Что такое отпевание и как правильно поминать усопших — православные молитвы

Как правильно отпевать и поминать усопших?

Сразу после наступления смертного часа попросите знакомых священников или православных мирян помолиться о скончавшемся. Не грех послать такую просьбу и электронной почтой, и смской. Если получится, можно попросить о панихиде либо о заупокойной литии (более краткая молитва) в храме, с общиной которого вы связаны. Если священник на месте, вам никогда не откажут.

Далее надо подумать о церковном погребении, которое в обиходе называют отпеванием. Этой службой Церковь провожает душу умершего в иной мир. Во время неё читается особая разрешительная молитва: священник просит Господа простить грехи, в которых почивший «сердцем сокрушённым покаялся», и освобождает его душу от вины за них. Листок с текстом этой молитвы вкладывается в руку усопшего.

Читаются или поются над гробом и вот такие вдохновенные слова, сложенные в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным: «Где к миру пристрастие? Где о мимолётном мечтание? Где золото и серебро? Где слуг множество и суета? Всё прах, всё пепел, всё тень. Но давайте возгласим бессмертному Царю: «Господи, вечных Твоих благ удостой преставившегося от нас, даруя ему покой в нестареющем блаженстве Твоём»!

Отпевание совершается на третий день с даты кончины – например, если она последовала 15 сентября, это богослужение должно происходить 17-го числа.

Лучше всего привезти тело усопшего в храм – причём в тот, куда он при жизни ходил. Иногда можно оставить там тело и с вечера, попросив, чтобы над гробом, по церковной традиции, читали Псалтирь.

В руки усопшего влагается крест, а перед ним ставится маленькая икона.

Понятно, что работники больниц и похоронных служб часто предлагают «не париться» и совершить отпевание в морге, на кладбище или в кладбищенской церкви. Первый и второй варианты могут кончиться с мистической точки зрения плохо.

Подчас в моргах и на кладбищах отпевают мошенники, не имеющие священного сана.

В храмах при кладбищах священники канонические, но, скажем прямо, отпевания там часто поставлены «на поток» и могут представлять из себя сильно сокращённую службу над несколькими гробами сразу, при обилии членов разных семей.

Не стоит бояться пробок и дополнительных сложностей при перевозке тела. Лучше всего привезти останки усопшего в храм, где его знали, пригласить на отпевание всех родственников, друзей и знакомых.

В крайнем случае возможно «заочное» отпевание – священник молится в храме за усопшего в отсутствие его тела. Листок с разрешительной молитвой в этом варианте родственники вкладывают в руку усопшего сами или закапывают в могилу.

Впрочем, если в советское время «заочные» отпевания были обычным делом из-за малого количества храмов, сегодня эту практику мало что оправдывает. Нужно помнить: не скорбь и плач, не поминки и речи, не венки и памятники, а именно молитва – главное, что мы можем сделать для усопшего.

И очень важно пригласить на такую молитву всех, кто его любил.

Церковь с почтением относится к телу почившего человека, а потому не приветствует кремации.

Однако в документе «О христианском погребении усопших», принятом Синодом в 2015 году, говорится: «Когда погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя её, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле».

Лучше всего договориться об отпевании, придя или позвонив в храм. Электронные послания в некоторых приходах читают не каждый день, а в данном случае время, увы, идёт быстро.

Можно поинтересоваться и примерной суммой пожертвования – благодарности достоин труд не только священника, но и певчих, которые обычно ожидают вознаграждения. И, конечно, стоит в память об усопшем поддержать церковную общину, в которую он входил, помочь неимущим, с этой общиной связанным.

Бедного человека батюшка, конечно же, отпоёт и без всякого пожертвования. Однако не стоит удивляться, если он сам и будет петь.

Прощание с усопшим при отпевании в храме обычно совершается тут же, после чего гроб заколачивается. Впрочем, если часть людей придёт прощаться в ритуальный зал или на кладбище, можно договориться о том, чтобы гроб не закрывали напрочь, и его можно было открыть ещё раз.

Иногда, если у священника есть возможность, можно пригласить его на кладбище для совершения заупокойной литии над могилой после похорон.

Стоит договориться о совершении в храме панихиды или литии на 9-й и 40-й день со дня кончины близкого вам человека. В девятый день, как и в третий, душа приходит на поклонение к Богу, а в сороковой определяется её участь до Страшного суда.

Поминовение обычно совершается каждый день в течение сорокадневного периода.

В тех храмах, где ежедневно служат литургию, может быть совершён сорокоуст – поминовение сорок раз, с выниманием за усопшего частицы из просфоры, которая в конце службы погружается в чашу с Кровью Христовой со словами: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Договариваться о поминовении и совершении панихиды стоит в каждую годовщину смерти дорогого вам человека. Хорошо подать в храме записку о упокоении усопшего в родительскую субботу, да и вообще почти в любой день – кроме Пасхи и Светлой седмицы.

