Что делать, если ребенок не хочет идти в церковь — православные молитвы

Дети не хотят ходить в храм: что делать?

Наступает момент, когда воскресным утром оторвать ребенка от подушки нереально. А если у вас это и получается, то в храме он такое начинает вытворять во время службы, что хоть беги, захватив его в охапку.

Нет, речь не о ясельнике или младенце. Это наши взрослеющие дети делают все, чтобы только не идти на службу. Их аргументы, мол, молиться можно в любом месте, обескураживают любого… Порой мы сами даже ловимся на их просьбы типа «давай сегодня не пойдем на службу». Ведь нам тоже бывает лень, или мы устали. А почему бы не пропустить одну службу?

Что ж, через это (когда дети начинают бунтовать против походов в церковь) проходят не только миряне, а и священники. Кто-то говорит даже, что это естественный процесс. Но нас, родителей, это не устраивает.

Что делать, если дети не ходят идти в церковь? Можно ли сделать так, чтобы у детей церковная жизнь была регулярной? Как ответить на их простые вопросы, которые частенько ставят нас впросак?

Прежде всего, нам самим надо понять некоторые вещи. За чем мы идем в храм по воскресеньям? Чего мы не будем получать, оставаясь дома? Как научить детей любить Господа? Ну и получить ответы на важные вопросы о Церкви тоже не мешало бы. Итак…

Советы

Вы, читающий сейчас эти строки, не единственный, кто стремится исправить ситуацию. Ведь не только вы думаете, как сделать, чтобы дети, которым уже не хочется бывать на службе, не спорили с нами, а с удовольствием шли с нами вместе в храм. Давайте же вместе решим, что предпринять. Благо, есть варианты решений.

  1. Помогите понять ребенку особенности богослужения.Для этого сначала сами изучите вопрос, а потом купите книгу, где бы было выложено объяснение, скажем, литургии. Важно, чтобы язык книги был адаптирован к его возрасту. Проговаривая каждый раз новые моменты, вы поймете, что литургия и молитва стала и для вас более значимой, и для ребенка более понятной.
  2. Занятие в храме. Какое занятие в храме может приблизить ребенка к храму? Можно в алтаре помогать (мальчикам), петь в хоре, учиться звонарному делу, ухаживать за свечами и др. Как правило, дети, занявшись реальными делами в церкви, посещают службы регулярно. Даже если чадо, проснувшись, и спросит, зачем идти снова в храм, можно ответить, что батюшка удивится, если ты не появишься в алтаре, в хоре и т.д. Детям надо почувствовать себя не захожанами, а прихожанами своей церкви, чтобы понимали, что там точно их будет не хватать.
  3. Дружба в храме. На приходе есть друзья? Это не просто замечательный повод повидаться с ними. Ведь можно соединиться семьями и после службы заглянуть в кафе или приготовить что-то необычное дома, сходить на каток или в цирк. Хорошо бы завести традицию с детьми-прихожанами и их семьями дни рождения вместе отмечать, праздники и т.д. Если на приходе есть какие-то мероприятия, старайтесь вместе с ребенком их посещать. Помогите молодежной группе, которая точно есть в вашем храме, активизироваться. Видя, что люди, любящие друг друга, не только на службу собираются вместе, а и по разным поводам, ребенок получит навык посещать богослужения.
  4. Последовательность. Нельзя в воскресное утро даже мысли допускать – идти в храм или нет. Мол, не пойти ли на тренировку, не поспать бы еще, а потом, мол, нагоним. Помните — для вас только что-то неординарное может стать причиной для откладывания визита в храм. Чтобы ваше чадо не могло находить веские поводы для того, чтобы еще понежиться в кровати утром. Регулярно ходить на службу в воскресные и праздничные дни – это полуспеха.
  5. Режим. Да, вовремя всем лечь спать накануне – это тоже должно стать правилом. Вставать утром невыспавшимся – это и нам, взрослым, нелегко. Кстати, речь и об уроках. Их бы в субботу сделать!

Если ребенок отстаивает свою свободу?

Просто поговорите с ним об отношениях с Богом и Церковью. Это потом у него будет взрослая жизнь, и он потом сможет сам выстраивать свои отношения с Богом.

А сейчас, пока он живет в семье, надо жить по ее правилам, в т.ч. ходить в храм. И это не обсуждается. Ведь Бог на родителей возложил обязанность за воспитание.

Вот и надо задание это выполнить, наставляя чад своих, чтобы на Страшном Суде нам не было стыдно…

Зачем ходить в храм? – что ответить на это

Богу не так важно, где я молюсь – в кровати, на спортплощадке или в церкви, зачем я на службу должен идти. Ребенок вполне может говорить и так. Ведь так и вы рассуждаете, постепенно отходя от церковной жизни, и поступаете так же — оставаясь дома, включая телевизор, когда в храме идет служба, непринужденно болтая с друзьями…

Да, молиться можно везде — Бог всегда и везде нас слышит. Но и вы, и ваше чадо должны понять, что есть в совместной молитве на литургии, например, нечто особенное. Ведь мы на службе не пассивными зрителями выступаем. Мы — участники общей молитвы, очень значимого события для всего мира!

Понятное дело, что томление и скука во время службы одолевает и взрослых. Дети тем более с трудом переносят затянутые, на их взгляд, изматывающие службы.

Вот тут важно объяснить, что все мы в Церкви важны, каждый – ребенок, взрослый, мирянин и священник – имеет свою задачу и роль в этом общем деле. В одиночку его совершить нелегко. Поэтому мы и собираемся вместе.

