Богоявленский кафедральный собор в елохове – православные молитвы

Богоявленский собор в Елохове

Богоявленский кафедральный собор в Елохове - православные молитвы

Одним из важных храмов для жителей Москвы считают Елоховский Богоявленский собор. Он спрятался между высотками города и мало замечен для глаз, но если Вы спросите любого о нем, то Вам точно расскажут не только его историю, но и покажут местонахождение. Так как он скрыт от глаз, но находится в душе каждого.

Духовенство Богоявленского собора в Елохове менялось неоднократно. Это было связано как с политикой государства, так и с личными амбициями каждого предводителя собора. Но всегда было ясно одно, что все они стояли на страже интересов своей паствы.

Богоявленский собор считают сердцем православной духовной жизни государства.

История храма

Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.

Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.

Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи.

Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку.

Во времена проведения антрирелигиозной  борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.

Обязательно к прочтению:  Храм «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.

Святыни храма

Как уже было сказано, некоторые святыни Богоявленского собора в Елохове были переданы туда из других храмов, а остальные были специально привезены и подарены. Среди наиболее почитаемых считают список иконы Казанской Богородицы. Также есть и мощи, которые находятся в данном храме:

  • мощи святителя Алексия,
  • металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня,
  • частица мощей Николая Чудотворца,
  • десница ап. Андрея Первозванного,
  • глава свт. Иоанна Златоуста,
  • митр. св. Петра.

Среди прочих почитаемых икон Богоявленского собора в Елохове выделяют лик Богоматери «Всех скорбящих Радость», список иконы Богородицы «Млекопитательница» и прочие.

Богослужения и адрес 

Расписание богослужений Богоявленского собора в Елохове особо ничем не отличается от проведения обычных служб в прочих храмах по будням, выходным и праздничным дням. А если Вы желаете узнать более детальную информацию о данных богослужениях или задать вопрос священнослужителю, то можно посмотреть на сайте храма.

Находится данных собор по такому адресу: г. Москва, Спартаковская улица 15. Добраться до него можно на метро, до станции «Бауманская», троллейбусами 22, 25, автобусами 40, 152. Если Вы выбрали метро, то после выхода из подземки идите пешком через торговый центр.

Церкви, соборы, монастыри строили не только для того, чтобы радовать глаз, но и с другими целями. Во-первых, это было сделано для того, чтобы люди могли прийти и помолится Господу, рассказать о всем, что их тяготит.

Во-вторых, такие церковные сооружения выполняли роль мотиваторов в трудных житейских ситуациях, они помогали поднять дух населения. В-третьих, становились неким символом веры и благодарности людей перед Богом.

Обязательно к прочтению:  Храм иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/bogoyavlenskij-sobor-v-eloxove/

Богоявленский кафедральный собор в Елохове – Православный журнал “Фома”

Одним из храмов Москвы, посвященных празднику Богоявления, является кафедральный собор в Елохове.  Значение и важность его в духовной жизни столицы и всей страны трудно переоценить.

Ведь именно он долгие годы, вплоть до возрождения Храма Христа Спасителя, считался патриаршим собором.

В начале 1990-х годов страна впервые увидела телевизионные трансляции торжественных Патриарших богослужений именно отсюда.

Архитектура и устройство

С момента своего основания в XVII веке и до 1938 года (когда он стал патриаршим) храм считался приходским и относился к III благочинническому отделению. В первый же раз упоминание о «новопостроенной церкови Богоявления Господня, что в селе Елохове» встречается в указе патриарха Адриана от 1694 года.

До 1717 (или 1722) года Богоявленский храм был деревянным и имел придел в честь Благовещения. Однако чуть позднее по указу императора Петра I его перестроили в камне. Работы велись на пожертвования царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Иоанна V Алексеевича.

В июле 1731 (по другим данным – 1739) года храм был освящен архиепископом Подонским и Сарским Леонидом.В конце XVIII века храм был капитально перестроен. Так, в 1792 году в трапезной был освящен новый придел в честь святителя Николая Чудотворца, в 1793 был году повторно освящен придел в честь Благовещения. В середине XIX века храм еще раз был реконструирован.

По проекту архитектора Евграфа Тюрина в 1837–45 годах тесное и обветшавшее со временем здание храма было перестроено, да так, что свой первоначальный вид сохранили лишь трапезная и первый ярус колокольни. После такой глобальной реконструкции состоялось новое освящение здания, которое совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

Уже в самом конце XIX столетия, в 1889 году, по проекту архитектора Павла Зыкова были возведены большой граненый купол над трапезной и ступенчатые декоративные стенки на ее боковых фасадах.По своей планировке Богоявленский собор крестово-купольный, в стиле ампир. Здание завершается величественным пятиглавием.

В высоту собор достигает 65 метров, такова же и колокольня. Площадь храма вместе с папертью достигает 1164 кв. м, а максимальная его вместимость – три тысячи человек.

До 1748 года при Елоховском храме имелось кладбище, однако указом императрицы Елизаветы Петровны оно было упразднено: погост заровняли, а надгробные плиты использовали в качестве строительного материала «по потребности».

Дореволюционная жизнь собора

У москвичей Богоявленский собор всегда имел репутацию «народного», ведь его основными прихожанами были рабочие, крестьяне, мелкие торговцы и купцы, а также мещане. Однако самым известным прихожанином Елоховского храма был поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Так, 8 июня 1799 года за №73 в метрической книге прихода была сделана запись о его крещении. Спустя сто лет, в 1899 году, в храме торжественно отмечался юбилей со дня рождения поэта.

Уже в наше время, в 1992 году, у входа в здание собора была размещена памятная доска с датой крещения Пушкина.

Богоявленский собор в 1882 году

Елоховский храм относительно благополучно пережил наполеоновское нашествие 1812 года. И хотя его ризница была разграблена французскими солдатами, само здание серьезно не пострадало, а убранство сохранилось от огня.
Ближе к концу XIX века при соборе была развернута широкая благотворительная деятельность.

Так, по инициативе прихожан Матвеева и Камынина, при храме было основано братство для оказания помощи беднейшим прихожанам, а также богадельня на 10 женщин и приют для 15 мальчиков. В ноябре 1875 года открылась школа братства на 35 мальчиков. Значительную роль в благотворительной деятельности храма играл род купцов Щаповых.

Например, Василий Иванович Щапов, будучи старостой храма, завещал ему капитал в размере 26 тысяч рублей, что по тем временам было немалой суммой.