Поминальная трапеза должны быть скромной, целомудренной, без праздных разговоров.

Постепенно возвращается традиция отказа от употребления за такой трапезой крепких напитков – этот странный обычай возник относительно недавно, в советские годы.

Иногда можно устроить поминки в церковной трапезной. В православной традиции принято в память об усопших накормить нуждающихся с просьбой молиться о нём.

 

Источник: https://HelpCase.io/articles/2018/07/03/pravoslavnye-traditsii-chto-nuzhno-znat-ob-otpevanii-i-pominovenii-usopshih

Как правильно молиться об усопших

Действительно, не напрасно же Церковь молится об усопших.

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, тогда зачем было и молиться? Однако Церковь за каждой литургией поминает усопших и призывает к молитве всех верующих, научая их, как правильно это делать.

Она говорит, что особенно важна молитвенная помощь душе в течение первых 40 дней по кончине человека. Она, конечно, необходима и после. О какой молитве идет речь?

Отвечая на этот вопрос, необходимо показать два совершенно разных понимания молитвы и отношения к ней. Одно – внешнее, обрядовое, или, если использовать язык Евангелия, законническое, другое – искреннее, жертвенное, покаянное.

К великому сожалению, первое, как правило, преобладает – молитву часто подменяют ее формой. Как это происходит? Очень просто.

По незнанию, а то и по лености и самооправданию, молитвой называют не молитвенное обращение к Богу с вниманием, благоговением и сокрушением сердца, а само хождение в храм, присутствие за богослужением или совершение его (если священнослужитель) без какого-либо понуждения себя именно к молитве. И все мы очень хорошо знаем, как можно вместо молитвы лишь поприсутствовать в храме, послушать пение, помечтать, нагрешить в мыслях и с этим коробом пойти домой. Известен случай, когда Иван Грозный спросил однажды блаженного Василия, много ли людей в храме? Тот ответил, что только два человека, а храм был полон присутствующими. Только двое молились, то есть были в храме.

Так вот когда умирает человек, то очень часто родные ограничиваются лишь тем, что заказывают отпевание, панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, дают деньги в монастыри, в храмы и т.д. Все это хорошо, но хорошо только в том случае, когда не оставляется главное. Ведь ясно, что Господу Богу никакие деньги не нужны.

А что же такое – главное? Что должен сделать человек, который хочет помочь усопшему? Мы затрагиваем в высшей степени серьезный вопрос: кто и как может помочь усопшему? Что значит молиться за него? Если Бог есть любовь, то, кажется, зачем Ему молиться, ибо Он итак сделает все, что нужно сделать. А если уже ничего нельзя сделать, тогда какой смысл молиться? Протестанты, кстати, и отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь с самого начала своего существования утверждает необходимость молитвы за них. И к этому есть серьезные основания.

Церковь утверждает, что состояние человека, оказавшегося после смерти в узах страстей, можно изменить. Ведь за кого призывает молиться Церковь? За святых? Нет. За грешников. То есть она утверждает, что наши молитвы способны помочь душе избавиться от страстного демона-мучителя.

Каким образом? На это Господь прямо ответил ученикам, не сумевшим изгнать беса: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17; 21).

Этим Он разъяснил, что освобождение человека от беснования, или, что то же самое, от рабства страстям и демонам-мучителям, требует не только молитвы (которая, увы, нередко подменяется лишь проскомидийным поминовением – без молитвы – или совершением, например, панихиды и присутствием на ней – без молитвы), но и поста, то есть подвижнической жизни.

Не случайно дар изгнания бесов давался Богом только редким подвижникам, а не приходским священникам и иеромонахам, которые находятся в суете мирской жизни. Поэтому даже апостолы, пытавшиеся изгнать беса просто молитвою, без усиленного подвига, потерпели неудачу.

Это же происходит и с современными «отчитывателями», которые берут на себя смелость, не достигнув бесстрастия и не получив дара Духа бесов, заниматься таким страшным делом, внешне подражая великим святым! Только бесстрастный способен без вреда для больного и самого себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы.

Потому прямо к современным «отчитывачелям» обращены обличительные слова преподобного Кассиана Римлянина: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями» .

В Деяниях апостолов промыслительно рассказывается о таких заклинателях, которые как тогда, так и теперь дерзко рассчитывают силою слов молитв и имени Иисусова (как в магии) изгнать беса.

«Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Эллинам, и напал страх на всех их» (Деян. 19; 15-17).

Это серьезнейшее предупреждение; всем современным отчитывающим и отчитывающимся вопреки тысячелетней традиции Русской Церкви и учению Святых Отцов.