Напомните ребенку, как дьякон провозглашает в молитве «О мире всего мира… Господу помолимся». Он призывает НАС всех помолиться. И если нас тут не будет, важной для всего мира и нас самих молитвы не состоится…

Мы становимся частью Церкви, участвуя в богослужении, молясь совместно в храме, где поются молитвы в ответ на возгласы священнослужителей. Ведь и хор, и мы присоединяемся к хору славословящих Бога ангелов.

Это возможно только в храме, где нам, собравшимся тут, Господь всегда являет чудо в виде причастия и других Таинств. Он входит в нас, и это возможно только в случае, если мы придем сюда, на службу. Дома невозможно преобразиться, как это обычно бывает после принятия Таин Христовых.

И никто другой, как Христос, установил нам собираться вместе на литургию. Это произошло на Тайной Вечери.

Выйти из зоны комфорта, встав в воскресенье из теплой постели, нас побуждает и то, к чему призывает нас Спаситель. Любить врагов. Служить Христу (читайте — людям). Да, у нас нет возможности омыть Его ноги, накормить Его или подать воды. Но мы это можем сделать другим, служа им тем или иным образом. Так вот, молитва в храме – это тоже вид служения Господу через других.

Да, молитесь, сколько можете, гуляя, идя на работу, слушая музыку и т.д. Но служба в храме – это святое. И ваш ребенок должен это не на словах слушать, а видеть пример перед глазами.

Аргументы и доводы: не переборщить бы…

Да, они не должны становиться нашим оружием в борьбе за любовь ребенка к службе и молитве в храме. Сколько угодно говорите ребенку, как это хорошо – ходить в церковь, рассказывайте о сути литургических процессов. Знания мало. Да и риск оттолкнуть чрезмерными увещаниями велик. Веру, истинную любовь ко Господу надо будить и разбудить в детском сердечке

Здесь в помощь надо призвать молитву. Упорную, с великой верой и упованием на Бога. Помолимся коленопреклоненно ко Господу, чтобы зажег в душе ребенка огонек веры. А еще… Если мы будем любить Христа и церковную жизнь, дети тоже будут приносить добрые плоды. Заразительны не только плохие примеры. Видя, что вы ходите на службу не ради норм и правил, а по зову души, и дети станут искренними!

Но опять же, не будем давить… С терпением ждем, пока зажжется эта искорка веры – искренней и нелицемерной, и нежно будем поддерживать, пока она не перерастет в пламя. Не бороться с сопротивлением ребенка нам надо. Нам надо, чтобы он всегда стремился ко Христу… Давайте же идти к этому!

Источник: https://azbyka.ru/deti/deti-ne-hotyat-hodit-v-hram-chto-delat

Подросток, который не хочет в храм

Ребенок-мечта в воскресенье за час до Литургии выскакивает из-под теплого одеяла, бежит чистить зубы и уже через 15 минут причесанный, одетый и в начищенной обуви томится перед входной дверью в ожидании поскорее выйти в храм.

Ребенок-реальность, с головой укутавшись и зарывшись под подушку, на вот уже 45-минутные уговоры подниматься и идти в церковь отвечает ожесточенной имитацией крепкого сна.

Что делать? Все советуют: лучшее средство — личный пример. Но 13-летние поступают как раз наоборот. Как вести диалог с церковным подростком, если ему вдруг надоело поститься, причащаться, ходить в храм? Уговаривать, приказывать или оставить в покое?

В «профильный» день — Неделю о блудном сыне — на эти и другие вопросы ответил известный киевский духовник, многодетный отец протоиерей Константин Курбанов.

Если ребенок возмущается, это… похвала родителям

— Отче, вот ситуация: ребенок у верующих родителей с рождения причащался каждое воскресенье, но исполнилось ему 11, 12 лет, и вдруг признаётся, что в храм ходить не хочет. Как с ним себя вести? Ведь если ошибиться в тактике, человек может вообще из Церкви уйти, когда появится такая возможность.

Протоиерей Константин Курбанов

— Вопрос этот объемный, и есть множество моментов, на которые стоит обратить внимание, отвечая на него.

Прежде всего, дети бывают разные. Есть такие, которым Бог дал унаследовать от родителей послушный характер. Им легче справиться с собой, чем вступать в конфликт с отцом или матерью.

Но чаще встречается другая ситуация. Кстати, протест по отношению к старшим может говорить и в пользу родителей. Почему? Потому что это означает, что дети состоят с ними в особенных, родных отношениях. Ведь мы не ценим самых близких — это одна из наших слабостей человеческих. Так что если ребенок открыто возмущается, это, с одной стороны, похвала родителям, а с другой — предупреждение.

Ваш ребенок молится или вычитывает правило?

Главная проблема в воспитании, на мой взгляд, в настоящее время заключается вот в чем. Внимательные родители с младенчества учат своих детей молиться утром и вечером, читают с ними детские церковные книжки, всесторонне знакомят с христианской жизнью.

Я спрашивал у многих детей, которые молятся утром и вечером, а правильнее сказать — вычитывают правило, исполняют молитвенное послушание: «Когда возникала сложная ситуация, ты в этот момент помолился, обратился к Богу за помощью?» Оказывается, ему это и в голову не пришло! И до сих пор не приходит — именно потому, что у него нет личных взаимоотношений с Богом. А если и существуют, то только через родителей: надо попросить их, и тогда Бог поможет.

Для воспитания нет ни опыта, ни примера

Мы являемся первым поколением, которое после всех запретов имеет возможность открыто (или якобы открыто) растить своих детей в православной вере. Но при этом у нас нет ни опыта, ни примера.

