леннарт Меллер, ученый написавший значительный труд по исследованию Пятикнижия «Дело об Исходе»: «для евреев Моисей – символ существования всей еврейской нации. Именно в тот период времени небольшое племя стало израильским народом под названием евреи. Пятикнижие Моисеево является неотъемлемой частью национального самосознания Израиля».

Иудеи называют пророка Моисея Моше Рабейну и считают его главным пророком, который говорил непосредственно с Богом, и получил для них Тору на горе Синай.

Христианами:

Для христиан пророк Моисей также один из самых великих ветхозаветных пророков. Ключевым моментом является не историческое рассмотрение факта вывода израильского народа из рабства, а духовный смысл получения 10 заповедей.

Теологи трактуют фигуру святого пророка Моисея как Ветхозаветный прообраз Иисуса Христа: как через пророка Моисея был дан людям Ветхий Завет, так через Христа – Новый Завет; как Моисей вывел израильтян из рабства к Земле Обетованной, так Сын Божий помогает человечеству освободиться от греха и достичь Царства Небесного.

В Новом Завете пророк Моисей и пророк Илия (также получивший свое первое Божественное откровение на горе Синай) являются ученикам Христа во время Преображения на горе Фавор.

Русская Православная церковь отмечает день памяти пророка Моисея 17 сентября (по новому стилю.)

Достаточно богата иконография пророка Моисея. Это связано с давностью традиции почитания этого святого. Образ пророка Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Мусульманами:

Пророк Муса (мусульманская распространенная транскрипция) почитается как великий пророк, которому на вершине горы Джебель Муса был ниспослан Таурат.

Могила святого пророка Моисея находится на горе Нево, но найти ее невозможно. Бог скрыл это место для того, чтобы еще не окрепший в вере народ не сделал здесь места поклонения. И поэтому до сих пор величайшему пророку поклоняются там, где он проявил силу своей веры, где был избран Богом – на священной горе Синай.

Источник: http://www.mount-moses.com/profit-moses.php

Ссылка на основную публикацию