Но вернемся к молитве за усопших.

Вот, например, поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до разделения Церквей).

Он молился не за кого-либо, а за императора Траяна – одного из жестоких гонителей христиан и в то же время лучшего по своей справедливости императора, который и христиан-то гнал в силу своей справедливости и уверенности в необходимости исполнения закона. Именно его редкая для Римских императоров справедливость и честность явились для свт.

Григория Двоеслова причиной молитвы за него. Траян заступился однажды за бедную беззащитную вдову, находившуюся в отчаянном положении, и свт. Григорий был настолько тронут этим его поступком, что стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате ему было открыто, что молитва его принята.

Читайте также:  Таинство причастия в православной церкви - православные молитвы

Как это понять? Ведь Траян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами» . Чьими же слезами? – Святого Григория.

Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! «Хотя это и редкий случай, – поясняет иеромонах Серафим (Роуз), – но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры» . Святой Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души»  (11, 75).

Православная Церковь открыла нам великую истину. Она утверждает, что все мы, верующие, составляем один живой организм, а не горох в мешке, где горошины толкаются, да еще больно ударяют друг друга. Мы – живые клеточки в живом Теле Христовом.

Апостол Павел написал удивительные слова – простые, кажется, но имеющие в высшей степени важное значение: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1 Кор. 12; 21). Мы все – одно тело. А в одном теле состояние любого органа и даже больше – состояние любой клеточки отзывается на всем организме и на каждой другой клеточке.

А чем характеризуется живой организм? Как можно понять его жизнь?

Вот подходит ко мне студент и говорит, что идет к врачу: зуб болит.

– Ну, говорю, и что, болит же зуб, а не ты? А ты-то чего корчишься? Пусть он болит – тебе-то какое дел?

Студент, кисло улыбается:

– Вот вам бы все шутить, Алексей Ильич…

Все взаимосвязано в живом организме.

О характере же связи с Церковью других людей, неправославных и нехристиан, которые по каким-то причинам не приняли христианскую веру и Крещение, мы не можем судить, ибо не знаем ни об их духовном состоянии, ни обо всех объективных обстоятельствах их жизни.

Мы можем и должны знать об истинной и ложной вере, но ни об одном человеке никогда не сможем сказать, что он погиб, то есть вечно и навсегда будет вне Церкви.

Ибо знаем точно, что первым в рай, то есть в Церковь, вошел тот, кто по суду человеческому, несомненно, был погибшим человеком, ибо он был разбойник. Лишь Церковь своей анафемой может произнести такой суд.

Пока же такого суда нет – для каждого христианина открыта дверь веры для молитвы за любого человека, независимо от его веры и убеждений, независимо от того, жив он или скончался.

И вот здесь мы подходим к наиболее тонкому вопросу: как человек может духовно помочь другому, тем более усопшему? Оказывается, точно по тому же принципу, по которому одна живая клетка или орган помогают другим в организме. Если один глаз ослеп, то другой вдвойне трудится. Одна нога повредилась – другая соответствующую часть нагрузки берет на себя.

Это естественный закон взаимоподдержки, если хотите, взаимоспасения. Одна клетка помогает другой. Чем? Отдавая часть себя, жертвуя, если хотите, своими силами, своим здоровьем, собою. Более здоровая клетка или орган могут взять на себя функции больных и тем самым оказать им реальную помощь.

Точно то же происходит в мире физического и духовного взаимообщения людей.

Только, здоровый человек может взять на себя функций больного и тем самым помочь ему. В походе, например, когда один человек подвернул ногу, мы берем его рюкзак и распределяем на всех. То есть на себя берем его ношу. А кто берет больше всех? Самый сильный, естественно. Так ведь? Так! Это образ, объясняющий и открывающий нам тайну молитвы за других – и живых, и умерших.

Мы можем духовно помочь другому, только очищаясь, оздоровляясь сами. То есть в том случае действенна наша молитва, когда она основывается на личном труде исполнения заповедай Христовых, на подвиге борьбы со своими страстями. Тогда она смиряет и укрепляет нашу душу, возрождает в ней сердечную любовь к другим. Такая душа становится способной и к действенной молитве за усопшего.

Но наша беда, повторяю, состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т.д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда. Без малейшего подвига борьбы со своим ветхим человеком хотим починить ветхость другого.

Если у меня много денег – так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется – я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч.

, понудить себя к исповеди и причащению, к чтению слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным и т.д. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными.

Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23; 23). Как видим, Господь, не отвергая внешних дел, в то же время с угрозой предупреждает: «Горе вам, лицемеры», если ограничиваетесь «десятиной» н не делаете главного.