Мы читаем в книгах о том, как воспитывали детей в XIX веке и раньше. Педагогам тогда казалось достаточным просто приучать ребенка к религиозному порядку. Но мы видим, что этого явно было не достаточно, и к какой глобальной религиозной катастрофе затем пришло наше общество. Милость Божья, что Церковь выжила, и в ней нашлись здоровые силы, но, тем не менее, катастрофа произошла.

Поэтому не только приучение к порядку необходимо в деле христианского воспитания. Крайне важно передать ребенку личный опыт встречи с Богом, и тогда в трудный момент он сможет к Богу обратиться, попросить у Него помощи, и, самое главное, он эту помощь получит.

Фото пресс-службы Казанской митрополии

Злой ли человек родитель?

Если у детей будут с Богом личные взаимоотношения, они и на службе будут стоять по-другому.

К сожалению, дети не могут жить в этом обществе и избежать влияния атмосферы, в нем господствующей: им хочется развлечений. В современном мире преобладает представление о том, что жизнь – это одно сплошное развлечение. Мало того, она просто обязана быть этим развлечением.

Вот и представьте, каким особенным должно быть у ребенка отношение к родителям и к Богу, чтобы оно побеждало сильнейший дух, который господствует сейчас в мире. Чтобы в сторону этого духа ему даже внутренне смотреть было стыдно.

Чувствовать момент

Безусловно, мы должны учитывать, что ребенок проходит переходный период, его чувства становятся весьма сильными, и ему нужно их контролировать.

Здесь крайне важна педагогичность. Ни в коем случае она не заключается в попустительстве. Родительская власть существует, сколько бы лет ни исполнилось ребенку, но мы должны четко видеть её границы. Собственно, границы этой власти указаны апостолом, который просил: «Отцы, не раздражайте детей ваших» (Кол. 3, 21).

В педагогике мы должны использовать те средства, которые наиболее подходят к каждому конкретному случаю. Это не решается механически, родитель живо чувствует своего ребенка и должен уловить обстановку того или иного момента.

Такой педагогики даже святые не чуждались. Преподобный Антоний Великий, видя духовную переутомленность братии, давал им некоторый душевный отдых.

Познакомить с личностью Христа

Но самое главное – наши дети с раннего возраста должны познакомиться с личностью Господа нашего Иисуса Христа, с личностью Божьей Матери, святых. В наших силах воспитать в ребенке нужду в заступничестве святых, в молитвенной помощи Богородицы. Если они увидят, как мы нуждаемся в общении с Господом, если сами научатся этому, будет очень важно.

Тогда, участвуя в богослужениях, они будут осознавать это как таинственное событие, как личное присутствие при главнейших моментах в истории взаимоотношений Бога и человека, и всего творения. Это нужно уметь детям рассказать. В этом, собственно, залог подлинного христианского базиса, который мы можем им дать.

Источник: https://www.pravmir.ru/podrostok-kotoryiy-ne-hochet-v-hram/

Дети не хотят ходить в храм: что делать? — Православный журнал «Фома»

Элиса Бьелетич — директор православной воскресной школы при храме Преображения Господня в г. Остин, США (Греческая православная архиепископия Америки) и мать пятерых дочерей.

Эту статью она опубликовала в своем блоге «Воспитывая святых» на известном англоязычном портале для православных христиан «Древняя вера». С разрешения автора мы публикуем текст Элисы в «Фоме».

Когда мы говорим о детях в Церкви, то обычно имеем в виду младенцев и детей ясельного возраста — самых маленьких, которым трудно спокойно сидеть или лежать. Это большое испытание для родителей и всего прихода.

Но что происходит с нашими малышами, когда они становятся старше? Мы редко обсуждаем, что делать, когда ваш десятилетний сын заявляет: «Я не понимаю, зачем нужна Церковь», или одиннадцатилетняя дочь больше не хочет ходить в храм. Они говорят, что лучше помолятся дома. «Ведь Бог слышит нас в любом месте, правда?» Что на это ответить?

Друзья часто задают мне такой вопрос, думая, что меня-то эта проблема наверняка не касается — мол, раз я пишу о вопросах веры, значит, мои дети уж точно любят ходить в церковь! Но правда в том, что каждый родитель — будь то священник, психолог, учитель, да кто угодно — проходит через это вместе со своими детьми. И это нормально.

Даже те дети, которые искренне любят Христа и церковь, иногда спрашивают: «А может, сегодня не пойдем на службу?» Но ведь то же самое происходит и со взрослыми — бывает, мы устали или нам просто лень, и мы спрашиваем себя: почему нам каждое воскресенье нужно быть в храме?

Хороший вопрос. Давайте рассмотрим его с разных сторон.

Читайте также:  Икона божией матери "неупиваемая чаша" - православные молитвы

Я поделюсь практическими советами, которые помогут сделать регулярную церковную жизнь наших детей чуточку легче, а потом подумаем, что отвечать на те глубокие вопросы о Церкви, которые они порой задают.

Почему мы ходим в церковь? Что дает нам присутствие в храме и чего мы не получим, оставшись дома? В чем наше родительское предназначение и как научить ребёнка любить Бога и искать Его присутствия в своей жизни?

Несколько практических советов

Есть несколько «приемов», которые сделают споры с детьми не такими частыми и помогут переубедить ребенка, который больше не хочет ходить в храм:

— Найдите ребенку занятие в церкви. Если ваш ребенок помогает в алтаре, поет в хоре или учится звонить в колокола, вероятность того, что он будет регулярно ходить в храм, стремительно возрастает.

И если чадо спросит, зачем сегодня идти в церковь, вы сможете сказать: батюшка будет ждать тебя в алтаре. Или: мы так хотим слышать твой голос в хоре.