Эпоха смуты и гонений

Как и большинство храмов и монастырей России, Елоховский собор пережил тяжелое время советской власти.Изначально, в ноябре 1918 года, община собора зарегистрировалась в Московском совете рабочих и красноармейских депутатов. После этого храмовая жизнь продолжалась, здесь даже несколько раз служил святой патриарх Тихон.

Казалось бы, претензий со стороны новой власти не было.Но вскоре, после начала в 1922 году кампании по изъятию церковных ценностей, ситуация изменилась. 24 апреля того же года из собора была конфискована богослужебная утварь общим весом более 50 пудов.

Через несколько лет, в 1926 году, решением комиссии Отдела народного образования Моссовета здание Богоявленского собора было отнесено к памятникам церковной архитектуры I категории. Тем не менее 1 марта 1930 года Мособлисполком его закрыл.

Благодаря смелости и настойчивости прихожан и клира, которые собрали в защиту собора около пяти тысяч подписей, Президиум ВЦИК отменил решение столичных властей.

Однако до спокойствия было еще очень далеко. В 1934–35 годах предпринимались неоднократные попытки переоборудовать здание храма под различные гражданские нужды: из святыни хотели сделать кинотеатр, музей редких книг, собирались еще раз закрыть из-за строительства метро… С Божией помощью и по молитвам верующих ни один из этих планов не осуществился.

Патриарх Сергий (1867–1944)

К 1933 году Елоховский собор приобрел особое значение для всей Церкви – именно здесь стали совершаться архиерейские хиротонии с участием высшего духовенства Русской Православной Церкви. Более того, после разрушения в 1938 году Богоявленского собора в Дорогомилове кафедра первосвятителей переместилась в Елохово.

Начало Великой Отечественной войны ознаменовалось чудом, отразившимся на всей последующей истории храма. Советские власти планировали закрыть собор 22 июня после воскресной службы.

Однако после того, как митрополит Сергий (Страгородский) зачитал здесь свое послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал верующих встать на защиту Отечества, власти отказались от намерения закрыть собор и больше не предпринимали подобных попыток.

В дальнейшем здесь же был организован постоянный сбор средств на нужды обороны. Всего же, с июля 1941 по июль 1944 года, в кассу сборов верующими и духовенством было внесено более 800 тысяч рублей.

Наше время

В 90-е годы XX века жизнь Богоявленского собора постепенно вошла в нормальное русло.
В 1991 году он получил статус кафедрального.

В период с 1991 по 1999 год из храма велись прямые трансляции рождественских и пасхальных богослужений, возглавляемых патриархом Алексием II.

Здесь же, в Великий четверг, совершается патриархом чин освящения мира, сваренного накануне в Малом соборе Донского монастыря.

Патриарх Алексий II (1929 -2008)

Сегодня при Богоявленском соборе действует крестильный храм во имя святого Василия Блаженного с баптистерием (помещением для совершения Таинства Крещения), воскресная школа с изучением церковного пения, сестричество милосердия.

В самом соборе хранится немало православных святынь, например, таких, как рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, частицы десницы апостола Андрея Первозванного, главы святителя Иоанна Златоуста, почитаемый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и многие другие.

Здесь же покоятся два патриарха XX века —Сергий и Алексий II.

Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике

Крещение Господне

Источник: https://foma.ru/bogoyavlenskiy-kafedralnyiy-sobor-v-elohove.html

Елоховский собор

На страницах нашей газеты мы продолжаем рассказывать о православных святынях Москвы и сегодня совершим паломничество в Богоявленский кафедральный собор, более известный как Елоховский. Это храм с непростой судьбой и историей.

До строительства и освящения Храма Христа Спасителя Елоховский собор был не только кафедральным собором столицы, но и главным храмом всей страны. 5 июня 1988 года Божественной литургией в Богоявленском соборе началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Сюда в 1991 году были доставлены вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского.

В трагические октябрьские дни 1993 года тут собрались тысячи людей, чтобы помолиться перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, принесенной в эти дни из Третьяковской галереи, о сохранении мира на нашей земле.

Сегодня здесь пребывают мощи святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца, стоявшего у истоков Российского государства, и находятся могилы двух патриархов, служение которых имело огромное значение для Русской Православной Церкви в ХХ веке: патриарха Сергия и патриарха Алексия II.

Крещается раб Божий Александр…

Архитектурно безупречное здание Елоховского собора ярко выделяется в плотной и разномастной московской застройке. Мимо этого удивительно красивого храма нельзя пройти, не заметив.

И первое, что узнаешь, когда собираешься открыть массивную дверь и войти в собор: здесь был крещен Александр Сергеевич Пушкин. Об этом свидетельствует мемориальная доска. Именно благодаря метрической книге Богоявленского собора было установлено место рождения русского поэта.

Долгое время им считался дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Но на самом деле Пушкин появился на свет в доме № 4 на Малой Почтовой улице, откуда восьми дней от роду был принесен в Богоявленскую церковь.

Тогда Елоховский собор еще не имел своего величественного вида и статуса: он приобрел его уже после смерти поэта.

Первые документальные свидетельства существования храма Богоявления в Елохове датируются 1694 годом. В 1712–1731 годах он был перестроен в камне.

Село Елохово граничило с Немецкой слободой, и по преданию кирпич на его строительство жертвовал лично Петр I.

В числе благотворителей значатся известные деятели петровской эпохи, в том числе великая княжна Прасковия Ивановна, дочь царя Ивана Алексеевича и сестра императрицы Анны Иоанновны.

Торжественное освящение каменной церкви Богоявления в Елохове 4 июля 1731 года совершил архиепископ Сарский и Подонский Леонид. В 1789–1790 годах проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 году был освящен придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1793-м — придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1805-м завершилось возведение колокольни.

Но даже с появлением новых приделов Богоявленский храм не вмещал всех прихожан, поэтому был разобран, и в 1837 году, согласно клировой ведомости, началось строительство нового здания. Для его возведения был приглашен московский зодчий Е. Д. Тюрин.

При проведении строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов.

Читайте также:  Сорокоуст за упокой - православные молитвы

В 1845 году возведение грандиозного главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка, которая затянулась на восемь лет.

Одним из главных храмоздателей и благотворителей новопостроенной Елоховской церкви стал московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Иванович Щапов. Великое освящение собора 18 октября (по старому стилю) 1853 года совершил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).

В дореволюционные годы в Богоявленском соборе совершали богослужения выдающиеся московские церковные иерархи, митрополиты Московские и Коломенские: святитель Иннокентий (Вениаминов) и святитель Владимир (Богоявленский). На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, молилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна.

Храм патриархов

В богоборческом ХХ веке Елоховский собор избежал трагической участи других храмов, хотя неоднократно был на грани закрытия.