Главное же: суд – рассудительное, разумное, по Евангелию, отношение к своей духовной жизни, то есть к своим мыслям, желаниям, чувствам, делам; милость – милосердие к нуждающимся и великодушие к согрешающим; вера – личная молитва, личная праведная жизнь, личное покаяние, личный подвиг.

Вот только когда наша молитва может действительно помочь другому человеку. Вот когда она будет не пустой формальностью, а действенной силой!

Приведу в качестве примера такой случай. У одного священника дочка сломала ногу. И он, будучи и так человеком воздержным, принял такое решение: «Я больше ни глотка вина не выпью до тех пор, пока сломанная нога дочери не станет здоровой».

Естественно, он не ограничился только этим. Но что важно – ограничил свою плоть, отнял от себя часть приятной жизни ради того, кого любил. Это было реальное проявление любви, была реальная жертва.

И она, соединенная с молитвой, принесла свой благой плод – не только телесный, но и, что несравненно больше, духовный.

Особенно жертвенная молитва, то есть соединенная с отречением хотя бы от какого-нибудь малого удовольствия, нужна покойному в первые 40 дней.

И если кто на самом деле хочет помочь своему сыну, дочери, матери, мужу, жене, сестре, брату – тому, кого он искренне любит, то средство одно – отдай, человек, часть своей души, Возьми на себя хотя бы маленький подвиг.

Поживи эти 40 дней в воздержании тела, воздержании чувств, воздержании мысли, в понуждении себя к молитве, к чтению слова Божия. Примирись с врагами своими. Добро сделай ненавидящим тебя – по заповеди Божией.

Поборись со своими страстями (лицемерием, лукавством и прочими), постарайся никого не осуждать, никому не завидовать, не отвечать на зло злом, чаще исповедуйся и причащайся святых Христовых Таин. Очисти хоть немножко свою душу, хоть на короткое время возьми подвиг на себя – ради своего ближнего. Любовь обнаруживается жертвой.

И чем больше человек любит усопшего, тем усиленнее он будет подвизаться – ну хотя бы 40 дней, а может, и больше – это зависит от силы его любви к усопшему. Вот какая помощь нужна родному, близкому, любимому усопшему. Скажи себе: «Хотя бы 40 дней постараюсь пожить по-христиански, постараюсь быть христианином». Только в таком случае твоя молитва к Богу и записки и заказные богослужения могут принести действительную пользу усопшему.

Нетрудно ведь понять, что редко можно найти такого человека (мирянина, священника, монаха), который взял бы на себя телесный подвиг отречения от каких-то удобств, развлечений, удовольствий и стал совершать усиленную молитву ради вашего усопшего. Как правило, все ограничивается поминовением.

Но молитву нельзя заменить только формой – произнесением имени и выниманием частицы из просфоры – этого демоны-мучители не боятся, они изгоняются «молитвою и постом» (Мк. 9; 29). Потому так необходима своя молитва, милостыня бедным, утешение скорбящим. Потому великое благо – найти и сомолитвенника молящегося.

Но это трудно.

В чем суть такой молитвенной помощи? Неверно было бы думать, что она является своего рода «выкупом» за усопшего (странно представлять Бога-Любовь как грозного судью, требующего воздаяния). Чтобы ответить на этот вопрос, задумаемся: почему человек бывает побежден теми или иными страстями? Ответ ясен.

Потому, повторяюсь, что он не сражается с тем небольшим грехом, с которым еще имеет силы бороться и побеждать, но добровольно уступает ему и тем самым открывает двери своей души дьяволу, духовно соединяясь с ним. Многократно повторяемый грех перерастает в страсть, которая и приобретает власть над человеком.

Страсть – это постоянно открытая дверь для воров и разбойников. Как же можем мы помочь другому человеку, да еще пребывающему в мире ином и уже не имеющему свободы, избавиться от погубивших его страстей, когда мы сами в условиях свободы не боремся с ними! Только искренний подвиг правильной христианской жизни дает нам в руки орудие помощи другим.

Тогда, духовно соединяясь с Богом, как писал преп. Антоний Великий («когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним»), и в меру этого единения мы становимся способными к духовному единению с душой другого человека, способными помочь ей подняться, изменить свое состояние.

Поэтому чем чище наша душа, тем большую помощь можем мы оказать душе усопшего. Она там через нас может соединяться с Богом в той мере, в какой мы здесь приобщаемся Ему.

Вот примерная картина того, как и при каком условии наши молитвы могут быть действенными и спасительными для наших усопших. В такой молитве происходит соединение душ человеческих.

Но не просто соединение, а соединение в Боге. Поэтому нельзя верить глупым басням о том, что за кого-то нельзя молиться, будто бы это опасно. Молитва всегда полезна.