Когда ваши дети чувствуют себя активными прихожанами, они знают, что их присутствие на службе важно, что их там будет не хватать.

— Найдите друзей. Когда у ребенка есть на приходе друзья, поход в церковь для него еще и повод с ними повидаться. Водите его на приходские молодежные мероприятия. Позвоните каким-нибудь прихожанам с детьми, пригласите их на ужин.

Зовите детей-прихожан на дни рождения. Если в вашем храме не слишком активная молодежная группа, займитесь ее развитием.

Чем больше ваши дети будут чувствовать, что церковь — это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать их пойти в храм.

— Разберитесь в особенностях богослужения. Купите ребенку книгу с объяснением литургии. Постарайтесь, чтобы книга была адаптирована к возрасту вашего ребенка. Литургия становится для нас более значимой, когда мы ее понимаем.

— Будьте последовательны. Если, проснувшись утром в воскресенье, вы каждый раз решаете, идти в церковь или нет, вам, скорее всего, будет намного труднее уговорить ребенка пойти туда, чем тем родителям, которые ходят в храм регулярно.

Дети хорошо понимают, когда можно настоять на своем.

И если вы сами ходите в храм «каждое воскресенье», кроме тех, когда вы сильно устали, накануне поздно легли или планируете поиграть в футбол, ваши дети знают: если придумать вескую причину (или хорошенько поканючить), вы не будете настаивать.

А вот если они в курсе, что только ураган, землетрясение или серьезная болезнь могут вынудить вас остаться дома, они не станут с вами спорить. Вернее, спорить-то они всё равно будут, но уже не так часто, и вы легко уговорите их пойти с вами в храм.

Но что, если дети всё же отстаивают свою Богом данную свободу не посещать богослужения? Что я говорю в таких случаях? «То, как ты построишь свои отношения с Богом и Церковью, когда повзрослеешь, зависит только от тебя. Но пока ты живешь с нами, мы все вместе будем ходить в храм». Это очень разумный, проверенный временем ответ.

Я много раз объясняла своим детям, что, раз уж Господь возложил на меня ответственность за их воспитание, я сделаю всё от меня зависящее, чтобы эту задачу выполнить. Их отношения с Богом — это их дело, но за то, какие отношения с Богом у всей нашей семьи, я буду отвечать на Страшном суде.

Поэтому я должна по мере сил наставлять их до тех пор, пока они не покинут мой дом и, даст Бог, не создадут собственные семьи.

Когда дети спрашивают: «Зачем ходить в храм?»

Очень часто дети повторяют те же слова, что и взрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог не нуждается в том, чтобы я ходил в церковь. Я могу молиться Богу где угодно — лёжа на диване, во время прогулки. Я не обязан молиться в храме.

Оставим в стороне тот очевидный факт, что, когда мы в очередной раз, вместо того чтобы пойти в храм, остаемся дома, мы чаще всего не молимся, а часами смотрим телевизор, спим или болтаем с друзьями. Но даже если у вас получается молиться, лёжа на диване, всё равно лучше прийти на литургию и помолиться вместе со всем приходом.

И хотя молиться действительно можно где угодно и Бог всегда нас слышит, в совместной молитве есть что-то особенное. В церкви мы не пассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мы активно участвуем в литургии.

Слово это обычно переводится с греческого как «общее дело», но однажды мне сказали, что более точный перевод — «приношение людей всему миру».

Впрочем, неважно, «дело» это или «приношение», важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.

Материал по теме

Литургия: общее действие

Человек, который недавно стал ходить в храм, может испытывать во время богослужений какое-то неясное томление и скуку. Многое кажется ему хотя и красивым, но затянутым, странным и чуть ли не изматывающим.

И каждый член Церкви здесь одинаково важен: дети и взрослые, миряне и священники. У всех нас разные роли и задачи, но каждый значим и призван участвовать в этом общем деле.

Его невозможно совершить в одиночку.

Священник не может прийти в храм и отслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия — это когда люди собираются вместе: друг с другом, с ангелами и святыми — и с Богом.

И причастие нельзя принять в одиночестве, для этого нужно, чтобы во имя любви собрались хотя бы двое.

Когда дьякон провозглашает: «О мире всего мира… Господу помолимся», он пока еще не молится, он только призывает к этому нас. Но если вы не придёте и не помолитесь, молитва не состоится. Чтобы она произошла, ее в храме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна и приносит плоды.

Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают на возгласы священнослужителей, они присоединяются к хору ангелов, которые славословят Господа.

Ведь ангелы тоже совершают литургию, и мы становимся ее частью. Но только если находимся в храме. Домашняя молитва совсем другая — ее хор ангелов не сопровождает.

А вот каждая Божественная литургия — возможность войти в эту удивительную общность.

Именно когда мы участвуем в литургии, мы являемся Церковью.

Мы приходим в храм, чтобы стать свидетелями чуда — оно обещано нам каждый раз, когда мы собираемся вместе. Во время Евхаристии Христос на самом деле оказывается внутри чаши; Он приходит к нам и призывает нас принять Его, чтобы мы могли жить во Христе, а Он — в нас.

Но это происходит, только если кроме священника в храме есть еще кто-то. Христос может войти в нас через Святое Причастие, только если мы сами придём к Нему — если мы останемся дома, нам будет недоступно то преображение, которое дарит причащение Тела и Крови Христовой.

А ведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Кстати, это не мы сами придумали — собираться вместе на литургию. Христос установил Причастие на Тайной Вечере; зная, кто мы и как устроены, Он показал: чтобы принять Его, мы должны собраться вместе и стать единым целым.