После возрождения патриаршества в 1917 году он стал местом служения патриархов Русской Православной Церкви, четверо из них были возведены на Патриарший престол в стенах собора. Святитель Тихон (Белавин) довольно часто служил в Елоховском храме.

Здесь его ждали на богослужение 7 апреля 1925 года — в честь престольного праздника Благовещенского придела — но в этот день пришла весть о внезапной кончине Святейшего.

После разрушения Храма Христа Спасителя церковная жизнь переместилась в Богоявленский храм в Драгомилово, а после его разрушения местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) основным местом своего служения избрал Богоявленский собор. Неподалеку разместилась его резиденция, а в 1938 году собор в Елохове стал кафедральным.

Сюда переместился центр духовной жизни Москвы. По документам 1935 года, в приходе Богоявленского собора значилось 25 тысяч прихожан. Несмотря на это попытки закрыть храм продолжались. Так, воскресная Литургия 22 июня 1941 года должна была стать для Елоховского собора последней. Но начавшаяся Великая Отечественная война остановила эти планы.

Митрополит Сергий совершил первый молебен о победе русского воинства и положил начало сбору средств в помощь фронту. По преданию, он снял со своего митрополичьего клобука бриллиантовый крест, а со своей груди драгоценный крест и положил их на жертвенный поднос, куда прихожане уже клали свою лепту.

В следующие четыре года в храме не останавливались молитвы людей о спасении Отечества.

В 1943 году митрополит Сергий был избран патриархом — интронизация состоялась в стенах собора; здесь же в Никольском приделе он был погребен в 1944 году.

В 1945-м Богоявленский собор стал местом интронизации патриарха Алексия I (Симанского), который придал собору статус Патриаршего. В 1971 году здесь прошла интронизация патриарха Пимена (Извекова). Также здесь возглавляли богослужения и участвовали в них Предстоятели Поместных Православных Церквей.

Судьба патриарха Алексия II (Ридигера) также тесно связана с Елоховским собором. Здесь 10 июня 1990 года состоялась его интронизация. Патриарх любил собор и часто совершал в нем службы. Благовещенский придел собора стал местом его упокоения. Каждое воскресенье у его надгробия совершаются панихиды.

Елоховский храм оставался Патриаршим собором до 1992 года, когда этот статус вернул себе древний Успенский собор Московского Кремля. Сегодня Богоявленский собор — это кафедральный собор города Москвы наряду с Храмом Христа Спасителя, который является кафедральным собором Русской Православной Церкви.

Святыни собора

Одной из главных святынь Богоявленского собора являются мощи святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца. Святитель Алексий почитается как великий молитвенник за Русскую землю, немало послуживший духовному объединению нашей страны. Его память Русская Православная Церковь празднует 25 февраля.

Родился святитель в 1292 году (по другим данным в 1304 году) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. В 15 лет он решил стать иноком и вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет. Подвижниками этой обители были иноки Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского.

Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита в 1354 году он стал его преемником.

В то время Русская Церковь была раздираема нестроениями и распрями. Чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель в 1356 году отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху Каллисту, который дал святителю Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха».

Не раз святой отправлялся в Золотую Орду, где налаживал отношения с ордынскими ханами. В одно из своих путешествий митрополит исцелил слепую жену хана Тайдулу. После смерти великого князя Иоанна святитель взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского) и немало способствовал укреплению Москвы и объединению вокруг нее всей Руси.

Святитель Алексий пробыл на митрополичьей кафедре 24 года. Он был погребен по своему завещанию в Чудовом монастыре. Через 50 лет его мощи были обретены чудесным образом. После разорения Чудова монастыря мощи оказались в Архангельском соборе Кремля, откуда по личному распоряжению Сталина в 1947 году были перенесены в Богоявленский собор.

В ХХ столетии собор обрел и еще одну святыню — чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы — один из первых списков с образа Божией Матери, ранее хранившийся в Казанском соборе на Красной площади.

Особо почитается в Елоховском соборе старинный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», известный с 1731 года, и образ святителя Николая Мирликийского, пребывающий в Никольском приделе.

В соборе пребывают также частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресвятой Богородицы, десницы апостола Андрея Первозванного, главы святителя Иоанна Златоуста и частицы мощей других угодников Божиих.

Подготовила Ольга Новикова

**

Паломникам

Адрес Елоховского собора: г. Москва, ул. Спартаковская, д. 15. Добраться можно от станции метро Бауманская, пешком по улице Бауманской до пересечения со Спартаковской.

Оставить комментарий

Поделиться в:

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/761

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Так случилось, что Елоховский собор стал свидетелем многих событий как в жизни страны, так и в жизни Русской православной церкви.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове, основанный в XVII веке, не закрывался даже в самые тяжёлые времена гонений на религию. И стал в богоборческие годы сердцем духовной жизни православной России.

Сельцо, давшее название храму, известно со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», как говорят словари, – это ольха. Возможно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые потом в трубы. До сих пор одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В её приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

О существовании деревянного Богоявленского храма в конце XVII века свидетельствуют книги Патриаршего Казенного приказа. Запись от августа 1698 года говорит о «новопостроенной» церкви.

В 1712–1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Инициатором перестройки была царевна Прасковья Ивановна, младшая дочь Ивана V Алексеевича. Начинание племянницы поддержал царь Пётр I. Известно, что он приказал выделить казённый кирпич на строительство.

Освящение состоялось уже после смерти Петра I, 4 июля 1731 года, во время царствования старшей дочери Ивана V Алексеевича императрицы Анна Иоанновны. Главный его престол был освящен во имя Богоявления, северный придел – в честь Николая Чудотворца, южный – Благовещения Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке территория Москвы стала расширяться. Некогда существовавшие границы, в том числе между Немецкой слободой и остальной Москвой, постепенно стирались.

Немало православных людей селилось в районе села Елохова. Приход Богоявленской церкви стал одним из самых обширных в Москве. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.

В конце XVIII столетия прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что Александр Сергеевич Пушкин родился в Немецкой слободе и был крещён на восьмой день от рождения – 8 июня 1799 года в Богоявленском соборе.

Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Петровича Волынского.

Несмотря на то, что ещё в конце XVIII века назрела необходимость строительства большого храма, старый Богоявленский собор простоял до 30–х годов XIX века. «Тёплой», то есть отапливаемой, в нём была лишь трапезная часть, поэтому храм в целом считался «холодным».

Только в 1837 году старая церковь была частично разобрана и «начата постройкой каменная в обширнейшем против прежнего размере и лучшей архитектуры». Архитектором храма стал известный московский зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин.