И если даже она окажется неспособной помочь усопшему, то непременно поможет молящемуся.

Из книги «Посмертная жизнь души»

Источник: http://www.memoriam.ru/kak-pravilno-molitsya-ob-usopshix

О церковном поминовении усопших

 Дорогие Братья и Сестры! Накануне Троицкой родительской субботы предлагаем вашему вниманию статью, из которой вы узнаете о том, как правильно подавать записки о упокоении в храме , как правильно поминать усопших, как вести себя на кладбище и  как относиться к могиле православного христианина. Также, в назидание нашим читателям, в  данной статье  рассмотрены  наиболее частые   искажения  церковных правил и нецерковные обряды связанные с погребением и поминанием усопших.

Как правильно подавать записки о упокоении

При церковном поминовении произносятся имена усопших. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "живоносный источник" - православные молитвы

В заупокойных записках имена пишутся полностью в родительном падеже, т. е. не Люды, а Людмилы; не Миши, а Михаила и т. д.

Если со дня кончины христианина не прошло еще сорока дней, то его имя поминается с добавлением слова «новопреставленный» или «новопреставленная».

Почившие дети до семи лет (до шести включительно) именуются младенцами, от семи до шестнадцати — отроками или отроковицами. Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении.

Поскольку церковь существует на пожертвования прихожан, записки, подаваемые в храме на литургию, имеют определенную стоимость. За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Можно подать записку отдельно на панихиду.

Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по православному обряду, то независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание, если, конечно, для этого нет церковных препятствий. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки.

Здесь вы можете скачать бланки записок  о упокоении 

КАК СЕБЯ ВЕСТИ НА КЛАДБИЩЕ

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.

Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.

Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин может совершить и мирянин.

По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших (см. №№ 3-4 «Реквиема» за 1995 год).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставившихся отцев и братии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Это дни:

1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне недели о Страшном Суде.

2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.

3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:

4. Родоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.

5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин.

Очень полезно в памятные дни жертвовать на Церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Наиболее частые   искажения  церковных правил и нецерковные обряды

Что касается предсмертного напутствия, то самая большая беда в том, что о нем чаще всего просто забывают или не знают вообще.

На сотни людей, желающих заказать в церкви отпевание, едва ли хотя бы двое или трое знают о том, что главное для почившего они уже не успели сделать и не поправят этого своего греха (или ошибки) уже никогда.

Казалось бы, чего проще до той же церкви дойти на два-три дня раньше, — и все могло бы быть совсем по-другому. Но увы, мы больше заботимся о том, как тело погребсти и обряды соблюсти, а душа и ее собственные потребности к рассмотрению просто не берутся.

В чинопоследовании о долгостраждущем умрети есть между прочими такие слова: «Кая бо мне польза душе моей в страшныя муки ввержене быти, телу же пету быти от вас…» (песнь 6). Просто удивительно, как при таком распространенном знании о существовании чина церковного отпевания, может быть такое глубокое неведение о предсмертных напутствиях.

Один из самых сложных вопросов: над кем вообще можно совершать отпевание? Строго говоря, конечно, не над любыми крещеными.

Трудность вопроса в том, что он всегда ставится о конкретном человеке, ставится, вдобавок, людьми в таком состоянии, что рассуждения на эту тему, подобные приведенным выше, становятся совершенно неуместными и могут быть порой восприняты просто как оскорбление.

Если всю жизнь человек считал, что всякий крещеный не просто может, а именно должен быть «отпет», если это постоянно подтверждается нынешней церковной практикой, то пускаться в объяснения возле привезенного в храм гроба почти всегда бесполезно.

В те времена, когда люди серьезно и внимательно вникали в дела веры, вопрос стоял проще. Человек мог быть или христианином, т.е. в большей или меньшей мере церковным, или же нехристианином, т.е. некрещеным или отступником от веры.

Таких как ныне крещеных в детстве и потом вовсе не видавших храма в течение многих лет — просто не было.

Вопрос можно поставить даже конкретнее: считать ли христианином того, кто без всяких уважительных причин причащался последний раз больше года назад, а перед этим еще лет за пять? Относятся ли к такому слова из чина отпевания: «оправдав верою и благодатию», «сердцем сокрушенным покаяся» и др.? Будет ли всем родственникам таких отпеваемых крещеных неверов какая-либо польза душевная от отпевания, если на самом отпевании они и не вспоминают о Боге и вечности, а после него укрепляются в своем окамененном нечувствии: как ни живи на земле, отпоют всех одинаково?

Предположим далее, что чин отпевания можно и должно совершать без всяких сомнений. Широкое распространение получило так называемое «заочное» отпевание, т.е. совершаемое в храме не над телом почившего.