Я иногда рассказываю, как в начале моей церковной жизни мне казалось, что я уже достаточно знаю о святых, Священном Писании и смысле вероучения, но обязательно появлялся кто-то, кто приносил новый «кусочек» знания, о котором я никогда не слышала.

Общность — это очень важно. Недаром говорят: «один христианин — не христианин», потому что только через единение через Причастие мы возрастаем в любви и становимся похожими на Христа. Но это не значит, что надо общаться только со своими друзьями, найти группу единомышленников и всё время проводить с ними.

Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб с теми, кто на нас не похож, кто ставит нас в неловкое положение. И тот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить в храм значит вставать с теплой постели и выходить из своей зоны комфорта — только подтверждает, как важно посещать церковь.

Нас призывают выйти из обычной зацикленности на самих себе. Есть только один способ служить Христу — это служить другим людям. Мы не можем омыть Его ноги или накормить Его, но если мы сделаем это для самой меньшей овцы Его стада — мы сделаем это для Него. Если мы хотим найти Христа, мы должны искать Его в других людях, найти Его в них и служить Ему через них.

Мы спасаемся вместе, нравится вам это или нет.

Как ни странно, вера — это не что-то сугубо личное, индивидуальное. Да, у меня своя вера, у тебя — своя; возможно, у каждого из нас свои отношения с Богом. Но в конечном итоге мы призваны любить друг друга и вместе славить Его. И слова молитвы, которую завещал нам Христос — «Отче наш», а не «Отче мой». Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся во Имя Его, там будет и Он.

Так что есть большая разница между молитвой дома и в храме. Мы не можем молиться и славословить, как в церкви, когда сидим на диване или гуляем — какой бы потрясающий вид нам ни открывался и какое бы вдохновение мы ни ощущали. Молитесь дома, гуляйте по красивым местам, но не забывайте ходить в храм — это очень важно. Одно не заменит другое.

Есть одна история, ее рассказывают по-разному, и я не знаю, как она звучала в оригинале, но история эта замечательная.

Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма — это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг на друга) вдруг перестал ходить на собрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один — сидел у камина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, он пригласил его пройти в комнату, усадил в кресло рядом с камином и стал ждать.

Тот уселся поудобнее, но так ничего и не сказал — молча смотрел, как горят поленья, потом взял в руки кочергу, вытащил из пламени горящий уголёк, положил рядом с очагом и снова вернулся на свое место, не сказав ни слова.

Ученик заворожено наблюдал за происходящим. Уголёк горел уже не так сильно, и вдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Так они и просидели молча. А перед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк и бросил его обратно в огонь. И он тут же снова разгорелся вместе с другими угольками.

Провожая наставника, ученик сказал: «Спасибо, что пришли, и особенно — за вашу пламенную проповедь. Увидимся завтра на собрании».

Мы нужны друг другу, чтобы поддерживать друг в друге огонь — как во время крестного хода на Пасху: батюшка выносит нам из алтаря Свет Христова Воскресения, и мы передаем его друг другу из рук в руки.

Этот огонь мы получаем в общине и выходим с ним на улицу. Иногда там спокойно и тепло, иногда — ветрено и холодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь.

Как трудно бывает не дать погасить в себе искру веры и надежды!

У наших увещеваний всегда есть границы

Но если мы хотим вырастить детей, которые любят Бога и литургию, аргументы и доводы — не самое сильное наше оружие.

Мы можем часами говорить, почему нужно ходить в церковь, но очень важно помнить: никакими доводами человека в рай не приведешь.

 Глубокое понимание того, что такое литургия, прекрасно, но это сфера интеллекта. А настоящая вера рождается в сердце.

Преподобный Максим Исповедник говорил: «Как воспоминание об огне не согревает тела, так вера без любви не производит в душе света ведения».

Мысль об огне не согреет мое тело, это правда. Знание о вере не преобразит наши души, если только оно не наполнено истинной любовью к Богу. И нашим детям мы хотим не просто передать знания о литургии, а привить любовь к литургии и ко Христу. Наша единственная цель — чтобы они всем сердцем возлюбили Бога. Но этого невозможно добиться с помощью увещеваний.

Святые советуют нам меньше говорить и больше молиться; мы должны просить Господа, чтобы Он зажег в их сердцах пламя любви, чтобы они каждый по-своему жаждали присутствия Божия и искали Его на протяжении всей жизни.

Кроме того, исследования показывают, что у родителей, которые любят Христа, полноценно участвуют в жизни Церкви и приносят добрые плоды, дети стараются подражать их примеру.

А если у них перед глазами родители, которых не особенно занимает литургия и они ходят в церковь только потому что так положено, дети это запоминают и потом говорят, что люди в Церкви «поверхностные» и «неискренние».

Самое сложное — это вырастить святых, ведь для того, чтобы их воспитать, нужно самому стать святым.

Думаю, с этого и надо начать: давайте опустимся на колени и попросим Бога зажечь огонь любви в наших сердцах и в сердцах наших детей. Давайте попросим научить нас любить Его и стать к Нему ближе, чтобы мы все вместе стремились на литургию и могли ощутить преображающую силу Святого Причастия.

Надеюсь, мы обязательно к этому придем.

Перевела с английского Дарья Прохорова

Фотографии автора

Оригинал текста: https://blogs.ancientfaith.com

Источник: https://foma.ru/deti-ne-hotyat-hodit-v-hram-chto-delat.html

В храм с пеленок

Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома.

Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову.

Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.

Опять не слушается.

То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди.

Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

— С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?

Читайте также:  Молитвы святому преподобному александру свирскому - православные молитвы

— Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме. Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное — это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку — сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них — для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

— Что делать, если ребенок капризничает в храме?

— Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять — можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,— воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

— А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…

— Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…

— На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…

— Если ребенок ходит в храм раз в год — то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие — Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.

— Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

— Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот. Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди — надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.

— Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

— В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться — кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.

— Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?

— Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

— А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

— Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу. И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.

— Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?

— Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи — один духовник, то это хорошо.

— А если ребенок категорично заявляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли заставлять его?

— Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет — переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока — лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва — самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное — это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,— хмурится в ответ.

На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!».

Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

Фото с сайта Фотопаломник, автор ksen

Источник: https://materinstvo.ru/art/6826

Как пойти в церковь в первый раз, как вести себя в православном храме

Человек приходит в церковь для того, чтобы выразить благодарность Господу, покаяться в грехах, нравственно очиститься. Несомненно, что искренние молитвы обязательно будут услышаны Господом.

Однако, для многих существенным препятствием, для посещения церкви, является банальное не знание правил поведения в храме.

Основные правила, если вы впервые пришли в церковь

Женщине положено посещать храм в длинной юбке или платье. Считается, что брюки недопустимы. Также не рекомендуется одевать спортивный костюм или шорты.

Не рекомендуется использовать косметику, тем более, губную помаду. Если вдруг женщина захочет поцеловать икону, то след от помады явно не вызовет восторг у священнослужителей.

Считается, что все прихожане должны надевать одежду с длинными рукавами, в независимости от сезона.

Входить в церковь нужно спокойно, молча, с благоговением. По правилам мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок.

Обычно те женщины, кто ходит в церковь не первый раз, берут свой платок. Для остальных — можно воспользоваться «дежурным платком». И если его нет, то можно тихонечко спросить у работников церкви.

Обычно для этих случаев у них имеется несколько платков для прихожан.

На пороге церкви можно прочитать «Молитву идущего в церковь» или «Отче наш». Или сказать «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя».

Какие молитвы нужно знать, когда идешь в церковь

Молитва идущего в церковь

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Первый раз в церкви, как себя вести

Если вы не знаете эти молитвы наизусть, то можно переписать их на бумажку и прочитать с листа или воспользоваться современным вариантом — закачать молитвы на телефон.

Итак, когда вы вошли в церковь, совершите три земных поклона. В праздники совершается – три поясных поклона. После чего можно поклониться прихожанам в правую и левую сторону. Для некоторых это будет не простой задачей.

Читайте также:  Житие святой великомученицы ирины македонской - православные молитвы

Так как чувство неловкости или даже стыда для некоторых будет помехой. Если для вас это проблема, то можно ограничиться обычным поклоном и трехкратным осенением себя крестом. Постарайтесь не думать, как вы будете выглядеть со стороны.

Просто поклонитесь и трижды перекреститесь.

Издревле считалось что левая сторона церкви отводилась во время богослужения для женщин, а правая соответственно для мужчин. Хотя это правило сейчас редко когда соблюдается, помнится, и уж тем более знается, можете им воспользоваться.

Во время богослужения, креститься и преклонять голову нужно тогда, когда батюшка осеняет крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову.

Если службы нет, то можно подойти к любой понравившейся иконе, дважды перекреститься, поцеловать нижнюю часть образа и перекреститься в третий раз.

Во время богослужения не следует крутить головой, смотря по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жвачку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону. Если в этом есть крайняя необходимость, то лучше выйти из храма и совершить звонок.

Во время месячных, женщинам лучше отказаться от посещения храма, так как считается, что тем самым женщина оскверняет святыню.

В церкви нельзя вести фото- или видеосъемку. Но если есть острая потребность в этом, то лучше заранее согласовать со священником этот вопрос.

Свечи лучше приобрести до начала службы. Для этого в храме есть специально отведенное место.

Свечу можно ставить любой рукой. Нельзя ставить свечи к иконам во время службы.

Свечи за здравие можно ставить к любым иконам. А свечи за упокой только на специальный канон. Обычно он располагается в начале храма и имеет квадратную форму.

Если вы ставите свечу в первый раз, то сделайте следующие: подойдите к канону и выберите пустое место, куда будете ставить. От соседней свечи зажгите свою и немного подогрев нижнюю часть своей свечи от соседней, поставьте свечу на канон.

Иногда прихожане делают следующее: покупают самые дорогие и толстые свечи и кладут их не зажигая на канон. Тем самым, как бы жертвую свечи. Если есть желание, можно последовать их примеру.

Если вы хотите поставить свечу какому-нибудь святому или помолиться ему, следует два раза перекреститься, поклониться в пояс, поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон.

Напоследок, можно взять святой воды. Святая вода обычно находится в специальной емкости в храме. Если вы не видите ее, то подойдите к работникам церкви и спросите. Обычно воду наливают сами прихожане.

Первый раз на службе в церкви, что делать

Если вы идете в церковь в первый раз или пока подумываете об этом, то можете поступить так. Оденьтесь, как указано выше, возьмите платок для женщин и емкость для святой воды (по желанию). Зайдите в церковь.

В церкви купите несколько свечей, поставьте на канон. Не уходите сразу. Постойте немного на службе, если она идет. Если не знаете когда креститься или кланяться, то можно «подсмотреть» у знающих прихожан. Они обычно стоят в первых рядах и подпевают во время службы.

Не стоит делать набожное лицо, открывать рот, будто вы также говорите молитву. Стойте молча, вслушиваясь в слова молитвы. Попробуйте почувствовать Бога внутри вас, ощутить божественную энергию. Если вы ничего не чувствуете, то это нормально. Возможно в будущем все изменится.

На службе стойте столько, сколько считаете нужным.