Строительство нового, уже пятикупольного, храма было завершено в 1845 году.

Здание собора выполнено в стиле ампир. Кубический четверик завершило величественное пятиглавие. Это центральный купол-ротонда с фонариком и небольшие боковые главы с цилиндрическими барабанами.

С севера, юга и востока к четверику примыкают ризалиты, в восточном – устроен алтарь.

Декоративное убранство фасадов включает в себя портики, украшенные сдвоенными массивными пилястрами, в которые вписаны по две ионические колонны и огромные полуциркульные окна.

Первоначальная отделка трапезной в стиле классицизма в конце XVIII века была дополнена лепными ампирными деталями: коринфскими капителями пилястр, фигурными розетками, наличниками окон.

При ремонте храма в 70–х годах XX века доделали неоконченные при строительстве в XIX веке капители сдвоенных колонн центральной главы, было значительно расширено помещение главного алтаря.

На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX века живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.

Высота здания от фундамента до креста центрального купола составила пятьдесят шесть метров, максимальная вместимость – три тысячи человек.

В прежнем виде Евграф Дмитриевич Тюрин оставил первый ярус колокольни. Верхние ярусы колокольни в формах XVIII века возвели позднее.

Колокольня собора представляет собой удивительной красоты вертикальное сооружение, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трёх сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов.

На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно «вжимают» под углом широкие пилястры. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан лёгкой золочёной маковкой с крестом.

Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это удивительное сооружение приобретает прозрачную лёгкость и невесомость.

В 1853 году был сооружен восемнадцатиметровый многоярусный иконостас, шестьдесят пять образов для него были написаны в традициях академической школы.

После революции, в 1918 году, власть гарантировала общине Богоявленского храма неприкосновенность. Но в 1922 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из храма была конфискована богослужебная утварь общим весом пятьдесят пудов.

А затем в 30–е годы ХХ века власти делали неоднократные попытки закрыть храм.

После разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове в 1938 году, служившего патриаршим собором, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенёс в Елоховский храм свою кафедру.

В июне 1941 года над Богоявленским собором вновь нависла угроза закрытия. Власть решила, что 22 июня, в воскресенье, после окончания литургии собор будет окончательно закрыт.

Но великая народная трагедия – начало Великой Отечественной войны – не дала этому осуществиться.

В этот день митропролит Сергий составил обращение, в котором призвал православный народ на защиту священных рубежей Отечества.

8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации – восшествия на патриарший престол. К сожалению, жить ему оставалось уже недолго. Святейший патриарх Сергий погребен в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года.

В 1945 году собор стал местом проведения интронизации патриарха Алексия I.

10 июня 1990 году здесь состоялась интронизация пятнадцатого патриарха Алексия II.

До восстановления храма Христа Спасителя в Елоховском Богоявленском соборе была кафедра и Алексия II. Здесь же, в Благовещенском приделе Елоховского собора, сейчас место его упокоения.

Источник: http://mirror8.ru.indbooks.in/?p=288024

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Богоявленское благочиние Московской городской епархии

История

Первые упоминания о деревянном храме Богоявления в Елохове относятся к концу XVII в. В 1712-1731 гг. храм был перестроен в камне на средства прихожанина полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Иоанна V Алексеевича. Кирпич на новую церковь пожаловал лично Петр I. 4 июля 1731 г. храм был освящен архиепископом Подонским и Сарским Леонидом.

В 1790-92 гг. проводилась капитальная перестройка храма. В 1792 г. в трапезной был освящен придел в честь святителя Николая Чудотворца. В 1793 г. заново освящен придел Благовещения. К 1805 г. завершилось строительство колокольни.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 г.

В 1837 г. старая церковь была разобрана, а на ее месте к 1845 г. архитектором Е.Д. Тюриным было создано пятикупольное здание собора. Храм был освящен 18 октября 1853 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).

В 1857-58 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. трапезная надстроена архитектором П.П. Зыковым (вторым). В 1929 г. живопись купола собора была реставрирована архитектором И.С. Кузнецовым.

После революции храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 г. Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

В 1938 г. из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

В соборе состоялись интронизации Патриархов: в 1943 г. — Святейшего Патриарха Сергия, в 1945 г. — Святейшего Патриарха Алексия I, в 1971 г. — Святейшего Патриарха Пимена и в 1990 г. — Святейшего Патриарха Алексия II.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 25 февраля 1945 г. Богоявленскому собору был присвоен статус Патриаршего.

Когда в начале 1992 г. Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

В Никольском приделе храма в 1944 г. был погребен Святейший Патриарх Сергий. В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Алексий II.

В настоящее время к собору приписан московский храм вмч. Никиты на Старой Басманной.

Престолы

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "скоропослушница" - православные молитвы

Главный престол освящен в честь Богоявления Господня, приделы — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца, приставной — в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Крестильный храм освящен в честь святого Василия Блаженного.

Святыни

Чудотворная Казанская икона Божией Матери; мощи святителя Алексия, митрополита Московского; икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Богослужение

Божественная литургия ежедневно в 8.00, по воскресным и праздничным дням в 6.30 и 9.30. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 15Телефон:+7 (499) 261-69-13Web-сайт:http://elohov.ruE-mail:admin@elohov.ruПочетный настоятель:Матфей Стаднюк, протопресвитерНастоятель:Александр Агейкин, протоиерей

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/251306.html

Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве

Богоявленский кафедральный собор в Елохове стал свидетелем многих церковно-исторических событий. Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Дмитрия Донского. «Елох», «елоха», по словарю Даля – это ольха.

Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще ольхой в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец.

В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.

Первым документальным свидетельством существования церкви в селе Елохове явилась запись от 24 августа 1698 года в книгах Патриаршего Казенного приказа. В этой записи церковь названа «новопостроенной».

В 1712–1731 годах Богоявленский храм был перестроен в камне. Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель.

Он лично пожаловал на него кирпич.

После петровских реформ граница между Немецкой слободой и остальной Москвой постепенно стиралась. Немало православных людей селилось в том районе. Поэтому здесь нужен был большой храм. Приход Богоявленской церкви был в Москве одним из самых обширных. Он охватывал земли дворцовых сел Елохова и Покровского, Красного села и Немецкой слободы.

В этом храме, судя по писцовым книгам, был в 1799 году крещен А.С. Пушкин. Крещение происходило в трапезной, так что это здание сохранилось и можно увидеть место, где новорожденный сын Сергея Львовича Пушкина получил имя и принял крещение.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века. Этот «холодный» Богоявленский храм уже не вмещал всех верующих прихода и не отвечал новым потребностям и вкусам.