Такое отпевание можно было бы допустить лишь в исключительных случаях, но у нас оно, напротив, стало правилом и распространено даже шире отпевания нормального, «очного». Объясняется такое положение тем же самым неверием.

Затягивать похороны на два часа, чтобы ехать в храм, никому не хочется, да теперь и накладно. Проще послать в храм какую-нибудь старушку, которая знает туда дорогу, пусть закажет уж всё сразу: и отпев, и сорокоуст, и еще там подскажут.

Пусть при этом не забудет захватить земельку да «подорожную» (разрешительную молитву). Так и помолится батюшка с бабушкой вдвоем, да и сам чин заочного отпевания сокращен, как правило, еще больше обычного. Можно ли вообще считать это отпеванием?

Нередко родственники умершего стремятся пригласить священника на дом в день похорон или накануне. Это, конечно, несколько лучше, чем заочное отпевание, но тоже действие неправильное, терпимое лишь в исключительных случаях.

Конечно, легче священнику дойти до дома покойного, чем гроб везти в церковь, но опять же такое стремление родственников к упрощенству свидетельствует об их малой вере и нежелании молиться.

Никак не хотят понять, в какой страшной беде оказывается душа, покинувшая тело, душа человека близкого нам, как много требуется от нас напряжения и труда, прежде всего молитвенного, чтобы помочь ему. Увы, в большинстве случаев речь идет лишь о соблюдении обряда, а не о помощи душе почившего.

Как положены при погребении венки и цветы, так же, — думают, — положены и «земелька с подорожной». Некоторые выражаются прямо: «Нам надо отпеть земельку» или даже так: «Надо отпеть деньги, собранные на похоронах». Эти неуклюжие фразы очень точно выражают торжество практического материализма, среди которого мы живем.

Самое тягостное и ужасное для покойника совершается уже после погребения. Это величайшее зло чисто языческого происхождения — поминки, с непременным употреблением самых крепких напитков практически в неограниченном количестве.

Здесь даже верующие, те, от кого можно было бы ожидать покойному помощи, даже они поворачиваются к нему спиной.

Вместо того, чтобы молиться о покойном до погребения, ходят по магазинам, вместо того, чтобы раздать от его имени милостыню, запасаются отвратительным зельем, а вместо молитвы после погребения едят и пьют все приготовленное подобно древним идолопоклонникам.

В чем причина, только ли в нашем чревоугодии? Пожалуй, более важное значение имеет упорное нежелание думать о смерти. Поскорее и подальше от нее, только бы не вспоминать о ней, заглушить всякую мысль о посмертном состоянии души водкою и праздными разговорами, или в лучшем случае — добрыми воспоминаниями о совместно прожитых годах и о добродетелях усопшего.

О покойнике говорим хорошо, или ничего, а Церковь между тем молится о прощении грехов. Это не случайно. Благодушными воспоминаниями мы также стремимся убежать подальше в область нереального, вместо того, чтобы оказать реальную помощь человеку в реальной его беде.

Читайте также:  Мощи святой блаженной ксении петербургской - православные молитвы

О ужасное неразумие! Как горько было бы нам, если бы и наши родные отнеслись бы к нам так же, как и мы к ним…

И будем помнить, что ежедневно за каждым богослужением мы просим у Бога для себя и своих близких  «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшном Судище Христове».

Просмотры (450)

Источник: http://bronnitsa.prihod.ru/index.php/o-cerkovnom-pominovenii-usopshix/

Как правильно поминать усопших: народные традиции и мнение священников

С давних пор поминальные традиции передавались из поколения в поколение. Люди следуют им и в наши дни, поминая близких, которых уже нет на этом свете.

Еще до принятия христианства славяне очень много времени уделяли поминовению своих усопших родственников. Сегодня языческие и церковные традиции во многом переплелись. Часто с ними совпадает и принятая православная традиция Родительских суббот.

Но изначально, конечно же, были отличия. По сей день считается, что умершие не покидают нас окончательно. Есть даже способ защитить себя от дурного влияния, пробудив защиту рода. Это, возможно, и стало причиной такого тщательного поминовения усопших.

Традиционно славяне поминали мертвых на Семик и русальную неделю, на Радоницу и Пасху Мертвых, а также на Троицкой неделе. У украинцев и белорусов также был праздник Деды.

В каждый из этих дней вспоминали своих умерших родственников и близких. Особенно насыщенными были дни русальной недели, поскольку считалось, что дети и девушки, умершие не своей смертью, в это время ходят по земле.

Чтобы задобрить их, исполняли некоторые обряды, поддерживая давние народные традиции.

Помимо того, что ходили на кладбище, готовили традиционные блюда. Традиционно к поминальной еде относятся блины и кутья. Также варили кисель. Еду относили на кладбище и оставляли там, часть также раздавали нищим.