После службы можете сделать пожертвования. Для этого в храме есть специальные ящички, с вырезом наверху. Обычно они находятся вдоль стены храма. Когда будете опускать деньги, старайтесь сделать это так, чтобы не привлекать внимания прихожан. Каждый жертвует на храм столько, сколько считает нужным.

Также по желанию, можно купить понравившуюся икону. Помните, что дорогая икона ничем не отличается, от ее дешевого аналога. Покупайте ту икону, к которой лежит сердце. Некоторые рекомендует покупать Библию или Евангелие. Прежде чем сделать это, подумайте, будете ли вы ее читать.

Также, если есть желание, можно купить крестик или какое-либо церковное украшение. Если вы взяли емкость для воды, то перед уходом из храма воспользуйтесь ей. На этом ваше первое посещение церкви можно закончить. Выйдя их храма перекреститесь, сделайте поклон и идите с Богом.

Ну и напоследок помните, что настоящий христианин характеризуется своей верой, а не частотой посещения церкви, денежными пожертвованиями или разговором о духовности.

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Источник: http://vsemolitva.ru/v_pervyj_raz_cerkov.html

Как быть: перестала ходить в храм, хотя умом понимаю, что надо?

25.02.2010

Добрый день!

Раньше я часто ходила на службы в храм, а теперь перестала. Умом понимаю, что надо, а душа противится.

Посоветуйте как быть?

С уважением, Светлана В.

Здравствуйте Светлана, желаю Вам радоваться!

Я Вас очень понимаю. И вот почему. То, что произошло с Вами, оставление храма, нежелание молиться…, на самом деле в большей или меньшей степени происходит с каждым человеком, приходящим к Богу. Я бы даже сказал, что это очень хорошо, что подобное с Вами случилось. Почему? Да потому что могло быть еще хуже. Постараюсь объяснить.

Духовная жизнь, как и физическая, имеет свои определенные законы, и незнание этих законов, точно также не освобождает человека от ответственности, обрекая на определенные страдания.

Первый закон духовной жизни, который нам необходимо знать, чтобы преодолеть определенные трудности, говорит о том, что человек, обратившийся к Богу, проходит через определенные периоды.

Вот как их описывает архимандрит Софроний Сахаров, ученик преподобного Силуана Афонского: «Так наблюдается одно почти неизменно повторяющееся явление в порядке духовной жизни нашей; не в деталях, но в принципе, а именно: при своем обращении к Богу человек получает благодать, которая сопутствует ему, просвещает его, научая многим тайнам сокровенной в Боге жизни. Затем неизбежно благодать отойдет от него, во всяком случае в своей «ощутимой» силе, и Бог будет ждать ответа на излитый Им дар. Это испытание верности имеетдвойной смысл: один – необходимый для нас – проявить нашу свободу и наш разум; воспитать и довести, если возможно, до совершенства дар свободы для самоопределения нашего в сфере вечности. Другой – дать Отцу нашему Небесному возможность все, что Он имеет (ср. Лк. 15:31), передать нам в вечное пользование, потому что всякий дар свыше осваивается нами непременно в страдании. После того, как проявлена нами непоколебимая верность, снова приходит Бог и вселяется навсегда в человека, ставшего способным вмещать Огонь любви Отчей (Ср. Ин. 14:23; Лк. 16:10-12).

Итак, хотя и нет общих рецептов для жизни в Боге, но есть некоторые основные положения, которые мы должны иметь в нашем сознании, чтобы путь наш мы совершали с разумом, — чтобы не стали мы жертвою неведения путей спасения» (Архим. Софроний Сахаров «Видеть Бога как Он есть»).

Как Вы видите, Светлана, через подобные Вам страдания проходили даже и святые. Это закон духовной жизни, у каждого верующего наступает момент, когда у него отнимается благодать Божия. У Святых Отцов этот период еще называется как богооставленность.

Через подобные испытания прошел необъясним образом и Сам наш Спаситель Иисус Христос, во время Своих крестных страданий: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). То есть даже Христос по Своей человеческой природе пережил оставленность Богом-Отцом.

Как у Спасителя нашего, без крестных страданий Его не произошло бы и Его славного воскресения, так и у нас – без духовных страданий не произойдет и нашего исцеления.

Почему нам нужны эти страдания? Почему мы теряем иногда Бога, хотя, вроде бы, и хотим в Него верить?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо уяснить следующий закон духовной жизни, который сформулировал преподобный Серафим Саровский: цель жизни христианской в стяжании благодати Духа Святого. Сущность христианства не в пустом исполнении внешних религиозных атрибутов, а в внутреннем преображении человека, в нравственном его совершенствовании в любви к Богу и ближнему.

Очень часто мы впадаем в такой соблазн, что исполним несколько внешних правил (поставим свечку в храме, прочитаем молитву…), и думаем уже о себе, как о великих праведниках и, соответственно, ждем от Бога наград и исполнений всех наших желаний. А их нет и нет, и мы начинаем обижаться.

Главное, что мы должны здесь понять это то, что смысл христианской веры не в внешних жертвоприношениях, как в язычестве, а в внутреннем преображении человека; в стяжании благодати Духа Святого через внешние действия. Именно только благодать Божия приносит в жизнь человека мир, радость, любовь, утешение и другие дары.

И только последуховного обогащения, начинает преображаться вокруг нас и мир физический; только после исцеления благодатью Божией души нашей наступит и материальное благополучие.

«Причиной несовершенства Христова ваш (знакомый), — пишет в одном письме о. Амвросий Оптинский, — считает обещание Господом награды за исполнение Его заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата; например, вырыл мужик яму, и получил рубль. Нет.