«Сего же 1837 года мая 21 дня, – записано в клировой ведомости, – настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утвержденному».

Для возведения нового величественного здания храма был приглашен известный московский архитектор Евграф Тюрин (1792–1870), прославившийся строительством домовой церкви Святой Татианы Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

Во время строительных работ богослужения для прихожан не прерывались и проводились в теплой трапезной части, у Благовещенского и Никольского престолов.

К 1845 году возведение главного здания храма было закончено, и началась его внутренняя отделка. На эти работы потребовалось около восьми лет.

Из-за нехватки средств, собранных прихожанами и ушедших на строительство грандиозного здания храма, затянулось сооружение иконостаса и подбор предметов убранства.

Треть от всей затраченной на строительство суммы покрыл своим доброхотным пожертвованием один из главных благотворителей Елоховской церкви, московский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин Василий Щапов.

Прихожанами храма в разное время были представители видных московских купеческих семей, многие деятели литературы, искусства и науки, преподаватели высших учебных заведений.

На торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память 100-летия со дня рождения Пушкина, здесь молилась великая княгиня – будущая преподобномученица Елисавета Федоровна.

После Октябрьской революции храм не закрыли. Собор неоднократно посещал Святейший Патриарх Тихон (Белавин). 7 апреля 1925 года прихожане Богоявленского собора вместе с духовенством тщетно ожидали его для совместной молитвы в день престольного праздника придела Благовещения, но пришла весть о внезапной кончине патриарха.

В феврале 1935 года Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров Москвы. Однако после разрушения Богоявленского храма в Дорогомилове, служившего патриаршим собором, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) перенес в Елоховский храм свою кафедру.

В июне 1941 года именно в Богоявленском соборе на всемосковском молебне прозвучал на весь мир пламенный призыв предстоятеля Русской православной церкви митрополита Сергия встать на защиту родины. Об этом ярко рассказал в своем очерке «Церковь против Гитлера» Валерий Ганичев в книге «Державница».

8 сентября 1943 года на Архиерейском соборе митрополит Сергий был избран патриархом, а 12 сентября в Богоявленском соборе состоялась торжественная церемония его интронизации – восшествия на патриарший престол. Погребен Святейший Патриарх Сергий в Никольском приделе собора 18 мая 1944 года.

Над его могилой в 1948 году было воздвигнуто беломраморное надгробие, увенчанное православным крестом, выполненное по проекту великого русского зодчего Алексея Щусева.

Главные святыни Богоявленского собора – мощи святителя Алексия (1293–1378), Митрополита Московского и всея Руси чудотворца, и чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. После успения святителя Алексия его похоронили в основанном им кремлевском Чудовом монастыре.

Здесь его святые мощи почивали до самого Октябрьского переворота. В 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в Архангельский собор Кремля.

В 1947 году по просьбе патриарха Алексия и с личного разрешения Сталина мощи были возвращены Православной церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Из православных святынь, появившихся в соборе в середине ХХ столетия, нужно отметить частицы мощей и священных реликвий, переданные в собор в канун 1000-летнего юбилея Крещения Руси из Государственной Оружейной палаты.

Источник: https://www.culture.ru/objects/1599/bogoyavlenskii-kafedralnyi-sobor-v-elokhove-v-moskve

Е. Мусорина – Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Здесь можно купить “Е. Мусорина – Богоявленский кафедральный собор в Елохове” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентПравославная Таганка8ee2e11c-9e4f-11e5-ae06-0cc47a5203ba, год 2008.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Богоявленский кафедральный собор в Елохове” читать бесплатно онлайн.

Издание приурочено к 630-летию со дня кончины Алексия, Митрополита Московского.

В первой части повествуется о главных вехах жизни святителя и егоединомышленника, друга и соратника – Сергия Радонежского: начиная с участия в объединении Русских Земель, которое было положено при московских князьях Данииле Александровиче и Иване Даниловиче (Калите), и заканчивая наставничеством молодого князя Дмитрия (Донского) в политических и духовных премудростях.Вторая часть издания посвящена деяниям тески Митрополита Алексия – Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и истории Богоявленского кафедрального собора в Елохове по информации собранной в главных московских архивах.

Богоявленский кафедральный Собор в Елохове

1378—2008

Памяти 630-летия упокоения Святителя Алексия

В нынешнем году исполнилось 630 лет со дня блаженной кончины святителя Алексия, Митрополита Московского, великого архипастыря, трудами которого созидалось Русское государство, духовно возрастала и крепла Православная Церковь.

Годы первосвятительства Митрополита Алексия – это годы духовного подъёма русского народа и пробуждения его национального самосознания, время собирания земель вокруг Московского княжества и образования централизованного государства.

Икона святого благоверного князя Даниила Московского

В Москве, ещё при московских князьях Данииле Александровиче и Иване Даниловиче (Калите) было положено начало объединения Русских Земель в единую мощную державу, под покров и защиту которой стали прибегать подвергавшиеся разорению от золотоордынцев удельные города и уезды.

Из Черниговского княжества, оставив свои владения, вынужден был перейти под защиту московского князя Даниила Александровича и боярин Феодор Акинфиевич Бяконт. Верой и правдой служил он княжескому двору. В Москве, в 1304 году в семье Феодора и Марии Бяконт родился первенец, которому в Святом Крещении было дано имя Елевферий, что значит «свободный».

Его восприемником от Святой Купели был князь московский Иоанн Данилович, прозванный Калитой (+1341).

Великий князь Иван Данилович Калита

Господь рано, на двенадцатом году жизни, открыл будущему святителю его высокое предназначение. Однажды отрок, удалившись за город, расставил в поле сети для уловления птиц. Утомлённый ожиданием, он задремал и услышал вещее слово: «Алексие! Что напрасно трудишься? Будешь ловцом человеков».

Небесное семя глубоко запало в душу отрока и начало прорастать, обнаружив в Елевферии решительную наклонность к духовной, монашеской жизни.

Через несколько лет он, презрев земные блага, открывавшиеся ему по принадлежности к знатному роду и близости к крёстному отцу своему, великому князю Иоанну Даниловичу Калите, просит родителей отпустить его в обитель и, получив благословение, вступил в Богоявленский монастырь.

Созданный в 1296 году повелением благоверного князя Даниила Александровича, он тогда был центром просвещения Москвы. Одним из первых настоятелей обители был пришедший сюда из Троицкого монастыря инок Стефан, старший брат преподобного Сергия Радонежского. В этой обители послушник Елевферий и принял иноческий постриг с именем Алексий, предвещанным ему в сновидении.

Богоявленский монастырь. Миниатюра из книги 1673 г.