Считается, что до принятия христианства славяне устраивали поминальные трапезы на могилах своих соплеменников. В некоторых местах на Радоницу в народе был обычай специально топить баню. Сами люди там не мылись.

Покойным оставляли чистую одежду, а утром на рассыпанной заблаговременно золе искали следы умерших.

Дни поминовения усопших

Мертвых испокон веков поминали на третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также через год. Впоследствии поминки на сороковой день были связаны с православием: душа умершего за это время переживает мытарства перед тем, как может быть принята а рай или ад, как верят христиане.

Также в народе говорится, что на третий день изменяется образ, на девятый истлевает тело, а на сороковой — сердце. В христианской же традиции это обычай связан с верой в Триединого Бога. Таким образом живые просят Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа святого простить прегрешения усопшего.

По церковной традиции усопших поминают в день их рождения и в день Ангела. Помимо прочего, церковь устанавливает особенные даты поминовения усопших — Родительские субботы. Они часто привязаны к определенным событиям и праздникам. В году есть две Вселенских Родительских субботы.

Они важны тем, что на литургии поминаются не только умершие естественной смертью, но и самоубийцы, которых церковь по правилам не отпевает. Помимо них поминают всех умерших не своей смертью или не погребенных.

Первая из Вселенских Родительских суббот — суббота мясопустная, перед масленичной (сырной) неделей. Вторая — суббота перед праздником Троица. Также для поминовения усопших отводятся субботы 2,3 и 4 недели Великого Поста и некоторые другие дни.

Подробнее о Родительских субботах и всех других христианских праздниках вы можете узнать из православного календаря на будущий год.

Мнение церкви о поминовении усопших

Правильно поминать усопших считается молитвой и милостыней. Как считает церковь, чем чаще вы это делаете, тем больше вы спасаете душу того, о ком молитесь. Обычно носят черную или темно-синюю одежду, часто не новую. Остальные обычные атрибуты траура исконно считаются языческими и с точки зрения церкви неправильными.

По сей день часто ставят пустой столовый прибор для покойного и даже оставляют место, на котором он обычно сидел. Еще более распространена практика наливать усопшему стопку водки и класть на нее кусок хлеба. Церковь считает подобные языческие традиции неверными, но они распространены и привычны для народа, поэтому каждый выбирает по своей вере.

Правильно и неправильно — понятие относительное. Единственный совет, который может быть в таком вопросе — это уважительное отношение к усопшему. Даже если вы считаете себя верующим христианином, не надо отпевать атеиста, если он этого не захотел перед смертью.

То же самое касается и представителей другой веры: усопший хотел бы, чтобы его погребение проходило именно по тем правилам, которые устанавливает для него его вера. Поэтому провожайте в последний путь с учетом особенностей этого человека. Но вот молиться о близких не запрещено.

Чем чаще вы ходите в церковь и читаете молитвы о семье, тем заметнее окажется и благополучие в вашем доме.

В таком щепетильном вопросе, как поминовение усопших, древние славяне проявляли почтение и любовь к семье и предкам. Желаем вам тесных и взаимных теплых отношений в семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

Православные христиане немало знают о чудодейственных свойствах молитв. Поминая покойного, они помогают его душе очиститься …

Родительские субботы имеют огромное значение в жизни православных верующих. Эти дни предназначены для поминовения усопших …

Смерть близких людей — всегда большое горе. Однако каждому православному человеку утешиться в печали и …

В православии существует большое количество праздников и важных дат. Сразу за Пасхальной неделей следует Радоница. …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/kak-pravilno-pominat-usopshih-narodnyie-traditsii-i-mnenie-svyaschennikov/

Беседы об обрядах. Ч. 4. Как правильно поминать усопших: панихида, сорокоуст, особые службы

Мы верим, что души наших близких, переступивших порог смерти, живут, и вера в то, что они живы, естественным образом становится побуждением к молитве о них, ведь молитва – это ни что иное, как проявление нашей любви.

Во время нашей прошлой беседы мы касались такого практического вопроса, как чтение помянников,или синодиков. Тема нашей сегодняшней встречи во многом соприкасается с темой церковных записок. Хотелось бы поговорить о таком важном и в то же время для многих непонятном практическом вопросе, как поминовение усопших.

В Православной Церкви из глубокой древности ведет свое начало обычай во время общественной молитвы, при совершении богослужения приносить Богу просьбы и мольбы не только о ныне живущих на земле родных и близких, но и тех сродниках, о тех знакомых и близких сердцу людях, которые уже переступили порог смерти и отошли к Господу. Этот обычай основывается на словах Священного Писания, свидетельствующего в Книге Екклесиаста о том, что после смерти человека его тело возвращается в землю, а душа к Богу.