У Господа само исполнение заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестию; от чего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен.

Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и вечность».

Одна из самых распространенных ошибок еще неопытных в духовной жизни людей состоит в том, что все внимание обращается только на внешнее исполнение (сколько прочитано молитв, сколько положено поклонов, кому и сколько свечек поставлено и т. д.

), но при этом полностью пренебрегается внутренняя духовная составляющая, приносят ли эти труды духовную пользу. В итоге получаетсяследующее: человек старается, трудиться, а результата никакого нет, в душе пустота как была, так и остается. Это все равно, что вкушать пищу, которая не насыщает.

И если на первом этапе духовной жизни нам еще помогает Сам Господь, даром давая Свою благодать, то когда наступает второй, происходит духовный кризис, теряется смысл в вере и во всех исполнениях внешних правил. В этот момент человек ломается и перестает молиться, поститься, ходить в Церковь.

А зачем? Зачем делать то, что не приносит никакой пользы?..

Примерно то же самое, как мне кажется, произошло и с Вами, Светлана. Молитвы, посещения Церкви не принесли Вам желаемого, не принесли и духовного утешения, и в подсознании соответственно отложилась отрицательная реакция на подобные действия, а душа все равно просит того, что единственно может удовлетворить ее потребности – благодати Божией.

И очень хорошо в данном случае, что Вы перестали молиться. Потому что Вы поступили хотя бы просто честно по отношению и к самой себе и к Богу.

Страшнее произошло, если бы Вы постарались обмануть себя: ну и ладно, что от моих молитв нет никакого толку, все равно буду молиться, просто потому, что так надо. А кому надо-то? Таких бессердечных молитв не надо ни душе, ни Богу.

Так люди и превращаются в фарисеев: внешние обряды фанатично исполняются, а внутри пустота.

Что же делать сейчас? Как молиться, когда не хочется молиться?

В первую очередь надо осознать, что Вы просто сбились с пути. Вера в Бога – это путь, по которому мы должны пройти. Конец пути – Царство Божие, место нашего вечного блаженства. Когда у путника нет хорошего наставника, очень легко бывает сбиться с правильного пути и заблудиться.

Но, заблудившись, надо постараться выбраться снова на дорогу и продолжить путь. Конечно, что когда мы видим, что наша дорога не ведет к заветной цели, то нет никакого желания продолжать свой путь.

И это разумно, ведь если мы пойдем по ней все-таки, то еще больше заплутаем, еще дальше окажемся от своей цели.

Чтобы выбраться на правильный путь, надо осознать сущность христианства, которая состоит в любви, а именно: в духовном совершенствовании в любви к Богу и ближнему.«Теперь я знаю по опыту моей жизни: Он жаждет нашего совершенства.

Попуская нам тяжкую брань с врагом и с нами самими в нашем падении, Он хочет увидеть нас победителями. Если мы не отступим от Него даже в наиболее полном уничижении нашем от врагов, то Он непременно приходит. Побеждает — Он, а не мы.

Но победа будет приписана нам, потому что мы страдали» (Архим. Софроний Сахаров «Видеть Бога как Он есть»).

Надо вернуться к началу пути, и снова начать свое духовное продвижение, только теперь уже правильно. Начинать надо с молитвы. Именно через молитву в первую очередь проявляется наша любовь к Богу.

Молитва без любви приводит к разочарованию, молитва с любовью наполняет душу благодатью.Не надо в молитве искать как в волшебной палочке исполнения наших желаний, не это делает нас счастливыми.

Ведь исполнение одних наших желает, порождает следующие и так будет продолжаться до тех пор, пока смерть не остановить эту чехарду.

«Награда любви – в самой любви» (С. Фудель «Путь Отцов»). Счастье – это когда ты можешь соучаствовать в жизни другого, будь то Бог или ближний, когда ты можешь проявить им свою любовь.

Не только молитва, но и все другие религиозные ритуалы в нашей православной Церкви являются выражением любви: через пост мы доказываем нашу любовь к Богу, что Он нам дороже колбасы, сметаны и всего прочего, через возжигание свеч – горение нашего сердца в любви к Нему и т. д. Через любовь к Богу мы уподобляемся Ему и соединяемся с Ним, потому что Сам Бог есть Любовь. Он Источник Любви.

Мы не просим в молитвах различных материальных благ, потому что Бог как Любовь лучше нас самих знает, что нам надо, и дает нам все необходимое. Нам надо лишь пребывать с Ним в духовной связи любви.

Старайтесь думать не о том, сколько и каких молитв прочитать, а о том, чтобы Спаситель наш Господь Иисус Христос вошел в наше сердце и наполнил его Собой. А Церковь Божия есть не сказочная лампа Аладдина или скатерть-самобранка, а школа любви. Без этой школы мы постоянно будем плутать, сбиваться, вся наша жизнь будет состоять из сплошных ошибок и неудач.

Не скажу, что в Церкви Вы сразу же получите все Вам необходимое, все будет зависеть от Вашей решимости и рассудительности, потому что любовь это искусство, или, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов «искусство из искусств».

Лучше всего, если у Вас в Церкви будет свой духовник, опытный в духовной жизни священник, который будет подсказывать Вам, как правильно духовно развиваться.

На все вопросы духовной жизни не ответишь, я постарался, как мог, подсказать Вам с чего начинать.

Если Вы искренне будете искать Бога, а не только удовлетворение через религию своих житейских проблем, то Он обязательно Вам поможет и даст все, что Вам нужно.

Спаси Вас Бог, священник Петр Машковцев.

Источник: http://feodhram.ru/vopros/117.html

Ссылка на основную публикацию