Более двадцати лет провёл он в монастыре, труждаясь под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия («монах нарочит и честен и славен старец, духовным житием живый»). В обители, он предался чтению книг, изучил греческий язык.

Будущий святитель сличил славянский перевод новозаветных книг с греческим подлинником и, очистив текст от несовершенств и погрешностей, внесённых в него неискусными переписчиками, дал новый, более точный и общедоступный славянскому миру перевод Писания.

Добродетельная монашеская жизнь и высокие духовные дарования подвижника привлекли к нему внимание митрополита Киевского и всея Руси Феогноста (+1353) и великого московского князя Симеона Иоанновича Гордого (+1353). Со временем Митрополит назначил его своим наместником, вверив мудрому иноку церковные суды и управление церковным имуществом.

Двенадцать лет исполнял он это послушание, приобретя большой опыт и обширные знания не только в церковном судопроизводстве, но и в решении гражданских дел. С одобрения великого князя Симеона Иоанновича, 6 декабря 1352 года инок Алексий был поставлен во епископа Владимирского.

В 1353 году по настоянию великого князя Иоанна II Иоанновича (+1359) из Москвы в Константинополь было отправлено посольство с прошением к Императору и Патриарху, в случае кончины святителя Феогноста возвести на митрополичью кафедру Русской Церкви епископа Владимирского Алексия. (Это был период в служении Русской Православной Церкви, когда русские архиереи принимали посвящение и назначение на Митрополию от Константинопольского Патриархата).

Храмовая икона Спаса Нерукотворенного

При патриаршем дворе в Константинополе святителя Алексия продержали почти год на «тщательном испытании». Здесь Патриарх Филофей возвёл его «за добродетельное житие и прочие духовные доблести» в сан митрополита Киевского и всея Руси, благословив на труды иконою Спаса Нерукотворенного. Когда святитель Алексий выехал из Царьграда в Москву, разыгравшаяся на море буря грозила кораблю гибелью.

Вверив свою жизнь Господу, владыка усердно молился Ему, дав обет построить храм во имя того святого, в день празднования памяти которого корабль благополучно достигнет земли. Буря утихла, корабль пристал к берегу 16 августа (29 по новому стилю) в день празднования Нерукотворенного Образа Спасителя, пред иконой Которого святитель усердно молился во время плавания.

В 1356 году Константинопольский Патриарх Каллиста (+1362) подтвердил право святителя Алексия на управление Русской Церковью с титулом «Всечестный митрополит и экзарх». В этот год и преподобный Сергий Радонежский был возведен в сан игумена.

Исполняя данный Богу обет, владыка после 1356 года основал в Москве на Яузе монастырь во имя Всемилостивого Спаса, впоследствии переименованный в Спасо-Андроников. Его игуменом определён был лучший ученик преподобного Сергия Радонежского инок Андроник (+1395), посвятивший себя устроению святой обители.

Со временем в соборный храм монастыря была торжественно перенесена и главная святыня – образ Спаса Нерукотворенного, сопутствующий святителю в его путешествии по морю. Немало часов было проведено здесь владыкой в размышлениях и беседах с преподобным Сергием Радонежским о судьбах Отечества.

Спасо-Андроников монастырь. Худ. В. Тимофеев. 2004 г.

В этот период святитель Алексий и преподобный Сергий начинают вместе воплощать план строительства по всей Руси сети крупных общежительных обителей, которые могли бы содействовать объединению под рукой Москвы разрозненных русских княжеств.

В монастырях русские князья могли получить мудрое наставление и духовную поддержку, а в случае военных действий мощные монастырские стены могли обеспечить надежный тыл и оборону для княжеских дружин.

Монастыри также служили средством оповещения о нашествии врагов и местом сбора вооруженных ополчений для отпора нашествий. Руководить строительством таких монастырей был поставлен Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, у которого уже был опыт создания крупных обителей.

Само же строительство Сергий поручил своим лучшим ученикам. Строительство сети монастырей-крепостей обеспечило успешный ход подготовки к Куликовскому сражению.

По замечанию церковного историка Е. Е. Голубинского, «обстоятельства времени поставили свт. Алексия во главе государственного управления, так что он был митрополитом и в то же время первым государственным человеком, главою боярской думы своих князей».

С восшествием в 1363 году на великокняжеский престол восьмилетнего отрока Димитрия Иоанновича, впоследствии нареченного Донским, будущего великого русского полководца и державостроителя, именно святитель Алексий, по завещанию, становится опекуном малолетнего правителя.

Помогая ему наставлениями и советами собирать Русь и укреплять духовные силы народа, владыка, достигнул блестящих результатов, по сути своей предуготовив историческую победу русского воинства 8 сентября 1380 года на Куликовом поле и последующее освобождение Русской Земли от иноземного ига.

При этом он оставался, прежде всего, архипастырем и в своей государственной деятельности пользовался только духовным оружием. Так, в 1365 году для разрешения спорного вопроса о княжеском наследовании нижегородской земли святителем Алексием в Нижний Новгород был послан игумен Радонежский Сергий.

С благословения владыки, дабы избежать кровопролития и для вразумления князя Бориса, самовольно захватившего удел, прп. Сергий «затворил церкви» во всём городе, прекратив в них богослужение. Мера по тем временам чрезвычайная, располагающая боголюбивого русского человека к послушанию власти более, нежели демонстрация ею силы.

Иконографическое изображение Преподобного Сергия Радонежского

Святитель Алексий сумел приобрести значительное влияние и в Золотой Орде, путешествия в которую сопрягались с опасностью для жизни.

Читайте также:  Православная церковь и здоровый образ жизни: отношение православных христиан к спорту - православные молитвы

Однажды хан Джанибек через послов прислал великому князю Иоанну Иоанновичу грамоту, в которой просил его выслать в Орду архиерея Божия Алексия с тем, чтобы тот исцелил немоствующую царицу Тайдулу, которая, как сообщает житие святого, «бяше бо три лета слепа, к сему и демонствуема». Хан требовал того, что было не во власти человеческой.

Митрополит Алексий, исполненный глубокого смирения и любви к своему Отечеству, не уклонился от опасного путешествия. «Дело превышает меру сил моих, – ответил он князю, – но я верую Тому, Который даровал зрение слепорождённому; поможет Он и мне милостию Своею». Перед отъездом владыка отслужил молебен в Успенском соборе у мощей святителя Петра (+1326).

Во время молитвы чудесным образом зажглась сама собой свеча, стоящая у гробницы. Это знамение милости свыше укрепило надежду святителя Алексия на всесильную Божию помощь. Прибыв в Орду, он стал молиться с этой свечой о здравии болящей царицы, окропил её святой водой – и она тотчас получила исцеление. Чудо поразило золотоордынцев.