Таким образом, основываясь на словах Господа, православные верят, что после временного разлучения, расставания души с телом человек не умирает полностью, но лишь переходит из одного состояния в другое.

Это, несомненно, согласуется со всей логикой Священного Писания, потому что в контексте библейского учения смерть воспринимается как нечто неестественное для богосозданной природы, как нечто чуждое ей, проникшее в гармоничный и переполненный любовью мир в результате грехопадения людей.

Смерть, которая предполагает разрыв богосозданного двуединства человеческих души  и тела, распад, тление, мыслится как наша дань греху, по словам апостола Павла, смерть – это оброк греха, возмездие за грех (Рим. 6:23).

Но человек призван к бытию, к жизни Самим Богом, начало существования человека – Сам Господь, некогда произнесший: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.

1:26) – и потому смерть, порождение диавольской злобы, оброк греха, не может преодолеть творческого призыва Божия, а способно лишь омрачить, очернить.

И потому смерть это только временное разделение тела и души, временное разлучение тленного тела и бессмертной души.

И эта бессмертная душа до момента Второго пришествия Христова, когда будут окончательно преодолены последствия грехопадения и в воскресении всех воссоздана первозданная гармония мира, находится в предощущении Божиего воздаяния за все дела, сотворенные в течение человеческой жизни.

Таким образом, основываясь на свидетельстве Библии, мы верим, что души наших близких, переступивших порог смерти, живут, и вера в то, что они живы, естественным образом становится побуждением к молитве о них, ведь молитва – это ни что иное, как проявление нашей любви.

А для любви не существует никаких преград.

«Кто отлучит нас от любви Божией, – восклицает святой апостол Павел, – скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35, 39).

Апостол, а вместе с ним и все мы, рассматриваем любовь как категорию вечности, над которой не властно ничего, даже смерть, а это значит, что если мы любим умерших, то самым естественным проявлением нашей любви к ним может и должна стать наша молитва. Ведь, как сказано в Священном Писании, для Бога все живы (Лк. 20:38).

Храня пришедший к нам из глубины веков христианский обычай поминовения усопших, Православная Церковь выделила специальные моменты общественного богослужения и особые богослужебные последования, особые службы, когда каждый желающий может соединить свою молитву об умерших с молитвенным ходатайством всей Церкви.

Если мы, придя в храм, желаем помянуть поименно своих умерших родственников, то можем записки с их именами подать к Божественной литургии на проскомидию или на гласное поминовение, или, как это обычно называют, на заказную Литургию.

Во время нашей прошлой беседы мы уже говорили, что на Литургии в Евхаристическую Чашу с Божественной кровью опускаются частички просфоры, вынутые с поминовением имен живых и усопших, с молитвенной просьбой омыть честною Кровию Христа грехи всех поминаемых.

Также можно подать поминовение на сорокоуст – это поминовение усопшего в течение сорока дней на сорока Литургиях.

Кроме Литургического поминовения, возможно помянуть своих усопших сродников и за панихидой – особым молитвенным последованием, особым богослужением, совершаемом в память умерших. Панихида может совершаться как в храме, так и на могиле умершего, и в ней заупокойные молитвословия занимают доминирующее место.

По вековой православной традиции совершение панихиды соединяется с принесением в храм особой поминальной трапезы в память об умерших. В основе этого обычая лежит милостыня за упокоенных, подаваемая вместе с просьбой о молитвах как деньгами, так и продуктами.

Основываясь на этом обычае, если вы хотите помянуть кого-либо из своих усопших сродников на панихиде, то можете принести в храм некоторые продукты, например муку, церковное вино и растительное масло, необходимые для совершения богослужений, а также хлеб, сахар, различные крупы и т. д.

Все они воспринимаются Господом и нашими умершими как жертва о них, как дань их памяти.

Кроме такого сугубого поминовения, в некоторых монастырях и обителях принимают записки как за здравие, так и за упокой на так называемую Неусыпаемую Псалтирь.

Это связано с тем, что в таких обителях сохранился древний обычай беспрерывного молитвенного чтения псалмов.

Сменяя друг друга каждый день и ночь беспрерывно, возносят иноки свои молитвы к Богу, и во время этой непрекращающейся молитвы могут быть помянуты имена ваших родственников.

Кроме всех этих видов поминовения, также существуют особые дни, отведенные Церковью для поминовения усопших сродников. Это так называемые заупокойные субботы, а также Радоница – вторник после Пасхи.

Протоиерей Андрей Николаиди

Источник: https://pravlife.org/ru/content/besedy-ob-obryadah-ch-4-kak-pravilno-pominat-usopshih-panihida-sorokoust-osobye-sluzhby

Ссылка на основную публикацию