В благодарность за это хан Джанибек подарил митрополиту участок земли в Московском Кремле – бывшее посольское подворье, на месте которого со временем (около 1365 года) был воздвигнут Чудов монастырь. Приемля дары и почести, святитель увёз с собой безопасность для Церкви и Государства.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://www.libfox.ru/615003-e-musorina-bogoyavlenskiy-kafedralnyy-sobor-v-elohove.html

Богоявленский собор в Елохове (Москва)

Собор Богоявления Господня в Елохове – кафедральный храм Московского патриархата и один из красивейших православных соборов Москвы, выстроенный в стиле ампир в середине XIX столетия на месте прежних деревянной и каменной церквей. В настоящее время является действующим собором Богоявленского благочиния Московской городской епархии и имеет статус объекта культурного наследия народов России. 

Прежние церковные постройки

На северо-востоке Москвы, на территории бывшего подмосковного села Елохово (в настоящее время – район Басманный) находится один из красивейших православных храмов столицы – кафедральный собор Богоявления Господня.

История его началась задолго до середины XIX века, когда он был выстроен в своём теперешнем виде, но для полноты понимания значения Богоявленского храма в судьбах тысяч и тысяч прихожан нужно окунуться в историю прошлых веков. 

В селе Елохове, впервые упоминаемом, по одной из версий, в духовной грамоте князя Дмитрия Донского от 1389 года, а по другой – в указе Патриарха Московского Адриана, датируемом 1694 годом, к концу XVII столетия существовал деревянный Богоявленский храм с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Согласно церковным преданиям, именно на паперти Богоявленского собора в декабре 1469 года прихожанка Анна родила сына, наречённого Василием и впоследствии ставшего одним из самых известных юродивых Москвы – Василием Блаженным.

К 1717 году храм, видимо, обветшал, в связи с чем был разобран и на его месте была выстроена новая каменная Богоявленская церковь, причём указ о постройке церкви в камне подписал сам Пётр I, а деньги для этого пожертвовала царевна Прасковья Ивановна (племянница императора Петра I).

К сожалению, сведений о внешнем виде храма и его внутреннем убранстве тех лет не сохранилось, равно как и о том, когда были закончены внешние и внутренние работы, лишь известно, что чин торжественного освящения соборного Богоявленского храма в июле 1731 года совершил архиепископ Подонский и Сарский Леонид.

К концу XVIII столетия храм обветшал и в 1789–1790-х годах был капитально отремонтирован, а также была перестроена его трапезная и к 1805 году возведена четырёхъярусная колокольня.

В трапезной, по завершению всех работ, в 1792 году был освящён придел во имя Николая Чудотворца (левый) и в 1793 году возобновлён придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (правый).

 

Село Елохово после 1742 года вошло в черту Москвы и к концу XVIII столетия в небольшом Богоявленском храме во время совершения богослужений всегда собиралось много прихожан, среди которых была и семья Пушкиных. Интересно, что именно в этом храме в 1799 году крестили будущего русского литературного гения А. С. Пушкина.

Строительство и дальнейшая судьба нынешнего храма

В 1837 году простоявший целое столетие храм петровских времён было решено снести и на его месте выстроить новую церковь.

Строительство был поручено архитектору Евграфу Дмитриевичу Тюрину, который, оставив в первоначальном виде только трапезную и первый ярус колокольни, к 1845 году возвёл новое 56-метровое в высоту здание в стиле ампир, подчеркнув торжественную величавость его двусветного четверика выкрашенными в белый цвет колоннами и пилястрами на фоне окрашенных в мягкий изумрудный цвет фасадов и увенчав его главный и четыре боковых купола, установленные на прорезанные высокими арочными окнами барабаны, небольшими позолоченными луковичными главками. Главный купол, завершённый световым фонариком и крестом, оформлен фресками на евангельские сюжеты и выглядит намного наряднее боковых куполов, а его маленький куполок, венчающий световой барабан-фонарик, придаёт всему зданию устремлённость ввысь. Тогда же интерьеры храма были украшены росписями, иконостасы покрыты сусальным золотом. Была благоустроена и окружена оградой с трёх сторон прилегающая к собору территория, на которой размещались дома причта и хозяйственные помещения, выстроенные ещё в XVIII столетии. Стоит отметить, что реконструкция храма обошлась в 200 тысяч рублей, треть из которых пожертвовал почётный гражданин, купец 2-й гильдии В. И. Щапов и в октябре 1853 года по завершению всех работ обновлённый Богоявленский собор при большом количестве прихожан был торжественно освящён митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Изящное и нарядное здание храма настолько понравилось москвичам, что несмотря на его статус обычной приходской церкви на северо-востоке столицы, горожане сразу выделили его из общего числа других городских храмов, отдав ему предпочтение за красоту, изящность и нарядность. Возведение соборной колокольни в архитектурных формах XVIII столетия было завершено уже после освящения храма в 1857–1858 годах, а в 1889 году архитектором П. П. Зыковым (Зыковым-вторым) был перестроен купол над трапезной и украшены ступенчатыми аттиками боковые фасады храма. Уже в начале минувшего столетия, в 1929 году, проводились работы по реставрации фресковой живописи главного купола, руководил которыми архитектор И. С. Кузнецов. В рассчитанном на одновременное пребывание в храме 3 тысяч верующих (стоит отметить, что общая площадь храма с папертью составляет 1164 кв. метра) совершались богослужения и отправлялись церковные требы, а 26 мая 1899 года, в день 100-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина в Богоявленском соборе митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) была совершена праздничная панихида, на которой почётными гостями были Московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Фёдоровна. К началу XX века к Богоявленскому собору были приписаны несколько небольших домовых храмов, богослужения в которых совершали священники собора, приход владел большими земельными участками и недвижимостью, а прихожанами были 12 тысяч человек обоих полов.   

Собор в XX столетии и в наши дни

Значение Богоявленского собора для Русской Православной Церкви и верующих было настолько велико, что даже после революции 1917 года в нём совершались богослужения, а в 1925 году, в праздник Сретения Господня праздничную литургию в соборе отслужил Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин).

В 1926 году зданию храма присвоили статус памятника церковного зодчества I категории, и видимо, именно это позднее спасло его от разрушения. Горячо любимый москвичами Богоявленский собор не был закрыт новой властью ни в первые годы, ни позднее, хотя такие попытки атеистически настроенные большевики предпринимали неоднократно.

Первый раз постановление Московского облисполкома о закрытии храма было подписано в марте 1930 года, но уже в июне того же года Президиум ВЦИК, руководствуясь письмом, подписанным без малого 5 тысячами прихожан о сохранении храма для верующих, отменил это решение. В 1935 году собор собирались переоборудовать под кинотеатр, но этот план властям осуществить не удалось.

В очередной раз собор собирались закрыть 22 июня 1941 года, сразу после воскресной литургии, но, видимо, в связи с начавшейся Великой Отечественной войной храм трогать не стали, ведь разрушив насильственным методом многовековые христианские традиции, новая власть ничем не смогла заменить их в короткий срок, почему и оставила прихожанам их святыню.

В начале 1930-х годов в связи с массовым закрытием близлежащих к Богоявленскому собору московских церквей из них в собор были свезены иконы и церковная утварь, а число прихожан в тот период увеличилось до 25 тысяч человек.

Тогда же в одном из зданий недалеко от собора расположилась резиденция и канцелярия митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), а в июле 1938 года после закрытия Богоявленского собора в Дорогомилове Елоховскому собору был присвоен статус кафедрального храма Москвы.

 Стоит отметить, что спустя несколько дней после начала войны с фашистской Германией именно с кафедры Елоховского Богоявленского собора митрополит Сергий обратился к народу с призывом встать на защиту Отечества от неприятеля.

В тот же день в соборе был организован сбор пожертвований на оборонные нужды и митрополит Сергий первым показал пример, пожертвовав украшенные драгоценными камнями наперсный крест и крест с клобука.

Глубоко символично, что даже несмотря на целенаправленные гонения советской власти на церковь и её служителей, в тяжёлые годы военного лихолетья священнослужители и прихожане Богоявленского собора в меру своих сил помогали стране, за 1941–1944 года собрав 835 200 рублей для фонда обороны и 535 100 рублей для подарков сражавшимся на фронтах бойцам, а храмовую колокольню в годы войны отдали военным для смотровой площадки боевых расчётов зенитчиков.Несмотря на военные действия, весной 1942 года с разрешения властей в затемнённом Богоявленском соборе было совершено Пасхальное богослужение, на которое собралось более шести с половиной тысяч прихожан. Уже в сентябре 1943 года богослужения в соборе стал совершать вернувшийся из эвакуации митрополит Сергий, а спустя несколько дней в присутствии православных патриархов из других стран и предстоятелей поместных церквей митрополит Сергий был возведён в сан патриарха Московского и всея Руси. Практика интронизации Московских патриархов в Елоховском Богоявленском соборе впоследствии продолжилась. Так, в феврале 1945 года Московскую кафедру возглавил патриарх Алексий I, в июне 1971 года – патриарх Пимен (Извеков), а в июне 1990 года – патриарх Алексий II. 

С именем патриарха Алексия I связано важное событие в истории собора – одним из первых указов новоизбранного патриарха 25 февраля 1945 года стало присвоение Богоявленскому собору статуса Патриаршего, сохранявшегося за ним до 1991 года, когда Патриаршая кафедра была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. 

На протяжении всего Патриаршего периода в истории собора в нём совершались важнейшие в жизни РПЦ события.

Так, помимо интронизации митрополитов, в октябре 1947 года было совершено перенесение из Успенского собора Московского Кремля мощей святителя Алексия, митрополита Московского, в настоящее время выставленных в специальной раке перед алтарём Никольского придела.

В июле 1948 года в соборе широко праздновалось 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви, на котором присутствовали как представители благочиний и епархий Московской Патриархии и представители иностранных экзархатов, так и делегации от девяти поместных церквей.

А в июне 1988 года именно с божественной литургии, совершённой в соборе, началось пышное празднование 1000-летия Крещения Руси.

Стоит отметить, что к этой знаменательной для всех православных христиан дате в собор из фондов музеев Московского Кремля были переданы частицы некоторых христианских святынь и частички мощей многих угодников Божьих. 

Также в Богоявленском соборе для поклонения выставлялись православные святыни – мощи прп. Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского (1991 год), чудотворная икона Божьей Матери «Владимирская» (1993 год), глава великомученика Пантелеймона-целителя (1996 год). 

В 1991 году Елоховскому Богоявленскому храму присвоили статус кафедрального собора Москвы и с тех пор праздничные богослужения в нём совершают высшие иерархи РПЦ. А в 1992 года у входа в собор была установлена мемориальная доска в память о крещении в храме великого русского поэта А. С. Пушкина.

 В 1990-х годах в соборе была проведена масштабная комплексная реставрация, в результате которой были отреставрированы главный и придельные иконостасы с почти полной заменой сусального золота, промыты и укреплены фрески, расширены и переоборудованы балконы для хоров, устроен центральный балкон и помещения для певчих, бронзовой оградой ограничена солея и кафедра, устроены помещения для ризницы и мастерских, для удобства доступа в них в северной части фасада сделаны лестницы и два специальных пассажирских лифта, оборудован небольшой зал для приёма почётных гостей и служебные помещения над перекрытием трапезной, установлена система кондиционирования воздуха в здании храма и звукоусиливающая система для улучшения акустики. Помимо этого во всём здании храма были уложены новые полы из мраморных плит, заменены паникадила, перекрыта кровля, большая глава собора и глава колокольни покрыты сусальным золотом, а на четырёх боковых главках сделано имитирующее позолоту напыление. Благоустроена территория вокруг собора, а в прилегающих к нему зданиях, из которых в новые квартиры были переселены жильцы, разместились различные церковные службы –  трапезная для гостей, просфорная, столовая для персонала, склады, гараж, а в одном из них в 1990 году был освящён крестильный храм во имя святого Василия Блаженного с баптистерием. Для освящения и раздачи воды рядом с собором оборудовано специальное место с навесом и мозаичной иконой «Крещение Господне». Богоявленский собор стал местом упокоения и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, похороненного в Благовещенском приделе собора в декабре 2008 года. В настоящее время в соборе совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, действует воскресная школа с классом церковного пения, в 1992 году при храме образовано сестринство во имя равноапостольной Марии Магдалины, а в 1995 году к собору был приписан храм Никиты Мученика, расположенный на Старой Басманной улице.

Информация для посетителей

  • Богоявленский кафедральный собор находится по адресу: г. Москва, улица Спартаковская, 15.
  • Добраться до собора можно как на метро, доехав до станции метро «Бауманская» (Арбатско-Покровская линия), так и наземным транспортом – автобусами №№ 40, 152 или троллейбусами №№ 22,25.
  • Расписание богослужений размещено на официальном сайте Богоявленского собора. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/bogoyavlenskii-sobor-v-elohove

Ссылка на основную публикацию